Барма и постник что построили. Собор василия блаженного – зашифрованный образ погибшей мечети

Легенды о соборе Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного – один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры. Уже в XVI веке собор восхищал путешественников и гостей Москвы, а для россиян стал символом отечественной истории и национального характера.

В 1552 году в честь победы войск Ивана Грозного в войне за покорение Казанского и Астраханского ханства был заложен храм, освященный в честь Святой Троицы. В 1554 году Иван Грозный велел построить на его месте собор Покрова Богородицы с приделами, прославлявшими победу над татарами. Храм в народе именовался Покрова на Рву, т.к. был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля.

Старинная московская легенда гласит, что, когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: “Да будет едино стадо и один пастырь”, часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек – Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: “Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили”.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый, самый высокий, храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности.

Соглано одной из легенд, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани. Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей и велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, якобы несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.

Десятая церковь, храм святого Василия, была пристроена в 1588 году. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название – собор Василия Блаженного.

Согласно легенде, Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Василий родился в 1469 году в московском селе Елохове. Шестнадцати лет от роду он начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе.

С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Так, летом 1547 года Василий пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и пред церковью долго молился со слезами. Так он предвозвестил страшный московский пожар, который начался на следующий день именно с Воздвиженского монастыря.

Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, “яко провидца сердец и мыслей человеческих”. Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.

С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку.

До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон. Стены оформлены масляной живописью и фресками XVI-XIX веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись века, церковная утварь. Среди особо ценных экспонатов – потир XVII века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Необыкновенной красоты Храм неоднократно пытались снести, но всякий раз Храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 году Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский Собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах. А Покровский собор не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили.

Собор Василия Блаженного
Фото В. Леонова

Другие легенды относятся к 30-м годам XX века. Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций. Будто бы он приказал изготовить макет красной площади со съемным собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: “Лазарь, поставь на место!” А известный реставратор П.Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок.

Историк И.Е. Забелин говорил о соборе Василия Блаженного так: “В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка”.

С 1934 года собор Василия Блаженного является филиалом Государственного Исторического музея.

Собор Василия Блаженного – зашифрованный образ погибшей мечети

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: “Да будет едино стадо и один пастырь”, часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Тогда, по-видимому, Иван Грозный и принял решение построить храм в честь победы над Казанью. Город был взят в 1552 году, а в 1554 – заложена эта великая святыня близ Фроловских (Спасских) ворот на месте деревянной церкви Св. Троицы над Кремлевским рвом. Так как покорение Казани свершилось 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, то и новый собор в честь этого дня был назван Покровским. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: “Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили”.

Читать еще:  К чему снится ребенок девочка новорожденная й. К чему согласно соннику снится младенец девочка

Освящал храм митрополит Макарий 29 июля 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых. Каждый новый правитель добавлял храму какую-то деталь, что и сделало его столь неповторимым. Однако официально строительство храма было окончено 29 июня 1561 года.

Барма и Постник. Один или вдвоем?

До сих пор до конца неизвестно, кто же построил храм. Согласно легенде архитекторами были русские зодчие Барма и Постник, хотя некоторые историки склонны считать, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Отчасти свою популярность храм приобрел благодаря легенде, известной любому школьнику. Когда зодчий представил макет собора Ивану Грозному, тот был восхищен красотой здания, он спросил мастера: может ли он построить другой, подобный, или ещё более прекрасный храм? “Могу”‘, – ответил архитектор. “Ты лжешь!” – вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы Храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве.

Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли,
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.

Историки утверждают, что опровержение этой легенды может служить то, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Зашифрованный образ погибшей мечети

Существует много легенд о Покровском соборе. Согласно одной из них, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани. Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей, он велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.

Исследователи архитектуры Покровского собора не раз подчеркивали, что это был не просто обетный храм (то есть построенный по данному обету), а его замысел не исчерпывался благодарением за казанскую победу.

Собор должен был стать храмом прославления победы Московской Руси, он должен был увековечить память о погибших “за други своя” под стенами Казани, и, наконец, собор знаменовал собой одновременно высшую награду “в царствии небесном”, которую должны были получить, по учению церкви, убитые, и воплощал представление о Москве как о “новом Иерусалиме” (мировом центре, несущем спасение православному миру). То есть Покровский собор, с одной стороны, осмыслялся как символ небесного града – Горнего Иерусалима, который был воплощен в нем через образы жизнерадостной, праздничной, «райской» архитектуры, а с другой стороны, как образ земного Иерусалима, соединявшегося с образом и реалиями Храма Гроба Господня. Именно Иерусалимом называют собор иностранцы, посетившие в 16 в. Московию и оставившие записки о своих путешествиях.

Уникальная архитектура Храма

Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его сейчас. Первой построили деревянную модель, а потом “перевели” ее в камень. Эта особенность отразилась и на архитектуре храма, которая напоминает ярусными башнями, шатрами и переходами северные деревянные церковки в карельской, архангельской, вологодской и костромской сторонах.

Ни один купол в этом соборе не повторяет другой. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом – по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Приделы соединены друг с другом системой переходов
Каждая церковь получила освящение в связи с церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, свв. Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.

Свой теперешний разноцветный вид храм обрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. Тогда его реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную окраску и стал настоящим чудом.

Храм славен своими подземными ходами. Масштабное обследование храма произвели в 1924 году Д. П. Суховов и И. Я. Стеллецкий. Под приделом Иоанна Милостивого они обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма (вскоре засыпанная).

Окна-бойницы найденной комнаты были заложены кирпичом. “В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон – амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади [. ]. В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей”,- писал И. Я. Стеллецкий.

Десятая церковь – храм святого Василия – была пристроена в 1588 году. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название – собор Василия Блаженного.

Василий Христа ради юродивый

Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось.

Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Например, однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл “мертвого” своею шубой, но, видя обман, сказал при этом: “буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся”. Обманщик действительно умер.

Читать еще:  Азбука веры иоанн кронштадтский. Св

Говорят, что Блаженный летом 1547 г. пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и пред церковью долго молился со слезами. Так он предвозвестил страшный московский пожар, который начался на следующий день именно с Воздвиженского монастыря. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, “яко провидца сердец и мыслей человеческих”. Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.

Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал царь.

Сокровища Храма

Мощи Василия Блаженного – не единственная ценность Храма. Специально для него в XVIII в. были написаны три уникальные фасадные иконы, по сей день хранящиеся в соборе: “Знамение со святыми на полях”, ее реплика и “Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными”.

Икона “Знамение со святыми на полях” на восточной стороне церкви Троицы – самая ранняя, первой четверти XVIII в. По словам старосты собора В.Л.Белянкина, “изустное предание говорит, что эта икона была написана особенным искусством по сырой извести вместо масляных – составленных водою красок”. У этой иконы есть предполагаемый автор – иконописец Тимофей Архипов, похороненный в 1737 г. у стен церкви Чуда Михаила Архангела собора московского Чудова монастыря.

Икона сразу стала почитаемой, а позднее считалась чудотворной. Это послужило причиной появления реплики с нее на деревянной основе, выполненной в 80-х гг. XVIII в. Отличаются иконы составом святых на полях. Икона поражает своими размерами – 2,84 х 2,84 м. Третья икона – “Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными” – имеет столь же большие размеры (2,6 х 3,8 м) и находится на южной стене колокольни Покровского собора.

Появление богородичных икон “Знамение” и “Покров” на стенах собора закономерно. Сюжеты Покрова и Знамения Богоматери несут в себе одну и ту же символическую нагрузку – заступничество Богоматери перед лицом врага, а также утверждение покровительства Богоматери православному народу.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов – потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Чудесные спасения

Необыкновенной красоты Храм неоднократно пытались снести, но всякий раз Храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 г. Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский Собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах – храмы остались невредимыми. Что же касается Покровского собора, то он не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили.

После революции Покровский собор еще один раз чудесно спасен. Его последний настоятель, протоиерей Иоанн Восторгов, особо ненавидимый большевиками, был расстрелян в 1919 г., а в 1929 г. храм был окончательно закрыт, колокола отданы в переплавку. В тридцатые годы Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций.

В народе существует предание, что он изготовил макет Красной площади со съемным Покровским собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: “Лазарь, поставь на место”! Известный реставратор П. Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок.

Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. “Известный всему свету этот памятник, – говорит историк И. Е. Забелин, – по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества” (“Черты самобытности в древнерусском зодчестве”).

Собор Василия Блаженного – это не христианский храм

Москва таинственная: как собор Василия Блаженного опередил время на 300 лет, откуда там плоский потолок и при чём тут Италия

Автор – Наталия Андреассен

Андреассен:

– Здравствуйте. Мой сегодняшний гость – Айрат Багаутдинов, историк инженерии, автор образовательного проекта «Москва глазами инженера». Мне бы хотелось начать серию программ с вами с того места, которое кажется всем абсолютно знакомым, но в котором вы на своих экскурсиях ищите что-то новенькое. Я имею в виду храм Василия Блаженного, который в народе так называется, а на самом деле это Покровский собор. Начнём с архитекторов. Ничего непонятно с ними. По одной версии, строили Постник и Барма, по другой – Постник, он же Барма, то есть, один и тот же человек. Внесите ясность.

Багаутдинов:

– Давайте разбираться. Дело в том, что, хотя храм был очень важен для русской истории (это храм-памятник в честь взятия Казани, построенный в 1555-1561 годах). Тем не менее, летописи почему-то не упоминают имён архитекторов. Это и породило многочисленные легенды. Дело в том, что легенды появились не недавно, отнюдь не при Дмитрии Кедрине, написавшем поэму «Зодчие», а ещё в XVII веке.

Был такой путешественник, он приезжал в Москву в начале XVII века, Адам Олеарий, и он записал в своих путевых заметках, что храм построил некий итальянец, которому потом выкололи глаза. То есть, уже в начале XVII века, видимо, Адам от москвичей слышал эту легенду. А позже, в конце XIX века, начинаются научные исследования истории храма, и один из его служителей обнаруживает две летописи, которые прежде не были известны. И где, будто специально по его заказу, упоминаются имена архитекторов.

С маленькой башенки на кремлёвской стене Иван Грозный, говорят, любил наблюдать за праздниками, что проходили на площади близ Покровского собора

Но на самом деле эти летописи внесли ещё больше путаницы! Как вы правильно сказали, в одной из них было сказано, что Постник был Бармой со товарищи, а в другой – что архитекторов было двое: Постник и Барма. И дальше начинаются все эти версии: всё-таки было их двое или это был один человек? Может быть, Барма был итальянец? Ведь в его имени – Барма – слышится что-то такое итальянское – как, например, название города Парма. А может, он был русский, и слово Барма происходит от оплечного украшения русских царей, которое тоже называется барма (ожерелье на торжественной одежде со священными изображениями; их носили духовные сановники и наши государи. – Ред.). Хотя как архитектор мог быть связан с оплечным украшением царей, не очень понятно.

Читать еще:  Точный гороскоп на декабрь дева.

Эти версии доминировали в советское время, потому что в советское время нужно было утверждать, что храм построен русскими мастерами, самородками, желательно ещё из крепостных крестьян, чтобы они, несмотря на царский крепостнический режим, всё-таки пробивали свой путь к славе. Но в последнее время начинает набирать обороты версия (и я являюсь её горячим сторонником), что, как бы это ни било по нашему русскому самолюбию, но храм построили, я думаю, итальянские мастера.

– Может быть. Тем более, мы знаем, что Кремль во многом построен именно итальянскими мастерами, которых специально для этого приглашали. Вот ещё версия. Храм – о восьми куполах, которые якобы повторяют 8 минаретов снесённой в Казани во время взятия города мечети, а 9-й купол якобы символизирует победу над Казанью.

– Я всегда скользко себя чувствую, когда говорю про историю происхождения храма Василия Блаженного. Потому что я родом из Казани, я сам татарин, поэтому, выходит, это такой памятник взятию моего родного города (улыбается). Конечно, я шучу, потому что все уже давно переоценили всю эту историю, и сейчас никто ни на кого не в обиде.

– Но сейчас Вы живёте в Москве?

– Да. Дело в том, что сама структура храма, я считаю, указывает нам на его итальянское происхождение. Потому что русские церкви как строились? Они строились как куб, из которого растёт одна глава или пять глав. Можно вспомнить Дмитриевский собор во Владимире или Успенский – во Владимире. А тут – вдруг такая необычная форма. Где мы её можем встретить?

Если мы посмотрим на записки Леонардо да Винчи, знаменитые его черновики, если мы посмотрим на записки других итальянских архитекторов, то мы увидим, что эти люди, мечтая об идеальном храме, в соответствии с принципами Возрождения (идеальная симметрия, всё построено на геометрии), строят такие центрические храмы, где в центре один цилиндр, а от него отходят лучами звезды всё уменьшающиеся цилиндры. И этот принцип мы видим в храме Василия Блаженного. В центре – действительно один центральный, самый большой Покровский столб, дальше – по четырём сторонам света – четыре поменьше, а в углах между ними – четыре ещё поменьше.

По поводу версии о схожести с татарской мечетью. Это маловероятно. В Казани действительно был ряд мечетей, которые были уничтожены, самая известная – Кул-Шариф, которую сейчас перестроили (правда, совсем не в том виде). Вряд ли могло быть у мечети в Казани в то время 8 минаретов. Потому что 8 минаретов могла иметь только самая главная мечеть в Мекке, а остальные мечети должны были иметь меньше минаретов. Так что я думаю, что количество этих церквей в Покровском соборе – скорее такая итальянская черта.

А вот с их названиями всё понятно. Их названия действительно напоминают нам о взятии Казани. Покровский придел, скорее всего, – в честь того, что Божья Матерь всегда покровительствовала русскому воинству. Дальше можно вспомнить придел Киприана и Иустины, который вообще посвящён 2 октября (день взятия Казани). По крайней мере, 5 из 9 церквей непосредственно отмечают события, связанные с казанским взятием. Можно вспомнить, что люди тогда были в основном неграмотными, летописи прочесть могли далеко не все. А вот когда перед вами каждый год разворачивалось по очереди празднование всех этих праздников, с крестными ходами вокруг этих церквей, то русский народ каждый год вспоминал об этой победе.

Историки так и не могу прийти к согласию: то ли Постник, то ли Постник-Барма, то ли итальянцы построили эту красоту

– Если мы смотрим на храм Василия Блаженного (Покровский собор) глазами инженера, то не могу не спросить, что необычного как инженер, Вы открыли в строительстве этого собора?

– Целый ряд вещей появляется впервые в храме на русской земле, а некоторые – вообще впервые во всём мире, как я считаю. Одна из самых очевидных вещей, бросающихся в глаза, – это то, что центральный придел накрыт шатром. Таких шатров в Москве было немного. Первый появился в Коломенском, скорее всего, – знаменитая Вознесенская церковь, включённая во всемирное наследие ЮНЕСКО. И ещё один из первых шатров – здесь. Очень интересная конструкция, которая широко была распространена в Италии. Можно вспомнить Пизу. Там, помимо Пизанской башни, есть ещё баптистерий, накрытый шатром.

А что впервые в мире появляется внутри нашего собора… Когда вы заходите в Покровский придел, западный торжественный парадный вход украшает плоский потолок.

– Не сводчатый, как это по всему собору, а именно плоский?

– Да. С земли он кажется практически ровным. Как же кирпич держится и не падает на головы? Оказывается, он прикреплён к некой конструкции, которая скрыта от наших глаз. Как раз в этой конструкции и вся прелесть. Это то, что называется у инженеров ферма. Ферма – это конструкция из треугольных элементов. Например, крупные торговые комплексы, цеха заводов, большие железнодорожные мосты устроены из таких ферм. И вот такие фермы поддерживают этот плоский потолок. Они сделаны из чугуна.

Откуда они там взялись, совершенно непонятно. Чтобы вы представили себе масштаб этого нововведения, следующие металлические стропильные фермы (то есть фермы, образующие крышу) появляются только в начале-середине XIX века! То есть, аж за 300 лет до общемирового прогресса в храме Василия Блаженного возникли эти конструкции. Если это были итальянцы-архитекторы, это ничего не объясняет: в Италии такого не было в те времена! До сих пор непонятно, как это возникло.

– То есть, здесь можно говорить, что мы опередили весь мир. Я читала, что Лазарь Каганович, который отдал приказ о разрушении храма Христа Спасителя, хотел разрушить и храм Василия Блаженного и даже сделал макет Красной площади. Принёс Сталину, оторвал макет собора, показал, как это будет выглядеть, на что Сталин с ужасом сказал: «Поставь на место».

– Я тоже слышал такие рассказы. Честно говоря, никогда не сталкивался с источниками, которые бы на них указывали. Хотя я думаю, что любая легенда в основе своей имеет какое-то рациональное зерно. И в данном случае она могла быть основана на тех многочисленных попытках властей как-то переделать этот собор. Работники собора неоднократно спасали какие-то части, и я думаю, что это воплотилось в эту легенду.

– Слава Богу, что спасли. И что мы в него теперь можем попасть. Собор этот закрывался только в период Великой Отечественной войны, всё остальное время был открыт, как и сейчас. Попасть туда можно в том числе с авторами проекта «Москва глазами инженера» – выбрать экскурсию на них, и своими глазами всё посмотреть.

Нераскрытые тайны. Храм Василия Блаженного (2014)

Святые мощи – загубленные души

Радость Мира

Правда о жизни и смерти Иисуса Христа

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех интересующихся…

Источники:

http://www.showbell.ru/legends/?st=vasil
http://ria.ru/20060629/50662033.html
http://genocid.net/%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D0%BD%D0%B5-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: