Можно ли укрыться от тюрьмы в монастыре. Покаяние строгого режима

В тюрьме по доброй воле

Владыка, Вы впервые в исправительном учреждении? Что вы почувствовали, когда переступили его порог? Расскажите о своих впечатлениях.

– Посещение исправительного учреждения для меня не в первый раз. Будучи руководителем отдела по духовному окормлению детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей Новосибирской епархии мне приходилось навещать своих подопечных – воспитанников или выпускников детских домов, попавших в места лишения свободы. Но – дети и подростки – это одно, а взрослые, состоявшиеся люди – это совсем другое.

Когда ты попадаешь за высокий забор с колючей проволокой, то понимаешь, что идёшь с духовной миссией, что рядом с тобой священнослужители, что тебя туда приглашали, ждут, что ты идёшь сказать слово Божие людям. Но когда переступаешь порог, и за тобой начинают закрываться железные двери, щёлкают засовы, то невольно испытываешь чувство страха, неопределённости.

В поездке меня сопровождали благочинный Купинского благочиния иеромонах Мелхиседек (Свистелин) и руководитель епархиального отдела по тюремному служению иерей Михаил Прут.

Посещение колонии началось со встречи с администрацией учреждения. Руководство и служащие по отношению к нам были настроены доброжелательно.

Нам показали изолятор. Когда осужденного переводят в тюрьму, он в течение 2-х недель находится в изоляторе – это своего рода адаптация, там допустимы некоторые послабления в отличие от режима колонии. После этого заключённого переводят на общий режим.

Что ещё поразило – так это мрачная обстановка: везде решётки, колючая проволока, вся одежда у заключённых – куртки, шапки, обувь – всё чёрного цвета. Бараки старые, тюрьма 1956 года постройки. Там одна асфальтированная дорога, вся остальная территория засыпана шлаком.

В колонии на сегодняшний день содержатся полторы тысячи заключённых, а из них на работу выходят всего 200 человек. То есть 1300 человек пребывают в праздности. Подъём в 7:00 ч., отбой в 11:00 ч. и всё остальное время они предоставлены сами себе: игра в карты, домино, телевизор – вот и весь досуг.

В каждом отряде имеется телевизор, стоят двухъярусные кровати. У заключённых громадные сроки, у кого 5, у кого 15 или 20 лет. И не представляешь себе, как это быть там без работы, без какой-то деятельности можно находиться в течение многих-многих лет, просто ничего не делая. Это очень поразило. В советское время для трети страны тюрьма выпускала мебель: парты, столы. Потом всё рухнуло. В настоящее время есть небольшое подсобное хозяйство: куры, свиньи, коровы, имеется немного земли. Вот и вся занятость.

Владыка, есть ли на территории тюрьмы часовня или храм?

– Да, в колонии имеется комната – молельня, куда приезжает православный священник, совершает требы: исповедует, причащает, освящает воду. Есть своя фонотека: церковные песнопения, проповеди, жития святых, акафисты, имеется православная библиотека.

В часовне нас встретил заключённый в подряснике. Оказывается тому, кто смотрит за часовней, во время приезда священника разрешается ношение подрясника. А в остальное время все носят форму заключённых.

Кроме православной часовни есть комната для протестантов и мусульман, куда изредка, но приезжают представители других конфессий. Протестанты, к примеру, ведут активную деятельность с заключёнными.

Несколько лет назад в колонии находилась очень большая диаспора грузин и у заключённых возникла идея построить храм – с благословения правящего архиерея (тогда ещё архиепископа Тихона) и с разрешения администрации учреждения был залит фундамент, освящён закладной камень и теперь на территории колонии стоит храм с куполом и крестом. Сделали своды, сейчас делают иконостас, престол, жертвенник – всё своими руками, из числа заключённых есть художник, который расписывает стены. Работу планируется закончить к январю 2013 года и после Рождества Христова состоится освящение храма и первая Литургия.

Храм является лучом света в этом, я бы сказал, чёрном царстве, где нет никаких утешений, никакой радости. Переступил порог храма и оказался в другом мире, даже внутри тюрьмы – это очень важно, особенно для человека верующего или только пришедшего к Богу.

Второй момент – строительство храма это своего рода искупление заключёнными тех грехов, которые они совершили на воле. И сейчас, строя храм, прикладывая усилия, они в какой-то мере, подобно благоразумному разбойнику, приносят труды и покаяние на возрождение храма. Многие приходят к вере и воцерковляются. И храм просто необходим. В народе есть такая пословица «Свято место пусто не бывает», если священника не будет в тюрьме, если он не будет приезжать, то его место займут другие. Будут приезжать сектанты, которые отвернут людей от истинной православной веры. Поэтому священник там должен находиться, хотя, если сказать честно – это непростое служение. Нужно иметь особое призвание, служить в зоне и быть примером благочестия и нравственности среди заключённых. Потому что заключённые не каждому священнику могут довериться или раскрыться. Поэтому храм является величайшей святыней и духовным маяком в этом учреждении.

Владыка, что вы можете сказать о духовном состоянии заключённых?

– После посещения изолятора нас провели в часовню, а затем в храм, где был отслужен молебен.

Читать еще:  К чему снится сбор урожая овощей. Богатый урожай

На молебне могли присутствовать все желающие, были три офицера и около 45-и заключённых, которые стояли, молились, крестились и даже подпевали нашим священникам молитвы, ектеньи, «Отче наш» и другие песнопения. После молебна о житии преподобного Сергия Радонежского, чьё имя носит тюремный храм, о истории создания Троице-Сергиевой Лавры, где находятся его святые мощи, о том, что он является молитвенником и заступником земли русской. Что перед Куликовской битвой прп. Сергий благословил Дмитрия Донского на бой и дал двух своих монахов Пересвета и Ослябу, чтобы они встали на защиту земли русской наравне с его воинами. Коснулся в беседе темы о гонениях на Церковь и на Лавру прп. Сергия, как потом в 1943 году она восстанавливалась.

Храм посещают не все, но, к примеру, но когда ты приезжаешь в какое-нибудь учреждение, в школу, например, в институт или больницу, то многие хотят увидеть священника, тем более епископа, хотят какие-то вопросы задать. Так и здесь кто-то подходил, просил освятить крестик или икону сделанную своими руками.

Всё-таки духовно-нравственное состояние людей, которые находятся в заключении, можно увидеть на исповеди. Когда смотришь в детские глаза, то сразу видишь человека – добрый он или озлобленный, а у взрослых, особенно у заключённых это закрыто. Нельзя однозначно сказать, что пройдя по отрядам, я увидел озлобленные или раскаявшиеся лица. Нет, скорее – настороженные, такой взгляд из-подо лба.

На исповеди, один на один человек раскрывается, а здесь в такой тяжёлой ситуации, в условиях тюрьмы строгого режима каждый борется за жизнь, за своё пространство. Чувствовалась напряжённость, барьер.

Времени было не много, но всё равно пытался хоть 2-3 слова заключённым сказать о терпении, о смирении, о том, что разбойники тоже входят в Рай раскаявшись. Объяснял, что у каждого из них, не смотря на тяжесть совершённого преступления есть свой ангел-хранитель и небесный покровитель – святой, чьё имя они носят. Когда об этом заговорил, многие, подошли ближе и стали со вниманием слушать. Даже если человек в тюрьме, у него есть свой близкий и родной святой, к которому он может обратиться. Который всегда поддерживает и к которому всегда можно обратиться.

Каждого хотелось утешить и поддержать. Объяснял, важность и значение таинств исповеди и причастия, что без этого духовно выжить очень тяжело не только в тюрьме, но и в миру. Тем более в тюрьме. Как сказал один из святых отцов, что тело можно заключить в оковы, ограничить в пространстве, но разум человека и душа человеческая – всегда свободны и принадлежат Богу. Поэтому о душе человеку надлежит заботиться прежде всего.

Владыка, что произвело на вас самое сильное впечатление при посещении колонии?

– Удивило, сколько времени проводится в праздности. Я думаю это всё-таки худшее состояние, потому что если человек поработал, во-первых, время быстрее проходит, он меньше о чём-то думает, во-вторых, просто устаёт, а когда ты сидишь 10-20 лет и никуда не выходишь, играешь в карты, в домино или смотришь телевизор, это самое сложное состояние безработности и предоставленности самому себе.

В тюрьме есть свои поощрения и наказания, в течение года каждому осужденному положено 4 долгосрочных свидания, на которые могут приехать жена или мать. Для этого есть гостиница на территории тюрьмы. Там имеется кухня, кровать, телевизор, то есть предоставляется возможность пожить немного в домашней обстановке в течение 3-х дней. Есть и краткосрочное свидание – 4 раза в год можно 2 часа поговорить по телефону через стекло. Для многих приезд родного человечка – большая отдушина, когда ты можешь переговорить с ним, порадоваться, поплакаться. Есть УДО (условно-досрочное освобождение), бывают амнистии. Во время последней амнистии в 2000 году освободилось сразу 400 человек.

Но, пожалуй, самое сильное впечатление на меня произвела одна встреча. После молебна ко мне подошёл человек и, мне показалось на какое-то мгновение, что я его знаю. Присмотрелся, а это – бывший воспитанник одного из детских домов. Я знал его ещё маленьким мальчиком 10-ти лет, который каждое воскресенье, выходные, праздники, каникулы проводил в монастыре. Знал его более 15 лет, последние два года жил в монастыре, был искренний, добрый, нёс послушание пономаря, потом стал приворовывать, кривить душой, а потом совсем пропал из виду. Сейчас ему 27 лет. Осудили на 14 лет. Спросил за что, но вокруг были люди, он смутился и не ответил. Я был просто поражён. Стоит остриженный, в чёрной робе. А глаза всё те же. Мы обнялись. Поговорить не удалось, нам пора была уезжать. На прощание я сказал, что буду молиться, что не обижаюсь на него, буду навещать и поддерживать духовно.

Покидая колонию, я вновь поразился промыслу Божиему. Ведь если представить – сколько тюрем в Новосибирской области, а Господь привёл его именно сюда. У нас в епархии всего одна тюрьма, приезжаем, а там – он… Духовное чадо, которое пошло не по той дороге…

Владыка, расскажите, как организована работа по духовному окормлению заключённых в колонии? Что планируется в этом направлении в ближайшем будущем?

– Деятельность по духовному окормлению заключённых осуществляет руководитель епархиального отдела по тюремному служению иерей Михаил Прут, который бывает в ИК регулярно один раз в месяц. Служит молебны, совершает таинства исповеди, причастия, служит панихиды по усопшим, привозит гостинцы: необходимые вещи, продукты.

Читать еще:  Когда можно читать каноны. Как читать «Правильные каноны» дома

Начинал иерей Михаил свою работу в отделе по тюремному служению Новосибирской епархии в 2008 года под руководством игумена Владимира (Соколова).

Пригодился о. Михаилу предыдущий опыт работы на Севере. Закончил Сибирский автодорожный институт (ныне академия СибАДИ), потом строил дороги в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нефтеюганске. Прошёл путь от мастера до начальника участка. Работа в суровых условиях научила многому.

Ближайшие планы – достроить храм, освятить престол и совершить первую Божественную литургию. При освящении храма и престола, туда Господом приставляется ангел Церкви, который охраняет храм и то место, где он поставлен. Благодать Божия будет покрывать всех, кто находится рядом. Заключённые ждут скорейшего завершения строительства и первой Литургии.

Милосердие: жить ради покаяния

Нет в России храма, где не было бы изображения святителя Николая. Есть его лик и на стене храма, который когда-то был главным собором Кирилло-Новоезерского монастыря на острове Огненном в Новом озере (Белозерский район). Монастырь давно занимает исправительная колония, в 1990-е годы здесь стали размещать приговоренных к пожизненному заключению. Сейчас о том, что здесь шли когда-то богослужения, говорят лишь чудом уцелевшие в перестройках архитектурные храмовые элементы зданий колонии да два частично сохранившихся лика святых. Один из них – святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, которого на Руси ласково зовут Николой Угодником.

Некоторые считают, что веры у здешних насельников не найти: общение с батюшкой для них – только возможность поживиться за церковный счет да хоть какое-то разнообразие внести в свою жизнь, где день ото дня неотличим. Видят заключенные только сокамерников да охрану, гулять им разрешается лишь в боксах – по сути, те же камеры, где со всех четырех сторон железные стены и только вместо потолка – решетка.

Дело, в конце концов, не в тяжести греха, а в собственном понимании содеянного. Не все признают свою вину, даже если доказательства страшных преступлений бесспорны: жертвы виноваты сами, так сложилось… Но для некоторых осужденных приход батюшки – не развлечение, а помощь раскаявшейся душе.

Виктор на «пятаке» уже почти 25 лет. Сейчас ему 47, а расстрельный приговор ему зачитали в 23. Судили Виктора за групповое разбойное нападение, убийство двух таксистов. Два года молодой человек ожидал казни, но вместо расстрела его помиловали и отправили на остров Огненный. Там и задумался, зачем жил и как жить дальше. Стал писать в разные храмы: разъясните, как жить? Тогда он совершенно не видел смысла жизни. Зачем жить, если держат, как писал Бродский, «вместо дикого зверя в клетке»? Получил ответ от вологодского батюшки – протоиерея Георгия Иванова.

– Батюшка четко написал: жить надо ради покаяния, – вспоминает Виктор. – И мне стало ясно, для чего Господь оставил меня на земле.

Отец Георгий 20 лет был настоятелем Андреевского храма в Вологде и скончался в 2010 году. Его многие помнят и любят, многих он наставил на путь истинный.

Многие считают: они совершили преступления, справедливо за это наказаны и пусть теперь страдают за все свои злодеяния. Но ведь милосердие – это помощь не только тем, кто нуждается, но – и прежде всего – тому, кто дает. Помощь духовная, которая может оказаться спасительной.

Убийца прятался в монастыре и там раскаялся

10 июня 2011 1:00 51

– Отдавай долг или собирай манатки и освобождай жилье! – Терпение Валентина Царева, владельца однокомнатной квартиры, которую снимал 24-летний Дамир Мулюков, лопнуло. Он пришел выбивать из обнаглевшего постояльца оплату за два прошедших месяца.

– Нет денег, – возражал пьяный квартирант.

– Тогда вали отсюда! – Хозяин схватил молодого человека за шиворот и потащил к двери. Мулюков вырвался, метнулся за кухонным ножом и всадил его в противника. А потом еще и еще.

СТАЛ ИГРОМАНОМ

Недавно в городском суде подмосковного Железнодорожного огласили приговор Дамиру Мулюкову , который после кровавой расправы над хозяином съемной квартиры сбежал под Рязань . Там он спрятался в мужском монастыре. А потом. пришел с повинной!

Дамир Мулюков приехал в Москву из Оренбургской области. Сбежал от бабушки, которая его воспитывала, после окончания школы (мать, отпетая наркоманка, бросила сына сразу после его рождения). В столице кантовался четыре года, потом женился – парочка поселилась на съемной квартире в Железнодорожном. Дамир устроился работать охранником в итальянский ресторанчик, в семье родилась дочь Настя.

Правда, брак развалился уже через год. Жена подала на развод, после того как муж стал раз за разом спускать всю зарплату в игровых автоматах.

А Мулюков все больше привязывался к «одноруким бандитам». И так как денег для игры не хватало, устроился на вторую работу – администратором в местное кафе «Сказка». Там парень и совершил свое первое преступление.

– В мае 2007 года, в канун школьных выпускных вечеров, Мулюков стал обманывать клиентов кафе, принимая у них заказы на проведение банкетов, – рассказывает руководитель Следственного отдела по Железнодорожному Борис Асриян. – Он обсуждал с родителями школьников детали торжества – праздничное меню, украшение зала, музыкальное оформление. Потом собирал с них деньги, хотя это в его обязанности не входило.

Читать еще:  Покупать молоко во сне к чему. «Сонник Молоко приснилось, к чему снится во сне Молоко

Через несколько дней у хитреца на руках было 300 тысяч рублей, которые он тут же «вложил» в автоматы – хотел выиграть в несколько раз больше. Но сказки не вышло и на этот раз: игроман вновь остался без копейки.

У 58-летнего Валентина остались больная жена, две дочери и внучка.

«НАДО ХЛАМ НА ПОМОЙКУ ВЫНЕСТИ»

На работе в «Сказке» Дамир больше не появлялся, сидел дома. Нечем было платить и за съемное жилье. Хозяин квартиры, Валентин Царев, сначала звонил несколько раз в день, а 3 июня 2007 года пришел сам. К тому времени Мулюков задолжал ему 24 тысячи рублей.

«Не могу вспомнить, как началась драка, – объяснял потом убийца. – Все было как в дурном сне. Царев выгонял меня, но идти мне было некуда. »

Квартирант зверски расправился с хозяином квартиры: позже эксперты насчитали на теле мужчины 19 ножевых ранений. А Мулюков сразу после убийства ушел во двор пить водку. Ближе к ночи вернулся, снял со стены ковер и завернул в него мертвое тело, перетянув шнуром.

Утром убийца позвонил приятелю:

– Помоги с машиной – надо из квартиры хлам всякий на помойку вывезти.

Труп Мулюков и его приятель бросили в ближайшей лесополосе.

Дочь Царева вспоминает, как после исчезновения отца она разговаривала с его убийцей.

– Я в два часа ночи проснулась, почувствовала, что с папой случилось что-то неладное, – рассказывает Екатерина. – Стала набирать его номер, но телефон был отключен. Это тоже показалось подозрительным, так как папа даже ночью мобильник никогда не отключал. Я обзвонила его друзей. Ни у кого его не было. Потом нашла в записной книжке номер квартиранта – Дамира. Тот мне ответил, что накануне отец был у него, забрал деньги и ушел. А через день Мулюков сам мне позвонил: «Как там ваш папа? Нашелся?»

Валентина нашли. Через два дня – на обочине лесопарка. Екатерина сразу опознала отца и рассказала следователям о недавнем разговоре с квартирантом. Мулюков был объявлен в федеральный розыск как главный подозреваемый в убийстве. Но к тому времени он уже отключил телефон и исчез.

«Я УБИЛ ЧЕЛОВЕКА»

Преступник спрятался в 180 километрах от Москвы – в Свято-Троицком мужском монастыре на окраине Рязани. Жил как у Христа за пазухой. В этом монастыре есть небольшая гостиница для паломников. Приезжающим здесь предоставляют трапезу и ночлег. Вскоре Мулюкова взяли в трудники – он начал работать по монастырскому хозяйству. Потом стал послушником. Никому из монахов и в голову не приходило, что с ними в обители живет, ест и молится убийца.

В стенах монастыря Дамир провел три с половиной года. Отпустил длинные черные волосы, но, по его словам, изменился он не только внешне.

– Я осознал, какой грех совершил, – рассказывал потом Мулюков следователям.

В ноябре 2010 года Дамир приехал в Москву и отправился в первое попавшееся отделение милиции.

– Я убил человека! – сказал он с порога в ОВД « Китай -город». – Это было в Железнодорожном.

Дежурные связались с местной милицией. «Было такое?» – «Было». На Мулюкова надели наручники.

Что же разбудило в нем совесть? Возможно, молитвы, возможно, то, что в монастыре пришлось забыть прежние привычки – страсть к игре и пьянство. А может, парень наконец осознал, что будет вынужден всю жизнь прятаться.

Впрочем, даже раскаявшись, преступник не принял приговор с христианским смирением: получив семь с половиной лет колонии строго режима, тут же оформил кассационную жалобу и попросил уменьшить срок.

Но областной суд оставил приговор без изменения.

Фото из уголовного дела: Дамир Мулюков (в центре) сам показал следователям, где в 2007 году выбросил тело мужчины.

ЗВОНОК АРХИМАНДРИТУ

В Свято-Троицком монастыре Рязани вспомнили трудника Дамира Мулюкова – там его называли Димой. Ничего дурного о нем сказать не могли: пришел, как все, попросился, работал на нужды монастыря. Узнав, что он все эти годы находился в федеральном розыске за убийство, наместник монастыря архимандрит Андрей (Крехов) сильно удивился.

– Мы на всех трудников и послушников заводим анкеты, фотографируем для банка данных, – говорит отец Андрей. – Эти анкеты по первому запросу представляем и правоохранительным органам, и социальным службам. Милиция нас проверяет каждые четыре месяца.

– К вам может обратиться любой нуждающийся?

– Да, в нашей столовой кормим всех – и пьяных, и грязных. Ведь жалко людей. Раньше даже давали деньги для проезда домой, но некоторые их тут же пропивали. Поэтому сейчас обеспечиваем только проездными документами.

– А как к пьяницам относитесь?

– У нас в монастыре « сухой закон». Я сам не пью и не дай бог, если учую, что кто-нибудь хотя бы пил пиво. Был у нас, кстати, башкир Сулейманов . Хороший парень, христианин, с высшим образованием. Но пьющий! Раз ему сказали, два. На третий уже попросили покинуть стены монастыря.

Источники:

http://pravoslavie.ru/55699.html
http://pravoslavie.ru/75922.html
http://www.kp.ru/daily/25700/902529/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: