Бог Брахма: описание и происхождение. Космические циклы мироздания

Бог Брахма: описание и происхождение. Космические циклы мироздания

Цикл Лекций Ачарьи Кайласанатхананда Свамикал Тиртхапада
на Конференциях ИНДИЙСКИЕ ПОСВЯЩЕНИЯ

Перевод и редакция Евгений Лугов

Лекция 1. — ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРОЕНИЕ МИРОЗДАНИЯ.

Дорогие друзья, мои братья и сестры этой Благословенной Страны.

Мы собрались здесь в этом зале, чтобы испытать счастье и благодать Духа. Чтобы испить капли святого нектара, проливаемого всемогущим Богом на всю Вселенную и на нас с вами. Я благодарю вас, свои дорогих братьев и сестер, за ваше участие и сотрудничество в нашей трехдневной Конференции по индийской Духовной Традиции.

Открываю наш курс первой лекцией «Начало и существование Вселенной». Этот раздел знания уже с древности во многом был известен индийским риши и йогам, получавшим боговдохновленные знания из высших сфер Космоса. Благодаря их самоотверженной духовной работе и практическим исследованиям высших миров, мы с вами можем почерпнуть выдающиеся знания о строении, возникновении, развитие и цикличности нашей Вселенной. Ученые с помощью своих аппаратов и научных гипотез только двести лет назад приступили к исследованиям непостижимого безграничного мира вокруг нас. Тогда как древнейшие устные и письменные источники индо-арийской традиции уже много тысяч лет назад содержали гораздо большие результаты познания наших древних предков. Для йогов самым совершенным исследовательским аппаратом всегда был собственно человек. Мы с вами, божественные существа, созданные по образу Творца Вселенной. Мы обладаем самыми широкими, поистине безграничными возможностями нашего тонкого и плотного организмов. Мы являемся бессмертными душами, на санскрите — Атманом, и подобны вселенскому космическому Сознанию, на санскрите – Брахману.

Итак, давайте рассмотрим прежде всего описание Творения Вселенной, как это содержится в древних ведических текстах.
В традиции существует несколько вариантов описания Творения, одни более древние, другие моложе. Они имеют сходство. Необходимо подчеркнуть, что мы изучаем не сочинения, ни легенды, а говорим о непосредственно переданном свыше Знании. Описание знания имеет некоторые оттенки, краски и особенности, для передачи на земном языке.

В «Ригведе», X мандала, записанной примерно 1500 лет до н.э.

Творение Вселенной описывается примерно так:

1. В начале не было ничего, единое неразделимое бытие в небытии. То, что невозможно описать. Оно имело в себе природу Тапаса – космического тепла. Имело в себе потенциально, все формы и все идеи Вселенной. На санскрите мы называем эту первопричину непознаваемый Парабрахман.

2. Жизнь Вселенной родилась из импульса мысли Непознаваемого. Это было семенем Мысли Творения. Говорится, что Просветленные мудрецы в силах познать Бытие, начиная с этого этапа.

3. Из мысли изошло все и в ней содержится все. Вся Вселенная развивается и растворяется в формах космической мысли.

Это исключительно Космогоническое описание, наиболее понятно западному уму, который привык опираться на факты.
В упанишадах все Творение обозначается мистическим именем А-У-М.

Первые строки мандукья упанишады звучат так:

АУМ! ИТЬЕТАТ АКШАРАМ ИДАМ САРВАМ / ТАСЬЕПАВЬЯКЬЯЯНААМ / БХУУТАМ БХАВАД БХАВИШЬЯД ИТИ САРВАМ / ОМКАРА ЕВА ЯЧЧААНЬЯТ ТРИКААЛААТИИТАМ ТАДАРЙОМКААРА ЕВА /1

Вся Вселенная есть священный АУМ! Это объяснено как прошлое-настоящее-будущее все есть АУМ! Все что за пределами кольца времени, есть также лишь единый АУМ!
Божественное имя, данное Вселенной, ее вибрациям первичной энергии, — АУМ! Это самый универсальный священный звук Творения, описывающий любые объекты и сферы своей всеобщностью. Как идея творения АУМ превосходит все времена и пределы. Даже объективируемые и необъективируемые качества Брахмана описываются как АУМ.

САРВАМ ХИ ЕТАТ БРАМХА / АЯМ ААТМАА БРАМХА / СО ЯМ ААТМАА ЧААТУСПАТ /2

Истинно! Все есть Брахма! Эта (наша) душа внутри Атмана есть Брахман! Атман имеет четыре типа Сознания!

Мы видим, что Ом приравнивается как к запредельному Парабрахману, так и к Брахме, который разлит во всех творениях. В том числе Ом — Атман чувствующих существ, людей, богов. Мы с вами входим в этот Ом – Вселенную, и есть часть его.

Несколько более позднее описание Творения, в «Махабхарате» и Пуранах, приводит детально Вселенские качества, силы, элементы, участвующие в процессе жизни.

1. Опять присутствует непостижимое Начало – Парабрахман. Он — беспредельные космические воды с природой огня.

2. Силой Тапаса – жара в водах родилось Золотое Яйцо — зародыш (санскрит. Хираньягарбха). В нем родился Творец сущего (санскрит.Брахма).

3. Силой своей мысли Творец разделил яйцо на две части, небо и землю, а между ними воздух. Затем Брахма создал духовные прообразы пяти первоэлементов Вселенной: огонь, вода, земля, воздух, акаша – космическое сознание. Он положил начало Времени и Вселенским циклам. Брахма создал богов, веды, звездные миры.

4. Творец Брахма не является вечным. Он имеет свой срок, исчисленный как «День и Ночь Брахмы». Это есть кальпа на санскрите, и она составляет примерно 8 640 000 000 человеческих лет или 24 000 «божественных лет». Тысяча человеческих лет примерно соответствует одному дню жизни богов. День Брахмы это 4 320 000 000 человеческих лет, разделенных на 1000 манвантар. В конце дня Брахмы следует уничтожение материальных миров Космоса, растворение в Едином его богов и духовных сил. Этот период «пралая» длится также 4 320 000 000 человеческих лет.

По окончанию одной кальпы наступает следующая кальпа и Творение начинается вновь. 365 дней и ночей Брахмы формируют один год, а 100 лет – срок жизни Брахмы, после которого наступает великое растворение. В огне перестает существовать Космос Вселенных и все главные Вселенские силы. Махапралая продолжается также 100 лет Брахмы, после чего рождается новый Творец Космосов и ведет отсчет новый цикл кальп.

Человеческое время относительно только течению событий на планете Земля. В открытом Космосе время течет медленней, и указанные циклы дня Брахмы могут отличаться от тех дат, которые предполагают ученые. Считается, что от момента рождения Космического Яйца или Большого Взрыва до нашего времени прошло примерно 15 миллиардов лет. Столько же пройдет по теории циклической Вселенной, пока наша Вселенная не исчезнет в Космическом Яйце.

Давайте теперь рассмотрим существование Вселенной и миров в пределах одного дня Брахмы. При начале творения сформировались Законы управления Вселенной, сами управители различных масштабов и уровней, работающие непрерывно на основе этих принципов. Затем вселенские стихии, качества.

В арийской ведической традиции три основные силы Творения, единые в Всевышнем называют Тримурти – Троица. Она включает в себя Создателя — Брахму, Защитника — охранителя форм Вишну и Разрушителя – Шиву. Все они вместе и каждый из них по отдельности также вписаны в А-У-М в его проявленном аспекте. Без их совместного действия невозможна гармония и развитие.

Читать еще:  Дыхательные упражнения. Жизнь требует жертв

Они трое разделяются по функциям и сегментируют единую до этого силу Творения. Брахма олицетворяет Раджас-гуну — вселенское качество активности, страсти и желания, причину создания. Также она выражает центробежную силу. Это качества А из АУМ!
Вишну олицетворяет Саттва-гуну — энергию милосердия и добродетели, которой мир охраняется. Это сила баланса, которой мир поддерживается. Это качество середины У.
Шива олицетворяет Тамас-гуну — преобразователь форм, разрушительное пламя, которым поглощается любая смертная форма. Это основа роста и совершенствования мира. Это выражение центростремительной силы. Это качество завершения М в АУМ.
При понимании единой природы Вселенной мы находим все три вида силы в любом предмете или качестве, рожденном в проявленном виде. Изначально утвержденные установки действуют по системным уровням и присутствуют в любом творении от галактик, до травинки и муравья. Конечно, все вселенские качества находятся и в нас с вами.

И в завершение рассказа о творении мы опишем нашего Творца – Брахму в его изобразительной форме, известной в Индии.

Описывая визуальные формы Брахмы, мы понимаем, что это лишь символическое его выражение, приспособленное для мира людей. И конечно атрибуты Брахмы являются в первую очередь его духовными качествами.

Брахма — является причиной создания и, одновременно, создателем. Он зовется на санскрите Свайямбху — саморожденный. В Ведический период Брахма не был значительным богом. Идея о создателе существовала, но создатель идентифицировался не с Брахмой. Ригведа говорит о Вишвакармане (Vishvakarman) — «творце всего». Он — Бог Отец. Он имел руки во всех четырех направлениях. Ведический Вишвакарман, явился прототипом Брахмы из пуран. Позднее Вишвакарман стал аспектом Брахмы «Архитектора Вселенной».

В одном из гимнов Ригведа называет Создателем Праджапати (Prajapati). Вот почему позднее, когда Брахма стал Создателем, он отождествлялся с Праджапати Ригведы. В литературе Сутр Праджапати и Брахма стали синонимами. В Ригведе Золотое Яйцо Хираньягарбха упоминается как причина Создания. Брахма в пуранах описывается родителем Праджапи – 10 владык творений с целью создания всех живых существ. Поэтому Брахма рассматривался и как наш Праотец.
Его женская форма — жена Шри — Сарасвати (другое имя Гаятри) была богиней речи, учености, искусства.

В человеческом теле его энергии находятся в нижней части тела и сконцентрированы в первой чакре Мулядхаре, хотя они частично доходят и до Свадхистаны.
Брахма имеет четыре лика. Цвет его кожи красный или золотой, одежды — белый. Они представляют четыре Веды: восточный — Ригведу (Rig Veda), южный — Яджурведу (Yajur Veda), западный — Самаведу (Sama Veda), северный — Атхарваведу (Atharva Veda). Четыре его руки представляют четыре стороны света. Имеет он часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на Лотосе или в колеснице, запряженной семью лебедями. Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Маха Вишну, спящего в Пралае.

В одной правой руке он держит четки (акшамала), представляют вечное цикличное Время. В другой — сосуд с водой (камандалу), символизируя рождение мира из вселенских вод. Левые руки держат: первая — рукопись с текстом четырех вед (пустака), вторая — священную траву куша и ложку для возлияния на огонь жертвенного масла. Его взгляд Саумья (Saumya) и Ташмья (Tashmya) — счастливый и спокойный. Глаза его прикрыты в глубокой медитации.

У Брахмы, Вишну и Шивы, активность каждого из них называется Шакти – женское качество. Шакти Брахмы — это богиня Сарасвати. Сарасвати управляет творческими силами, мудростью и искусствами. Она изобрела письменность и поэзию.
Сарасвати наделяет духовные существа в разных мирах и также человека силой речи, мудростью и образованностью. У ее изобразительной формы четыре руки, представляющие четыре аспекта человеческой личности в познании: ум, интеллект, пробужденность и эго. Она держит священные веды в одной руке и лотос — символ истинного знания — в другой. Двумя другими руками она играет музыку любви и жизни на струнном инструменте, называемом вина. Она одета в белое — символ чистоты — и сидит на белом лебеде, символизирующем Саттва Гунну качество Просветления и гармонии.

Сарасвати является воплощением всех знаний, наук и искусств. Поэтому она выглядит необыкновенно красивой и изящной. Одетая в белоснежные одежды, восседающая на лотосе, она в своих четырех руках держит:

Струнный инструмент вину в двух, символизирующую трансформацию энергии Шакти в различные формы искусства.
Чётки, символизирующие беспредельные вибрации вселенских творческих Сил, которые создают пространство и время, создают гармонию вселенной.
Свернутый в свиток лист Вед, символизирующий знание.

На ее бровях виден серп луны, связанный с основой жизни — водой.

Древние арии поклонялись ей и как покровительнице всех рек. Рядом с ней часто изображают павлина или лебедя. Павлин с его прекрасным оперением символизирует вселенную во всей ее красоте и олицетворяет мирские знания и искусства. Лебедь, символ духовных знаний, означает вивеку — способность различать истинное знание.
Хотя известно, что только Паравидья (духовное Просветление) может дать нам мокшу (Освобождение), не следует пренебрегать знанием мирских наук и искусств.
Как говорится в Ишавасъя-упанишаде: «Мы преодолеваем голод и жажду посредством мирских наук, и только после этого мы можем достичь бессмертия через науки духовные».

Поскольку Сарасвати является супругой Творца Вселенной Брахмы, она представляет могущество и интеллект, без которых невозможно упорядоченное творение. Для того чтобы показать, что эта разумная сила является огромной и абсолютно чистой, она изображается ослепительно белой.
Обычно её четыре руки символизируют всепроникающую силу, распространяющуюся беспрепятственно по всем направлениям.
Сарасвати также называют Вач — богиней речи и Вагишвари. Умение красиво и изящно выражать свои мысли, говорить поэтическим языком — несомненный дар супруги Брахмы. В Пуранах говорится, что на высших материальных планах – в Сварге, благодаря сильному влиянию ее энергии боги, асуры, апсары, гандхавры (небесные музыканты, мудрецы и другие живые существа говорят только поэтическим языком.

Она покровительствует васту — науке о гармонии внешнего пространства. К несчастью, на Земле в настоящее время скопилось огромное количество негативной энергии и информации, которые почти полностью экранируют биосферу. Постоянная вражда, зависть, лицемерие, обман и предательство — все это охватило нашу цивилизацию. Мы все нуждаемся в Благородной.

Если Сарасвати кому-то оказывает свою милость или становится его ангелом-хранителем, то этот человек приобретает необыкновенное обаяние, великолепие, чувство вкуса во всем, например в одежде, спокойствие, прекрасную память, развитый интеллект и красивую речь. Сарасвати не переносит беспорядка и грязи, обмана, лицемерия и двойственности, предательства, супружеской неверности, лжи и бранной речи, склонности к болтовне, информационной всеядности, плагиата, любых искажений знания, особенно духовного, грубости и агрессии в поведении, отсутствия культуры, склонности к суете и поспешности в принятии решений. Она покровительствует творчеству тех, кто создает музыку, пишет картины, архитектурные проекты, книги и стихи.

Читать еще:  Уже несвятые святые. На чем держится доверие

Вселенские качества Сарасвати являют свою энергию также через земные цветы, имеющие сильный и приятный аромат. Например, цветы сирени, жасмина, черемухи, магнолии, яблонь, миндаля, черешни, ирисов.

Из минералов с ее энергией связаны аметист, гелиотроп, оливин, перламутр, чароит, хризолит и белый нефрит. Сарасвати вместе с Варуной (Нептуном) управляет творческим интеллектом, почками и водно-солевым обменом. Она контролирует работу эндокринных клеток поджелудочной железы. От нее зависит состояние гомеостаза (постоянства внутренней среды) организма, которое Сарасвати реализует через гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему. Вместе с Вайю — вселенским ветром она управляет нервно-энергетическими каналами и ветром, протекающим по всему телу.

Бог Брахма — создатель вселенной

Наблюдая за звездным небом, целесообразностью всего сущего на земле, люди задавались вопросом: «Что было первоначалом Вселенной? Как она образовалась? Как зародилась жизнь?» В мифологии разных этнических групп планеты существуют мифы и предания о сотворении Мира из первобытного хаоса.

В индийском эпосе таким творцом является бог Брахма. Триллионы лет назад во вселенском безмерном океане внутри большого золотого яйца, которое плавало в его водах, развивался и рос младенец. Он спал. Когда пришло время пробуждения – первой проснулась мысль Брахмы.

Она имела такую мощь, что расколола космическое яйцо на две половины. Из которых возникли земля и небо. Появились пять элементов – земля, вода, воздух, огонь, эфир и мысль. Брахма усыпал небо звездами, а на суше образовались равнины, горы, моря и реки.

Брахма выступает как воплощение творческого принципа существования, персонификации абсолюта. Он не только создал мир, но так же и определил хронологические рамки вселенной.

Одиночество гнетило его и дыханием создал Брахма духов асуров (как добрых, так и злых) которые построили свои крепости на небе, суше и под водой.

Силой мысли из своих глаз, ушей, ноздрей, пальцев и души Брахма породил богов. Родилось у него семь сыновей и дочь: силой духа он породил Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакшу и дочь Вирини. Дакши взял в жены Дочь Брахмы.

Это стало началом населения неба, земли и вод богами, демонами, чудовищами, птицами, змеями, людьми. Брахма разделил энергию на мужскую и женскую. Впоследствии, Адити, третья дочь Дакши и Виринии, родила трех сыновей: бога океана Варуну, бога грозы и !грома Индру, бога солнца Вивасвата (Сурья), хранителя мирозданья и владыку пространства Вишну. Сыновья Брахмы дали начало жизни на земле и начали управлять.

Сотворив мир, Брахма решил отдохнуть под сенью дерева. Но люди начали впадать в грех, и Брахма решил вмешаться в то, что сотворил. Так появились веды и законы, поддерживаемые поощрениями и наказаниями. Наказание следовало за нарушение клятвы данной стражу закона.

Ему принадлежит создание театра, музыки, танца и первых поэтических сочинений. Брахма покровительствовал аскетам.

Брахма в мифологии

В это время асуры начали воевать с богами за господство над Вселенной. Брахма разгневался и, приняв сторону богов, послал Руду-Шиву им на помощь, который прогнал асуров с небес. Война между богами и демонами не закончилась. До сих пор силы добра противостоят силам зла. Это один из мифов о Брахме.

В другой легенде — иная версия. В ней говорится о том, что он рожден из цветка лотоса выросшего из пупа бога Вишну. Поэтому другое имя Брахмы Набхиджа (рожденный из пупа).

По некоторым мифам все живое появилось от брака Брахмы со своей дочерью.

Согласно ведическим и пураническим текстам четыре головы Брахмы символизируют четыре Веды, четыре руки – четыре стороны света. Вначале у него было пять голов, но одну из них он лишился после того как оскорбил ненадлежащим образом Шиву. Шива сжег ее в гневе своим глазом.

В некоторых областях Индии Брахма изображается с белой бородой – символом вечной природы его существования. Согласно преданиям, Брахма живет 100 «лет Брахмы». Это равно 311 040 000 000 земным годам. После его смерти наступает 100 лет перерыва для перерождения нового Брахмы, который начинает новый процесс своего творения Вселенной. Цикл перерождений бесконечный.

Брахма не носит оружия. В руке он держит скипетр, который имеет вид черпака или большой ложки на подобие тех, которыми проливается гхи во время ведических жертвоприношений на священный огонь. Это символ того, что Брахма повелевает яджнами. В другой руке — камандала с водой. Символом изначального всепоглощающего эфира, прародителя первоэлементов творения. В третьей — молитвенные четки акшамала. С помощью них он ведет счет времени. Это символ аскетизма и отречения — саньяса, указывает на необходимость обращения взора на познание вечной сущности. В четвертой – книга Вед или цветок лотоса. Символ знания, мудрости и талантов.

Передвигается Брахма по вселенной на божественном лебеде. Лебедь, почитаемая в индийской культуре, птица которой дано отделить молоко из смеси воды и молока. Это символ различать плохое и хорошее, принимать духовные ценности и отвергать то, что их не имеет.

Птица возносит его в райский мир Брахмы Врах-малока на седьмое небо. Этот мир находится на далеком севере на вершине величайшей золотой горы Меру, место обители Тримурти – божественной троицы, в которую помимо Брахмы входят Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель мира.

Супруга Брахмы – богиня Сарасвати. Она покровительствует искусству, наукам и красноречию.

Попасть в райский мир могут только люди, ведущие праведный образ жизни. Считается, что только их жизнь блаженна, и только они могут постичь истину. Вокруг горы Меру вращается солнце, Трилока (небо, земля, подземное царство), а также планеты и звезды. Это центр Вселенной. С седьмого неба постоянно низвергаются потоки священной реки Ганг.

На склонах горы растут чудесные яблони Джамбу. Добраться даже самому храброму воину не то, что простому человеку до страны Брахмы, не дано. Гора окружена неприступными горными хребтами в семь колец. Между горными кольцами семь озер немереной глубины. Над ними располагаются четыре континента, омываемых океаном. Континент опоясан ожерельем из 500 островов.

Самая близкая к горе Меру земля, которая называется Джамбутвипа. Названа земля так потому, что на ней растут яблони Джамбу. На этом континенте жил в древности родоначальник и царь воинствующего племени Бхарата. Это племя является основателем Индии. На хинди Индия называется «Бхарат».

Легенды и мифы, описывающие деяния, сражения и подвиги потомков царя Бхараты, племен пандавов, куравов, богов собраны в грандиозной эпической поэме «Махабхарата». Это великое произведение древности (состоящее примерно из ста тысяч двустиший) описывающее рождение мира, деяния богов, подвиги героев.

Читать еще:  Автор произведения мир воля представление. Шопенгауэр: мир как воля и представление

Брахма – один из божеств Тримурти, но Шива наложил проклятие за обман, которое стало причиной ограниченного поклонения Брахме.

Эта история, случившаяся на заре создания мира, описана в «Шивапуране». Вишну и Брахма решили найти начало и конец гигантского шива-лингама. Вишну перевоплотился в вепря и искал начало, копая землю. Брахма, в облике лебедя, поднялся ввысь искать в небесах. Вишну признав, что не сможет найти один из концов, пришел и поклонился Шиве. Брахма был настойчив и поднимался ввысь, пока не увидел кетаки (любимый цветок Шивы). Он обратился к цветку с просьбой дать ложное свидетельство о том, что нашел начало шива-лингама. Узнав об этом, Шива разгневался и наложил проклятие – запрет на поклонение Брахме в трех мирах.

Другая легенда гласит, что проклятие наложил великий мудрец Бхиргу. Вот как об этом написано: «Для огромного ведического жертвоприношения на земле выбирался председательствующим один из богов. Бхирху искал одного из Тримурти. Брахма не услышал зов прибывшего великого мудреца и не удостоил его почтением, потому что был поглощен звуками музыки игравшей для него супруги. Бхиргу разгневался и проклял Брахму. Он объявил, что никто с этого момента не станет призывать имя Брахмы и не станет поклоняться ему.»

Храмы Брахмы

Брахма один из божеств Тримурти и самое абстрактное божество. Ему построено несколько храмов по сравнению с Вишну и Шивой, которым возведено примерно десятки тысяч. Он играет большую роль системе индуистского мировозрения, поэтому молитвы Брахме возносятся при проведении большинства индуистских ритуалов.

Храм Брахмы в Пушкаре (Раджастан) самый священный и значимый. Ежегодный крупный религиозный фестиваль, который приходится на полнолуние в месяц Картика по лунному календарю (октябрь-ноябрь) собирает тысячи паломников, которые совершают омовение в священных водах прихрамового озера Пушкар. Такими же фестивалями славится храм в Тирунавае.

Очень мало статуй Брахмы в сидячей позе, в основном он стоит. Если сидит, то на распустившемся цветке лотоса или на лебеде – вахане. На Брахму одета шкура антилопы. Символ того, что истину можно постичь лишь отказавшись от суеты, поборов многие земные страсти, придерживаясь аскезы. Только через испытания открывается истина.

Каждой из шастр он появляется в ином обличии. Закрытые глаза, удовлетворенный лик, проявление своих высших духовных качеств — характерно для йогического состояния. Такому образу преклоняются аскеты и подвижники.

Миряне предпочитают более земной образ, на котором Брахма в обычном виде вместе с женами.

Третьему аспекту вира – воинской доблести поклоняются цари и воины.

Четвертый — абхичарика (грозный, суровый и устрашающий лик) предпочтительный для поклонения тем, кто готовиться истребить своих врагов.

Встречаются статуи, более очеловеченные с четырьмя головами и двумя руками в одежде из ткани с пышными локонами (прическа характерная для аскетов). Через плечо кроме шнура перекинута шкура оленя. В таких статуях Брахма держит в руках только два атрибута, в основном, четки и сосуд с водой. Крайне редко можно встретить статуи с одной головой и двумя руками.

Каждый храм, независимо какому божеству он возведен, имеет нишу в северной стороне для Брахмы, которому, следуя ведическим традициям, поклоняются ежедневно, так как судьба каждого управляется этим богом. Кроме молитв существуют медитативные практики отождествления себя с Брахмой. Во время медитации человек заряжается положительной энергией.

Бог Брахма: описание и происхождение

Человека с давних времен определяет вера. Религия объединяет многие народы, способствует их развитию, становится основой культуры, создает моральные принципы и учения. Еще на первых этапах человеческого существования вера была нераздельна с сознанием. Давая имена богам, создавая правила, по которым должны жить люди, проводя ритуалы и обряды, первый человек закладывал основы религий, которые впоследствии раздробились на много направлений. Нельзя утверждать, что одна вера хорошая, а вторая не может отображать истину, ведь каждый видит мир по-своему, и это не может быть источником осуждений. В Индии известна божественная Троица: бог Брахма, Вишну и Шива. Первый из них является создателем вселенной. Слово «брахма», или «брама», переводится с санскрита как «жрец» и несет в себе начало всех начал.

Брахма – первый индийский бог

Многие исследования показывают, что культ Брахмы был центральным в индуизме только в доведический период. Позже он был заменен учениями Шивы и Вишну. Причиной этого стала популяризация концепции Шакти. Согласно ней, у каждого бога есть своя Сила или Шакти – супруга и главная вдохновительница, и именно соединение с этой Шакти создает мир. В этом плане бог Брахма, что символизирует творение вселенной, не нужен.

Иконография

Бог Брахма, описание которого дает именно иконография, приобретает много видов. Обычно он изображается с четырьмя ликами и четырьмя руками. Его волосы выглядят неаккуратно, пребывают в каком-то хаосе, борода заостренная. Как накидку бог Брахма использует шкуры черной антилопы, что создает контраст между белым цветом его одежды. Изображенный на колеснице с семью лебедями или на лотосе, он держит сосуд с водой и четки.

Состояния Брахмы

Существует классификация состояний, в которых может пребывать Брахма. Первый получил название йогического, и в нем это божество предстает в величестве своего духа и его достижений. Он излучает полное самоудовлетворение. Именно в первом состоянии он ценен для аскетов и подвижников. Второе называется бхога и несет более светский характер.

Атрибуты-символы

Брахму можно узнать по свойственным ему атрибутам. Самой знаменитой особенностью считается наличие ликов. Они обозначают стороны света и имеют свои наименования: север – Атхарваведа, запад – Самаведа, восток – Ригведа, юг – Яджурведа. Четыре руки также символизируют эти направления. В одной из них Брахма держит тару с водой. Это объясняется тем, что основой мира является камандала (вода), которая неотъемлема во всех творениях Брахмы.

Происхождение голов Брахмы

Индийский бог Брахма считается творцом материальной вселенной, который сам возник из лотоса и не имеет материнских связей с другими божествами. После рождения он создал одиннадцать предков человечества – Праджапати. Семь Сапта-риши – его главных помощников в творении земли, были созданы из ума и стали его сыновьями. Из своего же тела бог Брахма сотворил женщину, которая позже стала известна под многими именами – Гаятри, Сатарупа, Брахмани и т. д. Он поддался чувству любви и был поражен красотой своей дочери. Когда она отвернулась от него влево, Брахма не мог перестать ею любоваться, и так родилась вторая голова. Когда она снова и снова поворачивалась от него, появлялся еще один лик. Потом она поднялась вверх, и Брахма сотворил пятую голову.

Источники:

http://www.cosmoenergy.ru/lecture1.htm
http://indianochka.ru/india/religion/braxma.html
http://fb.ru/article/283565/bog-brahma-opisanie-i-proishojdenie

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector