Евангелие от матфея толкование 14 15 главы. Евангелие от Матфея

Толкование Евангелия от Матфея 15 глава

Новый Завет

Евангелие от Матфея

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна
  • Деяния Апостолов
  • Послание Иакова
  • 1 Послание Петра
  • 2 Послание Петра
  • 1 Послание Иоанна
  • 2 Послание Иоанна
  • 3 Послание Иоанна
  • Послание Иуды
  • Послание к Римлянам
  • 1 Послание к Коринфянам
  • 2 Послание к Коринфянам
  • Послание к Галатам
  • Послание к Ефесянам
  • Послание к Филиппийцам
  • Послание к Колоссянам
  • 1 Фессалоникийцам
  • 2 Фессалоникийцам
  • 1 Послание к Тимофею
  • 2 Послание к Тимофею
  • Послание к Титу
  • Послание к Филимону
  • Послание к Евреям
  • Откровение Иоанна

3. ОТВЕРЖЕНИЕ ЦАРЯ – КАК ВИДНО ОНО В СТОЛКНОВЕНИЯХ ЕГО С РЕЛИГИОЗНЫМИ ВОЖДЯМИ (15:1 – 16:12)

а. Первое столкновение и его результат (глава 15)

Матф. 15:1-9 (Мар. 7:1-13). Весть об Иисусе, Его учении и удивительных делах, которые Он совершал, быстро разносилась по всей земле. Официальные лица в Иерусалиме тоже хорошо были осведомлены обо всем, что касалось Иисуса и вскоре в Галилею прибыла из Иерусалима целая делегация книжников и фарисеев, чтобы учинить Ему допрос в свете соблюдения иудейских традиций. Объектом своей атаки они сделали Его учеников, обвинив их в том, что те нарушают предание старцев и не умывают своих рук перед тем, как есть.

Речь шла о нарушении традиции, установленной не Моисеем, а раввинами, и предполагавшей ритуальное омовение не только рук, но и “чаш, кружек, котлов и скамей” (Мар. 7:3-4). Приняв брошенный Ему вызов, Иисус пошел в наступление и, в свою очередь, спросил “книжников”, почему они нарушают прямую заповедь Божию. Господь имел в виду нарушаемую в обществе пятую заповедь – относительно почитания отца и матери (Матф. 15:4; Исх. 20:12). Заповедь эта считалась настолько важной, что всякий, кто стал бы злословить своих родителей, обрекался законом на смерть (Исх. 21:17; Лев. 20:9).

Далее Иисус показал, что на деле религиозные вожди эту заповедь отменили (Матф. 15:6), ибо согласно утвержденной ими практике та или иная вещь (деньги) могли быть объявлены даром Богу, и в результате родители человека, прибегшего к такому приему, не могли уже претендовать на них. То, что будто бы было отделено для Бога, оставалось в доме своего владельца и в его пользовании. Подобную практику Иисус заклеймил как лицемерную (стих 7) – ведь под прикрытием святости поступавшие так действовали корысти ради.

Уклоняясь от помощи своим родителям, они явно нарушали пятую заповедь. За много столетий до того о подобных людях хорошо сказал, по словам Христа, пророк Исаия (Ис. 29:13), подразумевавший, что свою религию они подменили удобными им человеческими установлениями. Пророк говорил, что сердца их далеки от Бога, Которого они чтут лишь устами, и что такое почитание тщетно, т. е. бессмысленно и бесполезно.

Матф. 15:10-20 (Мар. 7:14-23). Затем Иисус обратился к народу и предостерег его об опасностях, которые таят в себе поучения его религиозных вождей. Не тем, что входит в его уста, оскверняется человек, говорил Он, но то, что выходит из уст его, свидетельствует о его скверне. Фарисеи заблуждались, думая, что ритуальные омовения делают их чистыми духовно.

Ученики Иисуса заметили Ему, что фарисеи соблазнились (т. е. были оскорблены) Его словами, почувствовав, что они направлены в их адрес. На это Иисус ответил, что, не будучи “насаждением” Отца Его Небесного, фарисеи подлежат искоренению (в значении “осуждению”). И посоветовал ученикам оставить их в покое, поскольку эти люди сами избрали свой путь, и ничто не свернет их с него. В развитие Своей мысли Иисус продолжал: Они слепые вожди слепого народа, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Петр попросил Иисуса объяснить им притчу (подразумевая записанное в 11 стих; сравните Мар. 7:15-17). И Господь пояснил сказанное Им прежде. Не извне оскверняется человек. Ведь все, что входит в уста его, переваривается в желудке и извергается вон. Но исходящее из уст выявляет то, что в сердце человека; лишь то, что скрыто в сердце, делает человека нечистым или свидетельствует о его нечистоте. Ибо именно в злом сердце (во внутреннем “Я”) человека, когда оно нечисто, гнездятся злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. И именно это, а не прикосновение к еде неумытыми руками, – залог и причина его нечистоты.

Матф. 15:21-28 (Мар. 7:24-30). Чтобы уклониться от дальнейших расспросов со стороны фарисеев, Иисус покинул израильские пределы и удалился в страны Тирские и Сидонские (побережье Финикии, которое заселяли язычники). Тир находился примерно в 50 км. от Галилеи, а Сидон – примерно в 80 км. За несколько столетий до того жителей этой местности называли хананеянами (Чис. 13:29). И женщина, которую встретил тут Иисус, названа хананеянкой. Она просила Его оказать ей милость и исцелить ее дочь. При этом она называла Иисуса Господом и Сыном Давидовым (титул Мессии – Матф. 9:27; 20:30-31).

Но и это не помогло ей – ведь время язычников еще не настало. Иисус ничего не отвечал ей, но она продолжала умолять Его, и тогда ученики стали просить Его отпустить ее. В их просьбе звучал и вопрос: “Почему, Господи, Ты не хочешь помочь этой женщине, которая все равно ведь не отстанет, пока Ты не смилуешься над ней?”

В ответ Иисус напомнил ученикам, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева (сравните 10:6). Другими словами, Он пришел для того, чтобы предложить Своему народу Царство, обещанное ему через Давида столетия назад. Вот почему не надлежало Ему изливать благословения на язычников прежде чем они изольются на Израиль. Но женщина не отступала. Она чувствовала, что только Иисус может помочь ее дочери. И она кланялась Ему и продолжала молить: Господи, помоги мне! В свете только что сказанного ей Иисусом – Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам – она осознала свое положение язычницы.

Он как бы нарисовал перед ней картину семьи, сидящей за столом и получающей хлеб из рук главы дома. На фоне этой картины хананеянка увидела и себя. Нет, она не принадлежала к числу детей этого дома (Израиля), и лучшие из раздаваемых за столом кусков не были предназначены ей. В этом “доме” она могла быть приравнена разве что псу (иудеи часто называли язычников-идолопоклонников “псами”), которому хорошо, если достанутся, лишь крохи, которые падают со стола господ.

Впрочем, она и не мыслила воспользоваться тем, что ей не принадлежало, т. е. благословениями, предназначенными для Израиля. Все, о чем она просила, это о “крохе” благословения в ее нужде. В ответ на ее великую веру, какую хотел бы Иисус найти в Израиле (сравните 8:10), Он ответил хананеянке: Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот же час. Как же просияла вера “хананеянки” на мрачном фоне отвержения Иисуса вождями израильского народа! Не является ли эпизод с этой язычницей прекрасным примером того, что “Царство Небесное силою берется”!

Матф. 15:29-39 (Мар. 7:31 – 8:10). Иисус возвратился из пределов Тирских и Сидонских к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. Тут же стало окружать Его множество народа со своими бесчисленными больными. Судя по тому, что сказано в Мар. 7:31-37, можно предположить, что тут (в Матф. 15:30-31), речь идет о язычниках. Иисус исцелил их больных, и, видя это, народ… прославлял Бога Израилева.

Служение это продолжалось три дня. Проникшись жалостью к окружавшим Его людским массам, Господь не хотел отпустить их по домам голодными. Но откуда было взять ученикам столько еды в этом пустынном месте? В ответ на вопрос Иисуса, какими съестными припасами они располагают, ученики сказали, что есть у них семь хлебов и немного рыбок. При этом они не могли не догадаться, что этими “припасами” Иисус воспользуется так же, как раньше (14:13-21), чтобы опять накормить множество людей.

Господь и в самом деле велел народу возлечь на землю и, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики – народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных. (“Корзины” или “короба” (14:20) – обычная принадлежность ходивших по земле своей жителей этих мест) На этот раз евших было четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.

Это чудо говорит о том, что Господни благословения станут изливаться через Его учеников не только на Израиль (сравните 14:13-21), но и на “язычников”. Пожалуй, наиболее явное подтверждение этому находим в Деян. 10-11, где описано, как апостол Петр проповедал Благую Весть о спасении в языческом доме сотника Корнилия.

После того, как Иисус отпустил народ, пошел Он в пределы Магдалинские, т. е. на западное побережье Галилейского моря, в город Магдалу, на север от Тиверии. Мария Магдалина (Матф. 27:56) была родом из этого города, который имел и другое название – Далмануфа (Мар. 8:10).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Читать еще:  Клод Леви-Стросс: ключевая фигура этносоциологии. Концепция культуры К

Глава четырнадцатая

Мф.14:1 . В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

Мф.14:2 . и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

Этот Ирод был сын Ирода, избившего младенцев в Вифлееме. Отсюда уразумей гордость деспотической жизни. Вот спустя сколько времени Ирод услыхал о деятельности Иисуса! Могущественные лица не скоро узнают об этом, так как они не обращают внимания на сияющих добродетелью. Он, по-видимому, боялся Крестителя; поэтому решился говорить не с кем-либо другим, но с отроками, то есть с рабами. Так как Иоанн при жизни не сотворил чудес, то Ирод подумал, что он по воскресении получил от Бога и этот дар – дар творить чудеса.

Мф.14:3 . Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,

Мф.14:4 . потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

Мф.14:5 . И хотел убить его, но боялся народа, потому что его считали за пророка.

В предыдущих повествованиях относительно жизни Иоанна Матфей не упоминал об этом, потому что его целью было описать только относящееся ко Христу. Он и теперь не упомянул бы, если бы это не относилось ко Христу. Иоанн изобличал Ирода, как имевшего противозаконно жену своего брата. Закон повелевал брату взять жену брата в том случае, если тот умирал бездетным. Здесь же Филипп умер не бездетным, ибо у него была дочь, которая плясала. Некоторые говорят, что Ирод отнял и жену, и тетрархию, когда Филипп был еще жив. Но так или иначе, сделанное им было противозаконно. Ирод, не боясь Бога, боялся народа, потому и удерживался от убийства, но дьявол представил ему удобный случай.

Мф.14:6 . Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду,

Мф.14:7 . посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

Мф.14:8 . Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

Смотри, какое бесстыдство! Царевна пляшет! И чем лучше пляшет, тем хуже, ибо стыдно царевне делать что-либо непристойное с хитростью. Смотри и на другое безрассудство Ирода. Он поклялся дать царевне, чего бы она ни попросила, если хорошо пропляшет. Но если бы голову твою попросила, дал бы ли ты ее? «Дай мне здесь на блюде голову Иоанна». Для чего прибавила «здесь»? Опасалась, чтобы Ирод, одумавшись, не раскаялся впоследствии. Поэтому торопит Ирода, говоря: «дай мне здесь».

Мф.14:9 . И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

Мф.14:10 . и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

Мф.14:11 . И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

Мф.14:12 . Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его;

Опечалился по причине добродетели, ибо и враг удивляется добродетели. Однако в силу своей клятвы дает бесчеловечный дар. Узнаем же отсюда, что лучше преступить клятву, чем по причине клятвы сделать что-либо нечестивое. Тело Крестителя погребено было в Севастии Кесарийской, а честная его глава сначала положена была в Емесе.

и пошли, возвестили Иисусу.

О чем возвестили Иисусу? Не о том, что Иоанн умер, ибо повествование относительно Иоанна распространилось всюду, но что Ирод его считает за Иоанна.

Мф.14:13 . И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один;

Иисус уходит по причине убийства Ирода, научая и нас не подвергаться опасностям; уходит также и для того, чтобы не думали, что Он воплотился призрачно. Ибо если бы Ирод овладел Им, то он сделал бы попытку погубить Его, и если бы Иисус в этом случае исхитил Себя из среды опасностей, потому что не пришло время смерти, то сочли бы, что Он – привидение. Итак, вот почему Он уходит. «Уходит в пустынное место», чтобы сделать там чудо над хлебами.

а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

Мф.14:14 . И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

Народ показывает веру, в силу которой он идет за удаляющимся Иисусом. Поэтому, как награду за веру, получает исцеления. Следуют за Ним пешком и без пищи. Это все – от веры.

Мф.14:15 . Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже по́зднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

Мф.14:16 . Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть.

Человеколюбивы ученики, ибо они заботятся о народе и поэтому не желают, чтобы он был голодным. Что же Спаситель? «Дайте, – говорит, – им вы есть». Говорит это не потому, что не знал, какую бедность испытывали апостолы, но для того, чтобы, когда они скажут «не имеем», оказалось, что Он приступает к совершению чуда по нужде, а не из любви к славе.

Мф.14:17 . Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

Мф.14:18 . Он сказал: принесите их Мне сюда.

Мф.14:19 . И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил

Принесите Мне хлебы сюда, ибо хотя поздно, но Я – Творец времени; хотя место пустынно, но Я Тот, Кто дает пищу всякой плоти. Отсюда научаемся тому, что если и немногое имеем, мы должны употреблять его на гостеприимство, ибо и апостолы, имея немногое, отдали народу. Но как это немногое умножилось, так умножится и твое немногое. Размещает народ на траве, научая простоте, чтобы и ты не покоился на многоценных постелях и коврах. Подымает взоры к небу и благословляет хлебы, может быть, и для того, чтобы уверовали, что Он не противник Богу, но пришел от Отца и с неба, а также и для того, чтобы научить нас, чтобы мы, прикасаясь трапезы, благодарили и таким образом вкушали пищу.

и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

Мф.14:20–21 . И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

Ученикам дает хлебы, чтобы они всегда помнили о чуде и чтобы оно не выходило из их мысли, хотя они и скоро позабыли о нем. Чтобы ты не подумал, будто Господь совершил чудо только призрачно, с этой целью хлебы умножаются. Двенадцать коробов оказывается для того, чтобы и Иуда понес и не был увлекаем на предательство, раздумывая о чуде. И хлебы умножает, и рыбы, чтобы показать, что Он – Творец земли и моря и что все, что мы едим каждый день, едим потому, что Он подает и пища Им умножается. В пустыне было чудо, чтобы кто-либо не подумал, будто из ближнего города купил Он хлебы и разделил народу; ибо была пустыня. Это сообразно с рассказом. По наведению же узнай, что когда Ирод, плотский грубый ум иудейский (ибо это означает в переводе слово Ирод), обезглавил Иоанна, главу пророков, то есть не поверил пророчествовавшим о Христе, Иисус на будущее время отходит в пустынное место, к язычникам, пустыне по отношению к Богу, и врачует недужных душою, затем и питает их. Если Он не отпустит нам согрешений и не уврачует болезней посредством крещения, то не напитает нас и причащением Пречистых Тайн, так как никто из некрестившихся не причащается. Пять тысяч – это пять чувств, которые находятся в худом состоянии и врачуются пятью хлебами. Ибо так как пять чувств болело, то сколько ран, столько и пластырей. Две рыбы – это слова рыбарей: одна рыба – Евангелие, другая – Апостол. Но некоторые под пятью хлебами разумеют пятокнижие Моисея, то есть книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Двенадцать коробов было взято апостолами и понесено. Ибо то, чего не могли мы, простой народ, съесть, то есть понять, то понесли и вместили апостолы. «Кроме жен и детей», ибо христианин не должен иметь что-либо детское или женоподобное и немужественное.

Мф.14:22 . И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Указывая на неразлучность учеников, Матфей сказал «понудил», ибо они хотели всегда быть с Ним. Господь отпускает народ, потому что не желал, чтобы они сопровождали Его, чтобы не показаться честолюбивым.

Мф.14:23 . И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

Мф.14:24 . А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

Показывая нам, что должно молиться сосредоточенно, Господь подымается на гору. Ибо все делает ради нас, Сам же Он не нуждался в молитве. Молится допоздна, научая нас не скоро оставлять молитву, но ночью особенно совершать ее, ибо тогда бывает многая тишина. Допускает, чтобы ученики подверглись опасности, чтобы они научились мужественно переносить искушения и познали Его силу. Лодка на средине моря – это показывает, что страх был велик.

Мф.14:25 . В четвертую стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

Мф.14:26 . И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

Мф.14:27 . Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь: это Я, не бойтесь.

Читать еще:  Евангелие от Иоанна.

Не тотчас явился пред ними с целью укротить бурю, научая не скоро просить об удалении бед и переносить их мужественно, но около четвертой стражи, ибо на четыре части разделялась ночь у воинов, стерегущих поочередно, так что каждая стража продолжалась три часа. Итак, Господь явился после девятого часа ночи, идя по поверхности воды, как Бог. Ученики же, ввиду необыкновенности и странности дела, подумали, что пред ними привидение, ибо не узнали Его по виду как по тому, что была ночь, так и по причине страха. Господь же прежде всего ободряет их, говоря: «это Я», Который все может, «не бойтесь».

Мф.14:28 . Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

По чувству самой горячей любви ко Христу Петр хочет тотчас и прежде других приблизиться к Нему. Он верует, что Иисус не только Сам ходит по водам, но и ему даст это: не сказал «повели мне ходить», но «придти к Тебе». Первое было бы знаком бахвальства, второе же есть признак любви ко Христу.

Мф.14:29 . Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу;

Мф.14:30 . но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

Господь подостлал Петру море, показывая Свою силу. Но смотри: Петр, победив большее, разумею море, испугался ветра. Так слаба природа человека! И тотчас, как испугался, начал тонуть. Ибо когда ослабела вера, тогда Петр начал тонуть. Это побудило и его не высоко думать о себе, и успокоило других учеников, ибо они, может быть, позавидовали ему, Петру. Но это показало и то, насколько Христос превосходит его.

Мф.14:31 . Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

Мф.14:32 . И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

Мф.14:33 . Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

Показывая, что не ветер – причина потопления, но малодушие, Христос упрекает не ветер, но малодушного Петра. Поэтому, подняв его, поставил на воду, позволяя ветру дуть. Не совершенно усомнился Петр, а несколько, то есть отчасти. Ибо насколько он испугался, настолько и не веровал. Когда же закричал: «Господи! спаси меня», то этим уврачевал свое неверие. Почему и слышит: «маловерный», а не «неверный». Итак, и бывшие в лодке отрешились от страха, ибо ветер утих. Познав чрез это Иисуса, они исповедуют Его Божество. Ибо ходить по морю свойственно не человеку, но Богу, как и Давид говорит: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих» ( Псал. 76, 20 ). По наведению корабль – это земля, волнение – жизнь, возмущаемая злыми духами, ночь – неведение. «В четвертую стражу», то есть к концу веков, явился Христос. Первая стража – завет с Авраамом, вторая – закон Моисея, третья – пророки, четвертая – пришествие Господа. Ибо Он спас обуреваемых, когда пришел и жил с нами, чтобы мы, познав Его как Бога, поклонились Ему. Обрати внимание и на то, что то, что случилось с Петром на море, предзнаменовало его отречение, затем обращение и раскаяние. Как там говорил смело: «не отрекусь от Тебя», так и здесь говорит: «повели мне придти к Тебе по воде»: и как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь допускает, чтобы он утопал; здесь Господь дал ему руку и не допустил утонуть, и там чрез покаяние извлек его из глубины отречения.

Мф.14:34 . И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Мф.14:35 . Жители того места, узнавши Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,

Мф.14:36 . и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

Так как Иисус в течение долгого времени жил в земле Геннисаретской, то люди, узнав Его не только по виду, но и по чудесам, показали горячую веру, так что хотели прикоснуться к краю одежды, и те, которые делали это, получали исцеление. Так и ты прикоснись к краю одежды Христа, то есть к концу Его жительства во плоти, ибо если уверуешь, что Христос вознесся, спасешься, так как плоть Его – одежда, а край ее – конец Его жизни на земле.

Матфея 14 глава толкование

Как пользоваться данным толкованием 14 главы Евангелия от Матфея?

  1. Заглавный номер – это номер стиха или стихов, который будет обсуждаться.
  2. Дальше следуют места Писания в логическом порядке.
  3. Поразмышляв над ними, и соединив это в логическую цепь, ты поймешь суть обсуждаемого места, его истинный смысл.

Матфея 14:1,2

1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе 2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

  • 8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое. (Деян 23:8)

Матфея 14:2,3,10

2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, 10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

  • 1(а) Нечестивый бежит, когда никто не гонится [за ним]; ((см. Притчи 28:1(а)))
  • 9(г) И искал увидеть Его. (Лук 9:9(г))

Матфея 14:3-5

3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, 4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. 5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

  • 21(а-в) Если кто возьмет жену брата своего: он открыл наготу брата своего. (Левит 20:21(а-в))
  • 19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. 20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. (Марк 6:19,20)

Матфея 14:6-11

6 Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, 7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. 8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. 9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, 10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице. 11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

Во дни Илии, царством правили Ахав и Иезавель, которая (к стати) была виновна в убийстве Навуфея. И если внимательно сравнить историю Навуфея – и притчу Христа о винограднике, и так же, с историей казни Господа (3Цар.21:1-13. Матф.21:33-39. Исаия.5:7,8.) – то становится ясно, что
Иезавель является образом плотского Израиля, духовной блудницы и убийцы (см. Иез.23:2,4,44,45.).
Иезавель так и не смогла убить Илию – однако большего «Илию»-Иоанна Крестителя смогла всё же убить её духовная последовательница Иродиада. Ниже приведённые места Писания указывают на данное толкование.

  • 1(а) И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, 2 И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что [сделано] с душею каждого из них. (3Цар 19:1(а),2)
  • 1 В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. 11(б,в) вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. 12 И не видел его более. (4Цар 2:1,11(б,в),12(в))
  • 10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? 12(а-в) но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; 13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. (Мат 17:10,12(а-в),13)
  • 19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. 21(а) Настал удобный день, 24(в,г) Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. ((Марк 6:19,21(а),24(в,г)))
  • Матфея 14:10-12

    10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице. 11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. 12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

    • «… Правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Матф.17:11,12). То, что Иоанна Крестителя казнили раньше Христа – не являлось случайностью. «Илия»-Иоанн, как и весь Моисеев Завет, обращал «сердца» израильтян к приходу «дождя»-Мессии (см. Псал.71:6,7.). Однако, олицетворяя Моисеев Завет, который являлся «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24.), «Илия»-Иоанн должен был умереть первым; тем самым он образно указывал на прекращение Ветхого Завета – уступая Новому. Этот принцип ясно истолковывал апостол Павел в послании Евреям 9-й главе (Евр.9:8.).
    • 11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. 14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. 15 Кто имеет уши слышать, да слышит! 12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ((Мат 11:11,14,15,12))
    • 9 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. 10 И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. (4Цар 2:9,10)
    • 26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. 27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя], 30 Ему должно расти, а мне умаляться. (Иоан 3:26,27(а),30)
    • 24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. (Гал 3:24,25)
    • 16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, 17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. (Евр 9:16,17)
    Читать еще:  Кто такой лазарь. Святой Лазарь

    Матфея 14:16-19

    16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. 17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. 18 Он сказал: принесите их Мне сюда. 19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

    • Этот случай напоминает, что в христианстве должен быть свой порядок. Господь сказал: «кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так» (Лук.12:42,43). Через истинных пастырей, апостолов и пророков, мы получаем Слово-«Хлеб», дающий исинную жизнь (1Пет.5:1-5. Еф.2:20-22.).
    • 30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? 35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. 51(б) хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. (Иоан 6:(30),35,51(б))
    • 14(б) явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых. 13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. 15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. (Иоан 21:14(б),13,15(а-в,ж))
    • 17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. (Марк 1:17)
    • 6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы. (Иоан 21:6)
    • 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Иоан 15:5)

    Матфея 14:19,20

    19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. 20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

    • 3(е) Это будет знамением дому Израилеву. (Иез 4:3(е))
    • 1 И сказал Господь Моисею, говоря: 5(а) И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; 8 в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный; 9 они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: [это] постановление вечное. (Лев 24:1,5(а),8,9)
    • 3(б,в) разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? 4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? (Мат 12:3(б,в),4)
    • 15 И это еще яснее видно [из того], что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, (Евр 7:15)
    • 13(б) И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. (Евр 2:13(б))
    • 14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. (Лук 22:14,30)

    Матфея 14:23-32

    23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. 24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. 25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. 26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. 27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. 28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. 29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. 31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? 32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

    Данное происшествие на море, является знамением на время конца нечестивого мира. Пророчествуя о последних днях, Господь сказал: «… море восшумит и возмутится» (Лук.21:25). Под выражением «море», следует понимать человечество в целом (см. Откр.17:15.).

    События этого времени, станут реальной угрозой уничтожения христианства. В это время, особенно, как никогда, важно будет помнить притчу о бедной вдове – и неправедном судье (Лук.18:1-8.). Вдовой, представлена как бы оставленная церковь Христа. Соперником (Лук.18:3.), должен стать последний император, «зверь» от дьявола – Дан.8:23-35. Дан.7:25. Откр.13:1,5-7.

    История на море гармонично сочетается со словами из притчи: «сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8). Ниже приведённые места Писания подтверждают данное утверждение.

  • 4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. (Рим 15:4)
  • 7 О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это – бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него. (Иер 30:7)
  • 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лук 18:8)6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. (Евр 11:6 )
  • 11(б) дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. (1Пет 4:11(б))
  • 20 А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. (Исаия 57:20)
  • 1 Песнь восхождения. Давида. Если бы не Господь был с нами, – да скажет Израиль, – 2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, 3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас; 4 воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею; 5 прошли бы над душею нашею воды бурные. 8 Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю. (Пс 123:1-5,8)
  • 20(б) потому что они воззовут к Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их. (Исаия 19:20(б))
  • Матфея 14:32

    32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

    • 7 каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил. 2(а) Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; (Исаия 43:7,2(а))
    • 12(б) Рев племен! они ревут, как ревут сильные воды. 13 Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им и они далеко побежали, и были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря. 14 Вечер – и вот ужас! и прежде утра уже нет его. Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших. (Исаия 17:12(б)-14)

    Матфея 14:28,30-33

    28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. 30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. 31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? 32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих. 33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

    • 51(б) И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, 52 ибо не вразумились [чудом] над хлебами, потому что сердце их было окаменено. (см. Марк 6:51(б),52)

    Матфея 14:34-36

    34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. 35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, 36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

    • 17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. (Мат 8:17)

    Источники:

    http://otveti.org/tolkovanie-biblii/evangelie-matfeya/15/
    http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/14
    http://bible-mystery.org/stati/dukhovnyj-navigator/32-evangelie-ot-matfeya-tolkovanie/99-matfeya-14-glava-tolkovanie

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: