Помнишь эту игру спорим не выиграешь. Домашние энциклопедия нашего детства

Беру и помню

Когда-то давным-давно курицы еще росли сразу целиком, а не отдельными окорочками. И мама покупала такую пупурышчатую тушку вместе с остатками перьев, головой и ГЛАЗАМИ. И можно было приподнять кожистое веко с какими-то редкими ресничками, и на тебя смотрел круглый черный глаз, как живой.

В этой синеватой целиковой курице где-то в районе груди была специально обученная косточка, которая называлась “бери и помни”. Курица, пожалуй, при жизни и не знала, что у нее есть такая косточка, думала: ребра, талия, гузка, все! А все дети в семье знали! И ждали этой косточки, как мультика “Голубой щенок”, которого ждут с одной единственной целью: послушать придурковатую песню рыбы-пилы. Дети готовы были есть куринный суп с макаронами и плавающими полукружиями морковки, только бы добраться до “бери и помни”.

Потому что “Бери и помни” – это игра для двоих на неопределенный промежуток времени. Косточка эта напоминала русскую “Л” или буржуазную и недостижимую “Викторию”. Каждый из двоих брался за свой кончик косточки и тянул. Это был Ритуал! Когда косточка ломалась, оба прищуривались, пристально смотрели друг на друга и говорили “БЕРУ и ПОМНЮ!”. Как клятву! Это значило: игра началась.

Интереснее и сложнее всего играть было с папой, потому что он почти никогда не забывал. И нужно было на время стать взрослым и терпеливым. И выждать хотя бы полчаса, а лучше – продержаться до вечера, потому что только маленькая, глупенькая Галка сразу пытается втюхать тебе что угодно, начиная от мячика и заканчивая конфеткой*, в надежде, что ты уже забыл. А ты с хитринкой берешь все, что она тебе протягивает, но каждый раз говоришь: “Беру и помню”, и она успевает только рот открыть в надежде вставить свое “Бери и. “. Потому что если ты взял из ее рук что угодно, и не сказал положенное “беру и помню”, это значит, что ты ЗАБЫЛ! И если она при этом не забыла и произнесла: “Бери и помни”, все! Ты проиграл!

С папой же нужно было действовать по-другому. Сразу после того, как сломал косточку, нужно было уходить к себе в комнату, писать на бумажке крупно “Беру и помню!” и уходить из дома. Гулять! А когда вернешься, видеть текст, вспоминать и идти проверять, что делает папа. Лучше всего, если он что-нибудь ремонтировал. Тогда можно было с чистой совестью подать ему отвертку, выждать с замиранием секунду, и не веря своему счастью, честно глядя в глаза, промолвить: Бери и помни.
И тогда папка даже больше тебя радовался, что ты его надул, и пару раз подбрасывал в воздух. И ты понимал: проигрывать – это тоже весело!

Теперь непросто найти целиковую курицу, лениво искать в ней косточку, а чтобы ее разломать, нужно суметь оторвать сына от ноутбука, что – ох – непросто. Вот и растут, не умея терпеть, планировать, выигрывать и проигрывать. Или умея, но как-то совсем, совсем по-другому. И все забывают. А ты – берешь и помнишь.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли — 21 игра!

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями).

И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.

Вспомним исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

Резиночки

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Классики

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Бояре

Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли…» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.

Читать еще:  Давид царь израиля. Царь давид

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Тише едешь, дальше будешь — стоп

Как играть. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Колдунчики

Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

Море волнуется раз

Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

Казаки-разбойники

Как играть. Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

12 палочек

Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

Вышибалы

Как играть. «Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Я знаю 5 имен

Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное

Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Читать еще:  Значение церковный вестник в православной энциклопедии древо. Церковные и духовные издания российской империи синодального периода

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Ножички

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

Колечко-колечко

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Вы поедете на бал?

Как играть. Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?

Его задача — запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Я садовником родился

Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Кис-мяу

Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, игрок — спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый — самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают — история всякий раз умалчивает. Зеленый — три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный — поцелуй в губы. Розовый — то же самое, но в щечку. Желтый — три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий — поцеловать руку. Фиолетовый —совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Города

Как играть. Ведущий стоит спиной и говорит:»Кали-кали….стоп! Точка!». Слово Кали — столько раз, сколько хочет ведущий. Пока они звучат — дети убегают от ведущего в противоположную сторону. На слово Точка дети останавливаются. Потом ведущий выбирает игрока и прикидывает — сколько до него шагов — больших и маленьких. До города такого-то столько шагов и шажков. Потом он отмеряет это количество, если ведущему удается дотронуться до города рукой, он побеждает, если нет — играет снова.

Что развивает: умение определять расстояние «на глаз»

Нитки

Как играть. Дети берутся за руки и «запутываются», переступая через ноги и руки. Потом кричат: «Бабка, нитки рвутся!» и бабка-ведущий пытается распутать свои нитки (руки и ноги), не порвав (не расцепив руки игроков).

Что развивает: ловкость и смекалку

Красная Шапочка

Как играть. Дети делятся на две части. Одни — крепко держатся крепко за руки и не пропускают. Те, что держатся, кричат:»Красная шапочка, белое перо! Дайте нам .. (имя игрока) ну, Марину к примеру, и больше никого!». Марина разгоняется и пытается пробить брешь в стене из детей по середине. Если пробивает, то берет кого-то из средних детей и возвращается обратно к своим, если не пробивает, то становится к средним.

Что развивает: силу и выносливость

Инна Морозова Facebook || Twitter || VK || Youtube || Periscope
Александр Шестаков Facebook || Twitter || Periscope
Савва и Злата VK || Youtube || Наши фото

Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы получать новые посты в блоге сразу после их публикации прямо в почту.

Понравился пост? Поделитесь с друзьями — кнопочки внизу вашего монитора.

Читать еще:  Дверь напротив двери по фен шуй. Направление и открытие дверей по фэн шуй

Игры нашего детства

Мои ровесники и люди помладше наверняка помнят дворовые игры, в которые мы играли в своём детстве – мы прыгали через скакалку, играли в “Классики”, много игр было с мячом, “Море волнуется. ”, “ Колечко, колечко”, “Садовник”, “Казаки – разбойники”, “Горячая картошка”. В основном, это были групповые и коллективные игры.

В рамках своего проекта “Игротека в библиотеке” я учу нынешних детей играть как в настольные игры, так и в подвижные и перемежаю их. На мой взгляд, нынешние настольные игры более разнообразны, лучше оформлены и их так много, что глаза разбегаются. Думаю, выбирать их надо под актуальные задачи семьи, возраста, развития и целей воспитания ребёнка.

Реальные игры – это качественно другое общение детей, семьи в реале и хорошая альтернатива игре с гаджетами и просмотру телевизора хотя на час.

Самая распространённая и любимая детская игра всех времён и народов. Начинают играть в эту игру уже в младенчестве – помните родительское “Ку-ку” ?

Почему дети разных возрастов и национальностей любят эту игру?

Могу предположить, что детьми движет стремление к поиску, исследованию этого мира, в ней тренируется ещё стремление к достижению целей и,возможно, задействованы какие-то архетипы или коллективное бессознательное.

Примечательно, что сначала детям нравится, чтобы их находили, да они особо не стараются прятаться. Потом они получают удовольствие как от удачного поиска, так и от того, что их не нашли, но кто ищет, тот всегда находит.
Для меня всегда была проблема спрятаться и меня дети быстро находили, поэтому чаще всего я была в роли ведущего и ищущего.

Напомню ход игры для тех кто забыл или не помнят:
1. При помощи считалочки выбрать ведущего и кон, где ведущий, отвернувшись к стене отсчитывает счёт:
Я считаю до пяти,
не могу до десяти.
1,2,3,4,5,
Я иду искать!
Кто не спрятался-
Я не виноват.

Кого первого водящий нашли – тот и водящий.

Эту игру мы играли на детской площадке, но я её помню больше по детскому саду – я в неё играла с детьми старшей и подготовительной группы.

Игра простая, активная, весёлая и суть её в том, что колдун бегает за другими детьми и пытается заколдовать их, коснувшись рукой, а остальные ещё незаколдованные бегают и пытаются расколдовать заколдованного.

На просторной площадке игроки в количестве от 3 детей становятся в круг и выбирают ведущего-колдуна с помощью любой считалочки.

Затем по команде разбегаются врассыпную. Колдун старается догнать кого- то и осалить т.е заколдовать.

Заколдованный стоит на месте, расставив руки в стороны и ждёт, когда другие дети расколдуют его. Как только это случится, ребёнок опять в игре и убегает от колдуна.
Игра считается законченной, если колдун всех игроков заколдует, а это будет зависеть от ловкости и быстроты колдуна.

Любимая девчачья игра, но на моей игротеке в неё играют и мальчишки.

Играть в нее лучше, когда детей не меньше 5-ти и дети в возрасте от 5 до 12 лет. Во всяком случае я помню как мы в подростковом возрасте играли в эту игру.

Играть можно на улице , площадке, в помещении, где есть лавочка, диван, скамейка.

Водящий зажимает в ладонях колечко или любой мелкий предмет: камешек, пуговицу. Остальные игроки садятся в ряд и складывают руки лодочками. Водящий подходит к каждому и как бы вкладывает в лодочку колечко.

На самом деле колечко достаётся только одному. И получивший его игрок не должен выдавать себя. Остальным нужно молча определить, кто счастливчик

Затем водящий произносит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Обладатель колечка должен вскочить и убежать. Другим игрокам нужно его задержать.

Тот, кто сможет убежать, становится водящим и раздаёт колечко.

4. Тише едешь — дальше будешь

Довольно таки активная игра, отлично подходит для детей и взрослых.

Играть можно всей семьёй и компанией детей, начиная со старшего дошкольного возраста на большом пространстве или площадке.

Сначала выбираем водящего, потом Между стартом и финишем не очень большое расстояние. Все игроки стоят на старте. Водящий, повернувшись к ним спиной, — на финише.

Участники готовятся, водящий кричит: «Тише едешь — дальше будешь. Стоп!» На слове «стоп» все должны остановиться.

Выигрывает тот, кто успевает добежать до финиша и дотронуться до водящего.

5. Море волнуется раз…

Тоже желанная весёлая игра для детской компании от 3-4 человек старшего дошкольного возраста и младшего школьного ( от 6 лет до 10 лет). Можно играть в неё семейным кругом.

Игра развивает творческую фантазию, воображение и владение своим телом – уметь говорить им и считывать информацию по движению тела.
Тут важно уметь фантазировать и замирать в сложной позе. Чем чуднее поза, тем веселее.

Играть можно везде, где есть достаточно пространства для подвижных детских игр.

Выбрать водящего, который произносит следующие слова:

– Море волнуется — раз, Море волнуется — два, Море волнуется — три, Морская фигура на месте замри!

Пока водящий произносит свою речь, остальные игроки бегают, прыгают и дурачатся, но на слове «замри» резко останавливаются, изображая разные фигуры и они могут быть любые т.е. не обязательно морские. И тут могут быть два варианта развития игры:

а) водящий подходит к застывшим игрокам по очереди и пытается любыми способами расшевелить или рассмешить его, но не дотрагиваясь до игрока. Если водящему удаётся кого-то рассмешить или расшевелить, того удаляют из игры.

б) водящий подходит по очереди к замершим игрокам и символически включает фигуру, дотронувшись до него и пытается при этом угадать что или кого изображает игрок.

Источники:

http://pikabu.ru/story/beru_i_pomnyu_1529805
http://jablogo.com/playing-learn-to-live/childhood-games.html
http://www.b17.ru/article/igri_nashego_detstva/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: