Если на тебя обиделись православие. Когда душит обида

Если на тебя обиделись православие. Когда душит обида

Как избавиться от обиды?

Прежде всего надо себе уяснить, что наша жизнь – это школа, а все, что нам попускает Господь – скорби, искушения – это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили.

Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних – и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности. Это надо уметь встретить, не огрызаясь на обидчика. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: “Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась”. И душа наша успокоится. А если мы начнем: “А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня. ” И пойдем вразнос. Это дух сатаны живет в человеке.

Никогда не успокоимся, если не научимся терпеть. Станем истеричными. Если нас кто-то оскорбил, обидел, не надо собирать информацию к ответной атаке, не надо добывать в разных уголках “компромат” на этого человека: “Вот, он такой и такой. “; не надо выжидать удобного момента, чтобы вылить ему на голову эти помои. Христианин, если узнал, что про него вот этот плохо говорит, должен сразу смирить себя: “Господи, Твоя воля! По грехам мне так и надо! Ничего, переживем. Все перемелется, перетрется! ” Надо себя воспитывать. А то кто-то что-то сказал, и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему все, что думаем о нем. А эти “мысли” нам на ухо шепчет сатана, а мы за ним повторяем всякую грязь. Христианин должен быть миротворцем, всем нести только мир и любовь. Никакой гадости – ни обиды, ни раздражения – не должно быть в человеке. Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя безсловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя. Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки, старается все покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит. Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся. Сказано у святых отцов: “Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет”. А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу это стараются разнести по другим людям, по другим душам. Человек в это время себя возносит: “Какая я мудрая! Все знаю и так не делаю”. А это есть нечистоплотность души. Это грязная душа. Христиане так себя не ведут. Они не видят чужих грехов. Господь сказал: “Для чистых все чисто” (Тит. 1, 15), а грязному – все грязно.

Как вести себя, когда обидят?

Когда нас обидят, надо тут же вспомнить, что это не человек нас обидел, а злой дух, который действует через него. И поэтому нельзя в ответ обижаться, гневаться. А что же надо делать? Подойти к иконам, положить несколько земных поклонов, возрадоваться и сказать: “Господи, благодарю Тебя, что Ты предоставил мне такой урок для моего смирения, для очищения моей души от грехов”. Как-то оптинский старец Никон полнил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: “А кто это мог написать? От кого письмо? ” Но он тут же взял себя в руки: “Никон, это не твое дело, не надо допытываться, кто написал. Если Господь попустил, значит, так надо. Значит, есть у тебя грехи, за которые надо потерпеть”. Если человек так себя настроит, у него все в жизни встанет на свои места. А то есть такие “христиане”, которые так могут разобидеться, что начинают возмущаться, шуметь, а потом перестают разговаривать и могут неделю, а то и месяц молчать – таить зло и обиду. Бывает, что и надо сделать человеку замечание, что-то подсказать, но в этом случае надо всегда помнить слова премудрого Соломона: “Обличи разумного – он тебя возлюбит, не обличай безумного – он тебя возненавидит”.

Один старец-священнослужитель писал о себе: “Я – как пес. Бывает, псу скажут: “Вон отсюда! ” – он и отойдет подальше; отойдет и сидит – ждет, как дальше себя хозяин поведет. А если хозяин снова позовет: “Ну-ка, иди сюда! ” – он опять хвостиком завилял и с любовью к хозяину подбегает, не помнит зла. Когда меня кто-то ругает, гонит, я отхожу от него. Но если человек приходит ко мне и кается, просит прощения, я опять с любовью его принимаю и на него не обижаюсь. Я только рад, что он пришел ко мне и покаялся”.

Читать еще:  Во сне видеть ножи острые. Нож сонник

Что делать с соседями, которые колдуют, желают зла, часто подбрасывают в огород наговоренные вещи? В мире с ними жить не удается. Как молиться, когда презирают, незаслуженно, безвинно обижают?

Когда человек для укрепления здоровья едет на курорт, в санаторий, то он принимает все назначенные ему процедуры, в том числе и грязевые ванны. Он даже платит за это деньги и благодарит врачей, когда они обмажут его всего черной грязью. Намажут – он черный и ходит. Но почему-то мы не благодарим тех людей, которые безплатно нас поливают грязью. Ведь клевета, сплетни, презрительные слова – это та грязь, которая лечит нашу душу. Ее надо с радостью принимать, зная, что идет очищение нашей души.

Господь сказал: “Терпением спасайте души ваши, претерпевший до конца спасется”. А как приобрести терпение, если его нет? Такому человеку Господь дает уроки терпения и смирения. Например, соседи озлобляются, шумят, ругают, клевещут. Если мы не будем соседей ни в чем обвинять, будем Бога благодарить и считать, что соседи посланы нам для выработки терпения, то душа наша быстро станет здоровой, А в здоровой душе нет ни обид, ни раздражения. В ней сострадание к падшим во зле, в ней любовь и милосердие, в ней Сам Бог.

Или постигла человека серьезная болезнь – рак. Это прекрасная возможность все, что было неправильного в жизни, исправить, поисповедовать грехи, покаяться и причаститься. Человек может встать на правильный путь, пусть даже за один месяц, за неделю до своей кончины. Господь принимает и “в одиннадцатый час”, а награду всем обратившимся к Нему дает одинаковую – спасение. Главное, какими мы перейдем в потусторонний мир. С добрыми делами, со смирением и чистой душой или с грехами нераскаянными. Это самое страшное состояние, когда душа отягощена грехами.

Да, злые духи нас донимают, но только по попущению Божию. Господь лучше нас самих знает, что полезно нашей душе и, желая ее очистить, как любящий Отец дает нам горькое лекарство, а когда надо пожалеть, то утешит, ободрит.

Без воли Господней никто не имеет власти над нами: никакая бабка, никакой дед, никакой колдун. Если Бог не попустит, никто не может нам причинить вред. Когда человек постоянно ходит в церковь, он находится под особым попечительством Бога, и Господь защищает его от всякого колдовства. Надо только быть верным Господу до самой смерти. Если же вдруг случится человеку забыть о своем Отце Небесном, изменить Ему, перестать Ему молиться, Отец все же не забудет его. Наоборот, будет стараться вернуть к Себе заблудшего сына. И для этого может напомнить о Себе бедами, болезнями и скорбями. А избавиться от обиды на вредящих и злословящих можно так. Заранее настроить себя, что те люди, которые причиняют нам зло, – орудия воли Божией. Молите Господа: “Господи, помоги мне все это перенести!” Мы ведь гордые, больные, испорченные. Почему человек обидчив? Почему, когда ему слово скажут, чтобы в чем-то его поправить, он взрывается: “Как это: мне подсказывают? Разве вы не знаете, кто я такой?” Это болезнь души. За какое место ее ни тронь, везде той душе больно. А в Царстве Небесном нужны здоровые люди, крепкие духом.

Если на тебя обиделись православие. Когда душит обида

По данным Росстата сегодня в России на каждые 100 браков приходится в среднем 65 разводов. Одна из причин, по которой супруги подают на развод, связана с конфликтами в семейных отношениях на фоне взаимных обид. О том, как можно управлять обидой и всегда ли обида это зло, мы беседуем с психологом-виктимологом, магистром факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета Николаем Соколовым в рамках рубрики “Слово психолога”. Беседовала Наталья Пендюрина.


– Николай Николаевич, что такое обида?

– Можно дать несколько определений обиды, но все они предполагают, что это чувство, которое несет в себе отражение внутреннего несогласия с возникшей в отношении к человеку несправедливостью. Это несогласие возникает, когда нарушаются определенные чаяния и ожидания человека, что проявляется в различных эмоциональных реакциях и стиле поведения.

– Сегодня мы говорим о семейных отношениях. Какая роль обиды в разрушении прочного семейного союза?

– Обида накладывает негативный отпечаток на отношения. Прочный семейный союз разрушить не так просто, но понимание механизма возникновения обиды и сути этого неприятного чувства позволило бы более адекватно относиться ко многим семейным проблемам, особенно в период становления молодой семьи. Причем сразу хочу сказать, надо понимать, что плохих, негативных, ненужных чувств в природе не существует. Даже любое неприятное чувство, будь то обида или страх, несет в себе определенную сигнальную, а значит полезную функцию.

Читать еще:  Что такое тора. Еврейская Тора

Как и любая другая эмоция, обида вызвана рассогласованием между ожидаемым поведением со стороны другого человека и каким-то его реальным поступком. Если мы расцениваем этот поступок, действие или даже бездействие, как нечто покушающееся на наше представление о предмете и получаем в итоге обманутое ожидание, то начинаем испытывать обиду, которая часто запускает чувство мести, что в семейной жизни чревато осложнением отношений.

– В этом состоит суть обиды, как греха?

– Грех обиды состоит не в том, что у человека возникли определенные неприятные чувства обиды или раздражения, а в том, что он позволил душе соединиться с ними, дал возможность прорасти семени обиды, которая стала наносить реальный ущерб, разрушая не только собственное тело и душу, но и мир другого человека. Такая обида сопровождается скрытой агрессией, мстительностью, осуждением, которое приносит много страданий другому, что само по себе является большим злом. В основе обиды лежит самолюбие, самооправдание, тщеславие, гордыня и другие пороки. Мы много говорим о пагубности этих грехов, но не всегда понимаем, что дверь к ним открывается именно через обиду. И если обида ложится тяжелым камнем на сердце человека на долгие месяцы и даже годы, то в этом случае она становится триггером, запускающим целую программу поведения, определяющую дальнейшее развитие семейных отношений.

– Обидчивость детей тоже можно рассматривать как греховную наклонность?

– Полагаю, что не любая обида становится деструктивным, разрушающим чувством. У детей — это неосознанное проявления собственного «Я», незлобное отстаивание своих детских интересов, этап самоутверждения личности. Тем не менее, детская обида тоже вид манипуляции, но она не несет в себе программу разрушения и быстро проходит.

Кроме этого и у взрослых обида может быть в виде спонтанной реакции, выраженной в виде непродолжительного эмоционального всплеска на возникшее несоответствие с собственным ожиданием. Но благодаря осознанной рефлексии и саморегуляции она также быстро проходит. В этом случае обида – это лишь сигнал, что не все в порядке в отношении с окружающими, и что нужно что-то пересмотреть.

– Как можно себе помочь, если горечь обиды слишком велика?

– Обида лишает человека разума и здравого рассуждения. Поэтому чтобы разобраться в проблемной ситуации первое что надо сделать – это постараться успокоиться. В состоянии обиды человек не хочет принять данность, что другие люди, пусть даже родные и близкие, не обязаны поступать так, как он этого хочет. Впрочем, справедливости ради следует отметить, что и наши действия не всегда соответствуют ожиданиям окружающих нас людей. На самом деле, каждый человек в обычной жизни поступает в соответствии со своими потребностями и моральными нормами. И если начинает вскипать обида, то сначала хорошо бы задать себе вопрос: «А знал ли другой человек о моих ожиданиях»? И насколько адекватны мои ожидания в конкретной ситуации? Или мы считаем, что люди обязаны читать наши мысли и исполнять все, что мы хотим? Правдиво ответив на этот вопрос, человек нередко снимает свою претензию и значительную часть обиды.

– Какие же бывают подходы к решению этой проблемы?

– Можно рассмотреть основные четыре стадии или стратегии поведения, которые в силу своего духовного состояния принимает обидевшийся человек.

Самая распространенная – это дать волю своей обиде. Если тебе кажется, что тебя унижают, то непременно надо дать сдачи, и так, чтобы обидевшему стало очень больно, и он сильно пожалел об этом. Это деструктивный подход к решению проблемы, так как от проявления вашей обиды и дальнейших действий пострадают, как минимум два человека – объект обиды и вы сами. Обида пройдет в сердце и будет разрушать вашу душу и тело, и никакого положительного результата не принесет. Некоторые намеренно выбирают такую модель по ведения, порой оправдывая себя тем, что нельзя оставлять без реакции и без вразумления этого человека, дескать, ему мои назидания будут только во благо. Для таких людей святой Макарий Великий говорил: «Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет». Отвечая агрессией, «вразумлением» на обиду мы льем воду на мельницу раздора. Если же мы сможем приостановить этот процесс, то «огонь» начнет угасать. Полезно подумать, что может быть тот, кто обидел вас – духовно слабее и именно через него действует враг рода человеческого, желая вырвать вас из христианского духа жизни. Если посмотреть на это под таким углом, то вероятно возникнет желание даже помочь этому человеку, и вам станет намного легче.

Второе отношение к «несправедливости» и обиде тоже деструктивное и заключается в том, что человек, может быть, начитавшись духовных книг, или из-за страха перед объектом обиды проявляет ложное смирение, сдерживается, и никак внешне не проявляя свою обиду, на самом деле прячет ее глубоко в своем сердце. В этом случае обидевшийся подавляет нахлынувшие эмоции силой воли. Поселившись в сердце, обида может гнездиться там годами, принимая хронический характер. Человек себя самооправдывает говоря, что он давно уже не обижается, но на самом деле это своего рода тонкое лукавство. На мой взгляд, это самый нежелательный и разрушительный вид обиды. И если приверженец такого стиля поведения читает духовные книги, то наверняка должен знать изречение преподобного Амвросия Оптинского: «Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».

Читать еще:  25 05 какой церковный праздник. Можно ли работать на Вознесение Господне? Именины в этот день

Следующий поведенческий подход к управлению своей обидой заключается не в подавлении обиды, а в замене ее другой позитивной эмоцией. Здесь можно использовать технику благодарности. Постарайтесь посмотреть на сложившуюся несправедливую ситуацию, как на маленькое испытание, перед которым вас поставил Господь благодаря вашему обидчику. Известно, что человек не может духовно расти, развиваться, набираться житейской мудрости, если не будет сталкиваться и преодолевать испытания и проблемы в своей жизни. Так вот, благодаря вашему обидчику вы учитесь управлять собой, своими эмоциями, чувствами и поступками. Ваш обидчик оказывает вам неоценимую услугу и исполняет ваши просьбы. Вспомните, не просили ли вы сегодня утром в молитве Оптинских старцев, чтобы Господь даровал вам с душевным спокойствием встретить все, что принесет наступающий день? И если вы с благодарностью Господу и своему обидчику примите это маленькое испытание без обиды, раздражения, то несомненно приобретете мир в своей душе.

Об обидчиках, о тех, кто несправедливо нас оскорбляет, преподобный Иосиф писал: «Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

И последний подход – это уже не психологический прием, а выражение самой духовной сущности человека. Любые обиды и несправедливости человек воспринимает с величайшей радостью, которая намного больше той, чем, если бы ему пришлось оправдаться. Ведь терпя несправедливость, эти люди носят в своем сердце Претерпевшего величайшую несправедливость Самого Христа. Реальность достижения такого состояния мы видим в примерах из жизни святых угодников. По этому поводу святитель Игнатий Брянчанинов писал, что однажды, когда он творил молитву, ему захотелось, чтобы его публично оскорбили. Для духовно преуспевающего человека обиды становятся даже в сладость, но для новоначальных существует большая опасность, напрашиваясь на обиды, впасть в большую беду.

Но при всем этом есть самое действенное средство от обиды. Это взаимное прощение. Главное – не дать разгореться огню обиды, а вовремя сказать друг другу «прости»!

Как перестать обижаться

Мы постоянно сталкиваемся с обидами, на близких, правительство, погоду, Бога. Мамы обижаются на детей. Дети на родителей. Обида возникает, когда права ущемлены. Оскорбили, а ответить ты не смо г. Это угнетает. Можно ли справиться с этим чувством: как перестать обижаться.

Почему бывает тяжело и обидно?

А святитель Николай Сербский приводит образ океана радости, который дарует нам прикосновение к Богу . «Все наши скорби и искушения подобны малым каплям, неспособным этот океан замутить»

Мутные капли, что отравляют океан нашей жизни – грехи. А обиды – такое частое явление в жизни, что и грехом не считаем, списываем на обстоятельства. « Мне такое сказали! Со мной так ужасно поступили!» В глубине обиды – несбывшиеся надежды . Не получаем, что хотели и это приносит боль.

Кому делаем плохо, когда обижаемся?

Один старец посоветовал послушнику за каждую обиду, класть за пазуху картофелину. Клубней было много, когда ученик снова пришел к духовному отцу. Картофель стал издавать запах.

Послушнику тяжело и неприятно стало его носить. «Так же и обиды гниют в нашей душе, мучают нас нестерпимой тяжестью » , -объяснял мудрец.

В православии известен синоним обиды – памятозлобие . Преподобный Иоанн Лествичник говорит, когда вместо добра носим в памяти злые чувства по отношению к обидчикам, то они подобно ржавчине разъедают душу. Тая в себе обиды , пережевывая их, делаем хуже только себе.

Кто может нас расстроить?

  • Другой не уделил нам время и внимание, занимался своим.
  • Он вспылил, подвел нас, не даем право на ошибку.
  • От каждого ждем к нам одинаково отношения, чтобы оправдал наши надежды.

Все от нежелания проникнуться проблемами ближнего , по-другому – от нашей гордости . Архимандрит Эмилиан (Вафидиc) объясняет: « Когда человек грешит, он отделяется от ближних и приобретает чувство: что они его не любят, не жалеют, не думают о нем.

Как язык, потерявший чувство вкуса, не ощущает сладость мёда, так и человек греха страдает нечувствием .И даже если ты прольешь за него кровь, он даст другое толкование твоей любви. Грешный человек живет в оковах своего греха и страшной т емнице своего одиночества »

Как лечить обиды?

Лечение – покаяние, молитва, исповедь. Добрые дела для восполнения недостатка любви к ближним. С ними сделать ничего не можем, а себя начать менять следует.

Тот же старец Емилиан советует: «Наши нервы не выдерживают, сердца у нас очень чувствительны, и нам нужно соединиться с Богом, чтобы обрести силу» . Общение с Ним в молитвах и Таинствах возвращает нас в океан радости!

Источники:

http://www.homutovo.ru/questions/q_quest_070.html
http://www.orthedu.ru/eparh/8086-kogda-dushit-obida.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5c52f5f3cadb4400af8557d9/5dee843179c26e00b1715c90

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: