Может ли философия синтезировать мировоззрение и науку. Философское мировоззрение

Мировоззрение и философия

  • Предмет философии

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Одной из форм мировоззрения (научно-теоретической) является философия, которая изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Сущность мировоззрения

Всякая философия — это мировоззрение, т.е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Мировоззрение — сложный феномен человеческого сознания, который охватывает миропонимание и мировосприятие. Оно включает в себя:

  • видение человеком окружающего мира;
  • оценку качественных и количественных параметров природы;
  • осознание своего места в мире;
  • отношение человека, в том числе и практическое, к окружающей действительности во всем ее многообразии.

Мировоззрение связано с упорядоченным целенаправленным отражением в сознании человека многообразия освоенных им (в той или иной мере) явлений, процессов и отношений бытия. Наконец, мировоззрение играет важнейшую роль в деятельности человека, в его практических взаимодействиях с доступными на данный момент фрагментами мира.

Мировоззрение — система взглядов, убеждений, идеалов, принципов, определяющих отношение субъекта к окружающему миру, к обществу, к самому себе, а также практическую деятельность человека.

Из всех форм знания именно философия является наиболее универсальной, глубокой и разносторонней духовно-информационной системой. Философское знание обеспечивает максимум условий для формирования самых емких по содержанию и разнообразных по форме систем целостного восприятия мира. Самая первая функция философии — представлять и выражать мировоззрение.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

  • философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;
  • философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;
  • философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.

Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Ценностные ориентации, вера, убеждение и идеалы

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал — это мечта:

  • о совершенном обществе, в котором все честно;
  • гармонически развитой личности;
  • разумных межличностных отношениях;
  • нравственном;
  • прекрасном;
  • реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

  • духовное ядро личности;
  • основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

Философия как мировоззрение

Специфика философии такова, что она не является лишь прикладным знанием о мире. Философия, до определенного времени «вбиравшая» в себя и все научное знание, и в немалой степени искусство, тем не менее не тождественна ни науке, ни искусству, ни какой-либо другой форме человеческого восприятия мира.

Философия предполагает четкий понятийно-категориальный аппарат. Философское знание опирается прежде всего на знания (а не на вымыслы и традиции). Как и наука, философское знание отличается логичностью выводов, рефлексивностью — т.е. «само- изучением», критическим отношением к собственным форме и содержанию. Философия стремится к совершенствованию элементов методологической базы, систематизации накопленной информации. И это также роднит ее с наукой.

Читать еще:  Какое число получится если округлить 73 7. Округление чисел в Microsoft Excel

Однако философия изучает не только то, как мир существует сам по себе, но и значение этого мира для людей. Она рассматривает вопросы смысла жизни и смерти, свободы и ответственности, должного и сушею и т.д. Этим она похожа на мифологию и религию и одновременно отличается от науки.

Философия, таким образом, уникальна. Уникальность ее — в многоаспектности, в способности проявляться самым различным образом. Важнейшая форма проявления философии заключается в том, что она является одним из основных видов мировоззрения; причем во многом видом, наиболее совершенным.

Философия развивается быстрее мифологии и религии; кроме того, ее развитие более разнообразно. Это обусловлено, с одной стороны, необходимой связью философии с решением социально- практических задач, с историческими условиями, с другой — ростом научного знания, с которым философия тесно взаимодействует.

Рис. Мировоззрение и его типы.

Философия аккумулирует накопленные людьми опыт и знания, оказываясь наиболее полным выразителем современной ей культуры. Это происходит путем непосредственного и опосредованного взаимодействия философии с наукой, с искусством, с религией, с повседневной жизнью общества. Философия в определенной мере взаимообусловлена экономикой и характером материального производства, политикой, правом. В ней в концентрированном виде отражается уровень развития отдельной цивилизации и человеческой в целом.

Типы философского мировоззрения

В историческом многообразии можно выделить три основополагающих типа философского мировоззрения.

Первый из них — космоцентризм — философское мировоззрение, в центре которого находится осмысление Космоса, Вселенной, понимаемой как всесильное начало, основа, главный закон, определяющий все сущее в природе, обусловливающей жизнь человека и общества. Такое мировоззрение было наиболее распространено в древних цивилизациях — Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.

Теоцентризм — следующий тип философского мировоззрения, в центре внимания которого находится Бог. Волей и самим существованием Бога объясняются бытие и развитие всех элементов, составляющих мир, созданный Богом. Такое мировоззрение было наиболее распространено в Средние века в христианской Европе и в исламских странах.

Антропоцентризм — третий основной тип философского мировоззрения. Он характерен постановкой в центр внимания философских концепций проблемы человека, его сущности, возможностей, устремлений, ценностей, предназначения в этом мире, задач. Антропоцентрическая традиция берет свое начало в древности (в частности в античности — в учении Сократа), но развитие свое получила в эпоху Возрождения и позже стала доминировать прежде всего в западноевропейской философии.

При этом надо понимать, что, по сути, вся философия антропоцентрична, так как отражает взгляд на мир именно человека. Это справедливо даже в том случае, когда речь идет о религиозном знании. Более того, исследователи и в насквозь теоцентричной религиозной философии выделяют антропологизм; действительно, человек — центральная и самая «ответственная», в силу присущей ему рефлексии, фигура среди всех творений Бога. Другими словами, антропоцентризм как тип мировоззрения неверно отождествлять с принципиальной антропоцептричностью человеческого мышления или одним из принципов религиозной философии.

Современные философские концепции преимущественно антропоцентричны. но могут содержать в себе отдельные элементы других типов философского мировоззрения. Любая конкретная философская система отражает мировоззрение как минимум одного человека, а может выражать основные идеалы, интересы, принципы и ценности группы людей, социальной страты и даже целого общества. Другими словами, философская концепция может стать идеологией.

Идеология — упорядоченная совокупность (система) идей, выражающая взгляды конкретного социального образования (социальной группы, страты, социального масса, общества в целом, т.е. определенного социального субъекта) на социальную действительность в ее конкретных проявлениях, ее прошлое, настоящее и перспективы ее развития, отражающая ценности, интересы и цели деятельности данного образования.

Мировоззрение связано с социальной эволюцией. Поэтому философские системы могут с течением времени претерпевать определенные изменения.

Итак, различные виды и типы мировоззрения обусловлены социально-историческим развитием, они формировались входе практической деятельности человека по мере развития его мышления и накопления опыта. Из известных основных видов мировоззрения — мифологического, религиозного, философского — в наше время преобладает последний. Представлять мировоззрение — важная, хоть и не единственная, функция философии.

Философия как мировоззрение и наука. Предмет философии как науки.

Философия – от гр. «любовь к мудрости». Возникает в 7-6 веках в Индии (буддизм), в Китае (даосизм) и в Греции.

3 гипотезы появления философии:

1. мифогенная – философия произошла от мифа. Сторонник А.Ф.Лосев. Миф и философия мыслят масштабно.

2. гносеогенная – («гнос» – знание, познание) – усовершенствование самопознания. До философии нужно созреть. Предпосылки для этого:

– интуиция (способность предвосхищения);

3. социогенная – упор на развитие общества:

– городская жизнь постоянно требует выбора;

– город показывает человеку его индивидуальную значимость, человек-индивид;

Существует несколько точек зрения на соотношение философии и науки. Аристотель и Гегель («наука из наук») утверждали, что ф. – это система научных знаний. Другая точка зрения – что ф. субъективна, оперирует ненаучным языком, в нее входит также культура, следовательно ф. – это мировоззрение, модернизированный миф и она сродни религии (М. Шклик, Р. Карнап). Третья точка зрения – ф. и наука две самостоятельные системы знаний, которые неразрывно связаны между собой.

Критерии научности: объектиивность, рациональность, эссенциалистская направленность, системность знания, проверяемость. Эти критерии особенно применимы к таким частям фил. знания, как онтология (фил. природы), и методологии научного познания.

Читать еще:  Финансовый гороскоп овна мужчины на сентябрь. Любовный гороскоп для знака овен на сентябрь

Аргументы, подтверждающие что ф. – это наука:

– ф. имеет единые с наукой принципы освоения действительности, важнейшими среди них являются объективность, системность, проблемность

– ф. как предельно общее знание интегрирует и обобщает научное знание

– ф. выполняет единые с наукой функции: познавательную, прогностическую, методологическу, мировоззренческую, воспитательную и др.

– ф. имеет свои законы (диалектики, развития общества и др.) и свой категориальный аппарат (материя, сознание, бытие, время, общество, человек и т.д)

– если допустить, что ф. не явл. наукой, то тогда наукой также не явл. все обществознание – история, этика, эстетика, социология и т.п.

Сегодня можно утверждать, что ф. – это научное мировоззрение, т.е. мировоззрение, основывающееся на рациональном знании. Философия – это обобщение знаний о мире, и является не только мировоззрением, но и всеобщей методологией. Ф. интегрирует рациональное знание науки и чувственное знание культуры, становясь рационально-эмоциональным мировоззрением.

В вопросе о предмете философии она рассматривается прежде всего как наука. Она изучает наиболее общие законы бытия и мышления.

Философия как наука:

– изучает предельно общие законы природы, общества и мышления.

– является всеобщей методологией, предельно общим способом, путем познания и преобразования действительности.

Но если считать, что философия – предельно общее знание, то это – мировоззрение, а мировоззрение не является наукой.

Философия – это вид мировоззрения. Мировоззрение– система взглядов, принципов и убеждений, определяющих действия человека и его отношения с другими людьми, система взглядов, связанных между собой. Убеждение – это то ,что человек вырабатывает сам. Любое мировоззрение прикреплено к реальной практике.

Мировоззрения: художественное, научное и т.д.

2. Онтологиечские проблемы философии. Бытие, материя, движение, пространство и время как предельные философские категории.

Онтология – раздел философии, учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования.

Бытие – самая общая философская категория. Она охватывает весь мир в целом. Содержание понятия «бытие» в каждой фил. системе свое.

Выделяют основные формы бытия:

– бытие вещей (тел) (бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком)

– бытие человека (бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие)

– бытие духовного (идеального) (индивидуализированное духовное и объективированное духовное)

– бытие социального (индивидуальное бытие и бытие в обществе)

Три уровня бытия:

– потенциальное бытие, существование в возможности

– актуальное бытие, реализовавшаяся возможность

– нисходящее бытие, идущее к гибели.

Категории «бытие» противостоит понятие «небытие». Это уходящие в прошлое фрагменты настоящего бытия (ретроспективное бытие), виртуальная реальность (нечто существующее, недоступное восприятию, например вакуум). Небытие разграничивает актуальное и потенциальное бытие, в таком случае потенциальное бытие близко к небытию.

Три аспекта проблемы бытия:

1. Мир есть, постоянно наличествует. Это противоречивое единство непреходящего бытия природы и переходящего бытия вещей (отдельные вещи исчезают, а мир в целом существует).

2. Вопрос о всеобщем, общем для всего. Бытие мира есть предпосылка его единства.

3. Мир как совокупная реальность (для сознания и действия каждого человека)

Проблема бытия – это вопрос о предельных основаниях многообразного мира.

Материя– объективная реальность (досутпная человеку в опр. сфере его деятельности и на опр. этапе ист. развития). Материальными признаются не только телесные предметы, но и их свойства и отношения. (Бытие же охватывает и объективную, и субъективную реальность). При этом философское осмысление мира обычно начинается с разграничения материального и идеального. (марксизм как и дальше)

Движение– философская категория для обозначения любого изменения, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Весь мир находится в состоянии непрерывного движения. Мир – совокупность процессов. Основа соц. формы движения –целесообразная деятельность людей.

Пространство– протяженность и порядок сосуществования материальных объектов.

Время– длительность и последовательность событий и состояний материальных объектов (Аристотель, Кар, Ньютон, Эйнштейн).

При этом, по Эйнштейну, время можно считать только локальным, а не всеобщим.

М. Хайдеггре опираясь на Августина, выделяет:

«настоящее прошлого» (результаты прошлых событий, процессов и т.п в «объективной» и духовной сфере),

– «настоящее настоящего» (критерии выделения его фрагментов: по сферам действительности; по степени осведомленности о процессах и событиях и отличию реальнх знаний о них от их внешней интерпретации; по характеру эмоционального отношения к «настоящему») и

– «настоящее будущего» (способность. Человека определять цели своей деятельности)

Биологическое пространство – строение организмов.

Биологическое время, различное для различных организмов.

Социальное пространство– результат предшествующей деятельности людей.

Социальное время –движение от прошлого к будущему, настоящее не только отделяет прошлое и будущее, но и объединяет их.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Философия и наука. Философское и научное мировоззрение

Слово «философия» происходит от двух греческих слов – «phileo» – люблю и «sophia» – мудрость, так что в целом получаем – любовь к мудрости.

Часто философское знание определяется как знание научное. Однако существует ряд отличий философии от науки, которые заставляли многих мыслителей поставить под вопрос отождествление науки и философии.

Во-первых, философия, так же как и наука, – это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Философия не ставит специально перед собой задачу испытания эстетических чувств, как это делает искусство, или нравственных действий, как этого требуют религия и мораль. Хотя философия может рассуждать и об искусстве, и о религии, но она в первую очередь – рассуждение, мышление обо всех этих предметах.

Читать еще:  Женщине снится другой мужчина. Сонник - Замуж выходить замужней женщине

Несомненно, что философия близка к науке стремлением не просто утверждать и принимать на веру какие-то положения, но пытаться вначале подвергнуть их критике и обоснованию. Только если эти положения удовлетворят требованиям критики, они принимаются в состав философского знания. В этом – сходство философии и науки. Как и наука, философия представляет из себя разновидность критического мышления, которое пытается ничего не принимать просто на веру, но все подвергать критике и доказательству.

В то же время существует важное отличие философского знания от знания научного. Все науки – представляют из себя частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира. В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом, в единстве неорганических и органических процессов, жизни индивида и общества, и т.д. Философия – это проект универсального знания, универсальной науки. Т.о. по своему предмету исследования философия отличается от наук: науки в качестве своего предмета имеют части мира, философия – мир в целом.

Подводя краткий итог, можно заключить, что 1) философия подобна научному знанию по методу познания – так же, как и частные науки, философия использует критический метод познания, основанный на доказательствах и обоснованиях. 2) философия отличается от частных наук по предмету познания – в отличие от частных наук, философия пытается критически познать мир в целом, наиболее универсальные законы и принципы.

Здесь следует подчеркнуть, что до сих пор подлинно научное знание удавалось построить только в рамках частного, неуниверсального, знания. Такое знание отличается высокой строгостью и достоверностью, но в то же время является знанием частным. Что же касается философского – универсального – знания, то пока опять-таки удавалось построить лишь универсальное, но не слишком строгое знание. Очень трудно совместить в конечном человеческом разуме высокую строгость и универсальность. Обычно знание либо строгое и неуниверсальное, либо универсальное, но не слишком строгое. Именно поэтому философию сегодня нельзя называть подлинной наукой, но скорее – универсальным учением, или знанием.

Философия может не отличаться от науки в двух случаях: 1) когда уровень развития научной строгости еще недостаточно велик, и примерно равен строгости философского знания. Такая ситуация существовала в древности, когда все науки были разделами философского знания, 2) когда философия сможет догнать науку по уровню повышенной строгости. Может быть, это произойдет в будущем, и тогда философия станет полноправной синтетической наукой, но пока с уверенностью говорить об этом трудно.

Даже если философия не обладает сегодня достаточным для науки уровнем строгости, существование и такого универсального знания – это в любом случае нечто лучшее, чем вообще полное отсутствие синтетического знания. Дело в том, что создание универсального знания о мире, синтез знаний частных наук – это фундаментальное стремление человеческого разума. Знание считается не вполне истинным, если оно разорвано на множество не связанных фрагментов. Так как мир един, то и подлинное знание о мире тоже должно представлять из себя некое единство. Философия ни в коем случае не отвергает частных знаний отдельных наук, она должна лишь синтезировать эти частные знание в некое целостное знание. Т.о. синтез знания – основной метод философии. Частные науки нарабатывают части этого синтеза, философия призвана возвести все эти части к некоторому высшему единству. Но настоящий синтез – это всегда непростая задача, которую никогда нельзя свести просто к рядоположенности отельных частей знания. Поэтому философию нельзя разложить просто в сумму всех частных наук, или заменить этой суммой философское знание. Синтетическое знание требует своих собственных усилий, хотя и зависимых, но вполне не сводимых к познавательным усилиям отдельных наук.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источники:

http://www.grandars.ru/college/filosofiya/mirovozzrenie-i-filosofiya.html
http://studopedia.ru/14_76810_filosofiya-kak-mirovozzrenie-i-nauka-predmet-filosofii-kak-nauki.html
http://studopedia.org/6-75459.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: