Богоявление господне. Величание господа в праздник крещения

Богоявление господне. Величание господа в праздник крещения

В о Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Я ви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.

В елича́й, душе́ моя́,/ Честне́йшую Го́рних Во́инств,// Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу.

Н едоуме́ет всяк язы́к благохвали́ти по достоя́нию,/ изумева́ет же ум и преми́рный пе́ти Тя, Богоро́дице;/ оба́че Блага́я су́щи, ве́ру приими́,/ и́бо любо́вь ве́си Боже́ственную на́шу:// Ты бо христиа́н еси́ Предста́тельница, Тя велича́ем.

Г о́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий Единоро́дный, от Отца́ пре́жде всех век рожде́нный, Све́те от Све́та, просвеща́яй вся́ческая, в после́дняя же ле́та от Пресвяты́я Де́вы Мари́и нетле́нно воплоще́нный и в мир сей на спасе́ние на́ше прише́дый! Ты бо не потерпе́л еси́ ви́дети от диа́вола му́чима ро́да челове́ча и сего́ ра́ди в пресве́тлый день Богоявле́ния Твоего́ прише́л еси́ на Иорда́н ко гре́шником и мытаре́м крести́тися от Иоа́нна, безгре́шен сый, да испо́лниши вся́кую пра́вду и да во́зьмеши в вода́х Иорда́нских грехи́ всего́ ми́ра, я́ко А́гнец Бо́жий, во е́же понести́ их на Себе́ и искупи́ти Креще́нием кре́стным, пречи́стою Кро́вию Твое́ю. Сего́ ра́ди погрузи́вшуся Тебе́ в вода́х, отверзо́шася Тебе́ небеса́ Ада́мом заключе́нная и Дух Святы́й сни́де на Тя в ви́де голуби́не, просвеще́ние и обоже́ние нося́й естеству́ на́шему, и Пребоже́ственный Оте́ц Твой возвести́ Тебе́ небе́сным гла́сом благоволе́ние Свое́, зане́ сотвори́л еси́ во́лю Его́ и челове́к грехи́ восприя́л еси́ и Себе́ на закла́ние уже́ предугото́вал еси́, я́коже Сам рекл еси́: «Сего́ ра́ди лю́бит Мя Оте́ц, я́ко Аз ду́шу Мою́ полага́ю, да па́ки прииму́ ю́», и та́ко во всесве́тлый день сей, Ты, Го́споди, положи́л еси́ нача́ло искупле́ния на́шего от грехопаде́ния прароди́тельскаго. Сего́ ра́ди вся си́лы небе́сныя ра́дуются и вся тварь весели́тся, ча́юще свобожде́ние свое́ от рабо́ты истле́ния, глаго́люще: Прии́де просвеще́ние, благода́ть яви́ся, избавле́ние наста́, мир просвети́ся и лю́дие ра́достию исполня́ются. Да весели́тся ны́не не́бо и земля́ и мир весь да игра́ет; ре́ки да пле́щут; исто́чницы и озе́ра, бе́здны и моря́ да сра́дуются, я́ко Боже́ственным Креще́нием освяти́ся днесь естество́ их. Да ра́дуются днесь и челове́ков собо́ри, я́ко естество́ их взы́де ны́не па́ки к пе́рвому благоро́дию и вси с ра́достию пою́т: Богоявле́ния вре́мя. Прииди́те мы́сленно на Иорда́н, виде́ние ве́лие в нем у́зрим: Христо́с ко Креще́нию гряде́т. Христо́с ко Иорда́ну прихо́дит. Христо́с на́ши в воде́ погреба́ет грехи́. Христо́с овча́ похи́щеннаго и заблу́ждшаго прихо́дит иска́ти и обре́т е́ вво́дит в рай.

Сего́ Боже́ственнаго та́инства воспомина́ние пра́зднующе, усе́рдно мо́лимся Тебе́, Человеколю́бче Го́споди: сподо́би нам жа́ждущим по гла́су Твоему́ приити́ к Тебе́, Исто́чнику присноживо́тныя воды́, да почерпе́м во́ду благода́ти Твоея́ и оставле́ние грехо́в на́ших и да отве́ргшеся нече́стия и мирски́х по́хотей; целому́дренно и де́вственно, и пра́ведно и благоче́стно поживе́м в ны́нешнем ве́це, жду́ще блаже́ннаго упова́ния и явле́ния сла́вы Твоея́, Вели́каго Бо́га и Спа́са на́шего, да не от дел на́ших спасе́ши нас, но по Твое́й ми́лости и по обновле́нию Свята́го Ду́ха Твоего́ ба́нею пакибытия́, Его́же оби́льно излия́л еси́, да оправди́вшеся благода́тию Его́, насле́дницы бу́дем ве́чныя жи́зни во Ца́рствии Твое́м, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нам просла́вити всесвято́е И́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В елича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося/ от Иоа́нна// в вода́х Иорда́нских.

Крещение Господне. Богоявление. Святая крещенская вода.

19 января – Великий Церковный праздник. Крещение Господне. Богоявление.

Не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявление м называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился

Святитель Иоанн Златоуст о Крещении

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ – ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

После Рождества Христова прошло много времени, за эти годы

“Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем”.

Читать еще:  Вирсавия была создана для урии. Вирсавия нафана, давид

Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, наконец, настало время явить Себя миру. Он отправился для совершения обряда Крещения в Иудею, на реку Иордан, где находился Иоанн Предтеча.

После многолетней жизни в пустыне пророк Иоанн Предтеча появился на Иордане. Для иудеев это была священная река, в ней они совершали религиозные обряды, и здесь пророк начал проповедовать людям о грехах, покаянии и осуществлял крещение водой, подготавливая их к появлению Спасителя:

“Идет за мною сильнейший меня…Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк.1,7-8).

Но это еще не было тем Крещение м , таинство которого мы знаем сегодня.
Уже более 400 лет Бог не посылал на землю иудейскую пророков, поэтому известие о появлении Иоанна распространилась очень быстро, и к нему стали для крещения стекаться толпы народа.

Когда-то Бог открыл Иоанну, что он будет делателем Крещения Господня Иисуса Христа, он узнает Спасителя, когда придет время:

“На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть…”(Ин. 1,33).

И вот, когда Иисус Христос появился перед Крестителем, Святой Дух открыл пророку Кто Это.
Иоанн был в большом смущении, он никак не мог понять, каким образом он может дотронуться до Творца, а тем более совершить Его Крещение:

“Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне?”.

В ответ Иисус Христос сказал ему:

“Оставь теперь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”(Мф.3,14-15).

Спаситель своим примером должен был показать, как нужно было исполнять волю Божию и Его установления, поэтому Иоанн безоговорочно повиновался Господу и сотворил Крещение безгрешного Иисуса Христа.
После крещения, когда Христос вышел из воды, вдруг разверзлись небеса. Дух Святой в образе голубя, осеняя Божественным светом, опустился на Иисуса и с неба раздалось:

“Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение” (Мф. 3,16-17).

В этот момент произошло явление Бога людям в трех Ипостасях: Крещение Сына Божиего, свидетельство об этом Бога-Отца и Духа Святого, который явился миру в виде голубя.
Крещение Господне называют еще и Богоявлением, когда Царство Небесное настолько приблизилось к людям, что его можно было даже видеть и слышать.

Во время Крещения Иисус Христос впервые предстал перед народом Израиля, после Богоявления у него появились первые ученики — за ним последовали апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп и Нафанаил.

После Крещения, как сказано об этом в Евангелие, Спаситель находился в пустыне, на сорок дней он удалился для того, чтобы подготовиться к Своей миссии, он постился и молился вдали от людей. Известно, что в это время Господь вел борьбу с диаволом, который три раза пытался искусить Христа, предлагая богатства, славу и власть за отступление от Бога, но не получилось. Спаситель остался тверд и отверг лукавого.

Именно после Крещения и начинается служение Господа Иисуса Христа, то великое дело, ради которого Он появился среди людей — борьба каждого человека со своими грехами.

СВЯТАЯ КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА. ТРАДИЦИИ В ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ

Праздник Крещения начинается вечером 18 января — православные отмечают Крещенский Сочельник. В этот день соблюдают строгий пост. А название Сочельник пошло от блюда, которое традиционно готовят перед праздником Богоявления — сочиво, которое приготавливают из какой-либо крупы (можно из пшеничной или рисовой) с медом, изюмом или другими сладостями, которые можно употреблять в постные дни.

  • Рецепт сочива: пшеница или рис – 200 г, орехи – 30 г, изюм – 50 г, фрукты, ягоды, варенье, мед или сахар – по вкусу. Крупу промыть, полностью залить горячей водой и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (воду можно доливать, при необходимости). Добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Сразу после литургии в сочельник в православных храмах происходит самая главная особенность богослужения на Крещении — чин Освящения воды, которая называется агиасмой или крещенской водой. Водоосвящение фактически происходит два раза — в сочельник и в сам праздник Богоявление Господне.
Первая традиция происходит, вероятнее, от древних христиан, когда после Утренней службы Богоявления крестили оглашенных. А вторая проистекает от обычая палестинских христиан в праздник Крещение Господне приходить на Иордан к месту, где крестился Спаситель.
При этом существует мнение о том, что это «разная» вода. Это неверно — освящение воды в оба эти дня проходит по одному чину.

Читать еще:  Святые обители православные монастыри. Какой самый древний монастырь россии

ТРАДИЦИИ В ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Праздником Богоявления оканчиваются святки, и простые люди, еще с давних времен, готовились к празднованию Крещения, как к очистительному таинству от грехов. В том числе это и относилось к очищению от грехов, которые накопились из-за гадания на святки перед Богоявление м .

В праздник Крещения дважды совершают великое водосвятие. Первое — во время сочельника перед праздником Крещения, когда освящается вода в купели, стоящая посредине храма. А во второй раз она освящается непосредственно в сам праздник Крещения, в водоеме недалеко от храма. Во время морозов в эти дни прорубают «иордань», такую полынью в форме креста, рядом обычно ставят аналой и деревянный крест.
После литургии к этой проруби люди идут крестным ходом, священник служит молебн и три раза опускает в воду крест, испрашивая на воду Божие благословение. После чина освящения вода уже становится крещенской, люди умываются ею, желающие могут также окунуться в проруби.
В народе считается, что полноценное окунание в крещенской ледяной проруби очищает от грехов. На самом деле, это заблуждение, обряд купания относится только к народным, но не Церковным, традициям и обрядам.

Очищение грехов начинается только после осознания и искреннего раскаяния своих греховных поступков. Существует традиция окропить крещенской водой своё жилье, исполняя тропарь Богоявления.

Крещенскую воду можно хранить в пищевых емкостях целый год. При правильном отношение к ней, вода не портится, не цветет и не пахнет.
Сосуд, в которую набирается крещенская (или любая святая) вода, должен быть чистым, хранить его желательно в затемненном месте без доступа солнечных лучей. Если на бутылке имеется какая-либо этикетка (например «Лимонад») , ее необходимо убрать. Есть свидетельства того, что крещенская вода, которая хранилась в таких емкостях с надписями, начинала цвести и проявлялась плесень. Но, невзирая на это, она все же не лишается благодатных свойств, ею можно окроплять жилище. В этом случае лучше набрать из церкви другой крещенской (или освященной) воды, а той, которая испортилась, можно полить домашние цветы, или вылить в водоем.

Как говорится в Предании, все водное естество в ночь на Крещение освящается и становится подобным иорданским водам, прямо связанных с Крещением Господним. Духом Святым освящается Своим дыханием вся вода, в этот момент считается, что она везде святая, а не только там, где освятил ее священник. Само освящение — это видимый торжественный чин, который напоминает нам о том, что Бог здесь, рядом с нами на земле.

Крещенскую, или другую освященную воду, принято, вместе с кусочком просфоры, употреблять утром натощак перед едой, прочитав молитву:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь«.

При болезнях или искушениях такую воду необходимо пить обязательно. При этом если в графин с обычной водой добавить немного крещенской воды, то вся она становится святой.
А святая блаженная Матрона Московская говорила, что можно немного крещенской или освященной воды налить на дно кружки или стакана, разбавить ее обычной водой и полить на себя во время принятия душа или ванны.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

ВЕЛИЧАНИЕ ГОСПОДА В ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ

Величание Иисуса Христа, Господа нашего в день Его Богоявления:

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в вода х Иорданских.

Крещение Господне: антифоны, тропарь, кондак, величание, прокимен, причастен

Антифон 1-й на Крещение (Богоявление) Господне, псалом 113:

Стих 1: Во исхо́де Изра́илеве от Еги́пта,/ до́му Иа́ковля из люде́й ва́рвар.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.
Стих 2: Бысть Иуде́а святы́ня Его́,/ Изра́иль о́бласть его́.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.
Стих 3: Мо́ре ви́де и побеже́,/ Иорда́н возврати́ся вспять.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.
Стих 4: Что ти есть, мо́ре, я́ко побе́гло еси́?/ И тебé, Иорда́не, я́ко возврати́лся еси́ вспять?
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху/ и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.

Читать еще:  К чему снится умершая сестра. К чему снится покойная сестра живой

ҐнтіфHнъ № на бGоzвлeніе гDне, pал0мъ рGi:

Стjхъ №: В о и3сх0дэ ї>левэ t є3гЂпта,/ д0му їaкwвлz и3зъ людeй в†рваръ.
Припёвъ: М lтвами бцdы, сп7се, сп7си2 нaсъ.
Стjхъ в7: Б hсть їудeа с™hнz є3гw2,/ ї>ль џбласть є3гw2.
Припёвъ: М lтвами бцdы:
Стjхъ G: М 0ре ви1дэ, и3 побэжE,/ їoрдaнъ возврати1сz вспsть.
Припёвъ: М lтвами бцdы:
Стjхъ д7: Ч т0 ти є4сть, м0ре, ћкw побёгло є3си2;/ и3 тебЁ, їoрдaне, ћкw возврати1лсz є3си2 вспsть;
Припёвъ: М lтвами бцdы:
Слaва, и3 нhнэ: М lтвами бцdы:

Антифон 2-й на Крещение (Богоявление) Господне, псалом 114:

Стих 1: Возлюби́х, я́ко услы́шит Госпо́дь/ глас моле́ния моего́.
Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, во Иорда́не крести́выйся, пою́щия Ти: аллилу́ия.
Стих 2: Я́ко приклони́ у́хо Свое́ мне,/ и во дни моя́ призову́.
Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, во Иорда́не крести́выйся, пою́щия Ти: аллилу́ия.
Стих 3: Объя́ша мя боле́зни сме́ртныя,/ беды́ а́довы обрето́ша мя.
Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, во Иорда́не крести́выйся, пою́щия Ти: аллилу́ия.
Стих 4: Ми́лостив Госпо́дь и Пра́веден,/ и Бог наш ми́лует.
Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, во Иорда́не крести́выйся, пою́щия Ти: аллилу́ия.

ҐнтіфHнъ в7 на бGоzвлeніе гDне, pал0мъ рд7i:

Стjхъ №: В озлюби1хъ, ћкw ўслhшитъ гDь/ глaсъ молeніz моегw2.
Припёвъ: С паси1 ны, сн7е б9ій, во їoрдaнэ крести1выйсz, пою1щыz ти2: ґллилyіа.
Стjхъ в7: Ћ кw приклони2 ќхо своE мнЁ,/ и3 во дни6 мо‰ призовY.
Припёвъ: С паси1 ны, сн7е б9ій:
Стjхъ G: Њ б8sша мS болBзни смє1ртныz,/ бэды6 ѓдwвы њбрэт0ша мS.
Припёвъ: С паси1 ны, сн7е б9ій:
Стjхъ д7: М и1лостивъ гDь и3 прaведенъ,/ и3 бGъ нaшъ ми1луетъ.
Припёвъ: С паси1 ны, сн7е б9ій:

Антифон 3-й на Крещение (Богоявление) Господне, псалом 117:

Стих 1: Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.
Тропарь: Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди.
Стих 2: Да рече́т у́бо дом Изра́илев: я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.
Тропарь: Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди.
Стих 3: Да рече́т у́бо дом Ааро́нь: я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.
Тропарь: Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди.
Стих 4: Да реку́т у́бо вси боя́щиися Го́спода: я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.

ҐнтіфHнъ G на бGоzвлeніе гDне, pал0мъ рз7i:

Стjхъ №: И# сповёдайтесz гDеви, ћкw бlгъ, ћкw въ вёкъ ми1лость є3гw2.
Тропaрь: В о їoрдaнэ крещaющусz тебЁ, гDи:
Стjхъ в7: Д а речeтъ ќбw д0мъ ї>левъ: ћкw бlгъ, ћкw въ вёкъ ми1лость є3гw2.
Тропaрь: В о їoрдaнэ крещaющусz тебЁ, гDи:
Стjхъ G: Д а речeтъ ќбw д0мъ ґарHнь: ћкw бlгъ, ћкw въ вёкъ ми1лость є3гw2.
Тропaрь: В о їoрдaнэ крещaющусz тебЁ, гDи:
Стjхъ д7: Д а рекyтъ ќбw вси2 боsщіисz гDа, ћкw бlгъ, ћкw въ вёкъ ми1лость є3гw2.
Тропaрь: В о їoрдaнэ крещaющусz тебЁ, гDи:

Тропарь на Крещение (Богоявление) Господне, глас 1:

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Тропaрь на бGоzвлeніе гDне, глaсъ №:

В о їoрдaнэ крещaющусz тебЁ, гDи,/ трbческое kви1сz поклонeніе:/ роди1телевъ бо глaсъ свидётельствоваше тебЁ,/ возлю1бленнаго тS сн7а и3менyz,/ и3 д¦ъ въ ви1дэ голуби1нэ,/ и3звёствоваше словесE ўтверждeніе./ Kвлeйсz хrтE б9е,// и3 мjръ просвэщeй, слaва тебЁ.

Кондак на Крещение (Богоявление) Господне, глас 4:

Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// свет непристу́пный.

Кондaкъ на бGоzвлeніе гDне, глaсъ д7:

K ви1лсz є3си2 днeсь вселeннэй, / и3 свётъ тв0й, гDи, знaменасz на нaсъ, / въ рaзумэ пою1щихъ тS: / пришeлъ є3си2, и3 kви1лсz є3си2 // свётъ непристyпный.

Величание на Крещение (Богоявление) Господне:

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ на́с ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося/ от Иоа́нна// в вода́х Иорда́нских.

Величaніе на бGоzвлeніе гDне:

В еличaемъ тS,/ живодaвче хrтE,/ нaсъ рaди нhнэ пл0тію кrти1вшагосz/ t їwaнна// въ водaхъ їoрдaнскихъ.

Прокимен на Крещение (Богоявление) Господне, глас 4:

Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне,/ Бог Госпо́дь, и яви́ся нам.

Прокjменъ на бGоzвлeніе гDне, глaсъ д7:

Б lгословeнъ грzдhй во и4мz гDне, / бGъ гDь и3 kви1сz нaмъ.
Стjхъ: И# сповёдайтесz гDеви, ћкw бlгъ, ћкw въ вёкъ ми1лость є3гw2.

Причастен на Крещение (Богоявление) Господне:

Яви́ся благода́ть Бо́жия спаси́тельная все́мъ челове́ком,

Причaстенъ на бGоzвлeніе гDне:

K ви1сz бlгодaть б9іz спаси1тельнаz всBмъ человёкwмъ.

Аллилу́ия. (Трижды)

Источники:

http://diak.ortox.ru/*_gospodu_i_krestu/view/id/12198
http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/kreshhenie-gospodne-bogoyavlenie/
http://saint-elisabeth.ru/service/parish-singing/6540-epiphany-antiphons,-troparion,-kontakion,-magnification,-prokimen-involved-in.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: