Евангелист иоанн биография. Иоанн Богослов — святой, апостол и евангелист

Святой апостол и евангелист ИОАНН БОГОСЛОВ

Святой апостол и евангелист
ИОАНН БОГОСЛОВ

Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Любовь является главной особенностью его духовного облика. Весь жизненный путь апостола – служение Любви.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, Иоа́нн Зеведе́ев (ивр. «Йоханан»), был братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии. Родиной Иоанна Богослова была Вифсаида. Заведей обладал некоторым состоянием, имел работников, занимался рыболовным промыслом и был не малозначительным членом иудейского общества. Саломия была дочерью от первого брака святого Иосифа Обручника, она также упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником.

Первоначально он был учеником Иоанна Крестителя. Он первый последовал за Спасителем вместе с Андреем Первозванным. Однако постоянным учеником Господа Иоанн Богослов стал после чудесного улова рыб на Геннисаретском озере, когда Спаситель Сам призвал его вместе с его братом Иаковом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. Вместе с Петром и братом Иаковом апостол Иоанн удостоился особенной близости к Спасителю, он находился при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Апостол Иоанн присутствовал при воскрешении дочери Иаира, видел Преображение Господа, слышал беседу о знамениях Его второго пришествия, был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. Во время Тайной вечери апостол Иоанн припадал к груди Иисуса. Церковная традиция единодушно отождествляет Иоанна Богослова с учеником, «которого любил Иисус». «Грудь» по-церковнославянски – «перси», вероятно, отсюда происходит наименование Иоанна Богослова наперсником Спасителя, в последствие это слово становится нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.

По преданию Иоанн Богослов вместе с Петром последовал за Спасителем после его ареста и, пользуясь старым знакомством, прошёл сам и провёл Петра во двор дома первосвященника Анны. Иоанн Богослов неотступно следовал за Учителем по всему Крестному пути, скорбя всем сердцем. Из всех апостолов об одном лишь Иоанне Богослове говорится, что он стоял на Голгофе у креста Спасителя, не заботясь о собственной безопасности. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя». С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, а нежная и безграничная любовь граничила у него с пылкостью и даже некоторой резкостью. Сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения. Предполагают, что за эту пламенную ревность и назвал Спаситель апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес). Для него не существовало раздвоенности. Он считал, что можно принадлежать либо Христу, либо дьяволу, среднего состояния быть не может. В то же время он обнаруживал редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение любимого ученика, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя.

Согласно преданию, после Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потерпел крушение во время сильной бури. Все участники плавания кроме Иоанна Богослова через некоторое время были волнами выброшены на берег, он же, проведя в морской пучине около двух недель, чудесным образом был найден Прохором на берегу недалеко от города Эфес живым и невредимым.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам учение Христа. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

В Эфесе апостолы Иоанн и Прохор нанялись на работу в общественную баню, владелицей которой была злая и грубая женщина, по имени Романа. По языческому обычаю, в основание этой бани были закопаны живыми юноша и девушка. С тех пор в ней жил бес и каждый год кого-нибудь топил. В тот год утоплен был отрок по имени Домн. Отец не вынес смерти сына и от горя скончался. Романа, по злобе своей, во всем обвинила Иоанна, который работал истопником. Она стала кричать, что юноша скончался от угара, и в итоге заявила, что если Иоанн не воскресит Домна, то умрет сам. Неописуемым был ужас Романы, когда Иоанн, помолившись, воскресил не только юношу, но и его отца. Затем он именем Христа связал беса и изгнал его из города. Это чудо настолько потрясло Роману и жителей Эфеса, что многие горожане сразу же обратились ко Христу.

При императоре Домициане (81-96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя христиан был приговорен к смертной казни. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым по слову Христа: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:18), затем брошен в кипящее масло, но сила Божия и тут сохранила его невредимым.

После этого апостола Иоанна сослали в заточение на полупустынный остров Патмос в Эгейском море. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, играя, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром, из жалости, Иоанн помолился Богу, и волна выбросила юношу на корабль.

Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий (Ф.Моллер.1856)

На острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших. Его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех местных жителей, принявших святое крещение.

Однажды на Патмосе во время молитвы в уединенной пещере ему было откровение о судьбе мира. Предание так описывает это событие: «Гора заколебалась, загремел гром, Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель», – возвещал Дух Божий через святого апостола.» Так, около 67 года, была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова, символически описывающая события, которые должны произойти в конце времен. Это особая книга, исполненная мистической глубины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Текст Откровения Иоанна Богослова не включен в годовой круг богослужения. Над символами Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христова.

Читать еще:  Что пережил апостол павел. Апостол павел

Четыре всадника Апокалипсиса

Та пещера, в которой Апостол получил Откровение, сейчас находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является храмом в честь апостола Иоанна Богослова. И поныне в пещере паломникам показывают место, на котором во время сна покоилась голова Апостола, а также место, где обычно лежала его рука. В потолке пещеры видна та самая тройная расщелина, сквозь которую до него донесся “громкий голос, как бы трубный”, возвещавший откровение.

Монастырь св.Иоанна Богослова на о.Патмос

Стены монастыря св.апостола Иоанна Богослова на о.Патмос

Внутри монастыря св.Иоанна Богослова

Пещера Апокалипсиса

После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Эфес, где написал Евангелие. Это было важно потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных религиозных течений, которые отрицали божественную сущность Спасителя.

Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры – о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово». (Ин. 1:1) Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (то есть окружные послания). В них он проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Церковное Предание сохранило трогательную историю, показывающую, какой любовью было преисполнено его сердце. При посещении одной из малоазийских церквей Апостол Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению местного епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался главарем шайки разбойников. Апостол любви, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими. Он не пытался освободиться и лишь сказал: «Отведите меня к вашему главарю. Я пришел повидаться с ним». При виде Апостола Иоанна тот крайне смутился и бросился бежать от него. Иоанн устремился за ним: «Сынок, сынок, что ты бежишь от своего отца!» Словами любви он ободрил его, сам привел его в церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, пока совершенно не примирил его с Богом.

В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: «Детки, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».

Но любовь святого Иоанна к людям превращалась в пламенную ревность, когда он встречал лжеучителей, развращавших верующих. Однажды в общественной бане он встретил еретика Керинфа, который отвергал божество Господа Иисуса Христа. «Пойдем скорее отсюда, – сказал апостол бывшему с ним ученику, – я боюсь, как бы не обрушилось на нас это здание.»

Апостол Иоанн Богослов скончался в Ефесе уже в начале 2 века, предположительно в возрасте ста пяти лет. Обстоятельства смерти апостола Иоанна необычны и даже загадочны. По настоянию апостола Иоанна семь самых близких его учеников похоронили его в крестообразной могиле, причем живым, накрыв лицо платом: «…привлеките матерь мою землю, покройте меня!» Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Прохор пишет: «Тогда мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?» (Ин. 21:22) Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, а останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Тление не коснулось тела апостола – этого удостаивалась лишь Богородица, Илия и Енох.

Литургия на месте погребения Иоанна Богослова (Турция)

Прохор сообщает также, что ежегодно 8 мая, на протяжении многих лет, могила источала миро – тонкий слой праха (или «манны»),- и люди исцелялись от болезней по молитвам святого евангелиста Иоанна.

Орел – символ высокого парения Богословской мысли – иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Из учеников Христовых только ему Святая Церковь дала наименование Богослова, как тайнозрителю Судеб Божиих.

Апостол Иоанн Богослов. Полноростовой эксиз к росписи ХХС

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

Краткое житие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

празднование совершается 8/21 мая, 26 сентября/9 октября

С вятой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Обручника Иосифа. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. Оставив отца своего Заведея в лодке (Зеведей занимался рыболовством), оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Господом за совершенное незлобие и девственную чистоту. После своего призвания святой Иоанн не расставался с Господом, он был одним из трех учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе; он присутствовал при воскрешении дочери Иаира и при Преображении Господа на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра склонился на грудь Спасителя и спросил Его об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из сада Гефсиманского на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы; он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, сострадая Ему всем своим сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к ним с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей вплоть до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Во время путешествия поднялась сильная буря, и корабль потонул. Все путешественники были выброшены на сушу, кроме одного только апостола Иоанна, который остался в пучине морской. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он, стоя на берегу моря, увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранил живым, несмотря на то, что он провел четырнадцать дней в морской пучине. Находясь в Ефесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан, воздвигнутое императором Нероном (56-68 гг.). Апостол Иоанн был отведен в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но сохранен живым силою Божией: он выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался невредим; таким же образом он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом, в который был ввергнут по приказанию мучителя. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

Читать еще:  Сама разбивается посуда. Разбитая посуда — приметы

По пути к месту ссылки Апостол Иоанн совершил много чудес и, когда прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся дивными чудесами, привлекла к нему всех жителей острова. Апостол просветил светом Евангелия большую часть жителей, изгнал многочисленных бесов, находившихся в идольских капищах, исцелил великое множество больных. Волхвы оказывали большое сопротивление проповеди святого Иоанна. Они издавна держали в своем подчинении язычников различными бесовскими наваждениями. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, который хвалился тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн — сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс. Гордый волхв бесславно погиб в морской пучине, так как апостол Иоанн одним своим словом связал бесов, ранее помогавших Кинопсу; они оказались бессильными помочь чародею, и он утонул.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где совершил трехдневный пост и молитву, после чего гора заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой Книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он заповедовал всем христианам любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов. «Апостол любви» так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трех своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви. Уже в глубокой старости, узнав об одном юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню; когда же виновный, увидев святого старца, скрылся, Апостол побежал за ним и умолял остановиться, говоря, что грех юноши он берет на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый такой любовью, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставшись, наконец, единственным живым человеком, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни; остальные Апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна как тайнозрителя судеб Божиих. Сам Господь дал Своему любимому ученику и его брату апостолу Иакову наименование Воанергес, что значит «сыны Громовы», а Церковь назвала его «Богословом» за глубину возвещенных им миру Божественных откровений. На иконах святой апостол Иоанн изображается с орлом символом высокого парения его Богословской мысли.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна в загробный мир, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел ископать для себя в земле крестообразный гроб, в который лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого Апостола, но, не решаясь ослушаться, исполнили то, что он сказал. Они закрыли лице его платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики Апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела апостола, по особенному смотрению Божию переселенного в загробный мир. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна в мае, 8-го числа, выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней душевных и телесных. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова 8 мая.

Иоанн Богослов

Биография

Апостол Иоанн, позднее названный Иоанном Богословом, слыл особенно любимым учеником Христа. Иисус выделял жертвенность и духовную чистоту Иоанна, в связи с чем Иоанн вошел в число особо приближенных ко Христу апостолов.

Апостол Иоанн

Сам Господь прозвал Иоанна «Сыном грома». Услышав зов спасителя, мальчик покинул дом родной и устремился за Проповедником. Именно Иоанн на последней трапезе Христа припал к груди Иисуса, а позднее в текстах книг доказал, что Господь олицетворяет собой любовь.

Детство и юность

Церковная литература утверждает, что свое происхождение род Апостола Иоанна ведет еще от царя Давида. У обрученного мужа Пресвятой Богородицы Девы Марии Иосифа Плотника была дочь Саломея, которая вышла замуж за Зеведея. У Саломеи и Зеведея родились двое сыновей: Иаков и Иоанн.

Юный апостол Иоанн

Евангелист Марк упоминает в писаниях, что Иоанн со старшим братом Иаковом и отцом рыбачили с лодки, когда прозвучал зов Христа. Братья оставили улов и отца и последовали за Господом. Лука в писаниях дополняет, что новоявленные апостолы присутствовали при чудесном лове рыбы и впечатленные, обратились к Спасителю. Юноши ни мгновения не сомневались в совершенном выборе: они оставили все, что имели, и последовали за Учителем.

За импульсивный характер, обостренное чувство справедливости и мастерское владение словом Христос прозвал Иоанна Богослова «Сыном грома». Ярко проявились эти черты при девятом, последнем хождении Господа по Галилее: Иисус хотел идти в Иерусалим, но перед этим направил вестников в село Самарянское.

Братья-апостолы Иаков и Иоанн

Однако жители поселения не приняли Спасителя. Тогда Иоанн и брат его Иаков спросили Христа, можно ли им призвать огонь с неба в наказание жителям Самарянского села, но Господь остановил разгорячившихся апостолов, ведь Иисус несет людям спасение, а не кару.

Апостол Иоанн вместе с братом Иаковом были особенно близки с Петром и считались наиболее приближенными к Господу.

Христианское служение

Однажды на берегу Галилейского моря Христос читал проповедь для народа. В числе прочего люда подошел к Иисусу председатель местной Синагоги Иаир, который рассказал Спасителю, что дочь его находится при смерти. Господь проследовал к дочери Иаира, чтоб исцелить ее. По пути к дому Иаира вестник сообщил Христосу, что девушка умерла, но Иисус проследовал к ней и воскресил девицу. Свидетелями этого чуда стали только 3 из 12 апостолов: Петр, Иаков и Иоанн.

Иоанн Богослов

Кроме того, Иоанн Богослов – единственный из апостолов, кто находился у Животворящего Креста. Там Иисус поручил Иоанну заботиться о Деве Марии, как о матери родной.

Традиционно считается, что Иоанн Богослов стал автором пяти книг Нового Завета. Четвертая книга Нового Завета носит название Евангелие от Иоанна, хотя ученые сейчас выражают сомнения в авторстве книги. Долгое время Иоанн предпочитал устные проповеди, но после написания Евангелия от Марка и Луки Иоанна все чаще стали спрашивать о ранних деяниях Учителя, которые он и изложил в своей книге.

Позднее для широкого круга верующих было написано «Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова», вошедшее также в Новый Завет. Интересно, что эта книга также формально не имеет автора, хотя его и приписывают Иоанну Богослову. Отнести книгу авторству именно апостола Иоанна позволяет стиль речи, использование фраз и мыслей, как и в Евангелии от Иоанна. Датируется книга приблизительно 90-м годом нашей эры.

Читать еще:  Чего боятся вампиры в реальной жизни. В России существуют настоящие вампиры! Какими вампиры предстают на экранах

Иоанн Богослов пишет Библию

В основу книги легла тема любви в самом широком ее смысле. Кроме того, апостол Иоанн показывает Иисуса как Слово Божье. В 5-ой главе труда содержится первое в истории христианства упоминание о Святой Троице в следующей формулировке: «Отец, Слово и Святый Дух», поддерживая свое видение Бога-сына (Иисуса) Словом.

Однако исследователи, изучавшие «Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова», указывают на то, что эта мысль не принадлежит автору, а представляет собой вставку, сделанную гораздо позднее с целью утвердить учение о Троице. На страницах «Послания» автор старался донести главную мысль о единстве и неразделимости Боги и любви.

Иоанн Богослов обнимает Иисуса Христа

Авторство самой короткой книги Нового Завета принадлежит также Иоанну. Книга носит название «Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова». Учитывая, что на страницах «Послания» автор именует себя старцем, а датируется работа 90-ми годами 1 столетия нашей эры, а также общность стиля с предыдущими книгами, позволяет ученым отнести книгу к трудам апостола Иоанна.

По смыслу и содержанию второе «Послание» повторяет первое, но в гораздо более сокращенной форме. Во главу произведения ставится братская любовь между христианами и призыв опасаться пагубного влияния лжеучений. Особое внимание обращает на себя посвящение «Послания» «возлюбленной госпоже», но исследователи сходятся во мнении, что под таким именем подразумевается община христиан.

Апостолы Иоанн и Петр

«Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова» в общих чертах повторяет предыдущие книги и по стилю, и по тематике. Примечательно, что римский историк Евсевий Кесарийский, описывая историю христианской церкви, ни разу не упоминает о наличии в Новом Завете «Третьего соборного послания святого апостола Иоанна Богослова».

Первые упоминания о книге относятся ко второй половине IV столетия нашей эры, после Лаодикийского собора, посвященного вопросам церковного управления и христианского благочестия. В частности, 59-м правилом запрещается чтение библейских книг, не входящих в библейский канон Ветхого и Нового Заветов. В приведенном в следующем правиле списке как раз и появилось «Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова». Однако в авторстве книги исследователи не сомневаются.

Иисус Христос и апостол Иоанн

Кроме того, «Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова» посвящается уже не христианским общинам в целом, а конкретно Гаию. Однако личность Гаия, которому посвящена книга, не установлена. Также не раз в «Послании» упоминается некий Диотреф, занимающий высокую должность в Церкви. Действия Диотрефа, не принимавшего странствующих христиан и даже угрожавшего им «административным взысканием» вплоть до отлучения от церкви, Иоанн Богослов осуждал.

Перу Иоанна Богослова принадлежит также «Книга Откровения Иисуса Христа», известная еще как «Апокалипсис Иоанна» или «Откровение Иоанна Богослова». Эта работа завершает Новый Завет. В отличие от всех предыдущих книг Иоанна, Апокалипсис раскрывает тему событий, которые будут предшествовать Второму пришествию Иисуса Христа на землю. В числе таких событий автор упоминает как природные катаклизмы (низвержение огня с неба и пр.), так и чудеса (явления ангелов, воскрешение мертвых людей).

Иконы Иоанна Богослова

Также в Апокалипсисе автор не раз упоминает свое имя – Иоанн, а также рассказывает о события, свидетелем которых он стал. Пребывая на небольшом греческом острове Патмос в Эгейском море, Иоанн услышал из-за спины глас, приказавший ему написать в книгу то, что видел. В связи с этим, авторство Апокалипсиса иногда приписывают Иоанну Патмосскому, которого, впрочем, отождествляют с Иоанном Богословом.

Тем не менее, исследователи спорят об авторстве «Откровения», поскольку стиль и язык книги существенно отличаются от «Соборных посланий» и Евангелия. Однако Митрополит Иларион объясняет этот факт тем, что автор столкнулся с необходимостью писать о реалиях Нового Завета языком и символами из Старого Завета.

Кроме того, немецкий богослов и исследователь христианства Вильгельм Буссе провел анализ текстов, в результате которого установил, что синтаксис и лексические обороты соответствуют более ранним текстам Иоанна Богослова, тем самым подтверждая его авторство. Согласился с Буссе и российский исследователь, работавший над толкованием текстов Священного Писания, Александр Павлович Лопухин.

Иоанн Богослов в котле с раскаленным маслом

Современные исследователи все же ставят под сомнение тот факт, что «Апокалипсис Иоанна» написан именно Иоанном Богословом. Так, в книге протоиерея Русской православной церкви Александра Владимировича Меня «Читая Апокалипсис», а также Дональда Гатри «Введение в Новый Завет» четко прослеживается мысль о том, что среди апостолов насчитывалось по меньшей мере 3 Иоанна, которые позднее слились в единый собирательный образ.

Подробности биографии Иоанна Богослова стали известны из церковных писаний. После смерти Девы Марии Иоанн стал проповедником, путешествующим по городам Малой Азии в сопровождении ученика по имени Прохор. Учитывая, что проповеди Иоанна Богослова зачастую сопровождались чудесами, обращенных в христианство становилось все больше.

Когда Римский император Нерон начал гонения христиан, Иоанна арестовали и направили в Рим. Суд постановил казнить проповедника, однако, выпив яду, Иоанн остался жив. Тогда судьи постановили посадить апостола в котел с кипящим маслом, но и тогда Иоанн Богослов остался невредим. Тогда старика-проповедника отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море в сопровождении ученика.

Иоанн Богослов на острове Патмос

Корабль, на котором плыл Иоанн с учеником и вельможи, попал в шторм, и знатный юноша выпал за борт. Апостол долго молился о судьбе юноши, а утром волны вынесли его на берег живого и невредимого.

Прибыв на остров, апостол Иоанн обратил в христианство большую часть жителей, проведя ряд чудесных исцелений, а также изгнал бесов из имеющихся на острове языческих храмов. Жил проповедник со своим учеником в пещере в отдалении от людей, где предавался молитве. Там не раз Иоанн слышал глас Господа, приказывавший ему писать книги во славу Бога. На острове жил и местный колдун Кинопс, обращавший жителей в язычество. После молитвы Иоанна Богослова волны Эгейского моря навсегда поглотили Кинопса, а остальные местные жители приняли христианство.

Смерть

В конце I столетия нашей эры Иоанн вернулся из ссылки, а приблизительно в 100-м году скончался. Долгое время Иоанн Богослов оставался единственным живым апостолом, видевшим Иисуса, другие апостолы приняли мученическую смерть гораздо раньше.

Память

Еще при жизни Иоанна Богослова чтили в церкви. Так, на иконе «Иоанн Богослов в молчании» апостол изображен с Ангелом, передающим ему Слово Господа, а на пандативах православных соборов Святого изображают с орлом, который символизирует парение мысли апостола.

Икона «Иоанн Богослов в молчании»

Среди подвигов апостола Иоанна церковные предания рассказывают о воскрешении Иоанном юноши Домна и отца его Диоскорида. Кроме того, на празднике, посвященном языческой богине Артемиде, Иоанн обвинил собравшихся в поклонении идолам и призвал на их головы испепеляющую жару, отчего скончались 2 сотни человек. Верою и волею апостола умершие воскресли и приняли христианство.

Память апостола Иоанна Богослова почитают 8 мая и 30 июня ежегодно. Этот праздник носит имя Собор Двенадцати Апостолов. 26 сентября в Православии отмечается преставление Иоанна Богослова (у католиков 27 декабря). В день памяти Иоанна Богослова в храмах проходят богослужения, а также горит нетленным светом, освещая путь к небу, свеча в память об апостоле. На службе священнослужители вспоминают о жизни Иоанна Богослова и прославляют его подвиги.

Источники:

http://sobornevsky.by/azbuka/svyatoj-apostol-i-evangelist-ioann-bogoslov/
http://akafist.ru/saints/ioann-bogoslov/
http://24smi.org/celebrity/41452-ioann-bogoslov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: