Христианские ценности. Христианские ценности: основные принципы, значение, традиции

Христианские ценности. Христианские ценности: основные принципы, значение, традиции

Что значит термин «христианские ценности», и какими они бывают?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Выражение христианские ценности возникло только в 20-м столетии, когда в западной философии сформировалась теория ценностей, получившая название аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение, слово). Ценность – это значимость известного объекта (идеального или материального) в отношении к целям, стремлениям и потребностям человека. Понятие нравственная ценность впервые появляется в этике И.Канта. Он писал: «Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон непосредственно определяет волю» (Критика практического разума. Гл.3. О мотивах практического разума). Попытку систематической разработки категории ценность первым предпринял Рудольф Лотце (1817 – 1881). Он рассматривал человека, как микрокосм, для которого ценности обладают безусловной значимостью, поскольку основой мира является Бог как верховная Личность. Труды Р.Г.Лотце определили направление в философии (В.Виндельбанд, Э.Гуссерль, Г.Риккерт, Г.Коген, П.Наторп, М.Шелер), которое противостояло этическому натурализму и релятивизму в учении о ценностях. Так, Макс Шелер писал: «существуют подлинные и истинные ценности качества, образующие собой собственную область предметов, которые обладают своими особыми отношениями и взаимосвязями, и уже как ценностные качества могут быть, например, высшими и низшими и т.д. Но если это так, то между ними могут существовать порядок и иерархия, которые совершенно независимы от бытия мира благ, в котором они проявляются, равным образом от движения и изменения этого мира благ в истории, они же и «априорны» в отношении его постижения» (Формализм в этике и материальная этика ценностей).

В противоречии с таким пониманием природы ценностей представители различных идеологических течений пытались доказать относительность ценностей. Последовательно проведенный релятивизм в аксиологии неизбежно приводит к материализму, а в этике – к нигилизму. Это наиболее разрушительно проявилось в философии Ф.Ницше и в марксизме.

– Карл Маркс: «Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали. Они не предъявляют людям морального требования: любите друг друга, не будьте эгоистами и т. д.; они, наоборот, отлично знают, что как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов» («Немецкая идеология»).

– Ф.Ницше: «В сущности в моём слове имморалист заключаются два отрицания. Я отрицаю, во-первых, тип человека, который до сих пор считался самым высоким, – добрых, доброжелательных, благодетельных; я отрицаю, во-вторых, тот род морали, который, как мораль сама по себе, достиг значения и господства. В этом смысле именует Заратустра добрых то «последними людьми», то «началом конца»; прежде всего он понимает их как самый вредный род людей, ибо они отстаивают своё существование за счёт истины, равно как и за счёт будущего» («Ecce Homo. Как становятся сами собою»). В 1943 году Б.Муссолини получил к своему шестидесятилетию в подарок от А.Гитлера полное собрание сочинений Ф.Ницше.

Релятивизм в понимании ценностей, доведенный до логического конца, стоил жизни сотням миллионов людей в России, Германии и некоторых других странах.

Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Христианские ценности не сводятся только к евангельским заповедям и нравственным правилам. Они составляют целую систему.

Высшим благом, являющимся источником и всех остальных ценностей, для христианина является Богооткровенная истина о Пресвятой Троице как абсолютно совершенном Духе. Божество является не только абсолютным Разумом и Всемогуществом, но и всесовершенной Благостью и Любовью (Бог любы есть). Эта истина, подтвержденная многовековым духовным опытом, составляет как бы высшее звено в иерархии христианских ценностей, ибо является источником веры, которая является формирующим началом христианского мировоззрения. В системе христианских ценностей отводится важнейшее место также учению об уникальности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию.

Христианское учение открывает высокий смысл и цель жизни человека – блаженство в Царстве Небесном. Учение о спасении также занимает важнейшее место в системе христианских ценностей. На этом пути Слово Божие призывает к всестороннему, духовному совершенствованию (будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный). Достигается это совместным действием Божественной благодати и свободной воли. Ценность евангельских заповедей, определяется тем, что они даны нам Господом, как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную.

Наконец, надо сказать о важной составляющей системы христианских ценностей – соборном духовном опыте Церкви, который запечатлен в богослужебных текстах, творениях святых отцов и житиях святых.

Читать еще:  Поздравления с днем рождения девушке ксюша. Поздравление ксении в стихах

Христианские ценности – великое достояние человечества, но они становятся благодатным сокровищем только для тех, кто идет путем спасения. Человек делает выбор. «Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет» (Б.Паскаль).

Основы и ценности христианства

Согласно вероучению официального античного христианства, в мире существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы. Главная идея учения о Троице состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. Так, на католических и православных иконах (а католики и православные унаследовали учение о Троице от античных христиан) Троица изображается следующим образом: первое лицо в образе человека, второе лицо – тоже в образе человека, а третье лицо – в образе голубя. Все лица Троицы обладают всеми совершенными качествами: вечностью, всемогуществом, вездесущностью, всеведением, всеблагостью и другими. Бог-Отец сотворил мир при участии двух других лиц Троицы, а формы этого участия являются тайной для человеческого разума. Христианское богословие считает учение о Троице одним из самых непостижимых для человеческого разума.

В античном христианстве верующие должны были почитать пророков. Пророками назывались люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии и истина о правильной жизни. В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Христиане, как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение к ним они почитали и пророков Нового Завета: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Почитание пророков, как и в иудаизме, выражалось у них в форме уважительного разговора о пророках в проповедях и в быту. Но никакого особого ритуального почитания Ильи и Моисея у античных христиан, в отличие от иудеев, не было. Античные христиане дополнили почитание пророков почитанием апостолов и евангелистов (авторов Евангелий). Причём два евангелиста (Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами. Иоанн, к тому же, по взглядам античных христиан, считался одновременно и пророком.

Главной идеей учения о загробной жизни в христианстве является идея о существовании рая и ада. Рай – это место блаженства, ад – место мучений. Слово “рай” взято из персидского языка. В первом, буквальном значении оно означало “богатство”, “счастье”. Слово “ад” взято из греческого языка (по-гречески оно звучит как “адэс”) и в первом, буквальном значении означало “невидимое”. Этим словом древние греки назвали царство мёртвых. Поскольку, по их представлениям, это царство находилось под землёй, постольку слово “адэс” во втором значении стало означать “подземное царство”. Античные христиане считали, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение “царство небесное”), а ад – во внутренностях земли. Современные христианские служители культа добавляют к этому, что и рай, и ад находятся в особом сверхъестественном пространстве: они недоступны людям при земной жизни.

В литературе обычно пишут, что, по христианскому учению, Бог праведников направляет в рай, а грешников – в ад. Строго говоря, по христианскому учению, из-за первородного греха Адама и Евы грешниками являются все люди (за исключением Марии, матери Иисуса Христа). Поэтому, по представлениям христиан, праведники – это не противоположность грешникам, а их особая часть. Поскольку праведники отличаются друг от друга по степени праведности, а закоренелые грешники отличаются друг от друга по глубине греховности, то и участь всех праведников (в степени и формах блаженства) и всех грешников (в степени и формах мучений) не одинаковы.

По канонам христианства загробная жизнь имеет два этапа. Первый: от смерти тела до второго пришествия Иисуса Христа. Второй этап начнётся со вторым пришествием Иисуса Христа, а конца он не имеет. На первом этапе в раю и аду находятся только души людей, на втором души соединятся с воскресшими телами. Ад на обоих этапах находится на одном и том же месте, а рай на втором этапе переместится с неба на землю.

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель “образа и подобия” Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, “искупил” людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест”, человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа.

Читать еще:  К чему снится идти по зеленому полю. К чему видеть поле во сне? Поле засеянное рожью

С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства – особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего – крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Основные идеи и ценности Христианства:

1) Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон;

2) понятие о Боге как абсолютно совершённом Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь);

3) учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать;

4) учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании (“..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”);

5) учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. Поэтому оно

6) одинаково далеко как от материализма метафизического и морального, так и от ненавистничества по отношению к материи и материальному миру как таковым. Зло не в материи и не от материи, а от извращённой свободной воли духовных существ (ангелов и человека), от которых оно перешло на материю («проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму; при творении же всё было «добро зело»). Этот трезвый и вместе высокоидеальный взгляд христианства на материю получил наилучшее выражение в учении о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире и во втором кардинальном догмате христианства — в учении о Богочеловеке, о воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. Таким образом, христианство при всей безупречной своей идеалистичности есть религия гармонии материи и духа; оно не клянёт и не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их все, внушая помнить, что все они — только средства к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Кроме этих черт, несокрушимости христианской религии способствуют:

1) существенная метафизичность её содержания, делающая её неуязвимой для научно-философской критики и

2) для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата в силу действующего в ней во все времена Духа Святого — учение, в правильном понимании охраняющее её, в частности, от критики исторической и историко-философской.

Эти черты, пронесённые христианством сквозь два тысячелетия, несмотря на бездну недоразумений, увлечений, нападок, подчас неудачных оборон, несмотря на всю ту бездну зла, которая делалась и делается якобы во имя христианства, ведут к тому, что если христианское учение всегда можно было принимать и не принимать, веровать в него или не веровать, то опровергнуть его нельзя и никогда возможно не будет. К указанным чертам привлекательности христианской религии необходимо присоединить ещё одну и отнюдь не последнюю: несравненную Личность её Основателя. Отречься от Христа, может быть, ещё много труднее, чем отречься от христианства.

Античной христианство было колыбелью главной мировой религии нашего времени. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства.

Ценности. Христианские и традиционные христианские

Один из тех, кого называют «ватниками» и «портянками», совершенно незаслуженно обижая прекрасные вещи, которые в отсутствии пуховиков и импортной обуви спасли от холода и кровавых мозолей несколько наших поколений, так вот, один из них (или одна – сейчас в интернете трудно разобрать пол пишущего; вот потолок – тот хорошо виден) написал, что война РФ против остального мира идет за сохранение традиционных христианских ценностей.

Читать еще:  К чему снится быть почтальоном разносить деньги. Сонник Почтальон, к чему снится Почтальон? Смысл сна про Почтальон

И знаете – это правда. За них. За христианские. Только – не совсем за христианские, а именно за традиционные христианские ценности. Что это такое?

Традиционные христианские ценности – это ценности, которыми традиционно имеют люди, считающие себя христианами. Что конкретно? Давайте конкретно. Иконы в доме. Крест на груди. Регулярное произнесение перед иконами непонятных слов без попыток вникнуть в их смысл. Вроде скороговорки «Отченаш-ижеесинанебеси и т.д.». Регулярное посещение церкви, где те же слова произносятся хором. Целование рук бородатым людям, называемым «отцами». Стояние на коленях. Закусывание кагора хлебом при уверенности, что вкушаешь благодать. Периодические диетологические ограничения: молоку – нет, водке — да. Воспитание детей в страхе. Обучение их традиционной премудрости вроде того, что вселенная была стоворена немногим менее шести тысяч лет назад . Насильственное навязывание своего образа мысли и образа действий окружающим. Застройка мегаполисов безвкусными постройками, декорированными безвкусной живописью. Украшение городов плакатами «Слава Богу!» и аналогичными. Впрочем, простите, я увлекся: про мегаполисы и плакаты – это, конечно, не традиции, а новации – так сказать, творческое развитие.

Что еще? Что еще традиционно ценили люди, считавшие себя христианами? Много чего еще они ценили. Оттяпать кусок у слабого ценили. Спасать чужие души ценили, убивая чужие тела (по отношению к себе самим они были куда менее воинственны). Роскошь, деньги – очень ценили. Хотите сказать – кто ж их не ценит, что это, дескать, не чисто христианское? Так-то оно так, конечно. Но вот у индусов и буддистов к этим вещам отношение другое. А если присмотреться повнимательней, то окажется, что и мусульмане с их «восточной роскошью» в этом отношении никогда христианских высот не достигали. Ценят деньги христиане. И роскошь ценят. Традиционно ценят.

Что еще ценят? Очень себя ценят. Очень любят кичиться собой. Уверенность, что традиционное поведение по правилам хотя и не писанным в Писании, но утвержденным церковным «преданием», ставит их выше других людей и обеспечивает спасение после смерти, – это одна из самых базовых традиционных христианских ценностей.

Еще? Еще ценят христиане могущество своей группы и ее верховенство над другими группами – неважно, идет ли речь о конфессии или о государстве. Убить человека из другой группы – это и не убить вовсе. В общем, патриотизм – одна из центральных традиционных ценностей. Молиться, чтобы Бог помог традиционному христианину убить как можно больше его (традиционного христианина, а не Бога, конечно) врагов – это очень традиционное христианское дело. И вообще, убийство врагов Бога (их, традиционное христианское представление о Боге предполагает, что у Бога могут быть враги) – это очень по-христиански.

Я ничего не забыл? Конечно, что-то забыл. Но вы меня дополните.

А что такое христианские ценности? Здесь и вспоминать ничего не надо. Всё написано в христианских книгах. Прежде всего конечно – любовь. Ненависть противна христианству. Пренебрежение материальной стороной ЛИЧНОЙ жизни – ничего ЛИШНЕГО. Это тоже важно. Потому что где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Если сокровища от Диора, то и вы там же. В общем – продай имение твое и раздай нищим.

Но главное даже не это. Главное – беспрестанное духовное развитие: ежедневно губить свою сегодняшнюю душу, создавая душу завтрашнюю: кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

Ну, а про «мелочи» я вообще не говорю. Вроде кротости, жажды правды, миротворчества (не в смысле «отстаивания наших интересов» повсюду, где наше появление несет кровь), изгнания за правду (не в смысле гнать говорящего правду), не прелюбодействуй, не преступай клятвы, твори милость тайно (не в смысле деятельности секретных служб), когда молишься, не будь, как лицемеры, не можете служить Богу и маммоне, отцом себе не называйте никого на земле и т.д..

И вот здесь возникает любопытный вопрос: а есть ли вообще что-то общее между ценностями христианскими и ценностями традиционными христианскими?

Ответ на него содержится в евангелиях. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Если бы наши «отцы» верили в Бога, они бы испугались таких слов.

Источники:

http://pravoslavie.ru/7007.html
http://studbooks.net/814405/religiovedenie/osnovy_tsennosti_hristianstva
http://echo.msk.ru/blog/russkiysvet_dot_narod_dot_ru/1412728-echo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: