Как у древних славян назывался бог воды? Факты о боге воды Переплуте у славян.

Славянский бог воды и противоречия мифологии

За время своего существования славянское язычество прошло три ступени развития. На каждой ступени были свои божества и мифология видоизменялась. Каждая новая ступень развития оставляла старые традиции и присовокупляла к ним новые.

Противоречия по поводу пантеона богов

В российской истории одной из самых противоречивых тем является спор о славянских богах. О пантеоне божеств накоплено множество информации и нередко одни источники противоречат другим. Боги имеют множество имен. Так, бог воды в разных источниках именуется по-разному. Откуда столько расхождений? Дело в том, что у восточных и западных славян мифология несколько различалась. Плюс со временем идеология древнерусских народов менялась, а летописцы записывали легенды, обряды и предания каждый на свой манер. Далее, литераторы писали каждый свою историю. И вот научные мужи пытаются из всего этого народного эпоса и литературных источников вычленить правдивую информацию. Но и тут мнения их расходятся.

Проблема еще и в том, что древнерусских памятников литературы, в которых бы описывались божества, практически не сохранилось. В основном до нас дошли памятники культуры скандинавские и летописи викингов. Таким образом, все, что мы знаем о религии и божествах древних славян почерпнуто уже из поздних источников христианских времен.

Бог воды из былины

В былине о Садко говорится, что богом морей был Водяник или иначе Поддоный царь. Его еще называли Морским царем и Чудом Морским. Однако историки считают, что этот царь является не истинным, был бог воды у славян по имени Ящер, вот его и переосмыслили в былине о Садко.

Также в древних мифах встречается Переплут, который был покровителем мореходов и хозяином водяных. И упоминается еще одно имя бога воды – Дунай. Его считали повелителем рек и рыболовства, а также отцом всех русалок, и в его честь назвали самую большую реку. Дунай, по преданию, был сыном Переплута.

Кроме них упоминается еще и сын Перуна – одного из главных богов – Сытиврат или Ситиврат. У западных славян он считался богом дождя и посевов.

Бог воды и морей, владыка Подводного Царства у древних славян. О нем сохранилось мало сведений. Известно, что женой его стала утопленная девушка, а отцом его был Кощей. Ящеру поклонялись на озерах, болотах, приносили ему жертвы. В одной из летописей говорится, что он поедал тех, кто ему не приносил дары и не поклонялся.

Жертвовали морскому богу молодых девушек и черных кур. Из-за этого он ассоциировался еще и со смертью и подземным царством. Позднее появился новый обряд жертвоприношения. Три дня лошадь кормили только хлебом, затем обмазывали ей голову медом, надевали на нее два жернова и топили в реке.

Ящер был хранителем и защитником вод. Этим сведениям по некоторым данным около миллиона лет. У восточных же славян бог воды трансформировался в образ крокодила и одновременно считался покровителем земледелия и пожирателем крупного рогатого скота.

По летописным источникам, можно судить о том, что культ Ящера существовал даже после принятия христианства. Сведения о нем сохранились до XII века, а также было найдено множество украшений и домашней утвари древних славян с изображениями Ящера. В связи с этим можно судить, что данное божество играло в их жизни большую роль.

Славянская богиня воды

Ящер один из старейших в славянском пантеоне. Он бог морской воды. Но также существовала у древних славян и богиня пресных источников Дана. Она изображалась в виде молодой светлолицей девушки и являлась светлой богиней, дарующей жизнь всему на земле и исцеляющей своей водой путников. Ей также поклонялись и возносили молитвы. Считалось, что вода очищает не только тело, но и душу. Так, по преданию, людям завещали боги. До наших дней дошла славянская молитва богу воды и другим божествам, относящимся к живительной влаге. Она читалась, чтобы воду освятить. Упоминалась в этой молитве и светлоликая богиня: «Дана-Водица, живая криница». В честь богини были названы реки Двина и Днепр. Кроме того, она была воплощением телесной красоты и почиталась еще и как богиня света и повелительница весенних гроз.

Читать еще:  Вход в очередь к мощам николая чудотворца. О чём просить Чудотворца? Как правильно молиться Святителю Николаю

Низшие водные божества

Всем с детства известны сказки и былины о водяных и русалках. Эти сказочные существа тоже вышли из древнеславянской мифологии. Они являлись низшими божествами, но, тем не менее и их люди уважали и поклонялись им.

Водяной был духом воды и обитал в реках и других водоемах, в большинстве своем в темных местах и лесах. Изображался старичком в тине и шапке из водорослей. Ездил верхом на соме и питался раками. Забирал с собой в воду тех, кто купался после захода солнца. Когда злился, разгонял рыб и крушил мельницы. Чтобы его задобрить, ему дарили гусей и поливали воду маслом. Зимой водяной спал подо льдом, весной пробуждался голодный и злой и ломал лед. Водяной был хозяином русалок и Исчетика – своего помощника, который выполнял за него черную работу, например, такую, как размывание берегов и поломка плотин.

Русалки или Берегини были водными девами. Позже ими стали считаться души утопленниц. Русалки чесали волшебным гребнем свои волосы, и с них текла вода, так они могли затопить даже доселе сухое место. Но далеко от водоемов речные девы не отходили, так как их волосы могли высохнуть и тогда они умирали. Русалки могли защекотать до смерти, спастись от них можно было только полынью, если кинуть траву им в лицо.

Еще одно водное божество, праздник которого у нас отмечается по сей день, Купало или Купала. Бог росы, влаги и лета. В ночь летнего солнцестояния праздновался День Купала в честь самого божества, солнца и огня. Отсюда и традиция купаться в водоемах и прыгать через костер в этот день.

11 фактов о славянах, которые не знают даже они сами

С древнейших времен на территории современной Восточной Европы от Богемии (которая сейчас является частью Чехии) до Новгорода обитал веселый народ, живущий по законам чести и в тесном взаимодействии с природой. Несмотря на региональные различия, славянские племена объединяли похожие обычаи, обряды и верования, многие из которых так или иначе находят отражение и в жизни их современных потомков.

AdMe.ru разобрался, как жили славяне раньше и что из их традиций дошло до наших дней, а также подобрал факты о братьях-славянах — древних и современных.

Многоженство и верность

В дохристианский период в древнерусском обществе существовали 2 разновидности брака: моногамная и полигамная. Так, у князя Игоря, как пишет В. Н. Татищев, было несколько жен помимо Ольги, а Владимир Святославич до принятия им христианства и женитьбы на византийской царевне Анне уже имел 5 жен, не считая наложниц, число которых, по мнению историков, доходит до 500.

Любопытно, что, несмотря на бытовавшее у славян многоженство и наложничество, жены в Древней Руси отличались целомудренностью и верностью.

Райские моря

По представлениям древних славян, море находилось где-то на юго-западном краю земли неподалеку от Ирия — славянского рая. В этой стране царит вечное лето, туда улетают зимовать обычные птицы, а птицы волшебные живут там постоянно. Предназначена эта страна исключительно для хороших людей, да и то лишь в следующей жизни. Так что искупаться в море древним славянам было намного сложнее, чем современным жителям Центральной России — последние могут себе это позволить хотя бы в сезон отпусков.

Поленицы — славянские амазонки

Большинство историков сходится на том, что женщины у древних славян, как и во всех древних обществах, занимали подчиненное положение и фактически являлись собственностью мужчин, за исключением женщин высшего сословия, как, например, княжна Ольга. Однако былины, как и некоторые древние источники, доносят до нас истории женщин-богатырей, или, как их называли, полениц. Эти дамы не только были свободными, но и воевали наравне с мужчинами, а зачастую одолевали их в поединках.

Впрочем, в отличие от амазонок, поленицы совершенно не возражали против вступления в брак с богатырями — даже ими же поверженными.

Иван Купала

Праздник Иван Купала ранее приходился на день летнего солнцестояния и символизировал расцвет природы. В самую короткую ночь в году вся нечисть покидала озера и реки, и только после Купалы традиция разрешала купаться в открытых водоемах. Сама вода приобретала магические свойства: например, если девушка на рассвете умоется утренней росой, она весь год будет наслаждаться красотой и здоровьем — и никаких тебе косметологов.

Род и рожаницы

Наверняка вам знаком «свитер с оленями». Похожие узоры издавна вышивали на полотенцах, скатертях, платьях и рубашках.

Оказывается, это очень древний и могучий символ. Небесные оленихи, посылавшие на землю оленят, для древних славян олицетворяли матриархальных богинь рожаниц — покровительниц женщин, семьи, домашнего очага и плодородия. Славяне верили, что в ночь после рождения ребенка являются 3 божества, которые решают судьбу новорожденного, рисуя на его челе таинственные знаки, невидимые человеку. Чтобы знаки были благоприятными, рожаниц следовало задобрить, угощая хлебом, сыром и медом.

Род и «правды»

Личная честь и честь рода — важнейшие понятия для древних славян — измерялась в так называемых «правдах». Злые деяния отдельного человека (например, нарушение клятвы, отказ от вызова на поединок, хулительная песнь гусляра) уменьшали и его собственную «правду», и «правду» рода, тогда как благие дела (месть за родича, устройство пира или состязания, женитьба или служба у славного князя) вели к увеличению личной чести.

Читать еще:  Древняя русь 988 год события. В каком году крещение Руси было? Крещение Руси - дата, год

За самые страшные деяния — такие как убийство родича, нарушение законов гостеприимства или отказ позаботиться о погребении павшего врага — человек мог быть объявлен вне закона, поскольку рисковал обрушить кары богов на весь свой род.

Чем выше было социальное положение человека, тем сильнее должна была быть его «правда»: князь, запятнавший свою честь, «снимался с поста» незамедлительно.

Костяная нога

Какая сказка обходится без Бабы-яги, которая живет на границе леса в избушке на курьих ножках, заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть, а потом отпускает, да еще и с волшебными дарами.

По мнению ученых, столь противоречивое поведение Яги описывает распространенный в древних обществах обряд инициации — посвящения мальчиков в мужчины. Ребенок символически умирает, чтобы возродиться взрослым, имеющим право носить боевое оружие и вступить в брак. Такой ритуал и описывают сказки о Бабе-яге — хранительнице границы между мирами живых и мертвых.

Всеведущие волхвы

Волхвы и кудесники — «древнеславянская интеллигенция» — пользовались особым почетом и уважением как посредники между людьми и богами. Стать волхвом можно было при наличии талантов и после многих лет обучения с четкой специализацией: волхвы-хранильники изготавливали обереги, кощунники хранили древние предания, облакогонители отвечали за погоду, а целители знали лечебные обряды. Например, чтобы излечить больного от туберкулеза, его нужно было искупать в воде, зачерпнутой из 3 колодцев, настоянной на мусоре из 3 изб и сдобренной мхом с 3 крыш.

«Волхвы» — это славянское слово, означающее «мудрец», «жрец» или «маг»; именно в этом значении оно употребляется в переводе на русский язык библейских текстов о рождении Иисуса. Так что маги, пришедшие на поклон с дарами к божественному младенцу, были «коллегами» древнеславянских волхвов.

«Славянский санскрит»

Многие лингвисты не раз подмечали схожесть славянского языка и санскрита. Среди историков и лингвистов было немало споров о том, «кто от кого произошел» и можно ли вообще говорить о каком-то влиянии одного древнего языка на другой, на почве которых появились многочисленные спекуляции.

Тем не менее между славянским языком и санскритом и вправду много общего. Дело в том, что «основную часть лексического состава санскрита составляют слова, унаследованные из общеиндоевропейского или построенные из морфем индоевропейского происхождения», пишет доктор филологических наук академик Андрей Анатольевич Зализняк, который составил список из 150 однокоренных слов санскрита и русского языка.

Лесная шерсть

Наверное, все помнят сказку Андерсена «Дикие лебеди», где бедная Элиза должна была вязать рубашки из крапивы, чтобы спасти своих братьев. А знаете ли вы, что ткани из крапивы не только существовали на самом деле, но и производятся до сих пор?

В давние времена из длинных и тонких волокон крапивы — кудели — ткали плотные холсты, а потом шили сарафаны, рубахи, полотенца и постельное белье. Из пряжи вязали носки-тапочки, которые спасали от ревматизма, пояса от радикулита и шапочки от мигрени.

А сравнительно недавно итальянский Дом моды Corpo Nove выпустил коллекцию джинсов, курток, юбок и рубашек из крапивы, которая пользуется огромным успехом. Жалящие волоски не используются: одежда из крапивы шелковистая, выдерживает сильные нагрузки, не электризуется, да еще и помогает от ревматизма и аллергий.

Славянский «эсперанто»

Можете прочитать и понять надпись на картинке выше? В 1999 году словацкий лингвист Марк Гучко предпринял попытку сблизить славянские народы, создав для них универсальный язык словио, понимаемый людьми на огромной территории — от Праги до Магадана. Фактически ученый создавал аналог эсперанто, только основанный не на латинских корнях, а на славянских.

Марк честно работал над словио до 2011 года, но его изобретение не вызвало особого интереса, возможно, потому что большинство славян и так способны понимать друг друга. Например, человек, знающий русский или украинский, может понять общий смысл текстов на польском или болгарском, а для серьезного общения все равно придется учить язык собеседника.

А что интересное вы знаете о своих предках?

Три самых важных бога воды, согласно славянской мифологии. Описание иерархий и сфер влияния

Известно, что в славянской, как и в любой языческой мифологии, за определенные стихии отвечает не один, а целый пантеон богов. Стихия воды исключением не стала. По разным меркам водных богов (в том числе и мелких) в славянской мифологии было около дюжины, но самыми важными считались только трое из них.

Список повелителей

Точный список всех славянских богов воды привести трудно, однако из преданий, сказок и исторических записей до современников добрались сведения о следующих из них:

  1. Дана — богиня воды, покровительница рек. Вместе с ней упоминаются речные божества Днепр, Ока, Агдель, Дон и Кама.
  2. Все русалки, среди них и русалка Рось (жена Перуна, дочь Аси-Ясуни Светославны и Дона).
  3. Морская царица (ее второе имя Вода-Царица).
  4. Волыня — великая владычица океанов.
  5. Батюшка Водяной, считающийся начальником над водой и Озерный — дух озер.
  6. Морской Царь и Морская Царевна Моряна — дева морских вод.
  7. Градивник — бог злого дождя, дождя с градом. Также его называли ведуном и чародеем. Считалось, что он мог отвратить непогоду от родного села.
  8. Ситиврат — повелитель благодатного дождя.
  9. Переплут — в славянской мифологии бог моря и мореходства.
  10. Морские Царицы и Морские Девы — морские красавицы.
  11. Рыбич — покровитель рыб.
Читать еще:  Тест кто будет моим парнем. Гадание на имена парней

Помимо основных водных богов есть также мелкие водные духи, такие как:

  • болотницы;
  • омутники;
  • водяной черт и прочие.

Бог моря Переплут

Изначально был создан, чтобы защищать людей от злоключений на воде и не допустить их гибели в морских путешествиях. Переплут молчалив и немногословен. Таким он был создан для того, чтобы быстро спасать людей из опасных ситуаций, зачастую не объясняя ни методов, ни причин.

Имя Переплут произошло от церковнославянского Переплуть, которое, в свою очередь, произошло от слов «плутать», «плут» и «переплыть», так как Переплут в первую очередь бог мореходства.

  • Стихия. Данный бог принадлежит водной стихии.
  • Иерархия. В прямом подчинении у Переплута водяные. Сказать того же про морские ветра нельзя, но к мнению и словам божества те всегда прислушиваются.
  • Сфера влияния. Основными сферами влияния Переплута считаются мореходство, пути и дороги, мореходы и путешественники. Но помимо этого он также считается богом семян, всходов и изобилия. Считается, что причиной тому является то, что корни растений «плутают» подобно дорогам, переплетаются между собой и ищут правильный путь. Поэтому работа Переплута — показать им этот верный путь, оказать помощь. А где хороший урожай — там и изобилие.
  • Почитание. В «Слове Иоанна Златоуста» есть любопытная запись о том, что люди пили «вертячеся в розех», когда отдавали дань Переплуту. Никто точно не знает значения этой фразы, поэтому мнения сошлись на «вертящихся» — в значении танца и хоровода, движения. То есть данного бога почитали движением.

Богиня Агидель

Агидель — богиня реки Агидель. Она является внучкой великого бога Сварога. Отцом ее является Ильма Сварожича, а мать — Алина Святогоровна.

Агидель — второе название реки Белая, что находится на Южном Урале. Это название реке было дано башкирами и татарами.

  • Мифология. Богиня Агидель славится чистотой своего сердца и великодушием души. Когда уничтожающее дыхание злого Аспида, явившегося из Хаоса, едва не погубило мир, именно ей хватило сил и мужества спасти всех и вся. Ценой победы стала ее жизнь, однако богиня не исчезла, она обернулась прекрасной рекой, что и ныне от Уральских гор течет. К Белому морю несет воды свои Агидель, сверкая красотой в каждой капельке.
  • Сфера влияния. С помощью богини Агидель утомленные дорогой путники могли отдохнуть и утолить свою жажду. Она рекой течет и дождем благодатным на землю проливается, вдыхая жизнь и силу в каждый росток. Именно благодаря ей урожай хороший всходит. В глазах славян Агидель добрая и крайне светлая богиня, воплощение всего хорошего.

Покровительница Дана

Дана (Дану) — одна из славянских водных богинь. Описывается она как светлолицая и прекрасная девушка-река, что ни на миг не перестает журчать свою прелестную песню.

  • Сфера влияния. Считается доброй и отзывчивой богиней, которая своими водами сохраняет жизнь во всем живом. И дождями урожай взрастит, и усталому путнику позволит напиться, и рану войну омоет своими исцеляющими водами.
  • Мифология. Перун в пламени грозовом кипятит воду дождевую, в ливнях ее дает искупаться небу и земле — и этим дарит землям силу плодородия. А Дана эту воду по свету разносит, потому считается помощницей верховного бога.
  • Календарные дни. Купальские праздники считаются днями, в которые богиня удостаивается наибольших почестей.

Праздники водной стихии в славянской мифологии

Так как стихия воды имеет прямое отношение к урожаю, а урожай — к выживанию и процветанию, праздников, посвященных богам этой стихии, не мало. Главной гостьей, помимо всех прочих богов, обычно считалась Агидель. Ниже приведен список самых главных дат:

  1. январь, с 6 по 7 число празднуется Малый Водокрес;
  2. январь, с 18 по 19 число празднуется Большой Водокрес;
  3. апрель, 3 числа празднуется Водопол (второе название День Водяного);
  4. октябрь, 4 числа проводятся проводы Водяного (он вместе с русалками готовится к спячке);
  5. апрель, с 16 по 22 число проводятся Первые Русалии;
  6. май-июнь, с 26 по 2 число празднуются Зеленые Русалии.

Тема богов воды в славянской мифологии — одна из самых обширных и интересных тем этой мифологии. Знать ее далеко не обязательно, однако всегда приятно окунуться в то, чем жили люди родной земли века и века назад. Не даром же мифы в мире по сей день пользуются большой популярностью.

Источники:

http://www.syl.ru/article/202340/new_slavyanskiy-bog-vodyi-i-protivorechiya-mifologii
http://www.adme.ru/svoboda-kultura/11-faktov-o-slavyanah-kotorye-otkryvayut-nashu-civilizaciyu-s-novoj-storony-2137265/
http://slav-rus.com/bogi/slavyanskie-poveliteli-vody.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: