Беляев сергей алексеевич. «бог создал человека для нетления

«БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ НЕТЛЕНИЯ»

Наш сегодняшний собеседник — археолог, старший научный сотрудник сектора истории Византии института Всеобщей истории АН России Сергей Алексеевич БЕЛЯЕВ. В течение 15-ти лет он руководил Херсонской археологической экспедицией АН, которая обнаружила баптистерий — место крещения вел. кн. Владимира. В 1988 году он руководил поиском могилы Амвросия Оптинского, в прошлом году — работами в Дивеево по поиску могилы основательницы монастыря матушки Александры, в нынешнем году под его руководством осуществлялись поиски мощей патриарха Тихона.

— Раскопки в Херсоне, раскопки в Донском монастыре. В чём заключалась ваша работа?

— Если вы представляете археолога этаким землекопом с лопатой, то ошибаетесь. В основном время уходит на изучение летописей, древних документов, из которых становится ясно: где искать и что искать. Место крещения св. Владимира искали и в прошлом веке, и раньше. Херсонес (Корсунь) являл собой голую степь с торчавшими обломками древних стен. Искали в центре городища, и ничего определённого не нашли. Я изучил летопись, в которой сказано о месте крещения «посреде града», и выяснил: на современный язык «посреде града» можно перевести как «в ограде, внутри городских стен». Площадь поисков расширилась. Внимание привлекло место, где стоял кафедральный храм города. Изучив по описаниям некоторые особенности обряда крещения в IV—X веках, выяснил, что именно в кафедральном храме и должно было совершиться крещение. На том месте по сей день сохранилась каменная купель с мраморными ступенями, над которой был купол с изображением звёздного неба.

Этот опыт пригодился позже, когда я взялся восстановить обряд обретения мощей. Пользовался известным Киево-Печерским патериком. В нём всё сказано, надо лишь внимательно прочитать.

— А почему вас, археолога, заинтересовали мощи святых? Вы верите в воскресение умерших во плоти, как учит о том Православная Церковь?

— Конечно. Иначе как бы я мог заниматься тем, чем занимаюсь?! В книге премудрости Соломона сказано: «Бог создал человека для нетления. »

— А как вы представляете воскресение? Будет ли это тело младенца, или же то тело, с которым человека после его земной жизни уложили во гроб? Ведь в сущности это разные люди, хотя и носящие одно имя.

— Думаю, вообще не имеет смысла этот вопрос. Воскресение не следует понимать вот так, слишком буквально. Апостол сказал, что сеется тело душевное, а восстаёт духовное, то есть, очевидно, воскреснет тело иное, в преображённой плоти.

— В чём же тогда значение св. мощей, в обретении которых Вы участвовали?

— Сохранность мощей и чудотворения от них свидетельствуют о святости тех, кому они принадлежали. Для нас покрыто тайной, когда тело угодника освящается — при жизни или после смерти. Достоверно одно: после смерти праведника его мощи остаются способными принять Божию благодать, силу, исцеляющую людей.

Удивительно, как влияют мощи на духовную атмосферу в том месте, где они оказываются. Я открывал их и в Дивеево, и в Оптиной, и заметил: перед службой идут прихожане в храм — зайдут на могилки, возвращаются — снова завернут к ним. Словно примагничивает их.

— С чем Вы это связываете?

— Не знаю, но мне кажется, что мощи как бы оживотворяют всё вокруг, а этот живой дух и притягивает людей.

— Один из нас несколько лет назад побывал в Оптиной пустыни — в ту пору она ещё только-только была передана Церкви. Могилы старца Амвросия Оптинского тогда не было и следа.

— Да, на монастырском кладбище могилки нескольких старцев исчезли бесследно. Ещё в Москве мне пришлось изучить архивные материалы, касающиеся погребения оптинских старцев. Выяснил, что место этих могилок находилось около алтаря Никольского придела Введенского собора. В начале века на могилах старцев Макария н Амвросия были даже воздвигнуты часовни. Но их при советской власти сравняли с землёй, и место захоронения потерялось.

. В тот год была сухая тёплая осень. Вечером на Покрова Божией Матери после молебна преподобному Амвросию Оптинскому начали раскопки. Перед этим мы нашли дорожку, которая прежде вела к могилкам старцев, так что теперь место могил было более или менее точно определено. Первый же удар лопаты обнаружил фундамент часовни, стоящей над могилой преп. Амвросия. Начали углубляться, и всё время, пока мы вели раскопки, рядом стоял один из насельников монастыря и читал акафист преподобному. Судя по воспоминаниям очевидцев, рядом с могилой преп. Амвросия в 1922 году был захоронен старец Анатолий Потапов, — его гроб прямо нависал над сводом склепа, в котором был захоронен преподобный Амвросий. Этот свод мы обследовали и, к нашей великой радости, он оказался цел и невредим. Значит, мощи должны быть в сохранности. Так и оказалось.

— А как вам удалось выяснить, что это мощи именно Амвросия?

— Я уже сказал, что мощи за столетие, пока они находились под сводом, оставались нетронутыми. Их мы нашли в правильном анатомическом положении, при этом позвоночник был несколько искривлён. Ещё при жизни преподобный Амвросий страдал из-за позвоночника и был поэтому немного согбен, правое плечо его было выше левого — это видно и на его портретах. Вторая особенность в том, что захоронили старца как бы в двух гробах — один в другом. И мы обнаружили в могиле два гроба, причём сделанных из разного дерева. Во гробе сохранилась также часть холщевой рубашки старца Макария, которая по воле преп. Амвросия была надета на него после кончины. Были и другие отличительные детали. Как только мы извлекли мощи, было совершено первое их прославление братией монастыря.

— Как следует из ваших слов, обретены мощи преп. Амвросия в виде костей.

— Церковь никогда и не утверждала, что признаком праведности служит совершенно нетленное тело. «Земля еси и в землю отыдеши». В земле гниёт всё — и тело и кости. И если кости сохраняются в том виде, в каком это бывает у святых, это само по себе удивительно. Недавно мне довелось участвовать в обретении мощей Патриарха Тихона. Он был похоронен с надетой на шею панагией из кости. Так вот — за 67 лет, которые покоились в земле мощи св. Тихона, эта костяная панагия (икона на груди) полностью превратилась в прах, остался только серебряный оклад. В то время как сохранились не только мощи Патриарха, но и большая часть тела, борода.

Удивительно, но, кроме костей, часть тела осталась нетленной! Хотя мощи многие годы находились в условиях 100-процентной влажности, фактически в воде.

В последние два века было несколько открытый святых мощей с полностью или отчасти сохранившимися телами — святых Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, Феодосия Черниговского. Однако самого факта нетления ещё не достаточно для их прославления. Важным условием является проявление их чудотворной силы, когда бы, к примеру, над мощами излечивались верующие от недугов.

— Относится ли это и к мощам Патриарха Тихона?

— Да, исцеления есть и, насколько я знаю, в Донском монастыре специально ведётся запись таких случаев.

Из рассказа иеромонаха Тихона об обретении мощей святейшего Патриарха Тихона:

«Говорили, что в 1927 году после закрытия Донского монастыря чекисты извлекли тело святителя Тихона из могилы в Малом Донском соборе и сожгли его в крематории. По другой версии святитель Тихон был перезахоронен монахами на Немецком кладбище с согласия ЧК. Была ещё одна версия: монахи перезахоронили тело святителя где-то в Донском монастыре.

Мнение о том, что тела Патриарха нет в могиле, было настолько стойким, что даже митрополит Николай Ярушевич, служивший панихиду по святителю Тихону в Малом Донском соборе в 1948 году, сказал после окончания службы: «Мы молились сейчас только над могилой святейшего, тела его здесь нет».

И для этой уверенности были основания. В 1932 году лжемитрополит Введенский начал служить литургии в облачениях, в которых москвичи сразу узнали те самые архиерейские облачения, в которых лежал во гробе святейший Патриарх Тихон.

Считалось, что эти саккос, омофор, епитрахиль — удивительной работы архиерейские облачения — были изготовлены на фабрике Оловянишникова специально для Патриарха Тихона и только в одном экземпляре.

. 18 ноября, через две недели после окончания ремонта, Малый Донской собор был подожжён. Разбив окно, злоумышленники бросили бомбу с зажигательной смесью рядом с могилой Патриарха. Сегодня, по прошествии времени, видно, насколько промыслительно было попущено это зло: именно во время второго затянувшегося ремонта Малого Донского собора и были обретены мощи святителя.

В день праздника Сретения Господня, ближе к вечеру, совершив молебен святителю Тихону, мы приступили к раскопкам. Об этом знали, кроме нескольких человек из братии монастыря, лишь наш настоятель Святейший Патриарх Алексий II и два старца: архимандрит Кирилл из Свято-Троице-Сергиевой Лавры и архимандрит Иоанн из Псково-Печерского монастыря. Руководил раскопками Сергей Алексеевич Беляев, известный учёный.

Кстати сказать, Сергей Алексеевич был более всех нас убеждён в том, что мощи находятся здесь. Тем более, что он разыскал сведения о том, что облачение, в котором был захоронен Патриарх Тихон, было не единственным: на фабрике Оловянишникова было изготовлено три таких комплекта. Сняв мраморное обгоревшее надгробие и углубившись сантиметров на тридцать, мы натолкнулись на массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон. Патриарх Московский и всея России».

Мы стали копать дальше и на глубине около метра обнаружили каменный свод склепа. Заглянули внутрь. Склеп был пуст. Свеча осветила лишь пыльные клоки паутины и выступающие камни. Самые худшие наши опасения оправдались. Даже частицы мощей, даже щепки гроба, которые, как мы надеялись, могли обронить чекисты при вскрытии могилы Патриарха, здесь не было.

Читать еще:  Если сглазили что делать. Признаки сглаза: симптомы и выраженные проявления негативного воздействия

Когда мы немного пришли в себя, то решили поискать хотя бы у торцов склепа. Неожиданно прут, длиной в два метра, полностью ушёл вправо по ходу склепа, и влево. То же самое произошло и с восьмиметровым прутом. Только тогда мы поняли, что обнаружили не склеп, а часть калориферной отопительной системы. Так в своё время отапливались многие русские храмы. Внизу ставили печь, и горячий воздух проходил по трубам, выложенным под полом.

Но когда мы раскопали калорифер, то заметили, что та часть, которая находится прямо под надгробием Патриарха Тихона, сравнительно новая, кладка скреплена цементом и особо тщательно укреплена. В других местах кладка была ветхая и скреплена известковым раствором.

С каждым часом работы надежда на успешное завершение нашего труда росла: если бы чекисты разорили могилу, то вряд ли они стали бы так тщательно восстанавливать калорифер. Скорее всего, монахи похоронили Патриарха намного глубже, а трубу восстановили для маскировки и дополнительной защиты.

Когда через два дня напряжённой работы перед нами предстал настоящий склеп Патриарха, то это было мощное, необычайно укреплённое сооружение, проникнуть в которое можно было бы только с большим трудом. Тогда мы поняли, почему во время похорон в Малый Донской собор была допущена лишь небольшая часть архиереев: по всей видимости, уже тогда всё было готово, чтобы надёжно защищать могилу Патриарха от возможного надругательства.

Подняв одну из плит, мы вновь опустили свечу внутрь. Перед нами был дубовый гроб, описание которого мы все хорошо знали. На нём лежала мраморная табличка, на которой при свете свечи мы прочли: «Патриарх Московский и всея России Тихон», год и день интронизации, день и год смерти.

Трудно передать то чувство, которое испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы. Перед нами были благодатные святые мощи, которые мы и не чаяли увидеть, когда начинали раскопки. Это произошло 19 февраля.

В субботу первой седмицы Великого поста, накануне Недели Православия в Малом Донском соборе начались всенародные молебны перед мощами святителя Тихона. В этот день праздновалось 75-летие явления Державной иконы Божией Матери, акафист которой был написан Патриархом Тихоном».

— Сергей Алексеевич, постоянно отмечается, что во время раскопок читались молитвы. Это дань церковной традиции?

— Мне думается, это помогает в работе. Читают ведь не только церковнослужители. Во время поиска могилы матушки Александры и Н. Мотовилова в Дивеево псалмы непрерывно по очереди читали мы сами. Молитвы и благословение на поиски мощей — это обязательное условие, когда кто-либо занимается таким делом.

— Каковы ваши ближайшие планы? Будете ли вы участвовать где-то в новых обретениях мощей?

— Я помогаю там, куда меня приглашают. Сейчас я работаю в Нижегородской епархии, собираю архивные материалы, — там, в одном из городов области, идут подготовительные работы перед обретением мощей. Приглашают в Тобольск, в Архангельскую область.

— Нас, живущих в Коми крае, естественно, интересует судьба мощей святителей Коми земли. Это, во-первых, в Москве затерявшиеся мощи свт. Стефана Пермского, пропавшие из разрушенного храма Спаса-на-Бору; во-вторых, мощи святителей Герасима, Питирима и Ионы, до сих пор, предположительно, находящиеся под спудом в Усть-Выми.

— Насколько я представляю, мощи из церкви Спаса-на-Бору были перед разрушением перенесены в Архангельский собор кремля (теперь это музей), и, вполне возможно, где-нибудь в подвалах хранятся там и по сей день.

— . Почему же их до сих пор не обнаружили?

— Прежде всего не так просто в запасники этого музея попасть, тем более с целью что-то найти и передать Церкви. Служители музея этому всячески препятствуют. Меня так вообще близко не подпускают. А неспециалисту, может быть, проникнуть туда проще, но вот идентифицировать мощи трудно. Что же касается мощей Герасима, Питирима и Ионы Великопермских, то, если будет приглашение церковных властей, я готов заняться их поиском.

Беседовали И. ИВАНОВ, М. СИЗОВ

(“Вера”-“Эском”, № 79, декабрь 1992 г.)

Внук трех генералов

История Первой мировой воны через личные вещи, письма и фотографии ее участников

Фотография эта была сделана в Петербурге в октябре 1913 года, когда весь род Беляевых собрался, чтобы отметить 70-летие своего отца генерала от артиллерии Тимофея Михайловича Беляева, который сидит в центре. Это была последняя встреча рода – начавшаяся война разметала всех братьев сначала по разным фронтам, а потом и по разным странам. Фотографии были розданы всем, кто изображен на снимке, но сохранился единственный экземпляр – экземпляр Сергея Тимофеевича, который в настоящее время хранится у его старшего внука – Сергея Беляева.

Сергей Алексеевич, неужели в роду одни генералы?

Сергей Беляев: Род Беляевых происходит из Великого Новгорода. Был выселен оттуда Иваном III среди тысячи именитых людей в Москву. Но там не задержался и отправился защищать южные рубежи Российского государства. Из поколения в поколение все военные, последние три поколения – артиллеристы, причем очень и очень крупные. Не только в смысле чинов и званий, но и в смысле вклада в артиллерийскую науку. Мой дед Сергей Тимофеевич Беляев (вот он здесь на фотографии). В Первую мировую войну командовал артиллерией 29 армейского корпуса, участвовал в осаде и штурме Перемышля. Там стоял гарнизон из 125 тысяч австрийских и немецких солдат. Тем не менее, после 6-месячной осады, во многом благодаря умелому действию артиллерии, Перемышль был взят. По сему случаю город посетил Государь Император.

Письмо, которое вы мне показали, связано с этой историей?

Сергей Беляев: Письмо написано Романом Константиновичем Драйлингом, полковником Генштаба. К слову, офицеры Генштаба были прикомандированы к действующей армии с тем, чтобы анализировать успешность или неуспешность действий тех или иных частей, умелость или наоборот – командования. Выводы, сделанные в письме об удаче артиллеристов, основаны как на анализе общей ситуации, так и на допросах пленных немцев.

Допрашивали жестко?

Сергей Беляев: Думаю, что нет. Во всяком случае, один из моих двоюродных дедушек попал в плен и спокойно переписывался со всеми родными. Переписка была налажена через Красный крест. Немцы и австрийцы, которые были у нас в плену, тоже беспрепятственно получали письма. В Пражском архиве, который сейчас хранится в ГАРФ, находится один весьма любопытный документ. Это аусвайс, паспорт или разрешение, где значилось, что полковник Владимир Беляев и еще один русский пленный были отпущены в близлежащий город по своим делам.

Ваш родной дед, тот, который был генерал-лейтенантом артиллерии, перешел на сторону красных. Остались ли какие-нибудь воспоминания о том, как он принял это нелегкое для русского офицера решение?

Сергей Беляев: Он был инспектором или командующим артиллерией Второй армии и после ее расформирования в феврале 1918 года остался в России. В течение года был командующим артиллерией, как тогда называлось, Московского укрепленного района, по нынешней номенклатуре это Московский военный округ.

Конечно же, это была для него трагедия, потому что рушилось все. По рассказам моего отца, дед взял саблю, сломал ее на мосту и бросил в Москву-реку со словами “Россия здесь и всегда здесь будет”. Последующая история страны показала, что он был прав: в настоящее время эмиграция той первой войны сошла на нет, а потомки тех беженцев для сохранения своей русскости ехали в Россию, сначала советскую, а теперь новую.

Но прожил после этого недолго.

Сергей Беляев: Да, Сергей Тимофеевич скончался в 1923 году от инфаркта, дома, на глазах у родных, – не выдержало сердце. По словам моего папы, это было утром, он приготовился идти в академию читать лекцию, вдруг сказал – “мне плохо”, ему подставили стул, он сел и тут же скончался. Последняя его военная должность – заведующий кафедрой тактики артиллерии Академии Генерального штаба РККА. Похоронен на Новодевичьем кладбище с большими почестями. К слову, его ученики изобрели миномет, который испытывали во время Русско-японской войны.

До репрессий военачальников не дожил?

Сергей Беляев: Нет, спокойно жил в Москве, в одном доме с Брусиловым по адресу: Левшин переулок, дом 4. Брусилов – на втором этаже, а дедушка – на третьем.

В семье сохранились фотографии Сергея Тимофеевича как военного, так и советского времени. У меня есть несколько “посланий” Сергея Тимофеевича своей семье с фронтов. Это, как правило, открытки, небольшие письма, фотографии: его ординарцы, сам – на коне, коня звали Орлик. В основном быт войны. Как вы понимаете, и тогда действовала военная цензура.

До середины 50-х годов в семье хранился походный набор дедушки: такой рундук, куда вкладывалась раскладушка. Кстати, в ранние школьные годы я на ней спал. Да и в дедовском башлыке долго ходил. Вы представляете себе, что это такое?

Не очень.

Сергей Беляев: Это остроконечный капюшон из верблюжьей шерсти, светло-желтого цвета. И два хвоста с обеих сторон, которыми, как шарфом, обматываешь шею.

Вот вам и самая что ни на есть связь времен: вы утеплялись башлыком, который во время Первой мировой войны.

Сергей Беляев: . Сергей Тимофеевич носил при осаде Перемышля.

Рундуки с раскладушками были у каждого высшего офицера?

Сергей Беляев: Не только высшего. У любого офицера был такой походный набор.

Вы историк, знаете эпоху Первой мировой войны и по долгу службы, и из личной своей истории, почему, с вашей точки зрения, эту войну “задвинули” в тень Второй мировой? Причина в советской идеологии?

Сергей Беляев: Причина – в цинизме самой истории, в ее прозаизме. Сопоставьте цифры потерь. В годы Первой мировой Россия потеряла 1,8 миллиона человек, если мне память не изменяет, включая раненых, а в Великую Отечественную – более 27миллионов! Есть разница?

Читать еще:  Хозяин дома в астрологии на примере. Что значит управитель дома в астрологии

Извините, но и до Второй мировой Первую мало изучали в школах.

Сергей Беляев: Во-первых, до 1934-го года истории как науки в Советском Союзе не было. Это вы как человек с высшим образованием обязаны знать. История ВКП(б) – и не более того. Понадобилось вмешательство Сталина и постановление ЦК партии, чтобы вернуть сам предмет истории и исторические факультеты в университеты. Ключевского впервые переиздали в середине 30-х.

Впрочем, в 20-е годы историю Первой мировой изучали очень подробно, было опубликовано много аналитических работ. До середины 30-х вовсю учитывался ее опыт и в военных учебных заведениях. Очень активно изучали все бои, все события, все проигрыши. По написанным Сергеем Тимофеевичем “Наставлениям по тактике артиллерии” в 2 томах, которые до 1917 года выдержали два издания, учили чуть ли не до Великой Отечественной .

Но все же, как так получилось, что вообще ни одного памятника Первой мировой у нас нет?

Сергей Беляев: Вы говорите, извините, советскими штампами. Ко всему этому нужно относиться более спокойно, значит, время не пришло.

То есть вы считаете, что не пришло время осмыслить значение Первой мировой для истории страны?

Сергей Беляев: Не осмыслить, а оценить ее с новых позиций, очищенных от ленинских воззрений на Россию и ее историю, от политических задач большевиков образца 1917-1918 годов, которые и сформировали взгляд на Первую мировую, от марксистской шелухи.

К вопросу о “шелухе”. Сначала войну хотели назвать Вторая отечественная. Но назвали Первой мировой. Это правильно?

Сергей Беляев: В войну были вовлечены почти все страны, включая Австралию и Штаты. Но в советскую эпоху она чаще всего называлась империалистической. Именно в связи с этой оценкой ее и, как вы выражаетесь, “задвигали”. И еще. Не надо забывать и о нелицеприятной роли Ленина. Тут не так давно хорошо. Путин сказал по этому поводу, что мы “проиграли проигравшей стороне”, когда Ленин отдал четверть России. По Брестскому миру мы лишились Польши, Прибалтики и Финляндии. Россия проиграла войну политически. Те наши дипломаты старой школы, которые были приглашены на Версальский конгресс, действовали и выступали от имени “бывшей России”, сами по себе. А реальная Россия в лице Ленина и Троцкого исходила из принципа “Чем хуже, тем лучше!”.

Практически это позиция врага. А был ли в Первую мировую коллаборационизм в привычном для нас смысле: армии, перешедшие на сторону немцев, как генерал Власов, по идеологическим соображениям?

Сергей Беляев: Во время Первой мировой не зафиксировано ни одного случая.

Во время Первой мировой в эмиграции находилось более трех миллионов русских. И вот война закончилась. С каким чувством встретили эту весть русские в Париже, Мюнхене, Нью-Йорке?

Сергей Беляев: Отвечу коротко: большинство считало, что Запад унизил Россию.

Один из ваших дедушек, эмигрировав, попал в Парагвай.

Сергей Беляев: Вот он справа стоит (показывает на семейном фото). Иван Тимофеевич. О его эмигрантской судьбе знаю из переписки троих братьев деда, которые покинули Россию, из материалов архивов русской эмиграции Праги и Белграда, из личных архивов. Так вот, оказавшись в Парагвае, Иван попал в область Чака, населенную индейцами. Там он занимался топографической съемкой местности, которая впоследствии очень пригодилась. В 1934 году американцы уговорили Боливию напасть на Парагвай. Парагвайская армия была в четыре раза слабее боливийской как по вооружениям, так и по численности и боевой подготовке. Вот тут-то и сыграл свою победную роль Иван Тимофеевич. В годы этой войны он был начальником генерального штаба парагвайской армии и командующим артиллерией. Он знал все тайные тропы парагвайских прерий (помните, ту давнюю топосъемку) и вывел свои войска в тыл боливийцам. Парагвай сохранил свою государственную независимость, а Иван Тимофеевич Беляев стал там национальным героем. К слову, под его командованием в чине капитана служил будущий президент Парагвая, который в нашей литературе известен больше как диктатор Стресснер. Когда дед умер в 1957-м году, первый, кто приехал выразить соболезнование, был президент. Он же объявил трехдневный траур. О судьбе этого деда я знал с детства и всю жизнь мечтал побывать на его могилке и почтить его память, эта мечта сбылась в 2011 году, когда в составе делегации общественных организаций России (РАН и РПЦ) посетил Парагвай. Нас принял министр обороны, председатель двух комитетов Сената, министр культуры, мне как старшему в роде Беляевых была вручена грамота в память того, что Иван Беляев сделал для сохранения независимости Парагвая. И, конечно, побывали мы и на его могиле, плыли к ней по реке на военном катере минобороны.

Его могилу, читаю в Интернете, охраняют индейцы племени Мака. Почему?

Сергей Беляев: Дедушка создал для них письменность. За это Мака избрали его своим вождем. Во время погребения племя стояло около русской церкви и пело “Отче наш” на своем языке. Дождались, когда тело вынесли из храма, погрузили гроб на баржу и повезли к себе домой, где и похоронили. И эта могила там до сих пор. Само племя перекочевало подальше от реки, но одну семью они оставили охранять могилу. Когда мы туда прибыли, встретил нас индеец с портретом Ивана Тимофеевича на груди.

За таких родственников еще недавно сажали. В детстве и юности вы были в курсе своей семейной истории?

Сергей Беляев: Никогда от нас, детей, не скрывали ни своего происхождения, ни того, что кто-то был в эмиграции. В особенности от меня, старшего. Хотя я знаю семьи, даже среди родных, где все фотографии со страху сожгли.

О генеральском происхождении и о родных в эмиграции разумнее, конечно, было молчать и в школе, и в университете. Но вот удивительно: на вступительном экзамене на исторический факультет Ленинградского университета мне достался вопрос: “Походы Антанты”. Я рассказал так, что потом принимающий у меня экзамен спросил: “Вас послушаешь, так эти походы были справедливыми?”. Пришлось выкручиваться. Мне 17 лет было. Выкрутился. Приняли на исторический факультет Ленинградского университета сына священника в 1954 году с первого захода.

Но ведь родители вас каким-то образом готовили, чтобы в ребенке “две правды” не конфликтовали, предупреждали, чтобы на комсомольском собрании лишнего не сболтнули?

Сергей Беляев: Я не был комсомольцем.

Еще одна загадка. Как же удалось поступить в университет?

Сергей Беляев: Очень просто. Тут папина судьба сыграла роль. Он был священником. Сначала служил в Главном артиллерийском управлении в 20-е годы. Потом, когда его попросили сотрудничать с органами, протянул время, помогло то, что его контракт скоро заканчивался. Работал бухгалтером, были ссылки. А в 1947 году принял сан. В анкете при поступлении на исторический факультет в годы хрущевских гонений на церковь я в открытую написал, что отец священник РПЦ. И, как ни странно, приняли. Причем я приехал из глухой провинции, из Рязанской области.

Там у отца был приход?

Сергей Беляев: В городе Скопине.

Вас воспитывали в строгости?

Сергей Беляев: Нет, у нас была полная свобода во всем. Но традиции семейные сохраняли. Папа, когда был свободен, обязательно что-то читал нам из художественной литературы. И даже, когда мы все выросли, стали учеными и приезжали к нему погостить. Стихи читал замечательно, ведь у нас родственные связи с Блоком. И Алексея Толстого, письма Владимира Соловьева.

Ну а розги – по дворянской традиции?

Сергей Беляев: Никогда в жизни. В школьные годы я иногда с компанией ходил в кино во время поста. Это принималось с огорчением, но не запрещалось.

Сергей Алексеевич Беляев работал в Эрмитаже, потом в Институте археологии АН СССР, на его счету более 60 археологических экспедиций, включая знаменитую Херсонесскую, в результате которой было определено место крещения князя Владимира. С 90-х годов Сергей Алексеевич руководит работами по обретению святых мощей угодников Божиих, преданных поруганию в годы революции и советской власти. С 1985 года работает старшим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН.

Сотворение человека

Беседы на Книгу Бытия. 2: 1–25

Есть ли основания считать, что в Книге Бытия утверждается почитание субботы? Почему заблуждаются «Свидетели Иеговы», учащие, что душа человека в его крови? Зачем Бог творит Еву из ребра Адама?

Здравствуйте, уважаемые читатели и зрители портала «Православие.ру». Мы продолжаем с вами цикл бесед на Книгу Бытия Священного Писания.

На прошлой встрече мы разбирали 1-ю главу Книги Бытия, в которой говорится о творении этого мира. Сегодня мы рассмотрим, как был сотворен человек, – об этом сказано во 2-й главе. Но прежде разберем первые стихи главы 2 и связанный с ними важный вопрос о дне субботнем.

Какой день недели чтить?

Во 2-й главе Книги Бытия сказано:

«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2: 1–3).

Как видим, седьмой день в Священном Писании выделен особым образом. Почему? Сам контекст Книги Бытия это объясняет: это был день завершения творения мира. И седьмой день являлся в Ветхом Завете всего лишь именно памятником творению. И уже только в законе Моисея, в 4-й заповеди, говорится: «Помни день субботний, дабы святить его… Не делай в оный день никакого дела ни ты, ни раб твой, ни рабыня твоя… ни пришелец в доме твоем» (Исх. 20: 8; 10).

Читать еще:  Иисус христос и самарянка у колодца. Пребывание Иисуса Христа в Самарии

Но Господь заключает Новый Завет в Крови Своей, преподавая Чашу Евхаристическую. И у апостола Павла во 2-м Послании к Коринфянам мы читаем: «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5: 17), – тот новое творение. Прежнее прошло, теперь всё новое.

Почему я обращаю внимание на это? Существует такая неопротестантская группа, как адвентисты 7-го дня, которая, ссылаясь на тексты Священного Писания, но глубоко заблуждаясь, говорит: новозаветным христианам следует почитать именно субботний день – и совершенно отрицает празднование дня воскресного.

Мы почитаем день субботний, а Воскресение Христово празднуем

Заметим, что Православная Церковь никогда не отменяла почитание субботнего дня. Мы почитаем день субботний, а Воскресение Христово празднуем – это надо помнить.

Господь Иисус Христос в Священном Писании, в Евангелии от Иоанна, нас предупреждает: «Исследуйте писания, ибо думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39). Как видим, братья и сестры, исследование Писания – это дело не праздное, это вопрос не просто умствования и философии. От того, насколько тщательно и внимательно мы его исследуем, зависит наша вечная участь, по слову Самого Христа Спасителя. Повторю их еще раз: «Исследуйте писания, ибо думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».

А о каких писаниях здесь говорит Господь Своим ученикам? – О писаниях Ветхого Завета. И как сказано у апостола Павла, «всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для наставления и для исправления в праведности» (ср.: 2 Тим. 3: 16).

Душа и… кровь

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7).

Мы видим, что Бог творит человека особым образом, не так, как мир. Ранее Он повелевал, когда говорил земле: «Да произрастит», когда говорил воде: «Да произведет», когда говорил земле: «Да произведет земля душу живую, пресмыкающихся и животных». Человека Бог творит особым образом. Мы уже вкратце касались этого вопроса, когда читали 1-ю главу, в 26-м стихе которой говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Здесь, во 2-й главе, мы узнаем подробности о творении самого человека и его души: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою», – и, как сектовед, я обращаю особое внимание на эти слова.

«Свидетели Иеговы» глубоко заблуждаются, считая, что при переливании крови идет «переливание души»

Почему? Потому что есть секта «Свидетели Иеговы», которая неправильно отвечает на вопрос о том, где же находится человеческая душа. Они, ссылаясь на 9-ю главу Книги Бытия (которую мы с вами, если Господь позволит, рассмотрим в дальнейшем), говорят, что якобы душа человека находится в крови, поэтому запрещают переливание крови. Сделаю отступление и расскажу такой случай. В Центр преподобного Иосифа Волоцкого по реабилитации людей, пострадавших от сект (он находится при храме Преображения Господня в Старом Беляеве; в этом центре я провожу прием каждый вторник с 15 до 19 часов), как-то пришел папа, у которого погибла дочь. Он был «свидетелем Иеговы». Их семья ехала на машине и попала в аварию. Дочь с тяжелейшими травмами отвезли в больницу, в отделение реанимации. Пострадавшая потеряла много крови, нужно было делать переливание. Но в больницу приехал старейшина «Свидетелей Иеговы», сел возле двери операционной и запретил переливать девушке кровь, говоря: «Ни в коем случае нельзя вливать чужую кровь. Положитесь на Иегову, Иегова вам поможет». Девушка погибла.

«Свидетели Иеговы» глубоко заблуждаются, считая, что при переливании крови идет «переливание души». Обвиняют нас в том, что мы чуть ли не некоей реинкарнацией занимаемся – туда-сюда «души переливаем». Это полная нелепость! Душа не в крови! Мы видим, что в Библии о душе говорится совершенное иное. Кстати, вскоре после того трагического случая «Свидетели Иеговы», у которых есть такое понятие, как «прогрессирующее откровение», поменяли свою доктрину и стали учить, что плазму, то есть заменитель крови, переливать можно.

Где же исток этого заблуждения «Свидетелей Иеговы», которое приводит к тому, что многие люди, не пройдя до конца свой жизненный путь и не придя к покаянию, погибают для этой жизни и для жизни вечной?

Только о животных в 9-й главе Книги Бытия говорится, что душа их содержится в их крови

Дело в том, что в иврите есть три слова со значением «душа»: «нэфэш», «нэшама» и «руах». Слово «нэфэш» употребляется в Библии при рассказе о том, как Господь вдунул в человека дыхание жизни; и никогда в Священном Писании оно не употребляется применительно к животным. И только о животных в 9-й главе Книги Бытия говорится, что душа животных содержится в их крови.

«Плоть от плоти, кость от кости»

Но читаем главу 2 Книги Бытия далее:

«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15).

Бог создал для человека все условия благополучия, у него не было никакого недостатка в чем-либо. Это, можно сказать, то, к чему стремится современный наш мир, – получение всех возможных благ. И первой семье, Адаму и Еве, Бог при этом сказал: вы не можете вкушать от древа познания добра и зла.

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2: 16–17).

Почему такой запрет? Потому что было неполезно людям практически познавать, что такое зло. Теоретически они знали, что такое зло, но практически не должны были познавать. Как и сегодня, к сожалению, человеку для того, например, чтобы знать, что нельзя убивать, нужно обязательно убить, чтобы узнать, насколько это плохо.

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2: 19–20).

Один из греческих философов сказал: самый мудрый человек на земле был тот, который дал всему названия и имена. Действительно, насколько нужно было быть совершенным, чтобы назвать всё так премудро!

Но человеку нужен был помощник, чтобы возделывать и хранить рай, а среди животных такового не нашлось.

И потому, как читаем дальше:

«И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2: 18).

Бог создает Еву из ребра, потому что ребро ближе к сердцу

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и птиц, жену же Адаму сотворил из его ребра. Почему же из ребра? Вот есть такое фольклорное «объяснение»: мол, потому, что ребро – это единственная часть скелета, в которой нет мозга. Конечно же, это досужие домыслы. Бог создает Еву из ребра, потому что это самая близкая часть к сердцу мужчины. Если бы, например, Господь создал Еву из черепно-мозговой кости, то женщина могла бы возгордиться и сказать: «Я – твоя голова». Если бы Господь создал, например, из пятки, то уже муж бы сказал: «Ты вообще моя пятка». Но Господь создает из ребра – самой близкой части к сердцу человека.

И когда Адам увидел жену, которую создал ему Бог из ребра его, то, как читаем:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2: 23).

«Плоть от плоти», «кость от кости» – какой поэтический образ! Да тут, действительно, стихотворная форма. Поэтому, когда наступает весна, не надо удивляться тому, что мужчины и молодые люди читают стихи и поют песни женщинам.

Все люди произошли от Адама и Евы, и это факт той единой природы, которая объединяет всех человеков.

Итак, как видим, Бог творит этот мир весьма хорошо, Он творит его за шесть дней, особым образом Он творит человека, творение которого отличается от творения животных и растений. И мы видим, что нигде в Священном Писании не говорится, что душа человека пребывала где-то до сотворения мира. Это ответ тем людям, тоже заблуждающимся, так называемым неоплатоникам и неоиндуистам, последователям Рерихов, Блаватской, которые говорят о том, что якобы душа была где-то, а потом она каким-то образом вселяется в человека. Это, повторю, заблуждение. Душа человека возникает в момент сотворения человека. Точно так же, как душа ребенка возникает в момент зачатия ребенка.

Братья и сестры, как важно исследовать Священное Писание! И Господь Иисус Христос наставляет – повторю эти слова еще раз: «Исследуйте писания, ибо через них думаете иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне». Любое заблуждение при чтении Священного Писания приводит человека к погибели, поэтому будем внимательны. И будем поступать так, к чему призывает апостол Павел: «Не сообразуйтесь с веком сим, а преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Видим, что для того, чтобы принимать и воспринимать Священное Писание в присущем ему свете, в Духе Святом, необходимо углубиться в знания отцов Церкви и в текст самого Священного Писания, чтобы не попасть на пути заблуждения и не отпасть от пути спасения.

Источники:

http://www.rusvera.mrezha.ru/1998-1999/64.htm
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/01/25/vnuk_treh_generalov
http://pravoslavie.ru/94542.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: