Музей раскрепощения женщины. Новодевичий монастырь

Легенды и были Новодевичьего монастыря

С историей Новодевичьего монастыря связаны многие трагические судьбы. Здесь принимали постриг и томились в неволе царские жены, сестры и дочери, здесь проливалась кровь… А сколько знаменитостей похоронено рядом, на Новодевичьем кладбище! Не счесть мифов и преданий об этом месте…

Строительство на Девичьем поле

Монастырь был построен по обету князя Василия III, в 1514 г. отбившего у литовцев город Смоленск… Строительство началось в 1523 г., на Девичьем поле, откуда была отправлена из Москвы обратно в родной город икона Божией Матери Одигитрии Смоленской. Так и монастырь стал называться Новодевичьим.

Обитель поставили на склоне, спускавшемся к Лужникам. Стены и башни изначально возвели из дерева. Главный собор освятили в 1525 г. в честь Смоленской Иконы Божией Матери.

Первой настоятельницей монастыря стала уроженка Суздаля Елена Девочкина, впоследствии причисленная к лику святых. Принимали в обитель только представительниц знати и монарших родов. Среди них были вдова царя Феодора Иоанновича – царица Ирина Годунова, дочь царя Михаила Федоровича Романова – царевна Татьяна, сестры Петра I Екатерина и Евдокия и его первая жена Евдокия Лопухина… Некоторые из них были пострижены в монахини против своей воли.

Очень много сделала для монастыря еще одна сестра Петра – царевна Софья. На ее средства были отстроены колокольня, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата и Успенский храм. По иронии судьбы, именно Новодевичья обитель стала для Софьи темницей: в 1689 г. по приказу брата ее заточили сюда и насильно заставили принять постриг под именем инокини Сусанны.

Напрудная башня на территории Новодевичьего монастыря еще зовется Софьиной. По поверью, если прикоснуться к ее подножию и загадать желание, особенно романтического свойства, то оно непременно сбудется… Однако действует примета только в отношении женщин.

Зарево над обителью

В сентябре 1812 г. в Новодевичьем разместились французские солдаты. Вскоре сюда прибыл и сам Наполеон. Недолго думая, он приказал поджечь святую обитель.

В октябре, когда армия Бонапарта отступала из Москвы, незваные постояльцы перед уходом зажгли множество свечей и прилепили к деревянным иконостасам, а также покидали в разбросанную повсюду солому. В подклети же Смоленского собора они оставили открытые бочонки с порохом, положив на них сверху зажженные фитили. К счастью, монахини успели вовремя их обнаружить и потушить начинавшийся пожар.

Между тем, как гласит легенда, Наполеон долго стоял на Воробьевых горах, ожидая, когда вспыхнет зарево над Новодевичьим. Он считал для себя делом чести уничтожить этот красивый старинный монастырь, бывший национальным достоянием. Потому дал распоряжение своим солдатам вернуться и повторить поджог, если дело не сладится. И тогда, узнав об этом варварском замысле, один из москвичей, чей дом стоял рядом с обителью, поджег свое жилище… Огонь заполыхал. Завидев пламя на другом берегу Москвы-реки, французский император решил, что горит именно Новодевичий, и преспокойно отбыл восвояси.

После революции, в 1922 г., большевики закрыли обитель, устроив в ней… «Музей раскрепощения женщины», позднее, в 1926 г., преобразованный в Историко-бытовой, а затем художественный музей. Часть зданий и помещений выделили под детские ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, а трапезную отдали под гимнастический зал.

В 1930-х гг. территорию Новодевичьего «реконструировали», разбив сквер с газонами и аллеями. При этом потревожили захоронения, находившиеся в монастырской ограде. Спустя какое-то время грунт в некоторых местах стал оседать, образуя в земле воронки, а в стенах новых построек начали появляться трещины.

После того как одна из сотрудниц музея провалилась в подземный склеп с пятью гробами, была вызвана геофизическая комиссия, обследовавшая территорию монастыря и составившая карту опасных секторов…

К сожалению, план старого некрополя в Новодевичьем оказался безвозвратно утерян. Никому не пришло в голову, что он может понадобиться. Сохранилось лишь несколько могильных надгробий. В наше время старое кладбище близ Новодевичьего попытались восстановить, но найденные памятники расставили не там, где они должны были стоять изначально – ведь точное местонахождение могил никому не было известно. На сегодняшний день в неприкосновенности остались могилы поэта-гусара Дениса Давыдова, декабристов Сергея Трубецкого, А.Н. Муравьева и М. И. Муравьева-Апостола, поэта А. Н. Плещеева, генерала А. А. Брусилова

От Гоголя до Кагановича

При советской власти с южной стороны монастырской стены образовалось современное Новодевичье кладбище, предназначенное для захоронений представителей элиты. В 1930-е годы сюда из закрытого Даниловского монастыря перенесли прах Н.В. Гоголя.

Сегодня на Новодевичьем кладбище лежат рядом выдающиеся ученые, высшие военные чины, политические деятели, представители искусства… Среди захороненных здесь – конструктор Туполев, академик Ландау, знаменитый хирург Н.Н. Бурденко; верный сталинский соратник Лазарь Каганович, писатели Антон Чехов, Владимир Гиляровский, Михаил Булгаков, Василий Шукшин; поэты Николай Некрасов, Владимир Маяковский, Николай Заболоцкий, Ярослав Смеляков; певцы, музыканты и композиторы Федор Шаляпин, Исаак Дунаевский, Мстислав Ростропович, Людмила Зыкина; выдающиеся актеры и режиссеры Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Юрий Никулин… Здесь же нашли последний приют до срока ушедшие в отставку советские лидеры Никита Хрущев и Борис Ельцин. Список можно продолжать очень и очень долго.

Кажется, тени усопших знаменитостей – и царственных инокинь, и совсем недавно ушедших из жизни наших современников — невидимо бродят меж надгробиями, только не всем дано их заметить…

Новодевичий монастырь

Самый красивый московский монастырь – Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда – в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске.

Читать еще:  Приметы обо. Существуют ли такие приметы в которые вы верите? Какие? Нельзя отмечать сорокалетие

А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе – домовом храме московских великих князей.

С тех пор прошло чуть более полувека, и жители Смоленска, находясь под властью Польши, просили московского государя Василия II Темного вернуть им святую икону. О том великого князя упрашивал епископ Смоленский Михаил, и князь согласился, желая этим благочестивым поступком привлечь население Смоленска на сторону Москвы. С иконы сняли список и поместили его в Благовещенский собор. А чудотворный образ с крестным ходом проводили из Кремля до далекой окраины на берегу Москвы-реки, близ Саввина монастыря, основанного, по преданию, самим Александром Невским, – и там отслужили молебен, после чего отпустили икону в Смоленск. Это произошло 28 июля (10 августа) 1456 года. С тех пор каждый год в этот день к месту прощания москвичей с образом совершали крестный ход. А в 1514 году великий князь Василий III, внук Василия Темного, покорил Смоленск и присоединил его к московскому княжеству. И по его обету в 1524 году там, где когда-то провожали Смоленскую икону, был основан Новодевичий монастырь. По легенде, именно на том месте возвращавшийся в столицу с победой великий князь успешно переправился по льду через Москва-реку с Воробьевых гор и поставил там первую деревянную церковь.

Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, – будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей.

И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим, а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле – Вознесенского, прозванного «Стародевичьим».

Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель.

Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин – по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово – за свои старания и за заслуги своих подчиненных.

Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной. Он был и военным оплотом Москвы, входя в число ее «сторож». В 1612 году войска русского ополчения осадили в нем последних польских интервентов – тогда обитель была почти полностью разорена, но восстановлена уже первыми Романовыми так, что стала местом царского богомолья. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович ходили сюда из Кремля, и, поскольку монастырь располагался за городом, то у его стен ставили шатры и ночевали в них, оставаясь на утреннюю службу, а после нее угощали братию. Отсюда пошел обычай народных гуляний под Новодевичьим – потом они были перенесены на Девичье поле и на Пресню. И еще благодаря Новодевичьему монастырю в первопрестольной появилась улица Пречистенка – истинный символ старой Москвы. Сама улица существовала и раньше, но имя было ей даровано личным царским повелением в 1658 году – в честь иконы Пречистой Девы, к которой с крестным ходом шли по этой улице из Кремля в Новодевичий монастырь.

История сразу же вписала Новодевичий на страницы своей летописи. После смерти царя Федора Иоанновича, «последнего Рюриковича», в Новодевичий монастырь удалилась его вдова, царица Ирина Годунова, под именем Александры, и рядом с ней жил ее брат, боярин Борис Годунов, ожидая здесь своего избрания на русский престол. Став царем, он не забыл об этом времени и благоукрасил обитель.

В годы раскола в Новодевичьем временно держали под стражей боярыню Морозову. А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую так поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Тогда при монастыре Петр устроил отделение Преображенского приказа – в 1698 году здесь допрашивали бунтовщиков, а головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Виновных вешали и перед окнами кельи царевны Софьи – стена этой кельи, по преданию, примыкала к Покровской церкви обители. Известно, как появилось это предание: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы, – «самовидицы» царевны Софьи, которые помнили ее живой. Они и указали келью опальной царевны. Здесь она умерла в 1704 году.

Читать еще:  День обретения главы иоанна крестителя. Церковь празднует третье обретение главы предтечи и крестителя господня

Та же участь постигла Евдокию Федоровну Лопухину, первую жену Петра I и мать царевича Алексея, которая, по легенде, прокляла любимое детище Петра – город Санкт-Петербург. В 1727 году ее перевели сюда из Суздаля (по другой версии – из Шлиссельбургской крепости) уже после смерти императора и незадолго до собственной кончины. Обе родственницы Петра – и сводная сестра, и первая супруга – погребены в главном Смоленском соборе монастыря. Здесь же похоронены сестры царевны Софьи – Евдокия и Екатерина. А в подклете Смоленского собора находится гробница дочери Ивана Грозного, Анны, умершей во младенчестве.

И еще во времена Петра в Новодевичьем монастыре был временно устроен приют для «зазорных младенцев» женского пола, то есть для незаконнорожденных детей, где их растили, воспитывали и обучали искусству плести кружева. Этот приют был далеким прообразом Московского Воспитательного дома.

В огненном 1812 году монастырь едва не погиб. В начале сентября здесь разместились на постой французские солдаты, а вскоре пожаловал и сам Наполеон. Не сходя с лошади, он осмотрел монастырь, приказал взорвать церковь во имя Иоанна Предтечи и уехал. Дореволюционные историки сообщали, что поначалу французы даже отпускали монастырю необходимое для богослужений вино. А в ночь с 8 на 9 октября, в праздник апостола Иакова Алфеева, когда наполеоновская армия бежала из Москвы, непрошеные постояльцы Новодевичьего перед уходом прилепляли к деревянным иконостасам зажженные свечи и кидали их в разбросанную повсюду солому. В подклете Смоленского собора монахини обнаружили раскупоренные бочонки с порохом, на которых лежали тлевшие фитили. Считанные секунды оставались до губительного взрыва, но монахини успели загасить фитили и потушили пожар в монастыре.

А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Остались интереснейшие свидетельства современников о том, как потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря – Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву.

Смоленская икона три месяца пребывала в русской армии. Перед Бородинской битвой по приказу главнокомандующего Кутузова чудотворный образ с молебствием носили по рядам войска. Потом Смоленскую икону привозили на освящение благодарственного храма Христа Спасителя, и ее образ помещен в верхнем центральном медальоне на южном фасаде храма.

При монастыре существовал тайный подземный ход – «необходимая принадлежность каждого русского поселения», как писал знаменитый московский археолог Яков Стеллецкий, тот самый, который долго искал в кремлевских лабиринтах легендарную библиотеку Ивана Грозного. Он одним из первых обследовал подземные ходы и подвалы Новодевичьего монастыря, усердно собирая о них слухи местного населения. И поскольку он не нашел на территории монастыря традиционного «древнего колодезя», ученый сделал вывод о том, что за водой ходили на Москву-реку и к местному пруду по тайному, неприметному для постороннего глаза ходу. Однако этот тайный ход был сделан не только для укромного водозабора, но и для сообщения с городом на случай осады.

Кладбище – особая достопримечательность Новодевичьей обители. Как и в других московских монастырях, кроме инокинь, здесь хоронили умерших мирян. Одними из первых на этом погосте обрели вечный покой дети и родственники русских государей: в их числе была и царевна Елена, жена старшего сына Иоанна Грозного, царевича Ивана, из-за которой разгневанный царь убил наследника. Здесь же похоронены Татьяна Левшина, мать знаменитого в екатерининские времена митрополита Платона, поэт и партизан Денис Давыдов, историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, философ Владимир Соловьев, генерал А.А. Брусилов, поэт А.Н. Плещеев, знаменитые реформаторы эпохи Александра II Освободителя братья Милютины, отец Андрея Белого, математик Н. Бугаев, писатели Писемский, Лажечников, Загоскин и композитор Скрябин.

Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» кладбище находится на территории самого монастыря. «Новое» или «южное» кладбище примыкает к монастырю с юга и отгорожено от него красной стеной. Оно появилось в 1898-1904 г.г. и еще расширялось в советское время, когда Новодевичье кладбище стало вторым по степени почетности местом захоронения в СССР после Кремлевской стены. Даже пускали на это кладбище по особым пропускам, и свободного доступа гражданам туда не было.

Одним из первых на «новом» кладбище в 1904 году упокоили А.П.Чехова – он завещал похоронить себя в стенах прекрасной Новодевичей обители. Весной на могиле гения расцветает вишневый сад. А до революции здесь горела неугасимая лампада, вечерами мерцавшая тихим и мягким светом. Совсем недалеко от Чехова похоронен Н.В. Гоголь – в 1930-е годы его прах перенесли сюда из закрытого Даниловского монастыря, как и останки С.Т. Аксакова, А.С. Хомякова, И.И. Левитана, Д.В. Веневитинова, чтобы они не попали под сталинский бульдозер. В советское время на «новом» кладбище похоронили жену Сталина Надежду Аллилуеву (совсем недавно был обнародован архивный документ – акт осмотра ее тела кремлевскими врачами, доказывающий, что она действительно покончила жизнь самоубийством), киноактрису Любовь Орлову, писателя А.Н. Толстого, Н.С. Хрущева, и многих других известных деятелей советского государства – врачей, летчиков, ученых.

Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году. Монахини были изгнаны из своей обители, и здесь распахнул двери «Музей раскрепощения женщины», позднее преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1920-х годах на опустевшей колокольне закрытого монастыря получил мастерскую известный художник-футурист В. Татлин, автор неосуществленного, к счастью для Москвы, проекта гигантской башни III Интернационала – конструированного изображения хаоса, в виде спирали устремляющегося в небеса. Он запускал с колокольни свой летательный аппарат «Летатлин», который должен был, как крылья, двигаться мускульной силой «нового», освобожденного человека. И рядом, на той же территории Новодевичьего монастыря в старинных палатах XVII столетия почти полвека прожил знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры. Два разных человека, две судьбы, две истории.

Читать еще:  Исторический процесс и его формы. Исторический процесс и его участники

Осенью 1943 года в Новодевичьем открылись Московские богословские курсы, а через год – Богословский институт, затем преобразованные в Московские духовные семинарию и Академию, и переведенные в Троицкую Лавру. А с 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда – вполне московский курорт.

Новодевичий женский монастырь, Москва

Новодевичий монастырь, после Кремля, пожалуй, вторая по значимости и красоте достопримечательность Москвы. Его историческую ценность и прекрасное состояние оценил и Комитет всемирного наследия, включив Новодевичий монастырь в 2004 году в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО России.

Предание гласит, что в Россию икона “Одигитрия” попала в середине XI-го века, когда византийский император Константин IX-й Мономах выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил её в путь этой иконой. А слово “одигитрия” с греческого означает “путеводительница”. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес её в начале ХII-го века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

Первые стены и башни, защищавшие монастырский комплекс, были построены из дерева. Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 гг. Одни исследователи предполагают, что зодчим являлся Алевиз Новый, который в начале XVI-го века построил в Москве многие каменные церкви. По данным других, строительством занимался зодчий Нестор, погибший при строительстве собора – из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания, при котором погибло несколько артелей каменщиков, всего 56 человек.

28 июля 1525 года в новый собор торжественно, с крестным ходом из кремлевского Благовещенского собора была перенесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери.

История Новодевичьего монастыря тесно связана с именами Бориса Годунова (1552-1605) и его сестры Ирины Федоровны. Ирина Годунова, после смерти супруга царя Фёдора I-го Иоанновича, постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. С собой она привезла и брата Бориса, который оставался в монастыре до своего избрания на царский трон. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов в 1598 году принял избрание на царство.

Вейс И.А. Новодевичий монастырь. Москва.

Несмотря на понесённые в Смутное время утраты, Новодевичий монастырь быстро обрёл прежнюю красоту и достаток. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценных предметов. Во второй половине XVII-го века во владении монастыря числилось около трёх тысяч икон, множество ценной церковной утвари и богослужебных предметов.

В 1724 году при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I-м из Брабанта.

Оправившись после наполеоновского нашествия, Новодевичий монастырь в XIX-м и начале XX-го века слыл одним из лучших столичных монастырей.

Литография Ж.К. Башелье с оригинала Орлова.

Некрополь монастыря в конце 1920-х годов подвергся почти полному уничтожению. В настоящее время от всего некрополя — а было там примерно 3000 захоронений — осталось около сотни могил. Его разрушили по идеологическим причинам, как кладбище классово чуждых элементов — аристократов, дворян, военных, представителей духовенства и купечества. Это вызвало протест со стороны Московского университета, так как наряду с “классово чуждыми элементами” пострадали памятники деятелям истории и культуры, имеющие неоспоримые, признанные новой властью, заслуги перед отечеством. Разрушение некрополя остановили, даже восстановили некоторые утраченные памятники. Правда, это происходило не всегда удачно. Например, при восстановлении памятников на могилах Соловьева и Уварова были использованы фрагменты памятников, снятые с чужих могил.

В 1994 году Новодевичий монастырь был возрожден, в нем начались реставрационные работы, после чего в нём возродилась монашеская жизнь. В марте 2010 года – комплекс почти всех монастырских зданий был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ. Однако сохранил Новодевичий монастырь и статус музея. В частности, Смоленский собор является филиалом Исторического музея, а помещениях Покровской церкви и Мариинских палат размещаются его реставрационные мастерские.

План-схема Новодевичьего монастыря.

Покровская надвратная церковь (1683-1688 гг.).

Колокольня (1683-1688 гг.).

Успенская церковь с трапезной палатой (1682-1687 гг.), Покровская башня (1680-е г.).

Трапезная палата (1682-1687 гг.

Стрелецкая караульня при Напрудной башне (XVII в.), Напрудная и Саввинская башни (1680-е г.).

Предтеченская (Ирининская) башня (1680-е г.) и Покровская надвратная церковь (1683-1688 гг.).

Чеботарная и Затрапезная башни (1880-е г.).

В 1525 году, одновременно с основанием монастыря, у его стен был построен Приходской храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он являлся неотъемлемой частью ансамбля обители, до сих пор одна из монастырских башен носит название Предтеченская. Как уже упоминалось выше, храм был взорвал по велению Наполеона. Решение о восстановлении здания было принято в 2012-м, когда страна отмечала 200-летие победы в войне 1812 года. В честь этого события Патриарх всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин заложили памятный камень в сквере Лужнецкого проезда. Храм выстроят несколько ниже оригинала, его высота будет не 30 метров, а всего 18. Причиной этого стала не экономия денежных средств, а требования, предъявляемые Комитетом по всемирному наследию – новая церковь не должна доминировать над Новодевичьей монастырём (на мой взгляд, странное требование, если церковь исторически являлась частью комплекса). Внешний облик церкви специалисты восстанавливают по старинным литографиям.

В 1909 году И.Я. Стеллецким был обнаружен длинный подземный ход, ведущий к Москве-реке в виде кирпичного туннеля. Этот ход был прорыт на случай осады монастыря.

Источники:

http://www.myjane.ru/articles/text/?id=9253
http://pravoslavie.ru/171.html
http://spratto.livejournal.com/17862.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: