Православный экстремизм. Православный экстремизм: миф или реальность

Православный экстремизм. Православный экстремизм: миф или реальность

История старых русских сект достаточно изучена. Вторая половина XIX века дала много серьезных исследований по проблеме сектантства, большая часть которых принадлежит церковным писателям.

Поэт Леонид Симонович-Никшич (слева) и художник Игорь Мирошниченко из организации «Союз православных хоругвеносцев»

Существенным признаком дореволюционных сект было однозначное отмежевание их от Православия: «федоровцы», «ильинцы», «молокане» – уже в самоназвании отколовшегося от Церкви религиозного сообщества подчеркивалось дистанцирование от Православия. Кроме того, для старых сект не характерна была политизация. При всей пестроте вероучений, от изуверских (скопцы) до маловразумительного учения капитана Ильина (1830-е годы), не отмечалось движений религиозно-политических (типа американских свидетелей Иеговы).

В новой России ситуация кардинальным образом изменилась. Новые секты чисто отечественного производства, можно разделить на два типа. Новые религии, представляющие собой эклектику элементов из восточных культов, язычества, фантастической беллетристики и упоминаний о христианстве (таковы «Белое братство», «Церковь Третьего завета», «Звенящие кедры» (Анастасиевцы)). Эти секты по американской классификации являются, безусловно, деструктивными культами. Но они не выступают под флагом Православия, и таким образом, оставляют человеку хотя бы минимальный выбор: тот, кто примыкает к данному сообществу, знает, что он не имеет никакого отношения к Православной Церкви. Новым явлением в нашей действительности стали антицерковные религиозные сообщества, которые именуют себя православными. По своему характеру это явление относится к религиозному экстремизму. То, что с Православием этот экстремизм никак не связан и из него не вытекает, понимает лишь тот, кто укоренен в церковной жизни или духовно образован. Но на фоне тотального религиозного невежества россиян новоявленные поборники «чистоты православия» действуют свободно и уверенно. Сначала вбрасывается некая идея, которая тиражируется в печатных изданиях под титлом: «По благословению старцев», «по благословению» почившего иерарха (?!), или просто «по благословению собственной совести», идея приводит многих наших прихожан в смущение, особливо из новообращенных. Надо подчеркнуть, что своих сторонников новые «учителя» вербуют только в среде церковной.

Читайте также по теме:

По типам псевдоправославный экстремизм представлен двумя направлениями: религиозно-политическим и мистико-каббалистическим. Первое сосредоточено на том, «как нам обустроить Россию», хотя во все времена православная духовность была озабочена спасением души, стяжанием Духа Святаго, следуя завету Спасителя: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (благоустройство земной жизни) приложится вам (. ).

На правом фланге доморощенной теократии расположилось РНЕ после того, как Баркашов выступил со своей трактовкой «православия», таким образом, из политической партии превратившись в секту религиозно-политической направленности. Свои идеи Баркашов (человек явно начитанный) почерпнул из истории лютеранских раскольников гитлеровского Рейха, которые отмежевали христианство от Ветхого Завета и объявили Иисуса Христа «арийцем». К этому лидер РНЕ прибавил кое-что из «Антихриста» Ницше. Но поскольку не только члены его организации, но и сочувствующие Русскому национальному единству Евангелия не читали, с историей русской святости не знакомы, то «вероучительные опусы» своего вождя принимают как истинное откровение. Так появился новый по сути антихристианский, антиправославный культ, но, тем не менее, русские «наци» называют себя истинно православными.

Несколько умереннее в реформе Православия стоит родоначальник «народного православия» Душенов. Бывший морской офицер Советского Союза ратует за переустройство церковного управления с тем, чтобы Церковь стала реальным игроком на политическом поле. Себя и своих единомышленников Душенов числит как общественно-политическую организацию, но одновременно свой печатный орган «Русь Православная» издает как бы «по благословению» покойного Митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна. Для православно мыслящего человека – это нелепость. Благословение на печатное издание церковный иерарх дает в том случае, если это издание является душеполезным чтением, не идущим вразрез с православным церковным мировоззрением. Однако у людей внешних создается впечатление, что идеи Душенова чуть ли не согласованы были заранее с почившим Владыкой. Более того, Душенов объявил, что его группа порывает церковное общение с правящим после кончины владыки Иоанна митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром. Но поскольку революционно настроенная компания осталась в Питере, в другую епархию не перебралась, то по правилам Православной Церкви душеновцы стали раскольничьей группой, или сектой беспоповского толка, что, очевидно, их не смущало. Эта же группа младореформаторов вбросила идею о канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина.

Читайте также по теме:

Идея была подхвачена группой московских товарищей, оттуда, благодаря доступу товарищей к СМИ, перекинулась в провинцию. И уже в Ярославской области воплотилась в новую тоталитарную секту, поселение закрытого типа под названием «Опричное братство». «Хозяин» братства большую часть времени проводит в Москве и занят издательской деятельностью братства. Уже самостийно братство канонизировало Распутина, и мы получаем толстые фолианты с житием старца Григория с акафистом «народно» канонизированного старца и, как водится, с его иконой. Чем дальше собираются заняться новые опричники пока неведомо. Но опасения радикальных действий не исключены.

Противоположным по духу псевдоправославным движением является мистицизм, не имеющий ничего общего с мистическим опытом – Православной Церкви, с духовным опытом великих подвижников Восточного монашества. До настоящего времени толкование Священного Писания по собственному произволу практиковалось только в западном протестантском мире, отсюда непрерывное дробление протестантизма на самые различные толки. И вот эта антиправославная мода дошла до России. Люди, называющие себя православными христианами, не отдавая себе отчета в том, что творят, стали соревноваться с адвентистами, толкуя на свой лад, вопреки церковному святоотеческому преданию, Откровение Иоанна Богослова. Родоначальник адвентизма Миллер в 40-е гг. XIX века пророчествовал о втором пришествии Христа, даже годы вычислил: 41-43 гг. По крайней мере, его последователи ожидали Христа. Наши российские «мистики» и толкователи готовятся к пришествию антихриста.

В «Откровении» это слово не употребляется, а в Евангелии говорится об антихристах во множественном числе; во втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел говорит о «человеке греха, сыне погибели» (2Фес.2:3). Но читать толкования святых отцов, начиная с Андрея Кесарийского, обратить внимание на ту осторожность, с которой отцы Церкви подходят к этой «таинственной книге Священного Писания», сегодняшним «апокалиптикам» невдомек. Такое впечатление, что идеи каббалы, языческий магизм воспринимается легче, чем православное учение о благодати и свободе воли. Источником духовной смуты и распространителями панических настроений стали никем не признанные в православном мире общины так называемой «Российской Катакомбной Истинной Православной Церкви».

Истерия по поводу ИНН и штрихкодов получает «псевдобогословское обоснование», которое не только возрождает древнюю ересь донатизма, но прямо следует представлениям, каббалистов. Вот, что вещает нам некий «иеросхимонах» Арсений (Ярков), пребывающий в настоящее время во святом граде Иерусалиме [1]. «Вопрос: что есть начертание или число зверя – 666?» В Евангельском тексте – это «число человеческое», то есть имя, поэтому издревле пытались расшифровать «число человеческое», переводя числа на латинский, греческий, древнееврейский алфавиты. Однозначного ответа не было. Но для наших катакомбников все ясно. «Ответ: это метка сатаны, то есть штрих-код (печать антихриста)». И далее идет пояснение, каким способом маскируется эта печать – на продуктах, товарах, паспортах. Устрашающим является то, что «человек получает паспорт с начертанием, одновременно в ведении или не в ведении подписывается, ставит свою роспись, тем самым отрекается от Бога и становится служителем сатаны, сам даже порой того не понимая». Отсюда призыв: если не хочешь попасть в ад, не бери (или порви) паспорт, не покупай маркированных продуктов, откажись от пластиковых удостоверений (в том числе пенсионных) и т.п. Короче говоря, призыв уйти из этого мира в неизвестном направлении исходит от «ревнителя» православия, проживающего в стране, границу которой без паспорта не пересечешь и без удостоверения личности в Иерусалиме не обойдешься. Однако бывшие соотечественники призываются к гражданскому неповиновению, но паче всего, всех православных «неокатакомбники» призывают не причащаться у священников Русской Православной Церкви, потому что они взяли паспорта с «печатью антихриста». И что поразительно, эта чудовищная агитация на некоторых прихожан возымела действие. Стало быть, люди, приходящие в православный храм, о православной вере, о пути спасения не имели ясного понятия.

Читать еще:  К чему снится дочь по соннику. «Сонник Потерять дочь приснился, к чему снится во сне Потерять дочь

Главный вопрос: что притягивает людей к псевдоправославным учителям? Религиозное невежество? Да. Но существует и психологический фактор. Для вовлеченных в политизированные сообщества Православие представляется как некий способ устройства в земной жизни, который созвучен был бы менталитету советского человека. Страна Советов канула в лету, но человек не успел измениться: все чаяния устремлены к жизни этого века, а жизнь будущего века, стяжание Духа Святого, преображение души – лежат где-то вне реальной жизни, воспринимаются как нечто туманное. Ясно, что здесь не усвоены азы Православия: осознание цели христианской жизни.

Что касается увлеченных апокалиптикой (неправославной апокалиптикой), то здесь действует самообольщение, легкомыслие видится как подвиг, как удел избранных. При этом новоявленный подвижник полон гордости, не обращая уже внимания на состояние собственной души, на отношение к людям. Здесь уместно вспомнить слова святителя Николая Сербского (Велимировича). Он обращался к поколению православных христиан в период между двумя мировыми войнами (с 1918 по 1938 годы).

«Сегодня, – писал святитель, – многие знамения указывают, что конец света близок. Понимание этого еще сильнее побуждает нас трудиться без устали на ниве Господней. Давайте оставим в покое конец света. Вам известно что тайну эту Отец Небесный задержал в Своей власти и не позволил даже Сыну раскрыть ее. Еретики легкомысленно поспешили назвать год и день завершения драмы всего человечества. Сейчас на всемирной сцене идет пятый акт. Предвещать, сколько поколений сменится за время этого пятого акта, не наше дело. Наше дело – быть совестливыми и храбрыми, исполненными духовной силы и спокойствия борцов, утвержденных в своей победе, и держаться до тех пор пока не придет нам на смену следующее поколение. А когда придет смена, дай нам Бог сил передать наследникам свою веру сохраненной, честь незапятнанной и Церковь неослабленной» [2].

Мнимый подвижник как истинный каббалист верит, что числа и знаки имеют магическую силу воздействия. Православно мыслящий человек знает, что только грех и дела сатанинские отлучают людей от благости Божией. И что, как не сатанинское дело призывает отказаться от причастия Тела и Крови Христовых? Кому мы верим – Слову Божию или ереси донатистов, утверждавших, что благодатность Святых Таинств зависит от личности, совершающей Таинства?

И псевдоправославные политики, и впавшие в каббалистическую ересь, объективно работают на дискредитацию православия в глазах российского общества, против Церкви, а субъективно – во вред своей душе.

Каков видится выход из создавшейся ситуации? Очевидно, должны быть точки взаимодействия Церкви и государства, если оно осознает негативное влияние религиозного – экстремизма на общественную жизнь.

Во-первых, священноначалие Православной Церкви имеет возможность своевременно выносить суждение о том или ином движении, называющем себя «православным». Нецерковного православия не существует. Это должны уяснить и православно верующие и российское общество в целом. Церковь не несет ответственности за тех, кто попирает Cв. Предание и каноны Православия.

Во-вторых, духовное просвещение, знание основ православного миросозерцания, жизненных целей и ценностей – это, конечно, важнейшая задача церковного образования, но если светская школа по-прежнему будет исключать религиозные знания из контекста русской культуры, то религиозное невежество будет оставаться питательной средой для взращивания деструктивных культов как западного, так и отечественного производства.

Юлия Ушакова, доцент

Воронежской православной духовной семинарии

Использованная литература

1. Иеросхимонах Арсений Ярков. Обращение ко всем православным христианам единой святой, соборной и Апостольской Церкви, в целости и непорочности исповедующих Кафолическую веру. Указан номер п/я в Иерусалиме, 2003.

2. Святитель Николай Сербский. Азбука победы. — М., 2004. -С. 116-118.

Православный экстремизм. Православный экстремизм: миф или реальность

Ключевые слова: ЭКСТРЕМИЗМ; ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ; ПРАВОСЛАВНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ; EXTREMISM; EXTRIMIST ACTIVITY; CRIMINAL RESPONSIBILITY; NATIONAL SECURITY; RELIGIOUS EXTREMISM; ORTHODOX EXTREMISM.

Поводом для настоящего исследования стало заявление депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.В. Поклонской, которое она сделала 27 сентября 2017 года на заседании Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей. В своем выступлении на собрании депутат, в частности, сказала, что православного экстремизма не бывает [1]. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Экстремизм (от лат. extremus – чрезмерный, крайний) — приверженность крайним взглядам, методам действий (чаще всего в политической сфере). Экстремизму подвержены как отдельные лица, так и целые группы, организации.

Начало двадцать первого века оказалось сопряженным с эксплуатацией экстремизма и терроризма как средства разрешения любых противоречий и конфликтов: от межличностных и групповых, до территориальных, религиозных и национальных. Как справедливо заметил А.В. Павлинов, более эффективного и универсального инструмента воздействия на власть, дестабилизации правопорядка в отдельном государстве и в мире в целом современная история не знала [2, с. 3].

Несмотря на то, что проблемы борьбы с экстремизмом уже давно стали предметом научных изысканий, единства в разграничении разновидностей этого явления среди исследователей по-прежнему нет. Вместе с тем, вопросы терминологии и концептуализации экстремизма имеют не только академический, но и практический характер.

Различные аспекты уголовной ответственности за те или иные проявления экстремистской деятельности анализировались в научных трудах многих ученых. В частности, указанная проблема стала предметом диссертационных исследований С.В. Азевой, В.А. Бурковской, И.В. Воронова, К.К. Демирова, А.С. Киреева, Н.Е. Макарова, Д.Е. Некрасова, Д.В. Новикова, А.В. Павлинова, Е.Н. Плужникова, И.А. Сазонова, Е.П. Сергуна, Н.В. Степанова, Р.М. Узденова и некоторых других. Однако в большинстве своем эти работы касались, в первую очередь, политического экстремизма. Вместе с тем, экстремистские проявления присущи не только политически мотивированным лицам, но и представителям различных социальных, религиозных, этнических, национальных и т.п. групп.

Вопросы корреляции религиозного экстремизма с современными угрозами российской национальной безопасности рассматривались в работах Возженикова А.В., Глебова И.Н., Золотарева В.А., Майорова Л.И., Манилова В.Л., Моисеева Н.Н., Панарина И.Н., Пирумова В.С., Прохожева А.А., Шуберт Т.Э. Но проблемы христианского (тем более православного) экстремизма научным исследованиям до сего времени не подвергались.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день проблема противодействия экстремизму (в том числе и религиозному) в нашей стране стоит наиболее остро. В Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента России от 31.12.2015 №683, в ряду основных угроз государственной и общественной безопасности указана деятельность радикальных общественных объединений и группировок, которые используют религиозно-экстремистскую идеологию [3].

Читать еще:  История арианской ереси.

Существование в стране религиозного экстремизма в конечном итоге ставит под угрозу религиозную безопасность российского общества, под которой Я.А. Лонский понимает «защиту российского социума от деструктивного влияния псевдорелигиозных организаций на сознание, психику и поведение граждан России, а также сохранение традиционной религиозной системы в пределах исторически устоявшейся нормы» [4, с. 93]. В целом соглашаясь с ученым, хотелось бы обратить и его внимание, и внимание читателя на тот факт, что религиозные фанатики, какие бы цели они не преследовали и какую бы мировую религию (или отдельное ее направление) не представляли, в конечном итоге бьют по имиджу этой самой религии и потенциально ставят ее в положение изгоя.

Умышленно оставим за рамками исследования ортодоксальные и ультраортодоксальные религиозные секты, по определению не способные увлечь за собой значительные массы людей. А вот мировые религии, несмотря на узость заявленной темы, мы в данном контексте не затронуть не можем.

Религиозный экстремизм существует ныне уже потому, что общество, не раз испытавшее на себе весьма жестокие действия религиозных фундаменталистов, так и не расставило все точки над «i», не дало принципиальной оценки «религиозному беспределу».

Череда разномасштабных религиозных войн в средневековой Европе унесла десятки тысяч жизней, а нежелание принять христианство стало причиной истребления целых народов. То, что сделали в Америке представители католической церкви, иначе как геноцидом не назовешь. Помимо этого, именно католики осуществляли планомерное уничтожение связанных с иноземной наукой и культурой артефактов.

И это далеко не исчерпывающий перечень преступлений, совершенных «святой» церковью…

Однако самое прискорбное состоит в том, что человечество до сегодняшнего дня не дало принципиальной оценки всем перечисленным событиям. Недавние признания католической церкви в том, что она допускала некие ошибки, — лишь исключение, подтверждающее правило. «Ошибки», стоившие жизни миллионам людей и практически приведшие к регрессу цивилизации, бумерангом вернулись в наше время.

Как справедливо утверждают криминалисты, неустраненные недостатки в борьбе с преступностью порождают рецидив [5, с. 111]. Как результат – мы наблюдаем всплеск исламского экстремизма. Примечательно, что, творя свои зверства, отрезая людям головы и разрушая архитектурные памятники, новые экстремисты по сути своей не совершают ничего нового. Более того, те ужасные вещи, которые мы наблюдаем на экранах телевизоров и о которых читаем в прессе, — слабое подобие того, что вытворяли христиане, вооруженные специальными приспособлениями и письменными наставлениями, способными сделать смерть человека особенно болезненной.

Несколько утрируя свою мысль, можно представить, в каком недоумении находятся сейчас исламские террористы, которые не понимают, почему по ним наносят бомбовые удары войска Западной коалиции. Ведь они фактически занимаются теми же делами, что и их духовные наставники каких-то два-три столетия тому назад.

Ну а как же быть с православием? Да, оно не дискредитировало себя массовыми убийствами и уничтожением интеллектуальных и духовных ценностей. Но является ли это основанием для того, чтобы ставить православие за рамки потенциального экстремизма? Конечно же нет.

Во-первых, отечественное законодательство, нормативно закрепляя понятие экстремистской деятельности [6], предоставляет правоприменителю возможность достаточно широко его трактовать, что само по себе увеличивает спектр субъектов соответствующих преступных деяний.

Во-вторых, проявления так называемого «экстремизма от православия» в последние годы встречаются все чаще и чаще. Так, 21 декабря 2010 года лозунг «Православие или смерть!», изображенный на футболках, представленных на Интернет-ресурсе «www.russiansymbol.ru», решением Черёмушкинского районного суда города Москвы был признан экстремистским и включён в Федеральный список экстремистских материалов под №865 [7] В соответствии с заключением экспертов Российского института культурологии, данная надпись пропагандирует превосходство граждан одной религии по отношению к другой и возбуждает религиозную вражду [8].

В январе 2017 года широкую известность в связи с конфликтом, возникшим вокруг выхода на киноэкраны фильма режиссера А.Е. Учителя «Матильда», получила официально незарегистрированная общественная организация «Христианское Государство – Святая Русь», активистами которой в адрес руководителей российских кинотеатров были разосланы предупреждения о недопустимости демонстрации упомянутого фильма. В письмах содержались угрозы об уничтожении и повреждении имущества кинотеатров, а также о возможном причинении вреда людям.

Следует согласиться с А.В. Римским и А.В. Артюхом, выделяющим в качестве основных критериев для определения религиозного экстремизма крайние толкования вероучений и крайние методы по реализации и распространению взглядов и целей, а также крайнюю нетерпимость к инакомыслию [9, с. 247].

Таким образом, словосочетание «православный экстремизм» имеет право на существование и как синтаксическая конструкция, и как реальный феномен.

Так почему же православный экстремизм не только остался за рамками сферы деятельности человека, связанной с выработкой и теоретической систематизацией знаний о действительности, но и, по мнению представителя высшего органа законодательной власти в стране, вообще не возможен?

Бойцы «Христианского государства»

Жертвы православных экстремистов просят помощи у ФСБ

Фото с места происшествия

Фото: e1.ru / Globallookpress.com

В Екатеринбурге 4 сентября около шести утра по местному времени УАЗ, груженный бочками с бензином и газовыми баллонами, протаранил здание киноконцертного театра «Космос». За рулем машины находился 39-летний житель города Ирбит Денис Мурашов: на допросе он признался, что перед этим весь день провел в Храме-на-Крови. Ранее, в январе, члены общественной организации «Христианское государство — Святая Русь» разослали директорам кинотеатров письма с угрозами и требованиями отказаться от проката картины Алексея Учителя «Матильда». «Если выйдет фильм, (. ) кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди», — писали они. «Лента.ру» попыталась разобраться, почему православные активисты в борьбе со своими оппонентами все чаще переходят от слов к делу, и дела эти все больше напоминают религиозный экстремизм.

Фактор «Матильды»

Мурашова задержали, когда он сам пришел в больницу с ожогами. Там же его допросили. И вот что он сообщил на камеру:

«Я специально приехал в Екатеринбург на УАЗике, госномер не помню, машина моя, купил у мужика в Ирбите. В Екатеринбург приехал вчера утром, в Храме-на-Крови был весь день, а сегодня поехал в кино».

Вскоре выяснилась и причина, по которой Мурашов отправился жечь кинотеатр: в беседе со следователем он рассказал, что в «Космосе» запланирован показ фильма «Матильда». Мурашов пытался воспрепятствовать этому. Не подвергая сомнению намерения поджигателя, следователи, однако, усомнились в его вменяемости и приняли решение отправить подозреваемого на судебно-психиатрическую экспертизу. В свою очередь Екатеринбургская епархия Русской православной церкви оперативно и решительно осудила поступок Мурашова.

Вообще, за последнее время «Матильда» успела стать настоящим камнем раздора между теми, кто считает, что в искусстве не должно быть запретных тем и неприкасаемых персонажей, и их оппонентами, думающими иначе. В фильме режиссера Алексея Учителя рассказывается о любовных отношениях наследника российского престола Николая Романова (будущего императора Николая II) и балерины Матильды Кшесинской. Официальная премьера ленты планировалась на 6 октября, но затем ее перенесли на 23-е. Против картины активно выступает депутат Госдумы от Крыма Наталья Поклонская. Она фильм не смотрела, но утверждает, что в нем содержатся материалы, способные оскорбить верующих и их чувства. Дело в том, что Николай II канонизирован РПЦ как страстотерпец и какие-либо упоминания о нем во фривольном контексте, по мнению депутата и ее единомышленников, кощунственны.

Читать еще:  Значение снов по современному соннику йогов. Сны во сне

Благодаря ли активности депутата Поклонской или по другой причине, но еще до премьеры этот фильм стал проблемой номер один для той части верующих, которых принято называть православными активистами. Эта категория граждан известна своей нетерпимостью и агрессивными выпадами в отношении оппонентов. История Дениса Мурашова — последний, но не единственный пример. Так, адвокат Учителя Константин Добрынин 6 сентября сообщил, что руководители более 100 кинотеатров получили угрозы поджогов и физической расправы в случае показа фильма «Матильда». Угрожали и другим организациям, связанным с прокатом картины.

«Если выйдет фильм «Матильда», кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди. Официально уведомляем: любой баннер, афиша, листовка с информацией о прокате фильма будет рассмотрена как желание унизить святых православной церкви и провокация к «русскому майдану»», — цитировали это письмо в СМИ.

Адвокат обратился за помощью к директору ФСБ Александру Бортникову, а также попросил правоохранительные органы привлечь к уголовной ответственности членов движения «Христианское государство — Святая Русь». Они еще в январе разослали в российские кинотеатры письмо с требованием отказаться от проката «Матильды».

Зампредседателя синодального отдела Московского патриархата РПЦ Вахтанг Кипшидзе заявил, что организация «Христианское государство — Святая Русь» не имеет отношения к церкви. Однако сентябрьская история с Денисом Мурашовым, произошедшая семь месяцев спустя после скандальной рассылки, наглядно показала, что идеи православного экстремизма пошли в народ.

Воинствующие царебожники

«Думаю, сотрудникам правоохранительных органов об экстремистах от христианства известно куда больше, чем нам, — говорит адвокат Константин Добрынин. — Другое дело, что работать по этой информации они почему-то не торопятся, хоть мы и надеемся, что оперативники ФСБ в этом плане окажутся профессиональнее. Угрозы, которые некие фанатики рассылают по кинотеатрам, выглядят довольно странно с точки зрения светского общества и XXI века. По этому поводу мы писали заявления в МВД, Генпрокуратуру и Следственный комитет (СКР)».

По словам юриста, защита Алексея Учителя даже давала пояснения специалистам по экстремизму из столичного главка МВД — однако тем дело и закончилось. А в августе пошли еще более угрожающие письма.

Фото: e1.ru / Globallookpress.com

«Если не ошибаюсь, авторы писем угрожали, что за поддержку фильма, как они выражались, «прилетит» министру культуры Мединскому, — отмечает Добрынин. — Мы написали еще одно заявление в правоохранительные органы. А в киностудию Алексея Учителя полетели коктейли Молотова, и УАЗ протаранил кинотеатр в Екатеринбурге. Кроме того, журналистке Екатерине Винокуровой угрожали убийством после ее публикаций о главной противнице «Матильды» Наталье Поклонской».

Адвокат признает, что «Христианское государство», вполне возможно, фантомная организация — вот только угрозы от нее исходят вполне реальные. А ведь у государства в лице МВД есть механизм, способный пресечь подобные явления в зародыше.

«Когда мы поняли, что на полицию полагаться не стоит, то обратились в ФСБ. Мы надеемся, что за месяц, оставшийся до премьеры «Матильды», сотрудники ведомства соберутся с силами и с этой раковой опухолью будет покончено. В неформальных беседах сотрудники правоохранительных говорили, что загадочные агрессоры входят в довольно известную организацию, так называемую «секту царебожников». Они — такие своеобразные раскольники. Это не фантом и не выдумка для полицейских, это реальность, которая из подвалов начала выползать в мир людей и диктовать свои правила жизни», — заключает адвокат.

Фундаментально верующие

«Происходящее в целом связано с активизацией религиозных фундаменталистов и религиозных сил в обществе, — полагает Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. — И христиане, и мусульмане ощущают себя ущемленными, поскольку в современном обществе религию стараются не допускать в публичную сферу и сферу политики. Притом, что в России, и это хорошо видно, религия вообще и православие в частности играет достаточно большую идеологическую роль. Но она больше символическая, сакральная».

Кадр: BALANCE-TV.RU / YouTube

По мнению эксперта, появление разнообразных (в том числе христианских) фундаменталистов вызвано желанием показать обществу, что есть реальная церковь со своими реальными интересами, а не символическими образами. Это не означает, что все они экстремисты. Фундаментализм в исламе, христианстве и других религиях это — последовательное, целенаправленное следование основам веры и требование от себя и от окружающих жестко соблюдать все религиозные предписания.

«Для тех, кто почитает Николая II как святого, фильм «Матильда» — кощунство и святотатство, против которого необходимо выступать. Кроме того, фундаменталисты отстаивают свое видение истории», — объясняет Роман Лункин.

По мнению эксперта, стоит разделять экстремистов, способных на противозаконные действия, и законопослушные фундаменталистские движения. Последние не нарушали закон — и не брали на себя ответственность за громкие события последнего времени, связанные с «Матильдой». Лункин отмечает, что говорить о христианском терроризме сегодня некорректно — в России сейчас этого нет.

От Мухаммеда до «Матильды»

«Раньше православных (или околоправославных) движений, подобных «Христианскому государству», в России просто не было, — говорит Роман Лункин. — Но сейчас возникло то, что не имеет отношения даже к фундаменталистским православным движениям. Можно строить разные теории о том, как это получилось. К примеру, могли появиться некие ультраконсерваторы, считающие, что надо действовать более решительно, а руководство Русской православной церкви занимает соглашательскую позицию. А есть и либеральная общественность, которая могла попросту придумать этих загадочных экстремистов, чтобы выставить представителей РПЦ группой маргинальных и фанатиков».

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

По его мнению, в случае инцидентов наподобие тех, что произошел в Екатеринбурге, не следует скрывать реальные мотивы их виновников и говорить, что это просто сумасшедшие. Подобная тактика ни к чему хорошему не приведет.

«Все уже знают, что в кинотеатр на УАЗе въехал некий верующий — а значит, будут додумывать, как он связан с московской патриархией, хотя такой связи нет и в помине», — объясняет эксперт.

Лункин считает, что сейчас рост и развитие православных консервативных движений лишь начинается — ведь часть общества действительно концентрируется вокруг церкви. А одним из побочных эффектов этого и будет появление различных фанатиков с их громкими акциями.

В свое время карикатуры на пророка Мухаммеда, опубликованные в одном малотиражном французском еженедельнике, привели к трагедии и послужили поводом для мусульман в едином порыве осудить этот конкретный факт и ценности европейской цивилизации в целом. По всему миру тогда прокатились многолюдные акции протеста. Православные фундаменталисты наверняка завидуют столь мощной поддержке единоверцев и тому, как к их мнению начинают прислушиваться, видя эту поддержку.

Будем надеяться, что правоохранительные органы сумеют оградить граждан от выходок религиозных фанатиков, независимо от их вероисповедания. Иначе в России однажды может повториться трагедия Charlie Hebdo. К слову, епископ Среднеуральский Евгений (Кульберг) прямо заявил о том, что ЧП в Екатеринбурге напоминает ему ситуацию с атакой на редакцию французского журнала. «Постоянные провокации, не находящие достойной реакции со стороны французских компетентных органов, привели к трагическому кровопролитию. К счастью, в Екатеринбурге люди не пострадали, но конфликт, вызванный в обществе провокационной кинолентой, безусловно, сохраняется. Более того, в год столетия трагической гибели царской семьи прокат этой киноленты может породить дальнейшие общественные настроения», — сказал епископ.

Источники:

http://www.k-istine.ru/pseudoconfession/pseudoconfession-182.htm
http://novaum.ru/public/p381
http://lenta.ru/articles/2017/09/11/fanatics/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector