Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в день памяти свт

На таинстве Елеосвящения. Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершили таинство елеосвящения, которое установлено, как и другие таинства, святыми апостолами.

«Болен ли кто из вас, — пишет святой апостол Иаков, — пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» [1] .

Все мы согрешаем, и исповеданные нами грехи прощаются в таинстве покаяния. Здесь же святой апостол говорит о грехах забытых, совершенных нами вольно или невольно, делом, словом или помышлением.

Освященный елей, который еще во времена ветхого завета использовался при помазывании для сообщения даров Святого Духа в таинстве соборования, служит образом милосердия Божия к недугующим и грешным. Начертавая освященным елеем крест, священнослужители испрашивают у Господа нашего Иисуса Христа благодать исцеления от болезней, телесных и душевных, утешения, мира и радования духовного, просветления ума, согревания сердца в вере и добродетели, укрепления в трудах.

В великой церкви Святой Софии в Константинополе вошел в употребление обычай перед освящением елея смешивать его с красным церковным вином в воспоминание о евангельском самарянине, который возлил на раны попавшего к разбойникам путника елей и вино.

Во время таинства елеосвящения священники молятся о даровании им благодатной силы к совершению священнодействия. Кроме того, они читают молитву о ниспослании Святого Духа на елей и об освящении его ради уврачевания немощей и отпущения грехов помазуемым.

Господь Иисус Христос, установивший таинство елеосвящения, сказал: «Не требуют здравии врача, но болящий» [2] , и таинство святого елея преподается страждущим как телесно, так и душевно. Прибегающий к благодатной помощи Божией может быть внешне здоров, но страдать от скрытых внутренних недугов, требующих врачевания. И так как все мы в той или иной мере страждем душевными недугами, то должны прибегать к таинству елеосвящения в дни для этого предназначенные. Поэтому и установлен в дни Великого поста чин общего елеосвящения, в котором принимают участие и люди здоровые телесно, а в монастырях — вся братия.

После принятия этого таинства очень полезно бывает трижды в течение недели приобщиться святых Христовых Таин. Часто именно после третьего причащения наступает исцеление от болезней.

Вот случай из моей пастырской практики. В 1975 году девушка из города Струнино Владимирской области Лидия Муравьева находилась при смерти от рака левой груди.

Болезнь появилась следующим образом. Лидия, которой было двадцать с небольшим лет, работала в детском диспансере, располагавшемся возле вокзала Сергиева Посада. В один день, когда Лидия трудилась до позднего вечера, на пути ее обычного маршрута вырыли котлован — проводили отопление. Ничего об этом не знавшая девушка вышла уже в темное время суток с работы, не заметила ямы и упала. Получила сильный ушиб груди, но по молодости не придала этому большого значения. К врачам не обращалась, думая, что, может быть, само пройдет. А на месте ушиба постепенно образовалось затвердение, опухоль, и началась раковая болезнь.

Дошло до того, что в Москве ей сделали очень сложную операцию на левой груди, но улучшений не наблюдалось, более того, болезнь перешла на правую грудь. Лидия была верующей, однако пришла в отчаяние. Находясь в палате одна, она взмолилась Господу и заплакала: «Господи, я же верующая, почему я так страдаю?» В этот момент ей явилась Божия Матерь, как изображается на иконе Казанской, и сказала: «Почему ты, Лидия, отчаиваешься? Ты не оставлена». После этих немногих слов видение закончилось. Врачи выписали девушку домой как безнадежную.

Ее мама постоянно ходила в Лавру, и я, хорошо зная эту семью, спросил: «Как там ваша Лидия?» Женщина заплакала и сказала: «Всё, уже в очень тяжелом состоянии, но еще тихонько ходит». Я дал совет срочно соборовать Лидию. В советские годы власти строго ограничивали богослужебную жизнь Церкви, совершать елеосвящение в Лавре запрещалось. Соборование решили на свой страх и риск провести тайно в храме в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию, с началом братского молебна. Елеосвящение началось без двадцати шесть утра. Кроме самой Лидии, присутствовали ее мама и сестра. Совершение таинства сопровождалось слезной молитвой и глубокой верой в помощь Божию.

После соборования я советовал Лидии три раза подряд причаститься. Она так и сделала — через день, через два, как смогла. В эти дни я видел маму Лидии и спрашивал ее после первого и второго причащения: «Как там Лидия?» Мама отвечала: «Так. Ничего». А после третьего причащения дочери мама сама прибежала ко мне и сказала: «Лидия исцелилась». Лидия действительно совершенно исцелилась. Рана закрылась, осталось только белое пятно на левой груди как знак прежней раковой болезни. Затем она поехала в ту же больницу показаться, и когда лечащие врачи, профессора, увидели ее здоровой, то очень удивились и даже заплакали — они думали, что ее уже нет в живых. А вскоре она вышла замуж за семинариста. У нее родилось трое детей. В настоящее время старший сын — священник, служит на приходе и имеет своих детей. Такую милость оказал Господь людям, жившим у Троицкой Лавры и принявшим в обители таинство елеосвящения.

Читать еще:  Квашеная капуста толкование сонника. Что скажет сонник: капуста снится к измене

Итак, дорогие братья и сестры, этот случай — яркое свидетельство того, что елеосвящение есть таинство исцеления. Церковь, в лице священников, приходит к страждущим для того, чтобы испросить прощения забытых грехов и исцеления недугов, привести ко Христу, подающему всем благодать и спасение. Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. — 2-е изд., доп. — СТСЛ, 2016.

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в день памяти свт. Иоанна Златоустого

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Великий учитель Церкви Христовой святой Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 года в семье военачальника Секунда, который умер вскоре после рождения сына. Анфуса, мать святого Иоанна, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сы­на в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычни­ков, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, на­ставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн поставлен был во чтеца. После того как святой Мелетий отправлен был в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совмест­но с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вско­ре Иоанна и его друга Василия сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пусты­ню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись по смирению от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священ­стве» — великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел Иоанн в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества» и сочинение «Сравнение инока с царем», проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой: соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.


Святитель Иоанн Златоуст. Икона из ризницы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил Иоанна во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: «О Провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове», «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возло­жили обязанность проповедовать слово Божие. Святой Иоанн ока­зался блестящим проповедником и за редкий дар боговдохновенного слова получил от паствы наименовение Златоустый. Двенадцать лет святой при стечении толп народа проповедовал в храме, глубоко по­трясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Свя­щенного Писания святой Иоанн обращался к священной герменев­тике — науке о толковании слова Божия. Среди его экзегетических творений — толкования на целые книги Священного Писания (Бы­тие, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания святого апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и сло­ва апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по представ­лению Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святого Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим при­мером был он сам. Средства, которые предназначались для архи­епископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению православной веры распространилась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и го­тов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епис­коп для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. К скифам, для обращения язычников ко Христу, святой Иоанн направлял ревност­ных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святитель не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовав­шему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроения благолеп­ного богослужения: написал чин литургии, ввел антифонное пение на всенощном бдении, написал несколько молитв чина елеосвящения и ко причащению святых Христовых Тайн. Распущенность столич­ных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распо­рядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императри­ца не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть ее к свя­тителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто бы святитель в своих поучениях о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустым: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за бес­порядки, и других, — постановил низложить святителя Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший за­щищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе про­изошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно возвратить святителя и немедленно по­слала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в речи благословил Господа «за все пути Его». Клеветники убежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 го­да состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошитель­ные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправед­ное осуждение угодника Божия.

Читать еще:  Бруно – значение имени. На разных языках

Находясь в Армении, святитель еще больше старался укреплять своих духовных чад. В многочисленных письмах епископам Азии, Африки, Европы, и особенно своим друзьям в Константинополе, святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиунт (в Абхазии). Исто­щенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца, в дождь и зной, совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого мученика Василиска, утешенный яв­лением его: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», причастившись святых Тайн, вселенский святитель, со словами: «Слава Богу за всё!», отошел ко Господу 14 сентября 407 года. Свя­тые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Кон­стантинополь в 438 году.

Дорогие братья и сестры, будем, насколько возможно, подражать святому Иоанну Златоусту, читать его святые творения и усерд­но молить его, чтобы и нам помог донести свой жизненный крест и спастись. Аминь.

Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. С. 211-214.

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Великий Понедельник

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Последняя седмица перед Пасхой посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения и называется седмицей «Страстной» и «Великой». «Великою же называем эту седмицу, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — не потому, что дни ее длиннее или число их больше, но потому, что в продолжение ее совершены Господом нашим великие и неизреченные благодеяния. В эту седмицу окончена долговременная брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена власть диавола, расхищены его орудия, Бог примирился с человеком, небо сделалось для них доступным; люди соединились с ангелами… удалена преграда, и Бог мира примирил небесное и земное». [1]

Кроме того, каждый день Великой седмицы с древнейших времен посвящен Церковью особым воспоминаниям. Созерцая уничижение и славу Сына Божия в ветхозаветных прообразах, в Великий Понедельник Церковь вспоминает целомудренного Иосифа. «Иосиф, — говорится в Синаксаре, — есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплемеников — иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров — гроб и, восстав из него собственной силой, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествуя над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом — Своей живоносной плотью».

Созерцая невинные страдания Иисуса Христа в прообразах Ветхого Завета, Святая Церковь приводит нам на память евангельское повествование о бесплодной смоковнице, которая, по слову Господа, иссохла. Когда Христос Спаситель со Своими учениками возвращался из Вифании в Иерусалим, то по дороге Он взалкал. Увидев смоковницу, Господь подошел к ней и, не найдя на ней ничего, кроме листьев, сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». [2]

Читать еще:  Происхождения имени костя. Значение имени константин

Вот, братия и сестры, какова сила божественного глагола! Во все время Своего земного служения Спаситель только учил, прощал, исцелял и воскрешал, а теперь, под конец служения, изрекает проклятие. Но почему и для чего Господь подвергает такой участи бездушное творение, которое не способно чувствовать ни наказания, ни милости? Господь не мог проклясть смоковницу только за то, что Он почувствовал голод и не обрел на ней плода. Из Евангелия нам известно, что перед выступлением Своим на общественное служение Господь Иисус Христос провел сорок дней и ночей в посте и молитве и, несмотря на голод, Он с негодованием отверг предложение искусителя обратить камни в хлеб.

Смоковница была проклята Господом, братия и сестры, не в отмщение за свое бесплодие, а для того чтобы показать высокую цель, предназначение Сына Божия — спасение рода человеческого. Это было одно из тех символических действий, которым Спаситель иногда, вместо слов, выражал высокие истины Своего учения. Проклятие смоковницы показывает нам, что как есть время милости и долготерпения, так есть и время суда и наказания.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, «поскольку Господь всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать опыт Своего правосудия и отмщения, чтобы ученики и иудеи знали, что Он хотя бы мог иссушить, подобно смоковнице, Своих распинателей, однако ж добровольно предает Себя на распятие, то Он и не хотел показать это над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением». [3]

Эта смоковница была образом народа иудейского, и проклятие ее — образ отвержения иудеев. Она имела листья и такой вид, будто на ней были плоды (и народ иудейский соблюдал внешнюю религиозность, держался обрядов и преданий), но плодов на смоковнице не было, не было плодов веры и религиозности у народа иудейского; и та, и другой отвергнуты Богом. Господь, проклятием смоковницы изображая судьбу иудейского народа, восхотел знаменательным действием показать Свой будущий Суд над нераскаянными грешниками, дабы вразумить нас. Иссохшей смоковнице уподобляется и всякая душа, не приносящая духовных плодов, ибо кто не имеет добрых дел, освященных верой и молитвой, того не защитят от осуждения внешние проявления, ибо недостаточно для спасения только быть крещеным и именоваться христианином, а надо быть таковым на самом деле, по жизни.

«Покайтесь и принесите плоды покаяния», — призывал святой Иоанн Креститель. Вот об этом — о плодах покаяния и спросит у нас Господь на Страшном Суде. Каковы эти плоды? Это дела милосердия и сострадания, дела христианской любви, а именно: посетить больного, заключенного, накормить голодного и напоить жаждущего, одеть нагого, приютить странника, наставить человека на путь истины и спасения, иметь мир между собой, смиренно и терпеливо нести свой жизненный крест.

Кроме повествования о бесплодной смоковнице, Святая Церковь назидает нас в утреннем Евангелии еще и притчей о неправедных виноградарях, сказанной Спасителем в этот день. [4] В этой притче, изображающей самым непосредственным образом иудеев, избивавших прежде пророков и с пришествием на землю Сына Божия распявших и Его Самого, нельзя не видеть страшного порицания и для христиан, нарушающих заповеди Божий и тем самым продолжающих как бы распинать Самого Спасителя своими грехами.

В евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает нам о судьбе иудейского народа и о кончине мира, как все это было предсказано Иисусом Христосом. [5] Изображением великих бедствий и кончины века верующие призываются к молитве и духовному бдению, чтобы всегда быть готовыми с чистой душой встретить грядущего Христа; призываются к великодушию и терпению и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и о прекращении бедствий ради избранных.

Дорогие братия и сестры! Чтобы нам не уподобиться бесплодной смоковнице и не подвергнуть свою жизнь вечной опасности, чтобы нам избавиться от вечных мучений и получить оправдание на праведном Суде Божием, мы должны украшать свою жизнь добрыми делами. Будьте верными чадами Святой Церкви Православной, свято храните ее заветы и уставы, постоянно посещайте святой храм Господень и воспитывайте в нем свою душу для вечной жизни, усердно молитесь Господу, постоянно читайте слово Божие и воплощайте его в своей жизни, никого не осуждайте, молитесь друг за друга, терпеливо несите немощи друг друга, прощайте друг другу, и Бог мира, Господь наш Иисус Христос, пострадавший за нас, всегда будет с нами, и во второе и славное пришествие Свое Он не откажется от нас, но удостоит нас Своего приглашения: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» [6]

[1] Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Т. 1. М., 1993. Беседа 30. С. 312.

[3] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование… Т. 2. С. 682.

Источники:

http://xn—-7sbzarjpe3b6d.xn--p1ai/%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5-%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C-%D0%BD/
http://stsl.ru/news/all/propoved-naselnika-svyato-troitskoy-sergievoy-lavry-arkhimandrita-ilii-reyzmira-v-den-pamyati-svyati%201
http://xn—-8sbedibbx1djfkj.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B9-3/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: