Различие между суннитами и шиитами состоит. Кто такие салафиты, сунниты, шииты, алавиты и ваххабиты? Разница между суннитами и салафитами

Содержание

Кто такие салафиты? Сунниты, шииты, ваххабиты

Религия ислама породила большое количество религиозных течений, каждое из которых имеет свое особое зрение на то, как должна выглядеть истинная вера. Для мусульман религия – это совсем не формальность, поэтому на ее почве у разных представителей этих течений часто возникают достаточно серьезные конфликты из-за несостыковок в понимании единой веры. Нрав этого народа часто приводит к тому, что подобное недопонимание приводит к кровопролитию. По мнению аналитиков, количество конфликтов внутри этого сообщества значительно превышает число разногласий с представителями иных религий. Но понять, в чем именно заключается исламский конфликт, нужно подробнее изучить характер и взгляды представителей разных течений. Одними из самых конфликтных организаций в исламе являются салафиты и сунниты, именно они, устраивая кровавые войны за свою религию часто приводят к резонансу в мировом сообществе.

Как возник конфликт

Для понимания, кем являются представители идеологии, нужно сразу понять, на фоне чего возник их конфликт. Пророк Мухаммед умер в 632 году нашей эры, после чего последователи его учения принялись за решение, кто же станет его преемником. В те времена ислам еще не был разделен на различные направления и первыми отделились сунниты и шииты. Главные разногласия между ними заключались в вопросе, кто же истинный преемник пророка.

Обострение конфликта

Страсти накалились в 680 году, именно тогда Хусейна, сына Али, убили, и все указывало на то, что лишили жизни юношу именно сунниты. Этот момент истории по сей день влияет на развитие исламского народа, оказывая свое влияние не только на общество, но и на законы государств, институт семьи и прочие сферы жизнедеятельности. Беспокойства в исламском мире частично длится из-за притеснения правящих элит представителей противоположных взглядов на веру.

Разногласия взглядов в современном обществе

Ислам – вторая по своей величине религия в современном мире, из-за чего появилось множество сект и направлений, которые имеют свое мнение на суть верований этого народа. Стоит отметить, что салафиты и сунниты возникли в разное время, и первое из этих течений появилось гораздо позже, вытекая, по своей сути, из второго, но при этом являясь более кардинальным и экстремистским. По мнению большинства религиоведов, представители салафитов и ваххабитов зарекомендовали себя не с лучшей стороны, и относить их к исламской вере можно с трудом, хотя сходства в мнениях все же есть.

Убеждения суннитов

Представителями этого течения является большинство мусульман, если быть точным, то примерно 90 процентов всего религиозного сообщества ислама. Их путь – путь пророка, а его великая миссия признана и неоспорима. Второй важной книгой религиозного направления после Корана для представителей этого течения является Сунна. Первоначально содержание этой книги люди получали в устном виде, но через какое-то время его оформили в хадисы.

Шииты

А вот по мнению представителей этого религиозного течения, сила Бога может попасть только истинному наследнику Пророка. В связи с чем ими признается возможность толковать предписания наследника. Причем осуществлять трактовку информации может лишь человек, обладающий особым правом. Суннитов в мире намного меньше, чем шиитов. В свою очередь толкование веры салафитами полностью противоположно тому, что признают шиитские течения. Так, шииты признают право наследования, их лидеры – прямые наследники Пророка, и только они, имамы, могут быть посредниками между верующими и Аллахом. По мнению суннитов и салафитов, шииты позволили себе слишком вольно относиться к вере и ввели в нее непозволительные новшества, оскорбляющие Сунну. В связи с этим и возникла противоположность во взглядах этих двух религиозных направлений.

На данный момент множество сект и других сообществ, основанных на вере, выбрали базой для своей религии именно шиитский взгляд на нее. К ним можно отнести алавитов, исмаилитов, зейдитов, друзытов, шейхитов и множество других. Основное их отличие – драматизм. Когда наступает Ашура, у них принято проводить траурные действия, которые не приемлют салафиты Суфии. Сам ритуал достаточно тяжелый и влечет за собой много негативных эмоций, участникам нужно бить себя цепями и мечами до крови. Практически каждое направление веры имеет много отдельных групп и направлений, каждое из которых формирует собой отдельные религии. Даже при изучении каждого течения мусульманской веры очень сложно вникнуть в ее суть и понять все нюансы.

Алавиты

В вопросе, кто такие салафиты и алавиты, нужно отметить в первую очередь, что эти религиозные течения являются более новыми. Рассматривая конкретные моменты этих религий, можно считать, что множество их принципов соответствуют ортодоксальным направлениям. Но при этом множество теологов утверждает, что эта религия напрямую относится к шиитским учениям и является их продолжением. Но есть ряд нюансов, благодаря которым это направление и стало отдельной религией. Главное сходство между шиитами и алавитами в том, что они довольно вольно трактуют главные религиозные писания. Главное отличие этой религии – такыйя, дающая последователям этого направления право на выполнение обрядов противоположных верований, если их истинная вера сохранена в душе алавита. Сама группа закрытая, и внутри нее умещается множество различных направлений религиозных верований. При этом сунниты, шииты, салафиты Казахстана и алавиты находятся в состоянии противостояния друг другу.

Салафиты

Самые разные представители мусульманской веры и даже целые религиозные группы объединены в одно сообщество суннитов. Поэтому при выяснении, кто такие салафиты, стоит учитывать, что это организация, относящаяся к данному религиозному течению. Основные взгляды этой ветви веры были сформированы на протяжении 9-14 веков. Основной принцип их веры заключается в том, что праведники обязаны следовать образу жизни их предков, поскольку они вели праведное существование. Представители этого направления есть во всем мире, и всего их около пятидесяти миллионов. Стоит отметить, что их вера консервативна, и любые нововведения трактовки их религии неприемлема. В связи с этим часто салафитов называют фундаментальными мусульманами.

Они веруют в единого Бога, критикуя при этом другие мусульманские религиозные течения, которые осмеливаются по-своему трактовать Сунну и Коран. Салафиты считают, что в священных святынях есть места, недоступные разумению человека, и на них следует обращать особое внимание и принимать прямо, а не стараться расшифровать. Есть салафиты и в России, их число превышает двадцать миллионов человек, но раскиданы они по всей стране и это небольшие общины. Христианство особо не задевает их, больший гнев этих праведных верующих вызывают «неверные», мусульмане, осмелившиеся по-своему трактовать святые писания.

Читать еще:  Сходил ли благодатный огонь в. Если благодатный огонь не сойдёт, то что случится

Ваххабиты

Это одно из самых новых и радикальных направлений исламской веры. При поверхностном изучении эта религия очень похожа на верования салафитов, поскольку они также верят в единого Бога и отрицают любые изменения учений. Для них неприемлемо любое вмешательство в первоначальный ислам. В этом схожи салафиты и ваххабиты, отличие же данных религиозных направлений в том, что вторые более агрессивны, и понимание веры у них все же свое, особое. Они возникли в восемнадцатом веке и основаны на проповедях Абдель Ваххаба. Они стали одним из главных поборнических движений. Главной целью этого проповедника Наджада Мухаммада было желание очистить веру и весь ислам от нововведений. Именно под его началом организовалось настоящие восстание, которое захватывало земли и дошло до оазиса Аль-Катиф. Но уже в девятнадцатом веке это движение разгромила Османская империя. Через полтора века Аль Саудов Абдельазииз смог возродить идеологию ваххабитов. А в 1932 году, когда на картах мира появилась Саудовская Аравия, клан ваххабитов начал получать огромное финансирование от Америки, пока та разрабатывала нефтяные месторождения. Именно там проводится намаз салафитов радикальных направлений. Во время войны в Афганистане ваххабитами были созданы салафитские школы, основным направлением которых было внушить молодому поколению радикальные взгляды на ислам. Именно так появились моджахеды — бойцы школ, организованных ваххабитами. Именно это движение стало ассоциироваться во всем мире с терроризмом.

Отличие ваххабизма-салафитизма от суннитских принципов

Для лучшего понимания того, кто такие салафиты и ваххабиты, нужно в первую очередь уяснить, какая у них идеология и основные принципы. По мнению исследователей и теологов, смысл веры этих направлений практически идентичен. На данный момент данные религиозные течения радикально не готовы принимать любые нововведения в вере. Но их радикальность влияет на веру так, что теряются основные фундаментальные концепции этой религии. Поэтому даже отнесение этого клана к мусульманской вере очень нереалистично. Единственная оставшаяся ниточка, ведущая эту группировку к исламу, является признание слов Аллаха, прописанных в Коране. Все остальные религиозные принципы и верования ваххабитов полностью отличны от того, во что верят суфисты и салафиты. Стоит отметить, что истинные салафиты принадлежат к течению суннитов, поэтому их не стоит относить к радикальным сектам. При этом все они по-разному видят суть религии. К сожалению, на данный момент многие незнающие люди, считают, что эти направления похожи. Но на самом деле ваххабиты по собственному решению приняли в качестве собственных фундаментальных принципов те, которые никак не относятся к исламу и даже противоречат ему. Кроме того, они отрицают накль, то есть все знания и информацию, которые передается между мусульманами еще с древних веков.

Салафиты и сунниты, разница между которыми заключается исключительно в части взглядов на веру, совершенно противоположны направлению ваххабитов. Главное их отличие во взглядах на юриспруденцию. Если смотреть в суть вопроса, то ваххабиты во время создания шарихада, территории подвластной религии, полностью изменили и исковеркали все фундаментальные принципы ислама. Стоит отметить, что у представителей этой секты нет никакого уважения к памятникам или древним могилам. Кроме того, по их мнению, Пророк – это обычный человек, который выступил посредником между Богом и его последователями, в то время, как другие мусульманские течения испытывают к нему благоговейные чувства. Существуют исламские принципы, которые указывают на то, что джихад не объявляется по воле людей. По религии же ваххабитов, можно всю жизнь прожить неправедно, но попасть к Аллаху, если твоя смерть будет праведной. Это мы наблюдаем по всему миру, когда люди взрывают себя с целью уничтожить «неверных». В то время как все остальные исламские течение признают самоубийство страшным грехом, не достойным прощения.

Люди, не знающие, кто такие салафиты в исламе, ошибочно приписывают это радикальное религиозное направление к ваххабитам. Хотя по своей сути они все же являются частью суннитского направления. Реалии же современности привели к тому, что под салафитами часто имеют в виду ваххабитов-такфиритов. Принимая эти группировки неверно, можно заметить четкие отличия. Так, радикальные салафиты отказываются от истинной сути и, разделяя агрессивные и радикальные религиозные взгляды, считают всех прочих не только отступниками, но и людьми, заслужившими реального наказания. В то же время, истинные мусульмане-салафиты смотрят на это совершенно противоположно, и даже иудеев и христиан считают людьми Писания, которые просто исповедуют более ранее верования. Поэтому этот народ спокойно сосуществует с людьми, чья вера исповедует другие взгляды. Главное отличие между старыми и новыми течениями в том, что первые не приемлют изменений трактовок веры, а вторые полностью ее изменили под свои нужды. И выходит, что первые следуют древним источникам воли Аллаха, а вторые коверкают основные принципы, чтобы оправдать свои действия.

Радикальные группировки созданы для того, чтобы можно было управлять людьми и с их помощью добиваться все большей власти в мире. Радикальные салафиты в Казахстане и других странах не являются последователями ислама. Ведь они не принимают главных принципов, реликвий и ценностей веры, полностью их отменив, растоптав и признав их ложными и неправильными. А вместо истинных нюансов веры людям внушают понятия, которые выгодны властвующей элите, и навязывают искусственно созданные для них модели поведения, совершенно противоположные истинным мусульманским ценностям. Их можно сравнить с разрушительной силой, ведь для радикально настроенных течений убийство стариков, детей и женщин считается приемлемым действом.

Преодоление вражды

Если углубленно изучать вопрос, кто такие салафиты, можно смело делать вывод, что кровавые конфликты между течениями ислама возникают на фоне использования идеологии элитой в своих целях. Именно с их помощью меняется власть, но стоит помнить, что никакая вера не должна принуждать людей к братоубийству. Судя по опыту и истории Востока, представители радикальных исламских течений способны жить совместно, не причиняя вреда друг другу. Но возможно это лишь тогда, когда власть разных государств не настроена категорично против религии других общин. Для любого человека должна быть возможность исповедовать ту веру, которая ближе ему по духу, и при этом приверженцы другой веры не должны становиться врагами и отступниками. К сожалению, на данный момент в большинстве случаев в сводках новостей о конфликтах и кровопролитиях можно увидеть фото салафитов, что и порождает ложные суждения об исламской вере в целом. Террористы – это представители различных радикальных сект, но они не несут в себе пример целого народа и религии, это всего лишь марионетки элиты, которым с детства внушают ложные понятия мира и праведности.

Кто такие сунниты, шииты и алавиты

Сунниты, шииты, алавиты, ваххабиты – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят. Исламский мир — кто есть кто . Давайте разберёмся в чём разница. Вот некоторые течения в исламском мире.

Сунниты — самое широкое течение в исламе

Что обозначает название Сунниты

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.

Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Читать еще:  К чему снится продавец мужчина. Работать продавцом

Когда возникло течение: после смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев: около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания Суннитов по всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).

Идеи и обычаи: Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи). Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али. В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Шииты: что обозначает название

Шийа – «приверженцы», «последователи».

Когда возникло: После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев: по разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания Шиитов: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.

Идеи и обычаи Шиитов: признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 — 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места Шиитов: Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

Суфисты. Что обозначает название

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло: VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев: Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания: Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.

Идеи и обычаи: Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты — настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши – монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

Асария — суннитская школа вероубеждения, большинство приверженцев – салафиты

Что обозначает название: Асар означает «след», «предание», «цитата».

Когда возникло: IX век.

Идеи: Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.

Салафиты — именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами

Что обозначает название: Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло: Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев: По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания: Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.

Идеи: Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.

Известные представители: Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане».

Ваххабиты

Что обозначает название Ваххабиты: Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

Когда возникло: В XVIII веке. Сколько приверженцев: В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания: Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия. Идеи Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)

Что обозначает название Алавиты : Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло: IX век. Сколько приверженцев: Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.

Идеи и обычаи алавитов: Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным. Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.

Читать еще:  Снится выпал зуб без боли. К чему снятся выпадающие без крови зубы? Что общего в трактовке сна у разных толкователей

Идеи и обычаи алевитов: Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.

Известные алавиты Башар Асад, президент Сирии.

Чем сунниты отличаются от шиитов

Шиизм и суннизм – два самых больших течения в исламе. На протяжении столетий они неоднократно втягивались в противостояние друг с другом, и не только из-за религиозных разногласий.
Согласно Всемирной христианской энциклопедии ислам исповедуют 1,188 миллиарда человек (19,6 % населения планеты); из них суннитов – 1 миллиард (16,6 %); шиитов — 170,1 миллиона (2,8 %); хариджитов — 1,6 миллиона (0,026 %).

Две ветви

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.

Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).

Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.

Сунниты — это в первую очередь история таких могущественных государств как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя. Шииты – их извечная оппозиция, подчиняющаяся принципу «такия» («благоразумие» и «осмотрительность»). Вплоть до конца XX столетия взаимоотношения двух ветвей ислама обходились без серьезных вооруженных столкновений.

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда.

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции – растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.

Эскалация конфликта

Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.

Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне.

Суннитским большинством Саудовской Аравии это расценивалось как «иранская экспансия», и саудиты незамедлительно вступили в соперничество с постреволюционным Ираном.

Уже давно нет халифата за власть над которым когда-то сражались сунниты и шииты, а их теологические разногласия настолько незначительны, что не могут служить причиной войны. Было очевидно, что шиитско-суннитское противостояние из религиозного русла окончательно перешло в политическое.

Так, ирано-иракский конфликт рассматривался с позиции «войны персов и арабов», а для США, вторгнувшихся в Ирак в 2003 году, это был вопрос поддержки шиитского меньшинства «угнетенного» суннитским режимом Саддама Хусейна. Пройдет время и уже шиитский Иран окажется главной угрозой для американского Госдепартамента.

Но растущая популярность идей шиизма и влияние Ирана в первую очередь беспокоили Саудовскую Аравию. Ее политические элиты, связанные с Западом военными и финансовыми нитями, не стеснялись в выборе средств для решения своих проблем. Маховик раскола был запущен. Шиитско-суннитские противоречия оборачиваются масштабными терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии.

В свое время имам Хомейни заметил: «Вражда между суннитами и шиитами – это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого – тот не суннит и не шиит».

Источники:

http://www.syl.ru/article/327009/kto-takie-salafityi-sunnityi-shiityi-vahhabityi
http://svobos.ru/kto-takie-sunnityi-shiityi-i-alavityi/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5c2ce4fa80738300aaca3a72

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector