Учение гурджиева.

Учение и тайны жизни Георгия Гурджиева

Люди, которые помогают нам понять, как устроен мир, редки в наше время и рискуют казаться шарлатанами.

К этой категории, без тени сомнения, относится и Георгий Иванович Гурджиев (1866–1949). Хотя он умер много лет назад, память о влиянии, которое он оказал, все еще остра.

Влияние учения Гурджиева

Фактически, влияние Гурджиева распространялось на самые разные среды, например, философ П. Д. Успенский, основываясь на учениях Гурджиева, написал работы «В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения», а также «Психология возможной эволюции человека».

Наш герой впервые появился в Санкт-Петербурге незадолго до Октябрьской революции. Мы мало знаем о том, что он делал раньше: сам он рассказывал, что путешествовал по Востоку в поисках сообществ, охраняющих остатки трансцендентного знания.

Во Франции, а затем в Берлине, Англии и Соединенных Штатах им были организованы так называемые «рабочие группы».

Ходили слухи, что Гурджиев имел контакты с Карлом Хаусхофером, известным основателем «геополитики», который занимал видное место в Третьем рейхе. Говорят даже, что эти отношения определили выбор свастики в качестве эмблемы национал-социализма, свастики, вращение которой не вправо, как символ мудрости, но влево, как символ власти.

Пробудить спящих

Главная идея Гурджиева сбивает с толку, если не сказать больше: немногие люди «существуют», немногие имеют бессмертную душу. Только у некоторых есть семя, которое можно развивать. В общем, у человека нет «эго» при рождении: оно должно быть приобретено. Те, кто не достигают этой точки, растворяются после смерти. Человек — просто машина. Он живет в состоянии сна, как будто загипнотизирован. На него действуют импульсы, рефлексы, всевозможные влияния. У него нет «бытия». Он действует, чтобы среагировать, чтобы «проснуться». Тогда родится «Я», которого до этого момента не существовало. Тогда он научится быть, быть во всем, что он делает и чувствует, а не тенью самого себя. Гурджиев называет реальными мысли, чувства, которые проявляются в соответствии с абсолютно новым пространственным измерением, которое большинство людей даже не могут себе представить.

Он также разделял «сущность» от «человека». Сущность составляет подлинное качество человека, тогда как человек — это лишь поверхностный социальный индивид, построенный из разных частей.

У нас нет задачи выяснить методы, которыми мистик побуждал своих адептов «проснуться», закрепить себя в своей «сущности» и стать «бытием». Но деликатными их не назовешь.

Некоторые из тех, кто последовал за Гурджиевым, столкнулись с чрезвычайно серьезными кризисами, нарушениями психического равновесия до такой степени, что сбежали, или вспоминали с ужасом переживания «пробуждения».

Экстрасенс или гипнотизер

Многие были уверены в его сверхъестественных способностях. Согласно Успенскому, Гурджиев, благодаря определенному опыту, смог использовать науку, изученную на Востоке — и о которой Запад знает «только незначительную часть под именем гипнотизма», — чтобы отделить «сущность» от «личности».

Гурджиев довольствовался только несколькими часами сна: его называли «тем, кто не спит». Он чередовал почти спартанский образ жизни и банкеты давно ушедшего русско-восточного богатства, на которых алкоголь лился рекой.

В 1934 году автомобиль, в котором ехал Гурджиев, врезался в дерево, его выбросило из машины. Тяжелая травма головы стала причиной трехдневной комы, но, когда он очнулся, казалось, стал моложе, как будто физический шок, вместо того чтобы повредить его организм, оздоровил его.

О нем много чего рассказано. Конечно, в таких случаях процесс «мифизации» неизбежен, и нелегко отделить реальное от воображаемого.

Немного биографии

Никто не знает точную дату рождения Георгия Ивановича Гурджиева, но общепринятой считается 13 января. Говорили, что он намеренно путал даты, чтобы с помощью астрологии никто не мог узнать правды о нем. Гурджиев всегда был скрытен в отношении дат, мест и подробностей своей молодости. Он был загадочным человеком, несомненно, харизматичным, и говорили, что он обладает экстрасенсорными способностями. Все, кто встречался с ним, описывали его по-разному, как будто он носил отдельную маску для каждого человека, таким образом, не давая никому знать настоящего Гурджиева. Он считал себя миссией, который должен был пробудить людей.

Его отец, грек по национальности, был очень уважаемым человеком, пел старые народные песни и рассказывал истории о древности. Его влияние на музыкальный вкус маленького Георгия несомненно. Мать была армянкой, и она оставалась с сыном до самой смерти.

В молодости Гурджиев путешествовал в поисках священных мест, утраченных знаний и тайных братств. Он отправился на поиски братства Сармунгов, тайного эзотерического ордена. Гурджиев смог найти их, изучал древнюю мудрость йогов, факиров и монахов, танцы для ума и тела. Он упоминал об этом обучении вскользь, не раскрывая места и подробностей жизни в братстве, но вскоре у самого Гурджиева стали появляться ученики.

Читать еще:  Что делать с иконами от старых хозяев. Нашли в заброшенной деревне старую икону, можно ли забрать? Почему люди боятся хранить дома старые иконы

В 1914 году Гурджиев встретил графиню Островскую, которая была членом Теософского общества России, она стала его женой. Они оставались вместе до ее смерти в 1925 году.

У Гурджиева было много разных профессий, он был многогранной, талантливой, и столь же противоречивой личностью.

В 1917 году в Петербурге его разыскал идущий по этому же пути Петр Демьянович Успенский. Успенский уже опубликовал некоторые из своих собственных произведений, «Странная жизнь Ивана Осокина», фантастическую повесть о путешествии во времени и «Беседы с дьяволом».

Музыка в жизни Гурджиева

Перед революцией Гурджиев основал в Петербурге небольшую школу по эзотерическому танцу. Он написал балет под названием «Борьба магов». Это был рассказ о добре и зле, в котором сражались темный маг и маг света.

Музыка была очень важна в жизни Гурджиева. Во время путешествий в одной из школ ему показали семя, которое было посажено в горшок, рядом с которым играла музыка, и по мере развития музыки семя начинало расти так, что в течение короткого времени превращалось в зрелое растение.

Вибрации музыкальных нот связаны с вибрациями в человеческом теле, Гурджиев знал это, потому включил танец и музыку в свое учение, он учил священным танцам, которые были упражнениями для ума, тела и души.

Наследие

Последние годы жизни происходят во Франции, где Гурджиев оказал огромное влияние на эзотерический Париж того времени.

Гурджиев начал диктовать свою первую книгу нескольким остававшимся рядом с ним ученикам, и она называлась «Рассказы Вельзевула своему внуку». Это история Вельзевула, ангела с другой планеты, которого отправили на Марс много тысячелетий назад в качестве наказания. Главы из книги были зачитаны на собраниях групп во Франции и США.

Вторая книга Гурджиева озаглавлена ​​«Встречи с замечательными людьми», биография его жизни и путешествий, а также учителей, которых он искал со своими друзьями. Она не была издана при жизни, как и его третья книга «Жизнь реальна только тогда, когда есть Я».

Гурджиев скончался 29 октября 1949 года во Франции. Он похоронен в Фонтенбло рядом с женой и матерью. Два больших монолитных камня стоят по обе стороны могилы.

Спасибо. Все интересно и познавательно. Думаю, что ему все-таки что-то открылось, плюс фантастика, игра, неординарное мышление сделали его личностью загадочной и противоречивой. Но многое Гурджиев унес с собой.

Большое спасибо за интересное изложение биографии и творческого пути Георгия Гурджиева и за память о неординарном и выдающемся мыслителе. Гурджиев — Успенский — Левин прослеживается цепочка

Учение Гурджиева

Русский православный священник Борш занимался воспитанием юного Гурджиева, намереваясь сделать из него священнослужителя и врача. Однако, движимый «неудержимым стремлением понять точный смысл жизненного процесса всех внешних форм дышащих созданий на земле и, особенно, цель человеческой жизни…» , Гурджиев с группой единомышленников, именовавших себя «Искателями Истины», отправился путешествовать на Восток в поисках древнего знания, возможно, сохранившегося и дошедшего до нашего времени. Впоследствии в разговорах с учениками, задававшими ему вопросы о местах, где он почерпнул свое учение, Гурджиев упоминал Тибет, Восточную Персию и Внешнюю Монголию.

В России Гурджиев появился между 1911 и 1913 гг. За спиной у него была сложная жизнь, разобраться в которой пытались многие биографы. Он сам сделал все возможное, чтобы замести все следы, смешать факты с легендами, а иногда просто с абсурдом и анекдотами. Одни люди видели в нем пророка и носителя древнего знания, другие — «поработителя мужчин» и «соблазнителя женщин» или даже самого дьявола. Гурджиев немало поработал сам, чтобы создать этот неоднозначный образ. Он подписывал свои послания ученикам как «Черный грек», «Тигр Туркестана» и «Племянник князя Мухранского».

Избегая концептуальной кристаллизации своего учения, Гурджиев изобретал различные способы, чтобы освободить человека от поверхностного схватывания своего учения и направить его по пути глубокого постижения. Это постижение было связано с изменением системы ценностей и ориентиров человека и должно было вести к обновлению жизни, которое и было главным смыслом и целью усилий Гурджиева.

Постепенно Гурджиеву удалось привлечь внимание русской творческой интеллигенции, вокруг него стали собираться нужные люди. Но вследствие революции 1917 г. и последовавшей за ней Гражданской войны грандиозные замыслы Гурджиева не были осуществлены, и он был вынужден уехать на Кавказ. Успенский и другие ученики последовали за ним.

В Тифлисе Гурджиев познакомился с Александром и Жанной де Зальцманами (А. де Зальцман был театральным художником, а его жена Жанна — учителем танцев по системе знаменитого хореографа Жака Далькроза) и начал работу над постановкой балета «Борьба магов».

В связи с неспокойной политической обстановкой на Кавказе Гурджиев с группой учеников в 1920 г. отправился из Батума в Константинополь. Затем, в августе 1921 г. им пришлось уехать в Германию, которая в начале 1920-х гг. была Меккой мистицизма. В 1922 г. на деньги, собранные учениками его последователя П.Д. Успенского в Лондоне, Гурджиев купил имение Приэре в Авоне близ Фонтенбло и открыл в нем Институт гармонического развития человека. Работа Гурджиева в этот период была посвящена главным образом методам изучения ритма и пластики.

Читать еще:  Ложь во спасение смысл пословицы. О лжи как об искушении на духовном пути

В декабре 1923 г. Гурджиев устроил в Париже в театре на Елисейских полях демонстрацию танцев и ритмических движений под специальную музыку, сочиненную им для этих целей.

Между тем финансовые заботы не оставляли Гурджиева, который вынужден был искать дополнительные доходы для поддержания жизни в Приэре. Его поездка в Америку в 1924 г. стала одной из попыток выйти из неразрешимой финансовой ловушки, в которой он оказался, и разведкой боем новой территории для своей деятельности.

Вернувшись во Францию, Гурджиев попал в аварию: он врезался в дерево, возвращаясь на автомобиле на огромной скорости из Парижа в Фонтенбло. Через полгода, с трудом оправившись после аварии, Гурджиев принял решение о ликвидации института. В течение ряда лет он написал несколько книг, среди них рекламную брошюру «Вестник грядущего добра», псевдобиографическую повесть «Встречи с замечательными людьми» о детстве, юности и поисках «утраченного древнего знания» на Востоке, а также фантастический роман «Рассказы Вельзевула своему внуку».

Вторую мировую войну Гурджиев прожил в Париже. После войны вокруг него снова стали собираться его бывшие и новые ученики, с которыми он вел занятия и беседы.

Он умер 29 окт. 1949 г. в Париже, оставив своих учеников в состоянии растерянности и недоумения по поводу дальнейшей судьбы его учения. Однако его ближайшая ученица Жанна де Зальцман сумела собрать вокруг себя некоторых из них и организовать их в существующий по сей день Гурджиевский фонд. Другие последователи Гурджиева пошли по пути синтеза полученного ими от Гурджиев и Успенского учения с христианскими, суфийскими и индуистскими идеями и практиками.

Группы «четвертого пути» появились в России в начале 70 гг. на волне религиозного и художественного возрождения, происходившего главным образом в российском андерграунде, однако имевшее немалое влияние на подцензурную культурную жизнь того времени.

Сегодня книги Гурджиева издаются на Западе и в России значительными тиражами. Его музыка, в обработке известного российского композитора Томаса де Гартмана, издается в виде нотных альбомов и компакт дисков. Приверженцами идей Гурджиева стали Б. Шоу, О. Хаксли, К. Ишервуд… – длинный список имён талантливых людей, благодарно развивавших то, что им удалось получить от соприкосновения или непосредственного взаимодействия с «системой», займёт не одну страницу. Организации его последователей, изучающих его труды, практикующих его учение и исполняющих созданные им сакральные танцы и движения, существуют в большинстве стран Европы, Азии и Америки.

Возвращение Гурджиева в Россию происходит не только в форме переводов его книг и масштабного, повсеместного интереса к его идеям, удивительным танцам и музыке, но и в форме чисто практического приложения его идей в бизнесе и экономике. На Западе уже несколько десятков лет используются универсальные принципы, изложенные в учении Гурджиева, в областях управления и мониторинга организаций, для подготовки персонала и в других сферах.

Георгий Гурджиев и Четвертый путь — практики для гармонического развития человека

В начале 20-го века движение мистицизма было направлено на преодоление разрыва между западной и восточной философиями с теософией, эзотеризмом и растущим интересом к оккультизму. Это духовное время вдохновило Георгия Гурджиева на создание Четвертого пути — практики комплексов упражнений для гармонического развития человека. Все эти инструменты можно использовать в повседневной жизни, чтобы избавиться от состояния гипнотического сна.

Тщательные духовные практики часто сосредоточены либо на отрыве от физического, либо на строгом господстве над ним. Георгий Гурджиев не рассматривал таких практических методов принятия своего высшего «Я», полагая, что просветление может быть достигнуто без аскетизма.

Родившийся в 1866 году в Александрополе, Армения, Гурджиев был вдохновлен теософским движением и решил отправиться в Среднюю Азию и на Ближний Восток в поисках эзотерических духовных лидеров и искателей истины. По возвращении он написал серию книг, которые станут основой его духовной практики — Четвертый путь. Вторая книга в этой серии — «Встречи с замечательными людьми» подробно рассказала о встречах с духовными лидерами в его путешествии, которые были скорее вымышленными персонажами, символизирующими три предшествующие «пути».

Пути факира, монаха, йогина и четверый путь

Во время своих путешествий он был вдохновлен духовными путями факира, монаха и йогина, хотя он полагал, что их методы были успешны на порядок меньше более практичных методов их практик, утраченных в древности. В то же время он считал, что последствия современных технологий и современного общества заставляют всех погружаться в гипнотический сон.

Факир, живущий исключительно на милостыню, придает своей жизни господство над физическим телом, требуя выносливости и боли, монах сосредоточен на эмоциях через веру, религиозное рвение и жертву, в то время как йог отдает свою жизнь разуму, развивая свою внутреннюю сущность ценой пренебрежения своего тела и эмоций. Гурджиев считал эти три методы чрезмерно экстремальными путями к просветлению и что должен существовать более альтернативный четвертый путь, которым можно следовать, не жертвуя при этом некоторыми аспектами жизни.

Гурджиев заметил, что большинство путей к просветлению требует некоторой степени аскетизма, но он не хотел признавать аскетизм единственным способом и его жизнь стала этому свидетельством, хотя иногда и парадоксальным.

Читать еще:  Бог не дает детей как смириться. Что делать, если господь не дает ребенка

Несмотря на его приверженность духовному развитию, он, как известно, был немного гедонистом, любил арманьяк и опиум. Его философия была строгой, несмотря на ее отрицание религиозной жесткости. Он исповедовал эфирное мировоззрение, основанное на прагматизме и человеческих желаниях. Но это, по-видимому, лишь маленькая часть Четвертого Пути, промежуточная точка постоянного поиска, всегда ставящего под вопрос любой путь, основанный на реальности, но пытающийся соединиться с потусторонним.

Особенности концепции развития человека у Гурджиева

Итак, что же такое метод Гурджиева для примирения человечества с духовностью? Все это относится к упражнениям Четвертого Пути, известного как «Труд». По сути, это метод постоянной объективной интроспекции, чтобы стереть общественные конструкции и атрибуты, которые проникли в человека. Гурджиев дал два основных упражнения в дополнение к некоторым фундаментальным законам и концепциям.

Самонаблюдение

  • С помощью ежедневного ритуала самонаблюдения следует стремиться наблюдать за своим поведением и привычками, особенно теми, которые негативно воспринимаются другими, но делать это без осуждения или анализа.
  • Это внутреннее наблюдение выполняется одновременно с осознанием внешней среды вашего пребывания.
  • Самонаблюдение должно восприниматься без критики и должно расцениваться следующим образом: вы не являетесь тем, кем себя видите.
  • То, что вы наблюдаете — это фасад ложной личности, продукт современного общества.

Самовоспоминание

  • Самовоспоминание — это немного абстрактное понятие запоминания себя в прошлом, а не просто воспоминания о прошлом.
  • Из-за нашей неэффективной памяти теряется большая часть нашего прошлого. Мы можем чувствовать что-то абсолютное и клясться, что никогда не забудем об этом, но через несколько лет оно уходит из памяти. Если человек активно и регулярно занимается самовоспоминанием он может сделать мудрые открытия.
  • Самовоспоминание приводит к состоянию мудрого разума, свободному от всего отрицательного.

Перед самовоспоминанием следует познать самонаблюдение.

Эти процессы самонаблюдения и самовоспоминания призваны разрушить многие «Я» или фрагментацию психики посредством личных желаний, отделяющих нас от других. Гурджиев говорил о том, что у нас есть две части: сущность и личность. Наша сущность — это естественная часть, с которой мы рождаемся, а личность — это все, что искусственно перешло от общества. Наше сущность также состоит из трех центров: интеллектуального, эмоционального и физического, и нам следует «трудиться», чтоб достичь высшего интеллектуального и высшего эмоционального развития.

Есть два концептуальных учения Гурджиева, которые подводят итог его философии Четвертого Пути: Закон Трех и Закон Семи. Закон семи, также известный как Закон Октав, является фундаментальным космическим законом, который гласит: ничто в природе не движется по прямой постоянно, все в конечном итоге отклоняется. Этот всеобъемлющий закон намекает на его веру во внутреннюю связь между музыкой и природой, на мысль о том, что между определенными музыкальными интервалами требуется больше энергии для поддержания первоначальной цели. Это относиться и к непредсказуемости человеческой натуры, её целей и попыток, которые также требуют дополнительной энергии, чтобы продолжать свой первоначальный курс.

Закон трех — это еще один фундаментальный космический закон, в котором говорится, что каждое явление состоит из трех компонентов: активного, пассивного и нейтрального. Его можно рассматривать как закон трансформации, который всегда требует утверждения, отрицания и примирения. Эта триада действия создает восходящую или нисходящую октаву и символизирует каждую структуру и действие во вселенной и человеке.

Эти законы изображены в наиболее узнаваемом символе Гурджиева Четвертый Путь – эннеаграмме – 9-тиконечной фигуре в круге.

Эта связь музыки и философии повторялась во всей философии Гурджиева, когда он стал известен как музыкант. Он говорил о музыке как о какой-то объективной силе, которую можно было почувствовать так же, как змея реагирует на музыку заклинателя змей.

Идеи Гурджиева не стали широко популярными в Новой Эре и сфере самопомощи, хотя их часто классифицируют там. Четвертый путь – это концепция, которая не обращена в массы. Честное самонаблюдение может быть болезненным и вызвать беспокойство у тех, кто не готов к этому. Устранение вашей личностной маски и противодействие негативным личностным признакам требует тяжелой работы и может вызвать чувство потерянности или смущенности.

Вот почему необходимо не только противостоять желанию судить о том, что вы видите, а и просто видеть вещи такими, какие они есть. В конце концов, эта духовная практика придаст вам мудрости и искупления, возможно, даже приведет к более высокому состоянию сознания.

Видеозаписи о жизни и пути Г. Гурджиева, его последователях, практическим аспектам Четвертого Пути, наследию — Институте Гармонического Развития.

Подробнее о практиках Гурджиева также можно прочитать или обсудить на форуме.

Книги и публикации

  • Восемь встреч в Париже
  • Всё и вся Рассказы
  • Всё и вся. Рассказы Вельзевула своему внуку (оригинальная версия)
  • Взгляды из реального мира
  • Вопросы и ответы
  • Встречи с замечательными людьми
  • Жизнь реальна только, когда я есть
  • Последний час жизни
  • Человек — это многосложное существо»

Бесплатно скачать книги Георгия Гурджиева можно перейдя по ссылке

Источники:

http://onona.online/samorazvitie/georgij-gurdzhiev
http://www.sunhome.ru/religion/15025
http://ezoport.ru/praktika/duhovnye-praktiki-chetverty-puti-gurdzhieva.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: