Есть ли жертвоприношение в православии. Вопрос: Могут ли быть допустимы вообще человеческие жертвоприношения в христианстве? Допустимы ли они в наши дни? В других религиях

Вопрос: Могут ли быть допустимы вообще человеческие жертвоприношения в христианстве? Допустимы ли они в наши дни?

Ответ: Центральное событие всего Нового Завета – добровольная искупительная жертва Иисуса Христа, обеспечившая человечеству возможность прощения грехов и спасения. Но была ли этим актом снята сама проблема как таковая? В данной связи уместен вопрос об отношении христианства к человеческим жертвоприношениям вообще.

Несомненно, обычай приносить кровавые жертвы, в том числе человеческие, уходит у кочевых племен Ближнего Востока (как и у многих других) в седую древность. Был таковой, по-видимому, и у древних евреев, со временем сменившись искупительной жертвой животных.

Кровавые жертвы Богу проходят через весь Ветхий Завет. В первую очередь, это касается животных. Яркий пример – жертвоприношение Моисея в день, когда евреи приняли Закон (Тору). Половина жертвенной крови пошла на окропление жертвенника, половина – на окропление народа со словами: «Вот кровь Завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24:1-11). Но животными дело не ограничилось.

Невозможно иначе как жертву интерпретировать те чудовищные, необъяснимые по жестокости избиения, которые Израиль учинил семи народам, на территории которых он расселился в Земле Обетованной. Когда по прямому повелению Господа, данному через Моисея или Иисуса Навина[61], в городах-государствах уничтожалось «все дышащее», включая не только стариков, женщин и детей, но и лошадей, верблюдов, мелких домашних животных… Так были уничтожены народы хеттеев, гергесеев, аморреев, хананеев, ферезеев, евеев и иевусеев.

А разве не просматривается отчетливо ритуальный характер убийств пленных, учиненных «праведным» и «кротким» царем Давидом? Он поступал так: “По­разил моавитян и смерил их веревкою, положив на землю; и отмерил две веревки на умерщвление, а одну веревку на оставле­ние в живых” (2 Царств VIII:2). Или так: “И взял Давид венец царя их с головы его. и возложил. на свою голову, и добычи из города вынес очень много. А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами аммонитскими” (2 Царств XII:30-31).

Как видим, христианская традиция (как ветхо-, так и новозаветная) насчитывает немалый ряд примеров человеческих жертвоприношений, отношение к которым не только терпимое, но и одобрительное. Подтвердим это еще более выразительными примерами.

Во-первых, это всем известная история Авраама и Исаака. Перед нами, так сказать, первая проба, первая попытка Бога поднять вопрос о заклании Ему в жертву человека. Характерно, что Авраам воспринял просьбу Бога принести в жертву собственного сына, любимого, как вполне законную. Он не возмутился, не воспротивился и со своей стороны сделал все, как нужно. Это говорит о том, что, хотя, конечно же, отцовское сердце восставало против такой просьбы, сама по себе идея принести невинного отрока в жертву Богу была приемлема для сознания человека того времени. Она не поражала сверхъестественной жестокостью. Как мы знаем, в самый последний момент вместо мальчика Бог разрешил закласть овна, запутавшегося рогами в кустарнике. В этом символе, видимо, запечатлелся исторический момент принципиального отказа древних кочевников от человеческих жертв с их «равноценным» замещением. Отголосок этого события, некогда имевшего место, мы видим и в заповеди, данной Богом Моисею: «Все, разверзающее ложесна [то есть, впервые рождающееся естественным образом через половые органы особи женского пола], Мне, как и весь скот твой мужского пола, разверзающее ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай» (Исход, XXXIV:19-20. – Выделено мной. – И. П.).

На сей раз дело, к счастью для людей, в нем участвовавших, окончилось только разговором; реально в жертву никто принесен не был. Жертва в облике человека оказалась отвергнута Богом. Но те, кто выводит отсюда заключение о неприемлемости или неугодности для Бога человеческих жертв вообще, глубоко неправы, как станет ясно из дальнейшего.

Во-вторых, следующий документально зафиксированный эпизод человеческого жертвоприношения (на сей раз состоявшегося, следовательно, принятого Богом как должное) – это случай с дочерью Иеффая. О нем редко кто знает, этот эпизод всеми всегда замалчивается, поэтому расскажем его подробно. Названный Иеффай был сыном блудницы, а стал со временем выдающимся полководцем своего времени и вождем жителей всего Галаада, победителем исконных врагов евреев – аммонитян. И вот, перед решающей битвой «дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Книга Судей XI:29-31). Иеффай победил. Это значит, что жертва, о которой Господь Бог знал, конечно, наперед, оказалась Ему угодна, и условия обета оказались Им приняты. Первой по приезде встретила Иеффая его любимая и единственная дочь, девственница (как то и положено для жертвы). «И он совершил над ней обет свой, который дал» (там же, 34-40). То есть, изжарил дочь целиком на жертвенном огне («всесожжение»), предварительно, как следует надеяться, выпустив из нее всю кровь.

В данном случае никакой замены жертвы и отмены жертвоприношения не произошло. Иеффай – не Авраам, и его дочь – не Исаак. Жертва была охотно принята Господом полностью и до конца. Так в Библии появился задокументированный прецедент, который не стал ни единственным, ни последним.

Читать еще:  Как готовиться стать крестной мамой. Что нужно сделать перед крещением ребенка? Необходимые предметы для обряда

В-третьих, во Второй книге Царств рассказано о семи сыновьях из дома Саула, которых Давид – любимец Бога, праведный во всем, кроме поступка с Вирсавией и ее мужем Урией, – выдал гаваонитянам. «И они повесили их [на солнце] на горе перед Господом… И умилостивился Господь над страной после того» (II Царств, XXI:9, 14). Эпизод слишком красноречив и ясен по смыслу сам по себе, чтобы его комментировать. Подобного рода случаи имеются и еще, о некоторых из них скажем здесь же.

В книге Числ рассказывается о прямом приказании самого Бога: «И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня» (Числа XXV:4). Что и было сделано. Сколько именно начальников народа пришлось повесить Моисею, Библия, обычно точная в цифрах, умалчивает, но явно не мало. Перед нами – типичное жертвоприношение, по схеме не отличающееся от того, которого Бог потребовал от Авраама. Хотя и по-другому закончившееся.

Иисус Навин посвятил Господу (то есть, принес ему в жертву) уже всех жителей города Гая, «а царя гайского повесил на дереве до вечера».

В-четвертых, как всем хорошо известно, узнав от волхвов о рождении некоего мистического Царя Иудейского, реальный иудейский царь Ирод «встревожился и весь Иерусалим с ним» (Мф. 2:1-3). Однако, поскольку волхвы лишь указали на город Вифлеем как место рождения Христа, но не вернулись к Ироду и не выдали, где именно живет Христос, то «встревоженный» Ирод принял радикальное решение: «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2:16. – Выделено мной. – И.П.). После чего Ирод счел дело сделанным и успокоился, решив, что у опасного соперника шансов уцелеть нет. Таким образом сотни, а может быть тысячи младенцев были убиты вместо одного Иисуса Христа, иными словами – за Него. Их жизнями, помимо воли, была выкуплена Его жизнь, ибо Ирод понадеялся на статистический результат и не стал доискиваться, к кому именно шли волхвы. А ведь мог бы предварительно провести расследование, и тогда младенцы бы уцелели, но Иисус – погиб. Невинные дети (и их родители) пострадали только за то, что родился Иисус Христос, их обрек на страшную гибель сам факт его рождения. Это самая колоссальная, жестокая и кровавая жертва, когда-либо принесенная за Бога и для Бога. Конечно же, Богу ничего не стоило сделать так, чтобы этой гибели множества еврейских младенцев, выкупивших своей безвинной смертью жизнь Иисуса Христа, вовсе не было. Но она была, и трактовать это можно лишь одним способом: как искупительную жертву мира, ответом на которую стала искупительная жертва самого Христа.

В-пятых. Теоретически самопожертвование Иисуса Христа должно было бы стать самой последней жертвой в иудейской и христианской традиции. На деле же – наоборот, с него-то и началась долгая и кровавая история жертвоприношений ради Бога и ради лично Христа. Начиная с мученических смертей апостолов и других последователей Бога-Слова, человеческие жертвоприношения выражались в дальнейшем в избиениях целых народов (например, в Латинской Америке), отказывавшихся христианизироваться, а также многих сотен тысяч т. н. еретиков (катаров, альбигойцев, гуситов, гугенотов и др.) и инаковерующих (Тридцатилетняя война, Варфоломеевская ночь и др.), а также в изжаривании на кострах сотен тысяч обвиненных в ереси, в колдовстве, в ведовстве, в пропаганде научных знаний, не совместимых с учением Церкви, и т. п. Жертвенный дым от этих костров, и довольно густой, поднимался веками, в то время как всесожжения жертвенных животных уже давным-давно, с разрушения Иерусалимского Храма, не наблюдалось. Таким образом можно сказать, что произошел процесс, обратный тому, что был в далекой древности: в кровавых жертвоприношениях люди успешно заменили собой животных, и эта жертва была принята Богом.

Все эти гекатомбы жертв, совершенных во имя истинной веры и во славу Божию, конечно же, есть не что иное как древнейший священный обряд, известный людям, – обычай, меняющий лишь форму от эпохи к эпохе. Нет никаких оснований полагать, будто этот обычай должен исчезнуть. Предсказать сегодня его формы вряд ли возможно, но жертва, скорее всего, не будет отвергнута.

Есть ли жертвоприношение в православии. Вопрос: Могут ли быть допустимы вообще человеческие жертвоприношения в христианстве? Допустимы ли они в наши дни? В других религиях

Нужно сказать, что это очень часто встречает вполне законное противление у самих последователей этих религий.

Читать еще:  Где крестилось господ рассказ для детей. Конспект беседы «Крещение Господне

Вообще приношение в жертву кого-либо является древнейшим архаическим пережитком прошлого, корни которого уходят еще в доисторическую эпоху пещер и родоплеменных отношений. Тогда наряду с животными в качестве жертв богам использовались и люди – женщины, дети, пленные воины и т.п. Считалось, что именно при помощи жертв можно искупить вину, грех и привлечь на свою сторону милость богов. А есть ли принцип жертвоприношений у нас, у православных христиан? Оказывается, что есть! Разумеется, он не заключается в пролитии крови людей и животных. Мы же не язычники и не варвары. Жертва в православном христианстве – это куда более тонкая, духовная, сакральная материя. Но также очень важная и укрепляющая дух наш.

На заре христианства и особенно в Византийской империи можно было встретить приношение в жертву даже людей, что являлось отголосками прежних языческих культов, но это быстро прекратилось, поскольку вообще любое прилитие крови противно Господу нашему и его Святой Церкви. Однако сам принцип принесения жертвы, жертвы спасительной и искупительной есть краеугольный камень веры нашей, православной и христианской. Ведь не будем забывать, что Господь наш Иисус Христос принес себя в настоящую жертву ради спасения всего человечества, искупления наших грехов. Он добровольно отдал свою жизнь на жертвенном кресте, принес в жертву свое тело, чтобы мы все с вами более никогда не думали о пролитии крови жертвенной и все грехи наши не становились для нас смертельной обузой.

В христианстве жертвоприношение является одной из главных основ христианского учения. Тут нужно только четко понимать, что жертва есть духовная и ради крепости духовной. Главным же жертвоприношением у христиан является Иисуса Христа самопожертвование во имя искупления человеческого первородного греха. Тут мы говорим и о таком жертвоприношении, которое проявляется в форме Евхаристии. Оно с давних пор стало и является одним из краеугольных, фундаментальных и основополагающих элементов богослужения христианского в нашей церкви. Кровавое же жертвоприношение (которое мы, православные отвергаем) сохранилось в христианстве сегодня только в традиции армянской, но это совсем отдельная тема и история. Армянские христиане (тоже православные) во время совершения жертвоприношения закалывают ягненка – агнца, но приносят его не в жертву именно богу, а отдают плоть и кровь его нуждающимся, голодным, нищим и бедным. Это – по сути есть своеобразный акт милости к человеку, а через это и к богу.

Что есть Евхаристия? Это жертвоприношение бескровное, о котором учение несколько отличается у православных, католиков и протестантов. Вот протестанты считают, к примеру, что жертва единократная Иисусом Христом принесена уже, она спасает всех автоматически на Земле и дальнейшего жертвоприношения не требует. А вот православная церковь и католическая необходимости жертвования не исключает каждого человека – соединения его с жертвой евхаристической, несмотря на совершенное глобальное пожертвование Иисусом жизни своей. Евхаристия ведь повторяет обряды Голгофские, являясь своеобразным их продолжением. Наша Церковь подразумевает и дает понять, что за время проведения Евхаристии вино и хлеб трансформируются на самом деле в кровь и тело Господа нашего Иисуса Христа. Ведь все вы помните великие слова Его: «Яште хлеб, ибо сие есть тело мое. Пейте вино, ибо сие есть кровь моя». Иисус, совершив добровольное всхождение на жертвенный крест, принес себя в жертву ради всех последующих поколения людских, а потому мы, христиане, должны всегда помнить и чтить этот подвиг Господа нашего.

Евхаристия в своем главном предназначении является противопоставлением жертвоприношениям кровавым, в ходе проведения которых убивают людей или же животных. Последнее, кстати, до сих пор очень часто используются в иудаизме, что нам христианам противно и неприемлемо по сути своей. Это является и одной из тех черт, что разнят иудаизм с другими религиями, поскольку христиане не проливают ради любви к Господу и поклонения ему крови, пусть даже и не человеческой, а крови животных и зверей. Существуют и также и иные жертвоприношения формы, трансформировавшиеся из более жестоких и старых в милосердные и современные. Сюда относится освящение вкушаемой нами пищи, и возжегание на праздниках и у икон свечей. Вот к подобным интерпретациям жертвоприношений у Церкви совершенно нет никакого негативного отношения, и более того Церковь это приветствует.

Новое в блогах

Жертвоприношения у христиан ..

Любят христиане из всех их бесчисленных сект, а особо из таких больших как православие, упрекнуть язычество, да и другие религиозные воззрения в жертвоприношениях. Себя же называют “человеколюбцами”, и любят солгать, что у них такого мол не было никогда, и нет поныне. Но так ли это? Хотелось бы особо ретивых для начала ткнуть носом в их же первоисточник — библию:

– И сказал Господь Моисею: освяти Мне каждого первенца, разверзающего ложесна между сынами Израилевыми (Исх. 13,1,2)

– все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу, из своей собственности, человека ли, скотину ли, есть великая святыня Господня и должно быть предано смерти (Лев. 27, 28, 29)

– С чем предстать мне пред Господа, преклониться пред Богом небесным? Разве дам ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего за грех души моей (Мих. 6, 6, 7).

– И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение… По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа (Судей. 30,31,39)

Читать еще:  Приснилось треснутое стекло. К чему снятся разбитые стекла? Что значит во сне разбитое стекло? К чему снится разбитое стекло по другим сонникам

– …ослов тридцать тысяч пятсот, и дань из них Господу шестьдесят один. Людей шестнадцать тысяч, и дань из них Господу тридцать две души». (Числа, 31:32-40).

Достаточно ли вам, с пеною у рта доказывающих “человеколюбие” христианских культов, или или продолжим о теофорах, и как именно они изготовлялись, и из кого, а также о применимости их в христианской традиции? Или откуда берутся “мощи” и прочая торговля мертвячиной, и при чём здесь христианская эзотерика и в чём она заключается?

Конечно же в веке современном такие большие культы, как православие быстро смекнули о надвигающейся угрозе на их бизнес, и стали где выгодно прикрываться ветхим заветом, а где невыгодно — отрекаться от него, выставляя вперёд новый, или вообще от библии, говоря что опираются на некие “святоотеческие писания”

Конечно же для грамотного человека разоблачить сей обман не сложно. Но обманутым деструтивной христианской церковью, которую везде рекламируют и поддерживают на государственном уровне заметить сей обман очень сложно. И уж тем более сложно представить, что человеческие жертвоприношения иудео-христианским божествам приносят до сих пор.

Для этого стоит немного познакомить читателя с принятыми обычаями и таинствами в современным православием:

Рассматривая христианский мистицизм и эзотерику, можно смело говорить об утончённого вида некрофилии, свойственной любому христианскому культу. Непреодолимая тяга к мертвечине, а также похоронная символика сопровождает каждый шаг церковного устроительства.

Для начала обратимся к вполне доступным источникам, таким как “Полный Церковный Славянский словарь”. Сия книга утверждает, что жизнь христианского храма начинается с утверждения престола. Сама установка этого четырёхугольного стола окружена мрачноватыми ритуалами.

Его собирают в алтаре из деревянных деталей, забивая строго определённое число гвоздей деревянными молотками. После чего все части престола омывают “святой” водой и благовониями, умащивают миром и под пение псалмов облекают в символические одежды: Срачицу и идитию.

Таким образом сам престол уже представляет из себя образ человеческого тела, причём мёртвого, ритуально омытого, и облачённого в иерейские одежды.

Надо учитывать, что любой обряд есть повторение истории, мифа, какого либо действа, произошедшем в прошлом, и считающимся священным. Известно, что первые литургии ранних христиан проводились в римских катакомбах, на гробах и телах добровольных мученников, о чём свидетельствует туринская плащаница(естественно в реальной истории, по срокам жизни не имеющая к некоему евангельскому персонажу никакого отношения).

Дабы усилить “магическое действие престола”, его “святость”, к нему добавляется человеческая плоть. Так, после “утверждения”, престол накрывают антиминсом(щелковым платком с зашитыми по краям частичками мощей(мертвечины) высушенных кусочков тела некоего святого или святой).

Откуда же берутся мощи берутся мощи во всякой новопоставленной церкви? Оказывается, рассылаются епископом! А это значит, что существует целая индустрия мощей! А ведь запасы необходимо обновлять.

Кульминацией храмовой жизни является литургия,которая являет собой “воспоминание” о крёстной смерти “спасителя” и её повторение.

Проскомидия(действие священника над дарами) производятся хлебом и вином(еште хлеб-плоть мою, и пейте вино-кровь мою, как образец ритуального каннибализма) делаются следующим образом:

“Агнец” с большой просфорой и ритуальной, крестообразной печатью на которой изображено – Ic. Xc.Ni.Ka. и красное вино(Кагор).

Священник берёт в руки ритуальное копьё(прообраз копья Лонгина-сотника), и восклицает:

Жрётся агнец божий, внемляй на себя грехи мира. читает священник.

Это слова из иудейской торы, ныне одной из книг “Пятикнижия Моисеева”, входящих в состав синоидальной библии, некогда сопровождали обряд “отпущения козла”, нагруженного всевозможными еврейскими грехами в безводную пустыню. В первоисточнике(торе) козёл назван Сериим.

Стоит учитывать, что окончание “им” относится вовсе не к козлам, а к людям – жителям горного Сеира(местность граничащая с Иудеей), где и ловили сиих “козлов”, после чего одного отпускали в пустыню, а другого ритуально забивали.

Вернёмся однако же в церковь. Согласно христианской мистике во время литургии “Агнец божий”(Иисус Христос) сам себя приносит в жертву за грехи мира, будучи одновременно и священником и жертвою.

Совершая проскомидию, священник наносит пять ударов “агнцу”, по числу ран христовых, из которых последний удар самый глубокий – смертельный.

В это время читают слова одного из евангелия: “. Един из воинов рёбра его копьём прободе..”

После от “агнца” отделяются частицы за живых и умерших, “агнец” “сокрушается” и “дробится” в чашу с вином. Согласно мистерии в чаше не вино, и хлеб, а “истинная плоть и кровь христова”.

За данными терминами прикрыто “преломление костей и ритуальное расчленение” “агнца” и смешение его “плоти и крови” в одной чаше.

Такое символическое убийство свершается непрерывно во всех христианских храмах в будни и праздники. Причём в жертву полагается приносить лучшего из лучших! И всё это делается совершенно свободно, ибо их адепты занимают самые высокие чины в государственных машинах!

Ни о каком человеколюбии говоря о христианстве на самом деле говорить не приходится. Это ложь и вполне удачная попытка прикрыть очевидное, положив его на самое видное место. В итоге вор громче всех орёт: Держи вора! А христианство громче всех о человеческих жертвоприношениях.

Источники:

http://allrefrs.ru/4-14543.html
http://www.vashevse.ru/2010-03-02-09-39-02/2011-08-03-10-59-49/12090-2014-10-17-06-21-56
http://maxpark.com/community/310/content/1335342

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: