Пароход философов. Философ, писатель и публицист, враг марксизма и большевизма

Содержание

“Философский пароход” (1922 год): эмиграция интеллигенции

Тема данной статьи – “Философский пароход”. “Что это такое?” – может возникнуть вопрос у читателя. Данное явление может рассматриваться в нескольких смыслах. В узком “философский пароход” – это собирательное название двух рейсов пассажирских немецких судов. На них были доставлены в Штеттин (Германия) из Петрограда философы, а также другие видные представители русской интеллигенции. Однако в действительности явление это было более широким, не ограничивающимся двумя пароходами. Об этом вы узнаете, прочитав данную статью.

Какую роль сыграло для страны изгнание интеллигенции?

Это событие сыграло в судьбе нашей страны отрицательную роль. Ведь изгнанию подлежали представители творческой интеллигенции: ученые, философы, педагоги, врачи, поэты, писатели, деятели искусства. И все лишь потому, что они отстаивали в своей деятельности и творчестве принцип духовной свободы. “Философский пароход” превратился в символ эмиграции интеллигенции.

Беспрецедентным актом во всей мировой истории стала высылка передовых мыслителей. Власть таким образом целенаправленно и добровольно снижала духовный и умственный потенциал своего народа, изгоняя из государства самых образованных, талантливых и творческих людей. Все они оказались помехой в цели подчинения влиянию партии всего народа.

Положительная роль изгнания

Корабли увозили в изгнание, в неизвестность, без права возвращения множество интеллигентов. Глядя с позиции современности, в свете жестоких репрессий, которым был подвергнут народ в годы советской власти, можно иначе оценить это событие. Высылаемые свое изгнание воспринимали как трагедию. Однако оно оказалось на самом деле их спасением. А таланты и знания этих людей стали достоянием мирового искусства, культуры, науки. Не говоря о том, что уцелели семьи тех, кто сел на “философский пароход”. Да и сам Ленин и его соратники эту акцию рассматривали как акт “милосердия”.

Три волны эмиграции

Уникальным явлением в мировой истории является “философский пароход”. 1922 год, однако, – это лишь начало. Множество наших соотечественников покинули Родину в последующие годы. В три волны проходила эмиграция. Заметим, что Россия – единственное государство в Европе, из которого была осуществлена в 20 веке массовая эмиграция граждан, принудительная (“философский пароход”) и добровольная. После Гражданской войны, в период между 1920 и 1929 годами, страну покинуло от 1,5 до 3 млн жителей, разочарованных введенными властью большевиков порядками: репрессиями, борьбой с инакомыслием и партийной диктатурой. Интеллигенция отправлялась в государства Западной Европы, Китай, Америку, Турцию, Маньчжурию. Однако это была лишь первая волна эмиграции. За ней последовала вторая – во время, а также после Второй мировой войны. Тогда за рубежом оказались порядка 1,5 млн советских граждан. С возникновением легальной возможности отправиться за границу, которая была предоставлена в начале 1970 годов, последовала и третья волна, продолжающаяся и по сей день.

Причины эмиграции

Почему же люди согласились сесть на “философский пароход”? 1922 год – очень сложное время в истории нашей страны. Эмиграция была во всех случаях добровольной, хотя всегда имела веские причины. Она охватывала широкие слои общества. Значительное количество эмигрантов принадлежало к интеллигенции. Ведь она была лишена свободы, которой она пользовалась до революции. Г. Федотов (на фото ниже), историк и богослов, уехавший из страны в 1925 году, объясняя причины, по котором интеллигенция покинула Россию, отмечал, что большевизм с самого начала своей целью поставил перековать сознание народа, создать в стране принципиально новую культуру – пролетарскую. Был предпринят опыт воспитания нового типа человека, лишенного национального сознания, личной морали и религии.

В 1918 году большевики закрыли все газеты, кроме своих, в том числе и “Новую жизнь”. А ведь именно здесь печатались из номера в номер “Несвоевременные мысли” Максима Горького, обличавшие власть. Вся литература, все искусство, СМИ были подвергнуты жесткой цензуре. Невозможно было просочиться через нее ни слову правды. Заменила ее выгодная власти ложь. Конечно, интеллигенция не могла равнодушно отнестись к проводимой политике. И тогда она начала рассматриваться новой властью как серьезный враг. Окончилась неудачей предпринятая большевиками попытка сделать послушной интеллигенцию, “приручить” ее. Тогда решено было избавиться от самых значительных представителей с помощью насильственной высылки, организовав “философский пароход”. Такая суровая мера применена была в 1922-23 годах к российской интеллигенции.

Пароходы и поезда, на которых отправлялись люди. “Первое предостережение”

В 1922 году, 29 сентября, пароход “Обербургомистр Хакен” (на фото ниже) отошел от Петроградского причала.

16 ноября в направлении к Германии отправилась “Пруссия” – еще один “философский пароход”. Эмиграция интеллигенции продолжилась 19 сентября, когда из Одессы в Константинополь проследовало очередное судно. Из Севастополя был отправлен пароход “Жанна” 18 декабря. Кроме того, поездами высылались за рубеж: из Москвы – в Германию и Латвию, а также через Финляндию, Польшу и афганскую границу поезда отправлялись в другие страны. Уникальный груз вез “философский пароход” 1922 года – славу нашей страны: философов и профессоров с мировым именем, труды которых считались в Европе и в мире вершиной научной и философской мысли; врачей, учителей, а также других представителей интеллигенции.

Читать еще:  Что такое шахада в исламе. Произнося шахаду, нужно знать о ее условиях

По распоряжению Ленина высылались они без суда и следствия, так как судить было не за что: предметом суда не могло стать отстаивание свободы мысли, а также отказ от единомыслия, навязываемого сверху. Л. Троцкий (на фото ниже) писал, что интеллигенция была выслана потому, что не было повода ее расстрелять, но невозможно было терпеть.

Основной целью этой высылки было заставить интеллигенцию молчать, запугать ее. Это являлось предостережением: не следует выступать против советской власти. Посвященная высылке статья в “Правде” не случайно была названа “Первое предостережение”.

Чем мешала большевикам интеллигенция?

Большевики не рассматривали интеллигенцию как политическую силу, опасную для себя. Троцкий в “Известиях” писал, что “политически ничтожны” элементы, которые высылаются. Однако они являются потенциальными орудиями в руках возможных врагов. Большевики, захватив после Октябрьского переворота единоличную власть, не чувствовали себя вполне уверенно, осознавая, что власть их является незаконной. Поэтому они боялись ее потерять. “Диктатура пролетариата”, установленная ими, являлась в действительности произволом партийной номенклатуры. Партия старалась всяческим образом искоренить инакомыслие. Для этого следовало очистить страну от граждан, способных анализировать и мыслить самостоятельно, пресечь кардинально критику власти и свободомыслие. Организовав отправление “философского парохода”, партия надеялась выполнить эту задачу.

Крушение надежд

Интеллигенция, долгие годы готовившая революцию, полагая, что она даст русскому народу справедливость и свободу, не могла смириться с тем, что надежды были разрушены. В автобиографии “Самопознание” Н. А. Бердяев (фото его представлено ниже) писал, что он коммунизму противопоставлял лишь абсолютный, изначальный принцип духовной свободы, который нельзя променять ни на что. Он также отстаивал высшую ценность личности, независимость ее от внешней среды, от государства и общества. Бердяев отмечал, что он – сторонник социализма, однако социализм его не авторитарный, а “персоналистический”.

Имена самых значительных изгнанников

В числе изгнанных были Н. А. Бердяев – один из лучших философов России 20 века, такие известные философы, как С. Л. Франк, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, В. А. Боголепов, С. Н. Булгаков, Ф. А. Степун, Н. А. Ильин, И. И. Лапшин, Н. С. Трубецкой, а также А. В. Фроловский (историк), Б. П. Бабкин (физиолог), М. Осоргин (писатель). Среди изгнанных находились и прогрессивные передовые профессора, и руководители школ и высших учебных заведений, включая ректоров Петроградского и Московского университетов.

Репрессии до 1922 года

В 1921 году арестовали членов Помгола, после чего были высланы его создатели и активные члены: Е. Кускова и С. Прокопович. Эта организация занималась тем, что помогала людям, которые голодали. Но она, к несчастью, завоевала значительный авторитет у населения и потому показалась власти опасной. Членам ее предъявлены были обвинения в шпионаже – тактика, позднее подхваченная и развитая И. Сталиным. Большевистская власть, таким образом, освобождалась очень активно от интеллигенции, мыслящей независимо, хотя она и не была ее политическим противником и не намеревалась бороться за власть. К этому времени уже разгромили политическую оппозицию, которую составляли меньшевики и эсеры – бывшие союзники большевиков, участвовавшие в подготовке и проведении революции. Часть из них была безжалостно расстреляна, другая – выдворена из страны или помещена в лагеря.

Общение интеллигенции с европейскими государствами до революции

В результате осуществленного в 1931 году анкетирования выяснилось, что 472 русских ученых работали за рубежом. 5 академиков, а также около 140 профессоров высших школ и университетов было среди них. До того как произошла революция, тесное общение представителей интеллигенции с европейскими государствами было явлением естественным и никаких препятствий со стороны правительства не встречало. Художники отправлялись совершенствовать мастерство во Францию и в Италию, ученые тесно контактировали с зарубежными коллегами, молодежь считала престижным для себя окончить Сорбонну или другие университеты, расположенные в Австрии, Германии или Праге. Талантливые русские женщины, такие как Лина Штерн и Софья Ковалевская (на фото ниже), вынуждены были обучаться за рубежом, так как в России высшее образование для них было недоступно.

Имевшие средства россияне ездили за границу лечиться. Легальная эмиграция до середины 20-х годов также не встречала существенных препятствий: для этого достаточно было лишь получить разрешение руководителей страны. За рубежом, таким образом, всегда проживало постоянно или временно большое количество выходцев из России. Вместе с эмигрантами, изгнанными или добровольно покинувшими страну после Гражданской войны и революции, количество россиян, находящихся за рубежом, составляло около 10 млн.

Дальнейшая судьба изгнанников

Большинство изгнанников сначала очутилось в Германии. Однако со временем основная их часть перебралась в Париж, оказавшийся настоящим центром русской эмиграции. Высокий профессиональный и интеллектуальный уровень изгнанников способствовал тому, что все они смогли устроиться по специальности. Кроме того, они создали научные и культурные ценности, ставшие достоянием Америки и Европы.

Теперь вы знаете, что это за понятие – “философский пароход”. Люди, которые покинули тогда Родину, не были предателями. Они пошли на этот вынужденный шаг для того, чтобы иметь возможность продолжать свою деятельность, послужить своей стране и всему миру хотя бы за границей.

“Философский пароход”: что это было?

Интеллигенция, в особенности научная, с первых дней Октябрьской революции тревожила Советское правительство, потому что многие ее представители стали идейными противниками большевиков, разрушавших привычные для них правила, традиции и вообще жизнь. Однако до поры до времени ученых и мыслителей не трогали.

Непосредственной причиной накала ситуации стала забастовка профессоров МВТУ ( нынешнего МФТИ им. Баумана ), которые выступали против нововведений в системе образования и за университетскую автономию. Кроме того, ряд философов выпустили труды, которые были резко восприняты В. Лениным. Он написал по поводу сложившейся ситуации письмо соратникам, в котором сказал:

Читать еще:  Прощает ли Бог любой грех? Бывают ли непростительные грехи? Понятие греха в евангелии.

“Необходимо . уволить 20-40 профессоров обязательно. Они нас дурачат. Обдумать, подготовить и ударить сильно” .

Противостояние между интеллигенцией и властью тем временем нарастало. Ученые провели ряд съездов, на которых критиковали решения правительства большевиков. Уже в мае 1922 года Ленин предложил наркому юстиции ввести в Уголовный кодекс статью, которая бы заменяла расстрел высылкой за границу. Такой “гуманизм” был вызван рациональным желанием улучшить имидж Советской России в глазах мира, потому что расстрелы ведущих русских ученых могли бы усугубить международное положение Советского правительства.

За несколько дней до своего первого тяжелого приступа Владимир Ильич писал Дзержинскому:

К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим.
Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих “военных шпионов” изловить, и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу” .

Летом начались массовые аресты ученых, писателей, философов, студентов и их семей. Органы устраивали облавы и засады, составили списки из трех категорий ( московская, петроградская и украинская ) и по ним проводили аресты, заставляя подписывать перепуганных интеллигентов подписку о невозвращении в РСФСР под страхом расстрела.

Осенью 1922 года начались массовые высылки арестованных за границу. Им разрешили взять с собой только две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека. Хотя деньги и остальное имущество высылаемых подвергались конфискации, многие смогли через дипломатические органы переправить на новую Родину свои финансы. Первый пароход с 84 пассажирами ( интеллигенты и их семьи ) отправился из Петрограда до немецкого Штеттина 29 сентября, второй с 44 высылаемыми – 16 ноября. Кроме того, из Москвы до Риги и Берлина были отправлены 2 поезда с вынужденными эмигрантами. А зимой в немецкую столицу из Грузии прибыли 60 выселенных граждан Советской России.

Были высланы следующие выдающиеся ученые и философы: Питирим Сорокин , Николай Бердяев , Семен Франк , Иван Ильин , Сергей Трубецкой , Николай Лосский , Сергей Булгаков и др.

Далеко не у всех высланных жизнь на чужбине сложилась хорошо. Но многие получили возможность развивать свои научные мысли и достижения. Например, философ Николай Бердяев издал более 20 трудов и был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Сергей Булгаков глубже окунулся в религиозную философию и стал православным священником. Но, пожалуй, самым знаменитым высланным стал Питирим Сорокин – один из основоположников социологии, а также теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Он переехал в США, где стал профессором Гарварда и основал там факультет социологии.

Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно”. – Сказал о “философском пароходе” Л. Троцкий . Конечно, можно долго рассуждать о том, что потеряла (или не потеряла) Советская Россия от высылки ряда выдающихся ученых. Возможно, ничего, потому что немало деятелей науки осталось и позже появилось уже в СССР, сделав советскую науку великой. Не потеряли, кстати, и высланные, которые могли повторить судьбу своих оставшихся в СССР коллег. Однако этим актом большевики еще раз показали всему миру, что они строили государство, в котором все подчинены коммунистической идее и все с ней согласны. А несогласные оказывались недостойными жить в первой в мире коммунистической стране.

zotych7

zotych7

Пассажиры Философского парохода: Валентин БУЛГАКОВ (1886-1966)

писатель, просветитель, последний секретарь Л.Н. Толстого

Чем занимался до 1922 года

24-летний Булгаков провел рядом со Львом Толстым самый трудный, пожалуй, год его жизни. В ежедневных записях секретаря, вчерашнего студента, подробно и осмысленно отражен внутренний мир великого писателя, терзания, которые привели к трагической развязке. На выход первого издания дневников отликнулся Александр Куприн: “Книга по-настоящему прекрасная. Ее будут читать и перечитывать еще много лет: в ней беспристрастно и любовно отразились последние дни нашего незабвенного Старика”.

Причастность к Толстому изменила цель жизни самого Булгакова.

После смерти писателя он становится одним из вдохновителей “Общества Истинной свободы в духе Л. Толстого”. Этот выбор и стал для него роковым.

Причины изгнания

ГПУ обратило внимание на деятельность “Общества. “, когда с фронтов Гражданской войны дезертировали около трех миллионов красных бойцов, бывших крестьян. Многие из них исповедовали толстовство в доступнейшем его понимании: нельзя использовать силу и оружие против братьев своих. Советская пропаганда оперативно создала устрашающий образ толстовца-подрывника, классового врага.

Вот лишь несколько выдержек из донесений некоего Е.А. Тучкова, сотрудника “органов”: “Выступая в августе 1920 года в Политехническом музее с докладом “Лев Толстой и Карл Маркс”, В.Ф. Булгаков сказал, что всякий социализм, который обещает рай на земле, есть лишенная всякого смысла фантазия”; “На собрании толстовцев 25 декабря 1920 года, говоря о диспуте с Луначарским, сказал, что сейчас все очевиднее становится тяготение народа к учению Льва Толстого, а потому можно думать, что теперешняя насильственная власть будет свергнута, так как народ начинает просыпаться и видит, на какую дорогу он попал”; “19 августа сего [1922] года на собрании толстовцев (Газетный переулок, 12) выступил В.Ф. Булгаков на тему: “Долой войну и пролитие братской крови”.

Хранитель московского Музея Л.Н. Толстого был выслан за границу 30 марта 1923 года.

Бывают случаи, когда молчать грех, когда вся несправедливость, весь ужас, все безумие жизни мира достигают крайних, непостижимых размеров, разрушающих всякую возможность молчаливого наблюдения и терпения, когда к горлу подступает удушье от страшного кошмара и – хочется громко крикнуть! Тогда не надо молчать. И искренний человек всегда скажет, что молчание в подобный момент – это измена долгу человека и христианина. Надо крикнуть: человек чувствует, что в противном случае он потеряет самоуважение. Надо крикнуть, не размышляя даже о последствиях этого крика: сначала – долг, а потом все остальное.

Читать еще:  Девушки тельцы умные. Женщина Телец: кто она и какой мужчина ей нужен? Отношение женщины Тельца к любви, сексу, браку и семье

Чем занимался за границей

Открыл в Збраславе, пригороде Праги, Русский культурно-исторический музей. Это событие всколыхнуло всю русскую эмиграцию. Булгакову присылали ценнейшие материалы из Франции и Германии, Югославии и Китая, США и других стран, куда судьба забросила изгнанников из России.

Результатом его поездок во Францию, Италию, Прибалтику стало пополнение коллекции музея бесценными работами Бенуа, Гончаровой, Коровина, Григорьева, Виноградова и других русских художников, скульпторов, архитекторов.

В 1937 году Булгаков получил Континентальную премию общества “Новая история в США” за размышления “Как достичь всеобщего разоружения”. В 1938 г. по предложению Н.К. Рериха был избран почетным членом лиги поощрения культуры “Фламма” (штат Индиана, США).

После вторжения фашистских войск на территорию СССР германские оккупационные власти арестовали Булгакова и поместили сначала в пражскую тюрьму Панкрац, а затем в концлагерь для интернированных в Баварии. Но и здесь он упорно работал над рукописью, очередная книга будет называться “Друзья Толстого”.

В 1948 году, как значится в записной книжке Булгакова, он отправил “домой”, в Советский Союз, “25 ящиков с книгами, рукописями, предметами русской старины и более 150 работ русских художников: картины Репина, 15 картин Рериха, работы Билибина, Добужинского”.

Осенью 1948 года возвратился с семьей на Родину, где до конца жизни работал главным хранителем музея-усадьбы в Ясной Поляне. Там последний секретарь ее хозяина и умер в возрасте восьмидесяти лет.

Пассажиры Философского парохода: Иван ИЛЬИН (1883-1954)

Философ, писатель и публицист, враг марксизма и большевизма

Чем занимался до 1922 года

Окончил гимназию с золотой медалью, что давало возможность поступить в любой вуз России. Выбрал юридический фаультет Московского университета, получил блестящее знание права, которое изучал под руководством выдающегося философа-правоведа П.И. Новгородцева.

В 1918 году защитил диссертацию на тему “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека” и одновременно стал профессором правоведения.

После Октябрьской революции продолжал читать лекции, в то же время активно отстаивал принципы академической свободы. Позицию к властям определил четко:

“Уходят ли от постели больной матери? Да еще с чувством виновности в ее болезни? Да, уходят – разве только за врачом и лекарством. Но, уходя за лекарством и врачом, оставляют кого-нибудь у ее изголовья. И вот – у этого изголовья мы и остались. Мы считали, что каждый, кто не идет к белым и кому не грозит прямая казнь, должен оставаться на месте”.

Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном питании русского духовного характера, не просто в “образовании” (ныне обозначаемом в Советии пошлым и постылым словом “учеба”), ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, – бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, – и начинает злоупотреблять. Надо раз навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная “образованность” вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации.

Причины изгнания

В списке высылаемых из России интеллигентов, утвержденном Постановлением Политбюро ЦК РКП(б) от 10 августа 1922 года, значится под N 16: “Весною 1920 г. был арестован по делу Тактического центра в связи с происходившими у него на квартире собраниями членов Нац[ионального] центра. Настроен определенно антисоветски. Весною сего года посещал нелегальные собрания на квартире профессора Авинова, где читались рефераты и доклады контрреволюционного характера. Арестовать, выслать за границу. Главпрофобр за высылку”.

Ильина шесть раз арестовывали, дважды судили (30 ноября 1918 года на Президиуме Коллегии Отдела по борьбе с контрреволюцией и 28 декабря 1918 года в Московском Революционном Трибунале). При последнем аресте 4 сентября 1922 года был обвинен в том, что “с момента октябрьского переворота до настоящего времени не только не примирился с существующей в России Рабоче-Крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности”.

Чем занимался за границей

Стал одним из организаторов, профессором и деканом Русского Научного института. Избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. Организовал журнал “Русский Колокол” в продолжение традиций “Колокола”, издаваемого Герценым, читал лекции по русской культуре, стал главным идеологом Белого движения.

В политическом смысле стоял на правых позициях, не всегда умеренного характера. Открыто симпатизировал фашизму. “Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе”.

До конца своих дней не оставлял надежды на крах коммунистической идеологии в России, мечтал о восстановлении национального государства. Этим объясняется обилие его работ о будущем государственном обустройстве России. “Всё, что я уже написал и ещё пишу, и ещё напишу, – всё посвящено возрождению России, её обновлению и её расцвету”, – признавался в 1950 году. Назначение будущей власти связывал с ее способностью защищать русские интересы. “Мы не знаем, – писал Ильин, – как сложится государственная власть в России после большевиков. Но знаем, что если она будет антинациональной и противогосударственной, угодливой по отношению к иностранцам, расчленяющей страну и патриотически безыдейной, то революция не прекратится, а вступит в фазу новой гибели”.

Творческое наследие насчитывает более четырех десятков книг и брошюр, несколько сот статей и огромное количество писем.

Умер в Швейцарии. В октябре 2005 года прах И.А. Ильина и его жены был перезахоронен в некрополе Донского монастыря в Москве, рядом с могилой А.И. Деникина.

Пассажиры Философского парохода: Михаил НОВИКОВ (1876-1965)

Источники:

http://www.syl.ru/article/199544/new_filosofskiy-parohod-god-emigratsiya-intelligentsii
http://zen.yandex.ru/media/id/59df8b618651650902446341/5ba5f8acf0510600abda853f
http://zotych7.livejournal.com/1353826.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: