Преподобной александры дивеевской. Святая преподобная александра дивеевская

Преподобная Александра Дивеевская: Житие

«Она великая жена, святая, смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная!»

Преподобная Александра Дивеевская , в миру – Агафия Семеновна Мельгунова.
Конец 1720-х – начало 1730-х, Переславль-Рязанский (в н.в. – Рязань) – 13 июня 1789, Дивеево, Нижегородская губерния.

Происходила из древнего дворянского рода Степановых (отец – Симеон, мать Параскева). Была женой полковника – богатого владимирского помещика. После смерти мужа у неё осталась трёхлетняя дочь.

Примерно тридцати лет от роду Агафья Семёновна решила посвятить себя служению Богу. В Киево-Флоровском женском монастыре с именем Александра, она принимает монашеский постриг. В Киеве же Царица Небесная возвестила будущей Дивеевской святой, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители.

На пути в Саровский монастырь, в селе Дивееве , Пресвятая Богородица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!» По совету саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновка.

После смерти единственной дочери, которая умерла в девятилетнем возрасте, и распродажи своих имений в 1765 году она окончательно переселилась в Дивеево . Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею. Преподобный Серафим рассказывал, что саровский Успенский собор достроен на её средства.

Матушка выстроила себе келью у дома Дивеевского священника отца Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и воспитание. По своему смирению она исполняла самые трудные и черные работы: очищала хлев, ухаживала за скотиной, стирала белье; творила много тайной милостыни. Современники матушки Александры вспоминали, что она была образованна, как редко бывает образован и мужчина, воспитана, лучше всех в округе, знала церковные уставы, так что к ней часто обращались за помощью. За свою благодетельную жизнь она пользовалась уважением духовенства и мирян, богатых и бедных.

Время строительства каменной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери (1773 – 1780 годы) пришлось на трудные годы голода и пугачевского восстания. Молясь, преп. Александра получила извещение от Господа, что отряды бунтовщиков не дойдут до Дивеева, что и исполнилось.

В 1788 году матушка Александра по благословению саровских старцев и с разрешения епархиального начальства построила около новой Казанской церкви три кельи, куда стали собираться сестры, решившие посвятить свою жизнь Богу.

Созданной в конце жизни маленькой общиной, которая должна была вырасти в великую обитель, матушка управляла в духе кротости, во всем следуя наставлениям саровских старцев и исполняя все строгости Саровского устава. Умерла она в день св. мц. Акилины 13/26 июня 1789 года, через несколько дней после пострига в великую схиму, в возрасте не более шестидесяти лет. Отслужив Литургию и отпевание соборно, саровские старцы Пахомий, Исаия и иеродиакон Серафим похоронили первоначальницу Дивеевской общины напротив алтаря Казанской церкви.

Преподобный Серафим предрекал, что со временем по Божиему изволению должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить к ней на могилу и кланяться ей, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»

26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. 22 декабря 2000 года состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Тем самым было исполнено предсказание Серафима Саровского о том, что три подвижницы: схимонахиня Александра (Мельгунова), схимонахиня Марфа (Мелюкова) и монахиня Елена (Мантурова) со временем будут прославлены и мощи их будут открыто почивать в обители.
После двух дней пребывания в Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря святые мощи преподобных жен торжественно были перенесены на место, назначенное для них батюшкой Серафимом: в храм Рождества Богородицы .
6 марта 2009 года в монастырь был возвращён портрет матушки Александры.

Память преподобной Александры Дивеевской совершается 13 (26) июня.

Один из дивеевских источников освящён во имя основательницы монастыря. Смотреть страницу Дивеево: Чудеса источника преподобной Александры Дивеевской . На Крещенье, в День памяти преподобной Александры, в праздники иконы Божией Матери «Живоносный источник» и иные сюда приходят Крестным ходом освящать воду.

Свидетельство благодатной помощи

«11 июня 1827 года она во сне явилась молодой припадочной женщине и велела ей идти к отцу Серафиму «Он тебя ожидает к себе завтра и исцелит тебя». Больная спросила: «Кто ты такая и откуда?» — « Я из Дивеевской общины, первая тамошняя настоятельница Агафья». Страдалицу повезли в Саров. Батюшка исцелил её и сказал: «Ходи в Дивеево на могилу рабы Божией Агафьи, возьми себе земли и сотвори на сем месте, сколько можешь, поклонов: она о тебе сожалеет и желает тебе исцеления ».

Читать еще:  Молитва перед вождением. Молитва водителя николаю чудотворцу

/ Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь // Православные монастыри: Путешествие по святым местам. № 24. Еженедельное издание. – М., 2009. – С. 11/.

На верхнем фото – преподобная Александра Дивеевская. Живописная мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Работа начала XX века. Репродукция скопирована с фотоальбома «Обитель преподобного Серафима».
На нижнем фото – преподобная Александра Дивеевская. Старинный живописный портрет. Дивеево . Скопирован с путеводителя «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь».

Страница создана 02.01.2011. Последнее обновление 01.01.2020. Права не защищены, но при копировании имейте совесть: делайте соответствующие ссылки. Спаси Вас, Господи.

АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ

В миру Мельгунова Агафия Семёновна. Родом из нижегородских дворян Белокопытовых, владела поместьями в Рязанском уезде. Сохранилось описание внешности Агафии Семёновны: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг.

Некоторое время жила во Флоровском киевском монастыре. Сподобилась явления Богородицы, повелевшей ей стать первоначальницей нового, четвертого, удела Божией Матери на земле. По совету старцев Агафия Семёновна скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Около 1760 г. по пути в Саровскую пустынь она остановилась в с. Дивееве, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. Она обратилась к саровским старцам, которые посоветовали ей всецело предаться воле Божией. Агафия Семёновна поселилась в дер. Осиновке. Через 3 года заболела и умерла ее десятилетняя дочь, Агафия Семёновна отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным. Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома свящ. Василия Дертева, и с четырьмя послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам.

В 1767 г. заботами матушки было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772). Она ездила за списком Казанской иконы в Казань, за частицами мощей — в Киев, за колоколом — в Москву. После освящения всех трех приделов храма (правый — в честь свт. Николая, левый — в честь явившегося ей во сне св. архидиак. Стефана) м. Агафия решила устроить общину. В 1788 г. она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Вместе с матушкой жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками м. Агафии были строитель обители иером. Пахомий и казначей иером. Исаия.

Незадолго до кончины матушку посетили саровские старцы и прп. Серафим Саровский, в то время молодой иеродиакон, которого она попросила позаботиться об общине. Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра.

Почитатели м. Александры свидетельствуют о явлениях подвижницы во сне, о колокольном звоне и благоухании, исходящем от ее могилы.

27 сентября 2000 года были обретены мощи схим. Александры, схим. Марфы и мон. Елены, в декабре того же года дивеевские матушки были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. 6 октября 2004 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви была причислена к лику общецерковных святых.

Молитвословия

Образ Христова смирения являющи, великая и святая жено/ преподобная мати наша Александро/ — слез источник непрестанный соделалася еси,/ молитву к Богу чистейшую, любовь ко всем нелицемерную/ и изобилие благодати Божия стяжала еси/ благословение Царицы Небесныя/ об основании Четвертаго Ея Жребия во Вселенней исполнивши,/ восхваляем Тя с преподобным Серафимом,/ емуже и попечение об Обители сей заповедала еси/ и лобызающе стопы твоя, смиренно молим тя:// помяни нас у Престола Божия.

Воспоем днесь Пресвятую Деву,/ явившую в России первоначальницу последняго Удела Своего во Вселенней/ преподобную мати нашу Александру,/ да ея молитвами/ Господь подаст нам грехов прощение.

Литература

  • ЖПодв. Июнь. С. 126-136;
  • Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. Ч. 1;
  • Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905;
  • Таисия [Карцова], мон. Русское православное женское монашество. Джорд., 1985. Серг. П., 1992р;
  • Четвертый удел Богородицы / Изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. [М.,] 1995;
  • Матушка Александра — первоначальница Дивеевской обители / Изд. Свято-Данилова монастыря. [М.,] 1997;
  • Житие преподобных Александры, Марфы и Клены Дивеевских. Дивеево, 2001.

Александра Дивеевская: как основать хороший монастырь

Прекрасная собой женщина со средствами, оставив все ради любви к Богу, приняла постриг, ушла из родного дома в дичь и глушь, чистила хлевы, мыла крестьянских детей, стирала монашеские портянки, строила храмы, молилась и не торопилась.

Через 20 лет под ее началом возникла маленькая община женщин, стремящихся к Богу. Их поручили человеку, который в страшном сне не мечтал «руководить» монахинями. Но обещал заботиться о них по послушанию своему духовнику, которого очень любил, и предсмертному обещанию матери-основательнице, которую называл «великой святой».

Правда, он тоже не торопился. Перед тем, как воспитывать монахинь, 25 лет пробыл в затворе, воспитывая свою душу. Вышел известным старцем – Серафимом Саровским. В общине м. Александры к тому времени собралось 50 сестер.

Читать еще:  Молитва для бывшего мужчины. Молитва на любовь мужчины — самые сильные

По знаку свыше

Агафье Семеновне Мельгуновой (1720 — 1789) не было и 20 лет, когда она осталась вдовой с грудным ребенком и немалым богатством. Не зная, как жить дальше, она поехала в Киев, в Киево-Печерскую лавру, говорила с ее духовниками. Отцы, несмотря на ее молодость, увидели перед собой зрелого человека и благословили на монашество. Агафья приняла постриг во Флоровском монастыре, там и хотела остаться.

Но однажды услышала слова Богородицы: «Иди на север и обходи все великорусские места обителей Моих и будет место, где Я укажу тебе, где окончить богоугодную жизнь твою, ибо в месте жительства твоего я осную обитель Мою».

Получив Богородичный наказ, могла бы сразу пойти исполнять, но мать Александра была, как и будущее покажет, очень трезвым человеком. Реалистом. О своем видении она рассказала не только духовному отцу, но и еще нескольким отцам Киево-Печерской лавры, известным своим опытом. После долгих молитв отцы признали явление Богородицы истинным.

Но так как время для Церкви было непростым, реформаторским, многие монастыри указом Екатерины II «сокращались» (было закрыто около 500 монастырей — более половины в стране, а прошения о создании новых отклонялись, «бродить» монахам строжайше запрещалось), отцы посоветовали Александре на время скрыть свое монашество и хлопотать о деле как богатой помещице Мельгуновой. Совет киевских отцов полностью оправдал себя.

А тайной монахиней м. Александра пробыла почти всю свою жизнь и именовалась Агафьей Семеновной. Только незадолго до смерти будет она пострижена в схиму с тем же именем – Александры.

В Дивеево заводы, шум и драки

Несколько лет ушло у м. Александры на поиск места для обители на севере России. В 1760 году она оказалась вблизи села Дивеева. Там ей вновь явилась Пресвятая Богородица: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать. Живи здесь и угождай Господу Богу, а Я всегда буду с тобой».

М. Александра пошла в Дивеево и пришла в ужас. В селе стоял страшный шум от работы железных заводов, вечерами множество пьяных и хулиганства, драки, даже разбои. Как же строить монастырь?

И опять, как в Киеве, она нашла помощь у отцов Саровской пустыни, которая в то время считалась обителью подвижников (многие саровские отцы отказывались от священства, один даже отказался от епископского звания, только бы сохранить молитвенную жизнь в уединении).

Саровские отцы посоветовали м. Александре поселиться в деревне Осиновка в двух верстах от Дивеева. И опять совет оправдал себя: вскоре одна местная помещица отказала в нем земли под монастырь.

А потом заболела и умерла десятилетняя дочь м. Александры. Для нее это становится знаком окончательного разрыва с миром. Она едет домой, чтобы продать имение и распорядиться имуществом: отпускает на волю крестьян, обеспечивает немало бедняков.

Часть денег от продажи имения отдает на строительство церквей, вкладом в монастыри, часть оставляет на будущую обитель. На ее средства было построено и возобновлено более 12 храмов, в том числе и Успенский собор Саровской пустыни.

Работа монахини — тайная милость

В Осиновке м. Александра поселяется у приходского священника Василия Дертева (очень уважаемого в Сарове), выстроив себе отдельный домик. В нем она проводит следующие 20 лет. Бывшая помещица, полковница чистит хлев у о. Василия (помогая престарелому батюшке), ходит за его скотиной, стирает белье.

Когда наступала горячая пора по уборке урожая и все взрослые уходили на целые дни в поле, мать Александра шла в дома, где оставались дети без присмотра родителей, топила печки, пекла хлеб, варила еду, мыла детишек, переодевала их и стирала грязное белье. Она очень просила, чтобы дети не говорили, кто им помогает.

Когда в семье была крайняя нужна – она тайно оставляла деньги. Тайно подбрасывала бедным невестам приданое.

Своими руками м. Александра вышивала в подарок невестам из бедных семей праздничные головные уборы – сороки и полотенца.

В своей келье

В небольшом домике были две комнатки и две каморки. В одной из каморок возле печки — маленькая лежанка из кирпичей, возле которой было совсем немного места. Другая каморка была темной, без окон: она служила молельней для матушки Александры. В ней могла поместиться только сама матушка. Она здесь молилась перед большим Распятием с зажженной лампадой.

К себе м. Александра относилась строго: борясь с изнеженностью, в пику изящному воспитанию, она носила жесткую власяницу под одеждой, натиравшей кожу. Зимой и летом ходила в одном и том же. У матушки часто болела голова, поэтому она всегда носила шапочку, отороченную заячим мехом. На ногах были лапти, лишь к старости одна благодетельница подарила ей легкие сапожки, и мать Александра приняла.

Пугачев недалеко от Сарова

На том месте, где недалеко от Дивеева ей явилась Пресвятая Богородица, матушка Александра начала строить каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

В это время в Дивеево был неурожай и голод. М. Александра привлекла к строительству храма местных детей. Она просила их подносить кирпичи кладчикам. После работы матушка кормила детей и выдавала зарплату – по пятаку.

Читать еще:  Что означает праздник 19 августа преображение господне. Любимые августовские праздники - три Спаса

Время постройки храма пришлось на пугачевский бунт. Гибли люди, стояла смута, беспорядки. В 1774 году Пугачев взял город Темников и был недалеко от Сарова. М. Александра просила Богородицу, чтобы Она отвела опасность от мест, где строится ее обитель. И ей опять был ответ: война минует ее селение. Спустя некоторое время пугачевские отряды остановились.

Женщина в церкви

Когда заканчивалось воскресное богослужение, матушка Александра выходила на площадь возле церкви и проповедовала. По рассказам духовных лиц из Дивеевской летописи свщм. Серафима (Чичагова),

«она была умна, как редко бывают мужчины. Знала лучше всех духовных в округе все уставы и положения церковные.

К м. Александре обращались за советами и наставлениями, и если где-то освещался храм, просили мать Александру быть распорядительницей, чтобы все шло по чину и был порядок. Народу приезжало множество и казалось невозможным обойтись без суеты и неразберихи, но м. Александра все устраивала как нельзя лучше: и саму церковную церемонию, и угощение после освещения храма, прием гостей и пр».

Начало монастыря

Только за полгода до смерти возникло то, что стало началом Дивеевского монастыря. Одна из помещиц села Дивеева подарила м. Александре большой земельный участок рядом с храмом. М. Александра построила три кельи, обнесла оградой. В одной келье она жила сама, в другой останавливались на ночлег паломники, шедшие в Саров, а в третью она пригласила жить послушниц, среди которых была сирота и вдовы крестьянского происхождения.

Жили по строгому саровскому уставу. Кроме молитвы и милостыни, сестры вместе с матушкой шили, вязали, стирали для монахов Сарова. А с саровской трапезной сестрам каждый день привозили пищу.

Перед смертью матушка Александра приняла схиму. Она просила, чтобы о. Пахомий (Назаров), настоятель Сарова, заботился о ее сестрах. Старец Пахомий на ее просьбы ответил: «Матушка, не даю тебе слово, ибо я стар и слаб, но как же браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, — духовность его тебе известна, и он молод, — доживет до этого; ему и поручи это великое дело».

Святой Серафим о матери Александре

Серафим Саровский был младше м. Александры на 30 лет. Они могли общаться в течение 11 лет, с тех пор, как в 1778 году святой пришел в Саров и до смерти матушки в 1789 году. Он знал ее, еще когда был послушником, слышал, что о ней говорит саровский игумен о. Пахомий и понимал, что она – человек Божий. Позже сестрам Дивеевским он говорил:

«Ма­туш­ка Ага­фия Се­ме­нов­на ве­ли­кая же­на и всем нам бла­го­тво­ри­тель­ни­ца бы­ла и столь изоби­ло­ва­ла бла­го­да­тию Бо­жи­ею, ска­жу вам, что удо­сто­и­лась да­ра ду­хов­но­го, имея слез ис­точ­ник непре­стан­ный та­кой, что в быт­ность ее здесь, в Са­ро­ве, во вре­мя служб цер­ков­ных, ко­гда она ста­но­ви­лась в теп­лом со­бо­ре, про­тив чу­до­твор­ной ико­ны Жи­во­нос­но­го Ис­точ­ни­ка, из глаз ее тек­ли не сле­зы, а ис­точ­ни­ки слез, точ­но она са­ма со­де­лы­ва­лась то­гда бла­го­дат­ным ис­точ­ни­ком этих слез! Ве­ли­кая и свя­тая же­на бы­ла она, ма­туш­ка Агафия Си­мео­нов­на, вель­ми ве­ли­кая и свя­тая!»

Отец Се­ра­фим пред­ре­кал, что со вре­ме­нем, по Бо­жи­ей воле, мощи м. Александры будут открыты и наказывал своим сестрам каж­дый день утром и ве­че­ром хо­дить и кла­нять­ся ее мо­ги­ле, про­из­но­ся при этом: «Гос­по­жа наша и мать, про­сти ме­ня и бла­го­сло­ви! По­мо­лись, чтобы и мне бы­ло про­щено, как ты про­ще­на, и по­мя­ни ме­ня у Пре­сто­ла Бо­жия!»

Старик со старушкой

Святая мать Александра преставилась 26 июня, около 60 лет от роду. По ее просьбе в гроб к ней на грудь была положена Казанская икона Пресвятой Богородицы: «Чтобы Царица Небесная была при мне во время отхода моего».

После того, как в 1927 году закрыли Дивеевский монастырь, келью матушки Александры и ее могилу уничтожили, а их место залили асфальтом. В 1991 году археологи нашли могилу матушки Александры. В 2000 году были обретены мощи святой, в день Воздвижения Креста Господня. Их перенесли в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где они и находятся сегодня.

Схимонахиня Александра нередко приходит на помощь со своим земляком, святым Серафимом Саровским:

«Один купец по фамилии Иконников возвращался из Сарова домой. Застряли в снегу недалеко от Дивеева. Ночь, мороз, волки, пурга. Почти упали духом.

Тогда Иконников воскликнул: «Мы же были на поклонении о. Серафиму, что ж мы ему не молимся? Давайте попросим его!» Все встали на колени, молились Богу и просили помощи у о. Серафима.

Не успели кончится молитвы, как услышали, что позади саней кто-то шаркает по снегу: «Эй, что засели? Ну, ступайтеза нами, мы вас проводим!» Смотрят – мимо них старичок со старушкой везут сани, оставляя глубокий след. Поехали за ними, и чудно, что след виден, провожатых видно, а вот догнать их никак не получается.

Вскоре показались огни селения, и старик со старушкой пропали. Когда купец приезжал потом в Дивеево благодарить «провожатых», блаженная Мария Ивановна подтвердила, кто были эти старик со старушкой.

Источники:

http://diveevo52.ru/index21.htm
http://drevo-info.ru/articles/25501.html
http://pravoslavie.ru/113968.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector