Философский пароход 1922 год кратко. Инженер-технолог, конструктор паровых турбин, профессор мвту

“Философский пароход” (1922 год): эмиграция интеллигенции

Тема данной статьи – “Философский пароход”. “Что это такое?” – может возникнуть вопрос у читателя. Данное явление может рассматриваться в нескольких смыслах. В узком “философский пароход” – это собирательное название двух рейсов пассажирских немецких судов. На них были доставлены в Штеттин (Германия) из Петрограда философы, а также другие видные представители русской интеллигенции. Однако в действительности явление это было более широким, не ограничивающимся двумя пароходами. Об этом вы узнаете, прочитав данную статью.

Какую роль сыграло для страны изгнание интеллигенции?

Это событие сыграло в судьбе нашей страны отрицательную роль. Ведь изгнанию подлежали представители творческой интеллигенции: ученые, философы, педагоги, врачи, поэты, писатели, деятели искусства. И все лишь потому, что они отстаивали в своей деятельности и творчестве принцип духовной свободы. “Философский пароход” превратился в символ эмиграции интеллигенции.

Беспрецедентным актом во всей мировой истории стала высылка передовых мыслителей. Власть таким образом целенаправленно и добровольно снижала духовный и умственный потенциал своего народа, изгоняя из государства самых образованных, талантливых и творческих людей. Все они оказались помехой в цели подчинения влиянию партии всего народа.

Положительная роль изгнания

Корабли увозили в изгнание, в неизвестность, без права возвращения множество интеллигентов. Глядя с позиции современности, в свете жестоких репрессий, которым был подвергнут народ в годы советской власти, можно иначе оценить это событие. Высылаемые свое изгнание воспринимали как трагедию. Однако оно оказалось на самом деле их спасением. А таланты и знания этих людей стали достоянием мирового искусства, культуры, науки. Не говоря о том, что уцелели семьи тех, кто сел на “философский пароход”. Да и сам Ленин и его соратники эту акцию рассматривали как акт “милосердия”.

Три волны эмиграции

Уникальным явлением в мировой истории является “философский пароход”. 1922 год, однако, – это лишь начало. Множество наших соотечественников покинули Родину в последующие годы. В три волны проходила эмиграция. Заметим, что Россия – единственное государство в Европе, из которого была осуществлена в 20 веке массовая эмиграция граждан, принудительная (“философский пароход”) и добровольная. После Гражданской войны, в период между 1920 и 1929 годами, страну покинуло от 1,5 до 3 млн жителей, разочарованных введенными властью большевиков порядками: репрессиями, борьбой с инакомыслием и партийной диктатурой. Интеллигенция отправлялась в государства Западной Европы, Китай, Америку, Турцию, Маньчжурию. Однако это была лишь первая волна эмиграции. За ней последовала вторая – во время, а также после Второй мировой войны. Тогда за рубежом оказались порядка 1,5 млн советских граждан. С возникновением легальной возможности отправиться за границу, которая была предоставлена в начале 1970 годов, последовала и третья волна, продолжающаяся и по сей день.

Причины эмиграции

Почему же люди согласились сесть на “философский пароход”? 1922 год – очень сложное время в истории нашей страны. Эмиграция была во всех случаях добровольной, хотя всегда имела веские причины. Она охватывала широкие слои общества. Значительное количество эмигрантов принадлежало к интеллигенции. Ведь она была лишена свободы, которой она пользовалась до революции. Г. Федотов (на фото ниже), историк и богослов, уехавший из страны в 1925 году, объясняя причины, по котором интеллигенция покинула Россию, отмечал, что большевизм с самого начала своей целью поставил перековать сознание народа, создать в стране принципиально новую культуру – пролетарскую. Был предпринят опыт воспитания нового типа человека, лишенного национального сознания, личной морали и религии.

В 1918 году большевики закрыли все газеты, кроме своих, в том числе и “Новую жизнь”. А ведь именно здесь печатались из номера в номер “Несвоевременные мысли” Максима Горького, обличавшие власть. Вся литература, все искусство, СМИ были подвергнуты жесткой цензуре. Невозможно было просочиться через нее ни слову правды. Заменила ее выгодная власти ложь. Конечно, интеллигенция не могла равнодушно отнестись к проводимой политике. И тогда она начала рассматриваться новой властью как серьезный враг. Окончилась неудачей предпринятая большевиками попытка сделать послушной интеллигенцию, “приручить” ее. Тогда решено было избавиться от самых значительных представителей с помощью насильственной высылки, организовав “философский пароход”. Такая суровая мера применена была в 1922-23 годах к российской интеллигенции.

Пароходы и поезда, на которых отправлялись люди. “Первое предостережение”

В 1922 году, 29 сентября, пароход “Обербургомистр Хакен” (на фото ниже) отошел от Петроградского причала.

16 ноября в направлении к Германии отправилась “Пруссия” – еще один “философский пароход”. Эмиграция интеллигенции продолжилась 19 сентября, когда из Одессы в Константинополь проследовало очередное судно. Из Севастополя был отправлен пароход “Жанна” 18 декабря. Кроме того, поездами высылались за рубеж: из Москвы – в Германию и Латвию, а также через Финляндию, Польшу и афганскую границу поезда отправлялись в другие страны. Уникальный груз вез “философский пароход” 1922 года – славу нашей страны: философов и профессоров с мировым именем, труды которых считались в Европе и в мире вершиной научной и философской мысли; врачей, учителей, а также других представителей интеллигенции.

Читать еще:  Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в день памяти свт

По распоряжению Ленина высылались они без суда и следствия, так как судить было не за что: предметом суда не могло стать отстаивание свободы мысли, а также отказ от единомыслия, навязываемого сверху. Л. Троцкий (на фото ниже) писал, что интеллигенция была выслана потому, что не было повода ее расстрелять, но невозможно было терпеть.

Основной целью этой высылки было заставить интеллигенцию молчать, запугать ее. Это являлось предостережением: не следует выступать против советской власти. Посвященная высылке статья в “Правде” не случайно была названа “Первое предостережение”.

Чем мешала большевикам интеллигенция?

Большевики не рассматривали интеллигенцию как политическую силу, опасную для себя. Троцкий в “Известиях” писал, что “политически ничтожны” элементы, которые высылаются. Однако они являются потенциальными орудиями в руках возможных врагов. Большевики, захватив после Октябрьского переворота единоличную власть, не чувствовали себя вполне уверенно, осознавая, что власть их является незаконной. Поэтому они боялись ее потерять. “Диктатура пролетариата”, установленная ими, являлась в действительности произволом партийной номенклатуры. Партия старалась всяческим образом искоренить инакомыслие. Для этого следовало очистить страну от граждан, способных анализировать и мыслить самостоятельно, пресечь кардинально критику власти и свободомыслие. Организовав отправление “философского парохода”, партия надеялась выполнить эту задачу.

Крушение надежд

Интеллигенция, долгие годы готовившая революцию, полагая, что она даст русскому народу справедливость и свободу, не могла смириться с тем, что надежды были разрушены. В автобиографии “Самопознание” Н. А. Бердяев (фото его представлено ниже) писал, что он коммунизму противопоставлял лишь абсолютный, изначальный принцип духовной свободы, который нельзя променять ни на что. Он также отстаивал высшую ценность личности, независимость ее от внешней среды, от государства и общества. Бердяев отмечал, что он – сторонник социализма, однако социализм его не авторитарный, а “персоналистический”.

Имена самых значительных изгнанников

В числе изгнанных были Н. А. Бердяев – один из лучших философов России 20 века, такие известные философы, как С. Л. Франк, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, В. А. Боголепов, С. Н. Булгаков, Ф. А. Степун, Н. А. Ильин, И. И. Лапшин, Н. С. Трубецкой, а также А. В. Фроловский (историк), Б. П. Бабкин (физиолог), М. Осоргин (писатель). Среди изгнанных находились и прогрессивные передовые профессора, и руководители школ и высших учебных заведений, включая ректоров Петроградского и Московского университетов.

Репрессии до 1922 года

В 1921 году арестовали членов Помгола, после чего были высланы его создатели и активные члены: Е. Кускова и С. Прокопович. Эта организация занималась тем, что помогала людям, которые голодали. Но она, к несчастью, завоевала значительный авторитет у населения и потому показалась власти опасной. Членам ее предъявлены были обвинения в шпионаже – тактика, позднее подхваченная и развитая И. Сталиным. Большевистская власть, таким образом, освобождалась очень активно от интеллигенции, мыслящей независимо, хотя она и не была ее политическим противником и не намеревалась бороться за власть. К этому времени уже разгромили политическую оппозицию, которую составляли меньшевики и эсеры – бывшие союзники большевиков, участвовавшие в подготовке и проведении революции. Часть из них была безжалостно расстреляна, другая – выдворена из страны или помещена в лагеря.

Общение интеллигенции с европейскими государствами до революции

В результате осуществленного в 1931 году анкетирования выяснилось, что 472 русских ученых работали за рубежом. 5 академиков, а также около 140 профессоров высших школ и университетов было среди них. До того как произошла революция, тесное общение представителей интеллигенции с европейскими государствами было явлением естественным и никаких препятствий со стороны правительства не встречало. Художники отправлялись совершенствовать мастерство во Францию и в Италию, ученые тесно контактировали с зарубежными коллегами, молодежь считала престижным для себя окончить Сорбонну или другие университеты, расположенные в Австрии, Германии или Праге. Талантливые русские женщины, такие как Лина Штерн и Софья Ковалевская (на фото ниже), вынуждены были обучаться за рубежом, так как в России высшее образование для них было недоступно.

Имевшие средства россияне ездили за границу лечиться. Легальная эмиграция до середины 20-х годов также не встречала существенных препятствий: для этого достаточно было лишь получить разрешение руководителей страны. За рубежом, таким образом, всегда проживало постоянно или временно большое количество выходцев из России. Вместе с эмигрантами, изгнанными или добровольно покинувшими страну после Гражданской войны и революции, количество россиян, находящихся за рубежом, составляло около 10 млн.

Дальнейшая судьба изгнанников

Большинство изгнанников сначала очутилось в Германии. Однако со временем основная их часть перебралась в Париж, оказавшийся настоящим центром русской эмиграции. Высокий профессиональный и интеллектуальный уровень изгнанников способствовал тому, что все они смогли устроиться по специальности. Кроме того, они создали научные и культурные ценности, ставшие достоянием Америки и Европы.

Теперь вы знаете, что это за понятие – “философский пароход”. Люди, которые покинули тогда Родину, не были предателями. Они пошли на этот вынужденный шаг для того, чтобы иметь возможность продолжать свою деятельность, послужить своей стране и всему миру хотя бы за границей.

“Философский пароход”: что это было?

Интеллигенция, в особенности научная, с первых дней Октябрьской революции тревожила Советское правительство, потому что многие ее представители стали идейными противниками большевиков, разрушавших привычные для них правила, традиции и вообще жизнь. Однако до поры до времени ученых и мыслителей не трогали.

Непосредственной причиной накала ситуации стала забастовка профессоров МВТУ ( нынешнего МФТИ им. Баумана ), которые выступали против нововведений в системе образования и за университетскую автономию. Кроме того, ряд философов выпустили труды, которые были резко восприняты В. Лениным. Он написал по поводу сложившейся ситуации письмо соратникам, в котором сказал:

Читать еще:  Звезды на небе для детей. Мифы, связанные с Весами

“Необходимо . уволить 20-40 профессоров обязательно. Они нас дурачат. Обдумать, подготовить и ударить сильно” .

Противостояние между интеллигенцией и властью тем временем нарастало. Ученые провели ряд съездов, на которых критиковали решения правительства большевиков. Уже в мае 1922 года Ленин предложил наркому юстиции ввести в Уголовный кодекс статью, которая бы заменяла расстрел высылкой за границу. Такой “гуманизм” был вызван рациональным желанием улучшить имидж Советской России в глазах мира, потому что расстрелы ведущих русских ученых могли бы усугубить международное положение Советского правительства.

За несколько дней до своего первого тяжелого приступа Владимир Ильич писал Дзержинскому:

К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим.
Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих “военных шпионов” изловить, и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу” .

Летом начались массовые аресты ученых, писателей, философов, студентов и их семей. Органы устраивали облавы и засады, составили списки из трех категорий ( московская, петроградская и украинская ) и по ним проводили аресты, заставляя подписывать перепуганных интеллигентов подписку о невозвращении в РСФСР под страхом расстрела.

Осенью 1922 года начались массовые высылки арестованных за границу. Им разрешили взять с собой только две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека. Хотя деньги и остальное имущество высылаемых подвергались конфискации, многие смогли через дипломатические органы переправить на новую Родину свои финансы. Первый пароход с 84 пассажирами ( интеллигенты и их семьи ) отправился из Петрограда до немецкого Штеттина 29 сентября, второй с 44 высылаемыми – 16 ноября. Кроме того, из Москвы до Риги и Берлина были отправлены 2 поезда с вынужденными эмигрантами. А зимой в немецкую столицу из Грузии прибыли 60 выселенных граждан Советской России.

Были высланы следующие выдающиеся ученые и философы: Питирим Сорокин , Николай Бердяев , Семен Франк , Иван Ильин , Сергей Трубецкой , Николай Лосский , Сергей Булгаков и др.

Далеко не у всех высланных жизнь на чужбине сложилась хорошо. Но многие получили возможность развивать свои научные мысли и достижения. Например, философ Николай Бердяев издал более 20 трудов и был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Сергей Булгаков глубже окунулся в религиозную философию и стал православным священником. Но, пожалуй, самым знаменитым высланным стал Питирим Сорокин – один из основоположников социологии, а также теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Он переехал в США, где стал профессором Гарварда и основал там факультет социологии.

Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно”. – Сказал о “философском пароходе” Л. Троцкий . Конечно, можно долго рассуждать о том, что потеряла (или не потеряла) Советская Россия от высылки ряда выдающихся ученых. Возможно, ничего, потому что немало деятелей науки осталось и позже появилось уже в СССР, сделав советскую науку великой. Не потеряли, кстати, и высланные, которые могли повторить судьбу своих оставшихся в СССР коллег. Однако этим актом большевики еще раз показали всему миру, что они строили государство, в котором все подчинены коммунистической идее и все с ней согласны. А несогласные оказывались недостойными жить в первой в мире коммунистической стране.

Философский пароход, который мы потеряли

Не смотря на все события последних 22 лет, в общественной сфере живучи мифы предшествующих этим годам лет. Класса “Россия, котору мы потеряли”. Философский пароход – один из самых ярких и живучих. А что, звучит как “философский (!) пароход”. Ну разве может быть что-то не то что плохое, а просто не отличное с приставкой “философский”? Философский камень – очень полезная штука, ртуть превращает в золото. Или философский диспут – спор очень умных людей об еще более умных материях и идеях. Философский трактат – письменное изложение умных и (зачастую) полезных идей. В общем, название крайне удачное.

А как там было на самом деле? Была операция властей по высылке антисоветских элементов за границу. Проходила она в несколько этапов, и самым известным стал тот самый пароход. 29 сентября 1922 года из Петрограда отбыл пароход «Обербургомистр Хакен», на котором уплывали в город Штеттин около 30 профессоров университетов и философов из Москвы, Казани и других городов. Уже звучит не слишком солидно – 30 профессоров даже для жалкого состояния высшего образования и науки, оставшихся от царя, совсем не много. Явно не критично. Но шум и через сто лет слышен. Так давайте разберемся, кого же на этом пароходе выслали, кто эти “лучшие умы России”?

Согласно Википедии – Наиболее известные из высланных представителей интеллигенции:

  • И. Ю. Баккал – ничем непримечательная личность 27 лет, председатель фракции левых эсеров во ВЦИК.
  • Н. А. Бердяев – сильно переоцененная личность, русский религиозныйи политическийфилософ
  • В. Ф. Булгаков – последователь и последний секретарь Л. Н. Толстого. Это и есть его главное достижение – причастность к судьбе великого писателя. В 1948 году В. Ф. Булгаков принял советское гражданство и вернулся в СССР. Поселился в Ясной Поляне, где в течение почти 20 лет был хранителем Дома-музея Л. Н. Толстого. В 1958 г. был принят в члены Союза писателей СССР. Умер в Ясной Поляне в возрасте 79 лет.
  • C. Н. Булгаков – русский философ,богослов, православный священник , экономист. Создатель учения о Софии Премудрости Божьей, осуждённого Московской Патриархией в 1935 г.
  • И. А. Ильин – русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС). За пределами России имя Ильина не пользуется широкой известностью, за исключением круга специалистов по Гегелю; так, в известном издании «Энциклопедия Британника» статья о нём отсутствует. То есть никому не нужный бездельник, фашист, русофоб. Но любим и цитируем Путиным.
  • Л. П. Карсавин – русский религиозный философ , историк-медиевист, поэт. Никаким примечательным вкладом в науку не отметился.
  • А. А. Кизеветтер – русский историк, публицист, политический деятель. Председатель Русского Исторического Общества в 1932—1933 годах. Никаким примечательным вкладом в науку не отметился.
  • Н. А. Котляревский – историк литературы, литературный критик, публицист. Наиболее заметное его участие в науке – сын А.А. Котляревского.
  • Д. В. Кузьмин-Караваев – русский юрист и религиозный деятель , один из руководителей «Цеха поэтов». Католический священник византийского обряда , служивший в Русском апостолате в Зарубежье, доктор богословия .
  • И. И. Лапшин – русский философ. Никаким примечательным вкладом в науку не отметился.
  • Н. О. Лосский – мыслитель, представитель русской религиозной философии .
  • В. А. Мякотин – русский историк, писатель и политик. Никаким примечательным вкладом в науку не отметился.
  • М. М. Новиков – зоолог, профессор и ректор Московского университета. Автор 120 книг и статей естественнонаучного и публицистического содержания на разных европейских языках. То есть все таки ученый и не бесполезный. Но звезд с неба явно не хватал.
  • М. А. Осоргин – русский писатель, журналист, эссеист, один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, один из руководителей нескольких русских масонских лож во Франции.
  • П. А. Сорокин – русский, американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. В целом заметный ученый, но с учетом того, что социологию до сих пор трудно (или уже трудно . ) назвать наукой, несколько снижает блеск достижений.
  • С. Е. Трубецкой – русский философ и литератор. В 1922—1938 годах сотрудничал в Русском Общевоинском союзе.
  • А. И. Угримов – агроном, профессор. В 1948 году вернулся в СССР. Работал агрономом на опытных станциях в Калужской и Ульяновской областях. Никаким примечательным вкладом в науку не отметился.
  • С. Л. Франк – русский философ и религиозный мыслитель .
  • В. И. Ясинский – усский инженер-технолог, конструктор паровых турбин, профессор МВТУ, первый директор Русского научного института в Берлине. Никаким примечательным вкладом в науку не отметился.
Читать еще:  Бабочки во сне к чему. К чему снятся бабочки

И это список великих и выдающихся? Помесь попов, академических серостей и фашистов? Эти люди не приняли советскую власть, атеизм и социальную справедливость, начало перехода к бесклассовому обществу. Что логично, ведь все они были из высшего класса, а тут чернь восстала и устанавливает свои порядки. Атеизм этим попам, “религиозным мыслителям”, естественно, и вовсе противопоказан, ибо лишает их средств и возможности паразитического существования. Ну какая польза обществу от всяких религиозных философов? Тем более когда надо напрягать все силы в восстановлении и до того отсталой, а теперь еще и разрушенной двумя войнами, стране. Так что великий акт гуманизма, когда паразитов и вредителей не посадили, тем более не расстреляли, а просто посадили на пароход и отправили прозябать заграницу, где сохраняется милый их паразитическим душонкам, уклад. Но вот только так обильно кормить их там уже не стали, большинство перебивались мелкими должностями в заштатных ВУЗах или шакалили у нацистов.

Но усилиями русофобских пропагандистов и сегодняшнего режима этот акт гуманизма превратился в сказочную и красивую драму – Философский пароход, лучшие умы России и т.п. А лучшие умы остались в СССР, провели индустриализацию и коллективизацию, вывели страну за исторический миг в мировые лидеры и в статус сверхдержавы, победили полчища объединенной Гитлером Европы, попутно ее освободив, и опять восстановили страну всего за несколько лет. Укротили атом и покорили космос, наконец! Пока эти неудачники и паразиты уныло писали пасквили, графоманские сочинения и просили на прожитие у Гитлера.

Вот давайте попробуем представить, что в РФ победила социалистическая идея вновь и снова у нас масса таких вот недовольных прилипал. И общество, гуманное, как и положено социалистическому, помогает этим ребяткам собраться на аналог “философского парохода”. И вот по трапу стройно поднимаются Соловьев, Киселев, Симоньян и Пушков, профессор Соловей, политологи Макаркин и Никонов, Собчак и мать ее Нарусова, Кургинян под ручку с патриархом Кириллом в сопровождении протоиерея Чаплина, оставив кинопленки, в очереди видны режиссеры-бездари Учитель, Серебрянников и Руминов с братьями Адреасянами, тут же мелькает лысина Бондарчука и топорщатся седые кудри Венедиктова при поддержке Позднера. Пестрой стайкой подлетели Боря Моисеев, Пенкин, Лолита и Маша Распутина в окружении большой массовки девочек класса “поющие трусики”, над всеми гордой башней возвышается Филипп Бедросович Киркоров. С ними контрастирует группа в строгих костюмах – Греф, Набиуллина, Кудрин, Чубайс и несколько ободранный Гозман (хотя вот эти маловероятно, скорее они присоединятся к водолазу Улюкаеву).

И вот что, кто-то пожалеет об отбытии этого нового “философско-культурного парохода”? Или все выдохнут и никто не загрустит, что эти бездари-паразиты отлучены от народного бюджета и в европах им приходится работать таксистами, проститутками или мелкими прилипалами к заштатным ВУЗам или всяким там НКО и фондам. А вот по тому, первому (дай бог, не последнему) пароходу все еще горестно вздыхают, мемориалы очередные возводят .

И вот так все страшилки либерально-русофобской тусовки о России, которую мы потеряли, на поверку и оказываются страшилками. Легко и очевидно разоблачаемыми.

Ждем, ждем новый пароход . или уж самолет, так современнее.

Источники:

http://www.syl.ru/article/199544/new_filosofskiy-parohod-god-emigratsiya-intelligentsii
http://zen.yandex.ru/media/id/59df8b618651650902446341/5ba5f8acf0510600abda853f
http://path-riot.livejournal.com/53161.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: