Узоры солнца. Древние образы в народном искусстве – наше наследие

Урок: «Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы»

Разделы: МХК и ИЗО

Цель урока: Познакомить учащихся с языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Задачи урока:

  1. Формировать знания о специфике языка декоративно-прикладного искусства;
  2. Познакомить с древними образами в народном искусстве;
  3. Научить обобщению формы предметов, стилизации;
  4. Совершенствовать навыки работы различными художественными материалами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Зрительный ряд:

Архангельская щепная птица, полотенца с вышивками, деревянный ковш; таблицы с изображением предметов и знаков, таблица с изображением солярной символики; компьютерная презентация, включающая следующие изображения:

  1. Крыша северной избы с конем-охлупенем;
  2. Причелины, полотенца с солярными знаками;
  3. Архангельская щепная птица;
  4. Вышивки на полотенцах, передниках с изображением птиц, коней, древа жизни, матери-земли;
  5. Пряничные доски;
  6. Ковши.

Музыкальный ряд: народная музыка.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы учебного года, темы урока.
  3. Ход урока.
  4. Динамическая пауза.
  5. Практическое выполнение задания.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Деление класса на группы.

2. Сообщение темы учебного года и темы урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! В этом учебном году мы с вами приобщимся к тайнам декоративно-прикладное искусства. Это особый мир. Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями этого искусства. Значит, важно его знать и понимать. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Человек познает мир не только умом, но и руками. И главное – сердцем!

Сегодня на уроке вы научитесь понимать, что выражают древние образы и символы.

3. Объяснение нового материала.

На доске висят следующие таблицы:

Учитель: Назовите предметы, которые вы видите на таблицах, расскажите, для чего они нужны.

Группы называют, объясняют, если нужно дополняют друг друга.

Данные знаки вызывают у детей затруднение, над ними ставятся знаки «?».

Учащиеся: Не знаем название некоторых изображений, для чего они нужны.

Учитель: Давайте запишем вопросы, на которые нам надо найти ответ, чтобы понять, что это за предмет.

Дети диктуют, учитель делает запись на доске:

  1. Как предмет называется?
  2. Для чего нужен?

Учитель показывает компьютерную презентацию.

Учащиеся: Это же крыша избы, а на ней – предмет с четвертой таблицы (рисунок №4). А это доска, а на ней круги с первой и пятой таблицы (рисунки1, 5). А это вышивки – и на них изображения со второй и третьей таблицы (рисунки 2, 3).

Учитель: Так где же мы можем встретить эти изображения?

Учащиеся: На крыше дома, на вышивке, на посуде.

Учитель: А часто ли вы видите эти изображения в повседневной, современной жизни?

Учащиеся: Нет. Наверное, их рисовали когда-то давно. Наши предки.

Учитель: Правильно, это древние изображения, встречающиеся в народном искусстве. Но их вышивали, вырезали из дерева и рисовали не просто так, они были наполнены смыслом, несли определенную информацию. Хотите ли вы приобщиться к тайнам народного искусства?

Учащиеся: Да, конечно.

Учитель: Итак, какие изображения встречаются чаще всего?

Учащиеся: Птица, конь, фигуры женщин, круги.

Учитель: Именно такими изображениями наши далекие предки украшали свои изделия. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Как вы думаете, что могла обозначать волнистая горизонтальная линия? (Рисует на доске).

Учащиеся: Воду.

Учитель: О чем рассказывала волнистая или пунктирная вертикальная линия?

Учащиеся: О дожде.

Учитель: А прямая горизонтальная линия?

Учащиеся: О земле.

Учитель: Теперь посмотрите на эти изображения (показывает солярные знаки с таблиц №1 и №5 (рисунки1, 5) и на эту игрушку (показывает архангельскую щепную птицу). Что между ними общего?

Учащиеся: Форма. Знаки круглые и если посмотреть на птицу, это тоже круг.

Учитель: Верно. А что в природе имеет круглую форму? Что вам напоминает эта геометрическая фигура?

Учащиеся: Солнце. Значит, круг говорит нам о солнце.

Учитель: Молодцы! Солнце, огонь действительно изображались кругом или кругом с крестом, или кругом с лучами, но иногда кругом с ромбом обозначали и землю (учитель демонстрирует таблицу с солярными знаками №6 (рисунок6).


Рисунок 6.

Так о чем же рассказывал древний земледелец, рисуя различные линии, круги и крестики?

Читать еще:  Что говорит священник при крещении. Чинопоследование таинства крещения ребенка

Учащиеся: Он хотел рассказать о том, что видит каждый день: о солнце, о воде, о земле – о природных явлениях.

Учитель: Совершенно верно. Такими изображениями, например, на полотенце, человек как бы просил о чем-то природу: о дожде, о теплом солнышке, чтобы оно согрело землю и помогло собрать хороший урожай. Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Поэтому образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток можно найти в разных видах народного творчества (учитель указывает на таблицу солярных знаков №6 (рисунок 6), на изображения причелин, полотенца в компьютерной презентации).

Но не только эти символы обозначают солнце. Какое животное было необходимо древнему земледельцу, чтобы вспахать землю?

Учащиеся: Лошадь. Конь.

Учитель: Да, конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Образы солнца и коня в народном искусстве сливаются воедино. В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Этот мотив в фольклоре воплотился в образе Егория Храброго.

4. Динамическая пауза.

Предлагается ребятам выполнить пантомиму: 1 группа – «Птицы», 2 группа – «Деревья», 3 группа – «Растения». Одна группа выполняет – другие отгадывают, затем меняются.

Учитель: Как вы думаете, что символизировала птица в народном искусстве? Вспомните, мы с вами уже говорили о форме этой птицы (показывает архангельскую птицу).

Учащиеся: Да – это круг, то есть солнце. Значит птица – тоже солнце.

Учитель: А когда к нам прилетают птицы из теплых краев?

Учащиеся: Весной. Когда становится тепло. Когда солнышко начинает пригревать.

Учитель: Именно поэтому в давние времена люди верили, что птицы своим звонким пением прогоняют зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну и теплое лето. Особенно люди готовились к встрече весны. Изображение жаворонков выпекали из теста, дети бегали с этими пряниками из дома в дом, сажали их на ветки, на проталинки. Так они просили птиц принести весну на своих крыльях.

Посмотрите на эту птицу, вышитую на полотенце (демонстрирует полотенце). Что вам напоминает ее хвост?

Учащиеся: Солнце с лучиками.

Учитель: А эта птица. Какая она? (Показывает полотенце).

Ученики: У нее хвост состоит из веточек. Это весенние листочки.

Учитель: Да, птицы символизировали свет, тепло, плодородие. Зачем же люди изображали у себя в доме птиц?

Ученики: Чтобы в доме всегда было тепло и светло. Так они привлекали к себе солнце и счастье.

Учитель: В русском народном искусстве устойчив образ ковша-птицы (показывает ковш). Ковшом обносили вкруговую на пирах в знак единства и согласия. В знак счастья и прибыли дому – его преподносили жениху и невесте. А на что похоже это изображение? (Показывает вышивку).

Ученики: Это куст. Дерево.

Учитель: Вы правы. В произведениях народного искусства часто встречается этот причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на его ветвях. Это – древо жизни. Посмотрите, разве так бывает: на дереве одновременно распускаются цветы и много спелых плодов?

Ученики: Нет, так не бывает.

Учитель: Древний земледелец допустил такую «ошибку» неслучайно. Дерево жизни – символ вечно живой, процветающей природы, растительных сил земли, символ счастливого продолжения рода.

А теперь посмотрите, чем это изображение похоже на предыдущее? (показывает вышивку с изображением матери-земли и вышивку с изображением древа жизни).

Учащиеся: У этой фигуры руки подняты вверх, как ветки у древа жизни. И на руках у нее тоже птицы. Все как будто в цветочках.

Учитель: Молодцы! Вы все правильно подметили. Это образ матери, который связывался в представлении крестьянина с землей, с ее плодородием. Как и древо жизни, женская фигура – это божество, выражавшее представление о земле, которая дает урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Посмотрите , как условно она решена.

Как вы считаете, цвет в народном искусстве имел символическое значение?

Учащиеся: Конечно (предположения детей).

Учитель: Черный – символизировал землю, желтый – солнце, красный – жизнь, белый – чистоту. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.

Как вы считаете, похожи ли изображения коней, птиц в народном искусстве на своих природных собратьев?

Учащиеся: Нет. Они сказочные, фантастические, с узорами, украшениями и очень условные.

Учитель: Мастер преобразует реальные, природные формы. Он декоративно обобщает, упрощает форму, опускает малозначительные детали. Такой прием называется – стилизация.

Ну как, понравились вам тайны древних образов народного искусства? Сможете вы теперь их понять?

Пожалуйста, объясните, что же изображено на таблицах, где поставлены знаки «?»

Читать еще:  Во сне укусила крыса за палец руки. К чему снится крыса кусающая за руку

Дети называют образы, рассказывают, что они обозначают и для чего нужны.

Учитель: Что интересного вы сможете рассказать родителям и друзьям после этого урока?

Учащиеся: Что древние образы в народном искусстве несут информацию, смысловую нагрузку. Все изображения в народном декоративном искусстве выглядят иначе, чем в действительности: формы условные, обобщенные, стилизованные.

5. Практическое выполнение задания.

На формате А3 создать образ древа жизни, матери-земли, птиц, коней, солнца.

6. Подведение итогов и обсуждение работ.

Все работы размещаются на мольбертах в одну линию. Ребята обсуждают, насколько грамотно они выполнены по критериям:

  • создан ли образ
  • композиционное решение
  • цветовое решение (помогает ли цвет раскрыть образ, символика цвета)
  • чистота исполнения

Называются лучшие работы, которые размещаются на стенде в классе (Приложение 1).

«Древние образы в народном искусстве»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Урок изобразтельного искусства по теме «Древние образы в народном искусстве» является вводный темой в блоке » Русская народная культура культура»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Древние образы в народном искусстве

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

Солярные знаки -знаки, схематично изображающие солнце, оберег от злых чар, источник тепла, света, жизни и добра.

Следующий образ, это образ Матери-Земли Женская фигура-это божество, выражавшее представление о земле, которая родит урожай, о женщине-продолжительнице рода.

Образ коня Конь- один из древнейших и любимых образов народного искусства.

Оберег от нечести , священное животное, защищал дом от злых духов.

Образ птицы В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили весну.

Древо жизни Центром мира для Древних Славян было мировое дерево. Оно соединяет Мир Людей с Миром Богов и Подземным Миром.

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства по теме

«Древние образы в народном искусстве»

  • рассмотреть содержание понятия «традиция», «символика», «условность», «оберег»;
  • обосновать значение символов в русском народном орнаменте.
  • образовательные : рассмотреть содержание понятия «традиция», «символика», «условность», «оберег» ; подвести учащихся к осознанию важности чтить традиции своего народа; выяснить сходство и отличие условного изображения от реалистичного.
  • развивающие : развивать свои умения анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, выполнять задания, ориентируясь на образец.
  • воспитывающие : воспитывать в учащихся нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к культурному наследию.

«традиция», «символика», «условность», «оберег», «схематичность», «узор», «орнамент».

Оборудование: доска, учебник «Изобразительное Искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»( под ред. Б.М.Неменского),видеопроектор.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Урок лекция-беседа, практическое занятие.

1. Организация урока.

2. Подготовка к изучению нового материала.

— Итак, сегодня у нас весьма интересная тема: « Древние образы в народном искусстве »

. — Откройте альбомы, запишите сверху тему урока « Древние образы в народном искусстве »

(Записывают тему урока в альбоме)

Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о том, что такое Декоративно-прикладное искусство. Кто мне сейчас может ответить на вопрос: «Что такое декоративно-прикладное искусство?»

— дети отвечают (художественное оформление предметов)

-Правильно. А какие примеры вы можете привести?

— дети отвечают (роспись посуды, батик, вышивка, ювелирные украшения..)

-Верно. А что обычно лежит в основе декорирования предметов?

— дети отвечают (орнамент)

-Правильно. Сегодня мы с вами подробно разберём Русский народный орнамент.

Часто элементы ДПИ носят символичный характер. И сейчас мы познакомимся с символикой наших предков-древних славян.

Ещё наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор. Например (рисую на доске и объясняю) : знак земли, знак воды, знак дождя, знак засеянного поля.

Одно из главных мест в украшении жилища занимает знак солнца. Знаков солнца существует довольно много, называются они Солярные знаки (рисую на доске)

-Ребята, скажите, вам ничего не напоминают эти знаки?

— дети отвечают (колёса)

-А между прочим, слово «колесо» тоже имеет древнеславянские корни, ведь слово «коло» обозначает «круг». Вспомните сказку «Колобок»,или колокол, который имеет в основании круг, или праздник Коляда, который символизирует поворот солнца в сторону весны.

Следующий образ, который мы с вами разберём, это образ Матери-Земли (Мать Сыра Земля, Макошь, Мать хорошего урожая). В русском народном орнаменте женская фигура-это божество, выражавшее представление о земле, которая родит урожай, и о женщине-продолжительнице рода. Вместо головы у неё изображение ромба-плодовитости.

Конь-один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим, чтобы выращивать хлеб. Оберег от нечестии, священное животное, защищал дом от злых духов. Вспомните деревянного коня на крыше избы.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц- жаворонков.

Центром мира для Древних Славян было мировое дерево. Оно соединяет Мир Людей с Миром Богов и Подземным Миром. Крона достигает Мира Богов (Ирий), корни уходят под землю в подземный мир (Мир Мёртвых). Находится это дерево на острове Буяне. Его образ дошёл до нас из сказок, былин, песен, узоров.

Читать еще:  «Сонник собирать Грибы приснился, к чему снится во сне собирать Грибы. Грибы

Придумать орнамент на основе русской народной символики.

«Древнеславянские образы в народном искусстве» исследовательская работа

В работе описывается написание старословянских букв с художественной точки зрения. идет сравнение формы букв и их история возникновения.

Просмотр содержимого документа
««Древнеславянские образы в народном искусстве» исследовательская работа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10

с. Солдато-Александровского Ставропольского края»

по изобразительному искусству

«Древнеславянские образы в народном искусстве»

учащиеся 5 б класса

Григорьев Роман и

учитель изобразительного искусства и МХК Григорьева С.П.

Исследовательская работа на тему:

«Древнеславянские образы в народном искусстве»

Готовили проект: Григорьев Роман и Семенов Никита.

Объектом данного исследования являются – древние славянские образы. Возможно, которые внесли уникальный неоценимый вклад, как в историю культуры России, так и в мировую художественную культуру.

-познакомить с истоками и традициями Древней Руси;

— -поддерживать интерес к изучению истории искусства;

Выявление особенности исполнения изделий;

Пробуждение интереса к изучению славянской культуры, ее духовных истоков;

Приоткрыть дверь в тайны древнеславянских образов. Найти много нового, интересного и необычного в творчестве мастеров славянской культуры. Узнать не только интересные исторические традиции славянских образов, но и познакомиться с истоками зарождения Руси, с нашим наследием, народным искусством.

Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями древнего искусства. Значит, важно его знать и понимать. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Мы решили узнать, что выражают древние образы и символы.

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Так о чем же рассказывал древний земледелец, рисуя различные линии, круги и крестики?

Он хотел рассказать о том, что видит каждый день: о солнце, о воде, о земле – о природных явлениях.

Волнистая горизонтальная линия обозначает воду.

Волнистая или пунктирная вертикальная линия рассказывала о дожде.

Прямая горизонтальная линия о земле.

Круг говорит нам о солнце.

Солнце, огонь действительно изображались кругом или кругом с крестом, или кругом с лучами.

Такими изображениями, например, на полотенце, человек как бы просил о чем-то природу: о дожде, о теплом солнышке, чтобы оно согрело землю и помогло собрать хороший урожай. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Поэтому образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Птицы символизировали свет, тепло. Зачем же люди изображали у себя в доме птиц? Чтобы в доме всегда было тепло и светло. Так они привлекали к себе солнце и счастье.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Посмотрите на дереве одновременно распускаются цветы и много спелых плодов.

Древний земледелец допустил такую «ошибку» неслучайно. Дерево жизни – символ вечно живой, процветающей природы, растительных сил земли, символ счастливого продолжения рода.

Вот фигура с поднятыми руками, как ветками у древа жизни. И на руках у нее тоже птицы. Все как будто в цветочках.

Это образ матери, который связывался в представлении крестьянина с землей, с ее плодородием. Как и древо жизни, женская фигура – это божество, выражавшее представление о земле, которая дает урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Цвет в народном искусстве имел также символическое значение. Черный – символизировал землю, желтый – солнце, красный – жизнь, белый – чистоту. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.

Обоснование темы исследования:

Богата наша древнеславянская культура неповторимыми красотами.

Мастера, создававшие необычайной красоты узоры, как никто другой отражали богатство культуры русского народа. Их работы необыкновенно глубоки по духу и искренни по своему содержанию основанного на личном понимании окружающего мира открывает зрителю возможность посмотреть вокруг другими глазами и заметить красоту вокруг нас. Поэтому так важно узнать, какая история таиться в возникновении древних образов.

Очень хочется представить и понять: кто эти мастера, в какое время они жили, о чем думали, как творили свои произведения и откуда возникли эти образы.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/564754/
http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2019/12/18/drevnie-obrazy-v-narodnom-iskusstve
http://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/drevneslavianskie_obrazy_v_narodnom_iskusstve_issledovatelskaia_rabota

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector