Как пес возвращается на свою блевотину.

Пёс возвращается на свою блевотину

(Древняя пословица из Библии)

В главе 2 2-го Соборного послания Апостола Петра говорится о людях, которые поверили в Иисуса Христа, а потом отказались от своей веры:

«2 Пет.2:20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.

2 Пет.2:21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.

2 Пет.2:22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи. «.

Смысл пословицы в том, что как бы не старались перевоспитывать плохого человека, он так и останется плохим.

Ибо так сказано о людях, познавших Господа, но не позволивших Ему изменить себя. Такие люди в конце концов возвращаются к своему прежнему мирскому образу жизни и погрязают в привычных для этого образа жизни грехах.

Вот полный текст ответа на вопрос «Что значит вернуться в свою блевотину»

Во 2-м послании апостола Петра сказано «Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идёт валяться в грязи» (2-е Петра 2:22). Этот стих является заключением к описанию людей, которое даётся в данной главе.
Что же означает выражение «пёс возвращается на свою блевотину» ?

Ответить на этот вопрос несложно. Каждый делает то, что свойственно его природе: свинья – валяется в грязи, собака – подъедает свою блевотину. Человек, познавший Господа, но не позволивший Ему изменить себя, в конце концов, возвращается к своему прежнему мирскому образу жизни и погрязает в привычных для него грехах. В Ветхом Завете царь Соломон объясняет это высказывание так:

Притчи 26:11 «Как пёс возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» .
Вот что о таких людях говорится в Послании Евреям 5:12-6:6 «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит. Ибо невозможно – однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» .

Зная человеческую природу, Господь призывает людей не подстраиваться под грешный мир, а преображаться обновлением ума: «…Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римлянам 12:2).

Глава вторая

2Пет.2:1 . Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергая искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

2Пет.2:2 . И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.

2Пет.2:3 . И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами;

Под лжеучителями апостол разумеет единомышленников Николая и Керинфа, а именем пророчества, общепридаваемого и пророкам и лжеучителям, предостерегает верующих, чтобы не внимали лжепророкам. Какое же различие между теми и другими, этому научил Павел, когда сказал, что никто не называет Иисуса Господом, «как только Духом Святым» ( 1Кор. 12, 3 ). Затем начинает обличать ересь николаитов, говоря, что они вдвойне худы. Ибо в учении они крайне нечестивы, так как хулят Владыку Христа; в жизни они весьма порочны, что и теперь он выражает, упоминая об их «разврате», а немного ниже объяснит еще более. Словом «из любостяжания» показывает, что они приобретают постыдным образом. Ибо любостяжание означает иногда несправедливость, а иногда вообще гнусность приобретения. Почему прилично употреблено слово «уловлять» . Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения, говорит, что они употребляют льстивые слова. Но, говорит, они получат должное за свое нечестие, именно смерть.

Суд им давно готов, и погибель их не дремлет.

2Пет.2:4 . Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;

2Пет.2:5 . и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;

2Пет.2:6 . и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,

2Пет.2:7 . а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил

2Пет.2:8 . (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) –

2Пет.2:9 . то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания.

Слово «давно готов» означает предведение Божие. Ибо Бог по предведению как добрым приготовил блага, так и злым свойственное им место. Ибо суд давно готов. Не без причины начинает апостол с верующих, более почтенных, но желает показать, что они за свои грехи повинны большему осуждению. Они имеют то преимущество, что первые призваны к апостольству. Посему и за совращение с правого пути подвергнутся большему осуждению. С намерением представив доказательство в примерах, не вывел следствия одного вида, но соединил вместе пример и воздаяния праведникам. И ему нужно было бы сделать заключение о том, что выше предложено, то есть о грешниках, из-за которых и представлен пример, и сказать: если тех не пощадил, то ужели пощадит настоящих нечестивцев? или утвердительно: тем более не пощадит этих. Но апостол не так делает. Почему? Потому, что заключение само открывается, когда предложены два примера, добра и зла. Что идет к одному только злу, то не относится еще к добру. Ибо за добро не воздается злом. Итак, поскольку не достаточно было одним заключением закончить предложение, то он употребил иное выражение, и восклицанием закончил нужное. Для чего же к примерам худых людей он присовокупляет примеры добрых? Об этом скажем в соответстующем месте. Как мы выше сказали, по форме ясной речи не вытекает мысль из предложений, ибо не прибавлено заключения, какое обыкновенно следует за подобным словосочинением, но просто доказывается примером, что за грехи бывает наказание, а за правду награда. Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать без пощады живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота. Ход речи такой: сказано, что лжеучители наказаны будут за хуления свои и за развратную жизнь; представляются примеры: Бог не пощадил ангелов согрешивших, не пощадил и первого мира. Потом упоминаются подвизавшиеся в правде, и говорится, что Бог и Ноя, и Лота за их целомудрие сохранил от погибели современных им людей. Ибо Ной не увлекся нечестием людей предпотопных, и Лот нимало не подражал разврату жителей содомских, а когда они требовали на нечистоту Ангелов, принятых им в виде людей как странников, он не выдал их, хотя и вытерпел весьма много обидного от наступавшей на него толпы. На это и указывается словом «утомленного» ( 2Петр. 2, 7 ). О Лоте же говорится и это: «знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» ( 2Петр. 2, 9 ) и проч. Выше апостол ничего не говорил о праведниках; он говорил только о нечестивцах и о наказании их, а о праведниках упомянул в примерах. Это для того, во-первых, чтобы воспомянуть историю и погибели нечестивых и спасения праведных; во-вторых, для того, чтобы чрез сопоставление их выставить ужасную злобу грешников и светлые совершенства добродетельных; наконец, для того, чтобы убедить своих слушателей возненавидеть нечестие одних по причине наказаний за оное и возлюбить добродетель других по причине ее спасительности.

Читать еще:  Совместимость мужчины льва. Совместимость в быту: порядок без фанатизма

2Пет.2:10 . а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,

Теперь от вышеприведенных примеров апостол искусно перешел к главному предмету. Он говорит о проклятых николаитах, наасянах и кердониянах; ибо злоба их многоименна и рассматривается слитно, как сходная по скверным делам и именам. Они представляли начатками бытия мира Бездну и Молчание и некоторые из этих начатков странно называли матерями и веками ( αἰώνας ); отсюда же и Маркион взял дурные семена. Затем, отвергнув участие Господа в творении мира и промышлении, они бесстрашно вдались во всякую плотскую нечистоту. Кто желает полнее узнать об этом, тот пусть возьмет в руки книгу Иринея Кельтского, составленную о них и надписанную «Против лжеименного знания»; в ней описаны грехи их, особенно развратнейшего Марка и растленных им женщин, и прочие гнусности, совершенные прочими, которых, по их зловредности, никто не сможет изложить письменно, ни вспомянуть. Неудивительно, что те, которые презирают и не боятся господства, бесстрашно поведут себя и пред всякой славой. Яснее скажет об этом святой апостол Иуда Фаддей, когда упомянет и о теле Моисеевом. А Петр только намекнул на это, коснулся и кончил речь. Но получив от него повод, мы говорим и о предлежащем.

2Пет.2:11 . тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.

Желая удержать их от такой дерзости, говорит: тогда как и ангелы, превосходя их крепостью и силой, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Апостол, как мы заметили, говорит одно и то же с апостолом Иудой; ибо и он, удерживая дерзких на язык, убеждает их этим же самым примером. Впрочем, он говорит обширнее: «Михаил Архангел, не смел произнести укоризненного суда» ( Иуд. 1, 9 ). Подобное хочет сказать теперь и Петр, что эти злобесные не имеют никакой пощады в хуле на славы, тогда как и ангелы, превосходящие этих скверных силой и крепостью, не произносят против них, то есть начальства, укоризненного суда пред Господом. А как диавол причастен некоторой славы, потому что он «нача ток творения Господня» ( Иов. 40, 14 ), то Архангел не произнес на него укоризненного слова. Если же более достойный хулы, то есть диавол, как причастный славе, не получил от Михаила хулы пред Господом; то весьма неразумны те, которые поспешно хулят начальства, тогда как сами гораздо ниже достоинства ангелов. Под «начальствами» разумеет божественные силы, или и церковные начальства, против которых они восстают и которые они непрестанно злословят.

2Пет.2:12 . Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.

2Пет.2:13 . Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши;

Некоторые объясняли это так: они истребятся в растлении своем, как бессловесные животные, родившиеся естественно, то есть нисколько не различаясь от скотов, которые рождаются на одно истребление. «Как бессловесные животные, водимые природою» , то есть живущие одной только чувственностью, а не умом и жизнью разумной. Посему они и удоболовимы для ведения по жизни растленной, водятся и увлекаются гневом и похотью, злословят то, чего не знают, то есть со свойственным им незнанием, почему и истребятся в заслуженном ими растлении, получая возмездие за беззаконие, которое они сами приготовили себе добровольно. «Полагают удовольствие во вседневной роскоши» , то есть в каждодневном услаждении горла полагают истинную цель, истинное и любимое благоразумие и удовольствие. Однако должно знать, что Священное Писание, когда порицает то, что находится в людях по естеству, то есть что присуще животным, уподобляет их бессловесным. Оно говорит, например: «человек , который в чести и неразумен, подоб ен животным, которые погибают» ( Пс. 48, 13 ); а также: «Не будьте как конь и лошак» ( Пс. 31, 9 ); еще: «Это – откормленные кони» ( Иер. 5, 8 ); и еще: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10, 16 ). Писание говорит это, не переменяя природы, а только убеждая удерживаться от природных наклонностей. Когда возвещает оно что-нибудь спасительное, то подобие заимствует от высшего, например: «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6, 36 ). И здесь не претворяет природу, а только повелевает делать это, насколько станет силы.

cрамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.

2Пет.2:14 . Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.

2Пет.2:15 . Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,

2Пет.2:16 . но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.

Порядок такой: срамники и осквернители; «сердце их приучено к любостяжанию» , то есть искусные в любостяжании; сыны проклятия; пирующие вместе с вами; имеющие глаза, исполненные любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души, которые и Павел назвал «женщин ами, утопающ ими во грехах» ( 2Тим. 3, 6 ); они, оставив прямой путь, пошли путем Валаама, сына Восорова, и прочее; голоса их суть безводные источники, облака, гонимые бурею, и прочее. А за что предлежит им в будущем веке мрак? За чрезмерную их суетность, по которой они нечистотами и плотскими похотями прельщают бывших прежде в заблуждении и искренно оставивших его возвратиться, как пес, на свою блевотину. Что вставлено, то объясняет и подтверждает их суетность. Смысл же такой: они, говорит, не имеют ничего, свойственного чистоте, но пристают к чистому обществу, как пятна на чистой одежде. Когда обольстят кого-нибудь и успеют сделать попавшихся в их сети мужей и жен нечистыми, почитают это дело наслаждением, дополняя свое развращение. Они, и пиршествуя с вами, делают это не по любви и общению с другими, но потому, что находят это время удобным для обольщения женщин. Ибо они, имея глаза, смотрят не на что иное, как на любострастие, и непрестанно имея это в виду и греша, как сыны проклятия, прельщают неутвержденные души. Ибо сердце их не приучено ни к чему другому, как только к любостяжанию, то есть к разврату или к корысти, и чрез то и другое оставив путь, могший привести их ко спасению, они заблудились от него и подверглись тому же, чему и Валаам, сын Восоров, потому что и он по любви к подаркам возлюбил и награду неправедную. Но он был обличен в своем беззаконии. «Бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка» ( 2Петр. 2, 16 ). Отсюда научаемся, что Валаам, получив однажды запрещение от Бога идти к Валаку, снова побуждаем был к тому надменной своей страстью, которую он откармливал своим неистовым чародейством, но, обузданный страхом Божиим и страшными знамениями, бывшими во время пути, не переменил слово благословения, которое было делом не чародейства. Ибо пророки с сознанием произносят свои вещания. Посему-то и апостол назвал его «пророком» , как сознававшего, что он говорил. Ибо, если бы он не сознавал своих слов, то не мог бы выбрать того, что лучше. Итак, благословение его было делом не волхвования, но силы Божией.

Читать еще:  Что сулит осень весам. Что ждёт знак зодиака летом

2Пет.2:17 . Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.

2Пет.2:18 . Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.

2Пет.2:19 . Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.

Вставивши многое в средину речи, между прочим пример Валаама, апостол опять начинает говорить о нечистых гностиках. Уподобляет их безводным источникам, потому что они утратили чистоту проповеди и сладкую воду жизни. Сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея ветер противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, но темные, полные мрака. Приводит и причину сему, именно то, что они по суетности произносят речи надутые, привлекая плотской похотью в разврат тех, которые совершенно избегли его, или, если некогда и находились. в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу. Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они иным обещают свободу, сами будучи рабами греха, приводит на это прекрасное доказательство: кто какой страстью побежден, тот и раб ее. Но это пространнее уяснится далее.

2Пет.2:20 . Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.

2Пет.2:21 . Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.

2Пет.2:22 . Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи.

Сими словами подтверждает два предмета: во-первых, то, что побежденный по необходимости работает своему победителю, и, во-вторых, то, что познавшие истину, но опять придерживающиеся прежнего нечестия, впадают в зло, худшее прежнего. Присовокупляет и притчу, подтверждающую то же ( Притч. 26, 11 ). Смысл речи такой: если те, которые чрез познание Господа и Спасителя Иисуса Христа избегли скверн мира, опять запутываются в них и побеждаются ими, то они, без сомнения, и порабощаются ими, и положение их становится хуже, чем было до познания о рабстве, ибо сатана старается, чтобы они впали в большее зло. Посему-то апостол и говорит, что при такой будущности для тех, кто добровольно возвращается на зло, лучше было бы им не познавать правды, нежели, познав, впадать в большее зло. Потому что и пес, возвращающийся на свою блевотину, бывает еще отвратительнее, подобно как и свинья, ищущая омыться от грязи, если делает это в грязи же, оказывается еще грязнее прежнего.

Истоки христианства. 17 Пёс возвращается на свою блевотину

17 Пёс возвращается на свою блевотину [1]

Пётр учит тому же, что и Иаков: радоваться будем, когда совершится второе пришествие Христа, а пока будем скорбеть, а чтобы «стадо» не возмутилось, пастырь объясняет, что скорбеть придётся не долго: «…силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений…» [2]

Всё то же самое: в этом мире надо скорбеть и терпеть, ожидая Спасителя; когда он придёт, неизвестно, но скоро, так что терпите, обеспечивая праздник жизни избранных мира сего…

Вера в Иисуса, учит Пётр, приводит к спасению души, а спасение, сиречь приход Мессии, имеет прямое отношение к Ветхому Завету, так как этому посвящали свои «изыскания и исследования» пророки. Последние выясняли в какое время должен будет явиться Христос, после чего последуют опять же таки предсказанные страдания его и последующая слава.

В этом поучении Петра нам больше интересна не попытка вывести историю земной жизни Иисуса из ветхозаветных пророчеств как таковая, представив Новый Завет в качестве логического продолжения, и завершения Завета Ветхого, – но именно констатация того, что сам Пётр представляет учение того, с кем лично ходил и кого сам слышал, исключительно в рамках иудейского Закона.

Поэтому, выясняя вопрос противоречивых высказываний Евангелий, когда авторы, которым приписывают сами эти тексты, сообщают о намерении Учителя лечить только заблудшее стадо Израилево, в то же самое время пишут про указание Иисуса идти и учить другие народы, мы, помимо уже приводимых выше соображений, будем также использовать и послания тех, кто были непосредственными учениками Иисуса и кто знает этот вопрос лучше, чем кто-либо другой.

К Петру это относится в полной мере. Уже одно только обращение к Творцу как Отцу, говорит нам о многом! Так говорить может действительно тот, кто слушал притчи Иисуса об Отце и Его детях, а не о господине и рабах.

Само послание своё Пётр начинает со слов, в которых именует Бога Отцом, а ниже продолжает:

– И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего…

И так далее. Так говорить может слушавший Учителя, но оставшийся в плену моисеева Закона – что Пётр и доказывает ниже. Так, он требует, чтобы слово, проповедуемое апостолами, паства принимала подобно новорожденным, следовательно, предварительно очистив себя от предыдущих заблуждений, из чего можно было бы вывести отрицание Петром Закона Моисея. Но мы такой вывод делать не будем, ибо Пётр Закон не отвергает, а ссылается на него, следовательно, он просто запутался и занимается откровенной демагогией, изрекая слова, имеющие мало смысла.

Вот он напоминает иудеям:

– Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. [3]

Если бы Пётр говорил то, чему учил Иисус, то и повторял бы слова последнего, посланного к погибшим овцам стада Израилева, посланного к тем, чей Отец – дьявол:

– Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. [4]

Но Пётр уже сбился с дороги, указанной Учителем, и идёт теперь не туда, куда хочет, а туда, куда его ведут:

– …Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Это кто и когда помиловал иудеев, казнивших Иисуса.

Может, сам Иисус помиловал их, предвозвещая гибель Иудеи и храма за то, что они не приняли слово и не отвергли учение дьявола? Или может, по дороге на Голгофу Иисус «помиловал» казнивших его? Давайте посмотрим, о чём он тогда говорил:

– Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! И холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? [5]

Читать еще:  К чему снится венозная кровь. Сонник: к чему снится кровь

Иисус уподобляет себя зеленеющему дереву, которому жить и жить, но которое уничтожают, тем более неизбежной является участь иудеев, сухого, бесполезного дерева, обречённой на гибель Иудеи, – где же здесь Пётр увидел помилование избранного народа. Нет, в этой противоречивой паутине, которую апостол назвал посланием братии, можно увидеть только одно – абсолютную точность предсказания Учителя о судьбе самого Петра:

– Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведёт, куда не хочешь. [6]

Так и случилось, и уже не учение Иисуса, а приказы Саваофа ведут Петра туда, куда угодно падшему богу, этому отцу погибшего народа…

А дьяволу угодно создавать и укреплять пирамиду власти на Земле, и Пётр послушно изрекает не только догмат об избранности одного народа, но и развивает тезис:

– Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро,– ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.

Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу. [7]

– Жёны, повинуйтесь своим мужьям…

Вот это и есть момент истины, когда проявляется истинное лицо дьявола, о котором говорил Иисус и чьим рупором теперь стал Пётр!

Оказывается, свобода заключается в том, чтобы быть рабом и следовательно, покорно исполнять приказы – ну как ещё более ловко назвать чёрное белым, чем так, как это сделал сейчас Пётр.

Обоснование покорности прежнее и заключается в нагнетании страха за ослушание во время Страшного Суда, время которого близко:

– Впрочем близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.

Жизнь бессловесного раба, покорного воле правителям, ссылающимся на «волю божью», полна страданий, поэтому Пётр предупреждает:

– Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

Оказывается, создание новой религии, избравшей жизнь Иисуса в качестве своего знамени, помимо прочего, преследует ещё и цель примера: смотрите, Иисус ведь был праведный человек, но пострадал, ибо такова воля Пославшего его. Поэтому следуйте примеру его, и тогда в Царстве Небесном воссядете рядом с ним, если, конечно, оправдаетесь во время Страшного Суда, сиречь, будете покорны, чтобы оправдаться… И круг замкнулся.

Итак, «всё же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием», [8] – вот лейтмотив послания Петра, заговорившего не о блаженстве, но о повиновении, и объясняющего. что свобода проявляется в рабской покорности. Аминь.

Впрочем, во втором послании Пётр уже говорит не про Отца, но про господина и рабов, в частности, себя называя рабом Иисуса, видимо, забыв на старости лет, [9] что сам Иисус называл своих учениками не рабами, а друзьями.

Судя по всему, имелись причины, из-за которых Пётр счёл необходимым продиктовать послание, в котором настаивает на том, что слово об Учителе верно, ибо основано на свидетельстве учеников, бывших с ним. Но, кроме этого, прибавляет Пётр, имеются пророчества об Иисусе, следовательно, если среди братии находятся сомневающиеся в словах апостолов, то последние подтверждают истинность своих слов тем, что они согласуются с предсказаниями пророков. А истинность пророков Пётр в свою очередь, обосновывает следующим образом:

– Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Итак, верность ветхозаветных пророчеств доказывается тем, что они никогда не произносятся иначе, как под воздействием Святого Духа, – но как быть с лжепророками? А никак. То есть, они, конечно, есть, что Пётр вынужден констатировать:

– Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. – но из простого упоминания об их наличии не подтверждается верность пророчеств об Иисусе, – а ведь именно этот тезис хотел доказать Пётр, но запутался и откровенно стал говорить практически ни о чём.

И Пётр сам по себе становится неинтересным: этот рыбак, проходивший с Иисусом и слушавший слово его, не только не научился писать, [10] но и показал неспособность думать, ибо его построение о пророчествах, никогда не произносимых людьми иначе, как движимыми Святым Духом, разрушается наличием лжепророков которые, следовательно, говорили не именем Святого Духа и о наличии которых апостол упомянул, но не смог привязать к доказательству истинности пророчеств…

И тогда мы вновь возвращаемся к констатации факта: излагаемые Петром сентенции необходимо рассматривать не в качестве рассуждений очевидца деяний Учителя, но исключительно как глашатая, как рупора того, кто на старости лет препоясал и повёл Петра в другую, а точнее говоря, противоположную сторону…

Что же касается обличений, которые Пётр рассыпает по адресу грешников, то они безусловно, интересны сами по себе, вот эти, например, в которых грешники:

– Идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших…

– Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутверждённые души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.

– Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.

– Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побеждён, тот тому и раб. [11]

…То в этом плане, на мой взгляд, по итогам анализа посланий Петра, его самого прекрасно характеризует высказывание из известной басни Крылова:

Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Не говоря уже про Иисуса, обличавшего слепых вождей, ведущих за собой слепых, мы просто, потупив от скромности взгляд, мягко укажем апостолу Петру его место и напомним ему, что он не имеет права обличать других, но имеет лишь обязанность: денно и нощно молить о прощении за тройное предательство того, чьим учеником он, Пётр, был.

К сожалению, этот ученик Иисуса вместо раскаяния и проповедования учения Иисуса предпочёл говорить противоположное – о рабстве, о покорности, о страхе наказания за непослушание. Но и осуждать его мы также не вправе, по той самой причине, по которой не осуждаем Иакова.

[1] 2-е Петра, глава 2-22.

[2] 1-е Петра, глава 1.

[3] 1-е Петра, глава 2.

[4] От Иоанна, глава 8-44.

[5] От Луки, глава 23.

[6] От Иоанна, глава 21.

[7] 1-е Петра, глава 2.

[8] 1-е Петра, глава 5.

[9] «зная, что скоро должен оставить храмину мою…» 2-е Петра, глава 1.

[10] «Сие кратко написал я вам чрез Силуана…» 1-е Петра, глава 5-12. – Пётр свои послания не писал, а диктовал.

Источники:

http://www.stihi.ru/2016/09/25/8342
http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-svjatogo-apostola-petra/2
http://zen.yandex.ru/media/id/5d49caf6bf50d500ae42822e/5db91fea3d873600b0a4dabc

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector