Помазание лба. Служба богу требует внимания

Содержание

Служба Богу требует внимания

Как вести себя в церкви? Обычно этим вопросом задаются те, кто только начинает ходить в храм. «Прихожане со стажем» о своем поведении на службе часто не задумываются — и напрасно. О том, на что нужно обращать внимание и какие ошибки совершают люди на службе, мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, что такое Церковь? Почему христиане призываются к церковной жизни?

— Церковь, по определению Священного Писания,- это Тело Христово. Это Сам Христос, оставшийся на земле вместе со Своими учениками и их последователями. Это собрание людей, верующих во Христа и исполняющих евангельские заповеди.

Сам храм — это не просто место, где мы обращаемся к Богу с просьбами, благодарим Его за благодеяния в нашей жизни. Это место, где совершается Евхаристия — главное таинство христианской Церкви и где мы получаем возможность соединиться со Христом в таинстве Святого Причащения. Ради этого и существует Церковь.

Если человек принимает Христа как Бога, если Его заповеди становятся для него правилом жизни, то он не может не услышать слов Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 1, 18); где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф. 18, 20). В этих словах — во-первых, обетование создания Церкви и существования ее до конца времен, во-вторых, указание, что верующим нужно собираться вместе ради общения со Христом.

Сегодня человек не очень-то любит находиться в окружении себе подобных, ему тяжело. Мы окружены другими людьми буквально везде — в транспорте, на работе — и чувствуем себя мельчайшими насельниками огромного муравейника. Поэтому для человека становится естественным желание хотя бы какое-то время побыть одному или только с самыми близкими. Это чувство христианину приходится преодолевать, осознавая, что единство в Церкви, единство в Боге — это совершенно особое, благодатное состояние.

— Как нужно вести себя в храме? Многие люди, которые только начинают вести церковную жизнь, стесняются, боятся сделать что-то не так. Как об этом узнать?

— Сегодня издается много хороших книг. Есть и такая замечательная вещь, как Интернет. Есть учебник Закона Божия протоиерея Серафима Слободского, который издавался миллионными тиражами. В нем очень хорошо рассказано, что такое храм, каково его устройство, в чем состоит содержание службы и как вести себя на ней. Конечно, в Церкви, как и в любом другом месте, есть определенные правила. Они связаны как с некими общекультурными моментами, так и с тем, что происходит в храме.

— Так что же все-таки происходит в храме?

— Богослужение, то есть служба Богу. Службы могут быть разными, основные — это всенощное бдение и Литургия. Есть особые службы Великого поста, Страстной седмицы, пасхального периода. Христианину необходимо знать, что происходит во время богослужения. В последние годы издано множество пособий для изучения богослужения. Тексты всенощного бдения и Божественной литургии с комментариями есть практически во всех храмах. Их можно и нужно приобрести, и не просто для того, чтобы прочитать один раз, а для того, чтобы стоять с ними на службе и следить за тем, что читается и поется. Для тех, кто хочет познакомиться с богослужением серьезнее, есть книги и учебники по литургике, богослужебные книги — Минеи, Октоих, Триоди. Они широко доступны в Интернете. В большинстве храмов существуют воскресные школы для взрослых, где изучается содержание службы и церковнославянский язык. Поэтому самое главное — это желание самого прихожанина научиться чему-то новому, понять жизнь Церкви.

Когда человек только начинает ходить на службы, он обращает внимание преимущественно на внешнее: вот почему-то открыли Царские врата, потом закрыли, вот вышли покадили, что-то вынесли. Для начала это простительно, но потом нужно все-таки более основательным образом познакомиться со службой. Нужно стараться быть не просто зрителем, который тянется на цыпочках из задних рядов для того, чтобы что-то увидеть или услышать, а становиться полноценным участником богослужения.

— Владыка, а в какие моменты службы нужно быть особенно внимательным?

— Это очень хороший вопрос, на который я отвечаю своим любимым рассуждением — ни в какие, потому что надо быть внимательным от начала и до конца. Очень плохо, что в некоторых книгах указаны определенные моменты богослужения, в которые нужно быть особенно сосредоточенным. Если человек знает об этом, он действительно очень собран и внимателен. Бывает так, что во время чтения Евангелия или во время Херувимской песни муха пролетит — слышно. Но как только этот момент закончился — все расслабляются и начинают вести себя совершенно по-другому, более вольно. Или на всенощном бдении: все внимательны, молятся, крестятся, кланяются. Но начинается пение канона — и вся церковь приходит в движение, все переходят с места на место, здороваются, расспрашивают друг друга о делах и о здоровье. Если в храме есть скамейки, народ присаживается, и на этих скамейках начинается дружный разговор в полный голос, люди обсуждают важные дела. Я в этот момент часто останавливаю службу и обращаюсь к прихожанам. Объясняю, что с началом помазания служба не закончилась, что читается канон — центральная часть утрени, в котором рассказывается о событиях празднуемого дня, возносится благодарность Богу за эти события. На какое-то время моих воззваний хватает, а потом все повторяется. Тем не менее я продолжаю это делать и стараюсь требовательно относиться к духовенству, спрашиваю, почему они этого не делают. Там, где священники учат народ, такого не бывает. Но, к сожалению, часто батюшкам, видимо, не до этого, и люди предоставлены сами себе. Это очень острая проблема нашей церковной жизни.

Надо вести себя на службе внимательно и благоговейно все время. И опять же, удерживать внимание гораздо легче, когда тебе знакома служба, когда понимаешь ее смысл. Если сегодня вдруг что-то непонятно или не слышно (например, человек пришел на службу в большой храм, где очень много народа, и ему приходится стоять у входа или в уголке), есть такое правило: молиться Иису­совой молитвой или другими короткими молитвами. Если по какой-то причине нужно уйти со службы — перекрестись и молча, тихо выйди из храма.

Кстати, наблюдение за поведением наших прихожан — для меня самый весомый аргумент в дискуссии, которая ведется иногда: нужны ли в православных храмах скамейки? Вот у католиков есть — удобно. Есть у православных греков, сербов, болгар. А я с ужасом думаю, что начнется в наших храмах, если поставить скамейки: получится просто большая завалинка, где ведется обсуждение всех и вся. На самом деле в богослужении, особенно когда устав исполняется более или менее полно, есть моменты, когда положено сидеть, особенно во время вечерни и утрени. Поэтому скамейки в храме уместны. Но, к сожалению, манера воспринимать храм во время службы как клуб по интересам присутствует в нашей жизни, и преодолеть ее очень сложно.

— Часто бывает так, что во время всенощного бдения люди приходят «к помазанию», а потом многие уходят. Это неправильно? Какое значение имеет это помазание елеем на вечерней службе?

— Помазание освященным елеем — это видимый символ приобщения к благодати Божией. У нас очень любят этот чин. По уставу помазание елеем из лампады у праздничной иконы или елеем, освященным на литии, совершается в конце богослужения, на 1-м часе. У нас в России, особенно на праздничных всенощных, бывает много людей, и если мы начнем помазывать их елеем на 1‑м часе, это еще минут на сорок удлинит службу. Поэтому в нашей традиции помазание перенесено в начало пения канона, но на службе это сказывается самым негативным образом. Плюс в сознании нашего народа присутствует некое стихийное желание что-то взять из храма. Не принести, а получить. К сожалению, потребительское отношение ко всему господствует в наше время в человеческом, в том числе и в церковном, обществе.

Все это приводит к тому, что помазание превратилось в «кульминацию» вечернего богослужения, которой оно по своему смыслу не является. И действительно — порой до половины прихожан приходят «к помазанию» и потом с чувством исполненного долга уходят домой. Это неправильно. Никакого особого таинственного смысла помазание елеем не имеет.

Читать еще:  Толкования на Мф.

Нужно приходить на всенощную для того, чтобы прославить Бога и подготовиться к завтрашней Литургии, особенно, если человек собирается причащаться. Во время Божественной литургии совершается таинство Евхаристии, пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя и причащение верующих. Вот почему Литургия — это завершение и вершина суточного круга богослужения.

— Нужно ли стоять на коленях во время Херувимской, Милости мира?

— Есть разные обычаи и традиции. Но по уставу — нет, не нужно. Можно сделать земной поклон во время Тебе поем, когда совершается таинство, на возгласе «Святая святым» и во время выноса Даров для Причащения мирян. Не положено по уставу делать земные поклоны в храме на святки (между Рождеством и Крещением) и на Святую Пятидесятницу (от Пасхи до Троицы).

— Владыка, а как вести себя мирянам после «Святая святым»?

— Точно так же, как и на протяжении всей Литургии. Для меня это второе больное место после канона на утрене. В пасхальную неделю в одном из наших храмов мне пришлось остановить службу, прервать пение хора и обратиться к людям, потому что начинается то же самое: ходьба, шум, разговоры. Почему-то в этот момент все вдруг идут прикладываться к праздничной иконе и начинают общаться. Я всегда пытаюсь объяснить, что после «Святая святым» происходят очень важные священнодействия — раздробление Агнца и Причащение сначала духовенства, потом народа. Странно, что когда поется Херувимская, в общем-то, просто сопровождающая перенесение Даров с жертвенника на престол, все стоят как вкопанные, молятся со страхом и трепетом, а когда совершается священнодействие со Святыми Дарами, в храме слышится шум. Часто, когда произносится «Святая святым» и закрывается завеса, мне приходится отправлять старшего иподиакона успокаивать народ, но это вызывает у людей недоумение. И опять-таки, это происходит там, где священники не учат своих прихожан. Повторю — к сожалению, это наша большая проблема.

— Обычно прихожане в храме знают друг друга, радуются, встречаясь друг с другом. Это ведь хорошо. Но вместе с тем мы знаем и слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в храме посылаются скорби». Как же правильно людям общаться в храме?

— Это очень верное замечание преподобного Амвросия говорит о том, что проблема не нова. Конечно же, храм может и должен быть таким местом, где верующие люди встречаются и общаются между собой — но только не в богослужебное время. Конечно, можно с кем-то поздороваться, спросить, как дела, поинтересоваться здоровьем детей или родственников — но это надо делать до начала чтения часов или после службы. В благоустроенных храмах обычно предоставляют людям возможность пообщаться, особенно на праздники. При многих наших храмах есть парки, скверы, устраиваются встречи и чаепития. Священнику нужно позаботиться об этом, стараться перенести эту очень хорошую социальную активность прихожан на внебогослужебное время.

— Владыка, Вы часто цитируете блаженного Августина: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».

— Это очень точное выражение самой сути взаимоотношений человека с Богом. Действительно, невозможно быть настоящим христианином, если Богу отводится лишь незначительная часть нашей жизни. Бог должен быть на первом месте, и тогда все остальное совершенно естественным образом выстроится в правильном распорядке.

Газета «Православная вера» № 10 (534)

Служба Богу требует внимания

Как вести себя в церкви? Обычно этим вопросом задаются те, кто только начинает ходить в храм. «Прихожане со стажем» о своем поведении на службе часто не задумываются — и напрасно. О том, на что нужно обращать внимание и какие ошибки совершают люди на службе, мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, что такое Церковь? Почему христиане призываются к церковной жизни?

— Церковь, по определению Священного Писания,- это Тело Христово. Это Сам Христос, оставшийся на земле вместе со Своими учениками и их последователями. Это собрание людей, верующих во Христа и исполняющих евангельские заповеди.

Сам храм — это не просто место, где мы обращаемся к Богу с просьбами, благодарим Его за благодеяния в нашей жизни. Это место, где совершается Евхаристия — главное таинство христианской Церкви и где мы получаем возможность соединиться со Христом в таинстве Святого Причащения. Ради этого и существует Церковь.

Если человек принимает Христа как Бога, если Его заповеди становятся для него правилом жизни, то он не может не услышать слов Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 1, 18); где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф. 18, 20). В этих словах — во-первых, обетование создания Церкви и существования ее до конца времен, во-вторых, указание, что верующим нужно собираться вместе ради общения со Христом.

Сегодня человек не очень-то любит находиться в окружении себе подобных, ему тяжело. Мы окружены другими людьми буквально везде — в транспорте, на работе — и чувствуем себя мельчайшими насельниками огромного муравейника. Поэтому для человека становится естественным желание хотя бы какое-то время побыть одному или только с самыми близкими. Это чувство христианину приходится преодолевать, осознавая, что единство в Церкви, единство в Боге — это совершенно особое, благодатное состояние.

— Как нужно вести себя в храме? Многие люди, которые только начинают вести церковную жизнь, стесняются, боятся сделать что-то не так. Как об этом узнать?

— Сегодня издается много хороших книг. Есть и такая замечательная вещь, как Интернет. Есть учебник Закона Божия протоиерея Серафима Слободского, который издавался миллионными тиражами. В нем очень хорошо рассказано, что такое храм, каково его устройство, в чем состоит содержание службы и как вести себя на ней. Конечно, в Церкви, как и в любом другом месте, есть определенные правила. Они связаны как с некими общекультурными моментами, так и с тем, что происходит в храме.

— Так что же все-таки происходит в храме?

— Богослужение, то есть служба Богу. Службы могут быть разными, основные — это всенощное бдение и Литургия. Есть особые службы Великого поста, Страстной седмицы, пасхального периода. Христианину необходимо знать, что происходит во время богослужения. В последние годы издано множество пособий для изучения богослужения. Тексты всенощного бдения и Божественной литургии с комментариями есть практически во всех храмах. Их можно и нужно приобрести, и не просто для того, чтобы прочитать один раз, а для того, чтобы стоять с ними на службе и следить за тем, что читается и поется. Для тех, кто хочет познакомиться с богослужением серьезнее, есть книги и учебники по литургике, богослужебные книги — Минеи, Октоих, Триоди. Они широко доступны в Интернете. В большинстве храмов существуют воскресные школы для взрослых, где изучается содержание службы и церковнославянский язык. Поэтому самое главное — это желание самого прихожанина научиться чему-то новому, понять жизнь Церкви.

Когда человек только начинает ходить на службы, он обращает внимание преимущественно на внешнее: вот почему-то открыли Царские врата, потом закрыли, вот вышли покадили, что-то вынесли. Для начала это простительно, но потом нужно все-таки более основательным образом познакомиться со службой. Нужно стараться быть не просто зрителем, который тянется на цыпочках из задних рядов для того, чтобы что-то увидеть или услышать, а становиться полноценным участником богослужения.

— Владыка, а в какие моменты службы нужно быть особенно внимательным?

— Это очень хороший вопрос, на который я отвечаю своим любимым рассуждением — ни в какие, потому что надо быть внимательным от начала и до конца. Очень плохо, что в некоторых книгах указаны определенные моменты богослужения, в которые нужно быть особенно сосредоточенным. Если человек знает об этом, он действительно очень собран и внимателен. Бывает так, что во время чтения Евангелия или во время Херувимской песни муха пролетит — слышно. Но как только этот момент закончился — все расслабляются и начинают вести себя совершенно по-другому, более вольно. Или на всенощном бдении: все внимательны, молятся, крестятся, кланяются. Но начинается пение канона — и вся церковь приходит в движение, все переходят с места на место, здороваются, расспрашивают друг друга о делах и о здоровье. Если в храме есть скамейки, народ присаживается, и на этих скамейках начинается дружный разговор в полный голос, люди обсуждают важные дела. Я в этот момент часто останавливаю службу и обращаюсь к прихожанам. Объясняю, что с началом помазания служба не закончилась, что читается канон — центральная часть утрени, в котором рассказывается о событиях празднуемого дня, возносится благодарность Богу за эти события. На какое-то время моих воззваний хватает, а потом все повторяется. Тем не менее я продолжаю это делать и стараюсь требовательно относиться к духовенству, спрашиваю, почему они этого не делают. Там, где священники учат народ, такого не бывает. Но, к сожалению, часто батюшкам, видимо, не до этого, и люди предоставлены сами себе. Это очень острая проблема нашей церковной жизни.

Надо вести себя на службе внимательно и благоговейно все время. И опять же, удерживать внимание гораздо легче, когда тебе знакома служба, когда понимаешь ее смысл. Если сегодня вдруг что-то непонятно или не слышно (например, человек пришел на службу в большой храм, где очень много народа, и ему приходится стоять у входа или в уголке), есть такое правило: молиться Иису­совой молитвой или другими короткими молитвами. Если по какой-то причине нужно уйти со службы — перекрестись и молча, тихо выйди из храма.

Читать еще:  К чему снится самой водить машину. Во сне водить машину: как правильно толковать по разным сонникам

Кстати, наблюдение за поведением наших прихожан — для меня самый весомый аргумент в дискуссии, которая ведется иногда: нужны ли в православных храмах скамейки? Вот у католиков есть — удобно. Есть у православных греков, сербов, болгар. А я с ужасом думаю, что начнется в наших храмах, если поставить скамейки: получится просто большая завалинка, где ведется обсуждение всех и вся. На самом деле в богослужении, особенно когда устав исполняется более или менее полно, есть моменты, когда положено сидеть, особенно во время вечерни и утрени. Поэтому скамейки в храме уместны. Но, к сожалению, манера воспринимать храм во время службы как клуб по интересам присутствует в нашей жизни, и преодолеть ее очень сложно.

— Часто бывает так, что во время всенощного бдения люди приходят «к помазанию», а потом многие уходят. Это неправильно? Какое значение имеет это помазание елеем на вечерней службе?

— Помазание освященным елеем — это видимый символ приобщения к благодати Божией. У нас очень любят этот чин. По уставу помазание елеем из лампады у праздничной иконы или елеем, освященным на литии, совершается в конце богослужения, на 1-м часе. У нас в России, особенно на праздничных всенощных, бывает много людей, и если мы начнем помазывать их елеем на 1‑м часе, это еще минут на сорок удлинит службу. Поэтому в нашей традиции помазание перенесено в начало пения канона, но на службе это сказывается самым негативным образом. Плюс в сознании нашего народа присутствует некое стихийное желание что-то взять из храма. Не принести, а получить. К сожалению, потребительское отношение ко всему господствует в наше время в человеческом, в том числе и в церковном, обществе.

Все это приводит к тому, что помазание превратилось в «кульминацию» вечернего богослужения, которой оно по своему смыслу не является. И действительно — порой до половины прихожан приходят «к помазанию» и потом с чувством исполненного долга уходят домой. Это неправильно. Никакого особого таинственного смысла помазание елеем не имеет.

Нужно приходить на всенощную для того, чтобы прославить Бога и подготовиться к завтрашней Литургии, особенно, если человек собирается причащаться. Во время Божественной литургии совершается таинство Евхаристии, пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя и причащение верующих. Вот почему Литургия — это завершение и вершина суточного круга богослужения.

— Нужно ли стоять на коленях во время Херувимской, Милости мира?

— Есть разные обычаи и традиции. Но по уставу — нет, не нужно. Можно сделать земной поклон во время Тебе поем, когда совершается таинство, на возгласе «Святая святым» и во время выноса Даров для Причащения мирян. Не положено по уставу делать земные поклоны в храме на святки (между Рождеством и Крещением) и на Святую Пятидесятницу (от Пасхи до Троицы).

— Владыка, а как вести себя мирянам после «Святая святым»?

— Точно так же, как и на протяжении всей Литургии. Для меня это второе больное место после канона на утрене. В пасхальную неделю в одном из наших храмов мне пришлось остановить службу, прервать пение хора и обратиться к людям, потому что начинается то же самое: ходьба, шум, разговоры. Почему-то в этот момент все вдруг идут прикладываться к праздничной иконе и начинают общаться. Я всегда пытаюсь объяснить, что после «Святая святым» происходят очень важные священнодействия — раздробление Агнца и Причащение сначала духовенства, потом народа. Странно, что когда поется Херувимская, в общем-то, просто сопровождающая перенесение Даров с жертвенника на престол, все стоят как вкопанные, молятся со страхом и трепетом, а когда совершается священнодействие со Святыми Дарами, в храме слышится шум. Часто, когда произносится «Святая святым» и закрывается завеса, мне приходится отправлять старшего иподиакона успокаивать народ, но это вызывает у людей недоумение. И опять-таки, это происходит там, где священники не учат своих прихожан. Повторю — к сожалению, это наша большая проблема.

— Обычно прихожане в храме знают друг друга, радуются, встречаясь друг с другом. Это ведь хорошо. Но вместе с тем мы знаем и слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в храме посылаются скорби». Как же правильно людям общаться в храме?

— Это очень верное замечание преподобного Амвросия говорит о том, что проблема не нова. Конечно же, храм может и должен быть таким местом, где верующие люди встречаются и общаются между собой — но только не в богослужебное время. Конечно, можно с кем-то поздороваться, спросить, как дела, поинтересоваться здоровьем детей или родственников — но это надо делать до начала чтения часов или после службы. В благоустроенных храмах обычно предоставляют людям возможность пообщаться, особенно на праздники. При многих наших храмах есть парки, скверы, устраиваются встречи и чаепития. Священнику нужно позаботиться об этом, стараться перенести эту очень хорошую социальную активность прихожан на внебогослужебное время.

— Владыка, Вы часто цитируете блаженного Августина: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».

— Это очень точное выражение самой сути взаимоотношений человека с Богом. Действительно, невозможно быть настоящим христианином, если Богу отводится лишь незначительная часть нашей жизни. Бог должен быть на первом месте, и тогда все остальное совершенно естественным образом выстроится в правильном распорядке.

Газета «Православная вера» № 10 (534)

Помазание на вечерней службе это. Служба богу требует внимания

Вопрос от Татьяны: Батюшка, благословите! Подскажите пожалуйста, была на службе в селе (впервые поехала, хотелось посмотреть Храм). Во время елеопомазания […]

Вопрос от Татьяны:

Батюшка, благословите! Подскажите пожалуйста, была на службе в селе (впервые поехала, хотелось посмотреть Храм). Во время елеопомазания батюшка не крестом помазал лоб, как всегда мажут, а точку поставил. А когда к руке хотела приложиться, убрал ее и сказал: «Не дам!» Я тогда растерялась и вышла. А теперь думаю об этом, и кажется, что чем-то провинилась. Не могу понять чем. Может, батюшка подумал, что губы накрашены (у меня перманент)? А почему лоб не помазал? Простите за невежество. Спаси Господи!

Отвечает священник Димитрий Полинкевич:

Здравствуйте, Татьяна! Служба елеопомазания в храме означает сугубую (обильную) милость, изливаемую Господом на празднующих в памятный день церковного праздника. Само помазание освященным елеем на службе передает нам благодать через чувственный предмет — елей (масло).

Обычно принято помазывать крестообразно, в знамение спасительного Креста Господня, но сам по себе этот жест не имеет канонического предписания. Почему священник так помазывал — не известно. Точно также и целование руки — это благочестивый обычай, ведь само помазание елеем уже есть благословение. Мне кажется, не стоит Вам сильно переживать по этим не значительным поводам, чтобы не потерять торжество и святость причастности святому дню праздника, ведь в разных храмах неканонические особенности службы могут различаться.

На вопрос Прошу отвечать на вопрос только Православным верующим воцерковленным людям. (Вопрос ниже) заданный автором Босоногий лучший ответ это Это не таинство, а благочестивый обряд. Участвовать можно всем присутствующим прихожанам. Таинство Елеосвящения или Соборования совершается особо отдельной службой, а не «каждую субботу на вечерней службе».

Ответ от Впросонках [гуру]
Соборование проводят семь священников бывает обычно во время постов, а то, что вы описали называется миропомазание (елеопомазание) Это не таинство.

Ответ от ПЕТР ЛИСИН [гуру]
полиелей.. миропомазание.. все крещенные.. хоть каждую субботу.. но это не таинство.. Таинство — это соборование (исцеление от недуга физического и духовного) : читается 7 раз Евангелие и 7 раз помазание поют: сначала — » услыши ны, Господи » , а потом » исцели ны, Господи » . к миропомазанию допускаются все прихожане, а к соборованию — прошедшие исповедь и принявшие Причастие..

Ответ от Двутавровый [гуру]
Вы путаете понятия.
Почитайте внимательно:
Елеопомазание:
Соборование (елеосвящение)

Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.
Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена (Мк. 6, 13; Иак. 5, 14-15). Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом колличестве вино — искупительную Кровь Спасителя.. .
—-
Соборование свершается над болящими. Всегда, когда это необходимо, даже в больнице. При этом, всегда нужна исповедь (желательно перед Таинством соборования или в ближайшее время после него). И потом Причащение.

Ответ от Вася Беломор [гуру]
1) Это называется миропомазание, 2) через масло исходит божественная благодать 3) по субботам)) 4) «воцерковленным» людям

Ответ от Виктор Макшин [гуру]
Таинство крещения.
Но ответы лучше получать от священников.

Ответ от Lu Mai [гуру]
Елеосвящение, или соборование, — одно из семи таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать.
Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов.
Елеопомазание-начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое.
При этом священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» , а верующий отвечает: «Аминь».
Елей с древних времен считался целебным веществом.
Всем желающим прихожанам можно учавствовать.

Читать еще:  Как выглядит смирна в дарах волхвов. Дары волхвов-что это

Ответ от Николаева Татьяна [гуру]
Этот обряд называется Елеопомазание, (не путать С Елеосвящением- таинством, которое проводится над больными людьми). Елеосвящение не является таинством, проводится накануне праздичного дня или воскресенья, входит в состав всенощного бденя, производится над всеми молящимися, в том числе и некрещенными, но испывающими желание обращаться к Богу. Проводится в память братской трапезы древних христиани, служит внешним знаком участия в благодати и духовной радости праздника, сопричастности Церкви

Ответ от Игорь Гладун [гуру]
Соборование — это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные.
Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление: в таинстве исцеляется, в первую очередь, наша душа.

Ответ от Ўрьевна [гуру]
Собороваться стараюсь раз в год в Великий пост, не зависимо от того, болею или нет.

Ответ от Просто Я * [гуру]
А ученики Христа — первые апостолы что, не по понятиям жили?

Одно из имен Спасителя — Христос — в переводе с греческого означает «помазанник». Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40,15), Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 10, 1), Илия — Елисея на служение пророка (3 Цар. 19,15).

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений.

Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.

От простого елеопомазания необходимо отличать таинство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуется семь раз.

И еще одно помазание в Церкви имеет силу таинства — помазание святым миром, благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих — символ многоразличности христианских добродетелей. По Уставу, освящать миро должен епископ, в Русской Церкви это делает сам Патриарх. В храме святое миро храниться на Престоле алтаря.

Миропомазание бывает сразу после крещения. На лоб, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник налагает капельку мира, произнося каждый раз: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Это таинство не повторяется, как и крещение. Только боговенчанные цари удостаивались его дважды.

Известно, что мирянин имеет право крестить «страха ради смертного». Но если опасность минует и умирающий останется жив, такое крещение неприменно должно быть дополнено миропомазанием. Через это же таинство, по существующей практике, присоединяются к Церкви представители некоторых старообрядческих и инославных конфессий.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в чем заключается смысл елеопомазания, которое совершает священник во время полиелейной службы или всенощного бдения после чтения Евангелия? В Интернете есть информация, что это один из видов благословения. Одни прихожанка в нашем храме объясняла, что это печать Святого Духа, без которой человек не сможет понять Евангелие. Что же это на самом деле? И является ли елеопомазание таинством или это один из обрядов? И еще вопрос, связанный с этой темой. В церковных лавках продают благовонное масло из лампадок разных икон. Я думаю, что это масло относится к той же категории, что и святая вода и просфоры. Но святую воду (если у меня правильная информация) мы принимаем утром, натощак, после утренних молитв и после специальной молитвы на принятие просфоры и святой воды. А как правильно пользоваться этим маслом и для чего оно нужно? P.S. Спасибо Вам за то, что вы всегда так интересно и грамотно отвечаете на все вопросы!

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

В Православии, в широком смысле слова, любые священнодействия, в том числе и елеопомазание, могут быть названы Таинством, поскольку через них спасительная сила Божия – благодать, призывается для освящения, как человека, так и неодушевлённой материи. Отличие обряда от Таинств в том, что обряд – это оболочка, или внешняя, видимая сторона Таинства. Выражается она в определённой последовательности священнодействий и молитв. Елеопомазание на Утрени за Всенощной именуется «полиелеем», или «многомилостию», «многомаслием». Крестообразное помазание чела верующих освященным маслом означает излияние на них милости Божией. Как Вы пишете, оно является, так – же, и одним из видов благословения, запечатления христианина «печатью Бога Живаго» (Апок.7, 2 – 4). И несёт не только символическую нагрузку, но и реально сообщает дар благодати во освящение души и тела. Исторически, эта традиция берёт своё начало от пророка Моисея, который, по повелению Божию, помазал освящённым елеем своего брата Аарона и его сыновей, во священники, для служения при скинии (Исх. 28 гл.). В Новозаветное время, Спаситель посылал учеников в города и сёла для проповеди Евангелия. Они, «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Мр. 6, 13). Отличие Миропомазания от елеопомазания заключается в сообщаемых Дарах Духа Святаго: в Миропомазании подаются Богом уникальные, только этому Таинству присущие, благодатные силы для возрастания христианина в жизни духовной и достижения им христианского совершенства, состоящего в победе над грехом. Миро для совершения этого Таинства, может освящать только епископ, а елей – и священники. Елеопомазание может совершаться сколь угодно часто, а Миропомазание – один раз в жизни: в момент Крещения. Обычай набирать масло из лампад, висящих перед чудотворными иконами, или мощами святых — древний, и имеет целью сообщить человеку Божественное благословение, освящение души и тела, исцеление от недугов. Маслом, с молитвой, помазывают больные части тела, или принимают внутрь.

Одно из имен Спасителя — Христос — в переводе с греческого означает «помазанник». Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40,15), Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 10, 1), Илия — Елисея на служение пророка (3 Цар. 19,15).

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений.

Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

Елеопомазание за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.

От простого елеопомазания необходимо отличать таинство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуется семь раз.

И еще одно помазание в Церкви имеет силу таинства — помазание святым миром, благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих — символ многоразличности христианских добродетелей. По Уставу, освящать миро должен епископ, в Русской Церкви это делает сам Патриарх. В храме святое миро храниться на Престоле алтаря.

Миропомазание бывает сразу после крещения. На лоб, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник налагает капельку мира, произнося каждый раз: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Это таинство не повторяется, как и крещение. Только боговенчанные цари удостаивались его дважды.

Известно, что мирянин имеет право крестить «страха ради смертного». Но если опасность минует и умирающий останется жив, такое крещение неприменно должно быть дополнено миропомазанием. Через это же таинство, по существующей практике, присоединяются к Церкви представители некоторых старообрядческих и инославных конфессий.

Источники:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/05/27/sluzhba_bogu_trebuet_vnimaniya
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/05/27/sluzhba_bogu_trebuet_vnimaniya
http://sadlazur.ru/pomazanie-na-vechernei-sluzhbe-eto-sluzhba-bogu-trebuet-vnimaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector