Литургика. О богослужении во время пения Цветной триоди (от Пасхи до Недели Всех Святых)

Литургика. О богослужении во время пения Цветной триоди (от Пасхи до Недели Всех Святых)

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 587 639
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 544 986

М. С. Красовицкая

1. Важность Изучения Устава.

Наверно, нет необходимости говорить о важности изучения богослужения будущим пастырям, будущим катехизаторам, и вообще всем, желающим жить полнокровной церковной жизнью. Участие в богослужении является самым простым, самым естественным и легким способом воцерковления, вхождения в Церковь. Есть и другие, не менее важные и значимые церковные служения: например, служение миссионерское или подвиг христианского милосердия, однако именно богослужение, проживание богослужебных кругов легче и лучше всего вводит человека в Церковь. Когда мы познакомимся с Уставом, когда мы узнаем богослужение, нам не просто станет известна последовательность тех или иных его элементов — мы почувствуем замечательную структуру церковной службы, ее динамику, законы ее развития, смысл, вложенный в ее структуру. Все мы с нетерпением ждем рождественских или пасхальных песнопений, и как они замечательно звучат для нас в первый раз в году! Так нам откроются очень и очень многие песнопения других, пока, может быть, менее известных праздников.

Прежде всего необходимо уяснить себе предмет изучения и разобраться в терминах и понятиях. Хотя в учебной программе этот курс называется «литургика», к нему присоединяется объясняющее, расшифровывающее его слово «Устав». Что означает это слово? Есть книга, которая по-гречески называется «Типикон», а по-славянски «Устав». Может быть, наш курс будет заключаться в подробном изучении этой книги? Она содержит не все богослужения, которые мы совершаем в Церкви. Более того, эта книга не содержит всех указаний, которые нужны для совершения богослужения, поэтому изучения лишь её одной недостаточно. Обязательно нужен живой учитель, наставник, который введет в устную традицию, расскажет о том, что нигде не написано. Что такое Устав, можно почувствовать из самого корня этого слова, заключающего в себе идею установленности, упорядоченности.

Совершение богослужения по Уставу является общей и основной структурой литургической жизни Церкви, и почувствовать это очень просто: даже нарушения Устава, которые, к сожалению, являются нашей сегодняшней действительностью, стремятся стать Уставом. Нарушать какие-то, может быть, слишком сложные, предписания Устава люди стремятся не каждый раз по-разному, а всегда одинаково, т. е. по какому-то сокращенному, может быть, урезанному, но Уставу.

Но все же наш предмет заслуживает более полного названия, того, которое усвоено ему в учебной программе, — литургика. Это слово образовано от греческого слова λειτουργια, означающего «общее дело». И поскольку литургия — это центр богослужения, то и все, что относится к богослужению, будет называться литургической жизнью Церкви.

Однако наука литургика традиционно носит прикладной характер. Раньше на Западе бытовало название «рубрицистика», т. е. изучение некоторых «рубрик», некоторых пунктов Устава. Эта наука, по мысли прот. Александра Шмемана, отвечает на вопрос «как?» Как правильно совершить богослужение? Как правильно, в нужном порядке и правильным образом пропеть и прочитать богослужебные тексты? Но она не отвечает на вопрос «что?» На вопрос «Что совершается за богослужением?» может ответить только литургическое богословие, т. е. осмысление содержания и значения всех предписаний Устава.

Читать еще:  Литературная викторина «Приходи, сказка». Вопросы и задания к сказке

Конечно, наш курс не станет курсом литургического богословия и, может быть, даже не станет курсом «введения в литургическое богословие», поскольку это не в наших силах, но такой подход обязательно должен быть нашим ориентиром, нашим горизонтом, не исчезающим из поля зрения, чтобы погружение во внешние предписания не скрывало их смысла. Первым шагом от литургики к литургическому богословию может служить историческое изучение Устава. Именно история Устава легче и проще всего подводит нас ко многим сокровенным и глубоким его смыслам. Например, есть такая рубрика в Уставе: в церковном году существует ряд праздников, когда на литургии не поется Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а поется другая песнь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» Если мы обратимся к истории, то узнаем, что в древней Церкви в эти дни совершалось крещение большого количества оглашенных, и эта песнь включена в литургию именно потому, что присутствовали за богослужением только что крещеные люди. Сейчас в жизни Церкви этого уже нет, но замена эта, этот пункт в Уставе остался. Почему? Разве не праздным является это предписание, разве оно не стало пустой буквой исполнения традиции? Нет, конечно, это не так. Пение этого гимна ставит совершенно особый акцент на богослужении праздника, выделяет его из круга церковного года, показывает особенное учение Церкви о нем и заставляет совершенно особенным образом его воспринимать. И так каждое, даже самое мелкое предписание полно смысла, который не всегда лежит на поверхности, но который мы должны жадно искать.

Поскольку наш курс будет во многом обращен к изучению различных внешних предписаний, мы должны особенно много сил положить на то, чтобы ясно соотносить форму и содержание того богослужения, о котором мы будем говорить. И форма, в отношении к которой может появиться ощущение некоей вторичности, некоей необязательности, должна быть воспринята нами правильно. Непременно нужно почувствовать ее красоту и глубину. Для этого мне хотелось бы процитировать слова священника Сергия Щукина, автора статьи «Современные думы», появившейся в начале нашего века. Он говорит о проблемах современной ему церковной жизни, но сначала, можно сказать, воспевает гимн Уставу, помогает нам многое почувствовать, подходя к изучению Устава.

Основанием для нашего курса, фундаментом для него должен стать курс изучения церковных таинств. Само разделение курса литургики на две части ставит нас перед очень важной задачей разделения богослужений, их классификации. Дело в том, что в школьном богословии, к преодолению слабых сторон которого мы все так стремимся, было распространено разделение богослужения на общественное и частное. Само это разделение столь сильно не соответствует природе Церкви, что сознание церковного человека не может его принять. Так, к общественным службам причислялись, конечно, литургия, всенощная, панихида, молебен, а также ряд других богослужений. Зато «частными» богослужениями, как будто бы относящимися только к отдельным лицам, считались величайшие таинства Церкви: таинство Крещения, таинство Миропомазания, таинство Брака.

Читать еще:  К чему снится круглый стол с людьми. К чему снится Праздничный Стол? Известие во сне

Мы должны найти какую-то новую классификацию, какое-то новое разделение богослужений Православной Церкви. В храме перед нами проходит ряд различных чинопоследований. Сначала читаются часы, потом совершается Божественная литургия, затем служатся молебен, панихида, потом могут быть крестины, потом, вечером, еще какое-то богослужение. И все это нужно как-то разделить и осознать.

Особенности богослужений во время празднования Пасхи. Цветная Триодь.

Годовой круг 2019 – 2020

Всего Недель до отдания Пасхи — шесть, а до Пятидесятницы – семь:
1-я Неделя — Пасхальная
2-я Неделя — Фомина
3-я Неделя – святых жен-мироносиц
4-я Неделя — о расслабленном
5-я Неделя — о самаряныне
6-я Неделя — о слепом
7-я Неделя — святых отцев Первого Вселенского Собора.

По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим апостолам и ученикам.

Во время празднования Пасхи богослужения происходят по особым правилам, которые указаны в Триоди.
Трио́дь , Триодио́н (др.-греч. Τριῴδιον , от др.-греч. τρία три и ᾠδή , ᾠδά песнь) — богослужебная книга православной церкви, содержащая трёхпесенные каноны (трипеснцы), откуда и происходит название.

Весь годовой круг в церковном отношении разделяется на три части:
– недели вне Триоди или, так называемые, недели по Троице
– недели Постной Триоди (от недели Мытыря и Фарисея до недели Ваий)
– недели Цветной Триоди (от Пасхи до Троицы)

Службы Цветной Триоди начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются до Недели всех святых , охватывая период в 50 дней, отсюда и греческое название книги — Пентикостарион (Пятидесятница).

Первоначальное же название Триоди – «Цветная» — объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить прекрасным символом духовной красоты и изящества песнопений Цветной Триоди .

По своему построению она подобна Постной Триоди . Содержание Цветной Триоди , в основном, посвящено Воскресению и Вознесению Господню, а также Сошествию Святого Духа на Апостолов. Все службы от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отдела:
– Пасхальная седмица
– от Недели Антипасхи (Фоминой) до отдания Пасхи
– от отдания Пасхи до Недели всех святых .

Песнопения Цветной Триоди , так же, как и Постной, являются творениями многих святых отцов; авторы некоторых из этих творений остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину , в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений — канон на Святую Пасху .

Собрание же песнопений Цветной Триоди в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь , т.е. святым Феодору и Иосифу Студитам . Однако и после них содержание этой книги дополнялось вплоть до XIV века, в частности, св. Никифор Каллист внес в нее синаксарии.

Период пения Триоди Цветной имеет некоторые уставные особенности в чтениях и пениях, относящиеся как к богослужебной, так и к келейной (домашней молитве). Вот основные из них:

С Великого Четверга до Вечерни в праздник Пятидесятницы отменяются все земные поклоны, за исключением поклонов перед Плащаницей в Великую Субботу и перед Святой Чашей на Божественных Литургиях всего периода. Домашние (келейные) поклоны отменяются от Пасхи до Троицы

От дня Святой Пасхи до Вознесения Господня не читается “Достойно есть. ” во всех последованиях. Оно заменяется чтением Задостойника Пасхи “Ангел вопияще. Светися, светися. “

Читать еще:  Какие молитвы читать в период поста. Молитва в пост перед пасхой - на каждый день, перед едой, в утреннее и вечернее время - чтение молитвы ефрема сирина в великий пост

От Пасхи до Дня Святой Троицы не читается “Царю Небесный. ” , вместо этого читается троекратное “Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав” до отдания праздника Пасхи . От Вознесения до Троицы сразу читается “Святый Боже. ” .

На Светлой седмице вместо вечерних и утренних молитв, а так же в правиле ко Святому Причащению – вместо канонов читаются Часы Святой Пасхи .

В течении всей Светлой седмицы (со дня Пасхи до Антипасхи ) не читается псалтирь.

Поминовение усопших не совершается со дня Пасхи до Радуницы – вторника Второй седмицы по Пасхе . На Радоницу по сложившейся практике совершают Панихиду.

Из богослужебных особенностей следует выделить:

Каждое богослужение до Вознесения Господня начинается троекратным пением или чтением тропаря Пасхи “Христос Воскресе из мертвых. “

В пятницу Светлой седмицы и в среду Четвертой седмицы совершается освящение воды

Особое поминовение усопших совершается во вторник Второй седмицы и в субботу перед Пятидесятницей .

Все богослужения Светлой седмицы проходят при открытых Царских Вратах .

После каждой Литургии на Светлой седмице совершается кресный ход.

В субботу Светлой седмицы совершается раздробление и раздача верующим Пасхального Артоса

Советуем Ва также ознакомиться с материалами статьи “Страстная седмица, пасхальный цикл”

Литургика. О богослужении во время пения Цветной триоди (от Пасхи до Недели Всех Святых) – статья по культурологии

  • Тип: Статья
  • Предмет: Культурология
  • Все статьи по культурологии »
  • Язык: Русский
  • Автор: Alena
  • Дата: 18 ноя 2007
  • Формат: RTF
  • Размер: 19 Кб
  • Страниц: 9
  • Слов: 4065
  • Букв: 24965
  • Просмотров за сегодня: 1
  • За 2 недели: 2
  • За все время: 140

Тезисы:

  • Цветная Триодь начинается с первого дня Пасхи и простирается до Недели Всех Святых.
  • Недели от отдания Пасхи до Вознесения Господня и от Вознесения Господня до Недели Всех Святых.
  • С времен Апостольских Церковь совершает Пасхальное богослужение ночью.
  • Во время пения часов на Пасху совершается проскомидия и обычное каждение.
  • Богослужение Праздника Святой Пасхи.
  • Триодь цветная, ее происхождение и содержание.
  • Триодь Цветная, по пост¬роению, подобна Постной Триоди, а также отчасти Октоиху.
  • В первые века христианства не везде Пасху праздновали в одно и то же время.
  • Такой отпуст творится на всех пасхальных службах.
  • Поэтому по особенностям богослужения весь период пения Цветной Триоди разделяется на три отдела.

Похожие работы:

66 Кб / 35 стр / 16794 слов / 102456 букв / 8 ноя 2007

15 Кб / 6 стр / 2713 слов / 15375 букв / 18 мая 2005

39 Кб / 19 стр / 9283 слов / 55448 букв / 8 ноя 2007

103 Кб / 109 стр / 26906 слов / 158096 букв / 12 мар 2015

22 Кб / 12 стр / 2217 слов / 14192 букв / 15 авг 2010

11 Кб / 16 стр / 2177 слов / 14280 букв / 29 июл 2016

65 Кб / 25 стр / 10246 слов / 71121 букв / 12 июн 2003

140 Кб / 51 стр / 10957 слов / 71150 букв / 6 апр 2016

35 Кб / 17 стр / 8325 слов / 50734 букв / 28 июн 2005

17 Кб / 8 стр / 3960 слов / 20132 букв / 16 апр 2019

Актуальные статьи по культурологии

Электронная библиотека студента StudentLib.com © 2016-2020

На этой странице Вы можете скачать бесплатно статью по культурологии на тему «Литургика. О богослужении во время пения Цветной триоди (от Пасхи до Недели Всех Святых)»

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=92330&p=40
http://bogoslov-kubansobor.ru/osobennosti-bogosluzhenij-vo-vremya-prazdnovaniya-paskhi.php
http://studentlib.com/statya-100779-liturgika_o_bogosluzhenii_vo_vremya_peniya_cvetnoy_triodi_ot_pashi_do_nedeli_vseh_svyatyh.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: