Антонио сийский монастырь история возникновения. Очень личные заметки об антониево-сийском монастыре
Содержание
- 1 Антонио сийский монастырь история возникновения. Очень личные заметки об антониево-сийском монастыре
- 1.1 История
- 1.2 Возрождение монастыря
- 1.3 Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь
- 1.4 История основания архангельской святыни
- 1.5 Духовное наследие святителя Феодосия
- 1.6 Время разрушения
- 1.7 Время возрождения
- 1.8 Современное состояние
- 1.9 Святыни и престольные праздники
- 1.10 Информация для паломников
- 1.11 По святым местам. Антониево-Сийский монастырь. Часть 1
История
Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя Свято-Троицкий монастырь.
Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).
В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).
В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета — драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому — серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря — игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.
В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.
В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.
С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.
Возрождение монастыря
В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.
Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).
В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия.
По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф».
В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.
Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь
В Холмогорском районе Архангельской области находится святое место, пребывание в котором заставляет забыть о быстротекущем времени и неурядицах этого мира.
Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь — православная мужская обитель с древней историей, несущая духовное очищение и спасение как северному краю, так и всей России. В 2020 году одна из главных христианских российских святынь будет отмечать свое пятисотлетие.
История основания архангельской святыни
Сийским монастырь называют из-за его нахождения на реке Сия, которая вытекает из Большого Михайловского озера.
Троицкий Антониево-Сийский монастырь берет свое историческое начало с начала 1520 года, когда преподобный Антоний, покинувший Шелексенскую Троицкую пустыню, в сопровождении верных иноков поселился на архангельской земле.
Святитель Антоний
Интересна предыстория жизни святителя Антония.
- Его родители в середине 15 века переехали из Новгорода Великого в Двинскую область, село Кехта. Никифор, отец будущего преподобного, был зажиточным крестьянином. Они с женой Агафьей славились своим христианским благочестием, но Господь не давал им деток.
- Много времени провела пара в молитвах, паломнических поездках и вымолила мальчика, которого крестили Андреем. Богом посланный мальчуган рос смышленым, в возрасте 7-ми лет он уже прекрасно читал и обрел навыки иконописи, обучаясь у местного священника этому искусству.
- В возрасте 25 лет Андрей похоронил родителей и решил вернуться в Великий Новгород, где женился на прекрасной дочери местного боярина. Судьба распорядилась таким образом, что вскоре молодая жена, за ней и ее отец отошли к Богу, после чего Андрей принял решение посвятить себя Господу, поселившись в мужской обители Каргополя.
- Вскоре он принимает монашеский постриг с именем Антоний, тяжко трудится, находит утешение в молитвах и уходе за больными и немощными.
Ни один раз иноки изнемогали от непосильного труда, но силой молитвы приобретали силы.
Вскоре маленькая деревянная Живоначальнотроицкая церковь выросла среди прекрасного озера, и потянулись прихожане к иконе Святой Троицы, написанной самим отцом Антонием и вскоре явившей свои чудеса. Спасающую силу образа все увидели в момент попадания молнии в храм, когда все вокруг выгорело, а святой лик сохранился невредимым.
Открытие монастыря
В 1552 году великий князь Василий Третий благословил открытие Свято-Троицкого монастыря по просьбе преподобного Антония.
- 39 лет посвятил святой Антоний своему детищу, в возрасте 79 лет отошел к Творцу, оставив мужскую обитель под попечительство старца Кирилла.
- В 1587 году была получена грамота на возведение каменного храма, строительство которого из-за смутных времен, частой смены царей, растянулось на 2 десятилетия.
- Это время занесено в историю русской державы, ибо Борис Годунов сослал сюда Феодора Романова, который был пострижен в монахи, и был известен, как Филарет, ставший патриархом всей Руси после возвращения из ссылки.
Пожар 1658 года уничтожил практически все постройки, от огненной силы плавились даже колокола. Насельники приняли это как наказание за изгнание преподобного Феодосия, он был оклеветан и скорее возвращен для восстановления святыни.
Интересно! В начале 17 века Антонево-Сийская мужская обитель является одной из главных святынь русского севера, привлекающая паломников множеством старинных икон, богатой библиотекой и драгоценными украшениями святынь.
Ныне всего этого нет, но сохранена могила преподобного Антония.
В «Кормовой книге» записаны все благодетели, сделавшие пожертвования на развитие монастыря, среди них братия постоянно поминает царей:
- ВасилияІІІ;
- Иоанна Грозного;
- Федора Иоанновича;
- Бориса Годунова.
Вошедший в силу Троицкий Антониево-Сийский монастырь обладал крупной казной, из которой не раз выдавались деньги в долг государям для ведения военных действий.
Важно! Сийская святыня принимала на поклонения царей, в лице императоров Александра Первого, Александра Второго и ряда августейших особ.
17 век стал временем расцвета Антониево-Сийской мужской обители в Архангельске, приезды царственных особ собирали множество паломников и прихожан, что способствовало накоплению казны.
С 1652 года монастырем управляют архимандриты.
Более 200 монахов проживало в то время в обители, были возведены храмы:
- Живоначальный Троицкий с церковью преподобного Антония;
- Благовещения Пречистой Божьей Матери с приделом в честь Николая Угодника;
- колокольня Святителей Московских;
- надвратный в честь Сергия Радонежского.
В монастырских владениях находились деревни, земли, солеварни, рыбные промыслы по всему Кольскому полуострову.
Из поколения в поколение передается предание о том, что во времена грозящего голода из-за холодов и ненастья, в 1672 году Иоанн Тырданов был посещен преподобным Антонием, который нарекал жителям полуострова за грешную жизнь, несоблюдение постов. Святой повелел совершить Крестный ход из святыни к месту его начального обитания на озере Угловатое, названное в народе Святым.
После Крестного хода установилась хорошая погода. Угроза голода миновала, а около Святого озера возникла Крестовоздвиженская церковь, к которой с 2000 года ежегодно совершает Крестный ход в первое воскресенье Петровского поста.
Духовное наследие святителя Феодосия
После кончины в 1687 году преподобного Феодосия обитель получила неоценимое наследство — книги, 25 из них были написаны вручную, 28 — напечатаны.
Ризница Сийской обители являлась хранилищем более двадцати тысяч православных изданий. Там же была собрана целая коллекция ювелирных изделий, имеющих историческую ценность:
- редчайшей святыней был ковчежец для хранения святых мощей, сделанный из серебра;
- особой реликвией считалось Евангелие 1570 года;
- чаша для святой воды была датирована 1589 годом;
- серебряную с позолотой дарохранительницу в 1685 году преподнес архимандрит Никодим.
В 18 веке императрица Екатерина Вторая отбирает у монастырей земли, урезает средства на монастырское содержание до 1000 руб. в год, после чего монастырское существование приходит в упадок.
Ещё статьи о православии:
В 19 веке расцветает миссионерская деятельность, направленная на просвещение народов Севера.
В начале 20 века паломников встречал перезвон 20-ти колоколов, поражала красота покрытых позолотой иконостасов, еще можно было поклониться святым мощам св. Антония и помолиться у древних образов Святой Троицы и Богородицы «Смоленская».
Святость и красота Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря надолго оставались в памяти паломников.
Время разрушения
В 1920 году на монастырской территории большевики устроили колонию для малолетних преступников. Церковные ценности вывезли, старинные издания были переданы в архив Архангельска, а затем перевезены в Москву, монашескую братию разогнали или отправили в ссылку.
Впоследствии здесь была трудовая коммуна, бом отдыха, интернат детей-инвалидов и престарелых людей, только большой пожар 1992 года прекращает вакханалию в святых стенах.
Огонь полностью уничтожил кровлю, но нетронутыми оказались мощи святого Антония.
Время возрождения
В начале осени 1992 года епископ Архангельский и Холмогорский Пантелеимон добивается у Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ благословения на возвращения уникальной архангельской святыни под лоно православной Церкви.
Назначенный настоятелем попранной обители иеромонах Трифон застал только развалин, но он почувствовал живой дух святителя, основателя святыни преподобного Антония и в октябре 1992 года провел первую Литургию в Сергиево-Радонежской церкви.
Так началось возрождение православия в северном крае России.
Прибывшие монахи возобновили работу в иконописной мастерской, начали совершать служения в приходах края, не имеющих своих священников. Монастырская братия с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во славу Божью на восстановлении Сийской святыни.
Современное состояние
К празднованию 500-летия обители в 2020 году ведутся интенсивные работы. Практически восстановлены:
- храм-колокольня в честь Трех Московских Святых;
- Сергиево-Радонежская надвратная церковь;
- Церковь Благовещения Пречистой Богородицы;
- трапезная.
Монастырская братия активно занимается сельхозработами, обрабатывая поля и лесные угодья, разводят животных, в том числе и лошади. При монастыре работает не только иконописная мастерская, но и пекарня. Есть скорняжный и чеботарский цех. Развивающая монастырская деятельность способствовала появлению подворий по всей России, в том числе Москве и Вологде.
С 2010 года настоятелем Свято-Троицкого монастыря является игумен Варлаам.
Святыни и престольные праздники
Прихожане и паломники приходят с молитвами и поклонениями перед монастырскими святынями, святыми образами:
Тысячи прихожан и паломников собираются на территории Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря в день Святой Троицы, который отмечается на пятидесятый день от Воскресения Иисуса Христа.
7 апреля в особой атмосфере покаяния и благоговения проходит Литургия в честь Богородицы, принявшей со смирением и великим доверием Благовещение Господнее о даровании ей права родить Сына от Духа Святого.
18 июля и 8 октября воздается память Московским Святым и преподобному Сергию Радонежскому.
Информация для паломников
Все желающие могут доехать да архангельской святыни, с автовокзала Архангельска до Сии ходят регулярные автобусные рейсы.
Людям престарелого возраста, больным и родителям с детьми следует учесть, что от остановки до монастыря надо пройти до 9 км пешком. Комфортабельная гостиница «Сийский паломник» принимает на ночлег паломников, решившихся провести в святом месте не один день.
Для монастырской братии и паломников, прибывших пожить жизнью монахов, богослужения начинаются в 5.30 молебном преподобному Антонию, в 6.30 начинается полунощница.
Прихожане приходят на утреню, она начинается в 7.00 по будним дням, в 8.00 — по воскресеньям и праздникам. В 9.00 звучит Литургия. Вечернее служение — в 21.00. после него чтение вечернего правила и крестным ход с чтением 150 молитв.
По святым местам. Антониево-Сийский монастырь. Часть 1
Аудио
Мы начинаем рассказ о святой обители с истории становления монастыря. Вы узнаете о его небесных покровителях, знаменитых насельниках и паломниках, а также о храмах монастырского полуострова.
Наша программа продолжает знакомить вас со святыми местами Архангельской митрополии. Эта земля вообще интересна тем, что здесь очень много озер, их даже называют жемчужинами этого края. Так вот, на одном из озер на полуострове располагается Антониево-Сийский монастырь. О нем и пойдет наш сегодняшний рассказ.
Игумен Варлаам (Дульский), наместник монастыря:
– Одно из самых живописных мест на Русском Севере – Сийский монастырь; десятки озер вокруг, это очень красиво.
Как получилось, что в XVII веке игумен Феодосий дважды становится настоятелем Антониево-Сийского монастыря, почему молодому Михаилу Ломоносову подарили здесь тулуп и за что святого Антония Сийского так любят на его родине в местечке Кехта? Обо всем этом, а также об истории становления монастыря на полуострове Большом Михайловском расскажем в первой части программы, посвященной святой обители. Из Архангельска в Антониево-Сийский монастырь мы ехали около двух часов, преодолевая расстояние в 158 километров. Двигались мы по старому Петербургскому тракту, еще в XVIII столетии по этой дороге можно было добраться в столицу Российской империи. «Хоть кривой, но кехтацкий» – такого принципа молодые поморки придерживались при выборе спутника жизни. Но местечко Кехта славилось не только своими женихами, здесь родился святой Антоний Сийский.
– Год основания нашей обители – 1520-й, в следующем году мы будем праздновать пятисотлетний юбилей. Не так далеко здесь располагается деревня Кехта, откуда родом преподобный Антоний (в миру Андрей). Пострижение он принимал в монастыре Пахомия Кенского. По тем временам это был известный монастырь, который управлялся старцем Пахомием, и в послушании у старца Антоний провел несколько лет. Из всей братии он сразу как-то выделялся, был рукоположен в иеромонахи, ему доверяли, его любили, но, видимо, по своему складу, он тяготился такими отношениями.
Но, желая уединенной жизни, Антоний с двумя учениками стал искать место для монастыря. И вот по лесным рекам он уже с шестью учениками постепенно сплавился к этому полуострову.
– Они повстречали крестьянина, охотника и промысловика, история даже имя его сохранила, это был крестьянин Самуил. Он рассказал Антонию, что неподалеку есть место, которое, наверное, подойдет им для обустройства монастыря.
Местные жители и охотники, забредавшие сюда, не селились здесь.
– По той причине, что те охотники слышали колокольный звон. Некоторые рассказывали, что даже видели видения, как монахи заготавливают лес. Антоний, когда услышал этот рассказ, видимо, понял, что Господь указывает данное место, и с этого началось обустройство обители.
Сначала в землянках, а после в деревянных кельях и храмах молились иноки, нелегко им приходилось здесь, особенно первые четыре года. В одно время монахи так голодали, что хотели разойтись, но после горячих молитв преподобного в обитель пришел некий путник: он принес муки, масла и денег на устроение монастыря.
В самом начале XVII века сюда в ссылку был отправлен боярин Федор Романов, отец будущего первого царя из династии Романовых. Опальным он стал потому, что Борис Годунов считал его своим соперником и основным претендентом на русский престол. В то же самое время здесь продолжалось возведение Свято-Троицкого собора. Руководил работами московский мастер, которого сюда направил царь Федор Иоаннович, но удаленность святой обители, междуцарствие и Смута растянули процесс стройки на долгие двадцать лет.
– Это архитектура своего времени, вообще на Севере немного сохранилось каменных храмов такого вот масштаба – Соловецкий монастырь, остатки Николо-Карельского монастыря на территории «Севмашпредприятия» (это оборонные предприятия в городе Северодвинске). Антониево-Сийский монастырь – это узкие окна, это очень мало света в храме, некая камерность. В том числе у этого есть свои практичные цели: сохранить тепло; маленькие окна – это вот вопрос отопления, сбережения тепла. Но самый любимый наш – главный Свято-Троицкий собор; по причине того, что основатель преподобный Антоний погребен в Троицком соборе. В документах сохранилось описание, чтобы его погребли справа от алтаря Троицкой церкви.
Перед своей кончиной преподобный составил завещание, сейчас оно хранится в Архангельском краеведческом музее. В этом завещании святой Антоний написал братии увещевание о духовной жизни.
– Он бывал по делам в разных местах, в том числе и в Первопрестольной. Его очень уважали и любили разные люди, в том числе и те, кто впоследствии оказывал помощь монастырю, – это и Иван Грозный, и разные бояре. Несмотря на такое почитание и такое отношение к себе, он был очень скромным, нелицемерно скромным, и современному человеку подчас даже это непонятно и не очень в это верится. Он завещал себя не погребать, не оказывать ему никаких почестей, просто оставить на съедение диким зверям в лесу. Братия ему ответила, что это единственное, чего они из завещания не выполнят.
Под спудом мощи святого пребывают и по сей день, но если эта святыня сохранилась, то мощи других праведников были осквернены. Там, где пребывали останки сийских святых, в советское время установили дизель-генераторы, а для этого вырыли фундамент и выкинули мощи.
– Рядом с Троицким собором усыпальница, а в усыпальнице погребены четверо особо почитаемых насельников монастыря. Один из них игумен Феодосий. Другой – инок Паисий; он был пострижен в нашем монастыре, но когда был по делам в Москве, его заприметили как человека активного, хозяйственного, толкового и оставили при Патриаршем дворе. Он становится патриаршим казначеем (лет тридцать он был казначеем патриарха, это очень серьезный чин с серьезным ресурсом). И родной обители оказывает очень серьезную поддержку. Паисий завещал похоронить его в Сийском монастыре. Митрополит Новгородский приезжал возглавить отпевание. Такая история сложилась с нашим Паисием. Также там погребены еще двое. Мало что известно об их жизни, но очень почитаемы на Севере два инока – Никанор и Исаия. Поморы их почитали как покровителей мореплавателей и рыбаков. В настоятельство игумена Феодосия эти мощи были перенесены в Сийский монастырь для большего прославления.
Игумен Феодосий – личность для монастыря значимая. Он родился неподалеку, в Холмогорах, и в 18 лет пришел в Сийский монастырь, а уже в тридцать стал настоятелем святой обители. Он заложил Благовещенскую церковь, стал строить колокольню, но дальше не все шло так гладко.
– Монастырь посещал патриарх Никон. Он любил Север, паломничал на Соловки, и в его приезд в тот момент в братии произошло разделение. Игумен Феодосий, будучи деятельным, вызывал к себе, возможно, разное отношение. И некоторые из братии обратились к патриарху с жалобами на своего игумена (точно мы уже не знаем, по какой причине). Я думаю, что патриарх, общаясь с игуменом Феодосием, увидел в нем неординарную личность. Пользуясь случаем, он просто забирает его отсюда и ставит игуменом важного для себя Кожеозерского монастыря. Он же не отправил его просто куда-то в знак наказания. Он ставит его игуменом своего монастыря, который был для него важен, он его очень любил.
Игумен Феодосий отстраивал Кожеозерский монастырь, а в Сийском тем временем жизнь приходила в упадок.
– Братья его уже с покаянием, со слезами, с радостью приняли, потому что очень его ждали, понимали, что было просто недоразумение. Патриарх Никон так рассудил по-своему, можно сказать, воспользовался ситуацией, а братии был преподан урок, что интриги не самый лучший способ для выяснения отношений и что надо по любви все обустраивать.
Строительство Благовещенского храма также было завершено в годы управления обителью игуменом Феодосием. Благовещенская церковь интересна тем, что там располагалась поварня, пекарня, а также многочисленные складские помещения, где хранили картошку, капусту, а в больших деревянных бочках соленую семгу. Наверху, в шатре, был еще один храм, его посвятили небесному покровителю первого царя из династии Романовых. Но если первые Романовы благоволили святой обители, то XVIII век стал для монастыря непростым периодом – книжный центр Русского Севера постепенно приходил в упадок.
– XVIII век – это уже реформа секуляризации и реформа церковно-государственных отношений. Монастырь постепенно хирел, но кто-то отмечает все-таки его ухоженность, он долгое время сохранялся.
А в декабре 1730 года здесь побывал Михайло Ломоносов. Он находился в монастыре во время своего пути в Москву. У историков есть данные, что здесь стряпчим трудился его дядя, и он подарил своему племяннику тулуп.
– В XIX веке монастырь внес свою лепту в миссионерское служение на Севере – один из наших настоятелей, архимандрит Вениамин (Смирнов), несколько лет проповедовал ненцам (самоедам) на побережье Белого моря. Достаточно успешная была миссия, 80 лет сийские архимандриты возглавляли Архангельскую семинарию. Я хочу сказать, что монастырь внес свой достаточно серьезный вклад в развитие церковной жизни.
Наш рассказ об Антониево-Сийском монастыре мы обязательно продолжим: расскажем вам о его сегодняшних насельниках, о том, как связана обитель с преподобным Сергием Радонежским, а также о том, в какие дни здесь ждут паломников, собравшихся приехать на монастырский полуостров.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Источники:
http://siyamon.ru/history/
http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/antoniev-sijskij-monastyr.html
http://tv-soyuz.ru/peredachi/po-svyatym-mestam-antonievo-siyskiy-monastyr-chast-12