Может ли философия синтезировать мировоззрение и науку. Философское мировоззрение
Мировоззрение и философия
- Предмет философии
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях.
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.
Одной из форм мировоззрения (научно-теоретической) является философия, которая изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Сущность мировоззрения
Всякая философия — это мировоззрение, т.е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.
Мировоззрение — сложный феномен человеческого сознания, который охватывает миропонимание и мировосприятие. Оно включает в себя:
- видение человеком окружающего мира;
- оценку качественных и количественных параметров природы;
- осознание своего места в мире;
- отношение человека, в том числе и практическое, к окружающей действительности во всем ее многообразии.
Мировоззрение связано с упорядоченным целенаправленным отражением в сознании человека многообразия освоенных им (в той или иной мере) явлений, процессов и отношений бытия. Наконец, мировоззрение играет важнейшую роль в деятельности человека, в его практических взаимодействиях с доступными на данный момент фрагментами мира.
Мировоззрение — система взглядов, убеждений, идеалов, принципов, определяющих отношение субъекта к окружающему миру, к обществу, к самому себе, а также практическую деятельность человека.
Из всех форм знания именно философия является наиболее универсальной, глубокой и разносторонней духовно-информационной системой. Философское знание обеспечивает максимум условий для формирования самых емких по содержанию и разнообразных по форме систем целостного восприятия мира. Самая первая функция философии — представлять и выражать мировоззрение.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:
- философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;
- философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;
- философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.
Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение может быть:
Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).
Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
Ценностные ориентации, вера, убеждение и идеалы
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.
Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.
Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.
Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.
Идеал — это мечта:
- о совершенном обществе, в котором все честно;
- гармонически развитой личности;
- разумных межличностных отношениях;
- нравственном;
- прекрасном;
- реализации своих возможностей на благо человечества.
Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.
- духовное ядро личности;
- основу мировоззрения.
Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.
Философия как мировоззрение
Специфика философии такова, что она не является лишь прикладным знанием о мире. Философия, до определенного времени «вбиравшая» в себя и все научное знание, и в немалой степени искусство, тем не менее не тождественна ни науке, ни искусству, ни какой-либо другой форме человеческого восприятия мира.
Философия предполагает четкий понятийно-категориальный аппарат. Философское знание опирается прежде всего на знания (а не на вымыслы и традиции). Как и наука, философское знание отличается логичностью выводов, рефлексивностью — т.е. «само- изучением», критическим отношением к собственным форме и содержанию. Философия стремится к совершенствованию элементов методологической базы, систематизации накопленной информации. И это также роднит ее с наукой.
Однако философия изучает не только то, как мир существует сам по себе, но и значение этого мира для людей. Она рассматривает вопросы смысла жизни и смерти, свободы и ответственности, должного и сушею и т.д. Этим она похожа на мифологию и религию и одновременно отличается от науки.
Философия, таким образом, уникальна. Уникальность ее — в многоаспектности, в способности проявляться самым различным образом. Важнейшая форма проявления философии заключается в том, что она является одним из основных видов мировоззрения; причем во многом видом, наиболее совершенным.
Философия развивается быстрее мифологии и религии; кроме того, ее развитие более разнообразно. Это обусловлено, с одной стороны, необходимой связью философии с решением социально- практических задач, с историческими условиями, с другой — ростом научного знания, с которым философия тесно взаимодействует.
Рис. Мировоззрение и его типы.
Философия аккумулирует накопленные людьми опыт и знания, оказываясь наиболее полным выразителем современной ей культуры. Это происходит путем непосредственного и опосредованного взаимодействия философии с наукой, с искусством, с религией, с повседневной жизнью общества. Философия в определенной мере взаимообусловлена экономикой и характером материального производства, политикой, правом. В ней в концентрированном виде отражается уровень развития отдельной цивилизации и человеческой в целом.
Типы философского мировоззрения
В историческом многообразии можно выделить три основополагающих типа философского мировоззрения.
Первый из них — космоцентризм — философское мировоззрение, в центре которого находится осмысление Космоса, Вселенной, понимаемой как всесильное начало, основа, главный закон, определяющий все сущее в природе, обусловливающей жизнь человека и общества. Такое мировоззрение было наиболее распространено в древних цивилизациях — Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.
Теоцентризм — следующий тип философского мировоззрения, в центре внимания которого находится Бог. Волей и самим существованием Бога объясняются бытие и развитие всех элементов, составляющих мир, созданный Богом. Такое мировоззрение было наиболее распространено в Средние века в христианской Европе и в исламских странах.
Антропоцентризм — третий основной тип философского мировоззрения. Он характерен постановкой в центр внимания философских концепций проблемы человека, его сущности, возможностей, устремлений, ценностей, предназначения в этом мире, задач. Антропоцентрическая традиция берет свое начало в древности (в частности в античности — в учении Сократа), но развитие свое получила в эпоху Возрождения и позже стала доминировать прежде всего в западноевропейской философии.
При этом надо понимать, что, по сути, вся философия антропоцентрична, так как отражает взгляд на мир именно человека. Это справедливо даже в том случае, когда речь идет о религиозном знании. Более того, исследователи и в насквозь теоцентричной религиозной философии выделяют антропологизм; действительно, человек — центральная и самая «ответственная», в силу присущей ему рефлексии, фигура среди всех творений Бога. Другими словами, антропоцентризм как тип мировоззрения неверно отождествлять с принципиальной антропоцептричностью человеческого мышления или одним из принципов религиозной философии.
Современные философские концепции преимущественно антропоцентричны. но могут содержать в себе отдельные элементы других типов философского мировоззрения. Любая конкретная философская система отражает мировоззрение как минимум одного человека, а может выражать основные идеалы, интересы, принципы и ценности группы людей, социальной страты и даже целого общества. Другими словами, философская концепция может стать идеологией.
Идеология — упорядоченная совокупность (система) идей, выражающая взгляды конкретного социального образования (социальной группы, страты, социального масса, общества в целом, т.е. определенного социального субъекта) на социальную действительность в ее конкретных проявлениях, ее прошлое, настоящее и перспективы ее развития, отражающая ценности, интересы и цели деятельности данного образования.
Мировоззрение связано с социальной эволюцией. Поэтому философские системы могут с течением времени претерпевать определенные изменения.
Итак, различные виды и типы мировоззрения обусловлены социально-историческим развитием, они формировались входе практической деятельности человека по мере развития его мышления и накопления опыта. Из известных основных видов мировоззрения — мифологического, религиозного, философского — в наше время преобладает последний. Представлять мировоззрение — важная, хоть и не единственная, функция философии.
Философия как мировоззрение и наука. Предмет философии как науки.
Философия – от гр. «любовь к мудрости». Возникает в 7-6 веках в Индии (буддизм), в Китае (даосизм) и в Греции.
3 гипотезы появления философии:
1. мифогенная – философия произошла от мифа. Сторонник А.Ф.Лосев. Миф и философия мыслят масштабно.
2. гносеогенная – («гнос» – знание, познание) – усовершенствование самопознания. До философии нужно созреть. Предпосылки для этого:
– интуиция (способность предвосхищения);
3. социогенная – упор на развитие общества:
– городская жизнь постоянно требует выбора;
– город показывает человеку его индивидуальную значимость, человек-индивид;
Существует несколько точек зрения на соотношение философии и науки. Аристотель и Гегель («наука из наук») утверждали, что ф. – это система научных знаний. Другая точка зрения – что ф. субъективна, оперирует ненаучным языком, в нее входит также культура, следовательно ф. – это мировоззрение, модернизированный миф и она сродни религии (М. Шклик, Р. Карнап). Третья точка зрения – ф. и наука две самостоятельные системы знаний, которые неразрывно связаны между собой.
Критерии научности: объектиивность, рациональность, эссенциалистская направленность, системность знания, проверяемость. Эти критерии особенно применимы к таким частям фил. знания, как онтология (фил. природы), и методологии научного познания.
Аргументы, подтверждающие что ф. – это наука:
– ф. имеет единые с наукой принципы освоения действительности, важнейшими среди них являются объективность, системность, проблемность
– ф. как предельно общее знание интегрирует и обобщает научное знание
– ф. выполняет единые с наукой функции: познавательную, прогностическую, методологическу, мировоззренческую, воспитательную и др.
– ф. имеет свои законы (диалектики, развития общества и др.) и свой категориальный аппарат (материя, сознание, бытие, время, общество, человек и т.д)
– если допустить, что ф. не явл. наукой, то тогда наукой также не явл. все обществознание – история, этика, эстетика, социология и т.п.
Сегодня можно утверждать, что ф. – это научное мировоззрение, т.е. мировоззрение, основывающееся на рациональном знании. Философия – это обобщение знаний о мире, и является не только мировоззрением, но и всеобщей методологией. Ф. интегрирует рациональное знание науки и чувственное знание культуры, становясь рационально-эмоциональным мировоззрением.
В вопросе о предмете философии она рассматривается прежде всего как наука. Она изучает наиболее общие законы бытия и мышления.
Философия как наука:
– изучает предельно общие законы природы, общества и мышления.
– является всеобщей методологией, предельно общим способом, путем познания и преобразования действительности.
Но если считать, что философия – предельно общее знание, то это – мировоззрение, а мировоззрение не является наукой.
Философия – это вид мировоззрения. Мировоззрение– система взглядов, принципов и убеждений, определяющих действия человека и его отношения с другими людьми, система взглядов, связанных между собой. Убеждение – это то ,что человек вырабатывает сам. Любое мировоззрение прикреплено к реальной практике.
Мировоззрения: художественное, научное и т.д.
2. Онтологиечские проблемы философии. Бытие, материя, движение, пространство и время как предельные философские категории.
Онтология – раздел философии, учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования.
Бытие – самая общая философская категория. Она охватывает весь мир в целом. Содержание понятия «бытие» в каждой фил. системе свое.
Выделяют основные формы бытия:
– бытие вещей (тел) (бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком)
– бытие человека (бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие)
– бытие духовного (идеального) (индивидуализированное духовное и объективированное духовное)
– бытие социального (индивидуальное бытие и бытие в обществе)
Три уровня бытия:
– потенциальное бытие, существование в возможности
– актуальное бытие, реализовавшаяся возможность
– нисходящее бытие, идущее к гибели.
Категории «бытие» противостоит понятие «небытие». Это уходящие в прошлое фрагменты настоящего бытия (ретроспективное бытие), виртуальная реальность (нечто существующее, недоступное восприятию, например вакуум). Небытие разграничивает актуальное и потенциальное бытие, в таком случае потенциальное бытие близко к небытию.
Три аспекта проблемы бытия:
1. Мир есть, постоянно наличествует. Это противоречивое единство непреходящего бытия природы и переходящего бытия вещей (отдельные вещи исчезают, а мир в целом существует).
2. Вопрос о всеобщем, общем для всего. Бытие мира есть предпосылка его единства.
3. Мир как совокупная реальность (для сознания и действия каждого человека)
Проблема бытия – это вопрос о предельных основаниях многообразного мира.
Материя– объективная реальность (досутпная человеку в опр. сфере его деятельности и на опр. этапе ист. развития). Материальными признаются не только телесные предметы, но и их свойства и отношения. (Бытие же охватывает и объективную, и субъективную реальность). При этом философское осмысление мира обычно начинается с разграничения материального и идеального. (марксизм как и дальше)
Движение– философская категория для обозначения любого изменения, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Весь мир находится в состоянии непрерывного движения. Мир – совокупность процессов. Основа соц. формы движения –целесообразная деятельность людей.
Пространство– протяженность и порядок сосуществования материальных объектов.
Время– длительность и последовательность событий и состояний материальных объектов (Аристотель, Кар, Ньютон, Эйнштейн).
При этом, по Эйнштейну, время можно считать только локальным, а не всеобщим.
М. Хайдеггре опираясь на Августина, выделяет:
– «настоящее прошлого» (результаты прошлых событий, процессов и т.п в «объективной» и духовной сфере),
– «настоящее настоящего» (критерии выделения его фрагментов: по сферам действительности; по степени осведомленности о процессах и событиях и отличию реальнх знаний о них от их внешней интерпретации; по характеру эмоционального отношения к «настоящему») и
– «настоящее будущего» (способность. Человека определять цели своей деятельности)
Биологическое пространство – строение организмов.
Биологическое время, различное для различных организмов.
Социальное пространство– результат предшествующей деятельности людей.
Социальное время –движение от прошлого к будущему, настоящее не только отделяет прошлое и будущее, но и объединяет их.
185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Философия и наука. Философское и научное мировоззрение
Слово «философия» происходит от двух греческих слов – «phileo» – люблю и «sophia» – мудрость, так что в целом получаем – любовь к мудрости.
Часто философское знание определяется как знание научное. Однако существует ряд отличий философии от науки, которые заставляли многих мыслителей поставить под вопрос отождествление науки и философии.
Во-первых, философия, так же как и наука, – это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Философия не ставит специально перед собой задачу испытания эстетических чувств, как это делает искусство, или нравственных действий, как этого требуют религия и мораль. Хотя философия может рассуждать и об искусстве, и о религии, но она в первую очередь – рассуждение, мышление обо всех этих предметах.
Несомненно, что философия близка к науке стремлением не просто утверждать и принимать на веру какие-то положения, но пытаться вначале подвергнуть их критике и обоснованию. Только если эти положения удовлетворят требованиям критики, они принимаются в состав философского знания. В этом – сходство философии и науки. Как и наука, философия представляет из себя разновидность критического мышления, которое пытается ничего не принимать просто на веру, но все подвергать критике и доказательству.
В то же время существует важное отличие философского знания от знания научного. Все науки – представляют из себя частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира. В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом, в единстве неорганических и органических процессов, жизни индивида и общества, и т.д. Философия – это проект универсального знания, универсальной науки. Т.о. по своему предмету исследования философия отличается от наук: науки в качестве своего предмета имеют части мира, философия – мир в целом.
Подводя краткий итог, можно заключить, что 1) философия подобна научному знанию по методу познания – так же, как и частные науки, философия использует критический метод познания, основанный на доказательствах и обоснованиях. 2) философия отличается от частных наук по предмету познания – в отличие от частных наук, философия пытается критически познать мир в целом, наиболее универсальные законы и принципы.
Здесь следует подчеркнуть, что до сих пор подлинно научное знание удавалось построить только в рамках частного, неуниверсального, знания. Такое знание отличается высокой строгостью и достоверностью, но в то же время является знанием частным. Что же касается философского – универсального – знания, то пока опять-таки удавалось построить лишь универсальное, но не слишком строгое знание. Очень трудно совместить в конечном человеческом разуме высокую строгость и универсальность. Обычно знание либо строгое и неуниверсальное, либо универсальное, но не слишком строгое. Именно поэтому философию сегодня нельзя называть подлинной наукой, но скорее – универсальным учением, или знанием.
Философия может не отличаться от науки в двух случаях: 1) когда уровень развития научной строгости еще недостаточно велик, и примерно равен строгости философского знания. Такая ситуация существовала в древности, когда все науки были разделами философского знания, 2) когда философия сможет догнать науку по уровню повышенной строгости. Может быть, это произойдет в будущем, и тогда философия станет полноправной синтетической наукой, но пока с уверенностью говорить об этом трудно.
Даже если философия не обладает сегодня достаточным для науки уровнем строгости, существование и такого универсального знания – это в любом случае нечто лучшее, чем вообще полное отсутствие синтетического знания. Дело в том, что создание универсального знания о мире, синтез знаний частных наук – это фундаментальное стремление человеческого разума. Знание считается не вполне истинным, если оно разорвано на множество не связанных фрагментов. Так как мир един, то и подлинное знание о мире тоже должно представлять из себя некое единство. Философия ни в коем случае не отвергает частных знаний отдельных наук, она должна лишь синтезировать эти частные знание в некое целостное знание. Т.о. синтез знания – основной метод философии. Частные науки нарабатывают части этого синтеза, философия призвана возвести все эти части к некоторому высшему единству. Но настоящий синтез – это всегда непростая задача, которую никогда нельзя свести просто к рядоположенности отельных частей знания. Поэтому философию нельзя разложить просто в сумму всех частных наук, или заменить этой суммой философское знание. Синтетическое знание требует своих собственных усилий, хотя и зависимых, но вполне не сводимых к познавательным усилиям отдельных наук.
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Источники:
http://www.grandars.ru/college/filosofiya/mirovozzrenie-i-filosofiya.html
http://studopedia.ru/14_76810_filosofiya-kak-mirovozzrenie-i-nauka-predmet-filosofii-kak-nauki.html
http://studopedia.org/6-75459.html