Отличие буддизма от других учений и верований. Буддизм: что это такое? Основные виды и концепции буддизма

Буддизм. Отличия от других религий. Учения

Буддизм – религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI веке до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считался Сиддхартха Гуатама. Впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Сами последователи этого Учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.

Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».

Буддизм возник на индийском субконтиненте в середине I тысячелетия до н. э. Причины возникновения этого Учения до нынешнего времени точно не установлены, послокьку знания о древнеиндийском обществе слишком скудны.

В 781 году указом цэнпо (царя) Тисонга Децэна буддизм был объявлен государственной религией Тибета.

В отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет ни всемогущего Бога – творца или Бога – личности, ни вечной души. В буддизме нет также понятия о «многих богах» вместо Будды. Эти же положения и отрицание кастовой системы отличает буддизм от индуизма и брахманизма. Хотя он признает учение о карме.

Отличие буддизма от других мировых религий заключается в его психоаналитико-медитативном подходе к решению человеческих проблем. Медитация и монашество (среда, в которой всегда занимались медитацией) часть традиции буддизма Смысл монашеской жизни – максимально использовать то, что нам дано. Абстрактные идеи не имеют никакой ценности (истина – продукт живого опыта, особенно в дзен-буддизме). Поэтому буддийская философия непосредственно базируется на психотехническом опыте основателя этой религии Сиддхартхи Гаутамы (Буды Шакьямуни). Царевич Сиддхартха отверг как авторитет ведического откровения, так и доктрины современных ему неортодоксальных учителей-отшельников и поставил своей целью постичь истину самому и собственными силами, без опоры на традиционные или доктринальные авторитеты. В результате пробуждение (просветление) Будды стало уникальным явлением, и это переживание Будды легло в основу буддийской Дхармы. Отсюда вытекало два важных следствия. Во-первых, для буддизма психотехнический опыт оказался ценным сам по себе, независимо от его доктринальной основы, из чего следовало признание возможности обретения высоких состояний сознания только в результате самостоятельной практики (по преданию, в своих последних словах Будда призвал учеников усердно трудиться ради освобождения, полагаться только на собственные силы и быть «светильниками самим себе»). Во-вторых, высшая ценность учения (нирвана или бодхи, «пробуждение»), согласно буддизму, может быть реализована любым человеком независимо от его национально-этнической принадлежности и социального статуса, что и создало предпосылки для превращения буддизма в мировую религию.

Авторитетные буддийские мыслители, в отличие, к примеру, от ряда не менее авторитетных христианских, настаивают на том, что достижение святости, то есть «просветления» — это в первую очередь результат большой и трудной внутренней работы, которую нельзя переложить на плечи церкви или религиозной общины. «Усердно трудитесь над своим спасением», — говорил Будда Шакьямуни. Таким образом, постижение божественного в буддизме по сути дела эквивалентно постижению человеком самого себя.

Ответом на вопрос о природе мира и человеческой личности стало буддийское учение об элементах (дхармах). Буддизм отрицает субстанциональность физического мира и человеческой психики, а также существование материи. Внешний мир и человеческая личность – не что иное, как меняющееся сочетание постоянно меняющихся дхарм. По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются определенным видом энергии, источником которой являются волевые действия, слова и мысли человека. Возбужденные дхармы становятся носителями психических, физических, химических и других качеств. Успокоенная дхарма, теряя свои качественные отличия, исчезает, как угасающее пламя свечи. Согласно буддизму не душа переходит из одного тела в другое, а создается новый комплекс дхарм, составляющих личность. Поскольку дхармы находятся в постоянном изменении сочетаний и лишены постоянства, мир превращается в подобие кинематографа. Представляя случайную игру возбужденных дхарм, он иллюзорен и неустойчив.

В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление ”изменчивых» форм.

Дхармы — первоэлементы бытия — сознания. Кардинальным положением раннего буддизма является учение о дхармах (элементах бытия — сознания), которые считаются единственно реальными и составляют природу внешнего мира. Человеческая личность также представляет собой постоянно меняющиеся сочетания групп (скандх) дхарм. Ранний буддизм в отличие от других мировых религий разработал учение, в котором не было Бога (творца мира), души, а существовали лишь первоэлементы — дхармы, которые находились в постоянном волнении, становлении сочетаний, были моментальны. Сквозь призму концепции о дхармах буддисты рассматривают мир и человека как нечто иллюзорное и непостоянное. Для характеристики личности буддисты используют такое понятие, как поток (сантана), которое демонстрирует, что человеческая личность представляет собой лишь ряд взаимосменяющих друг друга состояний, хотя ее элементы и сохраняют временную связь между собой. В буддизме радикально трансформируется брахманское представление о перерождении — не душа переходит из одного тела в другое, а происходит формирование нового комплекса дхарм, составляющих скандхи, их перегруппировка, обусловленная причинно-следственной связью с прошлой формой существования. Любое намеренное деяние оказывает воздействие на характер нового потока. Новое существование является результатом кармы, обусловленной деяниями, совершенными в прошлом рождении человека. Нирвана («успокоение», «угасание») является высшей целью в буддизме и часто сравнивается с огнем светильника, погасшего от того, что выгорело все масло. В результате следования восьмеричному пути (накопления добродетелей и овладения практикой медитации) дхармы очищаются, успокаиваются, действие законов кармы и взаимозависимого возникновения прекращается; после смерти человек уже не перерождается и покидает сансару (мир страданий), вступает в нирвану.

Буддизм: что это такое? Основные виды и концепции буддизма

Содержание статьи:

Введение

Невозможно в короткой статье описать всё, что хочется сказать о буддизме и описать все виды школ и философских направлений. Но давайте попробуем, основываясь на наиболее важных из них понять, что такое буддизм и как это ортодоксальное духовное учение влияет на одухотворение общества, как развивается его осознание и ответственность.

Для этого, мы должны немного поговорить не только о самой религии, но и о том, как человечество прошло с ней через несколько тысяч лет своего существования. Будем стараться быть объективными, давая оценку этой доктрине.

Читать еще:  К чему днем снится гроб. К чему снятся гробы? Трактовки различных сонников

Что такое буддизм?

Буддизм − это религиозно-философское учение, мировая религия, которая указывает на личность Будды, как на просветленного человека, упоминает о его революционном подходе к отношениям между человеком и Богом, по сравнению с существующими тогда религиозными порядками. Основателем этой древнейшей религиозной конфессии, возникшей в 6 в. до н.э. (в Северной Индии), является Будда Шакьямуни.

Точное количество буддистов установить очень сложно, их примерно 500 млн. по всему миру, большая часть которых живет в Китае.

Буддизм сосредоточен на человеческих аспектах − основных положениях этой религии. В нем, особенно в его, наиболее современных направлениях говорится, что мы сами ответственны за свою собственную судьбу, не только в этой жизни, но что не менее важно, в следующих воплощениях бессмертной души.

Четыре классических принципа

Предположения первоначального буддизма чрезвычайно просты и основаны на четырех классических принципах:

  1. Жизнь есть страдание;
  2. Эта истина объясняет, почему существует страдание — мы страдаем, потому что мы сами этого хотим;
  3. Этот принцип буддизма говорит о наблюдении за собой для того, чтобы выйти из-под власти страдания, при этом мы должны полностью отказаться от своих желаний. В буддизме это означает познать полное блаженство, успокоение, избавиться от мирских страстей, искоренить ненависть и познать истинную природу вещей, то есть достичь состояния нирваны. Для познания этого состояния буддийские монахи проходят обучение, медитируют, занимаются меценатством, поклоняются святым и тем самым освобождаются от собственного эго (называют «мокша»), отвергая людские желания и страсти. Существует два пути спасения: 1) Хинаяна – это узкий путь спасения, достигается в буддийских монастырях, а познание нирваны приходит после смерти; 2) Махаяна – широкий путь, познание нирваны происходит на время при жизни, а после смерти достигается навечно.
  4. Это правило представляет собой ряд инструкций, рассказывающих о том, как достичь этого состояния (во многих точках совпадающие с христианскими Десятью Заповедями). Каждый буддист на протяжении мирской жизни следует срединному пути существования на пути к достижению нирваны – это основное учение Будды, также называемое восьмеричным путем спасения. Оно основано на восьми состояниях:

— правильная речь – воздержание ото лжи, сквернословия, пустословия и речей, которые могут сеять вражду и привести к злу;

— правильный образ жизни – не вредить всему живому, зарабатывать средства для существования, не противореча буддийским ценностям, вести скромную, без роскоши и прочих излишеств, жизнь;

— сосредоточение – стремиться освободиться от жестких убеждений и наполнять свой разум позитивными мыслями, учиться созерцать и познавать истину;

— правильное воззрение – понимание Четырех Благородных Истин (Сансара это страдание; у страдания есть причина и конец; есть путь, ведущий к окончанию страдания);

— правильные поступки – делать добрые дела, воздержаться от воровства, прелюбодеяния и желания обивать других существ;

— правильные помыслы – уяснить, что все зло исходит от нашей плоти;

— правильные намерения – изменить свои желания и намерения. Жестокость и вред заменить на сострадание; чувственные наслаждения — на посвящение себя духовности; злость – на доброжелательность.

— правильные усилия – отгонять все злое, настраиваться на позитивный лад и стараться всегда следить за своими мыслями.

Таковы основы буддизма, которые на протяжении веков трансформировались в полном объёме в государственную религию, а также стали неотъемлемым атрибутом светской и культурной жизни всего восточного сообщества.

Основные концепции буддизма

Три основные концепции буддизма:

1. Дхарма − есть истина и мудрость, само ядро науки трансцендентного Будды.

Она дает понимание того, что происходит с нами и что должно происходить. В результате того, что мы понимаем эту истину, мы должны что-то делать с самими собой. Наш внутренний долг — освободиться от страданий. Каждый должен прийти к себе истинному путём полного освобождения своего духовного начала от всевозможных наслоений, созданных нашим эго.

2. Карма − является причинно-следственной взаимосвязью событий, определяющих наши нынешние и будущие условия жизни. Это то, что мы есть и возникает из того, кем мы были и что делали в предыдущих воплощениях. Каждое новое воплощение является шанс улучшить свою судьбу.

Что такое Карма, читайте в этой статье>>

3. Нирвана − последняя великая концепция буддизма и является лучшим «вознаграждением» за наши добрые дела по отношению к себе и к другим людям, к окружающему миру, бытию в целом. Она — следствие прерывания вращения колеса Сансары, чередующего рождение и смерть до окончательного освобождения от страданий и желаний этого мира.

Виды буддизма

Я не претендую на исчерпывающую полноту повествования, я показываю только основные виды буддизма и ту огромную культурную жизнь, которая скрывается за одной из самых многочисленных религий мира.

Тхеравада-хинаяна. Этот вид буддизма выжил в Южной Азии и включает в себя Южную Индию, Цейлон, Индокитай. Это самая старая форма буддийского учения. Сохранились очень старые тексты буддийского канона, который содержит богатую коллекцию заповедей и притч. Это наиболее примитивная форма буддистской религии и не является распространенной.

Китайский буддизм. Выращенный в Индии, он устремился в Китай, ставший идеальной «ретрансляционной станцией» на весь Восток, а затем и на запад. В результате таких сложных метаморфоз и преобразований, в Китае была создана школа Чань, являющийся основой дзен буддизма, распространившегося на Японию и Корею. Школа была основана Бодхидхармой Буддой, который прибыл в Китай в пятом века до нашей эры. Со временем она стала самой важной оригинальной формой китайского буддизма, которая получила видное место среди других направлений системного мышления и верований Китая — конфуцианства и даосизма.

Тибетский буддизм. Является самым красочным, самым живописным буддистским направлением в мире. Он состоит из двух элементов. Во-первых, структура самой религии — ламаизм, другое название буддизма, применяемого в настоящее время в Тибете. Он стал основным местным верованием — религией, полной призраков, магии и богов. Вторая характеристика ламаизма сильно отличается от других школ буддизма – это необычно сильная позиция священников (лам). Тибет до китайского вторжения был самым теократическим государством в мире — треть населения составляли монахи.

Японский. Этот вид буддизма делится на несколько сект, из которых я рассмотрю наиболее важные в хронологическом порядке. Они берут начало из двух основных традиций — Риндзай и Сото.

Шин Буддизм происходит от имени Амида Будды, царящего в раю «чистой земли». Для того, чтобы попасть в рай, буддист должен произносить имя Амида Будды. Эта концепция широко известна на протяжении всей истории развития буддизма в Индии и Китае, но только в Японии, монах Хонэн (1133—1212) объявил о том, что вдохновенного произнесения имени Будды достаточно. Вам не нужны добрые мысли, дела или медитации, вы просто повторите формулу Наму Амида Буцу (отсюда и другое название этой секты — nembutsu) и этим сможете достичь спасения.

Читать еще:  Камень козерог счастье. Камни-талисманы козерога

Монах Sinran, который жил 1173—1262 и был учеником Хонэн, через некоторое время пришел со своим собственным оригинальным тезисом о том, что само существование жизни каждого человека не даётся Буддой и больше не нужно называть его имя, чтобы спастись и прийти к вечному блаженству и гармонии.

Нитирэн, пожалуй, самый спорный вариант учения Будды. Секта была основана Нитирэном, который жил в 1222—1282 годах и был великим религиозным реформатором. Зарождению этой традиции способствовали исторические события того времени – Японию преследовали военные конфликты и стихийные бедствия.

Он воспользовался этим фактом, чтобы утверждать, что для того, чтобы достичь мира и спокойствия, нужно создать в Японии одну религию — буддизм в такой форме, чтобы он способствовал достижению просветления. Таким образом, создается фанатичное, ультранационалистическое религиозное движение, своего рода «японский национальный буддизм».

Что такое Дзен-буддизм ? Является наиболее развитой формой. Отвергает любые внешние религиозные атрибуты — иерархии и ритуалы, а также любые интеллектуальные вспомогательные средства, способствующие просветлению (проповеди и священные книги Мудрости). Просветление приходит здесь и сейчас, и только благодаря созерцанию, происходит освобождение от эгоизма. Это состояние достигается за счет дзадзен или сидя в позе цветка лотоса, радуясь дыханию — это условия, необходимые для того, чтобы принять сострадательную природу Будды.

Риндзай Дзэн. Риндзай является наиболее важным японским Дзен направлением, также основанный монахом, который был не очень удовлетворён японским буддизмом и решил поехать в Китай (откуда буддизм пришел в Японию), чтобы узнать истинное понимание этой религии. Благодаря ему, первоосновы буддизма (китайский чань) были распространены на Японских островах, называемые на новом наречии Zen. Это начало одной из двух главных традиций Дзен;

Сото Дзен. Soto является японской школой, которая основанна монахом по имени Догэн, который был учеником преподобного Риндзая и взял у него множество элементов мышления. Тем не менее, как и наставник, он в одиночку отправился в Китай к местным источникам, чтобы постичь знания об истинном измерении буддизма. Так появился еще один вид японского дзен, который до сих пор популярен и его практикует очень много поклонников.

Корейский буддизм. В Корее данный вид учения имеет многовековые традиции. Однако, сто-двести лет назад, казалось, это учение утратило свое значение. Это было до середины двадцатого века. Но на волне растущего интереса к дзен буддизму на Западе, корейский буддизм также переживает своё возрождение. Лучшим примером является школа дзен-Кваме Um.

Возможно, представленные здесь виды и их краткие описания были полезны для тех, кто заинтересован в этой древнейшей религиозной конфессии. Я глубоко убежден, что идея быть буддистом является одним из наиболее ценных человеческих желаний, которое каким-то странным образом близко каждому человеку.

Заключение

Буддизм это больше философское направление, нежели религия, здесь не рассматривается наличие божества, создавшего вселенную, как в привычных, нашему обществу религиях. Есть только «дэва», но это не божества, управляющие судьбами людей и вселенной, это такие же люди, просто из другой реальности. Так же как и Будда, который был реальным человеком, жившим 2,5 тысячи лет назад, поэтому вопрос – «Верите ли вы в Будду?», не имеет смысла в буддийской философии.

Что такое буддизм — это религия или философия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Религия (что это такое?), как утверждают антропологи, зародилась вместе с появлением человечества как биологического вида с высоким уровнем развития.

Проделав нелегкий путь от Homo sapiens до Homo Habilis, человек обзавелся своими представлениями о мире, законах выживания и загробном облике жизни.

Ключевая роль в решении большинства вопросов принадлежала именно религии, которая диктовала людям правила их быта, сосуществования, а затем и законы, порядки, моральные ценности и социальные нормы (что это?).

Буддизм, наряду с христианством (около 2,5 млрд приверженцев) и исламом (около 1,9 млрд), признается не только мировой религией, но и одним из самых древних верований на земле, которое возникло примерно за шесть столетий до Рождества Христова.

Что это за конфессия? Какова история ее происхождения? Чем отличается философия буддизма от других религиозных учений?

Буддизм — кратко о возникновении

Этимология термина «буддизм» связана с европейскими теологами, впервые заинтересовавшимися этим учением где-то в начале XIX века. На самом деле в санскритском языке есть понятие «buddha dharma», что дословно переводится как «Учение Просветленного».

Что касается самого учения («дхарма»), то на языке пиньинь, принятого у тибетских монахов, это звучит как «че» и означает «то, что есть и каким является».

Но вряд ли это учение можно считать религией в ее непосредственном смысле – это скорее набор философских методик и аутотренинговых практик, которые помогают нам стать лучшими версиями себя и наделяют нас способностью видеть все вокруг именно таким, какое оно есть и чем оно прямо сейчас является.

Проще говоря, буддизм – это усилия, направленные на обретение личностной свободы и полномерное развитие человеческого разума, речи, тела и духа.

Кроме того, в основы буддизма не закладываются никакие идеи о боге и никакие догмы (что это?).

Просто вас учат тому, как должен жить человек, чтобы достичь просветления.

Согласно Википедии, временем основания буддизма принято считать середину первого тысячелетия до нашей эры.

Основатель буддизма

В это время в Индии у главы одного из царственных племен растет сын по имени Сиддхартха Гаутама.

С детства он не знал болезней, печалей и огорчений, был доволен обеспеченной и беззаботной жизнью в своих трех дворцах и не задумывался о страданиях, боли и смерти.

Однажды во время прогулки за стенами дворца молодой человек увидел похоронную процессию, состоявшую из плохо одетых и изможденных людей. Это буквально потрясло юношу и заставило его усомниться в собственном понимании мира.

В возрасте чуть более 29 лет он покидает свои роскошные покои и отправляется в странствие, чтобы найти ответы на ставшие важными для него вопросы.

Сиддхартха, неожиданно ощутивший бренность бытия и безысходность жизни, хотел пообщаться с мудрецами и узнать, как можно человеку преодолеть страх перед бесконечной чередой перевоплощений и избавиться от земных страданий.

Он путешествовал по миру около семи лет в поисках праведного пути, много медитировал, стал приверженцем аскетизма (это как?) и бескомпромиссно испытывал себя.

Наконец, ему открылась истина: причина наших страданий – в нас самих. Вернее, в наших желаниях и привязанностях к материальным ценностям и к самой жизни. А наша вера в неизменность души является не более чем иллюзией, противоречащей основному закону созидания – всеобщей изменчивости.

Осознав всю глубину этого озарения, он понял, что нашел ответ на свой главный вопрос, и стал проповедовать свое учение.

Получив впоследствии имя Будды Шакьямуни, что означает «Пробужденный или Просветленный из рода Шакья», он посвятил последние 40-45 лет своей жизни тому, чтобы помогать людям находить свой путь самопознания и тем самым приблизиться к нирване (что это такое?).

Читать еще:  Что означает видеть во сне черепаху. К чему снится черепаха женщине? Сонник черепаха

Сейчас же его слова превратились в философию, которой следует 7% населения мира, а сам Сиддхартха Гаутама почитается не только как основатель буддизма, но и как исключительно праведный, мудрый и сострадательный человек.

Основные идеи и философия буддизма

В отличие от остальных религиозных учений, философия буддизма крайне толерантна (что это значит?), спокойна и миролюбива.

Буддистам не воспрещается веровать, например, в аллаха, и придерживаться догматов какой-нибудь другой религии.

И хотя буддизм характеризуется довольно приличным количеством ответвлений, основные идеи вероучения сохраняются везде и базируются на «четырех благородных истинах»:

  1. Жизнь каждого из нас – страдание.

Нужно признать, что все в мире непостоянно и все вещи преходящи. Мы страдаем, потому что испытываем страх, злость, ненависть, гнев. Рождение, взросление, болезни, смерть – все это тоже страдание и наказание за потворствование желаниям.
Причина страданий человека – его желания.

Мы страдаем потому, что слишком привязаны и к жизни, и к тому, что она дает. И пока мы будем жаждать всего этого, мы будем испытывать зависть, алчность, похоть. А значит, будем страдать.
Освобождение от страданий – это освобождение от желаний (нирвана).

Под нирваной подразумевают главную цель буддизма. Человеческая душа должна достичь этого особого состояния, чтобы перестать страдать. Достичь нирваны путем самосовершенствования и прекращения жажды, то есть подавляя желания и гася страсти.
Избавление от желаний – это процесс обретения свободы и одухотворения.

По сути, это и есть просветление – состояние духа, когда человек свободен от желаний, потребностей, привязанностей, тревог, иллюзий, болезненных мыслей и негативных эмоций.

Но чтобы избавиться от всего этого, нужно пройти особым путем спасения – «восьмеричным путем» (подробнее об этом будем сказано ниже).

Помимо этих истин, в основу буддийской философии входят ключевые термины, которые не просто описывают весь жизненный путь любого человека, но и помогают осознать смысл его бытия и облегчают процесс самого существования.

Так, например, определение кармы дает нам понять, что все поступки человека имеют свои последствия. Если творишь добро, то будешь вознагражден, а если зло – наказан.

Есть и такое понятие, как дхармачакра (или Колесо закона, чаще называемое сансарой) – это самый узнаваемый символ буддизма, наряду с лотосом и зонтом.

Изображается дхармачакра действительно в виде колеса со светящейся ступицей в центре, которая символизирует сознание, источающее душевный свет. Восемь спиц, исходящие от ступицы, – это восемь «благородных принципов», олицетворяющих собой своеобразную квинтэссенцию (что это?), самую суть буддийской философии.

Для самих буддистов сансара символизирует бесконечность рождений и смертей, круговорот перевоплощений, через которые проходит каждая живая душа тысячи раз, пока не разорвет его и не достигнет нирваны.

Понимание смысла этих понятий и символов дает нам ответ на вопрос, как достичь просветления и прийти к состоянию нирваны. Впрочем, ответ этот дал сам Будда, который еще два с половиной тысячелетия назад стал первым, кому это удалось.

Что включает в себя знаменитый Восьмеричный путь, изображенный в Колесе сансары в виде восьми спиц:

  1. правильное понимание – осознание и осмысление того, что жизнь полна страданий, скорби, боли и негативных чувств;
  2. правильные намерения – нацеленность на избавление от желаний, стремление к самоограничению и подавлению страстей;
  3. правильная речь – все, что говорит человек, не должно приводить ко злу. Каждое слово должно быть правдивым, доброжелательным и созидающим;
  4. правильные деяния – сдерживаться, избегать плохих поступков, творить добро;
  5. правильный жизненный уклад – достойная жизнь, праведность, непричинение ущерба и вреда другим живым существам;
  6. правильные усилия – контролировать направленность своих мыслей, избегать всего злого и негативного, настраивать себя только на добро;
  7. правильные помыслы – освобождение от желаний тела, не забывать, что все злое – только от плоти;
  8. правильная концентрация – созерцание, сосредоточение на поисках истины, терпеливость в тренировках, чтобы быть готовым к трудностям восьмеричного пути.

Как говорил Будда, следование этим правилам приведет к освобождению от бренных чувств и духовному просветлению. Он же уверял, что всю жизнь человеку нужно бороться с тремя ядами – неведением, телесными желаниями, гневом.

О том, как это делать и как воспитать в себе решимость стать свободным, подробно описано в «Трипитаке» – это основная священная книга буддизма, представляющая собой «три корзины» текстов-предписаний и проповедей Будды.

Направления в буддизме

Буддизм – одно из самых «демократичных» духовных учений.

Его суть проста и понятна: здесь никто и ничто не ограничивает человека в его деяниях, не заключает мировоззрение в строгие рамки и не осуждает тех, кто пока не постиг истину и не нашел правильный путь.

Эта философия лишь предупреждает о том, что каждый поступок непременно повлечет за собой последствия, а какими они будут – зависит от кармы.

И все же, несмотря на общность и целостность идей классического буддизма, это вероучение не избежало отчетливого разделения на три «колесницы», которые могут характеризоваться как наличием разнообразных суеверий, так и присутствием каких-то местных добуддийских верований:

  1. Хинаяна (или Тхеравада) – превалирование южных канонов буддийской церкви, которые утверждают идеалом исключительно монашескую жизнь;
  2. Махаяна – наличие института бодисатв (канонизированных мудрецов, достигших просветления и способных помогать мирянам в преодолении трудностей на пути спасения).

Сюда же относится и дзен-буддизм как одна из распространенных в Китае школ Махаяны. Сердцем и колыбелью этого течения считается знаменитая обитель буддийских учителей – монастырь Шаолинь;

  • Ваджраяна – «продукт» взаимопроникновения с Махаяной, ставший самым эзотерическим (это каким?) и сугубо тантрическим направлением в буддизме.
  • Нельзя не упомянуть и про ламаизм, ставший «венцом» этой философии, достигшей своего законченного и наиболее совершенного облика.

    Это самое позднее направление в буддизме, возникшее в средневековом Тибете как результат смешения религии тибетцев с Махаяной и тантризмом.

    Основные догматы ламаизма ничем не отличаются от идей классического буддизма, однако для этого течения характерно обилие различных бытовых обрядов, чрезмерно раздутый «штат» духовенства, бесконечное множество магических приемов и чересчур пышные богослужения, не слишком-то соотносящиеся с умеренным образом жизни буддийских монахов.

    Вместо заключения

    Как уже упоминалось, многие вообще не считают буддизм религией, поскольку здесь нет ни веры в бога, ни ересей, ни истории о сотворении мира, ни идеи греха или его искупления.

    Это самое психологизированное учение, которое отличается от других верований еще и тем, что базируется на личностном аспекте и направлено на осмысление счастья.

    По сути, это учение о причинах наших заблуждений и поисках путей, ведущих нас к новому видению и более правильному восприятию мира. Хотите попробовать стать спокойнее, добрее, мудрее, счастливее? Посмотрите видео и послушайте специалистов:

    Источники:

    http://vuzlit.ru/430856/buddizm_otlichiya_drugih_religiy_ucheniya
    http://avisi.ru/chto-takoe-buddizm-osnovnye-vidy-i-koncepcii-buddizma.html
    http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/buddizm-chto-ehto-takoe-kratko-filosofii-religii-buddizma.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: