Смоленская Зосимова пустынь. Александровский район – Александров – История – Каталог статей – Любовь безусловная

Смоленская Зосимова пустынь. Александровский район – Александров – История – Каталог статей – Любовь безусловная

Дорогие братья и сестры!

От всей души приглашаем Вас посетить наш монастырь. Мы принимаем паломников, индивидуально и группами.

Условия посещения монастыря паломническими группами.

Мы имеем возможность принять на ночлег паломнические группы до 15-ти человек. В монастырской гостиницые 2 келии: женская на 8 мест и мужская на 7 мест

Для паломнических групп приезжающих на монастырские Богослужения трапеза и ночлег предоставляются бесплатно, за пожертвование, которое каждый может опустить в церковные кружки в храме.

Для групп приезжающих в небогослужебное время трапеза не предоставляется. Для таких групп возможно предоставление трапезы на платной основе (300 руб/чел), по предварительной договоренности.

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ, желающим принять участие в монастырских богослужениях, необходимо иметь при себе документы подтверждающие их сан и обосновывающие пребывание вне пределов собственной епархии, подписанные Правящим Архиереем или лицом им уполномоченным. Клирикам епархий Владимирской митрополии предоставление документов не требуется.

Монастырь не имеет возможности принимать группы использующие монастырь только для ночлега, без присутствия на службах.

Для групп от 10 – ти человек организуется бесплатная экскурсия по монастырю. Экскурсии проводятся ежедневно. Для планирования посещения важно учесть, что экскурсии не могут проводиться ранее окончания утреннего богослужения, Проведение экскурсий заканчивается в 16.00 часов. Для паломников приезжающих с ночлегом возможно проведение экскурсий после вечерней трапезы.

Паломничество к нам удобно совместить с посещением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова. Обе эти обители находятся в 30 – 40 митутах езды от Зосимовой пустыни.

Индивидуальные паломники могут посетить обитель: в будние дни – во время богослужений (см. расписание), в воскресные и праздничные дни – в течение дня, до окончания вечернего богослужения.

Индивидуальные паломники желающие посетить монастырь с ночлегом, принимаются на срок до 3-х дней. При желании можно остаться на более долгий срок в качестве трудника (только мужчины от 18-ти лет), получив благословение Настоятеля игумена Серафима или Благочинного, иеромонаха Мелхиседека. Все паломники останавливающиеся в монастыре более чем на одну ночь, могут по необходимости привлекаться к монастырским послушаниям.

Благословение на посещение трапезной и поселение в монастырскую гостиницу имеют право давать только настоятель и благочинный монастыря.

МЫ НЕ ПРИНИМАЕМ ПРАЗДНОШАТАЮЩИХСЯ МОНАХОВ, ИНОКОВ И “ПОСЛУШНИКОВ” САМОВОЛЬНО ПОКИНУВШИХ СВОИ ОБИТЕЛИ!

Напоминаем, что самовольно оставившие свой монастырь, теряют право ношения монашеских одежд и право именоваться монашескими званием и именем.

Т ак как монастырь находится на территории военной части, для проезда через КПП обязательно иметь при себе паспорт,. Желательно также предварительно позвонить в монастырь для заказа пропуска через КПП. При желании остаться в монастыре на ночлег необходимо предварительно (по телефону) получить благословение настоятеля или благочинного монастыря. При не соблюдении этого правила место в гостинице не может быть гарантировано, а заселение производится при наличии свободных мест, это же правило действует и в отношении паломнических групп. Не надо самим звонить в воинскую часть и пытаться договориться о проезде. Пропуск для паломников предосталяется только по обращению руководства монастыря.

Дорогие братья и сестры, паломники. Просим Вас с пониманием отнестись к весьма скромным условиям размещения в гостинице. Чтобы остаться в монастыре на ночлег необходимо приехать до окончания вечернего Богослужения ( в крайнем случае не позднее 20.00 часов). В более позднее время пропуск паломников через КПП воинской части в монастырь и поселение в гостиницу не производится (возможно только в исключительных случаях и по предварительной договоренности с монастырем).

Как проехать в Зосимову пустынь:

На Ярославском ж/д вокзале (г. Москва) садитесь в последний вагон электрички, едущий в город Александров. Будьте внимательны, не все электрички делают остановки в “Арсаках”
Через 2 часа – станция “Арсаки”. Идем к концу платформы и спускаемся на площадь перед магазином “Хозяин”, на площади останавливаются рейсовые автобусы. По соображением безопасности пешие паломники через КПП воинской части не пропускаются. Так, что на станции надо сесть в автобус с надписью “Городок”, который миновав КПП привезет вас прямо к стенам монастыря. Время поездки в автобусе не более 10 минут.

На автотранспорте. ВНИМАНИЕ. Не полагайтесь на GPS-навигатор! Очень часто он ведет более короткой дорогой, через с. Никульское, но проезда в монастырь там нет. КПП с этой стороны ЗАКРЫТО для ПРОЕЗДА И ПРОХОДА. Из Москвы едем по Ярославскому шоссе (М8), проезжаем границу Московской и Владимирской областей, ищем указатель – поворот направо, на г. Александров, проезжаем “Брыковы Горы”, после них первый поворот направо, (ориентир – кладбище с правой стороны, сразу после него правый поворот) указатель ” Арсаки, 6 км” ; далее по главной дороге прямо, через дер. Иваньково, до ж-д переезда. Перезжаем ж-д пути и, после них, по ходу дороги, берем в право и прямо до Т- образного перекрестка, на нем поворачиваем налево и едем прямо до КПП воинской части. Проехав КПП, едем прямо до Святых врат монастыря. У Врат поворачиваем вдоль стены направо и едем до конца забора, последний поворот налево и вы на монастырской стоянке. Для проезда на автомобиле надо заранее созвониться с монастырем и сообщить марку и полный номер вашей машины.

В субботу вечером и в воскресенье утром, а также в праздники военные любезно пропускают едущих в монастырь на службу без предварительного заказа пропуска, главное наличие российского паспорта. Без него пропуск в монастырь НЕ ВОЗМОЖЕН!

По всем вопросам связанным с посещением монастыря следует обращаться к благочинному обители иеромонаху Мелхиседеку по телефону +7(999)974-65-80 или +7(910)172-64-31

МОНАСТЫРСКИЙ МУЗЕЙ.

С марта 2017 года в нашей обители начал работу музей Зосимовой пустыни. Вниманию паломников предлагаются три зала: период конца XVII в. -1897 г., прп. Герман и прп. Алексий; зосимовские новомученики и подвижники благочестия. Монастырь предлагает группам паломников следующие тематические экскурсии:

1.Обзорная экскурсия по истории Пустыни. (45 мин.) *

2.Схимонах Зосима. Первый период истории пустыни кон. XVII – 40-е г.г. XVIII в. Царевна Наталья Алексеевна. Несостоятельность легенды об императрице Елизавете. архм. Леонид (Кавелин). Александровские меценаты. (30 мин.)

3.От схмон. Филиппа до архим. Павла. 60 – 90-е г.г. Второе рождение Пустыни. Источники сведений. Первые насельники. Перестройка часовни – московские купцы Шапошников и Попов.(30 мин.)

4. Преп. схииг. Герман и его ученики. (40 мин.)

5.Прп. старец схиером. Алексий. (45 мин.)

6. Подвижники благочестия и новомученики Пустыни. (45 мин.)

7. Московские адреса Зосимовских старцев. (25 мин.)

8.Зосимова пустынь – архитектурный памятник конца ХIХ в., архитектор А.А. Латков. Храмы монастыря. (30 мин.) *

9.Зосимовские распевы. Композитор иером. Нафанаил. (30 мин.)

10.«Русь уходящая» Павла Корина и Зосимовские старцы. (40 мин)

11. Паломничество “хаджи” Георгия (мон. Аристоклия) на Афон и ко Гробу Господнему. Пеший переход Москва – Святая земля 2000. (45 мин.)

* к-во паломников не ограничено.

Остальные встречи проводятся для групп не более 20 человек.Просим обратить внимание, что дети допускаются в музей в возрасте от 10 лет и старше. Время экскурсий указано ориентировочное. Все Экскурсии бесплатные.

С вами встречается и беседует историограф пустыни,

основатель и хранитель музея истории монастыря,

писатель, член СЖ РФ и IFJ

монах Аристоклий (Челноков).

Дорогие братья и сестры!

Освященную воду можно будет взять в Смоленском Соборе монастыря

18 января – сразу по окончании утреннего богослужения,

19 января – сразу по окончании ночного богослужения и с 12.30 до 15.00 часов.

Читать еще:  Когда снится что летаешь. Сонник: летать во сне - что означает? Летать во сне к чему снится по Фрейду

Проезд через КПП на праздничные богослужения свободный (при наличии паспорта).

____________________

Начался отопительный сезон, и мы снова просим вас о помощи. Это время для нас самое тяжелое, так как расходы на коммунальные платежи (газ и электроэнергия) будут составлять более 100 000 рублей ежемесяно.

Без вашей помощи нам не справиться!

______________

Сделать пожертвование можно переведя деньги на карту Сбербанка

№ 4817 7602 5672 4638,

владелец карты – настоятель монастыря игумен СЕРАФИМ

(Семилетов Сергей Юрьевич)

или на Яндекс- кошелек № 4100 1573 4392 279.

Просьба указывать назначение платежа: “Пожертвование на уставную деятельность”.

Монастырь в социальных сетях:

© 2013 – 2020гг. Все права защищены
Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Русская Православная Церковь. (Московский Патриархат). Александровская Епархия.
По благословению Высокопреосвященнейшего Евстафия, Архиепископа Александровского и Юрьев-Польского

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Гроза

Все началось с грозы, которая началась накануне праздника Казанской иконы Божией Матери. Я попросила свою подругу, у которой гостила на даче под г. Александровым, поехать в Зосимову пустынь. Лил дождь, сверкала молния, гремел гром, но у меня было непреодолимое желание ехать. Подруга сидела за рукоделием у окна в маленьком дачном деревянном домике и вышивала икону Казанской Божией Матери. Отрываться от рукоделия ей не хотелось, но, видя мое неотступное желание, она согласилась. С нами поехали трое ее маленьких дочерей. Мы ехали по мокрой дороге, под раскаты грома и молнии, твердо веря, что Матерь Божия убережет от беды, и пели вместе с детьми Иисусову молитву.

Зосимова пустынь расположена в живописном месте, в нескольких километрах от железнодорожной станции Арсаки.

Боярская вдова, Ульяна Ивановна Зворыкина, передала принадлежавшую ей землю своим сыновьям, а те пожертвовали ее Троице-Сергиевой лавре, на помин душ родителей.

Основателем обители считается схимонах Зосима, который в середине ХVII пришел сюда с келейником преподобного Сергия Радонежского. Он устроил небольшую часовенку, поставил себе скромное жилье, выкопал колодец, обустроил небольшую пасеку, ухаживал за огородом.

Сохранилось предание, «что сила блаженного Зосимы заключается в том, что он проявил беспредельную христианскую любовь к ближним. Он дал обет, сделаться вечным предстателем перед Богом за всякого, хоть раз к нему обратившегося». В середине ХIХ века происходили случаи явления Зосимы пильщиками леса. Явления преподобного Зосимы продолжатся и в наше время.

Встреча

Зосимова пустынь ныне находится на территории воинской части, поэтому, предъявив паспорт на КПП и получив пропуск, мы едем по прямой дороге к храму, возвышающимся над лесом. Мы успеваем на помазание, прикладываемся к мощам преподобного Зосимы. Слева от входа я замечаю иеромонаха, с куколем на голове, схимника. Он разговаривает с женщиной, стоя напротив меня, но лица я его не вижу, так как его загораживает женщина.

— Исповедаться хочешь, — вдруг спрашивает у меня иеросхимонах, выглядывая из-за головы собеседницы. Меня удивляет, «угадывание» моего желания.

И вот я уже, спустя всего несколько минут, стою на коленях у ног сидящего на стуле схимника, обутого в простые русские валенки. Исповедь длиться долго.

— Господь хочет, чтобы мы жили дружно. Родителям нравиться когда дети дружат между собой, так и Богу угодно это, — говорит спокойно монах, глядя мне в глаза. Глаза у него внимательные, добрые.

Мне хочется остаться в монастыре потрудится, помолится и исповедаться.

— Можно, — отвечает на мой вопрос иеросхимонах, и на прощание говорит: всем прощай, и тогда тебе Господь простит твои грехи.

«Как зовут монаха, вот этого, у которого мы только что исповедовались?», — спрашиваю я у дежурного по храму монаха.

— Иеросхимонах Зосима, — отвечает он.

Котята

Служба кончилась. Дети, увидев на дворе монастыря маленьких котят, устремились к ним. Каждой девочке досталось по мурлыкающему котенку. Дав возможность детям поиграть с животными, мы около девяти часов вечера двинулись в обратный путь. Я предупредила детей и подругу, что, возможно, уеду в монастырь.

Маленькая четырехлетняя Соня спросила: «Галя, ты хочешь вернуться в монастырь из-за котят?»

-— Нет, Сонечка, хочу потрудиться.

— А я бы только из-за котят ушла в монастырь,– сказала Соня

Трудовые будни

Через день я позвонила своей подруге Анюте и предложила вместе потрудится в монастыре. Она согласилась и приехала вместе со своим отцом Геннадием. Получив благословение эконома монастыря, отца Мелхиседека, мы устроились в монастырской гостинице, получив послушание помогать в трапезной.

Главное условие пребывания в монастыре в качестве трудников — это посещение полунощницы, которая начинается в 6 утра, и вечерней службы в 17.00.

На вечернюю службу, за полчаса до начала, зовет монах, который ходит вокруг храма с билом. Он как-то по особенному красиво колотит в деревянную доску молотком.

Мы с Аней сели на деревянную скамейку и попробовали камешком повторить эти звуки. У Анюты получилось сразу, а у меня даже с большим трудом не получилось ни разу.

Вечером, исполнив послушания на кухне и помолившись на вечерней трехчасовой службе, мы увидели, что в монастыре кошек почти столько же, сколько и монахов. И они обладают таким же тихим нравом и кротостью. Котята доверчиво забрались нам на колени, а с ними и мама кошка. Мы не могли отказать себе в удовольствии утешиться их ласковым урчанием.

Тишина здесь особенная. Среди вековых сосен, которые почти дотягиваются своей кроной до купола храма, кедрами, посаженными трудниками, мы любили гулять после вечерней молитвы и дышать свежим воздухом. Мы узнали, что, оказывается, через три дня 26 июля престольный праздник всех зосимовских святых.

Иеросхимонах Зосима пригласил нас после ужина на беседу в свою келию.

Я гляжу на монаха, и мне кажется, что его лицо мне очень знакомо, те же глаза — проницательные и добрые, взгляд, проникающий в твое сердце, лицо, словно отбеленное.

Мы говорили о себе, рассказывали старцу свои планы, желания, он давал нам советы, рассказывал о себе. Вот что нам запомнилось.

Каждому человеку Господь дает право выбора.

Когда мне было 14 лет, я написал 12 бумажек с профессиями, на кого бы хотел учиться, и вытяну, путем жребия, записку, на которой было написано «священник».

Однажды к нам в дом пришел, неизвестно откуда, юродивый. Все сели за стол, и соседка стала стучать по столу яйцом, чтобы разбить скорлупку, а мама про себя думает «по столу стучать нельзя, это престол Божий, лучше бы себе по лбу постучала». Юродивый взял у нее из рук яйцо и со словами «по столу стучать нельзя, это престол Божий лучше бы по лбу постучала» стукнул яйцом по лбу, маме» — монах Зосима улыбнулся. Он еще ее назвал «монашкой», и через пять лет мама ушла в монастырь.

Мама мне посоветовала обязательно с ним познакомиться поближе.

Когда я нашел дом, в котором остановился юродивый на ночлег, он, вместо приветствия, сложил руки и сказал «Благословите, отец Петр» (меня тогда звали Петром) и поцеловал мне руку, прозревая что я стану священником.

Ведь кто такой юродивый? Это блаженный, он может обличить, ведет себя как дурачок, а за его смирение Господь благодать дает и прозорливость.

Когда мы с матушкой вырастили детей, то договорились уйти в монастырь. Вначале ездили по монастырям, присматривались, а потом выбрали: я Зосимову пустынь, а она — женский монастырь в Александрове.

И вот сниться мне сон. Вижу во сне матушку и хочу ее обнять, а она мне ставит руки перед грудью и говорит – «нельзя». Спустя некоторое время я узнаю, что ее постригли в монахини. А чуть позже и меня тоже.

Отец Зосима объяснил, что они ушли в монастырь, чтобы быть ближе к Богу.

Геннадий спросил, как старец относится к старообрядцам, ведь они наши, русские люди, верующие в Бога. На что отец Зосима ответил, что даже он сам находил ошибки у переписчиков книг, что необходимо было их устранить, но не насилием, надо было людям объяснить.

Читать еще:  Аполлон мифология. Мифы и Легенды * Аполлон

Мы спросили его, есть ли у него самого сомнения и неразрешенные вопросы, или он достиг того состояния, когда все понятно.

— Я верю в Бога — спокойно ответил старец. Без Бога ничего не происходит.

— У правителей и царей русского государства была цель построить могущественную державу, объединить страну — продолжал Геннадий.

— А у нас цель, одна, — ответил отец Зосима, — подготовить душу к Царствию Небесному.

Мы поблагодарили его и попросили разрешения написать о нашей беседе. Он благословил.

На следующий день он разрешил нам причаститься. Перед службой он заботливо поставил нас рядом с собой у распятия, и всю службу направлял нас, подсказывал, когда читать молитвы, а перед причастием повернулся к нам и сказал: «Мы все недостойны причастия, но оно дано нам, что бы мы боролись с грехами».

В день равноапостольной княгини Ольги мы были единственными причастниками — мирянами и, когда читалось Евангелие, у нас было такое ощущение, что Господь именно нам говорит: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7,47).

Праздник Зосимовских святых. 26 июля.

Мы купили книгу «Зосимовский патерик», иеросхимонах Зосима подписал эту книгу со словами «Благословение Свято – Смоленской Зосимовой пустыни да будет с Вами».

Когда мы читали ее друг другу, казалось, будто сами святые и подвижники Свято – Смоленской Зосимовой пустыни преподавали нам заветы любви и учили нас.

Зосимовский святые: Преподобный схимонах Зосима. Прп, схиеромонах Алексий ( Соловьев). Прп. иеромонах Макарий (Моржов), Прп. схиархимандрит Игнатий (Лебедев), Прп. Герасим (Мочалов), Прп. Игумен Владимир (Терентьев).

Прп. схиеромонах Алексий (Соловьев), — именно ему было предназначено вытянуть из ларца записку с именем святителя Московского Тихона, будущего патриарха. Избрание патриарха должно было решиться жребием. Старец Алексий трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку.

Прп. иеромонах Макарий (Моржов). Когда его спрашивали об антихристе, он отвечал, что «нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по – христиански».

Прп. схиархимандрит Игнатий (Лебедев). «Чадца! — писал он в письмах, — стремитесь к горнему, касаясь дольнего, поколику требует телесная нужда».

Будучи прихожанами Храма Тихвинской иконы Божией Матери, мы часто посещаем могилку старца иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина), одного из духовников Зосимовой пустыни. На его могилке чувствуется удивительный покой и умиротворение. Бывало, придешь, а на душе смута… Постоишь, прочтешь слова старца «Умудряйтесь, не скорбите прежде времени, Предавайтесь воле Божией», посмотришь на высокие вековые деревья, шумящие своими ветвями, и окажется, что печаль прошла. А некоторые рассказывали о чудесных исцелениях от недугов, например от пьянства.

Кажется, что за эти дни пустынь стала для нас родной. И все зосимовцы, иеросхимонах Зосима, отец Мелхиседек, с которым нам довелось беседовать о чудесах и явлениях преподобного Зосимы. Повар Сергей, с которым мы трудились, который на вопрос о том, как помогает ему преподобный Зосима, ответил с улыбкой: «Готовить помогает». Помощник повара Дмитрий, Александра, опекающая юношу из детского дома, которых приютил монастырь на время. Как умилительно было наблюдать заботу этого мальчика о котенке, которого тот купал, кормил и даже вытирал ему сопли свои носовым платком.

Не увидели мы в обители ни богатства, ни довольства. Напротив, скудость и бедность окружала нас, словно покрывая незримое, скрытое от всех сокровище, то, ради которого, как оказалось, мы и приехали, — прощение и любовь. И то, ради чего мы снова и снова хотим вернуться туда, где воздух пахнет соснами, где вечерняя тишина, как молитва, успокаивает мятущийся дух, туда, где на ужин дают настоящее молоко и простую гречневую кашу, где котята доверчиво лижут наши руки. Права была маленькая София, что котята — часть творения Божьего мира, в который стоит вернуться и ради них.

Свято-Смоленская Зосимова пустынь близ ст. Арсаки Епархиальный мужской монастырь

История

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. была поставлена деревянная часовня над могилой схимонаха Зосимы. В 1867 пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

Краткий расцвет, пережитый Смоленской Зосимовой обителью в конце XIX—начале XX веков, сам по себе составляет отдельную главу в летописании русского монашества и Русской Церкви вообще. Но расцвела Зосимова пустынь отнюдь не на пустом месте. Ее питали глубокие традиции святости, укоренившиеся здесь еще в XVII столетии.

В 1899 году в Москве вышла в свет книга о Смоленской Зосимовой пустыни, написанная будущим митрополитом, священномучеником, а тогда — еще иеромонахом Серафимом (Чичаговым).

«Двести лет тому назад, в прежнем Переяславль-Залесском, в Кинельском стану, на холмистом берегу небольшой речки Молохчи, красовалась лесная пустошь с небольшими полянами, заросшими травою, называемая Ульяниной и значительно удаленная от людского жилья. Не без воли Божией, в неведомый для нас день, посетил эту пустошь некий старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. Понравилась старцу эта пустынь. Красивый, вековой лес, извилистая речка и глубочайшая тишина, прерываемая лишь пением и перекрикиванием птиц. Помолился блаженный старец, испросил откровение воли Божией и, познав в своем чистом сердце, что именно это место предназначено ему для подвижничества и пустынножительства, — он остался уже здесь навсегда».

Шли годы, вокруг старца собралась братия — правда, весьма немногочисленная (предание сохранило имена лишь монахов Ионы и Кирилла), — появились огороды, кельи. Потянулись в пустынь богомольцы. Были среди них и представители знатных фамилий. Глубоко почитала старца Зосиму царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I. Ее стараниями выросла и украсилась в пустыни часовня.

После смерти отца Зосимы его ученики и сотрудники разошлись кто куда. Часовня, построенная иноками, была приписана к Лукиановой пустыни, расположенной вблизи Александрова. Существуют некоторые сведения, что в 1728 году Зосимову пустынь восстановили, священномученик Серафим (Чичагов) упоминает имя одного из тогдашних ее строителей — иеромонаха Иоакима, — но в печально известном 1764 году ее закрыли вновь, а часовню и все небогатое имущество причислили к приходской церкви села Никульского.

В дальнейшем пустынь ждали куда большие горести. Старец Симеон Ермолаев, собиравший в середине XIX века сведения о схимонахе Зосиме, так описывал этот скорбный период: «Опустела часовня, или келья, в которой жил отец Зосима, но на его могилу, на которой был поставлен большой памятник из белого камня. стекалось много народу. и теперь служили панихиды, которые служил священник села Никульского, к приходу которого принадлежала пустыня. Священник села Слотина, отец Иаков, сильно завидовал доходу, который получал от панихид священник села Никульского, и потому пришел к владельцу этой пустыни господину Симонову и уговаривал его, чтобы вынести образа из часовни и перенести их в церковь села Слотина, что и исполнилось; также с могилы старца Зосимы был снят памятник и перевезен священником (который стесал топором надпись) в село Слотино. Часовню же г. Тимонов обратил в птичную, и когда устроил клевушки и все нужное, то перевели всех домашних птиц и двух свиней в новую птичную. Но каково было изумление птичницы, когда она, проснувшись на другой день, увидела свиней и всех птиц мертвыми. Говорят, это было в 1798 году».

Вскоре после этого умер и помещик Тимонов, а так как он был бездетен, то после смерти его вдовы Ульянина пустошь отошла к другим владельцам и на протяжении следующих десятилетий не раз переходила из рук в руки.

Читать еще:  Может ли католичка быть крестной у православной. Может ли католик быть крестным у православного

Часовня, столь опрометчиво превращенная Тимоновым, если верить старцу Симеону, в птичник, за это время совершенно разрушилась, а о месте погребения отца Зосимы напоминал теперь лишь простой деревянный крест. Но местные жители не позабыли об угоднике Божием, лежащем под этим крестом, и по-прежнему приходили сюда.

В 1848 году стараниями вдовы александровского купца И.Ф. Баранова, приобретшего лес Ульяниной пустоши на сруб, в Зосимовой пустыни вновь появилась часовня. Вследствие этого паломничество к святому месту оживилось, но первые шаги к возрождению здесь монашеской жизни были сделаны лишь в 1866 году, когда помещица Г. И. Неттель, владевшая в то время землей, на которой находились часовня и могила старца Зосимы, составила дарственную на нее, имея желание подарить землю Троице-Сергиевой Лавре.

В прошении, поданном ею в Лаврский собор, говорилось, что она «жертвует три десятины, с произрастающим на оной (земле — прим. ред.) еловым и березовым лесом и часовнею, для служения в сей последней братиею киновии молебнов и панихид по схимонахе Зосиме, при часовне погребенном, желающим из обывателей окрестных деревень».

Намерение свое госпоже Неттель удалось исполнить, однако, лишь спустя три года, но зато вскоре ее примеру последовали и другие вла¬ельцы близлежащих земель. В итоге возрождающемуся монастырю было подарено десять десятин земли.Близкое участие в восстановлении Зосимовой пустыни принимал блаженный Филиппушка из лаврской братии.

Сам он к моменту начала серьезных работ по благоустройству монастыря уже умер, и начатое дело продолжил его сын Прокопий (в постриге— Порфирий). Трудам Филиппушки и Порфирия, как отмечает монах Аристоклий, современный историограф пустыни, «постоянно мешали почти детективные истории, возникавшие на протяжении двух десятков лет вокруг Зосимовой пустыни. Достаточно привести факт обвинения юродивою в печатании у себя в пещерах фальшивых денег!»

Слух о фальшивых кредитных билетах, распространившийся в 1867 году, привел даже к обыску в келье Филиппушки. Разумеется, ничего предосудительного в ней не нашли, но митрополит Филарет (Дроздов), близко знавший и почитавший блаженного, благословил его на время перейти в другую обитель. Филиппушка повиновался архипастырю, а в 1868 году скончался. Лишь в 1889 году над могилой старца Зосимы, благодаря молитвам отца Порфирия и усердию купеческой семьи Шапошниковых, вырос каменный храм, освященный в честь святыни, некогда принесенной пустынножителем на это место, — Смоленской иконы Божией Матери. В 1890 году Д. M. Шапошников на свои средства выстроил в пустыни и корпус для монашествующей братии.

Некоторое время статус Зосимовой пустыни оставался неопределенным, а ее материальное положение — малоутешительным. Но вскоре Господь послал ей устроителя, готового трудиться на благо ее не по одной только обязанности, а по душевному влечению. Им стал архимандрит Павел (Глебов), в 1891 году назначенный наместником Троице-Сергиевой Лавры.

«Объезжая все обители, подчиненные Лавре, — пишет священномученик Серафим (Чичагов), — он посетил и Зосимову пустынь. Убогий вид пустыни произвел сильное впечатление на него. Обитель не имела ограды, была совершенно открыта. Храм, составлявший несказанную радость пустыни, был в сущности тесен и длинен, так как он образовался из часовни, к которой пристроили паперть и трапезную часть. Зимою про-
мерзали тонкие стекла часовни; было сыро; пол лежал на самой земле. Общий вид пустыни, в которой имелся всего один корпус для келий и затем три старые избы, невольно заставлял вдумываться в положение монашествующих и желать принести посильную помощь. Когда отец наместник отстоял в храме панихиду у могилы схимонаха Зосимы, то он уже в сердце своем почувствовал непреодолимое стремление сделаться устроителем этой страждущей обители».

Почти тотчас архимандрит Павел начал изыскивать материалы и средства для постройки каменного братского корпуса, затем объявился благотворитель, пожелавший дать пожертвование на строительство нового соборного храма. За несколько лет обустройство пустыни продвинулось настолько, насколько не продвигалось за все минувшие десятилетия.

В 1897 году по указу митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) и с благословения архимандрита Павла настоятелем в Зосимову пустынь был назначен иеромонах Герман (Гомзин), насельник лаврского Гефсиманского скита. С ним в пустынь пришли несколько послушников, составившие костяк зосимовской братии. К 1910-м годам число ее увеличилось до ста человек, монастырь приобрел прекрасный архитектурный ансамбль и превратился в одну из всероссийских святынь: духовным окормлением здешних старцев пользовались виднейшие деятели Церкви, представители аристократических фамилий и интеллигенции. Зосимова пустынь словно приняла эстафету от Оптиной, где в это время один за другим угасали светильники русского старчества — преподобные Амвросий (+ 1891), Анатолий (+l894), Исаакий (+l894), Иосиф (+l911), Варсонофий (+1913).

В описании Зосимовой пустыни, составленном священномученика. Серафимом (издание 1913 года), так освещена жизнь обители в период ее расцвета:

«Братия живет по примеру св. отцов, под руководством старцев, открывая им ежедневно свои помышления и грехопадения, выслушивая опытные указания и наставления. Число братии простирается до ста человек, иеромонахов 14, иеродиаконов 8, рясофорных 18, монахов 20 и до 40 чел. послушников. Казначеем состоит иеромонах Митрофан, а благочинным — иеромонах Мелхиседек.

Характерные черты подвижничества Зосимовой пустыни: продолжительные богослужения в храме, в будние дни Саровское правило с “умною” молитвою и поклонами, строгое послушание не за страх, а за совесть и неустанный труд. Всех послушаний до пятнадцати: день и ночь читается Псалтирь за благодетелей, прислуживают в храме, пишут иконы, занимаются токарным ремеслом, столярничают, переплетают книги, пекут просфоры, пекут хлебы, работают на кухне, шьют одежды, занимаются малярной работой, в кузнице, на скотном дворе, в слесарной, лудят посуду.

Скромно, молчаливо и безропотно несут насельники Зосимовой обители свой подвиг, заботятся не о мирских потребностях, а о едином на потребу. Почти все необходимое справляется руками братии; никто не пред ставляет исключения при исполнении работ; все трудятся во главе с игуменом, который собственным примером учит братию неусыпному бдению, молитве и грудам, помня завет Иоанна Златоуста, что “от примера исходит самое действенное учение”».

17/30 января 1923 года схиигумен Зосимовой пустыни преподобный Герман скончался. Скорбная дата эта существенна для истории монастыря, поскольку о. Герман предсказывал, что при его жизни обитель не закроют. А тучи уже сгущались. Прекратили свое существование Лавра, многие монастыри Московской и Владимирской епархий. После кончины преподобного Германа подошла очередь и Зосимовой пустыни. Большевики разогнали ее в один день — на Вознесение, которое пришлось в 1923 году на 6 мая по старому стилю. Братия рассеялась. Судьбы некоторых отныне были связаны с Высоко-Петровским монастырем, где настоятельствовал духовный сын прп. Германа епископ Варфоломей (Ремов), другие поселились поблизости от закрытой пустыни и Лавры (в частности, в Загорске жил до самой своей кончины знаменитый старец Алексий (Соловьев).

В ближайшие годы большинству из них суждено было ступить на тернистый путь мученичества и исповедничества. А в поруганной Зосимовой пустыни расположился детский дом. Он хозяйничал здесь недолго, уступив место куда более «прочному» постояльцу — воинской части.
Монастырские корпуса переоборудовали под жилье для офицеров и их семей, в Смоленском соборе был устроен клуб. Но и этот этап многотрудной истории обители постепенно уходит в прошлое.

В 1992 году в Зосимову пустынь пришли первые монахи. 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Началось возрождение монастыря.

В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября).

Источники:

http://zosymova-pustin.ru/pages/palomnicheskaya_slujba.html
http://pravoslavie.ru/99692.html
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-smolenskaya-zosimova-pustyn-bliz-st-arsaki/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: