Подвести под монастырь что значит. Подвести под монастырь – Познавательный портал YZNAI-KA

Содержание

Подвести под монастырь что значит. Подвести под монастырь – Познавательный портал YZNAI-KA

Что такое Подвести под монастырь? Значение и толкование слова podvesti pod monastyr, определение термина

Подвести под монастырь – (прост.) поставить кого-л. в затруднительное, неприятное положение, подвести под наказание. Есть несколько версий происхождения оборота: 1) возможно, оборот возник потому, что в монастырь обычно уходили люди, у которых были большие непритности в жизни; 2) по другой версии, выражение связано с тем, что русские проводники подводили врагов под стены монастырей, которые во время войны превращались в крепости (подвести слепого под монастырь; 3) некоторые считают, что выражение связано с тяжелой жизнью женщин в царской России. Только сильная родня могла уберечь женщину от побоев мужа, добившись защиты у патриарха и властей. В таком случае жена “подводила мужа под монастырь” – его ссылали в монастырь “в смирение” на полгода или год. Под мухой

Подвести под монастырь

(прост.) поставить кого-л. в затруднительное, неприятное положение, подвести под наказание. Есть несколько версий происхождения оборота: 1) возможно, оборот возник потому, что в монастырь обычно уходили люди, у которых были большие непритности в жизни; 2) по другой версии, выражение связано с тем, что русские проводники подводили врагов под стены монастырей, которые во время войны превращались в крепости (подвести слепого под монастырь; 3) некоторые считают, что выражение связано с тяжелой жизнью женщин в царской России. Только сильная родня могла уберечь женщину от побоев мужа, добившись защиты у патриарха и властей. В таком случае жена “подводила мужа под монастырь” – его ссылали в монастырь “в смирение” на полгода или год. Под мухой

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

– (книжн.) сделать решительный шаг. Вопреки запрешению сената Цезарь.
Персты в язвы вложить – (устар. книжн.) убедиться в чемлибо при помощи фактов. .
Петь Лазаря – (разг. презр.) жаловаться на судьбу, прикидываться несчастным. Первоначально.
Плакаться в жилетку – (шутл. ирон.) жаловаться комулибо на свою горькую судббу, .
Плетью обуха не перешибешь – бесполезно бороться с более сильной стороной. Происхождение выражения.
Подноготная правда – истинная сущность чеголибо. Один из видов пыток в.
Под сурдинку – втихомолку, украдкой, не привлекая к себе внимания. Сурдинка.
Под шефе (шофе) – в состоянии легкого опьянения, навеселе. В основу этого.

На вопрос Как произошло выражение “подвести под монастырь” ? заданный автором Елена лучший ответ это Монашество – удел избранных. Но самая глубокая мысль и возвышенная идея могут получить странное, искаженное обличье. История монастырей знает множество примеров того, как удаленность от мира использовалась либо в качестве наказания, либо для того, чтобы избавиться от неугодного человека. Насильственный постриг не следует путать с монастырскими ссылками, хотя нечто общее между ними имеется.
Обычай насильственного пострижения, развившийся на Руси в XIV веке, становится при Иване III (1462-1505) излюбленным инструментом власти. Иногда он заменял для политических противников смертную казнь, а чаще служил способом внесудебного удаления неугодных персон и нелюбимых жен. Такая участь в 1525 году постигла «не-плодную» Соломонию Сабурову. Вслед за ней в Суздальском Покровском монастыре постриг приняли жены Ивана Грозного, при котором эта мера приняла почти повальный характер. Последней узницей этой обители стала Евдокия Лопухина: Петр I расправился с постылой женой по примеру своих предшественников.
С 1722 года местом заточения знатных и неугодных женщин, в том числе жены первого прокурора Павла Ягужинского, становится Федоровский Переславль-Залесский монастырь.
Обычай использовать монастыри в качестве мест наказания и исправления преступников корнями уходит в православную традицию Византии. Термин «пенитенциарный» в переводе с латинского означает «покаянный, исправительный» . В XVII веке монастырь стал местом заточения низложенного патриарха Никона.
Церковь сохраняла за собой право наказывать преступников вплоть до конца XIX века. Большинство ссыльных направлялись в монастыри по воле духовной власти, но светские правители часто нарушали покой мирных обителей, отсылая туда преступников и опальных лиц. Практика применения монастырской ссылки в качестве формы внесудебной расправы была широко распространена в России вплоть до конца XVIII века. Кроме того, некоторые государственные учреждения (Преображенский приказ, Тайная канцелярия) могли ссылать в монастыри и без суда. Среди принудительно сосланных встречались и те, кто, безусловно, заслуживал это жестокое наказание.
Тюрьмы при некоторых монастырях существовали с давних пор. Самой древней и самой суровой была тюрьма на Соловках. Именно здесь оказывались «супротивники» властей, произносители «злохулительных слов» и «распространители воровских бредней» . 27 лет провел на Соловках моряк Никифор Куницын, который, на беду свою, обучился грамоте и от безысходности существования составил письмо не кому-нибудь, а самому дьяволу. Соловецкий монастырь стал местом ссылки и для любимца Петра и бессменного управляющего Тайной канцелярией графа Петра Андреевича Толстого.
Насильственный постриг и монастырские ссылки давно канули в прошлое. Но выражение «подвести под монастырь» бытует и поныне.
еще вариант. .
Филолог Людмила Варламова говорит, что в стародавние времена, когда слепые и нищие приходили в какой-нибудь город и подступала «нужда» , они просили первого встречного доброхота проводить их до ближайшего нужника. В ответ на просьбу вредные граждане подводили беднягу к месту, менее всего пригодному для этого дела, а именно к монастырю. Прихожане и священнослужители, естественно, возмущались. Пока объяснишь, что слепой, глядишь, и бока намнут. А проводника и след простыл, стоит в сторонке и ухмыляется. Со временем выражение «подвести под монастырь» обрело значение «подставить» , «поставить человека в неприятное положение» .

В русском языке достаточно много выражений, о происхождении которых мы ничего не знаем. Употребляем их в обиходе, знаем или догадываемся о примерном значении, но откуда пошло – понятия не имеем.

Что значит “подвел под монастырь”? Откуда пошло это выражение? Сейчас узнаем.

Привет от горькой жизни

На первый взгляд, глупое название подраздела. Горькая жизнь и монастырь как-то не сочетаются. Монастырские насельники живут с Богом. Где тут горечи взяться?

Читать еще:  К чему снится оказаться в доме шаманки. Сонник шаманов — путешествие в мир сновидений

В старину люди уходили в монастырь от тяжелой жизни. Претерпев крах в любви, сильную неудачу на своем жизненном пути или такую боль, после которой мирское существование казалось бессмысленным. Отсюда и пошло выражение Это одна из версий происхождения.

Муж и жена – одна душа?

Ой, не факт! Женщинам в старые времена вообще не везло. Мужик и поколотить мог просто так, и издевался по-всякому. А бабе только и оставалось, что терпеть.

Однако не каждая терпела. Иные, кто более смелый, родителям жаловались. А те уж находили управу на своих зятьев нехороших. В монастырь его, для исправления. На полгодика, а то и на год.

Кстати, это второй вариант происхождения выражения “подвел под монастырь”. Жены строптивые своих мужичков в монастырь “сдавали” своими жалобами.

Здесь вам не туалет

Древние города еще помнят бродячих певцов. Ходили они, слепые, по их улочкам. Жалостливые песни пели. Народ раньше добрее был, давали убогим денежку.

Как же ходили они, коль слепыми были? Водили певцов мальчишки-проводники. Чаще всего из бедных семей или сироты. Сами в оборванной одежде, а своему подопечному последний кусок отдавали.

Иные бродяги были благодарными. Мальчишек-сирот не обижали, любили по-своему. Мирно они существовали, помогая друг другу. Но были и озлобленные певцы. Обделила их жизнь, судьбу крутую подарила. Видимо, такие забывали о том, что каждому дается крест по силам. Не получают люди больше, чем понести смогут. Забывали, страдали и роптали. Да еще и мальчонку-проводника побивали. Почем зря лупили, вымещая всю свою злобу на нем.

Да только и парнишечки разные встречались. Кто-то плачет себе тихонько. А кто-то мстил обидчику.

Захочет такой певец “на двор”, да и попросит сопровождающего отвести его подальше от глаз людских. А тот и рад стараться. Приведет убогого к монастырской стене, заверит, что нет никого. Расположится певец со всеми удобствами, а парнишка уже в монастырские ворота постучать успеет. Выйдет монах какой или послушник. Паренек ему и покажет слепого певца. Насельник возьмет палку какую, не разобравшись, что человек незрячий. И получит певец по спине. Насилу ноги унесет.

Вот отсюда и пошло выражение “подвел под монастырь”, если верить этой легенде.

Значение

Когда мы используем данное выражение в своей речи, что подразумеваем? Как правило, это упрек. Значение выражения “подвел под монастырь” следующее:

  • Крупная подстава. Человек что-то обещал, да не выполнил.

И не только в обещаниях суть. Понадеялись на человека, а он в сторону увильнул в самый ответственный момент.

Вот, что такое “подвел под монастырь”.

Заключение

Итак, мы рассмотрели значение фразеологизма. Поговорили о его происхождении. И можно сделать вывод, что самая логичная и простая – первая версия.

Смысл выражения : поставить кого-либо в затруднительное, неловкое положение; подвести под наказание или какие-либо санкции.

Возникновение фразы : есть несколько очень занимательных версий возникновения, одна интереснее другой. Рассмотрим их.

1) По очень распространенной версии, возникновением фразы мы обязаны сложностям семейных отношений внутри семьи. На Руси мужья довольно часто любили поднимать руку на жен (ну что за мужики то такие?). За помощью женщинам приходилось обращаться к церковным властям. Те могли в качестве наказания извергу-супругу избрать ссылку в монастырь на определенный срок. В монастыре мужья должны были учиться смирению и миролюбию. Но про жен таких говорили, что они мужей подвели под монастырь.

2) По другой версии, выражение является усеченным вариантом словосочетания “подвести под монастырь срать”.
Дело в том, что на Руси детей из очень бедных семей иногда отдавали в качестве поводырей странникам-слепцам, которые бродили по просторам Руси. Юнцам не всегда легко приходилось со слепцами, и вполне вероятно, слепцы часто награждали их физическим предупреждениями за какие-либо провинности. За и кормили поводырей, наверняка чем то подобным , не более! В обязанности поводырей также входила обязанность по поиску укромного места, где слепец мог бы справить нужду, не смущая при этом народонаселение. Тут то вот юнцы и могли отыграться за обиды по полной – говоря, что ведут слепца в укромное место, вместо этого они приводили своего подопечного под монастырские стены. А там не только всегда народу полно, да еще и по шее получить можно за такое святотатство от церковников – там и не посмотрят, что ты слепец, шею намылят по полной.

3) Еще одна версия связывает возникновение выражения с военными действиями. Агрессоров подводили под стены монастырей, которые обычно выстраивались в виде неприступных крепостей, за стенами которых могли укрыться огромное количество народу и оказать достойное сопротивление нападавшим. Подведенный под монастырские стены враг был вынужден было начинать тяжелую и часто безрезультатную осаду, либо попросту и удалиться на все четыре стороны.

4) Также есть версия, которая связывает возникновение фразы с обычаем насильственного пострижения в монахи, который получил широкое распространение на Руси с XIV века. Насильственное пострижение было излюбленным инструментом бескровного удаления мешающих противников. “Подвести под монастырь” могли неугодных персон и даже нелюбимых или опостылевших жен. Довольно часто в монастыри насильно заключали жен, которые по тем или иным причинам не могли родить детей.

Значение ПОДВЕСТИ ПОД МОНАСТЫРЬ (ПРОСТ.) в Справочнике по фразеологии

ПОДВЕСТИ ПОД МОНАСТЫРЬ (ПРОСТ.)

поставить кого-л. в затруднительное, неприятное положение, подвести под наказание. Есть несколько версий происхождения оборота: 1) возможно, оборот возник потому, что в монастырь обычно уходили люди, у которых были большие неприятности в жизни; 2) по другой версии, выражение связано с тем, что русские проводники подводили врагов под стены монастырей, которые во время войны превращались в крепости (подвести слепого под монастырь; 3) некоторые считают, что выражение связано с тяжелой жизнью женщин в царской России. Только сильная родня могла уберечь женщину от побоев мужа, добившись защиты у патриарха и властей. В таком случае жена “подводила мужа под монастырь” – его ссылали в монастырь “в смирение” на полгода или год.

Подвести под монастырь

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое “Подвести под монастырь” в других словарях:

подвести под монастырь — прост. поставить кого л. в затруднительное, неприятное положение, подвести под наказание. Есть несколько версий происхождения оборота: 1. Возможно, оборот возник потому, что в монастырь обычно уходили люди, у которых были большие неприятности в… … Справочник по фразеологии

Подвести под монастырь — кого. Разг. Поставить кого л. в затруднительное, трудное положение, подвести под наказание кого л. ФСРЯ, 253; Ф 1, 302; ЗС 1996, 231, 356; БТС, 554, 860; Мокиенко 1990, 129; БМС 1998, 386; Янин 2003, 223 … Большой словарь русских поговорок

подвести под монастырь — разг. Поставить кого л. в особенно затруднительное положение, подвести под наказание … Словарь многих выражений

Подвести дела под монастырь. — (убить короля тузом). См. ДОБРО МИЛОСТЬ ЗЛО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Подвести деда под монастырь — 1. Жарг. карт. Поставить карту под убой. ДП, 825. 2. Разг. Досадить, причинить зло кому л. ДП, 133 … Большой словарь русских поговорок

Читать еще:  Любовный гороскоп козерог на года женщина. Любовный гороскоп на завтра для женщины знака козерог

Подводить под монастырь — кого. ПОДВЕСТИ ПОД МОНАСТЫРЬ кого. Разг. Экспрес. Ставить кого либо в тяжёлое, безвыходное положение; навлекать на кого либо беду, неприятности. Когда Ксения Петровна с заговорщическим видом вытащила и поставила на стол бутылку с водкой, майор… … Фразеологический словарь русского литературного языка

подвести — См … Словарь синонимов

подвести — веду, ведёшь; подвёл, вела, ло; подведший; подведённый; дён, дена, дено; св. 1. кого что. Ведя, направляя, приблизить к кому , чему л. П. лошадь к дому. П. гостя к хозяину дома. // Управляя судном, машиной, трактором и т.п., привести, приблизить… … Энциклопедический словарь

МОНАСТЫРЬ — МОНАСТЫРЬ, я, муж. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря. • В… … Толковый словарь Ожегова

МОНАСТЫРЬ — (греч. monasterion, от monos уединенный). Общежитие братий и сестер, принявших монашество, обитель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАСТЫРЬ греч. monasterion, от monos, уединенный. Здание, в… … Словарь иностранных слов русского языка

Подвести под монастырь, что это значит? Подвести под монастырь – Познавательный портал YZNAI-KA.

Смысл выражения : поставить кого-либо в затруднительное, неловкое положение; подвести под наказание или какие-либо санкции.

Возникновение фразы : есть несколько очень занимательных версий возникновения, одна интереснее другой. Рассмотрим их.

1) По очень распространенной версии, возникновением фразы мы обязаны сложностям семейных отношений внутри семьи. На Руси мужья довольно часто любили поднимать руку на жен (ну что за мужики то такие?). За помощью женщинам приходилось обращаться к церковным властям. Те могли в качестве наказания извергу-супругу избрать ссылку в монастырь на определенный срок. В монастыре мужья должны были учиться смирению и миролюбию. Но про жен таких говорили, что они мужей подвели под монастырь.

2) По другой версии, выражение является усеченным вариантом словосочетания “подвести под монастырь срать”.
Дело в том, что на Руси детей из очень бедных семей иногда отдавали в качестве поводырей странникам-слепцам, которые бродили по просторам Руси. Юнцам не всегда легко приходилось со слепцами, и вполне вероятно, слепцы часто награждали их физическим предупреждениями за какие-либо провинности. За и кормили поводырей, наверняка чем то подобным , не более! В обязанности поводырей также входила обязанность по поиску укромного места, где слепец мог бы справить нужду, не смущая при этом народонаселение. Тут то вот юнцы и могли отыграться за обиды по полной – говоря, что ведут слепца в укромное место, вместо этого они приводили своего подопечного под монастырские стены. А там не только всегда народу полно, да еще и по шее получить можно за такое святотатство от церковников – там и не посмотрят, что ты слепец, шею намылят по полной.

3) Еще одна версия связывает возникновение выражения с военными действиями. Агрессоров подводили под стены монастырей, которые обычно выстраивались в виде неприступных крепостей, за стенами которых могли укрыться огромное количество народу и оказать достойное сопротивление нападавшим. Подведенный под монастырские стены враг был вынужден было начинать тяжелую и часто безрезультатную осаду, либо попросту и удалиться на все четыре стороны.

4) Также есть версия, которая связывает возникновение фразы с обычаем насильственного пострижения в монахи, который получил широкое распространение на Руси с XIV века. Насильственное пострижение было излюбленным инструментом бескровного удаления мешающих противников. “Подвести под монастырь” могли неугодных персон и даже нелюбимых или опостылевших жен. Довольно часто в монастыри насильно заключали жен, которые по тем или иным причинам не могли родить детей.

Что такое Подвести под монастырь? Значение и толкование слова podvesti pod monastyr, определение термина

Подвести под монастырь – (прост.) поставить кого-л. в затруднительное, неприятное положение, подвести под наказание. Есть несколько версий происхождения оборота: 1) возможно, оборот возник потому, что в монастырь обычно уходили люди, у которых были большие непритности в жизни; 2) по другой версии, выражение связано с тем, что русские проводники подводили врагов под стены монастырей, которые во время войны превращались в крепости (подвести слепого под монастырь; 3) некоторые считают, что выражение связано с тяжелой жизнью женщин в царской России. Только сильная родня могла уберечь женщину от побоев мужа, добившись защиты у патриарха и властей. В таком случае жена “подводила мужа под монастырь” – его ссылали в монастырь “в смирение” на полгода или год. Под мухой

Подвести под монастырь

(прост.) поставить кого-л. в затруднительное, неприятное положение, подвести под наказание. Есть несколько версий происхождения оборота: 1) возможно, оборот возник потому, что в монастырь обычно уходили люди, у которых были большие непритности в жизни; 2) по другой версии, выражение связано с тем, что русские проводники подводили врагов под стены монастырей, которые во время войны превращались в крепости (подвести слепого под монастырь; 3) некоторые считают, что выражение связано с тяжелой жизнью женщин в царской России. Только сильная родня могла уберечь женщину от побоев мужа, добившись защиты у патриарха и властей. В таком случае жена “подводила мужа под монастырь” – его ссылали в монастырь “в смирение” на полгода или год. Под мухой

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

– (книжн.) сделать решительный шаг. Вопреки запрешению сената Цезарь.
Персты в язвы вложить – (устар. книжн.) убедиться в чемлибо при помощи фактов. .
Петь Лазаря – (разг. презр.) жаловаться на судьбу, прикидываться несчастным. Первоначально.
Плакаться в жилетку – (шутл. ирон.) жаловаться комулибо на свою горькую судббу, .
Плетью обуха не перешибешь – бесполезно бороться с более сильной стороной. Происхождение выражения.
Подноготная правда – истинная сущность чеголибо. Один из видов пыток в.
Под сурдинку – втихомолку, украдкой, не привлекая к себе внимания. Сурдинка.
Под шефе (шофе) – в состоянии легкого опьянения, навеселе. В основу этого.

В русском языке достаточно много выражений, о происхождении которых мы ничего не знаем. Употребляем их в обиходе, знаем или догадываемся о примерном значении, но откуда пошло – понятия не имеем.

Что значит “подвел под монастырь”? Откуда пошло это выражение? Сейчас узнаем.

Привет от горькой жизни

На первый взгляд, глупое название подраздела. Горькая жизнь и монастырь как-то не сочетаются. Монастырские насельники живут с Богом. Где тут горечи взяться?

В старину люди уходили в монастырь от тяжелой жизни. Претерпев крах в любви, сильную неудачу на своем жизненном пути или такую боль, после которой мирское существование казалось бессмысленным. Отсюда и пошло выражение Это одна из версий происхождения.

Муж и жена – одна душа?

Ой, не факт! Женщинам в старые времена вообще не везло. Мужик и поколотить мог просто так, и издевался по-всякому. А бабе только и оставалось, что терпеть.

Однако не каждая терпела. Иные, кто более смелый, родителям жаловались. А те уж находили управу на своих зятьев нехороших. В монастырь его, для исправления. На полгодика, а то и на год.

Читать еще:  Козлов сон невесты краткое содержание. К чему снится невеста по соннику

Кстати, это второй вариант происхождения выражения “подвел под монастырь”. Жены строптивые своих мужичков в монастырь “сдавали” своими жалобами.

Здесь вам не туалет

Древние города еще помнят бродячих певцов. Ходили они, слепые, по их улочкам. Жалостливые песни пели. Народ раньше добрее был, давали убогим денежку.

Как же ходили они, коль слепыми были? Водили певцов мальчишки-проводники. Чаще всего из бедных семей или сироты. Сами в оборванной одежде, а своему подопечному последний кусок отдавали.

Иные бродяги были благодарными. Мальчишек-сирот не обижали, любили по-своему. Мирно они существовали, помогая друг другу. Но были и озлобленные певцы. Обделила их жизнь, судьбу крутую подарила. Видимо, такие забывали о том, что каждому дается крест по силам. Не получают люди больше, чем понести смогут. Забывали, страдали и роптали. Да еще и мальчонку-проводника побивали. Почем зря лупили, вымещая всю свою злобу на нем.

Да только и парнишечки разные встречались. Кто-то плачет себе тихонько. А кто-то мстил обидчику.

Захочет такой певец “на двор”, да и попросит сопровождающего отвести его подальше от глаз людских. А тот и рад стараться. Приведет убогого к монастырской стене, заверит, что нет никого. Расположится певец со всеми удобствами, а парнишка уже в монастырские ворота постучать успеет. Выйдет монах какой или послушник. Паренек ему и покажет слепого певца. Насельник возьмет палку какую, не разобравшись, что человек незрячий. И получит певец по спине. Насилу ноги унесет.

Вот отсюда и пошло выражение “подвел под монастырь”, если верить этой легенде.

Значение

Когда мы используем данное выражение в своей речи, что подразумеваем? Как правило, это упрек. Значение выражения “подвел под монастырь” следующее:

  • Крупная подстава. Человек что-то обещал, да не выполнил.

И не только в обещаниях суть. Понадеялись на человека, а он в сторону увильнул в самый ответственный момент.

Вот, что такое “подвел под монастырь”.

Заключение

Итак, мы рассмотрели значение фразеологизма. Поговорили о его происхождении. И можно сделать вывод, что самая логичная и простая – первая версия.

Повести под монастырь – это значит гнусно подставить. То есть сделать так, что человек неминуемо будет наказан, причем чаще всего за не свою, а то и за вовсе отсутствующую вину.

Дело, как говорится, не новое. С кем не бывало? Со всеми. Можно уточнить, добавив: и не единожды в жизни. Но вряд ли кто-то, оказавшись в такой ситуации, интересовался происхождением этой поговорки. А зря, скажу я вам, потому что версий несколько, каждая интересна по-своему, и все они это совместный труд историков и лингвистов..

Версия первая

Русские правители еще в конце XIII века придумали способ избавления от неугодных людей. Причем, как противников, так и близких родственников. Разумеется, проще всего такого человека уничтожить физически: нет человека – нет проблемы. Но если поразмыслить и рассчитать на десять ходов вперед, то иной раз лучший выход – это оставить провинившегося в живых, чтобы потом предъявить его в качестве козырной карты.

Возможен и другой вариант. Запереть в монастыре до кончины – это изощренное издевательство над человеком, особенно молодым и полным амбиций. Лишение свободы и суровый монастырский устав за несколько лет превращали любого строптивца (строптивицу) в морально сломленного человека. Спасти душу могло только одно – безропотное принятие своего нового положения и искренняя чистая вера в Бога.

Кого подводили под монастырь?

Во-первых, туда отправляли неугодных царедворцев. Очень удобная мера наказания. В этом случае суда, то есть публичности удавалось избежать, да и лишних разговоров не было. Захотел человек посвятить свою жизнь Господу, а потому и отправился в монастырь. И никто ему не указчик и не советчик. Знать, так тому и быть. Точка. Больше обсуждать нечего.

Во-вторых, монастыри были удобным местом, куда можно было отправить супругу. За что? Тут первой причиной всегда указывалось бесплодие . Не справляется жена со своей первой и главной обязанностью – рожать детей, а как другую взять? Развод в XIV веке даже царям с трудом давали, а уж люду чином пониже и вовсе ничего не светило. Вот монастырь и выручал, принимая всех несчастных и разлюбленных, обещая им прощение от Господа за грехи их тяжкие.

Второй причиной обычно было обвинение в распутстве . Доказательства предъявляли железобетонные, причем оправданий никто не слушал, слезам не верил. Запирали женщину на веки вечные, заставляя принять постриг. И она Бога благодарила, что стала послушницей, а не узницей монастырской темницы.

Версии вторая

Она из истории Древней Руси, из тех времен, когда карта напоминала лоскутное одеяло, и князья правили своими «лоскутками» по своему разумению. И защищали свои земли тоже самостоятельно. В ход шло все: и огромные стены, и рвы с водой, и любые крепкие строения, в том числе монастыри. Вражья рать всегда искала проводников из числа местных жителей. Порой везло: находились предатели. Чаще случалось наоборот: проводник соглашался показать тайную тропу и вывести к незащищенному месту. А приводил, как правило, к монастырским стенам, где вражья рать получала по заслугам.

Версия третья

Эта версия утверждает, что в монастыри запирали не только неверных или неугодных жен, но и провинившихся мужей. Разумеется, сделать это могла не каждая женщина, а только знатная, богатая, имеющая хорошие связи. Доказать, что муж-садист постоянно подвергает ее истязаниям, женщина могла, показав следы насилия. А дальше решение принимали патриарх и судебное ведомство. Патриарх, как правило, отправлял супруга в монастырь на исправление, а судья закреплял законность этого решения. Таким образом, монастырь становился пенитенциарным (исправительным) учреждением.

Справка: слова «пенитенциарный» латинского происхождения. В переводе на русский язык оно обозначает «покаянный». То есть, делаем вывод: в монастыри Византии (а пришло это слово оттуда) принимали провинившихся граждан на покаяние и на исправление.

Сроки были разными, но меньше полугода никому не назначали. Самое долгое наказание – это пожизненное покаяние где-нибудь в далеком и суровом монастыре, например, Соловецком. Обычно осужденного помещали в темную келью, держали на хлебе и воде, заставляли исполнять какую-нибудь работу и смиренно молиться. Данные о количестве исправившихся мужей отсутствуют.

Версия четвертая

Она тоже уходит корнями в прошлое, но имеет почти анекдотическое толкование. По мнению автора этой версии, филолога Л. Варламовой, подведением под монастырь занимались разного рода «шутники». Чаще всего свой «юмор» они оттачивали на божьих людях – странниках-слепцах. В ответ на просьбу указать, где можно справить естественную нужду, те подводили несчастных прямиком к монастырским стенам. Бедолаги, разумеется, получали за богохульство пинки и общественное порицание, а «шутники» – бесплатное развлечение. Дурацкая, конечно, потеха, но у каждого человека свои критерии смешного. Отсюда, считает Варламова, появилось выражение «подвести слепого под монастырь».

Давным-давно канули в Лету и насильственный постриг, и исправление в кельях и темницах монастырей, но поговорка «подвести под монастырь» не теряет своей актуальности. Может, потому, что людям проще стоить свои отношения, подставляя ближних, одурачивая их и выставляя не посмешище?

Источники:

http://artpos.ru/pastries-and-desserts/podvesti-pod-monastyr-chto-znachit-podvesti-pod-monastyr—poznavatelnyi.html
http://phraseology.academic.ru/8795/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B4_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
http://hfire.ru/zdorove/podvesti-pod-monastyr-chto-eto-znachit-podvesti-pod-monastyr–.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: