15 православных церквей. К чему приведет разрыв отношений рпц с константинополем

К чему приведет разрыв отношений РПЦ с Константинополем

Минский церковный процесс

Священный Синод РПЦ вечером 15 октября на заседании в Минске принял решение разорвать отношения с Константинополем. После семичасового совещания за закрытыми дверями признали невозможным дальнейшее евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Вердикт огласил журналистам не патриарх Кирилл, а глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

Заседание Священного Синода РПЦ впервые прошло в белорусской столице.

По его словам, решение о полном разрыве общения принято на фоне стремления Константинопольского патриархата предоставить автокефалию украинской церкви.

Синод в Константинополе снял анафему с глав двух неканонических церквей: Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. Также Константинопольский патриархат решил прекратить действие указа 1686 года, которым Московскому патриархату давалось право назначать митрополита Киевского.

Священный Синод РПЦ назвал эти решения Константинополя неканоническими и преступными. «Константинопольский патриархат объявил о намерении предоставить автокефалию части Русской православной церкви, причем не той, которая когда-то находилась во владениях Константинополя, — объяснил решение Синода РПЦ митрополит Иларион. — Та Киевская митрополия, которая в 1686 вошла в состав Московского патриархата, территориально не совпадала с нынешней Украинской православной церковью. Она была значительно меньше, туда не входили такие территории, как Донбасс, юг Украины, Одесса и многие другие области. То есть аннулировать акт 1686 года и представить дело так, будто на протяжении 300 с лишним лет вся территория Украины находилась в составе Константинопольского патриархата — полностью противоречит исторической правде».

В РПЦ еще до Синода назвали подобные действия Константинополя «антиканоническими» и заявили о частичном разрыве отношений: патриарх Московский и всея Руси Кирилл прекратил поминовения Константинопольского патриарха Варфоломея, а РПЦ не участвовала в работе структур, которые возглавляют люди из Константинопольского патриархата. Но тогда это было воспринято как временная мера.

Теперь речь идет о разрыве евхаристического общения. «Это будет означать, что Константинопольский патриархат больше не будет главой 300 млн православных, — объяснял ранее митрополит Иларион. — По крайней мере половина паствы не будет признавать константинопольского патриарха Варфоломея в качестве первого среди равных».

Константинопольский патриархат исторически считается в православном мире главенствующим и носит наименование «Вселенский». Хотя с точки зрения церковной юрисдикции он — «первый среди равных», то есть может рекомендовать, но не имеет права приказывать.

«Мы не сможем совершать совместные богослужения с Константинопольским патриархатом, — разъяснял решения Синода митрополит Волоколамский. — Наши архиереи и священники не смогут участвовать в совершении литургий совместных с иерархами и священниками Константинопольского патриархата, а миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата».

Руководство РПЦ считает «незаконными и канонически ничтожными» решения Константинополя, принятые за последние дни, включая решение об утверждении ставропигии Константинопольского патриархата на Украине. «Русская православная церковь не признает эти решения. Раскол остается расколом. Лидеры раскола остаются лидерами раскола, а та церковь, которая, признав раскольников, вступила с ними в общение, тем самым себя исключила из канонического поля православной церкви, — отметил Иларион. — Именно это является главной причиной, по которой мы вынуждены прервать общение с Константинопольским патриархатом как полностью идентифицировавшим себя с расколом».

Роль Украины

РПЦ в заявлении Синода также выразила поддержку в трудное время Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию. Он в заседании Синода участвовал и поддержал его решение. А несколькими днями ранее президент Украины Петр Порошенко сравнил создание единой поместной церкви с Актом провозглашения независимости Украины.

Уже сама идея, что в Украине может быть создана отдельная, 16-я в мире, православная поместная церковь, независимая от РПЦ, взбудоражила украинцев и вызвала весной 2018 года глубокое потрясение у Москвы. Именно тогда пошли разговоры о нарушении сложившегося «канонического порядка», смуте, разрушении устоев всего православного мира. В апреле 2018 года Порошенко начинает действовать, обратившись к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой издать томос. Это церковный указ, призванный узаконить появление новой объединенной Украинской православной церкви под руководством Киевского патриархата (УПЦ).

Активное обсуждение шло полгода, и 11 октября Синод Вселенского патриархата в Стамбуле принял ряд ключевых решений по «украинскому вопросу».

Было фактически аннулировано переподчинение Киевской кафедры Москве, случившееся триста с лишним лет назад. Создание Киевского патриархата (УПЦ КП) больше не считается актом раскола, а значит в Украине больше не существует неканонических церквей. Около миллиона украинских православных, чьи крещения, венчания, причастия и исповеди считались «недействительными», теперь могут быть спокойны. Патриарх Филарет, глава Киевского патриархата, вернул все утраченные ранее позиции.

Но сам томос все ещё не предоставлен, а оформление автокефалии — процесс, сильно растянутый во времени. Представитель Киевского патриархата Евстратий Зоря описал процесс получения томоса как многоступенчатый. Чтобы на очередном заседании синода Вселенского патриархата в ноябре был принят Томос об автокефалии УПЦ, сначала на Украине должен состояться чрезвычайный объединительный собор. Этот собор должен принять решение о церковном единстве и избрать предстоятеля единой поместной автокефальной Украинской Православной Церкви. Ожидается, что в объединительном соборе примут участие архиереи киевского патриархата, Украинской автокефальной церкви, а также около 10 архиереев московского патриархата.

Читать еще:  Лекция: Всемирная история как прогресс в осознании свободы. Понятие прогресса в истории идей: российская перспектива

Планируется, что 12 064 действующих зарегистрированных религиозных общин нынешней УПЦ Московского патриархата будут поглощаться поэтапно в течении пяти-шести лет УПЦ Киевского патриархата и автокефальной православной церковью. Эта процедура обеспечит отток из Московского патриархата в Киевский до 2/3 священников и безболезненную передачу культовых сооружений. К ним относятся Киево-Печерская Лавра, Софийский собор, Крестовоздвиженский храм, Церковь Николая Чудотворца, Свято-Покровский храм, Храм Велокомученика Георгия Победоносца, Свято-Введенский монастырь.

В УПЦ Киевского патриархата сегодня входит 4807 религиозных общин. Автокефальной православной церкви принадлежит 1048 общин. По состоянию на начало 2017 года УПЦ МП принадлежало на территории Украины более 11 тыс. храмов и соборов, УПЦ КП — 3,7 тыс. храмов, автокефальной церкви — менее 1 тыс.

Роль Белоруссии

Неожиданную роль в противостоянии Московского и Константинопольского патриархатов может сыграть Белоруссия. В РПЦ ее всегда считали своей канонической территорией, но в нынешней ситуации появились формальные предпосылки для выхода Белорусской православной церкви (БПЦ) из подчинения Московскому патриархату.

Пока, официально, Белорусский Экзархат как часть РПЦ присоединяется к решению о прекращении отношений с Константинополем. «В заседании синода участвовал Патриарший экзарх всея Беларуси, а вчера мы имели возможность с членами Cинода БПЦ обсудить эту ситуацию, и принятые решения распространяются на всю каноническую территорию Русской православной церкви, включая и Беларусь», — заявил в Минске митрополит Иларион.

Однако белорусский политолог Светлана Гречулина напомнила «Открытым медиа»: «Поскольку у Москвы отозван томос на управление Киевской митрополией, то и Беларусь, следовательно, не является больше ее канонической территорией. Потому что в XVII веке Речь Посполитая и Киевская митрополия включали в себя нынешние территории Беларуси практически целиком. То есть белорусские верующие, сами того не подозревая, как бы оказываются в подчинении Киевского патриархата. Продолжая считать Московский патриархат главенствующим, они, по сути, оказываются раскольниками для объединенной поместной украинской православной церкви».

Между тем, Белорусский Экзархат, включающий 11 епархий и 1582 религиозные общины, может оказаться значительной религиозной силой. Сегодня в Белоруссии действует 1631 православный храм, строится еще 209.

Вопрос об автокефалии Белорусской православной церкви прежде поднимался не только белорусской оппозицией, традиционно настроенной антироссийски. Осенью 2010 года, накануне очередных своих перевыборов и на фоне обострения отношений с Россией, Александр Лукашенко ездил в Константинополь к патриарху Варфоломею. По имеющимся данным, на той встрече за закрытыми дверями как раз и шел разговор о возможной автокефалии БПЦ.

«Свои раскольники, конечно, есть и в Белорусском Экзархате. Пусть и неявные пока, — признает Светлана Гречулина. — Но для ряда церковных начальников в Белоруссии автокефалия — это хорошая возможность быстро подняться вверх в церковной иерархии. Поэтому вполне можно ожидать определенного «брожения умов» теперь, после того, как выяснилось, что по сути БПЦ имеет каноническую возможность переподчиниться от Москвы Киеву или вовсе претендовать на автокефалию».

С кем мировые церкви?

Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков так разъяснил последствия разрыва отношений со Вселенским Патриархатом: православные россияне больше не смогут причащаться и участвовать в богослужениях в храмах Константинопольского патриархата, в частности на горе Афон в Греции. Поскольку Афон — каноническая территория Константинополя «со всеми вытекающими последствиями».

Каноническая территория Константинополя — Турция и Греция, в Турции расположены шесть епархий, десять монастырей и 30 духовных школ. Подчиняющиеся Константинополю митрополии и епархии есть в странах Европы, Южной и Центральной Америки, США, Австралии, Корее, Гонконге, Новой Зеландии, Сингапуре.

Однако теперь главный вопрос — за кем, за Москвой или за Константинополем, последуют 15 поместных православных церквей. Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Грузинская, Кипрская и Элладская (Греческая) почти наверняка сохранят верность Константинополю. Сербская, Японская, Чешских земель и Словакии, Американская и Канадская, — вероятнее всего признают главенство Московского патриархата.

Польская, Румынская и Болгарская окажутся в сложном положении. У них всегда были очень хорошие отношения с РПЦ, а паства и власти их стран более склонны встать на сторону Константинополя. Но, в любом случае, всем поместным православным церквям еще предстоит определиться и официально высказаться по поводу начавшегося раскола православного мира.

Этот конфликт между Москвой и Константинополем может стать третьим в истории христианства по своему масштабу церковным расколом. Первым в этом ряду был раскол церкви 1054 года на западную (католическую) и восточную (православную). Второй — события 1517 года, когда от католицизма откололся протестантизм. Сегодня мы наблюдаем схизму мирового православия: все поместные православные церкви вынуждены будут определиться, кого поддерживают — Москву или Константинополь.

Денис Лавникевич, журналист, Минск, 16 октября 2018, 10:47

Разрыв отношений РПЦ с Константинопольским патриархатом оценил Андрей Кураев

«Это первый шаг к началу реформации»

15.10.2018 в 21:36, просмотров: 57575

Священный синод Русской православной церкви, собравшийся в Минске, постановил разорвать отношения с Константинопольским патриархатом. Таким образом иерархи РПЦ сдержали обещание ответить на решение Вселенского патриарха начать процедуру предоставления автокефалии украинской церкви.

Оценить наш ответ Константинополю мы попросили богослова и публициста протодиакона РПЦ Андрея Кураева.

В заявлении священного синода говорится, что, пока Константинопольский патриархат не откажется от принятого решения, священники РПЦ не могут служить совместно с клириками Константинопольской Церкви, а прихожане — участвовать в «таинствах, совершаемых в ее храмах».

Читать еще:  Пост что можно делать а что нельзя. Продукты, которые исключены во время поста

Синод характеризует сложившуюся ситуацию как «угрозу разрушения единства мирового православия» и просит патриарха Кирилла донести решение до предстоятелей поместных православных церквей.

«Могу поздравить Россию с тем, что мы, кажется, сделали первый шаг к началу русской реформации — радикальной перестройки православной матрицы», — комментирует Андрей Кураев. Для того, чтобы оправдать свое поведение, церкви придется «виртуозно перетолковать пресловутые древние каноны». Один из древнейших, напоминает богослов, гласит: если кто-нибудь, хотя бы дома, помолится с отлученным от церковного общения, также должен быть отлучен.

«Патриарх Кирилл, — продолжает Кураев, — хоть и имеет определенный швейцарский бэкграунд, все-таки не швейцарский банкир. Есть поговорка: «Если увидишь швейцарского банкира, который выбрасывается из окна небоскреба, не думая, делай то же самое». Так вот: за Кириллом никто в окошко выбрасываться не будет».

Ни одна из поместных православных церквей, уверен богослов, не прервет евхаристическое общение с Константинополем. Какие-то из них могут выражать сочувствие предстоятелю РПЦ и осуждать действия Вселенского патриарха, но на разрыв отношений с Константинополем не пойдут.

«Значит, по логике канона, они тоже должны быть для нас как отлученные, — рассуждает Кураев. — А раз так, мы останемся в гордом одиночестве. Закатаем сами себя в консервную банку. Естественно, этого Москве не хочется».

Чтобы избежать полной изоляции, «апологетам нашей патриархии» придется «извернуться» и дать новую трактовку канонов — о границах церковного единства, дисциплины и тому подобном. А поскольку «извернуться» будет чрезвычайно трудно, РПЦ ждет масштабная богословская дискуссия. «А это есть начало реформации», — заключает Кураев.

Символично, кстати, что судьбоносное решение РПЦ озвучено в Минске: Белорусская православная церковь остается последним надежным славянским «филиалом» Московского патриархата. Однако гарантии того, что украинский сценарий не повторится в Белоруссии не может, пожалуй, сегодня дать никто. А Кураев и вовсе считает такое развитие событий «неизбежным». Правда, не берется прогнозировать, когда именно это произойдет, — «через 10 лет, через 20 или через 30». По словам Кураева, основу для будущей белорусской автокефалии заложили недавние решения синода Константинопольского патриархата.

Напомним, что числе прочего тот постановил «отозвать правовые обязательства по Соборному посланию 1686 года», согласно которому Киевская митрополия, пребывавшая до того в составе Константинопольского патриархата, передавалась под начало московского патриарха. Между тем, по состоянию на 1686 год к Киевской митрополии относилась и территория нынешней Белоруссии. То есть, по версии Константинополя, эти земли также считаются возвращенными в лоно константинопольской Матери-церкви.

Для справки: сегодня Белорусская православная церковь пользуется статусом экзархата в составе РПЦ, что предполагает намного большую степень зависимость от Москвы, нежели у Украинской православной церкви Московского патриархата, являющейся самоуправляемой структурой.

Некоторые представители белорусской оппозиции уже высказываются в том духе, что решения Константинополя открывают путь к белорусской церковной независимости. По версии, например, лидера движения «Европейская Беларусь», бывшего заместителя главы МИД республики Андрея Санникова, формально-юридически православные приходы в стране не находятся под властью Москвы с момента обнародования решения константинопольского синода. «Фактически даже место проведения синода РПЦ является нелегальным, — заявил оппозиционный политик в интервью «Польскому радио». — Это означает, что его решения будут неправомерны в свете светского и церковного права».

Понятно, что такие идеи пока, мягко говоря, далеки от овладения широкими массами. Религиозная ситуация в Белоруссии радикально отличается от украинской. Альтернативная версии белорусского православия — Белорусская автокефальная православная церковь — располагает пока всего одним приходом на территории страны. Подавляющее большинство белорусских православных являются сегодня примерными прихожанами Московского патриархата.

Санников, впрочем, также не склонен торопить события: «Пока у власти находится Лукашенко, к сожалению, разговоры об автокефалии для православных Беларуси не имеют смысла. Ведь он защищает интересы Кремля». Логика в таком прогнозе, безусловно, присутствует. Его подтверждают и высказывания белорусского президента, прозвучавшие на встрече с членами Священного синода. «Вы должны знать нашу непоколебимую государственную позицию: раскол — это всегда плохо, — заявил, в частности, Лукашенко иерархам РПЦ. — Раскол — это не про нас, это не для нас».

Но нельзя не видеть и то, что интересы белорусского «батьки» далеко не всегда совпадают с кремлевскими. И чем дальше — тем чаще. Не факт, конечно, что Лукашенко по примеру Петра Порошенко обратится за автокефальными томосом к Константинополю. Но вряд ли Александр Григорьевич откажется от соблазна использовать церковную карту в своем перманентом политико-экономическом торге с Москвой.

Константинополь отлучили от РПЦ: что означает церковный раскол

Русская православная церковь (РПЦ) разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Такое решение принято по итогам заседания Священного синода РПЦ, продолжавшегося почти шесть часов. Синод под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и с участием митрополита украинской православной церкви (Московского патриархата) Онуфрия впервые прошел за пределами России — в Минске.

Константинопольский (Вселенский) патриархат находится в расколе, объяснил журналистам председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион. Основанием для такого вывода стали последние решения Константинопольского патриархата, уточнил он.

11 октября синод Константинопольского патриархата подтвердил свое намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский па​триарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Синод также установил каноническое общение с двумя украинскими церквями, не признаваемыми РПЦ, — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная РПЦ.

Читать еще:  Епископ кирилл. Агент михайлов,он же кирилл гундяев, а ныне патриарх всея руси- кирилл

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств» выводят Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и делают невозможным продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами, говорится в итоговом заявлении Священного синода РПЦ.

В нем также приводится подробная аргументация того, почему решения Константинополя, принятые 11 октября, нарушают православные каноны, и оспариваются претензии Вселенского патриархата на то, чтобы считать своей канонической территорией Украину.

«Провозглашаемое Константинополем» учение в заявлении называется «ложным», а действия патриархата «беззаконными». Вместе с тем в нем ни разу не упоминается слово «ересь» и его производные. «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви», — говорится в документе.

До решения синода РПЦ разрыв канонического общения назывался представителями церквей и экспертами крайней мерой, на которую может пойти Москва в ответ на действия Вселенского патриархата. Хотя звучали и более радикальные предложения. Так, член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков в связи с решениями Константинополя по Украине предлагал созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его синода.

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. Разрыв евхаристического общения — запрет на принятие таинств другой церкви. После разрыва евхаристического общения прекратятся совместные богослужения РПЦ и Вселенского патриархата, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата, пояснил Иларион. ​

Заявление РПЦ о расколе с Константинополем привело к появлению «двух враждующих православных миров», говорит сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Московский патриархат реализовал свою угрозу. Это уже полный разрыв общения между двумя патриархатами», — отметил он.

Разрыв евхаристического общения возможен по разным причинам и не обязательно связан с обвинением другой церкви в ереси, пояснил РБК вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Например, в данном случае решение было принято в связи с несоблюдением Константинополем канонов. Крайней мерой стало бы предание патриарха Варфоломея анафеме, говорит он. «Это пока единственное отличие нынешнего «раскола» от Великой схизмы, которая разделила католиков и православных», — говорит Макаркин. Тогда, напоминает эксперт, Византийский патриарх и папа римский взаимно анафемизировали друг друга (анафемы были сняты только в 1965 году). Макаркин считает, что предание анафеме Варфоломея — это пока нереалистичный сценарий.

Лункин считает, что текущий разрыв отношений не похож на тот, что временно произошел в 1996 году из-за Эстонии. «Сейчас и политические обстоятельства, и церковное воздействие совершенно другие. Тогда сравнительно быстро пришли к компромиссу, при этом сейчас в Эстонии сохранились структуры как Московского, так и Константинопольского патриархата. Тогда РПЦ, получается, пошла на уступки, все-таки не стала ставить условием уход Константинопольского патриархата из этой страны, но тогда не было проблемы раскольников. В настоящее время накал политических страстей намного выше, это видно и по заявлениям Порошенко, и по обсуждению в российских СМИ», — пояснил Лункин.

Не первое прекращение общения

Выступая перед журналистами, митрополит Иларион напомнил, что евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию. После чего Священный синод РПЦ под председательством патриарха Алексия постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. До 2001 года патриархаты провели несколько раундов переговоров, им удалось урегулировать отношения и общение было восстановлено.

Как это скажется на посещении Афона?

Уже после заседания синода пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков заявил, что верующие РПЦ не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, так как «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Гора Афон пользуется популярностью у российских политиков. Президент России Владимир Путин был на Афоне как минимум дважды — в 2005 и 2016 годах, несколько раз там бывал премьер Дмитрий Медведев. Кроме того, по данным СМИ, Афон посещали экс-глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин (Слюняев) и другие чиновники петербургской администрации.

Российские меценаты принимали активное участие в реставрации Свято-Пантелеимонова монастыря. Однако религиовед Лункин допускает, что прихожане РПЦ смогут посещать монастыри и старцев Афона: ​ «Афон — отдельная монашеская республика. По решению самих монастырей православные верующие смогут посещать Афон и афонских старцев».

Епархии и приходы, которые подчиняются Константинопольскому патриархату, есть и в других странах, например в Турции (на нее приходится шесть епархий и десять монастырей), Западной Европе, Южной Америки. В каноническую территорию также включены некоторые храмы в Австралии, Сингапуре и даже в Таиланде. Верующие РПЦ не смогут причащаться или приходить на богослужения во все храмы Константинопольского патриархата, подчеркнул Волков.

Источники:

http://echo.msk.ru/blog/openmedia/2297164-echo/
http://www.mk.ru/social/2018/10/15/razryv-otnosheniy-rpc-s-konstantinopolskim-patriarkhatom-ocenil-andrey-kuraev.html
http://www.rbc.ru/politics/15/10/2018/5bc46fda9a7947895c901129

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector