Подготовьте сообщение «Печальник земли Русской» (о жизни и деятельности Сергия Радонежского). Сергий Радонежский — печальник земли Русской

Подготовьте сообщение «Печальник земли Русской» (о жизни и деятельности Сергия Радонежского). Сергий Радонежский — печальник земли Русской

Среди всех святых, прославившихся в Русской земле, особым почитанием и любовью окружено имя преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский. Миниатюра из лицевого «Жития». Конец XVI в.

Родился он около 1314 года и при крещении был назван Варфоломеем. Семи лет был отдан в школу, где уже учились его братья Стефан и Петр. Поначалу ученье не давалось Варфоломею, и потому он подвергался наказанию от учителя и насмешкам от сверстников. Часто молился отрок о том, чтобы ему была дарована способность к учению.

Однажды отец послал его в поле привести лошадей. У стоящего в поле дуба Варфоломей увидел незнакомого старца-монаха, погруженного в молитву. Дождавшись окончания молитвы, отрок подошел к старцу и попросил его помолиться о том, чтобы ему открылась грамота. Сотворив молитву, старец дал отроку кусочек церковного хлеба — просфоры. В тот же день Варфоломей поразил своих родителей и братьев тем, что начал успешно читать по Псалтири и вскоре знаниями превзошел своих братьев и сверстников. Описанный эпизод из детства преподобного Сергия запечатлен на картине «Явление отроку Варфоломею» художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942).

Без лености братиям, как купленый раб, служил: и дрова на всех рубил, и, жито намолотив, на жерновах молол, и хлебы пек, и варево варил, и прочую пищу, братии необходимую, устраивал; обувь и порты кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду на своих плечах носил в гору и каждому приносил в келию.

Из «Жития преподобного Сергия», составленного Епифанием

Шесть с половиной веков назад, в трудные для Руси времена монголо-татарского ига, преподобный Сергий устроил недалеко от Радонежа храм, а затем монастырь в честь Святой Троицы. Ныне этот монастырь известен всему миру как Троице-Сергиева Лавра. Эта обитель до сего дня является сердцем церковной жизни и величайшей сокровищницей православной культуры России. «Чтобы понять Россию, — писал священник Павел Флоренский, — надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, „чудного старца”, святого Сергия».

Игумен Троице-Сергиева монастыря Дионисий вручает воину патриотическую грамоту. Картина М.И. Скотти. XIX в.

Нередко преподобного Сергия в литературе называют «Печальником Земли Русской». Что означает в данном случае слово «печальник»? «Печаловаться» в переводе с церковнославянского языка значит ‘ходатайствовать за кого-либо, заботиться, защищать, спасать от беды и нужды, жертвовать собою за другого’. Великим Печальником за всю Землю Русскую стал преподобный Сергий Радонежский.

Искреннюю любовь и уважение питал к святому Сергию князь Дмитрий Донской. Он часто обращался к Преподобному за советами и благословением. Преподобный Сергий был крестным отцом его детей.

Осада Троице-Сергиева монастыря в Смутное время. Картина С.Д. Милорадовича. 1894 г.

Историк В.О. Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа». «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими».

Трудами и подвигами братства монастырей, основанных учениками и воспитанниками «школы» Преподобного, создавалась богатейшая письменная культура Средневековой Руси, распространялось христианское просвещение во вновь освоенных землях.

Читать еще:  Любовный гороскоп на август года весы.

Б.М. Клосс. «Житие Сергия Радонежского»

Результатом укрепления нравственных сил народа явилась победа на Куликовом поле. Святой Сергий благословил на эту битву князя Дмитрия Донского, сказав: «Иди смело, без колебания, и победишь!». По просьбе князя Преподобный дал ему двух иноков, которые прежде в миру носили оружие и были славными воинами. Эти иноки-воины стали героями Куликовской битвы.

Фелонь (риза) преподобного Сергия

Главной духовной заботой преподобного Сергия было утверждение мира и братолюбия между соотечественниками. Не случайно храм и монастырь он основал в честь Святой Троицы. Святой пламенно желал, чтобы русские люди, «взирая на Пресвятую Троицу, препобеждали ненавистную рознь мира сего». Единодушие и братолюбие сынов и дочерей Руси стали залогом освобождения от монголо-татарского ига.

В Смутное время в начале XVII в., по словам историка К.К. Случевского, «Троицкий монастырь стал символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам» [1] . Организуя освободительное движение, лаврский игумен Дионисий «писцов борзых и доброумных у себя имея, работая с ними по ночам, писал грамоты поучительные и во все города их посылал». Около 16 месяцев (1608–1610) две с половиной тысячи защитников Лавры сопротивлялись двадцатитысячному войску Лжедмитрия II и польского воеводы Яна Сапеги. К концу осады, по свидетельствам летописателей, оставалось только двести человек, способных носить оружие, но Лавра выстояла!

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание.

«Значение преподобного Сергия для русского народа и государства»

Келарь (помощник игумена) Троице-Сергиевой Лавры, известный писатель своего времени Авраамий Палицын (ум. 1626) был одним из руководителей освободительного движения. Он лично ездил к князю Пожарскому, убеждая его двинуться на освобождение Москвы. Казна и продовольственные запасы Лавры были полностью предоставлены на нужды народного ополчения. Именно отсюда, от стен Лавры, как когда-то князь Дмитрий Донской, уходили ополченцы на Москву, каждый получая благословение игумена. Роль Лавры в деле освобождения Руси от поляков была оценена современниками и потомками: именно Авраамию Палицыну было доверено торжественно объявить народу на Красной площади об избрании нового царя — Михаила Романова. Император Александр I в Манифесте, объявлявшем начало Отечественной войны 1812 года, назвал имя келаря Авраамия Палицына в одном ряду с Мининым и Пожарским как пример самоотверженного служения Родине.

Примером своей святой жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Впечатление людей XIV века становилось верованием поколений, за ними следовавших. Отцы передавали воспринятое ими одушевление детям, а они возводили его к тому же источнику, из которого впервые почерпнули его современники. Так духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа.

«Значение преподобного Сергия для русского народа и государства»

«Многосветлым светильником Российской Земли» именуется преподобный Сергий в церковных молитвах. Основанная им Лавра стала одним из важнейших просветительных центров России: «Бесчисленные поколения русских святых, бывших преподобного Сергия именно духовными детьми, внуками, правнуками и так далее, до наших дней включительно, разносили с собою русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяйственность, русскую государственность, а точнее сказать, русскую идею в ее целом…» [2] .

Рака с мощами преподобного Сергия. Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Читать еще:  Какие иконы находятся в монастырях кипра. Монастырь в Никосии

В Лавре многие годы трудился преподобный Максим Грек, «Максим чудный философ», как называли его древние авторы, — один из образованнейших людей эпохи, долгие годы перед этим живший в культурной столице Европы — Флоренции — и лично общавшийся с известнейшими философами и художниками Возрождения. Его книги, как и множество других, в Лавре переписывали и рассылали «в монастыри многие, паче же в соборные храмы». По словам древнего автора, «у Живоначальной Троицы в Чудотворцеве Сергиеве обители книгами исполнено» — библиотека Лавры к XVIII веку насчитывала более тысячи рукописей. Это было одно из крупнейших рукописных собраний в России! В основу духовного чтения братии преподобным Сергием были избраны творения преподобного Иоанна Лествичника и Аввы Дорофея [3] .

И по сей день стекаются в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры люди со всех концов России, чтобы помолиться, поклониться ее главной святыне — мощам преподобного Сергия, великого святого, воплотившего в себе лучшие черты русского человека.

ВОПРОСЫ

Почему преподобного Сергия Радонежского называют «Печальником Земли Русской»?

Почему В.О. Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа»?

Расскажите о роли Троице-Сергивой Лавры в Смутное время.

ЛИТЕРАТУРА

Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства. (22<Хрестоматия>).

Житие преподобного Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева.– М.: «Художественная литература», 1981.

Путь на Маковец: Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого: Учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста / Сост. Н.В. Давыдова.– М.: «МИРОС», 1993.

Священник Павел Флоренский. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Прометей: Ист.-биогр. альманах. Т.16: Тысячелетие русской книжности / Сост. Е. Бондарева.– М.: «Молодая гвардия», 1990, с. 396–410. (90<Библиотека>).

Преподобный Сергий Радонежский: Альбом / Автор-сост. и фотохудожник В. Корнюшин.– М.: «Родина», 1992.

Сноски

Случевский К.К. Государственное значение святого Сергия и Троице-Сергиевой Лавры.– М., 1892, с. 35. [Вернуться в текст]

Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Прометей. Т. 16.– М., 1990, с. 408. (90<Библиотека>). [Вернуться в текст]

Азбука духовной жизни.– М., 2001, с. 4. [Вернуться в текст]

Подготовьте сообщение «Печальник земли Русской»

Обсуждение вопроса:

О земном пути Сергия Радонежского мы знаем в основном из его жития. Нужно учитывать, что жития создавались скорее как пример пример праведной жизни, нежели как достоверное изложение событий чье-то жизни. Но лучшим источником мы не располагаем.

Варфоломей родился в состоятельной семье где-то в Ростовском княжестве. Согласно житию он встретил в детстве некоего старца, который дал ему просфору и обещал многие знания. Именно эта встреча убедила подростка посвятить свою жизнь служению Господу. Тем временем частые набеги ордынцев и их поборы разоряли Ростовское княжество. В конце концов, именно это вынудило семью Варфоломея переселиться в Радонеж.

Молодой человек всё больше склонялся к аскезе. Вместе со старшим братом он ушёл, как говорит житие, в пустыню – в глухие леса. Но его брат не выдержал уединённой и тяжёлой жизни и ушёл в один из московских монастырей.

Варфоломей же официально принял монашеский постриг под именем Сергий. Он стал зваться Сергием Радонежским, потому что в «пустыню» пришёл именно из этого, не родного для себя, однако, города. Он утверждал, что спастись можно спасением от суеты мира в глуши, аскезой и трудом в этой глуши. Он прямо в лесу построил себе жилище и стал вести хозяйство.

У такого подхода к праведной жизни со временем стали находиться сторонники. К Сергию стали приходить ученики и селиться рядом. Так со временем образовалась целая обитель, которая позже стала Троице-Сергиевой лаврой. При этом её первому игумену приписывают не только жизнь без излишеств в праведных трудах, но настоящие чудеса. Слава о подвижнике распространилась далеко.

Читать еще:  Приснилось что курил во сне. Что значит: курить во сне? Приснилось некурящему человеку

Возможно, именно благодаря этой славе на Сергия обратил внимания митрополит Алексей. Но скорее здесь видна роль старшего брата Сергия, который бежал из «пустыни» в один из московских монастырей. Со временем он стал другом митрополита. Алексей поручил Сергию распространять по монастырям общежитский устав. Благодаря этой своей работе Радонежский получил ещё большую известность в православном мире.

Но самое главное, за что Сергия Радонежского помнят и сегодня – в 1380 году именно он благославлял Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем.

Скончался старец в Троице-Сергеевой лавре в 1392 году.

Таким образом, Сергий Радонежский прожил жизнь, посвящённую служению Господу, которое начал в молодости.

Заключение

Сергий Радонежский Преподобный — великий святой Русской земли. Архиепископ Никон, в составленном им «Житие Сергия Радонежского» писал, что в трудные для церкви времена, когда необходима помощь Божья для укрепления веры, Бог посылает на землю своих особых избранников. И те, будучи преисполнены священной благодати, дивной жизнью и смирением привлекают к себе сердца людей и делаются наставниками и руководителями всех, кто ищет очищения от страсти и спасения души. Из мест уединения этих избранников, из их пустынь, разливается тогда по лицу их родной земли благодатный свет веры, покоя и добра.

Именно к таким Божьим посланникам принадлежал великий православный святой, «печальник земли Русской» Сергий Радонежский. Своей жизнью, своим подвигом и своим непререкаемым авторитетом он оказал такое огромное влияние на духовную жизнь России, что его ощутили на себе не только их ближайшие современники, но и многие поколения потомков.

Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, «сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч.»Дмитриев М.В. К проблемам истории русского монашества в XIV — начале XVI века (по страницам книги П. Гонно) // Вопросы истории. 1997. № 3. С.146-153 Русские люди XIV века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня — такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник — вера. Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не чаяло, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни. Впечатление людей XIV века становилось верованием поколений, за ними следовавших. Отцы передавали воспринятое ими одушевление детям, а они возводили его к тому же источнику, из которого впервые почерпнули его современники. Так духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа.

Обитель преподобного Сергия стала школой монашеской жизни, источником новой традиции в подвижническом делании. Ученики Преподобного основали множество монастырей в Северо-Западной Руси. Сам святой Сергий, при его глубочайшем смирении, стал известен даже за пределами Русской земли.

Источники:

http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p26.html
http://ingvarr.net.ru/otvet/46-1-0-31856
http://m.studwood.ru/530633/religiovedenie/zaklyuchenie

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×