Гуревич п с основы философии читать онлайн. Основы философии

Основы философии. Гуревич П.С.

М.: 2011. — 480 с. М.: 2000. — 438 с.

Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку. Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Будет интересен студентам, аспирантам и преподавателям негуманитарных вузов, а также широкому кругу читателей.

Формат: djvu / zip ( 2000, 438с.)

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 7
Основные понятия 11
Вопросы и задания 11
Глава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
1.1. Любовь к мудрости 13
1.2. Что же такое философия? 20
1.3. В чем же тогда специфика философии? 34
1.4. Трагизм и величие философии 45
Основные понятия 53
Вопросы и задания 55
Глава 2. Философия как мировоззрение
2.1. Философия — это целостное воззрение на мир 57
2.2. Различные оценки любомудрия 60
2.3. Судьба философских идей 62
2.4. Взаимосвязь идей 66
Основные понятия 70
Вопросы и задания 70
Глава 3. Основной вопрос философии
3.1. Отношение мышления к бытию 72
3.2. Бытие определяет сознание 77
3.3. Материя неотличима от разума 82
3.4. Фундаментальные вопросы философии 85
Основные понятия 91
Вопросы и задания 91
Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от античности до Возрождения)
4.1. Восточные мудрецы 93
4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 97
4.3. Античные философы 99
4.4. Религиозные философы Средневековья 108
4.5. Философия Возрождения 113
Основные понятия 115
Вопросы и задания 116
Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в.
5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 117
5.2. Философия эпохи Просвещения 122
5.3. Немецкая классическая философия 128
5.4. Романтизм 132
Основные понятия 136
Вопросы и задания 136
Глава 6. Категория «бытие» в философии
6.1. Бытие как смысл существующего 137
6.2. Бытие чело века 144
6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 151
6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира 155
Основные понятия 158
Вопросы и задания 158
Глава 7. Проблема жизни в философии
7.1. Жизнь — способ бытия человека 159
7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 162
7.3. Смысл жизни и благоговение передней 170
Основные понятия 180
Вопросы и задания 181
Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни
8.1. Сознание и его трактовки 182
8.2. Генезис сознания 189
8.3. Сознание и мышление 191
8.4. Психика и бессознательное 200
Основные понятия 205
Вопросы и задания 205
Глава 9. Сознание и познание
9.1. Человек — существо разумное, мыслящее 207
9.2. Проблема познаваемости мира 213
9.3. Истина 219
Основные понятия 228
Вопросы и задания 229
Глава 10. Человек как главная философская проблема
10.1. Специфически человеческое 230
10.2. Философская антропология 232
10.3. Человек как неудавшийся проект 243
10.4. Проблемы человеческой природы 252
Основные понятия 259
Контрольные вопросы 260
Глава 11. Человек и его ценности
11.1. Что такое ценность 261
11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 264
11.3. Общечеловеческие ценности 269
11.4. Ценностный вакуум 274
11.5. Ломка вековых ценностей 277
Основные понятия 283
Контрольные вопросы 283
Глава 12. Человек и техника
12.1. Техника как феномен 284
12.2. Оживить машину? 288
12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 293
12.4. Преображенный человек 302
Основные понятия 306
Контрольные вопросы 306
Глава 13. Человек и история
13.1. Нужна ли людям история? 307
13.2. Альтернативность истории 322
13.3. Стадии исторического процесса 326
13.4. Идея прогресса 331
Основные понятия 335
Вопросы и задания 335
Глава 14. Человек и общество
14.1. Общество как феномен 338
14.2. Многообразие социальных обществ 345
14.3. Гражданское общество 353
14.4. Противоречия социальной жизни 365
Основные понятия 372
Вопросы и задания 372
Глава 15. Человек и культура
15.1. Многообразие определений культуры 375
15.2. Культура и цивилизация 381
15.3. Культура и природа 385
15.4. Типология культур 390
Основные понятия 404
Контрольные вопросы 404
Глава 16. Основные виды духовной культуры
16.1. Искусство 405
16.2. Мораль 410
16.3. Наука 416
Основные понятия 420
Вопросы и задания 421
Глава 17. Человек и религия
17.1. Духовный опыт как основа религии 422
17.2. Буддизм 427
17.3. Христианство 430
17.4. Ислам 435
17.5. Религия как явление мировой культуры 436
17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны 438
Основные понятия 439
Вопросы и задания 440
Глава 18. Формирование информационного общества
18.1. Информационное общество 441
18.2. Глобализм 448
18.3. Экономический кризис и его последствия 451
18.4. Философия и будущее человечества 469
Основные понятия 473
Вопросы и задания 473
Заключение 474
Литература 477

Читать еще:  Родить ребёнка в год Козы – хорошая идея? Повеление Нефритового императора.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Основы философии, Гуревич П.С, 2011

Основы философии, Гуревич П.С., 2011.

Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку.
Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Представляет интерес для студентов, аспирантов и преподавателей негуманитарных вузов, а так же широкого круга читателей.

Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.
Возникновение философии. Множество вариантов философской рефлексии. Дофилософские способы осмысления мира. Логос как духовное первоначало. Собственные заветы философа. Специфика философии как формы общественного сознания. Соотношение философии и науки. Место философии в культуре. Величие и трагедия философии. Различные определения философии.

Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Груз постоянного раздумья зачастую кажется непереносимым. Но человеку присуще и иное состояние души. Он открывает в себе способность продвигаться к одухотворяющей истине, открывать тайны реальности, наслаждаться самим процессом развертывания мысли.

Оглавление
Введение
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
1.1.Любовь к мудрости
1.2.Что же такое философия?
1.3.В чем же тогда специфика философии?
1.4.Трагизм и величие философии
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 2. Философия как мировоззрение
2.1.Философия — это целостное воззрение на мир
2.2.Различные оценки любомудрия
2.3.Судьба философских идей
2.4.Взаимосвязь идей
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 3. Основной вопрос философии
3.1.Отношение мышления к бытию
3.2.Бытие определяет сознание
3.3.Материя неотличима от разума
3.4.Фундаментальные вопросы философии
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от античности до Возрождения)
4.1.Восточные мудрецы
4.2.Будда и буддизм о путях познания последних истин
4.3.Античные философы
4.4.Религиозные философы Средневековья
4.5.Философия Возрождения
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в.
5.1.Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время)
5.2.Философия эпохи Просвещения
5.3.Немецкая классическая философия
5.4.Романтизм
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 6. Категория «бытие» в философии
6.1.Бытие как смысл существующего
6.2.Бытие человека
6.3.Экзистенциальная трактовка человеческого бытия
6.4.Философия как осознание бытийных феноменов мира
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 7. Проблема жизни в философии
7.1.Жизнь — способ бытия человека
7.2.Жизнь как глубочайший философский символ
7.3.Смысл жизни и благоговение перед ней
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни
8.1.Сознание и его трактовки
8.2.Генезис сознания
8.3.Сознание и мышление
8.4.Психика и бессознательное
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 9. Сознание и познание
9.1.Человек — существо разумное, мыслящее
9.2.Проблема познаваемости мира
9.3.Истина
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 10. Человек как главная философская проблема
10.1.Специфически человеческое
10.2.Философская антропология
10.3.Человек как неудавшийся проект
10.4.Проблемы человеческой природы
Основные понятия
Контрольные вопросы
Глава 11. Человек и его ценности
11.1.Что такое ценность
11.2.Разнообразие ценностей в истории человечества
11.3.Общечеловеческие ценности
11.4.Ценностный вакуум
11.5.Ломка вековых ценностей
Основные понятия
Контрольные вопросы
Глава 12. Человек и техника
12.1.Техника как феномен
12.2.Оживить машину?
12.3.Идея сращивания жизни и конструкции
12.4.Преображенный человек
Основные понятия
Контрольные вопросы
Глава 13. Человек и история
13.1.Нужна ли людям история?
13.2.Альтернативность истории
13.3.Стадии исторического процесса
13.4.Идея прогресса
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 14. Человек и общество
14.1.Общество как феномен
14.2.Многообразие социальных обществ
14.3.Гражданское общество
14.4.Противоречия социальной жизни
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 15. Человек и культура
15.1.Многообразие определений культуры
15.2.Культура и цивилизация
15.3.Культура и природа
15.4.Типология культур
Основные понятия
Контрольные вопросы
Глава 16. Основные виды духовной культуры
16.1.Искусство
16.2.Мораль
16.3.Наука
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 17. Человек и религия
17.1.Духовный опыт как основа религии
17.2.Буддизм
17.3.Христианство
17.4.Ислам
17.5.Религия как явление мировой культуры
17.6.Свободолюбие на фоне религиозной волны
Основные понятия
Вопросы и задания
Глава 18. Формирование информационного общества
18.1.Информационное общество
18.2.Глобализм
18.3.Экономический кризис и его последствия
18.4.Философия и будущее человечества
Основные понятия
Вопросы и задания
Заключение
Литература.

Читать еще:  Сонник крошится зуб во сне. К чему снится зубы крошатся

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы философии, Гуревич П.С, 2011 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Павел Гуревич — Основы философии

Павел Гуревич — Основы философии краткое содержание

Основы философии читать онлайн бесплатно

Студент пришел ко мне, чтобы сдать экзамен по философии. На лице у него застыло отчаяние, фигура выглядела страдальческой. Он долго тискал в руках вытащенный билет и вдруг спросил:

– Павел Семенович, а зачем человеку философия?

– В каком смысле? – удивился я.

– Ну, я понимаю, – продолжал студент, – тракторист пашет, крестьянин собирает урожай, печник кладет печку…

Экзаменуемый вдруг почувствовал вдохновение:

– А какая польза от философии?

Студент глядел на меня с видом известного богослова Мартина Лютера, который окончательно развенчал папу римского.

– А зачем человеку шахматы? – в свою очередь простодушно спросил я.

– Ну, это совсем другое дело, – студент снисходительно улыбнулся. – Игра, азарт.

Минувший век оказался на редкость прагматичным, деловым.

Не раз ученые, да и сами философы пытались порассуждать о том, что приносит человеку непосредственную пользу, а что, вообще говоря, от лукавого. Не только философия, но и любое знание о человеке, человеческом духе казалось кое-кому химеричным, мало приспособленным к тому, чтобы обустраивать жизнь. Однако человек никогда не стал бы человеком, если бы интересовался только тем, что приносит ему сиюминутную пользу.

Безмерную услугу оказал людям первый умелец, который начертал на скале свои рисунки. Однако что от них проку: сыт ведь не будешь. На заре человеческой истории появились пророки, мудрецы. Для шлифовки ума в Индии изобрели шахматы. Потом уже в библейские времена родилась мудрость: «Не хлебом единым жив человек…» Кстати, именно в прошлом веке отечественный писатель Владимир Дудинцев напомнил эту истину. Так назывался написанный им роман, в котором говорилось о необходимости возрождения духовности.

Философию иногда называют высшей мудростью. Она пользуется абстрактными понятиями, демонстрирует различные головоломки, которые требуют напряжения мысли. Обращается к вопросам, которые кажутся предельно отвлеченными, далекими от реальной жизни. Это рождает у тех, кто изучает философию, определенную робость, подозрительность. В самом деле, кому нужна эта заумь? Может быть, гораздо проще иронично назвать философом соседа, который обнаружил способность рассуждать?

Между тем философию во многих странах начинают изучать даже в начальных классах. Учительница читает какой-нибудь рассказ или отрывок из конкретного сочинения и предлагает учащимся оценить события, поразмышлять над прочитанным. И тут обнаруживается, что многое из того, что по первому впечатлению кажется очевидным, требует раздумья. Попробуйте проверить себя. Возьмите какое-нибудь сочинение и условно разбросайте на полях вопросы: «Действительно ли так?», «Почему?», «Можно ли с этим согласиться?» Теперь еще раз взгляните на текст, и вы обнаружите, что возможности человека сомневаться в тех или иных утверждениях, глубоко обдумывать тот или иной вопрос беспредельны.

Впрочем, попробуем. Открываем книгу бельгийского драматурга и поэта Мориса Метерлинка (1862–1949) «Разум цветов». Читаем: «Среди растений, в жизни которых мы наблюдаем разительные примеры инициативы, право на особенно внимательное изучение принадлежит тем, которые можно назвать одушевленными или чувствительными. Я ограничусь упоминанием о грациозном испуге „не тронь меня“ всем нам хорошо знакомой чувственной мимозы»[1].

Проглядываем эти строчки и думаем: «Разве растения обладают инициативой?» Ведь такое чаще говорят о человеке. Неужели у растений есть душа и чувства? Может быть, можно сказать о мимозе, что она испугалась, но передать ей человеческие слова «не тронь меня…» Это уж слишком. Хотя, с другой стороны, ведь растения живые. Не исключено, что у них действительно есть разум. Где-то я прочитал про то, как комнатные растения реагируют на появление убийцы. Это, впрочем, был какой-то научный эксперимент. Растение, оказывается, опознает преступника. Возможно ли такое?

Читать еще:  Что должна делать крестная на крестинах девочки. Крещение: что нужно знать родителям

Представим себе, что все это правда. Но тогда число вопросов множится. Вообще, что такое разум? Присущ ли он только человеку? Или есть нечто, что мы только принимаем за разум, а речь идет совсем об ином? «Не слишком безрассудно кажется мне утверждать, – пишет Метерлинк, – что нет существ более или менее разумных, но что существует всеобщий, разлитый повсюду разум, нечто вроде всемирного флюида[2], различно проникающего во все встречающиеся на его пути организмы, смотря по тому, являются ли они добрыми или дурными проводниками духа»[3].

Итак, Метерлинк считает, что разум разлит во всей природе. Можем ли мы опровергнуть это утверждение? Окончательные доводы против данного суждения мы вряд ли сыщем. Тогда остается признать, что такое допущение возможно, но оно не является общепринятым. В этом случае можно говорить о своеобразной поэтизации природы, даже о ее очеловечивании. Метерлинк не одинок. Многие философы боготворили, одухотворяли природу. Так рождалась особая философская область знания, которую назвали натурфилософией.

Натурфилософы (исследователи природы) подчас скептически относились к идее Бога. Они полагали, что мир можно объяснить исходя из самой природы. Это она, вечная и чудодейственная, развертывая себя, создает великое многообразие мира, в том числе и свой венец – чело века. Именно поэтому природа достойна поклонения. Единожды возникнув сама по себе, она раскрывает свое безмерное богатство и разнообразие. Однако среди натурфилософов были и такие мыслители, которые признавали Бога. Восхваляя природу, они считали, что это – язык, на котором Бог разговаривает с людьми. Так появилось так называемое естественное богословие.

Философия, будучи относительно целостной, обнаруживает себя во множестве направлений, течений, учений и взглядов. Чтение Метерлинка позволило нам войти в область специфического подхода к миру – натурфилософского. Но он, понятное дело, не единственный. За века и тысячелетия своего существования философия накопила огромный арсенал идей, теорий, открытий. Внутри философии рождались особые отрасли философского знания. Появлялись школы, направления, течения. Сменяли друг друга философские эпохи.

Мы видим, что философы придерживаются разных воззрений. На что, однако, они опираются? Почему возникают различные направления мысли? Какие темы подвластны философии? Когда она возникла и исчезнет ли когда-нибудь? Можно ли обойтись без философии за время своего существования? Какую роль она играет в нашей собственной жизни?

Философия включает в себя определенное миропонимание. Она объясняет мир, сущность природы, место в ней человека. Она содержит в себе эмоциональную оценку мира, объяснение его тайн. Она служит для людей своеобразным духовным поводырем и наставником.

Изложение материала в учебном пособии по философии имеет свою специфику, которая объясняется ее особенностями как области мысли, миропостижения. Если при изучении физики или химии задача студентов заключается в том, чтобы понять те или иные законы и запомнить их, то философия по самому своему духу не дает окончательных ответов на поставленные вопросы, потому что поиск истины в ней не завершен. Для философа имеет значение не только тот или иной вывод. Не менее значимо для него и само рассуждение, развертывание мысли, процесс обдумывания проблемы.

Пособие приглашает задуматься над вопросами, поставленными человечеством еще на заре цивилизации и не решенными по сей день. Оно позволяет понять, какими сложными путями движется разум, раскрывает парадоксальность познания. Вот почему, изучая материал, вы будете знакомиться с разными точками зрения на обсуждаемые проблемы и, размышляя вместе с автором, тем не менее начнете развивать свой собственный взгляд на мир.

При изложении материала автор, используя сочетание проблемного и исторического подходов в раскрытии основных тем, пытался осветить мир мудрости как бы с двух сторон: с одной стороны, показывая уже имеющееся видение сущности проблем, связанных с постижением тайн бытия и сознания, а с другой – рассматривая способы и формы возникновения и решения проблем мироздания, что имеет немалую познавательную ценность для учащихся, поскольку содействует направленной активизации их мыслительной деятельности в целом.

Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем больше возникает у него новых вопросов, и истина вроде бы и не приближается, а удаляется, словно подтверждая гениальную формулу древнегреческого философа Сократа (469–399 до н. э.): «Я знаю, что я ничего не знаю».

Абстрактный – отвлеченный, неконкретный.

Идея – концептуальная мысль.

Интуиция – непосредственное переживание действительности, духовное видение.

Натурфилософия – философия природы.

Источники:

http://alleng.org/d/phil/phil075.htm
http://nashol.com/2016110991707/osnovi-filosofii-gurevich-p-s-2011.html
http://nice-books.ru/books/detskaya-literarura/detskaja-obrazovatenaja-literatura/203778-pavel-gurevich-osnovy-filosofii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector