Категории времени и пространства как отражение онтогенеза и филогенеза ценности и ценностного отношения. Сущность ценности и ценностного отношения

Электронная инфраструктура нового поколения

Идентификация и репликация для вечного и безопасного хранения
информации в открытом доступе

1 874 357

Звукозаписывающая фирма “Мелодия” разместила в свободный доступ часть своей часть классической музыкальной коллекции.

Руководство

Для пользователей и организаций

Наука и высшее образование

Научная литература, учебные работы и произведения в свободном доступе

Цифровые объекты и данные

Открытые данные, открытое ПО, 3D-модели и других объекты в свободном доступе

Культура и искусство

Художественная литература, музыка, кино, изображения и публикации в СМИ в свободном доступе

Новости

Human Rights Watch: В РФ сохранился курс на ограничение онлайн-свобод

Согласно новому исследованию правозащитников за 2019 год, в России усилились репрессивные тенденции и снова ухудшилась ситуация с правами

Турция отменила запрет на Википедию

Турецкий суд снял блокировку всемирной энциклопедии, которая почти два года находилась под полным запретом, однако пользователи из некоторых регион.

Создание сквозного шифрования для Facebook Messenger займёт годы

Дело не столько в том, что против шифрования выступают правоохранительные органы, сколько в том, что компании придется серьезно пересмотреть архите.

Cоцсети вмешиваются в политику, а мир вступил в эпоху «модерации контента» — The Verge

Если ты оппозиционер в авторитарной стране, Facebook или Instagram могут удалить твой пост, опасаясь в первую очередь за себя, а не за правдивость .

Тесты

Тест: Пират или научный издатель?

Что вы знаете об авторском праве и открытом доступе?

Тест: сдайте зачет по авторскому праву

Ответьте на 12 вопросов и выясните, что вы знаете об авторском праве

Документы

Материалы семинара в Иностранке в рамках Недели открытого доступа

Опубликованы видеозаписи выступлений экспертов.

Материалы серии семинаров по открытому доступу во Владивостоке

Опубликованы видеозаписи докладов российских и международных экспертов на тему открытого доступа и открытой науки

Материалы серии семинаров по открытому доступу в Калининграде

Опубликованы видеозаписи докладов российских и международных экспертов на тему открытого доступа и открытой науки

Методическое пособие “Открытое наследие”

Настоящее методическое пособие адресовано сотрудникам библиотек, музеев, архивов и галерей. Пособие содержит базовые сведения о всемирной энциклопедии Википедия и других проектах Викимедиа. В издании обобщён российский и мировой опыт взаимодействия движения Викимедиа с учреждениями культуры. Прив.

Материалы серии семинаров по открытому доступу в Казани

Опубликованы видеозаписи докладов российских и международных экспертов на тему открытого доступа и открытой науки

Материалы серии семинаров по открытому доступу в Томске

Опубликованы видеозаписи докладов российских и международных экспертов на тему открытого доступа и открытой науки.

Практика открытой публикации учебных работ в российских вузах

В исследовании приведен обзор практики публикации выпускных квалификационных работ студентов и организации университетских репозиториев российскими вузами. В результате исследования было выявлены лучшие практики университетов, которые подробно описаны в соответствующем разделе книги, включая особ.

Электронное книгоиздание в России 2016

Производство и распространение электронных книг в России: структура, проблемы, перспективы

Принять участие в проекте

Пользователям

Узнайте больше о портале Ноосфера, его целях и принципах работы.

Организациям

Дополнительная информация для банков знаний и других организаций о партнёрстве и участии в проекте.

Даты жизни авторов

База данных с информацией о датах жизни авторов, их реабилитации и другой полезной информации о персонах.

Калькулятор правового статуса

Сервис для расчёта срока охраны авторских прав произведений науки и литературы.

Наши партнёры

О проекте

Информация

Помощь

Контакты

Поддержка сайта осуществляется в рамках проекта «Ноосфера. Запуск». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

Поддержка и развитие платформы осуществляются в рамках проекта Цифровая платформа “Ноосфера” с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Интернет-издание “Общественное достояние”. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70649.
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.Д.

Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)

Вопрос. Понятие ценностного отношения человека к миру. Природа и сущность ценностей, их основные типы и роль в обществе

Важное место в философском осмыслении мира занимает проблема ценностей и ценностного отношения человека к миру. Все философы от античности до современности так или иначе в своих трактатах пытались адекватно понять сущность рассматриваемого отношения. С одной стороны, ценностное отношение человека к миру, связано, так или иначе, с миром должного, а с другой – ценностное осмысление мира всегда связана с миром сущего, т.е. сущностного понимания мира должного и его роли в системе познавательной и практической деятельности человека. Отбрасывая все условности, можно сказать, что И.Кант был тем философом, который наиболее остро поставил эту проблему в своих работах “Критика чистого разума”, “Критика практического разума” и предложил “свой” вариант её решения. Он четко показал, что так называемый “чистый” разум обеспечивает познание сущности бытия, сущего как такового, “практический” же разум обеспечивает познание ценностей бытия, должного как такового. Вывод, к которому пришел И.Кант сводится к тому, что практический разум, т.е. нравственное сознание становится доминирующим и определяющим по отношению к “чистому” разуму, т.е. к теоретическому сознанию. В результате он формулирует сущность так называемого “категорического императива” или нравственного закона, который должен стать основным принципом жизненного бытия каждого ученого, каждого человека. “Поступай так, чтобы максима твоего поведения стала всеобщим законом для других…” – вот его суть.

Читать еще:  Звезда в созвездии телец. Телец — одно из самых заметных зодиакальных созвездий

Очевидно, что ценностное отношение человека к миру в философии может быть понято через сопоставление противоположностей, таких как субъективное и объективное, положительное и отрицательное, добро и зло, сущее и должное…

“Ценность” как философская категория, имеющая универсальный характер вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х гг. XIX века. Это связано с немецким философом Г.Лотце, который в своих работах “Основания практической философии и «Микрокосм” четко ограничил мир явления и мир внутренних ценностей. Скажем, по его мнению, добро нельзя отнести к природно – естественным явлениям, а мир ценностей является “самым действительным из всего на свете”. Кроме того, он указал также на собственную ценность вещей, улавливаемую нашей способностью чувствовать.

Его заслуга состояла в постановке, но не в решении, вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное – в том, что само понятие “ценность” было введено в систему философских категорий.

На основе категориального статуса “ценности» сформировалась философия ценности или аксиология «как новый вид философской основной науки» (В. Виндельбанд). Другими словами, возникновение аксиологии связано с неокантианством и его представителями – В. Виндельбандом, Г. Риккертом, В. Наторпом и.др. «Ценность, – пишет В. Виндельбанд, – предполагает общеобязательность и носит во всеобщем, обязательное признание. Это нормативное долженствование ценности имеет свое сверхъестественное основание: Высшие ценности эмпирической жизни – знание, нравственность, искусство – становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение”. [В. Виндельбанд. Прелюдии. Философские статьи и речи. Спб.,1904.-С.298]. В этой связи, по его мнению, задача философии – постичь “общезначимые ценности», которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности;…она (философия) рассматривает их не как факты, но как нормы».

Другой представитель неокантианства – Г.Риккерт, в отличие от В.Виндельбанда, не сводил предмет философии к теории ценностей. Философия призвана “найти третье царство”, в котором были бы объединены “мир действительности” с “миром транцендентальных ценностей” [Г.Риккерт. О понятии философии Книга 1 М., Логос, 1910.-С.43].

В конечном итоге, Г.Риккерт выводит понятие ценности из теории познания и логики. Поэтому задача философии состоит в истолковании смысла человеческой жизни на основе учения о ценностях. “Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической”.

Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности (Г.Риккерт. Науки о природе и науки о культуре. – СПб.,1911.-С.128-129].

В конечном счете, по мне неокантианцев и не только их, в понятии ценностей “схвачена” сверхпричинная, сверхиндивидуальная сущность бытия. Это, если хотите, сверхличностное хотение! Стремление к правде, красоте, нравственности и всему священному и святому.

Известный философ в области аксиологии М.С.Каган полагал, что в начале XX в. в западной философии все внимание философов было обращено внимание не на эпистемиологическую проблематику, а на аксиологическую.

Что же такое “ценность” как философская категория? Дело в том, что жизнь человека немыслима без целеполагания, т.е. постановки и реализации своих целей. Основой их зарождения являются интересы и потребности человека, которые распространяются на всю его жизнь, на определение её смысла, отдельных жизненных этапов и средств достижения конкретных целей. Целеполагания нет как в неорганическом, так и в органической природе.

Иногда, правда полагают, что компьютер есть воплощение или отражение искусственного интеллекта. Так ли это? Видимо, это скорее метафора, чем действительная разновидность интеллекта, ибо компьютер создан человеком, в него он вложил цель, а сам компьютер эту цель реализует. Деятельность машин носит целеисполнительный характер, а человека – целеполагающий.

В религиозном мировоззрении существует иная, нежели в философии, трактовка целеполагания: лишь Бог является единственным “полагателем” основных целей бытия, а человек – исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятельности машины – она (эта деятельность) носит целеисполнительный характер.

И все же, мы можем констатировать, что человек в своей жизни ориентируется на общепринятые в обществе ценности, идеалы, нормы и т.д.

Известный философ О.Г.Дробницкий (Россия) так определил понятие ценности. “Ценность” – это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых, нормативную, предписательно – оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности, или ценности сознания.) К предметным ценностям он относил естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; полезный эффект или теоретическое знание научной истины; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусств, предметы религиозного поклонения. К ценностям сознания он относил общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, моральные принципы действий). [См. Ценность” Философская энциклопедия.- М,:1970.-Т.5.-С.462].

В конечном счете, большинство философов сходятся во имени, что не всякая значимость есть ценность, а значимость положительная, способствующая как физическому и духовному развитию индивида, так и в целом, общественному прогрессу.

Более того, утверждается, что главной, высшей ценностью является сам человек.

Итак, ценность – это не любая значимость, а та, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.

Основные виды ценностей.

Частично я говорил об этом, когда писал о предметных ценностях сознания (объективных) и ценностях субъективных.

В литературе существует множество оснований, по которым классифицируют ценности. Так, В.И.Кириллов выделил такие группы или типы:

Читать еще:  Хлеб нельзя выкидывать. Народные обычаи и приметы о хлебе, о которых должен знать каждый

По субъекту (субъективно – личностные, которые формируются в процессе образования, воспитания и накопления жизненного опыта индивида; надиндивидуальные – групповые, национальные, классовые, общечеловеческие, которые являются результатом развития общества и культуры; по их роли в жизни человека и человечества утилитарные ценности (жилище и т.д.) и духовные, которые имеют самодостаточный характер и не нуждаются во вне ее лежащих мотивах: если утилитарные ценности определяют цели деятельности, то духовные – смысл деятельности человека [См.: Философия. Основные проблемы философии Гл. II – ( под ред. В.И. Кириллова) М., 1997].

Личностные ценности отражаются в сознании человека в форме ценностных ориентаций как отношений личности к социальным ценностям, выступающим в качестве норм поведения. Совокупность типичных ценностей, свойственных какой-либо социальной группе, называют социальным характером.

У человека, как и у коллектива, общества имеется много ценностных ориентаций (одни – менее существенны, другие – более существенны, есть мелочные и возвышенные и т.д.). Особое значение приобретают ориентации на высшие ценности – идеалы (личностные, социально групповые, идеалы доброты, красоты, справедливости и т.д.). Идеал – это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений, это “идеальный образ”, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса.

Процесс ориентации на ценности неразрывно связано с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию.

Оценки могут быть различным b у разных индивидов, социальных групп, наций, государств.

Оценки – не вечны, а преходящи (в этом случае имеет место переоценка ценностей). Эта переоценка не есть некая вольная переориентация, не есть произвол (хотя субъективный момент всегда присутствует). Тем не менее переоценка ценностей в своей основе опирается на объективные факторы.

Если говорить, например, о развитии научного познания, то изменение оценок тех или иных концепций и теорий является закономерным явлением, обусловленным развитием самой науки и социальной практики.

Во второй половине XX в. произошла глубокая основательная переоценка ценностей. На смену традиционному обществу пришла компьютерная цивилизация, индустриальное общество сменилось постиндустриальным, модернизм – постмодернизмом. Современную цивилизацию сегодня потрясают экологические и климатические кризисы. Все это ведет к переоценке наших представлений о критериях прогресса, о сущности решения национальных и межгосударственных конфликтов и пр.

“Крутая” ломка идет в представлениях о ценностях в нашей стране. Их диапазон велик – от государственного устройства (президентская или парламентско–президентская модель) до структуры образования и здравоохранения (государственной или частной) и пр. Главное, что нас интересует – какие ценности победят в будущем?

Американский социолог и футуролог А.Тоффлер в предисловии к книге “Ценности и будущее” написал: «Перед человечеством сегодня открыты богатые и разнообразные возможности дальнейшего развития. Но какое будущее оно выберет, будет зависеть, в частности, от ценностей, которые определят процесс принятия им решений».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ аспекты формирования ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ старших классов К малой родине

Понятие «ценностное отношение» в психолого-педагогической литературе

Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность» и «отношение». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

Среди педагогических трудов известны такие, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на основу диалектического подхода к воспитанию (работы Н.И.Болдырева, Н.К.Гончарова, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королёва, Л.А.Занкова, А.П. Сидельского).

Под отношением в философии понимается способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чём-либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. В философии понятие «ценность» близко понятию «значение». Конкретное значение объекта, или его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействии с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности. Только в деятельности ценность получает своё актуальное существование [11].

В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение. Ценностное отношение возникает тогда, когда его объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности. Стремления составляют субъективную сторону отношения. Они возникают как отражение реально существующего бытия во взаимосвязи с элементами будущего, с предполагаемыми результатами деятельности; стремления -побудительная причина действия. Отношения динамичны, изменчивы и воспитуемые. Потребности, вкусы, склонности, оценки, принципы, убеждения представляют различные аспекты отношений человека [11].

Однако, несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, а так же не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.

Одни считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М.Гак). Придерживающиеся другой точки зрения считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности – это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса философов, психологов и педагогов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценности.

Ценность в психологии выступает как особая форма отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интерес. Ценности выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, от самого себя, а, напротив, объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом [38].

В педагогике ценность определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей [14].

Читать еще:  Снится стоять перед иконой. Магия чисел

И.С. Артюхова определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели [1].

С.Л. Рубинштейн также писал, что “ценности – . производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека” [25, с.319].

По мнению Н.П. Карповой, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [12].

Д.А. Леонтьев также определяет ценность в качестве источника образования смысла, т. е. ценности выполняют смыслообразующую функцию и находятся на «наддеятельностном» уровне. Субъект, находясь на деятельностном уровне, соотносит свои действия с над деятельностным уровнем, в результате чего появляются смыслы [17].

А.Н. Федоришкин утверждает, что «ценностью считается любое материальное или идеальное явление, имеющее значение для человека, ради которого он действует, тратит силы, ради которого он живет». Ученый подчеркивает, что личность реализовывает свой потенциал только с опорой на ценностные ориентации и объект остается один и тот же — поведение личности, а через него — сама жизнь [34, с. 9].

Под ценностями подразумевается также общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном, идеалы, нормы и принципы действия (субъективные ценности и ценности сознания) (О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов).

И.Ф. Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии [36].

При анализе психолого-педагогической литературы, мы видим, что в педагогических исследованиях понятие «ценностное отношение» связывается с активностью и направленностью деятельности личности (Г.И. Чижакова, Н.Е. Шуркова), со степенью значимости того или иного предмета, явления для субъекта [7].

Эта значимость определяется осознанными или неосознанными потребностями субъекта, выраженными в виде интереса или цели (И.Ф. Харламов, В.А. Сластенин) [36, 27].

В психолого-педагогическом словаре ценностное отношение рассматривается как субъективное отражение объективной действительности. Объектом ценностного отношения являются значимые для человека предметы и явления. Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели [23].

Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека – носителя ценностного отношения.

Ценностное отношение в философии и психологии также рассматривается и как ценностная позиция, которая возникает в ситуации свободного выбора. Структура ценностного отношения представлена как многоуровневая, основными ее основными элементами являются:

  • – первичный слой желаний;
  • – выбор индивида между ориентацией на ближайшие цели и отдаленную перспективу;
  • – осознание того, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долговременным состоянием;
  • – превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентаций других людей [27].

Существуют различные точки зрения на то, что считать ценностью в ценностном отношении, так как один и тот же предмет или явление может иметь различные свойства. К примеру, произведение искусства может обладать эстетической, социальной, экономической ценностью. Поскольку ценностное отношение – это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нём является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели [26].

Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личностного отношения к ним человека. Именно появление отношения порождает субъективное значение или личностный смысл объективных значений.

Так, по мнению В.А. Сластенина, ценностное отношение – внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления [26].

Понятие «ценностное отношение» позволяет современной педагогике адекватно описывать один из видов социального опыта школьников (в рамках культурологической концепции содержания образования В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина), раскрывать содержание воспитания школьников (Н.Ф.Голованова, И.Д.Демакова, П.И.Пидкасистый, Н.Е.Щуркова).

По мнению Н.Л. Худяковой, ценностное отношение – это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, складывающегося в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий оценивания и действий проектирования, в результате которых возникают личностные ценности. Ценностное отношение является аспектом любого культурно-опосредованного отношения человека с действительностью [37].

В своем учебном пособии П.И. Пидкасистый дает следующее определение понятию «ценностные отношения». Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание». но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода» [21].

Ценностное отношение к малой Родине рассматривается П.И. Пидкасистым как отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в их отношении к жизни [21].

Итак, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования помог рассмотреть понятие «ценностное отношение». Из выше изложенного можно сделать вывод, что ценностное отношение – это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, складывающегося в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий оценивания и действий проектирования, в результате которых возникают личностные ценности [36].

В своем исследовании мы будем опираться на понятие «ценностное отношение к малой Родине», рассматриваемое П.И. Пидкасистым как отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в их отношении к жизни [21].

Особенности формирования ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине будут рассматриваться в следующем параграфе.

Источники:

http://noosphere.ru/pubs/183634
http://studopedia.ru/2_117893_vopros-ponyatie-tsennostnogo-otnosheniya-cheloveka-k-miru-priroda-i-sushchnost-tsennostey-ih-osnovnie-tipi-i-rol-v-obshchestve.html
http://vuzlit.ru/448167/teoreticheskie_aspekty_formirovaniya_tsennostnogo_otnosheniya_uchaschihsya_starshih_klassov_maloy_rodine

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: