Протоиерей александр тимофеев биография. Старший преподаватель протоиерей александр тимофеев

АЛЕКСАНДР (ТИМОФЕЕВ)

В миру Тимофеев Николай Анатольевич, родился 8 августа 1941 года в городе Тейкове Ивановской области в семье рабочего.

По окончании средней школы поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1963 году.

С 1963 по 1966 год служил в рядах советской армии.

По окончании службы в армии поступил на 1-й курс Московской духовной академии, которую закончил в 1971 году со степенью кандидата богословия.

19 августа 1971 года пострижен в монашество с именем Александр.

1 сентября того же года назначен преподавателем Московской духовной семинарии и помощником инспектора МДА и семинарии.

12 сентября того же года рукоположен во иеродиакона, а 14 сентября – во иеромонаха.

С июня по август 1972 года исполнял послушание личного секретаря председателя ОВЦС митрополита Ювеналия.

В сентябре 1972 года назначен старшим помощником инспектора МДА и семинарии, а в октябре того же года – исполняющим обязанности инспектора МДА и семинарии. В том же году, 22 ноября, утвержден в должности инспектора Московской духовной академии и семинарии с возведением в сан игумена и правом ношения креста с украшениями.

С января 1973 г. – преподаватель Московской духовной академии.

7 апреля 1973 г. возведен в сан архимандрита.

В октябре того же года избран доцентом МДА.

В марте 1981 г. утвержден в звании профессора.

Неоднократно в составе делегации Русской Православной Церкви выезжал в разные страны, в том числе совершил паломничество в Святую Землю.

9 сентября 1986 г. возведен в сан архиепископа.

Нa Поместном Соборе 1988 года выступил с широкомасштабной программой возрождения духовного образования в России, в частности, высказался за открытие новых духовных семинарий, повышение уровня преподавания и за необходимость «серьезного качественного сдвига в богословской науке».

В 1990 году входил в Комиссию при Священном Синоде по подготовке Поместного Собора.

С 18 февраля по 12 августа 1992 года председатель комиссии по подготовке к проведению в 1992 году празднования 600-летия со дня преставления прп. Сергия Радонежского.

С 12 августа 1992 г. – на покое, после рассмотрения на заседании Св. Синода вопроса “о состоянии дел в области богословского образования”.

Скоропостижно скончался 7 января 2003 г. от острой сердечной недостаточности (после ночного Рождественского богослужения, во сне).

Видео

“Господь-крепость моя,” фильм к 10-летию со дня кончины архиеп. Александра (Тимофеева):

Награды

  • Орден Святого равноапостольного князя Владимира III степени,
  • Ордена преподобного Сергия Радонежского I и II степеней.
  • Орден Трудового Красного Знамени,
  • Золотая медаль Советского фонда мира.

Литература

  • Сравнительный анализ текстов староболгарского памятника XI в. «Енински Апостол» и богослужебной книги «Апостол» Синодального издания: Дис. канд. богословия. Загорск, 1971;
  • Святейший Патриарх Пимен – преемник Московских Первосвятителей // ЖМП. 1985. № 11. С. 11-16;
  • Святейший Патриарх Пимен о задачах духовной школы // БТ: Юбил. сб. к 300-летию МДА. М., 1986. С. 9-23.
  • Наречение и хиротония архимандрита Александра (Тимофеева) во епископа Дмитровского // ЖМП. 1982. № 12. С. 39-43;
  • Митрофанов М., свящ. Архиепископ Саратовский и Вольский Александр // ЖМП. 2003. № 3. С. 40-42.
Читать еще:  Что такое инь. Что означает инь-янь, и как этот символ сочетается с диалектикой гегеля

Десять дней на Афоне

Они определили судьбу протоиерея Александра Тимофеева

Как расстался с комсомолом

В моей семье все учёные или учителя. Папа — археолог, мама — историк, дядя — математик. Дома — альбомы древнерусской живописи, я подолгу рассматривал иконы. В Псков приехал на школьную олимпиаду, ходил вокруг Троицкого собора и так захотелось внутрь зайти! Ребята надо мной хихикали. Купил свечу, привёз домой и по ночам втихаря зажигал, пытался своими словами молиться.

В 10-м классе решил докопаться до сути. Начал с Ленина. Кто-то посоветовал его письма — последние тома полного собрания. Прочитал и ужаснулся жестокости этого человека. Взялся за Гегеля. Аж голова кипела. Добрался до труда «Жизнь ­Иисуса». Захотелось прочитать первоисточник — Евангелие. Через маминых знакомых удалось достать американское издание за 30 рублей, очень дорого.

Дочитал до середины Евангелие от Матфея и чувствую: тут не просто слова. И Христос — не просто человек…

После этого я порвал свой комсомольский билет. Мама отнеслась к этому спокойно, дедушка назвал меня максималистом. Заканчивался 1990-й, и через год не было уже ни комсомола, ни прежней страны.

Раскопки на Святой земле

У меня было два замечательных духовника — отец Иоанн Крестьянкин (ездил к нему, много лет с ним переписывался) и петербургский архимандрит Кирилл Начис (регулярно ему исповедовался). Отец Иоанн провёл в сталинских лагерях пять лет, отец Кирилл — более десяти.

Они объясняли, советовали, но никогда не приказывали. Только один раз отец ­Иоанн дал мне указание: «Поезжай учиться к преподобному Сергию, в Московскую академию». Я тогда заканчивал семинарию в Питере, был именным стипендиатом, и в Духовную академию — Петербургскую — меня бы взяли без экзаменов. И вдруг — в Москву. Почему? Но отцу Иоанну я верил и даже спрашивать не стал, послушался.

Вскоре мне стало ясно: прозорливый совет! В Петербурге в академии начались нестроения, нескольких студентов отчислили, и я вполне мог оказаться среди них. А у руководства МДА возник интерес к библейской археологии. И тут пригодилось моё первое образование. Проректор Михаил Степанович Иванов вызвал меня и говорит: «Ты же геолог? Вот и будешь заниматься археологией». Я был счастлив.

Ездили в экспедиции в Иерусалим, Галилею, на Синай, принимали участие в раскопках. Сказать, что любые находки доказывают Библию, нельзя. Истина открывается постепенно. Действует закон: малое знание отдаляет от Бога, большое — приближает.

Однажды в нашу академию приехал выпускник Эстонской лютеранской семинарии. Увидел здесь монахов, духовных людей и очень вдохновился. Мы познакомились, но когда он узнал, что я занимаюсь библейской археологией, стал смотреть на меня с подозрением. «В чём дело?» — спросил я. Он ответил, что в его семинарии библейская археология была предметом, который доказывал, что Евангелие содержит мифы. Я перекрестился и ответил: «Слава Богу, у нас всё наоборот».

Читать еще:  К чему снятся макароны по соннику. Сонник есть макароны

Ответ получил на десятый день

Один вопрос я никак не мог решить: стать монахом или создать семью? Отец Иоанн отвечал: «Никто со стороны тебе не скажет, молись». Но решение не приходило. Заканчивая Духовную академию, стажировался в Афинском университете и поехал на Афон.

Мечтал встретиться там со старцем Дионисием, которого называли Афонским патриархом. Ему было за 90, более 70 лет он прожил на Святой горе, в маленькой келье румынского скита. Раньше к нему ехали тысячи людей, потом старец стал болеть и поток пытались сдержать.

И вот мы с проводником направляемся в скит. Путь по горам длится целый день. Встречаем полицейского, он предупреждает: «Зря идёте, старец болеет, никого не принимает». Всё равно идём. Видим монашеские кельи. Прямо к нам движется фигура в выцветшем подряснике — сухонькая, прямая, с седой бородой. Проводник в изумлении: «Это отец Дионисий!»

Подхожу ближе и вижу: глаза старца закрыты. Он слепой. Представляете? Метров за двести в полной тишине шагал к нам, встречал. Говорит: «Я и вправду болею и не принимаю, но вам нужен совет, поэтому вышел».

Мы остались в скиту на ночную службу. А после воскресной литургии он мне сказал: «Десять дней читай канон Пресвятой Богородице. А я буду за тебя в это время молиться».

На Афоне после этого я пробыл ровно 10 дней. Читал канон. И в последний день возникло ясное ощущение: надо жениться, преподавать, стать священником — это мой путь.

Все сомнения исчезли, я абсолютно успокоился. Приезжаю с Афона — дома меня ждёт письмо отца Иоанна. В нём сказано: «Сердце твоё сделало выбор, ему и последуй».

Второстепенное чудо

Видите у меня маленькие шрамы на правой руке? Тут были большие пятна с наростами, как бородавки. С детства. Они меня не беспокоили, но когда поступил в семинарию, начал тревожиться: как же я буду людей благословлять? Увидят, станут смущаться…

Сейчас кажется смешным, а тогда, 20 лет назад, было не до смеха. Стою в семинарском храме и молюсь: «Господи, исцели меня, пожалуйста, от бородавки!» Шла всенощная, архи­ерей помазывал освящённым маслом. Я отошёл и со лба этот елей стёр ладонью. Тыльной стороной, чтоб маслом на бородавки. К ночи рука покраснела, зачесалась, покалывает. Терплю. И вдруг наросты начинают исчезать. Втягиваются. Через три дня никаких следов, только маленькие шрамы как напоминание.

…Случались и другие чудеса, но я не люблю рассказывать, потому что это второстепенное, хотя на людей большое впечатление производит. На самом деле главное чудо — Евхаристия, большего я не знаю.

Читать еще:  Когда (во сколько) купаются на крещение? Как окунуться в прорубь на Крещение: правила, советы. Купание в проруби на Крещение

Факты из жизни отца Александра
– Родился в 1974 году на Кольском полуострове в нерелигиозной семье.
– В 1995 году окончил геологический факультет Санкт-Петербургского госуниверситета.
– Знает английский, греческий, древнегреческий, древнееврейский и церковнославянский языки.
– Построил храм в честь Иверской иконы Божией Матери на Стартовой улице в Москве. Чтобы заплатить за сруб, продал свой автомобиль и теперь ездит на электричке.
– Преподаёт в Московской духовной академии, Сретенской семинарии и в Шереметьевском кадетском корпусе (школа №1778).
– В семье батюшки четверо детей. Младшему сыну 6 месяцев, старшему 8 лет, он прислуживает в алтаре. Дома организован семейный детский сад.

Храм Живоначальной Троицы Патриаршее Подворье в Усадьбе Свиблово

Протоиерей Александр Тимофеев -помощник настоятеля

Дата рождения — 27 марта 1974 г.
Тезоименитство — 12 сентября

Образование
Санкт-Петербургский государственный университет (1995 г.)
Санкт-Петербургская духовная семинария (1999 г.)
Московская духовная академия (2003 г.)

Преподает в МДАиС
Магистратура: Библейское богословие, Библейская археология, Библейская археология Нового Завета

Награды
камилавка (2006 г.)
наперсный крест (2008 г.)
сан протоиерея (2013 г.)

Статьи и доклады

Актуальные проблемы преподавания апологетики в духовных школах. Доклад на XIV Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского богословского института (секция апологетики). Москва, 2004.

Библейская археология или археология библейской земли? Доклад на XV Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (секция библеистики). Москва, 2005.
Богословский факультет Софийского университета св. Климента Охридского // Православные Поместные Церкви. М., 2003.

Влияние схоластического богословия средневековых европейских университетов на зарождение современной естественно-научной традиции. Доклад на конференции, посвященной 250-летию совместного служения МДА и МГУ. Москва, 2004.
[в соавторстве с Юревичем Д., свящ.] Книга Есфирь: шаг к пониманию // Санкт-Петербургский церковный вестник, 2005, 8-9, с. 25-29.

Николай Кавасила: гуманист и богослов. Доклад на Лихудовских чтениях. Великий Новгород, 2004.

Проблема соотношения понятий личности в психологии и христианской антропологии // Христианское чтение, 1999, N19
[в соавторстве с проф. А. И. Сидоровым] Профессор МДА И.В.

Попов как христианин и православный ученый / И.В. Попов. Труды по патрологии. Т. 1. Св. отцы II-IV вв. Сергиев Посад, 2004, с. 5-16.

Современное положение Болгарской Православной Церкви (80-90-е годы XX века) // Христианское чтение, 1999, N17.
«Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1).

Эсхатологическая проблематика в современной библеистике и в творениях отцов Церкви. Доклад на богословской конференции «Эсхатологическое учение Церкви». Москва, Данилов монастырь, 14-17 ноября 2005 года.

Экзегетика Священного Писания и истолкование Таинств Церкви в творениях св. Николая Кавасилы. Доклад на богословской научной конференции «Святоотеческая экзегетика Священного Писанния». Московская духовная академия. 27 октября 2005 года.

Экзегетика Священного Писания святителя Филарета Московского. Доклад на конференции, посвященной памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Московская духовная академия. 2 декабря 2005 года.

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/13617.html
http://pravoslavie.ru/73087.html
http://troitsasviblovo.ru/protoierey-aleksandr-timofeev-nasto/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: