Православный психолог протоиерей андрей лоргус. Грех уныния или послеродовая депрессия? Семья: жертвенная любовь или принцип диалога

Депрессия или уныние, Болезнь или грех?

Депрессия или уныние – болезнь или грех?

Грех уныния происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами, и как результат – угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, рождается зависть.
Архимандрит Лазарь (Абашидзе, ХХ век)

Депрессия, метко прозванная американскими специалистами «психическим насморком», распространяется в мире не менее активно, чем физическая простуда в холодный сезон. В настоящее время, согласно данным Американской психиатрической ассоциации, только в США ежегодно этому недугу оказываются подвержены около 15 млн. человек. По данным Всемирной организации Здравоохранения около 5 % населения земного шара страдает депрессивными расстройствами. Более чем половина от общего количества больных с психическими отклонениями имеют депрессивные синдромы разной выраженности. Миллионы людей во всём мире прибегают к помощи разного рода лекарствам (транквилизаторов, антидепрессантов) только для того, что бы обрести хорошее самочувствие и комфортное состояние. Бытует мнение, что депрессия – это болезнь цивилизации с её требованиями к жизненному удобству человека. Несмотря на распространенность этого заболевания, механизмы возникновения депрессии пока еще не открыты. Хотя депрессию называют болезнью XX, а теперь и XXI века, этот недуг отнюдь не нов. Еще Гиппократ описывал сходное психическое состояние под названием «меланхолия», видя его причину в наполнении мозга «черной желчью». В Священном Писании приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета: от них страдал, например, царь Саул, а облегчение ему приносила игра Давида на гуслях. Многие места из Книги Псалмов свидетельствуют о том, что пророк и псалмопевец Давид также испытывал нападения тяжелого давящего уныния. Печален стих царя Соломона-Экклесиаста, повествующий о суете сует. Стоит ли винить в распространении депрессии современное информационное общество с его стилем и темпом жизни, если житель древней Иудеи или античной Греции был знаком с депрессивной симптоматикой ничуть не хуже, чем наш современник? Быть может, причина болезни кроется в претерпевшей грехопадение человеческой душе, за последние несколько тысяч лет изменившейся так мало?

На вопросы редакции об унынии, его причинах и способах борьбы с ним отвечает практикующий психолог Анатолий Малиш.

– Что приводит к унынию?

Для начала уточним , что же такое «Уныние». В исторических и православных справочниках мы встречаем следующее его определение: – Уны́ние (лат. acedia) — подавленное состояние духа, чувство обиды, безнадёжности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил.

УНЫВАТЬ, уныть, грустить безнадежно, падать духом, робеть, отчаиваться, терять всякую бодрость и надежду, не находить ни в чем утешенья.

Поразительно насколько исконной трактовке уныния полностью соответствует медицинский термин депрессия. Депрессия – угнетённое состояние, сопровождающееся постоянным чувством тоски, тревоги, апатии, безучастным отношением к действительности, тягостным чувством вины и невозможностью получения удовольствия от жизни, стремлением к одиночеству и покою, субъективным чувством интеллектуальной тупости и безволия.

Различают, в основном, три вида депрессий (уныния) их происхождения :

это, обусловленные органическими болезнями, например инфарктом миокарда, сердечной недостаточностью, гормональными нарушениями, травмами; Эндогенные, т.е.происходящие изнутри, определяемые глубинными, внутренними процессами (в т.ч. и биохимическими). Такая депрессия приносит особенные страдания, так как человек не способен чувствовать не только радость, любовь, интерес, но и горе, злость, сострадание; И, наконец, Психогенная депрессия. Она возникает от субъективно непереносимых переживаний в связи с психотравмирующими ситуациями, причем эмоции настолько сильны, что их необходимо подавить (depression – подавление). Проявления депрессии довольно разнообразны, но в основном это подавленное настроение, замедление психических процессов, снижение общего тонуса, замедленность движений, нарушение пищеварения и сна. Печаль, утрата интересов и глубокая тоска с желанием собственной смерти, замедление психических процессов – некоторая леность мышления, чувство остановки мыслей и неспособность выполнять умственную работу, замедленность движений, незначительная, малозаметная вялость и застывание человека часами в одной позе.

– Опасно ли уныние для здоровья?

Современная медицина совершенно обоснованно считает депрессию (уныние) не просто затянувшимся плохим настроением, а чётко диагностируемым заболеванием, которое требует вмешательства специалистов и, достаточно хорошо поддается лечению. Все, разнообразные внешние проявления уныния вызваны внутренними перестройками организма. Обнаружен целый ряд веществ, которые вырабатываются в организме и непосредственно влияют на настроение человека. Установлено, что снижение уровня концентрации этих веществ, нарушения в их синтезе и обмене приводят к депрессии (унынию). В различных случаях это может быть обусловлено как физиологическими причинами, так и психологическими. Например, исследователям удалось выделить и изучить серотонин , который напрямую управляет настроением человека. Именно снижение уровня серотонина приводит к унынию. Действие многих антидепрессивных лекарств состоит в нормализации нарушенных нейрохимических процессов выработки и обмена серотонина. Но это мало эффективно при нейтрализации действия психотравмирующих факторов. Если не устранить причину, возможны рецидивы уныния, а для мнительных людей и возвращения психосоматических заболеваний.

– Уныние называют болезнью души. А, если это так, то получается, что все человечество духовно больно, потому что едва ли найдется кто-либо, кто не испытывал бы на себе уныния?

Уныние (депрессия) это распространенное состояние, которое, действительно, не знает рассовых и географических границ. Мировая статистика показывает, что депрессия, подобно сердечно-сосудистым заболеваниям, становится наиболее распространенным недугом нашего времени. Этим расстройством страдают миллионы людей. По данным разных исследователей, им страдает более 20% населения развитых стран. Но при правильной и своевременной помощи уныние утрачивает свою остроту, а преодолевая его человек способен обрести новые смыслы жизни и направления духовного развития. Мы способны возрождаться снова и снова! Этому противостоят, всё возрастающие, пассивность и отчуждённость, которые являются питательной средой для Уныния (депрессии).

– Имеет ли депрессия пол?

Хорошо известно, что женщины страдают депрессией чаще мужчин. Этот факт достоверно подтвержден результатами многочисленных больших эпидемиологических исследований в разных странах, в том числе и в России. Частота депрессий у женщин в 2-3 раза выше, чем у мужчин. В современной медицине женский пол относится к числу факторов, предрасполагающих к развитию депрессии, поскольку она во многом связана с изменениями гормонального фона, которые происходят в женском организме в детородном возрасте. Так называемый репродуктивный (детородный) цикл проходит ряд этапов, начиная с появления месячных и заканчивая их исчезновением: менструальный цикл, беременность, роды, предклимактерический и климактерический периоды. На каждом из этих этапов в составе и количестве гормонов происходят значительные изменения, которые сопровождаются физиологическими изменениями всех функций женского организма, включая и психическую сферу.

Читать еще:  Толкование на евангелие от иоанна глава 11. Толкование нового завета феофилактом болгарским

Мужчины же, хоть и реже впадают в уныние, обычно, переживают его несколько тяжелее. Поскольку вместо того чтобы признать то, что они на самом деле чувствуют, и обратиться за помощью или пройти соответствующее лечение, мужчины начинают употреблять алкоголь или наркотики в случаях, когда они подавлены или расстроены, обескуражены, злы и раздражимы или, временами, жестоко обращаются с другими. Борясь с депрессией, некоторые мужчины заставляют себя с головой уйти в работу и таким образом пытаются скрыть факт существования депрессии от самих себя, от семьи и друзей, тем самым загоняя болезнь все глубже и глубже и позволяя ей качественно вызреть и даже пустить корни

Депрессия ни в коей мере не является проявлением слабости характера. Это серьезное заболевание, которое сопровождается нарушениями всех психических и даже телесных (сон, аппетит, вес тела и др.) функций человека. Утрата или снижение волевых качеств – один из симптомов депрессивного заболевания. Поэтому не следует советовать человеку, страдающему депрессией, “взять себя в руки” – он не сможет преодолеть болезнь без специализированной помощи. Депрессия существенно отражается на работоспособности, учебе, социальной жизни, взаимоотношениях с другими, в том числе и близкими.

– Является ли уныние отражением агрессии, направленной против окружающего мира и против себя. Существует и такое мнение, что депрессия – это подавленные в свое время и возвращенные назад агрессивные эмоции. И чем больше человек испытывал агрессивных чувств и эмоций в прошлом и чем сильнее их подавлял, тем сильнее будет депрессия. Во многом это подтверждает общую теорию о подавлениях, но является лишь частным случаем проявления депрессивного состояния.

– Чем отличается депрессия от печали?

По моему мнению печаль это и есть внешняя передача внутреннего состояния депрессии. У доктора Фрейда существовала теория , в которой он соединил оба эти понятия воедино. И сколько бы не существовало определений и классификаций этих слов , все они окажутся верны при их теоретическом обосновании. Просто наша «печаль» нам ближе, чем мудрёная депрессия.

– Как же бороться с грехом уныния? Есть ли лекарство от депрессии?

Депрессия поддаётся лечению. На основании научных данных о депрессии и её механизмах, разработан, опробован и успешно применяется целый ряд антидепрессантов, и различных психотехник, которые помогают в борьбе с заболеванием. Препараты и психореабилитация позволяют достичь как существенного снижения, так и полного устранения депрессии. Лечение депрессии требует времени. Не следует ждать полного восстановления уже в первые дни. Необходимо помнить, что всем изменениям необходимо прорасти в глубины нашего сознания.

Общим для всех депрессий является изменение самоотношения, изменение в восприятии своего прошлого и будущего, а также мира вокруг, когда все начинает видеться в пессимистических тонах.
Депрессия лишает человека связи с будущим, ориентиров на него. Психотравма лишает людей надежд и сил видеть завтрашний день, когда перспективы сулят только неблагополучие, ожидаемые страдание, неудачи, боль, отчаяние, крах начинаний. Для каждого травма своя – разводы, разлуки, трудности на работе, финансовые затруднения, страдания бездомной собаки. Вам лучше знать, как это происходит с Вами. В случаях депрессий, вызванных травмирующими событиями эффективность препаратов минимальна. Здесь особенно показана психотерапия, направленная на осознавание неуспешных стратегий, поиск ресурсов, внутренних и внешних, осознание истинных проблем и причин депрессий, заключающихся в подавлении важных человеческих потребностей. Депрессия показывает, что существует нечто, угнетающее человека и требующее, чтобы он устранил это.
Парадоксально, но в некоторых случаях, чтобы выздороветь нужно не бороться против депрессии, а, напротив, впасть в уныние. Лишь в глубине своего бытия возможно противопоставить себя тому, что так долго угнетало. «Падай на дно колодца». На востоке депрессия иногда считается даром Богов, так как она дает возможность и даже вынуждает задуматься о смысле жизни, искать ответы на вопрос « Кто я», «Зачем» и быть обновленным и вновь открытым радостям и горестям этого мира. И если пройти через депрессию с проводником, окунуться в нее, такое путешествие позволит наполнить смыслом эти тяжелые переживания, жизнь вновь засверкает красками, которые, возможно, давно позабыты.

Вышла книга о любви и сексе с православной точки зрения. Благочестивым не рекомендуется (ВИДЕО)

2 июня в Культурном центре “Покровские ворота” прошла презентация книги о сексе с православной точки зрения. Произведение Юрия Белановского и Александра Боженова озаглавлено “Двое во едину плоть: любовь, секс и религия”. Благочестивым читателям, что характерно, его не рекомендуют.

На мероприятии, кроме самих авторов, выступали протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной школы, ведущий телепрограммы “Православная энциклопедия” и священник Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии, а также библеист и публицист Андрей Десницкий, директор Благотворительного фонда “Предание” Владимир Берхин, психологи Елена Чичерина и Светлана Перегудова.

Как заявлено в аннотации, в книге рассмотрены вопросы любви, брака и сексуальных отношений супругов с точки зрения христианского учения Русской православной церкви. Вот какие темы освещены в этом издании:

– сексуальные отношения как одна из форм человеческой любви
– о сексуальных отношениях супругов, православие и пол
– греховен ли секс
– интимные отношения супругов и церковные каноны
– пост и супружеские отношения
– о контрацепции и т.д.

Книга дополнена статьями “Что говорит Библия о телесной стороне любви?” Андрея Десницкого и “О проблеме гомосексуальности” Владимира Стрелова, сообщает портал “Православие и мир”, представивший подробный отчет о презентации.

Книга Юрия Белановского и Александра Боженова – первая попытка поговорить о том, о чем разговаривать в приличном обществе, а уж тем более в среде православных – не принято.

Возможно, именно поэтому это произведение не прошло издательский совет. Как пояснил один из авторов: “Там подумали, что в том виде, в каком она есть, книга может смутить иного благочестивого читателя”. А потому “иным благочестивым читателям” она не рекомендуется.

Что сказали о книге священники

Протоиерей Алексий Уминский: волки и еноты, или шизофрению – в массы

“Сегодня я хочу сказать огромное спасибо за мужество авторам этой книги, потому что тема супружеской близости в православии запретна. А так как она табуирована, то вокруг этой темы ходит огромная масса совершенно диких внутрицерковных суждений, мнений, ни на чем не основанных, которые в итоге эти отношения и начинают регулировать.

Хорошо, что за эту тему взялись люди молодые и в то же время семейные. Потому что до недавнего времени самыми большими экспертами по проблемам семьи и деторождения у нас были монахи.

Читать еще:  Видеть во сне волосы себе отстригать. Сонник: к чему снится стричь волосы самому себе или другому человеку? Сонник Екатерины Великой

Тема христианской семьи – очень важная для обсуждения: об этом много пишут, издаются книги, и в том числе очень часто звучит мнение, что цель христианской семьи – это деторождение, чадородие. Но с этим соглашаться нельзя, потому что деторождение не может быть целью именно христианской семьи. Потому что тогда христианская семья никак не может отличаться от семьи мусульманской, от семьи буддистской, от семьи атеистической, от семьи каких-нибудь диких племен.

Здесь есть какая-то подмена, потому что деторождение – это не цель. Деторождение – это природа брака.

Целью брака, особенно брака христианского, может быть только любовь, приводящая супругов в Царствие небесное, любовь, которая соделывает из двух – единое существо. Да будут два в плоть едину – это говорит не только о том, что два супруга соединяются в интимном соитии, но и в том, что двое становятся единым существом в таинстве брака. Интимные отношения не являются исключительно средством репродукции. Интимные отношения – важная составляющая супружеской жизни, которая делает отношения двух людей наполненными нежностью, трепетом, восторгом.

К сожалению, слишком часто приходится слышать, что половое влечение связано с последствиями грехопадения.

Но все, что сегодня связано с человеком, связано с грехопадением, например, голод, холод и т. д. В том числе и половое влечение. Но это не говорит о том, что само по себе половое влечение невозможно было до грехопадения. Если мир сотворен изначально двуполым, то тогда должно быть стремление полов друг к другу. Если еще в раю человеку была дана заповедь “плодитесь и размножайтесь”, то без влечения одного к другому эта заповедь была бы совершенно неосуществима.

Или другая мысль: интимные отношения – это якобы некоторая поблажка человеческой природе, которая удерживает ее от блудного греха. В таком случае супружеские отношения сводят к каким-то примитивным связям двух любящих людей, которые ужасно греховные, настолько греховные, что им бы только вот добраться до какого-нибудь безобразия. Чтобы не соблудить – надо иметь супруга, а чтобы не убить, что надо делать? Чтоб не украсть? Чтоб не лгать?

В одном из монастырских подворий Москвы священник – это был, конечно, иеромонах – в воскресной проповеди, причем в присутствии детей воскресной школы, давал советы с дотошностью, присущей маркизу де Саду, в какие дни и часы, вплоть до минут супруги имеют на ЭТО право, а в какое время – никак не имеют, и с какой минуты это становится грехом. Но нужно твердо знать – Церковь не имеет права лезть в постель и давать какие-либо рекомендации! Священник должен отступить в сторону и сказать супругам: “Это ваша жизнь”.

Или вот мне попался в руки студенческий альманах православного миссионера “Призвание” номер один, стр. 65, в котором кандидат богословия советует супругам брать пример интимных отношений с животных.

Цитирую: “У высокоразвитых животных родовая жизнь и инстинкт продолжения рода занимает очень важное место, но при этом физиологические отношения носят сезонный характер, они совершенно прекращаются с рождением детенышей, и животные полностью переключаются на заботу о потомстве. Некоторые животные, например, волки и еноты, могут послужить поучительным примером родительской любви и супружеской верности для иных воцерковленных православных. Да, животные тоже испытывают плотскую радость и некоторое воодушевление в период брачных игр, но турниры самцов в период брачных игр никогда не заканчиваются чьей-либо смертью, а от неразделенной любви животные не убегают на край света и не кончают с собой. А у людей?” – вопрошает автор.

Вот вы смеетесь, а это не смешно. Это же дико! Кандидат богословия, человек, облеченный священным саном, всю вот эту вот шизофрению двигает в массы. И это на каждом шагу. Именно потому, что об этом Церковь пока молчит. И на эти вопросы ответов не находится и не ищется. Эти вопросы пока даже не ставятся.

Что главное в браке? Когда люди по любви соединяются, они не потребляют друг друга, а наоборот, друг другу себя отдают, и это, мне кажется, главная функция супружеских отношений. Не потреблять, не пожирать друг друга, не выжимать максимум для себя лично, потому что тогда ни о какой любви речь не идет, потому что тогда человек использует другого.

Вокруг сегодня все друг друга используют, а христиане – не используют, наш принцип – самоотдача. Никто в браке – ни мужчина, ни женщина, – не могут требовать от другого таких вещей, которые могут доставить любимому некую тяжесть. Один другому уступает, только так! Очень мягко, интимно, а не так, что ты мне должен, ты мне должна.

Я в шоке нахожусь несколько дней от того, что я увидел в прямом эфире одного из московских каналов: один известный протоиерей на вопрос женщины: “Батюшка, мы долго ребенка хотели, зачали, а потом случился выкидыш, я в очень тяжелом состоянии, я не понимаю, почему так произошло”, спросил: “А вы предохранялись?” Она: “Эээ, ммм, ну я-то нет, а муж…” “Тогда чего вы спрашиваете? Тогда вы не хотели ребенка, и вы Богу мешали, запрещали, а теперь Бог не хочет”, – вещает протоиерей. Понимаете? И это ответ Православной церкви! В прямом эфире! Под дых ногой лежащему человеку!”

Специально для сайта “Православие и мир” протоиерей Андрей Уминский сказал, что “надо эти вещи обсуждать, надо об этом говорить. Надо эту позицию переламывать другой позицией, опытно подтвержденной, позицией евангельской”.

“Мы должны понять, что часто при использовании мифов речь идет о традиционном понимании семьи, которое сложились в определенном временном контексте. Сегодня же, после того, как произошли различные революции и войны, когда человечество перестало быть тем человечеством, о котором мы читаем на страницах классической литературы, нам надо отвечать на вопросы сегодняшнего дня и помогать жить сегодняшним семьям.

Почему мы сегодня не требуем, чтобы все монахи были исихастами? Требовать, чтобы каждая семья была многодетной, ровно то же самое, что требовать, чтобы все монахи были исихастами…”, – сказал священник.

Протоиерей Андрей Лоргус: это отвечает глубинной потребности сегодняшней Церкви

“Я рад, что состоялась такая дискуссия, рад, что вышла эта книга. Я убежден, что это необходимо, и это отвечает глубинной потребности Церкви, именно сегодняшней Церкви. Не Церкви средневековья, когда создавался Стоглав, и еще раньше, когда создавался Номоканон, единственное место, откуда мы черпаем какие-то нормы, которые давно уже архаика.

Читать еще:  Называют старой девой. Кто такая старая дева? Кого считать старой девой? Мне хорошо рядом с собой

Перед нами стоит сегодня совершенно особая задача, которая никогда не стояла перед Русской церковью – создание целостного социального проекта, как сейчас модно говорить. Иными словами, сегодня Церковь дерзает на то, чтобы выстроить максимально целостно свое отношение к предпринимательству, культуре, политике, власти и т.д., т.е. сформулировать целостное всестороннее суждение обо всех сторонах современной жизни. Это замысел нынешнего Патриарха Кирилла. Это его дерзновение и тех людей, которых он за собой ведет, – создание целостного концепта.

Когда спрашивают – а что Церковь говорит по тому или иному поводу, мы должны признаться, что по большинству вызовов времени у нас нет готовых решений, да и быть не могло, потому что проблемы-то возникли вот-вот. А мы, чуть что, привыкли оборачиваться назад – где там Стоглав? А сколько ему лет-то уже? И что там хотим найти? Как солить огурцы? Или как наказывать детей в субботу? Жить-то с этим как?

Перед нами задача более глубинная, более серьезная – сегодня ответить на вопросы, как Церковь относится к семье. Это что – допустимое разрешение или это антропологическая норма жизни человека, созданного в раю Богом?

Если это норма, тогда это то, что адресовано каждому человеку, если же это допустимое искажение, тогда, извините, меньшинству. Существует огромное количество вопросов, на которые мы должны сегодня отвечать. Но мне кажется, что поспешность в этом деле будет наказана, и сегодняшняя встреча – это постепенное разворачивание диалога – духовного и общественного, диалога священнослужителей и ученых, психологов и социологов, диалог между открытыми и закрытыми группами, это работа.

Если хотите в этом участвовать, давайте будем спокойны, терпеливы друг к другу, если вам хочется желтой прессы и скандала, то разговор не состоится”.

Священник Андрей Лоргус: Что мешает нам быть счастливыми

Представьте, что все люди стали бессмертными. Смерти не стало. Что тогда изменится в поведении людей? Скорее всего они начнут радоваться всему, что с ними происходит. Не будут печалиться, горевать, опускать руки. Они перестанут бояться и начнут жить так, как велит им душа.

Но ведь с точки зрения православия, люди как раз и являются бессмертными. Почему же тогда не все живут в радости? Почему скорбь и горе не отпускает даже глубоко верующих людей?

Психолог и священник Андрей Лоргус в «Книге о счастье» попытался разобраться в причинах. Приводим основные мысли.

Что мешает православным быть счастливыми

Ожидание последних времен. Некоторые люди, попав под влияние лжестарцев впадают в страх перед антихристом. Они запасаются гречкой, тушенкой, теплыми вещами, кто-то покупает оружие. Эти люди уже не слушают, что говорит церковь, они готовятся к голоду и последним временам.

Во-первых, церковь говорит, что Христос всех защитит. Стоит ли верующему человеку сомневаться в Христе и впадать в панику?

Во-вторых, люди, продающие свои квартиры и уезжающие в глухую деревню боятся не голода. Как известно, во времена антихриста голода не будет — он всех накормит. Люди боятся, что их захватят другие государства, что кто-то придет к ним в дом и отберет его. Это психологический страх перед захватчиком, ничего общего с религией он не имеет.

Неправильное понимание Священного Писания. Верующих иногда называют зазнайками. Мол, считают себя правильными, а на деле — хамы и лицемеры.

Причины такого отношения в том, что зачастую верующие начинают постигать добродетели не с того конца.

В православии есть такое понятие, как лествица. Это образ ступеней, по которым человек поднимается к Богу. В самом низу — начинающие христиане, а на самом верху — достигшие вершины святые.

С точки зрения религии, сначала человеку нужно постичь общую человечность. Стать справедливым, отзывчивым, мужественным, честным. И только потом постигать тонкую молитву и аскетизм.

Святые Нил Сорский и Серафим Саровский прошли весь путь от самых низов до вершины. Они обладали не только необыкновенно сильной молитвой, но и любовью ко всем людям, даже к своим врагам.

Однако, читая жизнеописания этих святых, трудно удержаться от соблазна начать сразу подражать им. Зачем постигать человечность, когда можно «перепрыгнуть» к постижению высот Духа?

Если начать не с начала лестницы, а с конца, то человек теряет свои человеческие качества, заменяя их на усердную молитву и строгий пост.

Переживание из-за потери близких людей. Порой люди, потеряв близкого человека, выбирают смыслом своей жизни — горевание. Они не отпускают умершего человека от сердца. Не дают успокоиться ни ему, ни себе.

Конечно, это сложный вопрос, который не решить просто так. Но нужно понимать, что сердце и душа человека не должны быть все время омрачены утратой. Душа должна цвести и радоваться, для этого она и создана.

Отсутствие смысла. Среди верующих можно встретить такое мнение, что все земное смысла не имеет, потому что все тленно.

Но это не совсем так. Наши дела и поступки вплетаются в жизнь. Они затрагивают не только нас, но и окружающих. Они формируют то, что мы видим вокруг.

Дом, который мы построим будет служить нашим внукам и правнукам, еда, которой мы накормим людей даст им силы для свершения полезных дел.

Мы неспроста чувствуем силу и любовь своих предков. Все, что делали наши деды и прадеды оказывает влияние на нас сегодняшних, так же, как и наши дела будут влиять на наших внуков и правнуков.

Наши поступки так же бессмертны, как и мы сами. И если это понять, то все вокруг наполняется смыслом.

Несколько советов, как стать счастливее

Живите сегодня. Не ждите, что в будущем вы найдете себе новую работу или уедете в другую страну. Жизнь — это всегда сегодняшний день и нам важно научиться ценить именно его.

Заведите дневник. Записывайте свои мысли и чувства. Это нужно, чтобы научиться понимать самого себя. Ведь если мы не знаем, какие чувства нас сейчас одолевают, как мы поймем, что счастливы?

Творите. Каждый человек — творец по образу и подобию Бога. Полюбите свое дело, сам процесс. Не гонитесь за результатом. Вкладывайте любовь в то, чем занимаетесь.

Научитесь улыбаться. Это не так просто, как кажется. Все мы улыбаемся дома наедине с родными. Но выйдя на улицу, снимаем улыбку с лица. Вдруг кто что подумает? Обзовет за глаза или того хуже? Страх мешает нам улыбаться и заражать улыбкой окружающих. Только сильные духом могут переступить через него.

Источники:

http://www.b17.ru/article/4599/
http://m.newsru.com/religy/03jun2011/ortholove.html
http://zyorna.ru/news/publications/svjaschennik-andrej-lorgus-chto-meshaet-nam-byt-schastlivymi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: