Икона София Суздальская: в чем помогает? София суздальская, преподобная. Житие преподобной софии суздальской

София Суздальская

Многие княжеские жены впоследствии принимали постриг и становились монахинями, некоторые были принуждены к этому, а многие добровольно отдавали свою жизнь на служении Господу. К сожалению, Преподобная София (Соломония), супруга великого князя Василия Иоанновича была сослана в монастырь насильно, но это не помешало ей изгнать из своего сердца все нечистые и горделивые помыслы и посвятить свою жизнь искреннему и честному служению Творцу.

Житие преподобной

Соломония была дочерью Юрия Сабурова — боярина, из древнего рода, который, по преданию, происходит от Захарии Чета. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и была отдана на воспитание своей набожной тетке, которая постаралась дать племяннице необходимое на то время воспитание.

Будущий князь Василий III выбрал девушку себе в жены из 500 претенденток, говорят, что его поразила красота и кротость девушки, а также ее острый ум. Он взял ее себе в жены несмотря на то, что род Сабуровых в то время уже пришел в упадок и не был знатным и богатым. В 1505 году состоялось венчание Василия Иоанновича и Соломонии.

Супруги счастливо прожили вместе 20 лет, но крайне переживали и сожалели о том, что у них не было детей. Для князя наследник был необходим, иначе княжество погрязло бы в междоусобицах и войнах. Именно поэтому он принимает решение развестись с супругой и отправить ее в монастырь.

На заметку! Стоит отметить, что в княжеских дворах того времени все было подчинено Божьему закону — совершались ежеутренние и ежевечерние молитвы, соблюдались посты и во всем приветствовалась скромность и целомудрие. Именно поэтому решение князя о разводе было встречено с ужасом и спровоцировало большой скандал.

Митрополит Варлаам категорически отказался признавать развод и повторный брак, тем более венчать его. Тогда Варлаам был по решению князя лишен сана (это случилось впервые на Руси) и сослан в монастырь, а преподобный Максим Грек, посмевший поддержать митрополита заключен в темницу.

Василий III учредил нового митрополита Даниила, который поддержал его и благословил на развод. Впоследствии он же обвенчал князя с новой женой — литовской княгиней Еленой Глинской.

Этот брак принес Василию Иоанновичу долгожданного первенца — Иоанна Грозного, ставшего одним из самых жестоких правителей Руси.

Постриг и легенды о Соломонии

В ноябре 1525 года Василий велел постричь бывшую жену в монашество. Существует две теории:

  • первая гласит, что Соломония со смирением приняла решения князя и приняла постриг беспрекословно;
  • вторая же говорит, что великая княжна долго сопротивлялась и не могла поверить, что супруг после 20 лет брака так поступил с ней.

Согласно этой версии она даже сорвала с себя монашеское облачение и начала топтать его в ярости ногами во время церемонии, за что один из бояр, которые присутствовали при этом, не постыдился ударить ее свои кнутом. Теорию с насильственным постригом подтверждает и князь Андрей Курбский. Тем не менее, 25 ноября 1525 года Соломония приняла постриг от настоятеля Никольской обители с именем София.

Инокиня София была увезена в Покровский монастырь, который находится в Суздале, покровительницей которого была с 1518 года. Именно эта обитель впоследствии приняла не одну такую царственную невольницу.

О пребывании в монастыре Софии ходит множество легенд, согласно одной из них именно там София родила своего первенца царевича Георгия. Эту версию подтверждает рассказ Герберштейна, однако младенца никто не видел — дьяки и бояре, которых прислал князь Василий не были допущены до келии Софии.

Спустя некоторое время инокиня заявила о смерти малыша, но до сих существуют теории, что она сымитировала его смерть для сохранения жизни. В пользу этой версии говорит показанная боярам гробница ребенка, в которой впоследствии была обнаружена кукла.

Интересно! Существует легенда, которая говорит, что сын Софии впоследствии стал знаменитым разбойником Кудеяром, которым в свое время интересовался царь Иоанн Грозный.

Свидетельства современников, говорят, что София смирилась со своей судьбой и искренне стала служить Господу будучи монахиней. Однако трудности на ее пути не закончились — в 1533 году умирает Василий III и власть переходит к его вдове Елене, которая ссылает преподобную Софию в Каргополь. Там монахиня пребывала в тюрьме вплоть до 1538 года, а затем вернулась на службу в Суздаль.

Умерла святая София 18 декабря 1542 года в покои и мире, и была похоронена в подвале главного собора на территории монастыря, который стал ей домом.

Почитание

Судьба Софии и ее смиренность воле своего мужа покорила ее современников, так ее называли святой еще при жизни. Так называет ее и князь Андрей Курбский в письмах к Ивану Грозному. Легенда говорит, что сам царь положил на гроб преподобной пелену, которую сделала его жена Анастасия.

Читать еще:  К чему во сне снится колотый горох. Сонник горох, к чему снится горох, во сне горох

Впоследствии к гробнице Софии придут его сыновья с женами, первый царь династии Романовых Михаил и другие представители царских семей.

Ключарь Анания, описывая Суздаль, пишет о многочисленных исцелениях у гробницы преподобной Софии. Считается, что именно у ее гроба была исцелена княжна Анна Нечтева, а после спасения города от нашествия поляков преподобная становится покровительницей Суздали.

Важно! В 1650 году патриарх Иосиф признает София святой и разрешает почитать ее соответственно. Официально канонизируют ее в 1916 году, когда ее имя было внесено в Православный церковный календарь.

Мощи были обретены 14 августа 1995 года, когда были извлечены из монастырского подклета и перенесены в Покровский собор. Хранятся они там и сегодня, в закрытой раке и не демонстрируются прихожанам.

Существует чудотворная икона преподобной Софии, датируемая XVII столетием. На ней изображена монахиня с открытым, красивым лицом в зеленом монашеском одеянии, коричневой рясой и с багровой мантией.

Официально день памяти святой отмечается 1 (14) августа и 16 (29) декабря. В Эти дни совершается памятный молебен, читается акафист и люди молятся преподобной об исцелении от болезней (в частности, от глухоты и слепоты), о спасении души и об исцелении душевных расстройств.

Иконе Софии Суздальской о чем молятся, история, какой святой посвящена?

Преподобная Софья Суздальская.

В мирской жизни известна, как Соломония Сабурова.

Точная дата её рождения неизвестна – около 1490 года.

Отец Соломонии Сабуровой Юрий Константинович принадлежал к потомкам Сабура.

Сабур был ордынской мурзой и принял православную веру в 1330 году. совершив Таинство Крещения.

Соломония рано остается без родителей, и в свою семью берёт её тётя Евдокия Ивановна, сестра отца. Евдокия Ивановна относилась к девочке с большой любовью, привила ей любовь к Богу.

1505 год.

В этом году Соломония становится супругой великого князя Василия III.

Этот выбор был сделан великим князем из полутора тысячи знатных дочерей Руси.

Вот как описывается свадьба Соломонии и Василия III в лицевой летописном своде

Жили супруги в большой любви и уважении друг другу. Соломония была очень добродетельна, красива.

Но Бог не дал им детей. Соломония и Василия III совершали паломничества во святые обители Руси, прося Господа о наследнике престола.

Двадцать лет была Соломония супругой великого князя. Но боярская дума настаивала на расторжении этого брака, но церковь этому препятствовала, и некоторые священнослужители, противившиеся расторжению брака великого князя были сосланы.

О разводе супругов в разных источниках встречаются противоположные сведения.

В одних источниках говорится о добровольном изъявлении Соломонии, что она сама уговорила супруга дать ей развод и отпустить в монастырь.

В других источниках говорится, что Соломонию насильственно сослали в монастырь.

Из Википедии:

Начала свою монашескую жизнь София в Московском Богородице-Рождественском монастыре.

Позже, в 1526 году, Покровская обитель в городе Суздале стала местом иноческих подвигов княгини Соломонии.

Покровская обитель в Суздале – это место, которое супруги Соломония и Василий III посещали, прося Бога о наследнике престола. С 1518 года эта обитель находилась под покровительством великой княгини, а теперь стало местом её духовного смирения и служения.

Семнадцать лет прожила в Покровском монастыре монахиня София. Непрестанная молитва, чтение Слова Божия и постоянный труд занимали все дни ее пребывания в монастыре, помогали обрести совершенство духовной жизни. Весть о преподобной Софии быстро распространилась по земле русской.

16 декабря 1542 года София Суздальская мирно предала душу свою в руки Божии. Тело святой подвижницы погребли в усыпальнице под Покровским собором.

К иконе Софьи Суздальской люди идут, когда испытывают различную немощь, прося Святую об исцелении.

День памяти — 29 декабря (16 декабря по ст. ст.) и 14 августа (1 августа).

Чудеса преподобной Софии

Однако политика политикой, а жизнь продолжалась: после пострижения в монашество София прославилась своей благочестивой жизнью и трудами. В монастыре великая княгиня продолжала вышивать, собственноручно выкопала колодец. Она прожила еще 17 лет и ушла из жизни в возрасте примерно 60 лет – 16 декабря 1542 года, пережив не только мужа и его вторую жену, но и своего сына Юрия.

Согласно монастырскому преданию, царь Иоанн Грозный посетил монастырь в 1552 году, перед походом на Казань. После ее взятия он сделал вклад в монастырь, а царица Анастасия Романова положила на гробницу преподобной Софии пелену.

В 1563 году вторая жена Ивана Грозного царица и великая княгиня Мария Темрюковна и царевич Иван Иванович ездили молиться в Суздальский Покровский монастырь, а на следующий год сам царь Иван ездил «в Суздаль Покрову Пречистой в девичь монастырь на праздник на Покров Пречистый молитися со царицею своею великою княгинею Марьею, с сыном своим со царевичем Иваном». Напомню, что через семь лет этот царевич женится на Евдокии Сабуровой, а через восемь лет она также будет пострижена в монахини (под именем Александра) – в этом же самом монастыре.

Читать еще:  Найти подход к парню деве. Брак и семья

В конце XVI века вклад в монастырь сделала царица Ирина Годунова – родственница Софии: «Да государыня царица великая княгиня Ирина прислала на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, покров бархат черн, а на нем крест плащи серебряны позолочены выбиваны, а на плащах резь деисус и избранные святые, а около плащей и копие и трость и подпись у креста низано жемчюгом, а около покрова подписи слова вышиты золотом по таусинному атласу, а около подписи веревочка шита золотом, а подложен тафтою багровою»[42].

В 1598 году, спустя полвека после упокоения Софии, на ее могиле произошло первое известное нам чудо – прозрела жена князя Даниила Андреевича Суздальского княгиня Анна Федоровна Ногтева, бывшая незрячей в течение шести лет. После смерти мужа она также постриглась в этом монастыре и приняла монашеское имя Александра.

В новом веке России предстояли тяжкие испытания. В Смуту, в 1609 году, в Суздаль пришли отряды верного сторонника лжедмитриев князя Александра Лисовского, известного своей беспощадностью при взятии городов и обителей, которые он подвергал полному разорению (не лишне будет отметить, что он был иезуит). Но в этот раз произошло чудо: во сне ему явилась грозная монахиня с горящими свечами в руках и стала опалять его пламенем. На атамана напал страх, и у него отнялась рука. Пораженный гневом Божиим, Лисовский не разорил Суздаль.

Многие чудеса у гробницы Софии известны нам благодаря ключарю Покровского собора священнику Анании Федорову, который записал их и поведал потомкам о всенародном почитании монахини Софии. Чудеса множились, суздальские иерархи стали поднимать вопрос о канонизации. В 1750 году Патриарх Московский и всея Руси Иосиф разрешил почитать ее как святую. Но вскоре Россию потрясли еще более тяжкие испытания, чем Смута: церковный раскол, ликвидация патриаршества, петровские реформы. В итоге более двух столетий имя преподобной Софии находилось под негласным запретом. Но люди продолжали почитать святую.

Только в 1916 году по благословению Святейшего Синода имя преподобной Софии Суздальской было внесено в церковный календарь, а в 1995 году были торжественно обретены ее мощи.

Святая София – одна из тех святых, помощь которых мы ощущаем постоянно: чудеса множатся. Приведу несколько примеров 2001–2006 годов, рассказанных жителями Москвы, Иванова, Владимирской области и Тюмени.

«В середине февраля 2003 года у моей матери случился инсульт, левая сторона лица перекосилась, речь нарушилась, глаза почти не открывались. У меня было освященное маслице от мощей преподобной Софии Суздальской, которое я приобрел в Покровском монастыре, и этим маслом я предложил маме помазать голову и лицо… В
больнице ей приснился сон: она стояла в большом храме, окруженная людьми в черных одеждах, их лица были суровы. Матери стало страшно, она захотела вырваться из этого круга. Вдруг она увидела, как в храме появилась женщина в княжеских одеждах, очень красивая. Легко подойдя к матери, она взяла ее за руку и сказала: “Пойдем”. Утром мама почувствовала себя намного лучше».

«В 2002 году врачи поставили мне диагноз: онкологическое заболевание матки; осенью уже должны были делать операцию… Я увидела во сне старинную икону, на которой изображалась неизвестная мне святая, и при этом почувствовала, что должна приехать к ее мощам… В августе на праздник Преображения я приехала в Суздаль… Зайдя в главный собор Покровского монастыря, я увидела на стене ту самую икону, которую видела во сне. Это была икона преподобной Софии Суздальской. В течение трех дней я ходила в монастырь на службы и прикладывалась к мощам святой подвижницы. Когда в сентябре пошла в больницу, выяснилось, что необходимость в операции отпала, а через полгода меня сняли с учета».

«Долгое время у нас не было детей. В 1997 году, оказавшись в Суздале, мы посетили Покровский монастырь. Узнав здесь о преподобной Софии, мы приложились к ее мощам и просили о даровании чада. При этом у нас сложилось твердое обещание назвать ребенка Софией, если это будет девочка… Через пять лет у нас родилась дочь София».

«После женитьбы у моего сына долгое время не было детей. Он усердно молился, наложил на себя обеты: не есть мяса и не пить спиртного. В 2000 году мы посетили с ним Покровский женский монастырь в Суздале и приложились к мощам преподобной Софии. Через три года у сына родилась дочка. Невестка моя… объявила мне, что девочку зовут София и что… решение невестки назвать дочку Софией совпало по времени с нашим посещением Покровского монастыря».

«Моя дочь София родилась в 2003 году, крестили мы ее в честь преподобной Софии Суздальской. В полтора года дочке поставили диагноз – ревматоидный артрит… Мы долго лечились у ревматолога. В мае 2006 года дочка очень плохо ходила, и мы поехали в Суздаль в Покровский монастырь приложиться к мощам преподобной Софии. После этого все пошло на поправку, и скоро она выздоровела».

Читать еще:  Что такое строгий пост в православии. Духовный смысл Великого поста

И, пожалуй, самое удивительное свидетельство:

«Моя бабушка Александра рассказывала мне: когда ей было еще лет 15, она пошла как-то в лес за ягодами и заблудилась. Неожиданно набежала туча, в лесу стало темно, начался сильный ветер. Девочка испугалась и стала усердно молиться. Вдруг она увидела икону Божией Матери, шедшую по небу в ярком свете; своим движением икона указывала ей путь. Очень скоро Шурочка оказалась на светлой поляне и здесь увидела монахиню – она сидела на пенечке. Лицо у нее было как у младенца, очень красивая, глаза необыкновенные, небесной чистоты, очень большие, а взгляд как у старицы, будто насквозь тебя видит, и такое было в ней спокойствие. Шурочка попросила монахиню помочь ей выйти из леса. Та встала, и они двинулись в путь… Напоследок монахиня дала девочке образок и сказала: “Шурочка, этот образок передашь единственной внучке, он ей будет помогать и хранить в бедах”, – и стала быстро удаляться. Девочка очень удивилась, что неизвестная ей монахиня знает ее имя. В ответ она успела крикнуть: “А как тебя звать, и где мне найти тебя?” И услышала: “София в Суздале”. Эту дивную встречу бабушка моя запомнила на всю жизнь. Произошло это приблизительно в 1917 году.
Когда я вышла замуж, то пять лет у меня не было детей. Врачи поставили диагноз – бесплодие. Я не отчаивалась, но постоянно обращалась с молитвой ко Господу, Богоматери и преподобной Софии Суздальской… В 1988 году у меня родился долгожданный сын Иван»[43].

Таким образом, впервые в отечественной историографии со всей возможной полнотой мы установили факты биографии преподобной Софии Суздальской (в миру великой княгини Соломонии Юрьевны Сабуровой) и ее сына князя Юрия Васильевича.

Мы выяснили, что эта талантливая и благочестивая женщина была духовной дочерью преподобного Давида Серпуховского и добровольно постриглась в монахини, чтобы дать своему мужу возможность продолжить славный великокняжеский род. При этом она взяла имя в честь матери своего мужа – гречанки и постриглась в греческом подворье в Москве, тем самым давая понять, что всячески поддерживает политику мужа, направленную на принятие византийского наследия.

Мы выяснили, что народный образ атамана Кудеяра является собирательным и, помимо некоторых фактов биографии царевича Юрия, вобрал в себя факты из жизни самых разных людей. Судьба реального Юрия-царевича была недолгой и печальной, но не уникальной – она повторила судьбу Дмитрия Внука, сына Ивана Молодого. Русский народ осмыслил события жизни семьи Ивана Молодого в сказке об Иване-царевиче, а «исчезновение» с исторической сцены царевича Юрия привело к созданию мощного народного образа атамана Кудеяра – как кары небесной за грехи правящего дома Рюриковичей.

Иностранные наблюдатели восприняли судьбу Юрия Васильевича совсем иначе – как повод дестабилизировать Русскую цивилизацию. Это была робкая и неудачная репетиция той драмы, которая разыгралась в конце XVI – начале XVII веков, когда похищенное имя другого царевича – Дмитрия – было «раскручено» самым удачным для врагов России образом. Та драма напрямую связывается с именем царя Бориса Годунова и других потомков Захарии Чета. Насколько это справедливо? На этот вопрос ответим в одной из следующих статей.

В заключение я прошу вас представить себе, какой могла бы быть история блистательного XVI века, если бы Василий III и святая София повели себя не так, как мы знаем, а иначе?

Мы знаем много примеров того, как в европейской истории и в истории России XVII–XX веков правители ставили свои интересы выше интересов своей страны. Представьте себе, что было бы, если бы Соломония Сабурова не захотела постричься и уйти в монастырь? А если бы Василий III не отпустил любимую супругу и Россия столкнулась перед необходимостью выбора новой правящей династии на сто лет раньше, чем это произошло на самом деле? А если бы Василий III приблизил своего сына от Соломонии? Или она сама стала бы бороться за власть под знаменем своего сына, как это было не раз в истории? Если бы, если бы, если бы…

Роль этой великокняжеской пары – Василия и Соломонии – в русской истории явно недооценена. Мы по-прежнему не благодарны им за то, что они поставили интересы России выше своих личных и семейных интересов. Не благодарны за то, что преподобная София, в конечном итоге, спасла Россию от Смуты.

Родившаяся 500 лет назад где-то под Новгородом Соломония Сабурова сделала все для того, чтобы укрепить и украсить русский престол, она стала одной из самых удивительных русских святых, которая не оставляет нас своим покровительством по сию пору.

Источники:

http://molitva-info.ru/svyatye/sofiya-suzdalskaya.html
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1764221-ikone-sofii-suzdalskoj-o-chem-moljatsja-istorija-kakoj-svjatoj-posvjaschena.html
http://www.proza.ru/2015/09/29/1009

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: