Зачем обращаются к иконам иова почаевского. Преподобный Иов Почаевский (†1651)

Чему нас учит пример Иова Почаевского?

Преподобный Иов Почаевский — один из самых почитаемых в Украинской и Русской Православных церквах святых. С дня его кончины прошло свыше 350 лет. Но время не может ослабить духовную связь, крепко установившуюся между ним и верующими. 10 ноября, в день памяти преподобного, редакция нашей рубрики напоминает о житии и чудесах любимого святого.

Ушел в монастырь… в 10 лет

Преподобный Иов Почаевский родился около 1551 года в Западной Украине, на территории Галиции. Сегодня это село Угорники Коломыйского района Ивано-Франковской области. Родители его были глубоко верующими, они назвали своего сына Иваном — в память об Иоанне Предтече.

Когда мальчику исполнилось лишь 10 лет, он тайно ушел из дому в Угорницкий монастырь. До нас не дошло историй о том, что родители искали сына, а настоятель обители не пускал мальчика без согласия отца и матери. Наоборот: все увидели в случившемся волю Божью, а игумен сумел разглядеть в Иване будущего подвижника.

Через два года мальчика постригли в иноки с наречением имени Иов — в память о ветхозаветном праведнике Иове Многострадальном.

Для современного человека кажется очень странным, как 12-летний мальчик может быть «настоящим монахом». Но именно таким, не по годам духовно взрослым, был Иов Почаевский.

В 30-летнем возрасте его постригли в великую схиму. Схимники, в некотором смысле, — это высшая степень монашества. Принявшие схиму освобождаются от всех послушаний, кроме служения Литургии и духовничества. Схимонахи живут уединенно и все возможное время посвящают молитве. В таком духовном подвиге преподобный прожил 70 лет.

Еще интересно, что во время пострига в схиму ему вновь нарекли имя Иоанн, но в церковный календарь он вошел именно как Иов.

Дубенский монастырь и испытание веры

Это было нелегкое для Православной Церкви время, в связи с тяжелой политической ситуацией Западная Украина все более втягивалась в унию. В 1596 году как компромиссный вариант возникла Греко-католическая церковь, сохранявшая православный обряд, но принимавшая главные католические догматы и подчинявшаяся Папе Римскому.

Даже тогда, когда многие интеллигентные люди того времени принимали униатство, Иов Почаевский твердо отстаивал православие. О его твердости указывала даже фамилия — Железо.

С 1580 года по многочисленным просьбам князя Константина Острожского преподобный переходит в Дубенский Крестный монастырь.

Здесь их общими усилиями — князя и монаха — образуется кружок духовного просвещения и твердого стояния в православии. Иов поддерживает просветительскую деятельность. По его благословению в 1581 году Иван Федоров издает Острожскую Библию, усилиями преподобного при монастыре переводят труды отцов Церкви.

За короткое время Иов стал известной личностью:

  • о нем распространилась слава монаха, подвижника и просветителя;
  • из-за его просветительской деятельности растет недовольство со стороны принявших католичество или более компромиссную унию.

В сложившейся ситуации Иов Почаевский принимает решение уединиться где-то вблизи Почаевской горы. Но совсем уединиться ему не удалось. Через некоторые время его разыскали почаевские иноки и пригласили стать их игуменом.

Игумен почаевский

За время настоятельства Иова в обители был установлен общежительный устав, сооружен Свято-Троицкий собор и шесть храмов. Не забыл игумен и о просветительской деятельности, а также о своих схимнических обетах.

Многие источники свидетельствуют о том, что в 1626 году преподобный создал типографию при монастыре, также написал изрядное количество сочинений в защиту православной веры. Он был автором «Книги Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». Труд вышел спустя почти 200 лет под иным названием («Пчела Почаевская»).

Пещерка святого Иова

Почти все свое время Иов Почаевский проводил в уединении. Сегодня каждый приехавший в Почаевскую лавру может увидеть пещерку преподобного. Некоторые паломники даже боятся туда залазить: в ней тесно, влажно и неудобно. Но святого Иова это отнюдь не пугало: он целыми часами стоял на коленях и молился. Как пишет его биограф монах Дионисий, у святого от этого болели ноги, покрывались кровавыми ранами. Но боль не останавливала подвижника.

Божественный свет

Один из учеников святого видел, как тело преподобного просияло неземным светом. Так в свое время перед Мотовиловым озарился Серафим Саровский. Так сиял Сергий Радонежский после встречи с Богородицей. Так, наверно, просиял Христос в день преображения. Это неземной свет, и к нему призваны все мы. Иов Почаевский удостоился его уже на земли.

Нетленные мощи

Тело святого, которого коснулась Божья благодать, даже после смерти осталось нетленным. А умер святой в 1651 году, в возрасте 100 лет. Ни постоянные посты, ни кровавые струпы на ногах, ни скудная пища не подкосили его телесное и душевное здоровье. Испытание временем не повлияло на его нетленные мощи. Ведь святость не подвластна земным законам.

Чудеса Иова Почаевского

Чудесные явления сопровождали преподобного как при жизни, так и после смерти.

«…Тобой Господь хочет открыть кости мои»

Через восемь лет после смерти преподобного были обретены его чудотворные мощи. Этому событию предшествовало явление святого киевскому митрополиту Дионисию. Во сне почаевский игумен обратился к митрополиту: «…Тобой Господь хочет открыть кости мои».

Митрополит Дионисий, как и подобает верующему человеку, не сразу поверил снам, ведь согласно церковному учению, большинство сновидений — от лукавого. Но Иов Почаевский явился и второй раз, и третий. Только после этого киевский митрополит направился в Почаев и повелел открыть гроб с останками святого. Мощи лежали нетленными, от них исходило удивительное благоухание.

Явление Богородицы и преподобного Иова

В 1675 году, когда Почаевский монастырь окружили турки, иноки всю ночь коленопреклонно молились перед чудотворной Почаевской иконой. О ней мы уже писали в статье «Почаевская икона Богородицы: самые интересные факты о святыне». На утро монахи не прекращали молиться. Во время пения «Взбранной воеводе…» они увидели в небе Деву Марию с сонмом ангелов. Перед Царицей Небесной на коленях молился Иов Почаевский.

Как греко-католики поверили в святость преподобного

В 1713 году монастырь перешел в подчинение греко-католиков, но и тогда чудеса от мощей святого не прекращались. Говорят, что униаты уверовали в праведность преподобного, даже составили ему службу и просили Папу Римского причислить праведного Иова и к католическим святым. Но к этому не дошло: уж больно Иов Почаевский отстаивал православие и был против унии.

В 1831 году Почаевская обитель снова вернулась к Православной Церкви. Чудотворения от Почаевской иконы и мощей преподобных Иова, а спустя века и Амфилохия, не прекращаются.

Если вас заинтересовало жизнеописание преподобного Иова, предлагаем дополнительно посмотреть это видео:

Железное стояние преподобного Иова Почаевского

10 сентября (28 августа по ст.ст.) празднуется обретение мощей этого святого, стоявшего железной стеной за Русское Православие. Не забудем, что территория, где располагается нынешняя Западная Украина, в 1596 году приняла так называемую Брестскую унию, что означало «присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии (в составе Константинопольского патриархата) во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой, на территории Речи Посполитой».

Но несокрушимо стоял в вере преподобный Иов Почаевский, настоятель Почаевского монастыря, и, оправдывая свою фамилию, с железной твердостью боролся с униатами, отошедшими от Православия под покровительство Римского папы. Крепок духом и верой был преподобный Иов, не случайно и сегодня к его святым мощам, упокоенным в раке возле пещерки, где он молился на Почаевской горе, притекает множество людей со всего Русского Мiра.

А униатам (греко-католикам) – как тогда, четыреста с лишним лет назад, так и сейчас – палец в рот, меж тем, не клади. Мало того, что они, начиная с 1991 года захватывали храмы и приходы нашей канонической Церкви, которая после судьбоносного Харьковского архиерейского собора 1992-го года стала именоваться Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, но и беспрецедентно, впервые в истории, в период правления президента Виктора Ющенко, выстроили свой кафедральный храм на левом берегу Днепра, в Дарнице. В нынешние дни они активно свершали свои «молитвенные действия» на «евромайдане», вплоть до призыва некоторых «священников»-униатов к убийству «москалей», «коммуняк» и иных. Похоже, греко-католики восприняли неонацистский, необандеровский переворот на Украине как свой собственный, родной, позволяющий резко усилить свою экспансию на восток Украины, на территорию канонического Православия, где они прежде бывали лишь в период немецко-фашистской оккупации.

Читать еще:  Какие существуют приметы. Бабушкины приметы

Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при православной вере обретается

Богу было угодно явить на Западной Руси сего угодника Своего в час великих и страшных испытаний, обрушившихся на православных в тех краях. Вот что писал в 1632 году митрополит Исаия Копинский Московскому Патриарху: «Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при благочестии и православной вере обретается». Именно им – «худым и не славным» – крестьянам, ремесленникам, купцам, духовенству предстояло бороться с влиянием иезуитов, особо активизировавшихся в то время. Духовным стержнем, символом этой борьбы стал игумен Почаевской обители преподобный Иов.

Преподобный жил в трудные для России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся жестоким церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный использовал все свои возможности для укрепления Православия, для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание.

Молитвенные подвиги и благочестивая жизнь подвижника не укрылись от людей. Известность о нем широко распространилась по всему краю.

К преподобному стали тянуться вельможи, просившие духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия князя Константина Острожского. Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более двадцати лет, именно к тому времени относится заключение Брестской унии и последовавшие притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы Римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям Дубенского игумена.

По благословению святого в 1581-1582 годах в Остроге была издана первопечатная славянская Библия, известная как Острожская Библия

Во время пребывания в Дубне святой приступил к распространению православных книг. С этой целью он подвигнул некоторых на переводческую деятельность и переписку книг. По свидетельству жития, преподобный и сам участвовал в том труде. По благословению святого в 1581-1582 годах князь Константин издал в Остроге первопечатную славянскую Библию, известную историкам и литературоведам всего мира как Острожская Библия.

Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. С Дубенским монастырем преподобного вязали без малого 20 лет настоятельства, тем не менее, тяготясь игуменством, он оставил эту обитель и около 1604 года, стремясь к отшельническим подвигам, нашел пристанище в скромной обители неподалеку – на горе Почаевской, где издавна селились многочисленные рачители безмолвия.

Преподобный Иов искал в Почаевской обители безвестности и свободы для молитвы, но иноки, вскоре почувствовавшие в пришельце духовную силу, единодушно и со слезами просили его стать их игуменом. Святой был вынужден уступить, и вскоре его трудами монастырь Почаевский упрочил свое положение и возвысился над прочими западнорусскими обителями. Он стал пользоваться материальной поддержкой местных дворян, избежавших отпадения в унию. Так, в 1649 году на средства помещиков Феодора и Евы Домашевских в обители был построен каменный храм во Имя Пресвятой Троицы, в который был передан запечатленный в камне отпечаток цельбоносной Стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона.

Но вскоре последовали бедствия. В 1607 году на обитель напали татары и, ограбив, убили одного из иноков. В 1620 году внук Анны Гойской, протестант Андрей Фирлей, задумал прогнать иноков с Почаевской горы, для чего отобрал у них земельные угодья и, ворвавшись со слугами в монастырь, унес чудотворную икону. После этого дом Фирлея постигли бедствия и болезни, не прекращавшиеся до тех пор, пока икона не была возвращена в монастырь.

В результате огромных усилий удалось вырыть на Почаевской горе колодец и тем самым дать обители воду (соседние источники были отобраны Фирлеем).

Особенно важной для укрепления Православия на Волыни стала книгоиздательская и литературная деятельность святого. В начале XVII века в этом крае осталась всего одна славянская типография – Почаевская. Ее-то и использовал преподобный в целях борьбы с иноверием. Здесь печатались книги обличительного и догматического характера, православные молитвы, послания, особо важные в условиях католической экспансии в Западной Руси.

Долгие годы (до 1932-го!) в Почаевском монастыре хранился труд самого преподобного «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его писанная», содержащая до 80-ти бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих, аскетических и полемических сочинений (издана в 1884 году в Киеве на русском языке под названием «Пчела Почаевская»).

Главной для святого старца была борьба с католиками и протестантскими сектантами. Преподобный присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, состоявшемся в связи с возвращением в Православие отпавшего в унию архиепископа Мелетия Смотрицкого. Именно преподобный Иов писал соборное определение, свидетельствующее о верности восточному Православию.

Вместе с видимыми трудами проходила и незримая молитвенная жизнь святого. Одиночество, столь им искомое, преподобный Иов находил в дикой пещере на горе Почаевской. Эта пещерка была весьма узкой и крохотной, в ней им было пролито немало сердечных слез «о мире, во зле лежащем», как выразился преподобный Досифей в житии святого.

Однажды, когда преподобный молился в пещере, «необычайный свет вдруг озарил его пещеру и в течение двух часов отражался из глубины ее…»

В нее преподобный удалялся порой на целую неделю, где в строгом посте молился о мире. («В тесной пещере каменней богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси», – речет тропарь 4-го гласа преподобному Иову). Что делалось в те часы в этой пещере, никому из смертных знать не дано, но однажды, когда преподобный молился в ней, «необычайный свет вдруг озарил его пещеру и в течение двух часов отражался из глубины ее на противоположной церкви».

Кто сподобился побывать в храмовой пещерке Почаевской обители, где покоятся в раках мощи двух столпов Почаевских – преподобных Иова и Амфилохия, тот помнит благоговение, которое охватывает, когда «прислоняешься» сердцем и душой к этому месту, к честным мощам духоносных старцев, стоявших с разницей в три с лишним века на духовных рубежах православной Руси. Верно заметил известный русский церковный писатель и паломник А. Н. Муравьев (в эти дни отмечается 140-летие со дня его кончины), первоначальную историю горы Почаевской следует искать «не на высоте скалы», а в глубине ее пещер.

Руки преподобного, нетленного и почившего много веков назад, и сегодня теплы и мягки, как у живого. И источают дивный аромат

Мощи преподобного Иова покоятся с большим почетом и в великом бережении. Дивно изукрашенная рака с мощами преподобного Иова помещена в природной пещере, рядом с лазом в пещерку преподобного, где он столько часов и дней провел в молитвенном бдении. Мощные каменные своды из серого необработанного камня в пещере, тут же – небольшой богатый иконостас, лампады, свечи и мощи святого. Мощи сокрыты стеклом, но не полностью. Руки нетленных мощей открыты, и прикладываются к ним как к руке живого праведника. Руки преподобного, нетленного и почившего много веков назад, и сегодня теплы и мягки, как у живого. И источают дивный аромат.

Читать еще:  Для чего нужны крестные родители ребенку. Крестные (крёстнае) родители

Желающие могут забраться и помолиться в пещерке преподобного. Изустная молва приписывает этому лазу чудесную особенность пропускать свободно людей, чистых сердцем, смиренных, покаявшихся, а вот нераскаявшихся «прихватывает» и не отпускает, покуда не покаются при всех.

Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа

Кто нырял (именно нырял, головой вперед и вниз!) в совсем малюсенькую «печерку», в маленькое отверстие в скале, как кажется, размером чуть ли не с два кулака, никогда не забудет этого. Поначалу ты даже не понимаешь, как туда может проскользнуть взрослый человек. Но пробуешь, и протискиваешься в полный мрак. Дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть. Внутри тебя поддерживает невидимый служитель. Ты нащупал иконку, прикоснулся губами, с трудом собрался с собой и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее, и вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним.

Кроме молитвы и богомыслия, преподобный занимался и физическим трудом. Он работал в монастырском саду, при его участии были вырыты два пруда вблизи обители, сделаны плотины.

В период военных действий Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой преподобный Иов давал многим людям убежище в своем монастыре. Известно также, что преподобного избирали своим духовником многие влиятельные люди того времени. Вплоть до 1649 года игуменствовал преподобный Иов, и назначил себе преемника лишь в 98-летнем возрасте, но и после того участвовал в важнейших делах обители.

21 октября 1651 года святой получил откровение о своей близкой кончине. 28 октября он, совершив Божественную Литургию, мирно отошел ко Господу. Преподобный был погребен близ пещеры, где подвизался. Над его могилой часто видели чудесное сияние. Через семь лет после кончины святой Иов трижды явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану) и известил о том, что пришло время открыть его мощи.

Семь лет и 9 месяцев пролежало в земле его тело после погребения. Обретение честных мощей происходило так: 28 августа 1659 года митрополит Дионисий возглавил торжественное обретение нетленных мощей («безо всякого истления, как бы того же часа погребенные, и исполненные недоразуменного благоухания») преподобного, на которых остались заметны даже язвы на ногах после отеков от длительного молитвенного стояния. Житие преподобного Иова почти ничего не сообщает об этих язвах. Но весьма вероятно, что усвоение за преподобным имени Иова в честь праведного Иова Многострадального, которое он носил, будучи в малой схиме, непосредственно связано именно с величайшим терпением преподобным многих болезней, при соблюдении им глубочайшего смирения и столпнического молитвенного стояния.

Тогда же нетленные останки преподобного Иова были перенесены в храм Живоначальной Троицы.

От них произошло много чудес, например, получил исцеление смертельно больной Досифей, описатель жития святого. В 1675 году по молитве преподобного Матерь Божия спасла Почаевскую обитель от осадивших ее татар и турок. Пресвятая Богородица явилась над Почаевской горой вместе со святым Иовом; стрелы, направляемые в Нее врагами, возвращались назад и поражали тех, кто их пускал. От ужаса перед чудом мусульмане бежали.

В начале XVIII века Почаевская обитель отошла к униатам. Но чудеса и исцеления от мощей преподобного Иова не прекращались. И даже униаты уверовали в святость преподобного, составили ему службу с акафистом и стали просить папу Римского канонизировать Иова. В чем им было отказано по причине ревности святого о Православии.

В 1831 году Почаевская обитель вновь вернулась в ведение Русской Церкви. Чудесные исцеления от мощей преподобного побудили Святейший Синод вторично открыть их, что и было совершено 28 августа 1833 года. Обратим внимание на совпадение дат первого и второго обретений-открытий.

В 1858 году на месте пещерной церкви был устроен новый храм во имя преподобного Иова.

Акафист преподобному Иову гласит: «О всеблаженне и богоносне отче наш Иове, иноческаго ангелоподобнаго жития богомудрый наставниче, веры православныя восточно-кафолическия против лжемудрований запада непреоборимый защитниче и поборниче, богопреданных уставов Церкве и преданий отеческих верный блюстителю и строгий взыскателю, святости и чистоты, целомудрия и нестяжания, трудолюбия и богомыслия, поста и бдения великий ревнителю, долготерпения и злострадания неутомимый и непобедимый ратоборче, образ кротости, зерцало смирения, пример незлобия, постников удобрение, девственников похвало, монахов и схимонахов радосте… Огради нас молитвами твоими от всякаго навета вражия и злаго обстояния, сохраняя и соблюдая всех и каждаго в мире и тишине, в вере нелицемерней и богоугодном жительстве».

По сей день Почаевская обитель стоит оплотом русского Православия среди земель, непрестанно подвергающихся греко-католическому нашествию, и не сдается

Статус лавры Почаевский Свято-Успенский Богородичный монастырь получил много позже священной борьбы преподобного Иова. И по сей день Почаевская обитель стоит оплотом русского Православия среди земель, непрестанно подвергающихся греко-католическому нашествию, и не сдается. Учиться бы нам всем стойкости и нерушимости, положенной в основу этого стояния Иоанном Железо.

Жизнь, отданная Богу. Иов Почаевский

Жизнь, отданная Богу: святой преподобный Иов, игумен Почаевский

В 1767 г. украинские униаты написали Папе Римскому письмо с необычной просьбой. Они просили канонизировать игумена Иова (в схиме — Иоанна), чьи мощи пребывают в Почаевском монастыре. Так святость православного подвижника была засвидетельствована теми, кто считал его врагом и гнал при жизни.
«Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5:15).

Считается, что Иван Железо (таково имя Иова в миру) родился в 1551 г. Родители Ивана были небогатыми дворянами.

О детстве мальчика известно не многое. Составитель его жития передает, что Иван любил богослужение, много читал и вообще отличался от обычных детей. Можно сказать, отличался разительно. Ибо в 10 лет Иван… сбежал в монастырь.

То была небольшая обитель неподалеку от села Угорники (ныне Ивано-Франковская область Украины). Сюда отправился в 1561 г. не по годам самостоятельный мальчик. Обратившись к игумену, он как-то по-взрослому просил разрешить ему «работать на братию».

Предание не сохранило сведений, как отнеслись к этому родители. Не знаем мы и причин, по которым игумен принял Ваню послушником – сразу. В те годы дети взрослели рано, но 10-летний послушник все равно был чем-то из ряда вон выходящим. Равно как и 12-летний монах, ибо спустя два года Иван был пострижен с именем Иов.

О жизни юного монаха в Угорницком монастыре из жития известно, что Иов жил чисто и безукоризненно, «как Ангел». Маленький монах вызывал удивление всей братии. И не только. Скоро посмотреть на юного подвижника, подивиться его разуму, а то и получить совет, стали приходить миряне. Но, судя по всему, монах не возгордился славой и почетом, а еще более смирялся.

Некоторые жития утверждают, что Иов в 13 лет даже стал священником. Но большинство авторов склонны думать, что случилось это все же в 30 лет: возраст, обычный для хиротонии. А через несколько лет необычного подвижника заметил Константин, князь Острожский и Дубенский.
В те годы православные на Украине (которая была в составе Польши) подвергались гонениям со стороны католиков. Быть православным было трудно, иногда и опасно. Но верующие не унывали и боролись, храня верность православию. Православными были и многие местные аристократы, помогавшие созданию православных братств, строившие храмы на своих землях. К числу таких верующих принадлежал и князь Константин.

Была у князя идея напечатать Библию на славянском языке. Над этим неутомимо работал сам князь и собранный им кружок ученых книжников. Видимо, Константин Константинович полагал, что и книжник Иов войдет в этот круг. Несколько лет Острожский владетель постоянно докучал настоятелю, прося отправить брата Иова в свой княжий Дубенский монастырь, где так нужны его знания, опыт и духовность. Игумен долго не соглашался терять доброго подвижника, но, наконец, уступил.

Игумен Дубенского монастыря

Дубенский монастырь в честь Воздвижения Креста Господня находился на острове при слиянии рек Дубны и Быстрицы. Уединенность обители, тихая красота природы, располагали к богомыслию и молитве.

Читать еще:  Какая вера у армян user register. Религия в армении

Князь Константин особенно любил это место. Рассказывают, что во время Великого Поста он подолгу жил здесь, носил иноческую одежду, говел и причащался. На молитвенное уединение и тихую жизнь рассчитывал и Иов. Однако братия монастыря едва ли ни сразу после его прибытия в 1581 г. стали настаивать, чтобы 30-летний иеромонах стал игуменом. К просьбам присоединился и князь. Иов согласился, проявив послушание.

Новый игумен нашел жизнь обители не во всем согласной с монашескими уставами. Монастырь был хоть и на острове, но близ города. Поэтому ничто не препятствовало мирянам притекать в обитель за утешением – и вносить в нее мирской дух. С приходом Иова врата обители стали закрываться для мирян на время Великого Поста. Лишь князь Константин по-прежнему удалялся в монастырь на первой седмице Четыредесятницы.

Но не то было время, когда монахам можно было совсем избавиться от мирских бурь.
Распространялся католицизм, появились на Украине и протестанты. Игумену приходилось вступать в полемику, писать обличения.

И все же главным для игумена было не внешнее делание и полемика с иноверцами, а духовная жизнь. Именно за утешением, поддержкой, советом, шли к подвижнику со всей страны люди, и по выражению жития Иова, «стужали ему честью и похвалами». Опасность возгордиться Иов сознавал с первых лет своего подвижничества. Видимо, это заставило его тайно покинуть обитель после 20-летнего настоятельства. Не исключено, впрочем, что причиной ухода могли стать сложные отношения с князем: просвещенный Константин Константинович стал склоняться к примирению с католиками, позиция же игумена была бескомпромиссной и жесткой.

Так или иначе, в 1602 г. к воротам небольшой тогда Почаевской обители пришел инок, назвавшийся Иовом. По смирению он скрыл, что был настоятелем.

На горе Почаевской издавна селились уединенные подвижники. Лишь с конца XVI в. обитель стала расти и устраиваться благодаря прославленной чудотворной иконе Богородицы, которую подарила в 1597 г. Анна Гойская, местная землевладелица. Стало устраиваться монашеское общежитие.
Иов искал здесь молитвы и тишины. Но его духовные дарования были столь очевидны всем, что иноки через небольшое время просят его стать игуменом.
50-летнее игуменство подвижника вошло в историю Почаевской Свято-Успенской обители как «эпоха Иова».

Действительно, только новых храмов при Иове появилось 7, среди них Троицкий собор. Как и в Дубенском монастыре, Иов создал в Почаеве типографию, печатавшую православную литературу и полемические сочинения. Но главным деланием настоятеля по-прежнему был духовный подвиг.

Обремененный разными попечениями настоятель тайно носил вериги и власяницу, а для молитвы уединялся в одной из пещер горы Почаевской. Сюда он брал с собой список чудотворной иконы Богородицы. Подвиги Иова знал только Господь.
Интересный факт
Однажды во время молитвы игумена от иконы воссиял неземной свет. Явление продолжалось около 2 часов, его видели монахи и миряне.

Между тем, жизнь становился все более неспокойной, тревожной. С 1596 г., когда в Бресте была подписана католическо-православная уния, наступление на православие становится мощным и неотвратимым. В унию начинают уклоняться не только простые верующие, но и архиереи.
В 1628 г. Иов принимал участие в церковном соборе по делу Полоцкого архиепископа Мелетия Смотрицкого. Отцы собора приняли его покаяние и определили: унии не быть. Под этим решением сохранилась подпись Почаевского игумена. Пришлось Иову и писать немало против унии и католицизма, а еще больше – говорить лично, убеждать, спорить, доказывать.

Спустя несколько десятилетий после памятного собора монастырь пережил военные потрясения. После начала восстания Богдана Хмельницкого монахам не раз пришлось помогать многочисленным беженцам, искавшим приюта за монастырскими стенами. И на саму обитель нападали неоднократно – то поляки, то казаки, то татары.
Но самыми скорбными для игумена оказались постоянные распри с наследником Анны Гойской, когда-то передавшей Почаевскому монастырю чудотворную икону. Фирлей был протестантом. Он не понимал монашества, был враждебен православию. И, самое главное – был крайне раздражен благоволением к обители покойной Анны. Фирлей начал настоящую атаку на Иова и монастырь.

Сначала он запретил монахам пользоваться колодцами на своих землях – обитель осталась без воды. Только по молитве св. Иова монахам удалось найти воду на безводной Почаевской горе.

Но неприятности от Фирлея не закончились. Он начал вторгаться на монастырские земли, называя их своими, чинил препятствия монастырским работникам. А однажды он во главе отряда ворвался в монастырь, забрал богослужебные сосуды, облачения и главную ценность – чудотворную икону Богородицы.

Предание говорит, что, желая посмеяться над православными, жена Фирлея, надев священнические ризы, стала плясать перед чудотворным образом Богородицы. Лишь внезапно сделавшийся с ней приступ беснования вразумил Фирлея. Через время икона и все награбленное были возвращены монастырю.

Но еще десятилетия обитель практически непрерывно судилась с Фирлеем за наследство Анны Гойской. Только в 1648 г. Фирлей, сломленный житейскими и военными неудачами, приехал к Иову с покаянием и прекратил тяжбы.
К этому времени Иов был уже 98-летним старцем.

Последние годы жизни

В 1649 г. игумен Иов, отдавший Почаеву 50 лет, отказался от настоятельства. Два года старец жил на покое. Считается, что тогда он принял великую схиму с прежним именем Иоанн.

Монах, всю жизнь с детства отдавший Богу, отошел на вечный покой, прожив до 100 лет. Господь заранее открыл преподобному день его кончины.

Уже вскоре после погребения многие свидетельствовали о чудесах святого, явлении небесного света, исцелениях больных. А через 8 лет, в 1659 г. Иов в сонном видении явился митрополиту Дионисию, повелевая открыть свои мощи. Митрополит поспешил к Почаеву. В его присутствии тело игумена Иова было обретено нетленным 28 августа 1659 г. С этого времени берет начало всенародное почитание Иова. Продолжались чудесные знамения. В 1675 г., когда на обитель напали татары, над монастырем видели Богородицу и прп. Иова, защищавших Почаев от врагов. Татары, испугавшись, отступили.

Прошло время. В начале XVIII в. Почаевский монастырь захватили униаты, так сильно ненавидевшие святого за его стояние в вере, за сочинения, за типографию. С тех пор верующие больше не могли попасть к мощам. Но… получать вразумления стали не верующие в святость подвижника! Как-то пришли в храм братья Каминские, знатные шляхтичи. Один из них, пан Владислав, над почитанием «монаха Иоанна» дерзко посмеялся. Той же ночью он во сне видел игумена Почаевского, который с гневом грозил ему палицей. А утром раскаявшийся Владислав молился у раки с мощами.
В эти же годы у мощей свидетелями чудес становятся многие католики. Пани Агнесса Прожмовская, которой Иов явился во сне, повелевая прийти в его монастырь, освободилась от головной боли. А вот сын госпожи Понтовской, десятилетний отрок, решивший посмеяться над святостью «монаха Иова», лишился языка и впал в расслабление тут же, в храме.

Многие чудеса Иова побудили украинских униатов обратиться к Папе Римскому с просьбой прославить Иова как католического святого. Они даже написали службу св. Иову, канон, молитвы и акафист. Заказали и специальную доску для типографии – печатать изображения преподобного для почитателей. Но понтифик, учитывая непримиримую антикатолическую позицию Иова, просителям отказал.

Иконы преподобного Иова представляют его в одеянии схимника, с игуменским посохом. В руке подвижника может быть изображен свиток со словами псалма 15:
«… ниже даси преподобному Твоему видети истления»
Другой вариант иконы – изображение Иова в пещере вместе с иконой Богородицы, в молитвенном предстоянии.

Сейчас мощи прп. Иова по-прежнему находятся в монастыре, настоятелем которого он был полвека – в Почаевской лавре. Преподобному Иову посвящен пещерный храм на месте его подвигов. Узкий вход пещерки, согласно распространенному преданию, пропускает только чистых сердцем, а грешников удерживает до покаяния.
Один из современных паломников пишет:

«Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее, и вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним»

Церковь празднует память святого:

28 августа/10 сентября (обретение мощей).
28 октября/10 ноября (преставление)

Источники:

http://megapoisk.com/iov-pochaevskij-urok-dlja-sovremennyh-ljudej
http://pravoslavie.ru/73487.html
http://www.proza.ru/2019/09/11/1060

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: