Греческая мифология. мойры

Греческая мифология. мойры

М О ЙРЫ ( Μοῖραι , мойра, букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении), в греческой мифологии богини судьбы. В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете — фетише, носителе жизненных потенций. Так, мойра Мелеагра заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной матерью героя. Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила её в огонь, где та сгорела, вызвав тем самым мучительную смерть Мелеагра (Apollod. I 8, 2—3). Когда возобладали анимистические представления, магическая сила, заключённая в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь. Мойры понимаются теперь как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»), хотя для этих понятий в греческом языке вырабатываются специальные термины, наряду с названием «мойры». Мойры — это тёмная невидимая сила, она не имеет отчётливого антропоморфного облика, изображение мойр в античном искусстве редко. С развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной (Hom. Il. V 613), или двух (Paus. X 24, 4), или трёх мойрах. Наиболее распространённый миф — о трёх сёстрах-мойрах. Архаические мойры — дочери ночи, также породившей смерть, сон, Немесиду, Эриду и Гесперид (Hes. Theog. 211—225). Их имена — Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»). Лахесис назначает жребий ещё до рождения человека, Клото прядёт нить его жизни, Атропос неотвратимо приближает будущее. Платон считает, что эти три мойры — дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено (Plat. R. P. X 617 b-e). Отношения между мойрами и олимпийскими богами сложные. Как результат архаики — зависимость богов от мойр и незнание ими предназначенного. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, взвешивает жребии человеческих жизней на золотых весах (Hom. Il. XXII 209—214). Однако существует вариант мифа, согласно которому олимпийский Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой (Hes. Theog. 901—906).

Мойры сопричастны Зевсу (Pind. Ol. VIII 22), он именуется Морием (Soph. O. C. 705). Зевс и Аполлон называются также Мойрагетами («водителями мойр»). Эпитет Зевса «вершитель судеб» (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает (по словам Павсания), что бог «знает человеческие дела и всё то, что назначили мойры, и всё, в чём они отказали» (Paus. V 15, 5). В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Зевса находилось изображение мойр, и всем было очевидно, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу» (Paus. I 40, 4). В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня Тиха (богиня случая), характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни. Мойрам соответствуют римские парки.

Читать еще:  К чему снится умерший котенок. К чему снится кот

Лит.: Лосев А.Ф., Гомер, М., 1960, с. 270—342; Leitzke E., Moira und Gottheit im alten griechischen Epos, Gött., 1930 (Diss); Steinbach E., Der Faden der Schicksalsgottheiten, Lpz., 1931; Krause W., Zeus und Moira bei Homer, “Wiener Studien”, 1949, Bd 64, S. 10—52.

Богини судьбы — три сестры Мойры

Слово «мойра» в переводе с греческого языка означает «доля», «часть», со значением «участь», которую получает каждый человек при рождении. В древнегреческой мифологии Мойры — это богини судьбы.

Первоначально в представлении древних греков судьба воплощалась в каком-либо неодушевленном предмете — фетише, являвшемся носителем жизненных сил. Так, мойра героя Мелеагра — одного из участников знаменитого похода аргонавтов — была заключена его матерью в головне, оставшейся от жертвенного костра: мать, чтобы погубить своего сына, вынула головню и бросила её в огонь, где она сгорела, вызвав, соответственно, мучительную смерть самого Мелеагра.

Когда возобладали анимистические представления (вера в одушевленность природы), магическая сила, которая была заключена в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, наделяющим той или иной участью человека. Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Они представляли собой тёмную невидимую силу, которая не имела отчётливого антропоморфного облика: именно поэтому изображение мойр в античном искусстве встречается довольно редко.

Первоначально считалось, что у каждого человека есть своя судьба. Однако с развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной, двух, а затем и трёх мойрах. Наиболее распространённый миф — о трёх сёстрах-мойрах. Архаические мойры были дочерьми Никтыбогини ночи, породившей также смерть (Танатос), сон (Гипнос), возмездие и отмщение (Немезида), легкокрылую радугу (Эрида) и вечера (Геспериды).

Согласно Гомеру, мойрами, прядущими нить человеческой судьбы, были три сестры — Лахесис («дающая жребий» ещё до рождения человека), Клото («прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно приближающая будущее). Представлялись они в образе суровых старух: Лахесис с меркой или весами, Клото с веретеном в руке, Атропос с книгой жизни и ножницами — разрыв нити означал смерть.

Читать еще:  Философские взгляды достоевского о проблеме зла кратко. Русская философия: достоевский

По Платону, мойры владели силами высшего небесного правопорядка и изображались им женщинами в белых одеяниях, головы которых венчали венки. Они вершили под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено.

Богиня Лахесис отвечала за прошлое. Она назначала жребий ещё до рождения человека, а затем следила за его исполнением. Лахесис как бы разматывала и пропускала сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы и всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы пряла, в свою очередь, Клото.

При этом невозможно было нарушить жребий, поскольку его исполнению помогали все боги Олимпа. Клото была мойрой настоящего. Она пряла нить судьбы, на которую нанизывались события настоящего времени в жизни человека.

Атропосмойра будущего. Это она перерезала ножницами нить человеческой жизни, обрывая её. Отношения между мойрами и олимпийскими богами были сложными. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, самолично взвешивал жребии человеческих жизней на золотых весах. Однако существует вариант мифа, по которому именно Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой. В этом случае он рассматривался как Мойрагет — «водитель мойр», почитаясь в этом качестве в Дельфах наряду с Аполлоном, который выступал в роли пророка Зевса и защитника установленного им порядка.

Как бы то ни было, и в первом, и во втором случае три сестры мойры сопричастны с Зевсом, который именуется Морием. Согласно надписи на жертвеннике в Олимпии, Зевс именуется «вершителем судеб». По словам Павсания, это означает, что верховный бог «знает человеческие дела и всё то, что предопределяли мойры, и всё, в чём они отказали».

. Издревле данный закон или власть беспредельно благая
Мойра одна эту жизнь наблюдает — из высших блаженных,
Снежный Олимп населяющих, — боле никто, кроме ока
Зевса, что все совершенно, — и всё, что у нас происходит,
Ведает Мойра и всепостигающий разум Зевеса.
Дщери благого отца — о Лахесис, Клото и Атропа!
Неотвратимые, неумолимые, вы, о ночные,
О вседарящие, о избавители смертных в несчастьях. (Орфей)

Не случайно в храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Отца богов и людей находилось изображение мойр, что являло перед всеми тот факт, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу».

Читать еще:  Тест какая ты ведьма выбери метлу. Тест: Выбери понравившуюся метлу и узнай, какая ты ведьма! Выбери метлу и узнай какая ты ведьма

В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня случая и удачи Тихе, которой было характерно неустойчивость и изменчивость жизни.

В римскую эпоху Мойрам соответствовали три богини судьбы — Парки (Parcae): Децима (Лахесис), Нона (Клото), и Морта (Атропос).

Греческая мифология. мойры

Мифические Мойры ( Μοῖραι ) — греческие богини судеб. Они контролировали нить жизни каждого смертного от рождения до смерти.

Три Мойры, божества древней греческой мифологии, как правило, представлены в виде трех женских фигур. Нити, которые мойры держат в своих руках, символизируют человеческую жизнь, показывая, как мала и слаба может она быть.

Древние греки считали, что многие аспекты человеческой жизни определяются этими тремя легендарными женщинами. Именно они определяли судьбу рождения ребенка, то есть определяли, когда начинается жизнь, когда она заканчивается и все то что происходило с ним в течении жизни измерялось нитью его жизни. В их представлении мойры были суровыми старухами, одна из которых держала веретено, другая весы и третья — ножницы и книгу жизни.
Звали их Лахесис, Клото, Атропа (в римском эквиваленте — парки).

Клото ( Κλωθώ) вертушка — пряла нить жизни, от её прялки нить наматывалась на веретено. В эквиваленте это Нона «Девятый» — девятый месяц беременности, когда ребёнок уже должен родиться.

Лахесис ( Λάχεσις) или ящик лотов, она отмеряла нить жизни, назначенную для каждого человека с ее измерительным стержнем, в римском эквиваленте это Десима «Десятый».

Атропа (А τροπος) — «неумолимая» или «неизбежная», она была резчиком нити жизни, выбирала способ смерти каждого человека и когда приходило его время, она разрезала их жизненную нить ненавидимыми ножниц ами, в римском эквиваленте это Морта («мертвый»).

В архаический период, мойры являлись высшим законом природы, сами Боги Олимпа были подвластны им. В поэмах Гомера, Зевс часто упоминается, как почитатель воли Мойр.

Эллинистическая эпоха внесла свои коррективы в мифологию — богиня удачи и случая Тиха (Τύχη) выходит на первый план, в римском эквиваленте это Фортуна. Божество счастливого случая, может быть переменчивым, поэтому атрибутом Тихи являлось колесо, символизирующее переменчивость удачи (или в низу или наверху).

Ещё раньше до появления мифических мойр, судьба, по мнению древних греков, была воплощена в неодушевлённый обоготворяемый предмет (фетише). Многие народы мира прошли этот этап развития, когда человек видел вокруг себя в окружающей природе и предметах, свой аналог и боготворил его.

Источники:

http://ancientrome.ru/religia/greece/person/moirae.htm
http://www.grekomania.ru/articles/mythology/150-moires
http://www.thisgreece.ru/mify/241-mojry

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector