Рассудок в литературных образах. Что такое рассудок

Рассудок в литературных образах. Что такое рассудок

Что такое Рассудок? Значение и толкование слова rassudok, определение термина

1) Рассудок – – рассуждающий разум, стремящийся дойти до истины, выявляя и собирая различные исходные элементы какой-либо вещи и затем связывая их во единое целое. Схоласты и более поздние религиозные философы признавали рассудок не способным к богопознанию, т.к. он познает известное, сравнивая его с неизвестным, что и обрекает его двигаться в кругу только тварных вещей, а путь к Творцу остается закрыт. В философии начиная с Нового времени признается, что рассудок ограничен понятийным знанием и ему, в отличие от разума, непосильно смысловое понимание Высшего бытия, мира в целом, смысла истории, назначения человека и пр.

2) Рассудок – (Verstand – нем.) В кантовской философии – обозначение одной из главнейших познавательных способностей. В широком смысле рассудок отождествляется Кантом со способностью мыслить, противопоставляемой чувственности как способности восприятия воздействий. Рассудок – одна из высших познавательных сил. Он олицетворяет активность познавательных способностей, чувственность – пассивность. Однако человеческий рассудок, в отличие от гипотетического божественного рассудка, не является творческим. Он не может порождать содержание своих понятий, а получает его извне. Поэтому человеческий рассудок дискурсивен: он не созерцает, а лишь связывает при помощи общих понятий многообразное созерцаний чувственности. Базисным актом рассудка Кант признает суждение. Элементарные формы суждения в их предметной направленности суть категории как основные понятия рассудка. Фундаментом спонтанных рассудочных действий является трансцендентальное единство апперцепции. Восприятие явлений в апперцепции подразумевает подчинение многообразного чувственности категориям. Это придает законосообразность явлениям и позволяет Канту трактовать рассудок в качестве способности создания правил. Кант указывает несколько способов применения рассудка. Он противопоставляет “логическую” и “реальную” функцию рассудка. Рассудок в его логическом применении реализуется в аналитических суждениях, реальное же применение рассудка лучше всего иллюстрируется априорными синтетическими суждениями. “Первое” применение рассудка к чувственности в рамках реальной функции рассудка состоит в определении чистым интеллектуальным синтезом сообразно категориям трансцендентальной функции воображения, и, посредством воображения, категориальной детерминации явлений. Это “первое” глубинное и недоступное для непосредственной рефлексии применение рассудка служит основой для его “эмпирического” применения в повседневном и научном опыте, когда происходит “вычитывание” в природе тех самых законов, которые рассудок же в нее и вложил. Фундаментальные законы рассудочной способности в ее трансцендентальной функции эксплицируются Кантом в “основоположениях чистого рассудка”.

3) Рассудок – – разум (в тесном смысле) – два вида мыслительной деятельности человека, которых различие и взаимное отношение понималось неодинаково в тех или других философских учениях. Независимо от этого, необходимо установить точный основной смысл терминов, что без произвола может быть сделано лишь на почве этимологии и общего сознания. Так как наши понятия в самостоятельной форме существительных легко поддаются нежелательному гипостазированию, т. е. невольному представлению действий и функций человеческого мышления как особых сил или сущностей, то следует более держаться форм глагольных и отглагольных. Существенное различие двух рассматриваемых понятий видно уже из того, что разумение бывает и без рассуждения; можно прямо воспринимать (vernehmen, откуда Vernunft) смысл чего-нибудь, как это бывает, напр., с истинными поэтами, интуитивное разумение которых не только не предполагает, но и исключает рассуждение (в качестве основы их деятельности): о поэтическом произведении, сочиненном по рассудку, говорится только в смысле порицания, как и о научном трактате, внушенном фантазией. С другой стороны, несомненно, что можно рассуждать без разумения. Вообще мы рассуждаем о каком-нибудь предмете для того, чтобы уразуметь его истинный смысл; следовательно, такое разумение, как действительное состояние мысли, является лишь в конце, а не в начале рассуждения. Различается таким образом двоякое разумение: интуитивное (присущее непосредственному сознанию и возвышаемое поэтическим и всяким другим вдохновением), не основанное на рассуждении, но могущее, а для полноты и ясности долженствующее им сопровождаться – разумение дискурсивное, добываемое посредством рассуждения. Нормальный мыслительный процесс исходит, таким образом, из данного в той или другой форме (во всяком случае – в форме человеческого слова) прямого разумения, где некоторое мысленное содержание берется в своей слитности, – проходит затем через рассуждение, т. е. намеренное разделение и противопоставление мысленных элементов, и приходит к их сознательному и отчетливому соединению или внутреннему сложению (синтезу). Отношение рассуждения к разумению всего точнее и полнее представлено в философии Гегеля, тогда как у Канта оно затемнено его односторонним субъективизмом и разными искусственными построениями, а у Шеллинга недостаточно выяснено и оценено значение рассудочной стороны мышления. Шопенгауэр придает терминам Vernunft и Verstand значение обратное общепринятому. Вл. С.

4) Рассудок – разум, способность к познанию. Отличается от суждения, применяющего абстрактные знания рассудка к конкретным жизненным ситуациям. Картезианские философы противопоставляют рассудок (способность к познанию) воле (способности судить и действовать). У Спиноэы рассудок обозначает способность понимать истину и стоит выше разума – умения спорить и аргументировать; по Канту, наоборот, рассудок расположен ниже разума: это способность понимать отношения объектов реального мира, тогда как разум совпадает с нашими устремлениями к бесконечному, с моральным чувством долга.

Читать еще:  Молитва чтобы быстрее забеременеть. Молитвы на беременность

5) Рассудок – – способность оперировать готовым знанием, образования понятий, суждений, правил; низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению, являющаяся предварительным условием высшего, “разумного”, конкретно-диалектического понимания.

6) Рассудок – – психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений (см. Интеллект). Рассудок является “мыслящей душой”, способностью мыслить предметы и их связи посредством понятий (Вундт). Он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил (Кант). Однако рассудок может быть без понятий и понятия бывают без рассудка.

Рассуждающий разум, стремящийся дойти до истины, выявляя и собирая различные исходные элементы какой-либо вещи и затем связывая их во единое целое. Схоласты и более поздние религиозные философы признавали рассудок не способным к богопознанию, т.к. он познает известное, сравнивая его с неизвестным, что и обрекает его двигаться в кругу только тварных вещей, а путь к Творцу остается закрыт. В философии начиная с Нового времени признается, что рассудок ограничен понятийным знанием и ему, в отличие от разума, непосильно смысловое понимание Высшего бытия, мира в целом, смысла истории, назначения человека и пр.

(Verstand – нем.) В кантовской философии – обозначение одной из главнейших познавательных способностей. В широком смысле рассудок отождествляется Кантом со способностью мыслить, противопоставляемой чувственности как способности восприятия воздействий. Рассудок – одна из высших познавательных сил. Он олицетворяет активность познавательных способностей, чувственность – пассивность. Однако человеческий рассудок, в отличие от гипотетического божественного рассудка, не является творческим. Он не может порождать содержание своих понятий, а получает его извне. Поэтому человеческий рассудок дискурсивен: он не созерцает, а лишь связывает при помощи общих понятий многообразное созерцаний чувственности. Базисным актом рассудка Кант признает суждение. Элементарные формы суждения в их предметной направленности суть категории как основные понятия рассудка. Фундаментом спонтанных рассудочных действий является трансцендентальное единство апперцепции. Восприятие явлений в апперцепции подразумевает подчинение многообразного чувственности категориям. Это придает законосообразность явлениям и позволяет Канту трактовать рассудок в качестве способности создания правил. Кант указывает несколько способов применения рассудка. Он противопоставляет “логическую” и “реальную” функцию рассудка. Рассудок в его логическом применении реализуется в аналитических суждениях, реальное же применение рассудка лучше всего иллюстрируется априорными синтетическими суждениями. “Первое” применение рассудка к чувственности в рамках реальной функции рассудка состоит в определении чистым интеллектуальным синтезом сообразно категориям трансцендентальной функции воображения, и, посредством воображения, категориальной детерминации явлений. Это “первое” глубинное и недоступное для непосредственной рефлексии применение рассудка служит основой для его “эмпирического” применения в повседневном и научном опыте, когда происходит “вычитывание” в природе тех самых законов, которые рассудок же в нее и вложил. Фундаментальные законы рассудочной способности в ее трансцендентальной функции эксплицируются Кантом в “основоположениях чистого рассудка”.

Разум (в тесном смысле) – два вида мыслительной деятельности человека, которых различие и взаимное отношение понималось неодинаково в тех или других философских учениях. Независимо от этого, необходимо установить точный основной смысл терминов, что без произвола может быть сделано лишь на почве этимологии и общего сознания. Так как наши понятия в самостоятельной форме существительных легко поддаются нежелательному гипостазированию, т. е. невольному представлению действий и функций человеческого мышления как особых сил или сущностей, то следует более держаться форм глагольных и отглагольных. Существенное различие двух рассматриваемых понятий видно уже из того, что разумение бывает и без рассуждения; можно прямо воспринимать (vernehmen, откуда Vernunft) смысл чего-нибудь, как это бывает, напр., с истинными поэтами, интуитивное разумение которых не только не предполагает, но и исключает рассуждение (в качестве основы их деятельности): о поэтическом произведении, сочиненном по рассудку, говорится только в смысле порицания, как и о научном трактате, внушенном фантазией. С другой стороны, несомненно, что можно рассуждать без разумения. Вообще мы рассуждаем о каком-нибудь предмете для того, чтобы уразуметь его истинный смысл; следовательно, такое разумение, как действительное состояние мысли, является лишь в конце, а не в начале рассуждения. Различается таким образом двоякое разумение: интуитивное (присущее непосредственному сознанию и возвышаемое поэтическим и всяким другим вдохновением), не основанное на рассуждении, но могущее, а для полноты и ясности долженствующее им сопровождаться – разумение дискурсивное, добываемое посредством рассуждения. Нормальный мыслительный процесс исходит, таким образом, из данного в той или другой форме (во всяком случае – в форме человеческого слова) прямого разумения, где некоторое мысленное содержание берется в своей слитности, – проходит затем через рассуждение, т. е. намеренное разделение и противопоставление мысленных элементов, и приходит к их сознательному и отчетливому соединению или внутреннему сложению (синтезу). Отношение рассуждения к разумению всего точнее и полнее представлено в философии Гегеля, тогда как у Канта оно затемнено его односторонним субъективизмом и разными искусственными построениями, а у Шеллинга недостаточно выяснено и оценено значение рассудочной стороны мышления. Шопенгауэр придает терминам Vernunft и Verstand значение обратное общепринятому. Вл. С.

разум, способность к познанию. Отличается от суждения, применяющего абстрактные знания рассудка к конкретным жизненным ситуациям. Картезианские философы противопоставляют рассудок (способность к познанию) воле (способности судить и действовать). У Спиноэы рассудок обозначает способность понимать истину и стоит выше разума – умения спорить и аргументировать; по Канту, наоборот, рассудок расположен ниже разума: это способность понимать отношения объектов реального мира, тогда как разум совпадает с нашими устремлениями к бесконечному, с моральным чувством долга.

Читать еще:  Имя алла значение имени и судьба совместимость. Значение имени алла, происхождение, характер и судьба имени алла

Способность оперировать готовым знанием, образования понятий, суждений, правил; низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению, являющаяся предварительным условием высшего, “разумного”, конкретно-диалектического понимания.

Психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений (см. Интеллект). Рассудок является “мыслящей душой”, способностью мыслить предметы и их связи посредством понятий (Вундт). Он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил (Кант). Однако рассудок может быть без понятий и понятия бывают без рассудка.

РАССУДОК

Способность логически мыслить, рассуждать, осмыслять действительность; ум, сознание.

Нормальное состояние человеческого сознания.

Матушка была в каком-то оцепенении; я даже боялась за ее рассудок. Достоевский, Бедные люди.

Здравый смысл, определяющий поведение человека; разум.

Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Н. Некрасов, Памяти Добролюбова.

<Дон Жуан:>Чего же ждать? Не буду малодушен, Чувствительность рассудком изгоню, Без нежных вздохов и без колебаний Пойду я прямо к цели. А. К. Толстой, Дон Жуан.

Что такое РАССУДОК , РАССУДОК это, значение слова РАССУДОК , происхождение (этимология) РАССУДОК , синонимы к РАССУДОК , парадигма (формы слова) РАССУДОК в других словарях

Парадигма, формы слова РАССУДОК – Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

Значение слова рассудок

рассудок в словаре кроссвордиста

рассудок

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

рассудка, мн. нет, м.

Мыслительная способность позволяющая логически осмыслять действительность, разум в 1 знач. (книжн.). Деятельность рассудка. Категории рассудка.

Нормальное, обычное состояние человеческого сознания. Я не совсем еще рассудок потерял от рифм бахических, шатаясь на Пегасе. Пушкин. Лишиться рассудка.

Общепризнанный здравый смысл, определяющий поведение человека. Рассудку вопреки, наперекор стихиям. Грибоедов. Вот ты

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Способность к мыслительной деятельности, к осмыслению чего-н. Деятельность рассудка. Лишиться россу дка (сойти с ума).

Здравый смысл, разумность. С рассудком поступать. Голос рассудка (разумная мысль).

прил. рассудочный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Мыслительная способность, позволяющая логически осмыслять действительность; разум.

Нормальное, обычное состояние человеческого сознания.

Общепризнанный здравый смысл, определяющий поведение человека.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие “рассудок”:

Большая Советская Энциклопедия

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие “рассудок”:

Википедия

Рассу́док — часть мыслящего сознания , способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту ) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории . Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать.

Важными характеристиками рассудка являются:

  • строгое отделение понятий друг от друга
  • способность правильно классифицировать воспринимаемое
  • непротиворечиво систематизировать опыт и знание

Рассудок следует отличать от других форм сознания — самосознания , разума и духа . Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.

Рассудок считается обычным состоянием сознания и защитником здравого смысла .

Примеры употребления слова рассудок в литературе.

Он схватил Люриного альма своими потными ручищами, и несчастный Пан бился в них, почти теряя рассудок от безумного страха и отвращения.

Вероника, поднимая набожно глаза к небу и с живостью думая, какой студент Ансельм и теперь уже приятный молодой человек, даже и без рассудка!

Ах, теперь я понял, что так угнетало отцов церкви, а особенно Августина – эту непостижимость, унизительную не только для здравого рассудка, но и для чувств, они не смогли понять, упрятали свое изумление в догматы, отказались от собственного разума, не зная, что им явилась антиномия, заключенная в технике, а не в этике творения.

Она же глазиком блеснула И губки язычком лизнула Крысиным личком, как Лилит Прильнула к мне и говорит: Что, блядь, сука Пидер гнойный Говно недокушенное Вынь хуй изо рта А то картавишь что-то Тут необходимо авторское пояснение, что весь мат, объявляющийся на пределах текста не житейско-повседневного, представляет собой как-бы язык сакральный, ныне исчезнувший, изношенный в своей сакральности и обнаруживающийся как всплески неких чувств, неуправляемых обычным житейским жизнепроявлением, неразрешимых простым словоопределением, но и не складывающимся, по причине давней утраченности, затемненности первооснов, его породивших, в систему метафизической осмысленности, но лишь как изумление, ясное и недостижимо-несмываемое стояние перед лицом чуда, светящегося ликом женским, с набухшим теплым молоком мягкой груди, покрытой нежным, растянутой от внутреннего переполнения кожей, сквозь которую просвечивают чуть расплывачатые обрисовывающие мягкие изгибы форм, голубоватые прожилки, ключицы, кости плеч и предплечий смутно

Таким образом, в основе объяснения аподиктического и в то же время конструктивного характера действительного математического знания – и здесь одно как раз связано с другим – лежит именно идея схематизма нашего рассудка в отношении явлений.

Все осложнялось еще и тем, что Арман обнаружил такую нежность и признательность, такую ласку, выглядел таким веселым, преисполненным надежд, а она испытывала такое счастье, любуясь знакомыми чертами, сквозь которые, как уже казалось, проглядывали черты шевелившегося в ней ребенка, что, не в силах более терпеть эти противоречивые, лишавшие ее рассудка порывы, она бросилась в его объятия и разрыдалась у него на плече.

Иво хоть немного стал соображать только после жесткой посадки – он буквально потерял рассудок от страха, утешало лишь то, что Беатрикс чувствовала то же самое.

Читать еще:  Крещенские гадания на руси. Традиционные крещенские гадания на суженого

Ване вдруг отчетливо, под удары будто упавшего сердца, увиделся совсем еще молоденький, белобрысенький, изгложенный собственной виной и страхом, уже потерявший как будто рассудок солдатик.

И так изобретенное на заключение истины и просвещения в теснейшие пределы, изобретенное недоверяющею властию ко своему могуществу, изобретенное на продолжение невежества и мрака, ныне во дни наук и любомудрия, когда разум отряс несродные ему пути суеверия, когда истина блистает столично паче и паче, когда источник учения протекает до дальнейших отраслей общества, когда старания правительств стремятся на истребление заблуждений и на отверстие беспреткновенных путей рассудку к истине, постыдное монашеское изобретение трепещущей власти принято ныне повсеместно, укоренено и благою приемлется преградою блуждению.

Последние слова он проговорил сквозь зубы, а затем продолжал: – А как скоро я его обезглавлю и введу вас в мирное владение государством вашим, то вы будете вольны располагать собою по своему благоусмотрению, ибо память моя поглощена, воля пленена, и я потерял рассудок из-за той.

Какой человек со здравым рассудком, мысля по рациональности и желая мыслить в свободе, может поверить, что есть три Бога, равные по сущности, и что Божественное Бытие или Божественная Сущность может быть разделена?

И, тем не менее, должен он относить к себе Божественное, зная по Слову, что человек не может что-либо принять сам собою, если не будет это дано ему с Неба, зная также по Рассудку, что эта видимость ему дана, дабы он жил человеком, дабы он видел, что такое добро и зло, дабы он выбирал то или другое, дабы он усвоил выбранное, ради взаимного сочетания с Господом, ради своего преобразования, возрождения, спасения и жизни в вечности.

Брама, самый могущественный из четырех порядков богов и восемнадцати хозяев рая, Создатель всего, Господин Верховного Неба и всего под ним, из чьего пупа вырастал лотос и чьи руки вспенивали океаны, тот, кто в трех своих шагах заключал все миры, барабаны славы которого наводили ужас на его врагов, в чьей правой руке было Колесо Закона, тот, кто связывал катастрофы, пользуясь змеей, как веревкой – Брама все больше и больше чувствовал себя смущенным и теряющим рассудок после того, что явилось результатом данного им Госпоже Смерти необдуманного обещания.

Все три наши доктора дали мнение, что и за три дня пред сим больной мог уже быть как в бреду, и хотя и владел, невидимому, сознанием и хитростию, но уже не здравым рассудком и волей.

Тем, что на нашей земной планете втаинственной общей деятельности духов Формы, прошедших через нормальное развитие, с духами Формы, прошедших через отставшееразвитие, некогда была создана кавказская раса, этим была создана почва для того, чтобы вообще мог возникнуть Платон, В том, что в это вершение вступают нормальные и отсталого развития ар-хангелы и вплоть до ангелов мы видим процесс, который был необходим для возникновения Платона, который выступает перед нами, как человеческое существо, который открывает нам свой челове-ческий лик, который является нам с совершенно определенными свойствами рассудка, чувства и воли.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: rassudok
Задом наперед читается как: кодуссар
Рассудок состоит из 8 букв

Значение слова &laquoрассудок»

1. Способность логически мыслить, рассуждать, осмыслять действительность; ум, сознание. Деятельность рассудка.

2. Нормальное состояние человеческого сознания. Потерять рассудок.Матушка была в каком-то оцепенении; я даже боялась за ее рассудок. Достоевский, Бедные люди.

3. Здравый смысл, определяющий поведение человека; разум. Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Н. Некрасов, Памяти Добролюбова. [Дон Жуан:] Чего же ждать? Не буду малодушен, Чувствительность рассудком изгоню, Без нежных вздохов и без колебаний Пойду я прямо к цели. А. К. Толстой, Дон Жуан.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Рассу́док — часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать.

Важными характеристиками рассудка являются:

строгое отделение понятий друг от друга

способность правильно классифицировать воспринимаемое

непротиворечиво систематизировать опыт и знание

Рассудок следует отличать от других форм сознания — самосознания, разума и духа. Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.

Рассудок считается обычным состоянием сознания и защитником здравого смысла.

РАССУ’ДОК, дка, мн. нет, м. 1. Мыслительная способность, позволяющая логически осмыслять действительность, то же, что разум в 1 знач. (книжн.). Деятельность рассудка. Категории рассудка. 2. Нормальное, обычное состояние человеческого сознания. Я не совсем еще рассудок потерял от рифм бахических, шатаясь на Пегасе. Пушкин. Лишиться рассудка. 3. Общепризнанный здравый смысл, определяющий поведение человека. Рассудку вопреки, наперекор стихиям. Грибоедов. Вот ты всегда так: не хочешь внять голосу рассудка. Тургенев. 4. Рассудочность, то же, что разум во 2 знач. Коль любить, так без рассудку. А. К. Толстой.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источники:

http://artpos.ru/slimming/rassudok-v-literaturnyh-obrazah-chto-takoe-rassudok.html
http://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/wd/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BA
http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BA

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: