Авторы проекта барма и постник. Постник яковлев – зодчий всея руси

Авторы проекта барма и постник. Постник яковлев – зодчий всея руси

Богата древняя русская культура мастерами, чей самобытный талант воплотился в замечательных произведениях литературы, живописи, архитектуры. Но слишком мало имен сохранила нам древняя история.

Развитие русского зодчества в XVI веке отражало общегосударственный подъем, связанный с успешной борьбой за единство всей Русской земли, с ростом национального самосознания. Массовый рост городов и крепостей по всей территории государства, обширное внутригородское строительство способствовали численному и качественному росту строительных артелей. Почетным становится ремесло строителя, формируется личность зодчего. Их называют “государевыми мастерами”, самых выдающихся даже упоминают в летописях. В XVI веке их насчитывается более десяти. Среди них встречаются еще имена-легенды, которые до сих пор таят загадку. К таким мастерам относятся авторы выдающегося произведения русской архитектуры XVI века — храма Покрова “на рву” (Василия Блаженного).

Это мастера Барма и Постник. Вот как сообщает о них русский летописец в XVII веке: “…дарова ему (Ивану Грозному) бог дву мастеров русских по реклу Постника и Барму и была нремудри и удобпи таковому чудному делу”. Оба эти имени встречаются в летописных источниках в разной интерпретации. Есть упоминание только одного имени Бармы. А в одном из древних документов названо имя псковского “городовых и церковных дел мастера” Постника Яковлева, направленного Иваном Грозным в 1555 г. в числе других псковских строителей в Казань — “новый город Казань делати”. Есть и такое летописное известие, где имя Постник и прозвище Барма совмещаются в одном лице — “сын Постникова, по реклу Барма”.

При сопоставлении различных письменных источников и на основе изучения сохранившихся построек почти все исследователи сходятся на том, что зодчий Постник Яковлев, руководитель строительных работ в Казани и один из авторов Покровского собора в Москве, — одно и то же лицо. По второму вопросу — является ли он единственным автором знаменитого храма или же с соавтором — мастером Бармой — мнения расходятся. Наиболее распространенной и устоявшейся точкой зрения является та, которая признает авторство за двумя зодчими. Строительство храма, начатое совместно в 1555 г., через год после отъезда Постника в Казань продолжалось в течение четырех лет под руководством Бармы. Возможно, что основное композиционное и художественное решение тоже принадлежит последнему. Так это или нет, в настоящее время сказать с большой достоверностью трудно. Лишь в одном мнении сходятся все исследователи — созданное Бармой и Постником в середине XVI века произведение является величайшим творением.

Его возникновение связано с героическими событиями в русской истории — победой русских войск в 1552 г. под Казанью. Возвратившемуся из Казани войску была устроена триумфальная встреча, которая вылилась в народный праздник. Автор “Повести о Казанском взятии” с восхищением описывает народное ликование. Торжественное шествие русского войска во главе с царем Иваном Грозным запечатлено на иконе “Церковь воинствующая”. А в центре древней столицы, у стен Кремля на Красной площади, вознесся храм, равного которому ни до, ни после него не было создано на Русской земле. Он должен был прославить победу русского оружия и увековечить память всех погибших на полях сражений.

Все это определило характер архитектуры храма. Необычная композиция вызвана конкретной задачей, поставленной перед зодчими, — соорудить восемь церквей во имя святых, в дни празднования которых происходили основные события Казанского похода. Но уже при закладке храма зодчие внесли свои изменения, чтобы добиться большей органичности и совершенства композиции. Восемь церквей, расположенных вокруг девятой, центральной, поставлены на высоком подклете. Через несколько десятилетий с восточной стороны был пристроен десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, чтимого в народе. Центральная церковь посвящена празднику покрова, совпавшему по времени со взятием Казани. Храмы-приделы, расположенные по сторонам света, имеют форму восьмигранных столпов. Они значительно выше четырех других, поставленных между ними. Это постройки кубической формы с бесстолпным внутренним пространством. Они во многом напоминают маленькие посадские церкви, в обилии строившиеся в Москве в то время. Особенность четырех последних состоит в том, что два восточных придела не имеют алтарных выступов — апсид, а два других, у западной стены, примыкающей к центральной церкви Покрова, имеют диагональный скос. Отличительной чертой плана Покровской церкви является вытянутость внутреннего объема по оси запад-восток. Гармоничная композиция всей группы церквей, высотная соподчиненность их между собой создают сложный, но удивительно органичный архитектурный ансамбль. Снаружи все церкви, за исключением центральной, увенчаны рядами кокошников, взбегающих вверх к основаниям вытянутых барабанов. Иногда кокошники чередуются с архитектурной декоративной формой, напоминающей фронтоны. Центральная церковь перекрыта высоким граненым шатром, на звездчатом основании которого первоначально были поставлены восемь декоративных главок, как бы повторяющих общую архитектурную композицию. Все церкви богато и причудливо украшены. Цельность декоративного убранства достигается благодаря применению единого набора элементов, характерных для кирпичной архитектуры XVI века.

Читать еще:  Чистый четверг: обычаи, традиции и приметы. Чистый четверг

Первоначально в цветовом отношении собор был более простым — на краснокирпичных стенах выделялись белые детали. Пестрая раскраска глав и роспись фасадов появилась в XVII–XVIII веках; тогда же были сооружены крытые наружные галереи, окружающие собор, и шатровая колокольня.

Необычен интерьер храма. Небольшое внутреннее пространство, отсутствие алтарей в некоторых приделах свидетельствуют о второстепенности его церковного назначения. Обращают на себя внимание своды приделов, выложенные из маломерного кирпича; некоторые из них украшены необычной кладкой в виде спиралевидных звезд. По периметру основания шатра выложена из изразцовых плит надпись, рассказывающая о создании храма. Весь яркий облик памятника подтверждает предположение, что все внимание зодчих было сосредоточено на внешних формах постройки, на бросающихся в глаза конструктивных новшествах, на сочной скульптурности масс и живописности фасада.

Велико градостроительное значение этого храма. Он вынесен с территории государева двора за стены Кремля на торговую площадь. И размерами, и архитектурными формами храм господствовал над всем пространством площади и примыкающими к ней районами Китай-города и Замоскворечья.

Архитектура Покровского собора стоит особняком в ряду памятников XVI века. По сложности композиции, по художественной обработке фасадов и интерьеров храму близка церковь Иоанна Предтечи в Дьякове близ Коломенского, построенная предположительно в 1547–1553 (или 1554) гг. Это дало основание некоторым исследователям приписать авторство постройки строителям Покровского собора.

Как уже упоминалось, Постник Яковлев в 1556 г. в числе многочисленной артели псковских строителей по распоряжению Ивана Грозного был направлен в Казань для возведения новых крепостных стен. Имя его впоследствии многократно упоминается в Казанских писцовых книгах. Поэтому можно предположить, что он был руководителем строительных работ. Помимо построек в Казани по близкому сходству с ними псковским мастерам приписывается и создание двух храмов в Свияжске. Это два храма в Успенском монастыре — собор и Никольская трапезная церковь. Оба здания были значительно перестроены в последующие эпохи. Но и сейчас в них, как и в церкви Благовещения в Казанском кремле, можно видеть явно выраженные черты псковской архитектурной школы XVI века: завершение основного объема здания восьмискатным покрытием с трехчастным членением фасадов, оканчивающихся многолопастными арками, характерные декоративные мотивы из поребриков, бегунков, арочных тяг на апсидах, бровок над щелевидпыми окнами.

Значение сооружений, созданных русскими мастерами Бармой и Постником, и особенно самого прекрасного из них — Покровского собора в Москве, переоценить нельзя. Оно прежде всего в том, что в них утверждается талант и большое мастерство зодчих национальной архитектурной школы древнего Русского государства.

Постник Яковлев – зодчий всея Руси

Бесспорно, звезды на небе сложились особым образом, когда в XVI веке на Руси родился зодчий, которому довелось возвести сразу несколько уникальных храмов, дошедших до нас в статусе древнейших и неповторимых. Имя гению, подарившему Руси три бесценных с исторической и культурной точек зрения собора, Постник Яковлев.

Несмотря на то, что архитектурное наследие зодчего огромно, доподлинно о его биографии известно довольно мало. Даже имя – Постник Яковлев вызывает расхождение в толкованиях историков. Одни утверждают, что зодчего звали Посник, другие, что прозвище его было Барма, третьи, что Постник Яковлев и Барма – два разных человека. Относительно жизнеописания Постника Яковлева исследователи солидарны в одном – архитектор был родом из Пскова.

Именно из Пскова его и выписали в Москву по государеву указу для возведения храма, которому суждено было стать одной из жемчужин Первопрестольной – Собора Василия Блаженного или Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Считается, что некогда территория нынешней Красной площади было обнесена глубоким оборонительным рвом, засыпанным лишь в начале XIXвека, отсюда и название храма – «на Рву». Государем, повелевшим прислать псковского зодчего Яковлева, был не кто иной, как Иван IV, сын Василия III, вошедший в историю как Грозный. На эпоху его правления пришелся расцвет гения зодчего, который возвел три уникальных храма: Собор Василия Блаженного в Москве, Благовещенский собор в Казани и Успенский собор во Свияжске.

Собор Василия Блаженного стал первой работой, прославившей Яковлева. Стройка шла с 1555 по 1561 год. Возведение храма было приурочено к победе Ивана Грозного над Казанским ханством и взятию Казани. Собор имел уникальную архитектурную композицию – на одном подклете, то есть, основании, было построено 9 самостоятельных храмов, соединенных между собой сводчатыми переходами по периметру центрального храма. В летописях встречается упоминание о «чудесном обретении» девятого храма, но стройность композиции говорит скорее о точном расчете, чем о волшебном озарении Постника Яковлева. В первозданном виде собор находился до 1588 года, когда к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, жившего при храме, и фигурные главы.

Сегодня Собор Василия Блаженного является одной из самых часто посещаемых достопримечательностей Москвы, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является филиалом ГИМа. В советские годы поближе к собору был передвинут памятник Минину и Пожарскому. Для того чтобы осмотреть эти и другие достопримечательности Москвы, лучше забронировать отель заранее тут и остановиться в Первопрестольной с комфортом.

Читать еще:  Сотворённый по образу Бога. Сотворение человека

После завершения работ над Собором Василия Блаженного ходили слухи, что Иван Грозный ослепил зодчего, дабы он не превзошел свой архитектурный гений при возведении иного сооружения. Тем не менее, эта кровавая версия не получила исторических подтверждений, а напротив, была опровергнута. Самым очевидным доказательством ее ложности является самая древняя постройка Казани – Благовещенский собор.

После взятия Казани и ознаменования этого события строительством СобораПокрова Пресвятой Богородицы на Рву в Москве, Ивану Грозному предстояло заново застроить разрушенную во время захвата столицу Казанского ханства. На руинах, где сейчас стоит Казанский кремль, было необходимо возводить новые сооружения, среди которых были и православные церкви. Украсить покоренную Казань новыми храмами, было поручено Постнику Яковлеву. Все работы, осуществленные здесь, Яковлев провел вместе с другим псковским зодчим Иваном Ширяем. Их тандем был настолько успешен, что они продолжили трудиться вместе во Свияжске, над созданием архитектурного ансамбля Богородице-Успенского мужского монастыря.

Благовещенский собор Казанского кремля – самый удаленный образец псковской архитектурной школы. В 1561 году Яковлев и Ширяй прибыли в город вместе с 80 каменщиками и построили собор, ставший самым древним сооружением Казани. Немаловажно, что храм дошел до наших дней практически в первозданном виде и не претерпевал коренных изменений. Из всех православных храмов того времени сегодняшний день встретило лишь детище Постника Яковлева и Ивана Ширяя. Собор является действующим. Если вы хотите осмотреть весь комплекс Казанского кремля, ведь помимо собора на территории находятся такие жемчужины архитектуры как мечеть Кул-Шариф, Президентский дворец, башня Сююмбике, то рекомендуем отправиться сюда в полноценное путешествие и забронировать отель Казани

без лишних хлопот.

Наконец, последней работой Постника Яковлева, как уже было сказано раньше, считается Успенский собор Богородице-Успенского мужского монастыря в Свияжске . Некоторые исследователи ставят под сомнение авторство архитектурного ансамбля, но большинство признают узнаваемый стиль зодчего. Вместе с Иваном Ширяем Постник Яковлев возвел уникальное сооружение по которому можно судить в большой мере об архитектуре и росписи, фресках, датированных XVI веком. Монастырь был основан в 1555 году в то же время, что и Казанская епархия. Он был главным центром епархии, считался одной из богатейших обителей своего времени. Успенский собор считается шедевром мирового искусства, так как он один из двух храмов на территории страны, где уцелели полные циклы стенной живописи эпохи Ивана Грозного. Фрески собора, наряду с его архитектурой, являются всемирным раритетом.

Постник

Барма и Постник (Постник Яковлев)

Богата древняя русская культура мастерами, чей самобытный талант воплотился в замечательных произведениях литературы, живописи, архитектуры. Но слишком мало имен сохранила нам древняя история.

Развитие русского зодчества в XVI веке отражало общегосударственный подъем, связанный с успешной борьбой за единство всей Русской земли, с ростом национального самосознания. Массовый рост городов и крепостей по всей территории государства, обширное внутригородское строительство способствовали численному и качественному росту строительных артелей. Почетным становится ремесло строителя, формируется личность зодчего. Их называют «государевыми мастерами», самых выдающихся даже упоминают в летописях. В ХVI веке их насчитывается более десяти. Среди них встречаются еще имена-легенды, которые до сих пор таят загадку. К таким мастерам относятся авторы выдающегося произведения русской архитектуры XVI века — храма Покрова «на рву» (Василия Блаженного).

Это мастера Барма и Постник. Вот как сообщает о них русский летописец в XVII веке: «. дарова ему (Ивану Грозному) бог дву мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудры и удобни таковому чудному делу». Оба эти имени встречаются в летописных источниках в разной интерпретации. Есть упоминание только одного имени Бармы. А в одном из древних документов названо имя псковского «городовых и церковных дел мастера» Постника Яковлева, направленного Иваном Грозным в 1556 г. в числе других псковских строителей в Казань — «новый город Казань делать». Есть и такое летописное известие, где имя Постник и прозвище Барма совмещаются в одном лице — «сын Постникова, по реклу Барма».

При сопоставлении различных письменных источников и на основе изучения сохранившихся построек почти все исследователи сходятся на. том, что зодчий Постник Яковлев, руководитель строительныx работ в Казани и один из авторов Покровского собора в Москве,— одно и то же лицо. По второму вопросу — является ли он единственным автором знаменитого храма или же с соавтором — мастером Бармой — мнения расходятся. Наиболее распространенной и устоявшейся точкой зрения является та, которая признает авторство за двумя зодчими. Строительство храма, начатое совместно в 1555 г., через год после отъезда Постника в Казань продолжалось в течение четырех лет под руководством Бармы. Возможно, что основное композиционное и художественное решение тоже принадлежит последнему. Так это или нет, в настоящее время сказать с большой достоверностью трудно. Лишь в одном мнении сходятся все исследователи — созданное Бармой и Постником в середине XVI века произведение является величайшим творением.

Читать еще:  Психология как эмпирическая наука. Рациональная и эмпирическая психология (в истории становления психологии как науки)

Его возникновение связано с героическими событиями в русской истории — победой русских войск в 1552 г. под Казанью. Возвратившемуся из Казани войску была устроена триумфальная встреча, которая вылилась в народный праздник. Автор «Повести о Казанском взятии» с восхищением описывает народное ликование. Торжественное шествие русского войска во главе с царем Иваном Грозным запечатлено на иконе «Церковь воинствующая». А в центре древней столицы, у стен Кремля на Красной площади, вознесся храм, равного которому ни до, ни после него не было создано на Русской земле. Он должен был прославить победу русского оружия и увековечить память всех погибших на полях сражений.

Все это определило характер архитектуры храма. Необычная композиция вызвала конкретной задачей, поставленной перед зодчими,— соорудить восемь церквей во имя святых, в дни празднования которых происходили основные события Казанского похода. Но уже при закладке храма зодчие внесли свои изменения, чтобы добиться большей органичности и совершенства композиции. Восемь церквей, расположенных вокруг девятой, центральной, поставлены на высоком подклете. Через несколько десятилетий с восточной стороны был пристроен десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, чтимого в народе. Центральная церковь посвящена празднику покрова, совпавшему по времени со взятием Казани. Храмы-приделы, расположенные по сторонам света, имеют форму восьмигранных столпов. Они значительно выше четырех других, поставленных между ними. Это постройки кубической формы с бесстолпным внутренним пространством. Они во многом напоминают маленькие посадские церкви, в обилии строившиеся в Москве в то время. Особенность четырех последних состоит в том, что два восточных придела не имеют алтарных выступов — апсид, а два других, у западной стены, примыкающей к центральной церкви Покрова, имеют диагональный скос. Отличительной чертой плана Покровской церкви является вытянутость внутреннего объема по оси запад-восток. Гармоничная композиция всей группы церквей, высотная соподчиненность их между собой создают сложный, но удивительно органичный архитектурный ансамбль. Снаружи все церкви, за исключением центральной, увенчаны рядами кокошников, взбегающих вверх к основаниям вытянутых барабанов. Иногда кокошники чередуются с архитектурной декоративной формой, напоминающей фронтоны. Центральная церковь перекрыта высоким граненым шатром, на звездчатом основании которого первоначально были поставлены восемь декоративных главок, как бы повторяющих общую архитектурную композицию. Все церкви богато и причудливо украшены. Цельность декоративного убранства достигается благодаря применению единого набора элементов, характерных для кирпичной архитектуры XVI века.

Первоначально в цветовом отношении собор был более простым – на краснокирпичных стенах выделялись белые детали. Пестрая раскраска глав и роспись фасадов появилась в XVII — XVIII веках; тогда же были сооружены крытые наружные галереи, окружающие собор, и шатровая колокольня.

Необычен интерьер храма. Небольшое внутреннее пространство, отсутствие алтарей в некоторых приделах свидетельствуют о второстепенности его церковного назначения. Обращают на себя внимание своды приделов, выложенные из маломерного кирпича; некоторые из них украшены необычной кладкой в виде спиралевидных звезд. По периметру основания шатра выложена из изразцовых плит надпись, рассказывающая о создании храма. Весь яркий облик памятника подтверждает предположение, что все внимание зодчих было сосредоточено на внешних формах постройки, на бросающихся в глаза конструктивных новшествах, на сочной скульптурности масс и живописности фасада.

Велико градостроительное значение этого храма. Он вынесен с территории государева двора за стены Кремля на торговую площадь. И размерами, и архитектурными формами храм господствовал над всем пространством площади и примыкающими к ней районами Китай-города и Замоскворечья.

Архитектура Покровского собора стоит особняком в ряду памятников XVI века. По сложности композиции, по художественной обработке фасадов и интерьеров храму близка церковь Иоанна Предтечи в Дьякове близ Коломенского, построенная предположительно в 1547—1553 (или 1554) гг. Это дало основание некоторым исследователям приписать авторство постройки строителям Покровского собора.

Как уже упоминалось, Постник Яковлев в 1556 г. в числе многочисленной артель псковской строителей по распоряжению Ивана Грозного был направлен в Казань для возведения новых крепостных стен. Имя его впоследствии многократно упоминается в Казанских писцовых книгах. Поэтому можно предположить, что он был руководителем строительных работ. Помимо построек в Казани по близкому сходству с ними псковским мастерам приписывается и создание двух храмов в Свияжске. Это два храма в Успенском монастыре — собор и Никольская трапезная церковь. Оба здания были значительно перестроены в последующие эпохи. Но и сейчас в них, как и в церкви Благовещения в Казанском кремле, можно видеть явно выраженные черты псковской архитектурной школы XVI века: завершение основного объема здания восьмискатным покрытием с трехчастным членением фасадов, оканчивающихся многолопастными арками, характерные декоративные мотивы из поребриков, бегунков, арочных тяг на апсидах, бровок над щелевидными окнами.

Значение сооружений, созданных русскими мастерами Бармой и Постником, и особенно самого прекрасного из них — Покровского собора в Москве, переоценить нельзя. Оно прежде всего в том, что в них утверждается талант и большое мастерство зодчих национальной архитектурной школы древнего Русского государства.

Источники:

http://litra.pro/zodchie-moskvi-xv—xix-vv/sbornik/read/5
http://www.drivernotes.net/post_postnik_yakovlev__-_zodchij_vseya_rusi_32808.html
http://ecology-mef.narod.ru/arch/postnik.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: