Когда похвальная суббота в году. Суббота Акафиста

Суббота Акафиста. Похвалы Пресвятой Богородицы

Похвала Богородице – особый день в церковном календаре. Он всегда отмечается в пятую седмицу Поста , в субботу,

которая выделяет ее из всех великопостных суббот и называется Похвальной или Акафистной.

Похвала Богородице — день, имеющий свою историю. Отличается он, прежде всего, своим богослужением.

В этот день, накануне вечером в пятницу (день по церковному календарю начинается с вечера), во всех православных храмах поется особый гимн Богородице, получивший название Ак а фиста

или неседальной песни, а суббота получила название «Похвальной» или «Ак а фистной».

Неседальная, потому что Ак а фист слушают стоя, в отличие, например, от кафизм Псалтири, которые можно слушать сидя. Но в силу того, что в православных храмах вообще не принято сидеть, то в обиходе «неседальность» потеряла свою актуальность.

Разве что в монастырях можно увидеть специальные стулья с откидывающимися сидениями, позволяющими монахам за богослужением то сидеть, то вставать, потому что монашеское богослужение очень длинное.

Но прежде хочу сказать вообще о пятой неделе . Она означает практически конец Великого Поста, его завершение. Думаю, что это связано с особенностями богослужений на пятой седмице, которые как бы завершают и ставят точку, хотя еще предстоит шестая неделя.

Начинается Пост (на первой неделе) с чтения канона Критского, на пятой неделе – канон прочитывается опять, но уже сразу весь, в отличие от первой седмицы, на которой он читается в четыре приема. Так второе чтение словно зацикливает движение по дороге Поста.

Кроме того, к канону присовокупляется житие Марии Египетской. Поэтому в силу длительности вечернего богослужения в среду, на котором второй раз читается весь Великий Канон и житие святой, оно получило название «Андреево стояние».

Но в пятую субботу народ возносит похвалу Богородице не только в память о событиях, в честь которых была сложена неседальная песнь, но и как знак благодарности Богородице за то, что помогала идти по сложному великопостному пути и обращается к Ней с просьбой помочь закончить Пост достойно.

Следующая, шестая неделя завершает Пост входом Господним в Иерусалим или по-народному — вербным воскресением. В шестую неделю заканчиваются великопостные соборования, в шестую неделю моют и убирают храмы, горницы и квартиры, в шестую неделю готовятся встретить страстную седмицу, чтобы ничто не отвлекало на земные дела.

Итак, пятая неделя подходит к концу, как и сам Великий Пост. Но несколько слов об истории возникновения Акафиста и самом Акафисте, который поется в день Похвалы Богородице. Об этом надо сказать, потому что по примеру и образцу этого Акафиста сегодня сложено уже несколько сот таких песен.

Итак, пятая неделя подходит к концу, как и сам Великий Пост.

Икона «Похвала Богородице с Акафистом»

Фреска Московского Кремля о войне Константинополя 860 года

В память о Заступнице Усердной и установлен этот праздник. Акафист Богородице – лучший из всех созданных позднее акафистов. Это Акафист акафистов.

Не все они удачны и не все наполнены таким же высоким духовно-богословским смыслом как этот, самый первый и образцовый.

В царской России даже была создана специальная комиссия, отбиравшая акафисты как пригодные или не пригодные для богослужения и чтения в храмах, настолько их было много. Но первый Акафист – это действительно жемчужина православной поэзии.

Состоит он из 24 стихов, по количеству букв греческого алфавита: каждый стих начинается с определенной буквы. К сожалению, в русском переводе эта особенность Акафиста утрачена, как утрачен и особый ритм песни, уловимый только в греческом варианте. Но именно он делает Акафист поэтическим произведением.

Вторая особенность – разделение всех стихов-строф на две чередующиеся группы: первый стих – конд а к, второй – и кос. Конд а к – это византийский гимн, созданный Романом Сладкопевцем . Поначалу кондаки были длинными, объединявшиеся в целые поэмы. Они имели свой рефрен, повторяющийся в каждой строфе. Позднее кондаки в силу длительности были заменены канонами.

Первый кондак Акафиста Богородице – это своего рода вступление, которое имеет особое значение: в силу своей торжественности первый кондак поется почти на всех службах, заканчивая собой первый час. Он же является кондаком праздника Благовещения. Эту песнь знают почти все прихожане и подпевают ее во время богослужения в храмах.

Заканчивается первый кондак Акафиста радостным приветствием архангела Гавриила

«Радуйся, Невесто Неневестная».

Но все последующие кондаки заканчиваются словами из Псалтири «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия». Тринадцатый кондак, заключительный, читается трижды. Он как бы подводит итог всему песнопению.

И кос – это строфа, восхваляющая событие или святого и несет основную содержательную нагрузку. Заканчивается и кос многократными приветствиями, обращенными к воспеваемому лицу. Каждое из них начинается словом «Радуйся», а последнее приветствие

«Радуйся, Невесто Неневестная»

повторяется во всех икосах. Содержательно в икосах возвеличивается Богородица и ее подвиг Боговоплощения. Кондак и первую часть икоса, до приветственных слов, читает священник или канонарх, вторую – поет хор.

Для примера, возьмем первый и кос Акафиста Богородице и покажем видео с записью исполнения первой части Акафиста в храме:

«Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная».

Читать еще:  Гороскоп на февраль телец мужчина точный.

Весь Акафист заканчивается повторением первого Икоса и первого Кондак а , но читаемых в обратном порядке. Последняя часть — молитва тому святому, которому посвящен Акафист. В данном случае – молитва Богородице.

Особенность богослужения в Субботу Похвалы в том, что Акафист читается не весь сразу, как, например, бывает на молебнах, а по частям, каждая из которых начинается первым кондаком «Взбранной Воеводе». Всего четыре части. С началом каждой части все священники выходят из алтаря на середину храма, а наиболее благочестивые прихожане становятся на коленочки.

А теперь к истории возникновения праздника. Акафист относится к VII веку и написан диаконом Великой церкви Георгием Писидийским, как утверждает большинство. Потом был написан в честь праздника канон и благодарственные молитвы Богородице.

Праздник был утвержден только в IX веке в честь неоднократного заступничества Пречистой за Константинополь. Сначала от персов и скифов (666 год), объединившихся для покорения византийской столицы,

потом, спустя 36 лет – от сарацин-агарян, осадивших Константинополь на семь лет, и наконец, в третий раз – от тех же агарян при Льве Исавре.

Все три раза народ усиленно молился в о Влахернском храме Богородицы , где находились Ее риза и пояс. Патриархи с Богородичными иконами обходили вокруг стен города и прикладывали ризу Богородицы к морю. Оно отвечало бурей и гибелью врагов.

Суббота акафиста Пресвятой Богородице

Похвала Богоматери. Фрески Софийского собора в Вологде. 1686-1688 гг. Вопрос о происхождении и предмете праздника субботы акафиста пятой седмицы Великого поста породил немало разноречивых точек зрения.

Правда, в «Повести о неседальном» (то есть об акафисте Пресвятой Богородице), помещенной в конце Триоди постной, равно как и в синаксаре на этот день, есть четкое указание: данное празднование установлено в память избавления Константинополя от осады персов и аваров в 626 году при императоре Ираклии. Кроме того, впоследствии сюда были присоединены воспоминания еще о двух чудесных спасениях византийской столицы – от арабов в 672–678 годах (по другим источникам, в 669–675 годах) и в 716 году. Между тем все перечисленные осады не совпадают по времени года с праздником акафиста, и память о них положена в константинопольских месяцесловах в иные месяцы. Была сделана также попытка доказать, что данный праздник установлен в память избавления Константинополя от русских при патриархе Фотии в 860 году, однако ее аргументация не отличается необходимой убедительностью.

Надо признать, что сам акафист Пресвятой Богородице дает весьма скудную и крайне противоречивую информацию о хронологии и смысле рассматриваемого праздника. Так, его текст не содержит даже намека на избавление Византии от захватчиков.

Вместе с тем, если внимательно перечитать акафист, то нельзя не заметить, что его тематическое наполнение, сюжетное решение и субъектная референция отличаются наглядной двойственностью. Протоиерей Максим Козлов пишет: «Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (икосы 1–12), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (икосы 13–24)»[1].

По воззваниям, начинающимся словом «Радуйся», произведение, несомненно, обращено к Богородице. Но многие его строфы адресованы ко Христу, например 11-я («Проповедницы богоноснии»), 12-я («Возсиявый во Египте»), 13-я («Хотящу Симеону»). Более того, в строфе 20 настойчиво подчеркивается мысль, что акафист составлен для прославления Самого Христа: «Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже содеваем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуия».

По своей форме акафист принадлежит к особому роду древних песнопений – так называемых кондаков. В современных богослужебных книгах от этих песнопений сохраняется обыкновенно лишь по две строфы, известных под названием кондака и икоса. Строфы кондаков, или икосы, связываются каким-либо акростихом. Так, в акафисте акростихом служит алфавит, причем буква «альфа» стоит в строфе «Ангел предстатель». Таким образом, первая вступительная строфа (проимий) – «Взбранной Воеводе» – оказывается вне азбучной структуры, а значит, могла быть составлена не автором акафиста, а кем-либо другим. Как считают некоторые исследователи, данный проимий нужно соотносить с уже упомянутой «осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена»[2].

Рассматриваемый текст содержит два припева: «Радуйся» и «Аллилуия». Такая амбивалентность весьма необычна и побуждает выдвинуть следующее предположение: один припев, начинающийся словом «Радуйся», может стоять лишь после тех строф, в которых содержатся ублажения Богородицы, а «Аллилуия» можно возглашать после всех 24 строф акафиста, даже если изъять из него ублажения. А значит, не исключено, что «Аллилуия» было некогда единственным припевом всего акафиста, а «Радуйся» является позднейшим элементом, внесенным в ходе оригинальной редакции. Именно поэтому он не всегда органично связан с общим содержанием акафиста и довольно сильно затемняет его основную идею и предмет. Они сосредоточены, скорее, не на личности Богородицы, а на прославлении Боговоплощения. Это с наибольшей отчетливостью высказано в строфах 12–18, тогда как первые части являются историческим введением к ним, а последние по большей части повторяют и заключают их.

Но, конечно, акафист прославляет и «одушевленный храм», послуживший таинству Боговоплощения, – Богородицу. Именно поэтому с течением времени нашли нужным усилить в нем прославление Богоматери, внеся в него ублажения Ей. Дополнительным аргументом служит здесь следующее известное обстоятельство: акафист издавна служил кондаком на Благовещение, и нужно полагать, что он предназначался для этого празднества.

Таким образом, анализ акафиста заставляет искать происхождение памяти субботы пятой седмицы Великого поста в празднике Благовещения. Сюда же направляют и некоторые древние уставные предписания, которые касаются данной памяти. Раньше она не была привязана непременно к субботе пятой седмицы. Память субботы являлась как бы предпразднством Благовещения. Связь ее с Благовещением видна и из того, что многие ее песнопения берутся из службы на данный праздник. То есть в рассматриваемой памяти приходится иметь дело с перенесенным праздником Благовещения.

Читать еще:  Сонник самолет на земле. К чему снится самолет в небе? Положительные и отрицательные значения

Возобновляя разговор об историко-событийной подоплеке празднования акафиста, надо констатировать: оно, в соответствии с разнообразной аргументацией И.А. Карабинова, находится в связи не с осадой Константинополя, а со всей Персидской войной императора Ираклия, точнее, с ее финалом, благополучным для византийцев[3]. Неслучайно данное событие по числам почти совпадает с праздником акафиста и Благовещением. Свидетельствуют об этом паримии (из пророка Исаии), читаемые как раз на четвертой и пятой неделях Великого поста, к которым, в свою очередь, содержательно примыкают чтения среды и пятка Сырной седмицы.

Следовательно, исторически память окончания Персидской войны праздновалась вместе с Благовещением: с одной стороны, поскольку война кончилась почти в этот день, а с другой – поскольку Богородица считалась покровительницей Константинополя, где данный праздник был первоначально положен. Когда Трулльский Собор разрешил установить Благовещение в его собственное число, за субботой акафиста закрепилась память войны. Причем со временем произошло смещение и сужение событийно-хронологических пластов, в результате чего актуальной стала осада Константинополя 626 года, поскольку была наиболее памятным эпизодом большой войны, которая по преимуществу велась вдали от столицы. Закрепление праздника акафиста за субботой пятой недели Великого поста окончательно произошло достаточно поздно – лишь после XI века.

Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (+аудио)

Праздник Похвала Пресвятой Богородицы установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист Пресвятой Богородице

Акафист — это священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней:

Они расположены сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…». Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: «Взбранной Воеводе…» и пр.

Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу Акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48).

Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл.

Похвала Пресвятой Богородицы. История праздника

На заре христианских времен из небольшого города Назарет идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда Она вошла в дом и приветствовала ее, то, как повествует святой евангелист Лука, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 41-43). Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды».

Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять «все роды»! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что, согласно этому предопределению, с радостью приняла святая Вселенская Церковь.

Читать еще:  Звездная Дева — фанфик по фэндому «Fairy Tail. Ключи Звездных духов — мира Хвост Феи

Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Даже в тот момент, когда Она славила Бога за то, что Он избрал Ее стать Матерью Господа, Она видит Себя, считает Себя смиренной рабой. И потом, когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать.

Святое Евангелие рассказывает нам об одном волнующем событии. Спаситель, окруженный народом, учил стяжанию Царствия Божия. Слушавшие Его люди жадно впитывали глаголы жизни, как впитывает в себя иссохшая земля падающую на нее живительную влагу. И вот, словно молнии из облака, из уст неизвестной женщины внезапно в эти минуты раздалось восклицание: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27). Неизвестная женщина, конечно, ничего не знала о том, что более тридцати лет тому назад Пресвятая Дева сказала только одной Елизавете: «Ублажат Меня все роды», когда Елизавета возвестила: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Но как точно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила не только в мысли, но даже в слове: «Блаженно чрево». Неизвестная женщина ублажила Божью Матерь, ублажила чрево, носившее Божественного Учителя, и сосцы, которые Его питали.

И смотрите, что было дальше. Господь не только не отверг восхваления Своей Матери, но сказанными после этого словами подтвердил правильность поступка искреннего сердца. Он только указал, что блаженства могут достигнуть все, если будут слушать слово Божие и соблюдать его: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его!» (Лк. 11, 28). Это было первое открытое при народе ублажение Божией Матери, первое восхваление в присутствии многих Той, Которая стала Матерью по плоти необыкновенного Учителя и Чудотворца.

После славного вознесения Господа на небо Божия Матерь является как избранное солнце посреди святых Апостолов. «Все они, — читаем в книге Деяний святых Апостолов, — единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса» (1, 14). Как видим, дееписатель выделяет Марию, только Ее из упомянутых жен называя по имени. Божия Матерь становится тем средоточием, куда святые Апостолы шли и перед выступлением на проповедь и куда возвращались после благовестнических путешествий. У Нее они получали и благословение на свои апостольские труды и с Ней же делились пережитыми радостями и скорбями. У той, которая бережно слагала и сохранила в Своем сердце все совершавшееся в земной жизни Спасителя (Лк. 2, 19).

Проповедники Евангелия получали и напоминание божественных заповедей, и подкрепление в подвиге, и утешение в скорби. Как сосуд, в котором находилось благоухающее миро, продолжает благоухать и после, так, и тем более, Соделавшаяся сосудом Божества, Умащенная благоуханием Божественной благодати приближает к людям Своим присутствием, молитвой благодатное и спасительное присутствие и действие Того, Кто некогда обитал в Ней телесно, а ныне и всегда обитает в Ней, пребывает в Ней, пребывает с Ней духовно.

Уже на заре истории христианской Церкви верующие уразумели близость Пресвятой Девы к Богу, увидели и опытно ощутили силу Ее предстательства на небе и поэтому с первых времен прославляли Ее всечестное имя, призывали Ее в молитвах, просили помощи. И с тех пор Ее боголепная слава сияла, сияет и будет сиять. Никакие еретические мудрования не могли затмить Ее славы и никогда не смогут этого сделать, потому что слава Божией Матери — это дело Божие, это то, что установлено самим Божественным провидением. Сегодня мы не найдем ни одного православного храма, не встретим ни одной православной души, для которой Божия Матерь не была бы дорогой и родной. Она — наша вера, наше упование и радость, наша молитвенница и заступница.

Но, дорогие отцы, братья и сестры, ублажая Божию Матерь и спрашивая Ее милостей, нужно хорошо подумать и спросить себя: достойны ли мы прославлять Ее, достойны ли мы Ее любви? Ублажая Приснодеву, храним ли мы девство, целомудрие, чистоту? Прославляя глубокую в смирении, не останемся ли мы в гордости, не почтит ли нас червь самомнения, тщеславия, зависти? Ублажая в этом святом храме Божию Матерь и нашу Небесную Матерь, не поступаем ли мы противно дома? Не оскорбляют ли дети священных имен своих родителей непочтением к ним, невниманием или, не дай Бог, дерзостью, грубостью? Исполняют ли сами родители должным образом свои обязанности к детям, к другим людям? Не заглушает ли волна страстей в нашем сердце славословия наших уст? По словам великого отца Церкви IV столетия святого Григория Богослова, как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери.

Будем же стараться быть всегда истинными православными христианами, достойными детьми Небесной Матери, и Божия Матерь всегда будет нашей верной Споспешницей и теплой о нас Молитвенницей.

«Радуйся… Мати Дево… всемирное чудо и слышание».

По материалам книги профессора К.Е. Скурата «Идите и научите»

Читайте также:

  • В Субботу Акафиста: «И зачем снова терпеть и смиряться?»
  • Акафист Пресвятой Богородице (текст + аудио)

Видео о празднике Похвала Пресвятой Богородице:

Источники:

http://nadym.cerkov.ru/subbota-akafista-poxvaly-presvyatoj-bogorodicy/
http://pravoslavie.ru/34566.html
http://www.pravmir.ru/subbota-akafista-poxvala-presvyatoj-bogorodicy/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: