Гегель работы. Философия Гегеля – кратко
Содержание
В философии Г. Гегеля
Философия Гегеля – завершение и высшее достижение немецкого классического идеализма. Развивая, совершенствуя диалектический метод, Гегель применил его к изучению природы, общества и человека. Источником, развития по Гегелю является дух, но Гегель, по словам К. Маркса, в диалектике идей гениально угадывал диалектику вещей.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье крупного чиновника, получил образование в гимназии и Тюбингенском теологическом университете. Студенческие годы будущего философа совпали с крупными политическими событиями. Он восторженно встретил Французскую революцию; вместе с Шеллингом и Гельдерлином участвовал в символической посадке “дерева свободы” в 1791 году. Позже Гегель писал о Французской революции: “Это был великолепный восход солнца. Все мыслящее существа праздновали эту эпоху. В то время господствовало возвышенное, трогательное чувство, мир был охвачен энтузиазмом, как будто лишь теперь наступило действительное примирение божественного с миром” [85] . После окончания учебы Гегель работает домашним учителем в Берне и Франкфурте-на-Майне, преподает в Иенском, Гейдельбергском и Берлинском университетах, читает лекции по философии религии, философии истории, логике, натурфилософии, антропологии, психологии, философии права, эстетике. Летом 1831 года знаменитый философ неожиданно умирает от холеры. Основные работы: “Феноменология духа”, “Наука логики”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия права”; посмертно по лекционным записям были изданы: “Философия истории”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по истории философии”.
Основные положения философии Гегеля:
Философия Гегеля – это объективный идеализм. Первоосновой мира является Абсолютный Дух (“Абсолютная идея”).
Благодаря саморазвитию абсолютной идеи мир находится в непрерывном и постоянном изменении, развитии. Изучая особенности саморазвития духа, Гегель впервые представил диалектику как теорию развития и методе познания в систематическом виде, сформулировав основные принципы, законы и категории диалектики. Развитие Гегель понимает не как простой количественный рост. Но как сложный противоречивый процесс: “Все вещи противоречивы в самих себе. Противоречие есть корень всякого движения и жизнедеятельности; лишь, поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью” (закон единства и борьбы противоположностей).
Системоорганизующим принципом у Гегеля является принцип триады. В каждом явлении, процессе выделяются три основных стадии:
Философия Гегеля
Философия Гегеля – важный этап немецкой классической философии.
В то же время среди других классических учений она выделяется особо, и выделяется своей декларативной самостоятельностью: в работах Гегеля отсутствуют ссылки на своих предшественников и современников, в том числе на Шеллинга.
И это при том, что Гегель охотно пользовался творчеством многих философов, включая названного Шеллинга, у которого он позаимствовал и перетолковал практически всю его концепцию.
Из-за этого Гегеля многие считали и продолжают считать интеллектуальным мошенником, который ничего существенного не дал науке, а лишь поставил своё имя в подборке нескольких идеалистических учений.
Основные положения гегелевской философии
Между тем Гегель отзывается на актуальные для своего времени философские явления, такие как учение Иммануила Канта, и на основе их переосмысления строит свою концепцию.
- Гегель считал, что окружающий мир познаваем, и чувственный и рассудочный опыт является инструментом познания. В этом он противоречил Канту, который считал, что «вещь в себе» не может быть познана, а то, чем она кажется, не может быть истиной.
- Противоречие – критерий истины, тогда как отсутствие противоречия должно говорить о заблуждении. Этот пункт – также возражение Канту, у которого всё было с точностью до наоборот. Всякая вещь по Гегелю – это сочетание противоположностей, которые противоречат друг другу, но вместе с тем друг друга дополняют.
- Основой всего сущего Гегель полагал безличное начало – Абсолютную идею, которая создаёт различные категории с целью самопознания. Природа же не может быть основой мироздания, поскольку она является пассивной субстанцией, над которой Абсолютная идея производит те или иные действия, изменяя её.
- Гегелевская диалектика – переход количественных изменений в качественные и наоборот. Это можно проиллюстрировать на примере кипения воды. Когда её температура 30 градусов, она имеет жидкое состояние. Когда температура воды повышается, то это количественное изменение; когда же она достигает 100 градусов, вода из жидкого состояния переходит в газообразное – это качественное изменение. Пример противоположного перехода – то же кипение воды: переходя в газообразное состояние, вода начинает занимать больший объём, чем в жидком виде.
- Закон двойного отрицания. Это тоже обычно иллюстрируют примером, на сей раз с зерном. Чтобы появился колос, нужно, чтобы умерло зерно, то есть колос как бы отрицает зерно. Но затем в колосе появляются новые семена, а сам он умирает (зерно отрицает колос). Таким образом, жизненным процессом колоса (и всего остального в мире) движет закон двойного отрицания.
Значение философии Гегеля
Как показывают исследователи, Гегель интересовался актуальными проблемами Нового времени и предвосхитил концепцию Модерна и модернизма. Гегель описывал такие проблемы, как социальная разобщённость, отчуждение, поиск свободы и внутренней гармонии, а также пытался соединить рациональное начало с идеалистическим.
Все эти мысли приобрели широкую популярность в эпоху Модерна – на рубеже XIX и XX веков. Утверждается, что Гегель также внёс большой вклад в формирование социальных наук, которых в его время не существовало. Вместе с тем заметна и вторичность его работ.
Она проявляется не только в известном «воровстве» идей у современников: ряд его идей – это воспроизведение общеизвестных истин и древнейших философских положений. К примеру, тезис о единстве и борьбе противоположностей как основе мироздания развивался ещё древнейшими античными мыслителями, а учение об Абсолютной идее и безличном творческом первоначале – это вариация платоновской концепции.
Философия Гегеля кратко.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – немецкий философ конца XVIII – начала XIX веков. Он является одним из представителей классической немецкой философии.
Философ пытался разрешить проблему равенства мышления и бытия. В процессе развития сознание человека проходит те же стадии, которые проходило все человечество за свою историю, таким образом, по мнению Гегеля, человек может оценить свою жизнь с точки зрения завершившийся истории или, как называет философ, “абсолютного духа”. И, благодаря этому, достигается то самое равенство мышления и бытия.
Развитие индивидуального сознания происходит через движение (от абстрактного к конкретному) и на каждом новом этапе происходит воспроизведение опыта, накопленного на предыдущем этапе, но на более высоком уровне. Развитие проходит определенные этапы:
Первый – сознание антагонистично человеческому “Я” и является только созерцающим; Второй – сознание становится самосознанием (осознание человеком самого себя, как личности); Третий – осознание духовности окружающего мира и осознание себя, как части этого мира.
Философ стремиться обобщить все бытие во всех его проявлениях единым понятием. И этим понятием становится “Абсолютная идея”, которая так же развивается путем движения. А средством для этого развития выступает природа, которая была сотворена Богом, чтобы из нее появился человек и человеческий дух.
Гегель в своей философии смог обобщить все важнейшие философские категории и вывел три основополагающих закона.
Закон перехода количественных изменений в качественные . Развитие чего-либо происходит через накопление некоторых количественных изменений, которые, в определенный момент, нарушают меру и перетекают в качественные изменения.
Закон о взаимопроникновении противоположностей. Противоположности, находясь в непрерывном движении, взаимно переходят друг в друга и начинают себя определять и предполагать, но, в то же время, и отрицать.
Закон отрицания. Который описывает развитие в виде прохождения трех стадий: приобретение тезиса, отрицание этого тезиса (антитезис) и снятие отрицания или противоречия (синтез).
Гегель своими трудами смог повлиять на развитие социологических наук (он одним из первых изучил и описал процесс социального развития личности). Его труды повлияли на взгляды К. Маркса и способствовали появлению социологии конфликта. Он разработал концепцию гражданского общества, разделив государственную и гражданскую сферы. Его по праву можно считать классиком философии, так как его труды оказали огромное влияние на становление и развития многих направлений в науке и философии.
Источники:
http://studopedia.ru/18_17981_v-filosofii-g-gegelya.html
http://2mir-istorii.ru/lichnosti-novaya-istoriya/1619-filosofiya-gegelya.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5b0ed6857800193a64d0b605/5b1cb97af031739a599317c1