Храм святой параскевы. Храм Параскевы Пятницы, село Дедилово

Храм святой параскевы. Храм Параскевы Пятницы, село Дедилово

Однажды отец Трифон, игумен Свято-Параскево-Пятницкого храма, что в селе Дедилово Киреевского района, совершал пасхальное богослужение. В тот день в церкви «дежурил» фотограф, знакомый отца Трифона, чтобы запечатлеть торжественную службу.
В полночь священник начал крестный ход. По церковным канонам, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храма, священнослужители поют: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его». Как только отец Трифон произнес эти слова, фотограф сделал кадр.
Потом, когда проявили пленку и отпечатали фотографии, священник увидел на одной из них какой-то странный узор. «Это след беса, – рассказал нашим корреспондентам отец Трифон (Бортунов). – Когда я произнес «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его», бес испугался Господа Бога и бежал. Вся нечистая боится таких слов».
Отец Трифон объяснил нам, что бес может принимать разные формы и размеры: от малюсенькой точки до фигуры в человеческий рост. Видимо, на уникальном фото изображен именно самый мелкий трусоватый бес. Его самого не видно, есть только его след. «Человеческий глаз не способен заметить беса, – объяснил отец Трифон. – А техника справилась!»
Наши предки считали, что в пасхальную ночь нечистая сила необычайно зла. Поэтому существовало поверье, что в пасхальную ночь можно встретиться с умершими родственниками, а также увидеть во время крестного хода ведьм. Это, конечно, чушь. Но что же тогда изображено на фото? Дефект пленки или действительно бесенок?

«БЕСЫ – ОБЫЧНОЕ ДЕЛО!»

– сообщил нам туляк Павел МАРУШКО, студент миссионерского факультета Православного Свято- Тихоновского богословского института(Москва), знаток православных храмов Тульской области.
Павел рассказал, что запечатлеть беса на фото можно. К тому же бесы не только «оставляют свой след» на фото, они могут являться людям во снах и наяву. Они принимают разные обличья, иногда они являются священникам в образе ангелов, искушая и обманывая их.
Бесы пытаются препятствовать верующим, внушая им во время молитвы посторонние мысли о страсти и плотских утехах, чтобы расслабить ум молящегося и сделать его неспособным молиться как следует.

НАША СПРАВКА

БЕС – в религиозных и народных поверьях – злой дух. Умен, хитер. Принимает разные обличья, бывает разного размера. Отличается от ЧЕРТА, который имеет, так сказать «фиксированную форму» – зло в человеческом облике с рогами, копытами и хвостом.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

ПЛЕНКА НЕ ВИНОВАТА!

Наш «слободской» фотограф Сергей КИРЕЕВ, большой мастер своего дела, ситуацию разъяснил так:
– Дефект пленки? Вряд ли. Во-первых, сейчас вся пленка качественная, а тот самый фотограф, которому посчастливилось запечатлеть «беса», снимал на правильно подобранную – с учетом освещенности помещения – пленку.
Во-вторых, если бы это был дефект, он бы проявился на всей фотографии. А здесь наоборот: лица священнослужителей и прихожан четкие и безо всяких помех. К тому же, обычно дефекты пленки проявляются в виде пятнышек, а не таких хаотичных линий.
Я думаю, что на фото изображено движение какого-то мелкого объекта, который двигался с чрезвычайно большой скоростью. Учитывая, что в такое время суток, когда был сделан этот снимок, выдержка может быть от 1/10 до 1/20 доли секунды, можете себе представить, как метался этот самый неопознанный объект!

НЕ ХРАМ – КАРТИНКА!

В 1869 году на месте старого храма был построен новый, каменный, в честь победы русских воинов в войне 1812 года.
Кстати, в этом храме крестили героя Великой Отечественной войны Семена Кутепова (прообраз генерала Серпилина в романе Константина Симонова «Живые и мертвые»).
Более 60 лет церковь Святой Параскевы Пятницы служила складом. Но в начале 90-х годов ХХ века прихожане решили восстанавливать храм на свои средства. Сначала пригласили специалистов-строителей, те сказали, мол, не выдержит фундамент, реставрировать нельзя. Но верующие не отступились.
И вот теперь церковь радует не только прихожан, но и просто проезжающих мимо: красоты она необычайной.
Рядом с Свято-Параскево-Пятницкого храмом недавно был построен еще один, храм Серафима Саровского. Внутри – купель для крещения детей и крестильня, выполненная в виде креста, для взрослых. Она достаточно большая для того, чтобы можно было окрестить взрослого человека, не просто окропив его святой водой, а с полным погружением, как это положено по церковным канонам.
Отец Трифон рассказал нам, что художника для росписи обоих храмов он нашел в свое время в Киреевске на одном из предприятий. Парень оказался очень талантливым.
Кстати, оба храма (и снаружи, и изнутри) он расписывал один. Правда, времени на это он потратил много – целых 11 лет.

ДЕДИЛОВСКИЙ ГОНЧАР

Живет в Дедилове настоящий гончар Олег Волков, которого знают не только в селе: его работы часто бывают на выставках в разных музеях Тулы и области.
В доме Олега на первом этаже находится мастерская. Мы решили наведаться в гости к гончару.
Сейчас Олегу 37 лет. Его жизнь – это жена, дочка и гончарное ремесло. В ранней молодости с Олегом произошло несчастье. Он учился на физфаке в тульском педе, хотел быть преподавателем физкультуры. Многие его сокурсники помнят, какие он кульбиты выделывал на спортивных снарядах. Но однажды Олег упал со снаряда и повредил позвоночник. Теперь он прикован к инвалидному креслу, но не унывает: он нашел свое место в жизни. Уже несколько лет он занимается гончарным ремеслом. Это и хобби, и работа.
«Раньше здесь жил слепой мастер Андрей Жаренов, – рассказывает Олег. – Он тоже был инвалид-колясочник. Несмотря на это он занимался скопинской игрушкой и делал великолепные вещицы: свистульки, разные фигурки. Мы с ним здорово сдружились».
Вскоре Андрей умер. Мастерская, в которой сейчас трудится Олег, принадлежала тогда СПК «Заря». Однажды председатель спросил Олега: «Оставить тебе мастерскую?» и предложил заниматься гончарным делом. Волков согласился, и с тех пор он – одна из главных достопримечательностей Дедилова.
«Сначала я решил попробовать, получится у меня или нет, – говорит гончар. – Я поехал на близлежащий карьер, набрал глины и вылепил какую-то фигурку. Получилось!
Свое первое «творение» Олег уже и не помнит: за свою «гончарскую» жизнь он сделал их столько, что не сосчитать. «Наверное, первыми были, все-таки, дракончики, – вспоминает Олег. – Ведь когда я начал заниматься гончарным ремеслом, был год Дракона. »

Читать еще:  К чему снится кто то убивает кошку. Сонник АстроМеридиана К чему снится Кошка по соннику

ЛЕПЛЮ ГОРШКИ, ЧТОБЫ НА ЖИЗНЬ ХВАТАЛО

Олег купил себе все необходимое оборудование: электрический круг, инструменты. «Это раньше были круги, которые нужно было вращать ногами, а сейчас все на электричестве. Прогресс!» – смеется Олег. Чтобы окупить расходы, Волков начал делать горшки и продавать их. Изделия пользовались спросом, да и сейчас Олег этим живет, хотя его поделки недорогие – 20-30 рублей за горшочек.
Для изготовления глиняных «серийных» горшков, нужно сначала слепить для них форму из гипса. Первый горшок Олег делает вручную на кругу, затем доводит его до ума и лепит с него форму. А уже потом из формы можно сделать целую серию горшочков, похожих друг на друга, как две капли воды.
А вот на ручной «эксклюзив» нужно вдохновение, потому и рождается он не так уж и быстро.
После лепки глина должна хорошенько просохнуть в течение целого дня. Потом гончар обрабатывает изделие напильником и «шкуркой», стачивая лишнее. А затем горшочек отправляется в печь. Кстати, печка у Олега тоже электрическая (не в каменном веке живем!), она нагревает изделие до 300 градусов. Когда глина остынет, ее покрывают разноцветной глазурью.
Состав сырья Олег хранит в тайне. В каких пропорциях он мешает красную и голубую глину – секрет мастера. Но глина вся местная, из Дедиловского карьера. Кстати, пропорции в составе глины меняются в зависимости от предназначения изделия: для пищевых продуктов один состав, для цветочных горшков и вазочек – совсем другой.

Некоторое время назад Олег набрал учеников – хотел приобщить здешнюю молодежь к искусству. Сначала к гончару ходили 5-6 дедиловских ребятишек. Потом все как-то рассеялись, но остался один ученик, 15-летний Илья КОВАЛЕВ. «Самый верный и смышленый паренек», – говорит о нем Волков. За полтора года Олег научил мальчишку гончарному делу, и сейчас его работы выставлены в Киреевском краеведческом музее: целая серия дракончиков и сказочных замков.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ.

О ЧЕМ ГЛАСИТ ЛЕГЕНДА

Дедиловский храм Параскевы Пятницы – не такой, как все. Он стоит на берегу реки Шиворонь, в самой низине, в болотистом месте. Кстати, когда речушка разливается, талая вода доходит почти до стен храма. Такое расположение церкви удивляет: обычно наши предки строили храмы на самом высоком месте, чтобы их было видно издалека. Другие дедиловские храмы, расположенные рядом, стоят по всем правилам – на холмах, хотя все церкви отстроены примерно в одно время – в XVI веке.
Этому есть более или менее разумное объяснение.
Хотя точное место последней битвы войск Ивана Грозного с крымскими татарами в исторических документах не указано, историки предполагают, что крымского хана Девлет-Гирея разгромили именно в том месте, где сейчас стоит Пятницкий храм.
Здесь есть удобный брод через реку. Видимо, им и воспользовались татары, чтобы быстро форсировать Шиворонь.
В XIX веке через Шиворонь в этом месте решили построить мост и наткнулись на большое скопление человеческих костей. Поэтому исследователи истории тульского края решили, что, скорее всего, после сражения у русских было время захоронить павших и поставить памятный крест погибшим. А уже пришедшие сюда позже казаки поставили на месте креста церковь.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ОТКРЫЛ. СТРОИТЕЛЬНЫЙ КРАН

Это не первое странное событие, связанное с дедиловским храмом. В июле прошлого года возле церкви был установлен и освящен четырехметровый деревянный памятный крест в честь 450-летия победы над крымским ханом Девлет-Гиреем.
Когда работы по возведению памятника только начались, для установки креста потребовался строительный кран. В разгар работ кран внезапно начал оседать и едва не провалился под землю. Впоследствии, разбирая место провала земли, люди нашли источник.
Сейчас на этом месте находится симпатичный колодец с воротом и аккуратной крышей. Как рассказал нам отец Трифон, в ближайшее время источник будет освящен.
Еще один источник, который тоже собираются освятить, находится под Дедиловом на территории СПК «Заря», в поле, неподалеку от строящейся плотины. Бревенчатый сруб для купальни уже готов, до освящения осталось совсем немного времени.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ДЕДИЛОВО, село Киреевского района Тульской области. В прошлом – вечевой город вятичей ДЕДОСЛАВЛЬ (XII век), пограничный уездный город ДЕДИЛОВ (XVI-XVII вв.), один из узловых пунктов обороны южных границ. «Разжалован» в заштатные города в конце XVIII века. Центральная часть с городищем стоит на горе над рекой Шиворонью. ДЕДИЛОВО – родина нескольких старых казачьих фамилий.
Дедославль впервые упоминается в 1146 году в Ипатьевской летописи как город, в котором проходили славянские собрания (вече). В отличие от Тулы, упоминание о которой в 1146 г. в Никоновской летописи оспаривается некоторыми учеными, упоминание Дедославля не вызывает никаких сомнений, потому что Ипатьевская летопись признается одним из наиболее древних и точных источников по истории Древней Руси.
Город Дедилов был сооружен по указу Ивана Грозного в 1554 г. и вошел в оборонительную линию Московского государства. К концу XVII в. он теряет свое стратегическое значение, а в XVIII в. Дедилов перестает быть уездным городом и впоследствии превращается в поселение сельского типа.

Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы села Дедилово

Настоятель — архимандрит Трифон (Бортунов)

История храма:

Приход этой церкви существовал, несомненно, в первой четверти XVIII столетия, когда Дедилово было еще уездным городом. Приход расположен по низменностям реки Шиворони, в местности болотистой, что в гигиеническом отношении составляет большое неудобство. Кроме части села, к приходу причисляется часть деревни Киреевки. До настоящего каменного храма во имя великомученицы Параскевы на этом месте стояли деревянные храмы.

Из исторических документов XVIIIв. («Топографические известия т.1 ч.3. СПб 1771 стр.235):

1554г. — вДедилове, Луговой слободе, построена церковь во имя

св. вмц. Параскевы Пятницы (Римской) в память павших русских

Читать еще:  После крещения ребенка надо причастить. Причастие младенцев

ратников в «Битве при реке Шиворонь» (1552 г.) с крымским ханом

Девлет-Гиреем. Церковь построена деревянной.

Из писцовых книг:

1588 г.- служил поп Иоанн;

1646 г.- служил поп Симеон Нефедьев;

1678 г. Служил дьяк Симеон Григорьев; дьяк Ивашка Михайлов.

«Церковь Святые великомученицы Прасковьи нарицаемые Пятницы, а у тое церкви дьячков двор Сенки Григорьева двор Ивашки Михайлова, а кроме того, у той церкви церковных причетников и бобыльских дворов у ней нет. А которые были у тое церкви бобыли написаны девять дворов за прежним попом Симеоном Нефедьевым. На церковной земле казачьи дети и по указу Великого Государя взяты все на казачью службу.» (1678 г.) Сгорела в пожаре.

1722 г.- построена деревянной, в том же году сгорела.

1723 г.- построена заново деревянной.

1728 г.- упоминается в реестре церквей Дедилова.

1745 г.- сгорела в пожаре.

1760 г.- упоминается Пятницкая деревянная церковь.

Из писцовых книг:

1840 г. — служил Иринарх Михайлов, священник Параскеевской церкви.

1845 г. — построена деревянной, стояла до 1869 года.

1865 г. — Параскеевская церковь, к ней приписаны деревни: Киреевка, Дубовка, Алексеевка, Черемуховка.

1869 г. — построена каменная церковь ( четверик с алтарем) на средства прихожан.

1872 г. — прихожан значилось душ 632 мужского пола и 635 женского.

1891-2 гг. — пристроена трапезная часть.

По документам Государственного архива Тульской области по фонду: «Тульская духовная консистория» в Клировой ведомости о церкви Святой Великомученицы с. Дедилово Богородицкого уезда, Тульской епархии за 1914г. значится: «Церковь построена в 1869 г., здание каменное, покрыта железом с таковой же колокольнею, оштукатуренная, внутри и снаружи крепкая и теплая. В ней один престол во имя Св. Великомученицы Параскевы. Утварью достаточна. По штату при ней положен священник и псаломщик. Усадебной земли при церкви вместе с церковным погостом 3 десят. квадр. саж., пахотной 13 десятин 1372 квадр.саж.. 4 десят. 220квар.сажен. Полевая земля отстоит от храма в расстоянии 2,5 версты и от усадебной на 0,25 версты. В церкви всего 22 десят. 172 квадр.саж. Земля сия находится в бесспорном владениии причта. Из этого количества земли река Олень занимает 1500 кв.саж. Земля обрабатывается членами причта.

Дом для (церковно) священнослужителей на церковной усадебной земле каменный двухэтажный. Построен тщанием прихожан на отведеной ими земле в 1869г. и составляет собственность церкви. Церковная сторожка деревянная под железом, построена в 1905г..В 1910 г.к сторожке присроена церковно-приходская школа Параскеевской церкви-деревянная, крыта железом. В 1913 г. 5 марта пожертвовал Параскеевской церкви крестьянин с. Ново-Покровского Богородицкого уезда Иосиф Иванович Ведеников двухэтажный дом, к верхнему этажу в 1914 г. сделан прируб. При сем доме холодное складское помещение. Деревянное, на каменном фундаменте. Крыт железом. Все вышеозначеные постройки находятся на церковной земле».

В 19 в. Пятницкий приход составлял 1085 человек (836 ф. Дедиловская воеводская приказная изба (опись дел)

1910 г. — открытие церковно-приходской школы.

1915 г.- приход состоял из 261 дома: 800 мужчин и 920 женщин

Служил священник Иван Раевский до 1916 года.

1934 г. — Советской властью приход закрыт.

В этом году его отдали под клуб. Позднее соорудили крупорушку, устроили склад и забросили вовсе. Церковь ветшала и к началу 90-х годов ХХ века на полметра вросла в землю.

1990 г. — по благословению Серапиона Митрополита Тульского и Ефремовского служба возобновлена иеромонахом Трифоном (Бортуновым).

1994 г. — храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы восстановлен.

2000 г. — построен храм-крещальня в честь преподобного Серафима Саровского.

2002 г. — установили надкладезьный Поклонный крест в память 450-ой годовщины победы над Давлет-Гиреем.

Адрес: с. Дедилово, ул. Грицова

Телефон: + 7 (48754) 4-74-97

Электронная почта: taniy-1968@mail.ru

Доступная среда для маломобильных групп населения:

Храм имеет лестницу наружного входа со ступенями, оборудованную пандусом наружного входа. Дверь открывается в сторону, противоположную выезду на пандус.

Если Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, то Вы можете предварительно оставить заявку дежурному сотруднику по телефону: 8 (48754) 4-74-97.

Или сотруднику храма Захариковой Светлане Константиновне по телефону: 8-910-558-56-97.

Или сотруднику храма Юрищевой Татьяне Алексеевне по телефону: 8-950-917-42-52.

Время для звонка: Пн.-Вс. с 7.30 до 12.00.

Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.

Христос рождается — славим его!

По благословению настоятеля храма в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы села Дедилово, архимандрита Трифона (Бортунова), состоялся праздничный концерт в честь Новорожденного Богомладенца-Христа.

Обсуждения

Храм Параскевы Пятницы

моя малая родина

3 сообщения

Храм Параскевы Пятницы в селе Дедилово Киреевского района похож на пряничный домик, покрытый сахарной глазурью: яркий, многоцветный, нарядный…

К Христу через “Камень”

Автор идеи и дизайна – отец Трифон, заново выстроивший Дедиловский храм не месте старого, разрушенного, и вот уже 17 лет служащий здесь настоятелем:
– Мне очень хотелось сделать его таким: радостным, самобытным, воплощающим настоящий русский дух…
Отец Трифон и сам человек необычный. В юности и не помышлял о пути священника, более того, был человеком неверующим. Родился и рос в Кирове, отслужил в армии, а потом отправился поступать в Саратовский государственный университет – очень хотел стать психологом. С психологией не получилось, и юноша поступил на филологический.
– Тему своей дипломной работы помните, отец Трифон?
– А как же! “Семантические основы поэмы Осипа Мандельштама “Камень”. Эта работа многое во мне перевернула. Я, можно сказать, Христа обрел через “Камень”.
– Как же вам разрешили в середине 70-х годов защищать диплом по Мандельштаму?
– А мне и не разрешали. “Добро” получил всего за несколько дней до защиты. Писал сразу, без чистовика. Работал в квартире у друга, помню, как везде были разложены листы с машинописным текстом. Но диплом получился серьезным, глубоким, по сути, кандидатская диссертация. На ее основе позже в Израиле мой знакомый докторскую защитил. А пользовался я зарубежными, “самиздатовскими” источниками, даже ссылался на воспоминания Надежды Мандельштам…
Отец Трифон признается, что его любовь к Мандельштаму, чтение запрещенной литературы и обретенная вера в Бога не давали покоя сотрудникам местного КГБ. Давление на него, а позже и на его жену, привело к семейной драме. Молодой человек вынужден был развестись, однако всю жизнь помогал супруге и маленькому сыну. Священником отец Трифон стал через несколько лет после окончания университета..
А в Дедилово он попал не случайно. Некоторое время служил в соседнем селе Панино. О древней истории села Дедилово слышал и читал много, и в какой-то момент понял, что восстановление храма Параскевы Пятницы – его долг, его служение…

Читать еще:  Преподобный серафим саровский. Существует версия, что подвиг Саровского хотели использовать обновленцы, пытающиеся обрести в лице «братьев-католиков» союзников в деле реформирования «устаревшего православия»

Святая с прялкой

Средневековый Дедилов был удивительным городом. Здесь стоял красивейший соборный храм в честь святителя Николая Мирликийского. За крепостными стенами, в слободах, были построены 6 церквей, в том числе церковь святой мученицы Параскевы Пятницы (Римской). Ее возвели на берегу протекающей в этих местах речки Шиворонь. Храмы в честь Параскевы Пятницы традиционно строили на берегах рек: наши предки верили, что из воды на Святки выходит всякая нечисть, и только Параскева может ее прогнать. А еще Параскеву Пятницу считали покровительницей семьи, детей, дома, хозяек. Не случайно в церквях радом с ее иконами ставили предметы быта. И сегодня в возрожденном храме рядом с образом святой – старинная прялка, клубок шерсти и гребешок для ее расчесывания.
Дедиловский храм был закрыт в 1934 году. Для местных жителей это стало трагедией. Иконы, церковную утварь они разобрали по домам и бережно хранили. На всю округу осталась лишь одна действующая церковь в селе Панино. По воскресеньям на службу верующие ездили либо туда, либо в Тулу. А в помещении Дедиловской церкви сначала был клуб, потом крупорушка, а затем склад. Здание разрушалось, и к моменту появления здесь отца Трифона более, чем на метр погрузилось в землю.
Валентина Ивановна, бухгалтер и казначей прихода, прекрасно помнит, как начиналось возрождение храма:
– Батюшке тяжело пришлось. Приехал он к нам в сорок лет: худой, монах ведь, постится постоянно. Никто не подозревал, что в нем столько силы. Денег не было, но когда он обратился к людям, они стали жертвовать на строительство. Приносили, кто сколько может. Помню, самый большой взнос был 100 рублей. Тем не менее, мы собрали 63 тысячи, а в 1990 году это были немалые деньги. Каждый день люди приходили помогать. Просто так, безвозмездно. Бабушки вареную картошку приносили. Поработаем, а потом сядем с молитвой, поедим, и снова трудиться. Отец Трифон в колхозе транспортер попросил, сам отбойным молотком работал – от крупорушки металлические конструкции остались, их надо было выламывать. Мужиков из соседней пивнушки просили помочь – не отказывали. А жил наш батюшка тогда в доме у одной бабули. В соседней комнате – ее сын-алкоголик. Настоятель потихоньку для храма вещи разные подкупал. Однажды привез два холодильника для просфор. Так этот алкоголик разозлился и в драку полез, за бороду батюшку стал хватать – мол, ты поп, богатый. Пришлось отцу Трифону съехать…

Экскурсии для иностранцев

Первая служба в храме состоялась уже в августе 1990 года на праздник Преображения Господня. А работы продолжались. И чудеса при этом происходили постоянно. Однажды батюшка отправился в леспромхоз заказывать дубовые лаги для пола в церкви. Не успел уехать, как к храму подкатывают четыре машины: “Вам дубовые доски не нужны, всего 400 рублей за машину”. Валентина решила купить. Потом отец Трифон изумлялся: официальный заказ обошелся бы значительно дороже, да и ждать надо было долго… Кирпичи в Новомосковске на строительство колокольни директор отказывался выписывать. Валя отправилась к кладовщице, иконку ей привезла. Та и выписала неофициально, оформив на своих рабочих. А о том, как колокольню строили, никто из дедиловских не забудет. Наверху – отец Трифон, внизу – цепочка из бабушек кирпичи передает…
Иностранные делегации заезжают частенько. Неподалеку, в Киреевске, есть интернат, поддерживающий связи с зарубежными благотворителями из Швеции, Англии. Польши. Иностранцы, видя изумительной красоты храм, не могут проехать мимо. А показать батюшке есть что. Храм, изящная колоколенка, крестильня, несколько хозяйственных построек с окошками из разноцветных стекол, есть даже русская банька. Все утопает в зелени и цветах. По словам Валентины Ивановны, местный ландшафтный дизайн – тоже дело рук отца Трифона. Роскошные сортовые пионы, поляна ирисов редких оттенков, причудливо стелющийся можжевельник, пушистые елочки, туя, пихты. Ничего подобного мы не видели даже в Туле.
– А за саженцами отец Трифон ездил в лесное хозяйство в Липецкую область, – рассказывает Валентина Ивановна. – Денег, как всегда, не было, и батюшка обратился к прихожанам, пообещав, что каждый купленный на их деньги саженец станет “именным”. Так у нас появились туи “Мария”, “Елена”… А вот эти деревца – мои. Повыше – “Валентина”, пониже – моей дочери. Когда его сажала, дочка тяжело болела. Дерево плохо тогда росло. А когда девочка стала выздоравливать, и деревце выправилось…

С постом и молитвой

В Дедиловском храме потрясающие росписи. Трудно поверить, но их автор Юрий Горяченков не имеет профессионального художественного образования, иконописи тоже не учился никогда. И истово верующим человеком стал не так давно, после того, как 17 лет назад пришел работать в храм.
Когда здание построили, отец Трифон решил пригласить художника и объявил конкурс. В Дедилово стали приезжать опытные живописцы, в том числе из Тулы и Москвы. Юрий в то время ушел с завода, на котором работал: зарплату задерживали, да и не его это было дело. Батюшка смотрел на рисунки соискателей и – отказывал. А когда увидел эскиз Юры, тут же сказал: “Оставайся”.
Юрий изучал каноны церковной живописи и технологию изготовления красок сам, по книгам. Теперь он в символике и традициях православной иконописи разбирается до тончайших нюансов. А красками пользуется только натуральными: измельчает в порошок лазурит, малахит и замешивает на желтке. Дедиловский художник чем-то напоминает персонажа Петра Мамонова из фильма “Остров”. Замкнутый, немногословный, ведет жизнь отшельника. Постится: целый день пьет только минералку, вечером – скромный ужин. Все росписи и большинство икон в храме – его работа. Живопись удивительная: радостная, эмоциональная, наполненная искренней любовью. Когда нет “творческой” работы, Юрий делает любую: кладет плитку, ухаживает за цветами. А еще он выполняет обязанности звонаря.

Отца Трифона окружают талантливые и преданные люди. Например, Иван, на все руки мастер. Все работы с деревом – его: от декоративной резьбы до строительства срубов.

Источники:

http://dedilov.ru/sunday.html
http://tulaeparhia.ru/category/blagochiniya/kireevskoe-blagochinie/hram-svyatoj-muchenitsy-paraskevy-pyatnitsy-s-dedilovo/
http://vk.com/topic-21589872_24669756

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: