Философ розанов биография. «Я пришел в мир, чтобы видеть, а не совершить»

Беседы с Розановым

Василий Васильевич Розанов (1856 – 1919) — русский религиозный философ, писатель-импрессионист. Он написал более 20 книг, множество философских статей и создал новую литературную форму. Значимо и емко о нём сказал Максим Горький, жизнь и деятельность которого, была так схожа с
жизнью Василия Розанова.

«Я считаю Василия Васильевича гениальным
человеком, замечательнейшим мыслителем,
в мыслях его много совершенно чуждого, а —
порою — даже враждебного моей душе, и —
с этим вместе — он любимейший писатель мой».
Максим Горький

Вот цитаты Розанова – в них биография, жизнь, воззрения, заслуги
и значение этого человека, для России и нашей жизни, в ней.
И пространные мои рассуждения к ним, там же.

– Я вышел из мерзости запустения

– Когда человек рождается в мерзости и запустении, он находится в более выгодном положении, чем когда его туда ведут или он стремится туда добровольно. Почему:
– он молод, следовательно, у него есть силы, свобода, мечта и – по счастию – светлый образ, к которому он желает стремиться и совершенствовать себя по подобию его. Ежели же – по несчастию – у него нет такого образа, то он может отталкиваться от той мерзости и того запустения, как от дна, отрицая в себе все то, что видит вокруг. Когда же человека ведут туда хитростью и обманом или он сам идет туда по недомыслию – он не видит дна, от которого можно оттолкнуться – и всё ещё надеется.

– В России всегда была великая литература и
и скверная жизнь. Я бы согласился чтобы
жизнь была счастливой – тогда бы, может, я
и забыл о литературе.

– Литература, и не только в России, всегда стояла, стоит и будет стоять, подобно витязю, на распутье:
– НАЛЕВО пойдешь – будешь отыскивать из тысячи – одного скверного человека, описывая жизнь которого, заставишь читателя затаить дыхание и ждать хорошего конца его жизни;
– ПРЯМО пойдешь – будешь свой хлеб отрабатывать, описывая всё то, что не имеет никакого отношения к жизни. Сказки, иллюзии, пустые надежды и хлопоты – вот твой удел. Тебя будет устраивать жизнь, а жизнь будет устраивать тебя;
– НАПРАВО пойдешь – будешь описывать, не столько героев, исправляющих чужие ошибки и промахи, ценой своей жизни, сколько героев живущих своею жизнью, но верной и истинной – на которую можно и нужно ровняться. Не будет такому автору, ни уважения, ни почета, а козни будут – даже если он и гениален будет. Гений редко бывает ко времени и ко двору.

– Я пришел в мир, чтобы видеть,
а не совершить.

– Совершать и совершить следует лишь целью и ценой своей жизни – только она, твой ресурс и твой долг. Нельзя прикасаться к чужим жизням, даже чистыми руками и помыслами – только примером своей жизни, своих удач или неудач. А уже, как брать твою жизнь, другому человеку – за образ или за отрицание – его дело. Примером жизни может служить, не только совершенное дело, но и слово, и даже – мысль

– Наше образование уныло и настойчиво отрывает
человека от мыслей о высоком, предлагая ему
занятие серым, будничным, прагматичным.
Оно ориентирует не в завтра, а во вчера, даже
в позавчерашний мир представлений, иллюзий,
надежд. Оно обезволивает.

Читать еще:  Золотое платье с пайетками во сне. Красивое платье по соннику

– Метко сказано – на века! Особенно для России. Воля может быть только там и для того, чтобы идти вперед – нельзя идти уверенно и безопасно вперед, с повернутой назад головой. В особенности, с гордо повернутой головой – это вдвойне опасно и непродуктивно. Гордость – всегда семя будущих потерь и неудач.

– На предмет надо иметь именно 1000 точек зрения.
Это «координаты действительности»,
и действительность только через 1000
и улавливается.

– Каждый предмет создается для определенной цели и его нельзя вставить в другой механизм, перенести «на иную почву» – это правило, скорее, касается материального мира. Хотя унификация полезна и имеет право и пользу быть – гайка с определенной резьбой и указанным размером может быть использована даже и больше, чем в 1000 механизмов изделий. Когда же рассматривается готовый предмет, то количество точек зрения на его пользу или вред, как правило, возрастает – совершенствуется наука, техника, средства производства, мода, необходимость… Те качества, которые были важны – могут стать, как менее важными, так и катастрофически возрасти в цене, а то и вовсе обесцениться. Всё это невозможно предвидеть полностью, даже в фантастических разработках и произведениях. Всему свое время, но некоторым удается улавливать эти «координаты действительности» для будущего развития общества, техники, науки , искусства и пр. Другой вопрос – закономерны ли они или искусственно создаюся для чье-то будущей выгоды.

– Дана нам красота невиданная.
И богатство неслыханное. Это — Россия.
Но глупые дети все растратили. Это — русские.

– Если и виновны в чем-либо русские – то лишь в том, что они открыты, добродушны, доверчивы, приветливы, гостеприимны и щедры по своей природе. Виновны ещё в том, что пространства и богатства имеют великие и обликом своим мало отличаются от тех, кто привык жить чужим трудом – оттого и попадают легко в их неволю, обман, зависимость и кабалу, а те творят от их имени великие глупости и злодеяния, скрываясь за именем и обликом их. Долго терпят русские люди, но потом бунтуют беспощадно и жестоко. Их можно сравнить с великим и талантливым садовником, имеющим страстное желание парк создать изумительной красоты, но помещик, у которого он в неволе и зависимости желает лишь одного – засадить всё малиной. Выгодно продать её и деньги использовать на поездки, роскошь, увеселения с цыганами и азартные игры. А сынов садовника отправить охранять малину.

– Смерть есть то, после чего ничто не интересно.

– Ну, то, что покойникам не интересно – с этим трудно поспорить. Хотя, я лично верю, что души их, не покидают своей незримой помощью – которую, правда, не каждый может понять – родным и близким, оставшимся жить и страдать на нашей грешной земле. Только, ведь, эта цитата Розанова, скорее, относится к тем, ещё живым, которые уже потеряли в жизни всякий и всяческий интерес – а следовательно они уже не живут.

– Пушкину и в тюрьме было бы хорошо.
Лермонтову и в раю было бы скверно.

Читать еще:  Беседа христа с самарянкой. Самарянка под взглядом божиим

– Истинная правда! Характер – великая сила – его не переломишь, как палку, через колено. Почаще, смотритесь в зеркало, в прямом и переносном смыслах. Почаще улыбайтесь, а ежели и устраиваете «дуэли», то принимайте меры, чтобы уладить их к миру и согласию. Поверьте, открытость и вспыльчивость делают человека более удачным и счастливым, чем замкнутость, недовольство и мнительность, пусть даже и при незаурядном таланте.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • ***Ароматное (10)
  • ***БАЛЕТ (32)
  • ***ВАСИЛЬЧИКОВЫ (6)
  • ***Век 18-ый (15)
  • ***Дворянское (19)
  • ***Исторические реконструкции (24)
  • ***История вещей. Фото-ретро (23)
  • ***Князья Барятинские (14)
  • ***ОБИТЕЛЬ В ДОБРЫНИХЕ (24)
  • ***Ольгинская больница в Москве (6)
  • ***ОРЛОВ ВЛАДИМИР ГРИГ. (20)
  • ***ОРЛОВ ГРИГОРИЙ ГРИГ. (7)
  • ***ОРЛОВ ФЕДОР ГРИГ. (20)
  • ***ОРЛОВ-ЧЕСМЕНСКИЙ (14)
  • ***ОРЛОВЫ-ДАВЫДОВЫ гр (28)
  • ***Отрада-Семеновское усадьба (29)
  • Англия (14)
  • Волгоград-Царицын (7)
  • ЖИВОПИСЬ (28)
  • ЗДОРОВЬЕ (15)
  • Красивое-счастливое (21)
  • Любимые мелодии (26)
  • Москва (14)
  • Моя Москва. “Узкое” (20)
  • Моя Москва. Коньково (15)
  • ПИСАТЕЛЬСТВО (10)
  • Пригодится! (7)
  • Психология (2)
  • Рецепты кулинарные (11)
  • РУКОДЕЛИЕ (8)
  • СТИХИ (34)
  • Травное-отравное (6)
  • Фильмы, рецензии (6)
  • ФОТО (17)
  • Церковное (25)
  • ЦИТАТЫ мудрые (17)
  • ЧУЖАЯ ЖИЗНЬ (9)

Цитатник

Письма из прошлого. Великая княгиня Елизавета Феодоровна – императрице Марии Феодоровне М.

Джордж Элгар Хикс (George Elgar Hicks),1824-1914. Англия .

220 лет со дня рождения Карла Павловича Брюллова Карл Брюллов. Автопортрет. 181.

Тихо падает снег. Прозрачный па.

Так поступают мужчины, или Рассказ Николая Гумилева на актуальную тему. . Я.

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

В.В.Розанов. Цитаты

Я пришёл в мир, чтобы видеть, а не совершить

Васи́лий Васи́льевич Ро́занов
(20 апреля [2 мая] 1856, Ветлуга, Костромская губерния – 5 февраля 1919, Сергиев Посад), русский религиозный философ, литературный критик и публицист.


Мне и одному хорошо, и со всеми. Я и не одиночка и не общественник. Но когда я один – я полный, а когда со всеми – не полный. Одному мне всё-таки лучше.
***
Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”. Таковых находишь одну-две за всю жизнь. В них душа и расцветает. И ищи её. А от толпы бегай или осторожно обходи её.
***
Может быть, народ наш и плох, но он – наш, наш народ, и это решает всё. От “своего” куда уйти? Вне “своего” – чужое. Самым этим словом решается всё.
***
..а нежность вся хороша.
Так, читатель – будем нежить мир. Основной недостаток мира – грубость и неделикатность. Все спорят. Все ссорятся. Это не хорошо. Не нужно. Мы не будем вовсе ни о чём спорить. Мы оставим мысли другим. Мы будем “поводить по волосам (всегда „по шёрстке“) мира”, гладить ему щёки… и заглядывая в глаза его, говорить: “Ну, ничего”.

Василий Розанов

В асилий Розанов — русский религиозный философ, писатель-импрессионист. Он написал более 20 книг, множество философских статей и создал новую литературную форму.

«Я пришел в мир, чтобы видеть, а не совершить»

Родители Василия умерли рано, и мальчик остался на попечении старшего брата. В эти годы ему приходится много работать, чтобы исправить бедственное положение семьи. «Я вышел из мерзости запустения», — говорил Розанов о своем детстве.

В 1878 году будущий философ поступил на историко-филологический факультет Московского университета. На третьем курсе он женился на Аполлинарии Сусловой, возлюбленной Федора Достоевского. Розанову на момент свадьбы было 24 года, а его невесте — 41. В дневнике философ написал: «Знакомство с Аполлинарией Сусловой… Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин…» Однако первый брак философа не сложился. Через некоторое время семья распалась, хотя развода Аполлинария Суслова мужу так и не дала.

Читать еще:  Похороны человека. Приметы и поверья на похороны

После окончания университета Василий Розанов трудился учителем в нескольких городах России. Работая в елецкой школе, он публиковался в «Русском вестнике» и журнале «Вопросы философии и психологии» Московского психологического общества. Вместе с учителем Павлом Первовым перевел «Метафизику» Аристотеля.

Здесь же, в Ельце, Василий Розанов познакомился со своей второй женой — Варварой Бутягиной. В 1891 году они тайно обвенчались. Церковь не признала их брак, однако это не помешало паре прожить вместе почти 30 лет и воспитать шестерых детей.

«Каждый миг бытия увековечивай»

Пока Розанов учился в университете, у него сложилось пессимистическое мировоззрение, за что сокурсники его называли «Васей кладбищенским». В Ельце он написал философские статьи, которые принесли ему известность. Так, после его статьи о творчестве Достоевского «Легенда о Великом инквизиторе» писателя стали толковать как религиозного мыслителя. В сборнике «Сумерки просвещения» Розанов раскритиковал школьную систему и основные принципы образования: «Наше образование уныло и настойчиво отрывает человека от мыслей о высоком, предлагая ему занятие серым, будничным, прагматичным. Оно ориентирует не в завтра, а во вчера, даже в позавчерашний мир представлений, иллюзий, надежд. Оно обезволивает».

Василий Розанов смотрел на многое через призму своей философии: на семью, искусство, веру и религию. По мнению мыслителя, христианство неверно трактовало вопросы пола, семьи и продолжения рода. Розанов поднимал эти темы, чтобы «оживить христианское учение» и сам же тяжело переживал, что критикует религию: «Всю жизнь посвятить на разрушение того, что одно в мире люблю, — была ли у кого печальнее судьба?»

В 1900 году Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Николай Минский и Василий Розанов основали Петербургское религиозно-философское общество, но в 1911 году Розанов покинул объединение из-за расхождения во взглядах с другими участниками.

«Стиль есть душа вещей»

Стиль изложения мыслей Розанова стал и новым методом философии, и новым литературным жанром. В основе его лежит личное переживание, сомнение, мимолетное впечатление автора: «Между «я хочу сесть» и «я сел» — прошла одна минута. Откуда же эти совсем другие мысли на новую тему, чем с какими я ходил по комнате и даже садился, чтобы их именно записать. »

Если элементы «потока сознания» впервые попытался ввести в свои произведения Лев Толстой, то Василий Розанов, используя эту форму повествования, написал литературно-философскую трилогию — «Уединенное» и две части «Опавших листьев». В текстах автор пытается отразить свои мысли и ощущения без редактуры, без привязки к определенной цели. Эта литературная форма вновь появится в 20–30-х годах ХХ века, например у Джеймса Джойса в «Улиссе».

Мнения философа по многим вопросам противоречивы. Он считал необходимым освещать явления с нескольких позиций: «На предмет надо иметь именно 1000 точек зрения. Это «координаты действительности», и действительность только через 1000 и улавливается». Так Розанов оценивал все происходящие события, в том числе политические. О революции 1905–1907 годов он писал в журнал «Новое время» как монархист и черносотенец, а в другие издания — как народник или социал-демократ.

После Октябрьской революции книги философа не продавались, и семья долгое время бедствовала. Василий Розанов умер 5 февраля 1919 года в Сергиевом Посаде.

Источники:

http://www.stihi.ru/2019/11/11/865
http://www.liveinternet.ru/users/5257357/post463510517/
http://www.culture.ru/persons/8969/vasilii-rozanov

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: