Философ жан жак руссо. Жан Жак Руссо: педагогические идеи

Жан-Жак Руссо

Биография

Жан-Жак Руссо родился в Женеве 28 июня 1712 года. Этот французский философ, писатель эпохи Просвещения известен педагогическими трудами, теориями. Руссо называют основоположником романтизма в философской науке. Некоторые исследователи считают, что Жан-Жак Руссо в некоторой степени спровоцировал Великую французскую революцию.

Детство и юность

Детство франко-швейцарца Жан-Жака Руссо нельзя назвать беззаботным. Мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, оставив сына на попечении отца Исаака Руссо, который трудился часовщиком и подрабатывал учителем танцев. Смерть супруги мужчина переносил тяжело, но постарался направить любовь на воспитание Жан-Жака. Это стало значимым вкладом в развитие младшего Руссо.

Портрет Жана-Жака Руссо

Ребенок с младых лет изучал труды Плутарха, зачитывался «Астреей» с отцом. Жан-Жак представлял себя на месте античного героя Сцеволы и специально обжег руку. Вскоре старшему Руссо пришлось покинуть Женеву из-за вооруженного нападения, но мальчик остался в родном доме с дядей. Родитель и не подозревал, что сын станет значимым философом для этой эпохи.

Позже родственники отдали Жан-Жака в протестантский пансион Ламберсье. Через год Руссо для обучения передали нотариусу, позже перевели к граверу. Несмотря на серьезную загруженность, молодой человек находил время на чтение. Образование научило Жан-Жака лгать, притворяться и красть.

В 16 лет Руссо сбегает из Женевы и попадает в монастырь, расположенный в Турине. Почти четыре месяца провел здесь будущий философ, после чего поступил на службу к аристократам. Жан-Жак трудился лакеем. Сын графа помогал парню постигать азы итальянского языка. Но навыки письма Руссо получил у «мамаши» — госпожи де Варан.

Жан-Жак Руссо в некоторых произведениях, собственноручно написанных, представляет интересные факты своей биографии. Благодаря этому узнаем, что юноша трудился секретарем и домашним наставником, прежде чем пришел к философии и литературе.

Философия и литература

Жан-Жак Руссо – это, прежде всего, философ. Книги «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» до сих пор изучают представители науки. В произведениях автор пытался объяснить, почему в обществе существует социальное неравенство. Руссо первым попробовал определить, имел ли место быть договорной способ создания государственности.

Философ Жан-Жак Руссо

Жан-Жак считал закон выражением общей воли. Он должен был защитить представителей общества от правительства, которое не способно не преступать закон. Имущественное равенство возможно, но только в случае высказывания общей воли. Руссо предложил людям самостоятельно принимать закон, тем самым контролируя поведение властей. Благодаря Жан-Жаку Руссо создали референдум, сократили сроки депутатских полномочий, ввели народную законодательную инициативу, обязательный мандат.

«Новая Элоиза» — знаковая работа Руссо. В романе четко прослеживаются нотки «Клариссы Гарло», созданной Ричардсоном. Эту книгу Жан-Жак считал лучшим произведением, написанным в эпистолярном жанре. «Новая Элоиза» представляет 163 письма. Этот труд привел в восторг французское общество, так как в те годы подобный способ написания романов слыл популярным.

Выступление Жана-Жака Руссо

«Новая Элоиза» рассказывает историю о трагедии в судьбе главной героини. На нее оказывает давление целомудрие, мешая девушке насладиться любовью и подчиниться влекущему соблазну. Книга завоевала любовь людей и сделала Руссо отцом романтизма в философии. Но литературная жизнь писателя началась несколько раньше. Еще в середине XVIII столетия Руссо состоял на службе посольства в Венеции. Вскоре мужчина находит призвание в творчестве.

В Париже произошло знакомство, которое сыграло значимую роль в судьбе философа. Жан-Жак встретился с Полем Гольбахом, Дени Дидро, Этьенном де Кондильяком, Жаном д’Аламбером и Гриммом. Ранние трагедии и комедии не стали популярными, но в 1749 году, находясь в заключении, он прочитал в газете о конкурсе. Тема оказалась близка Руссо:

«Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов, или же оно содействовало улучшению их?».

Это вдохновило автора. Популярность среди граждан Жан-Жак заработал после постановки оперы «Деревенский колдун». Это событие случилось в 1753 году. Душевность и натуральность мелодии свидетельствовали о деревенских нравах. Даже Людовик XV напевал арию Колетты из произведения.

Жан-Жак Руссо

Но «Деревенский колдун» и «Рассуждения» добавили в жизнь Руссо проблем. Гримм и Гольбах восприняли творчество Жан-Жака негативно. Вольтер встал на сторону просветителей. Главной проблемой, по мнению философов, стал плебейский демократизм, присутствующих в работе Руссо.

Историки с упоением изучали автобиографическое творение Жан-Жака под названием «Исповедь». Правдивость и искренность присутствуют в каждой строчке произведения. Руссо показал читателям сильные и слабые стороны, обнажил душу. Цитаты из книги до сих пор используют для создания биографии философа и писателя, оценки творчества и характера Жан-Жака Руссо.

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Книга Жана-Жака Руссо

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

Мыслитель Жан-Жак Руссо

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

Читать еще:  Толкование снов храм. К чему приснился храм? К чему снится сновидцу Храм, психологический анализ

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой. Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно. На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.

Книга Жана-Жака Руссо

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

Личная жизнь

Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила — не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.

Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер

Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил.

Смерть

Смерть настигла Жан-Жака Руссо 2 июля 1778 года, в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 году привёз философа друг, который заметил ухудшение в состоянии здоровья Руссо. Для развлечения гостя товарищ организовал концерт на острове, расположенном в парке. Жан-Жак, влюбившись в это место, попросил устроить могилу для него здесь.

Друг решил выполнить последнюю просьбу Руссо. Официальным местом захоронения общественного деятеля считается остров Ив. Сотни поклонников ежегодно посещали парк ради знакомства с мучеником, которого так ярко описал Шиллер в стихотворениях. В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но через 20 лет произошло скверное событие — два преступника украли ночью прах философа и выбросили в яму, наполненную известью.

5.3. Педагогические идеи Жан-Жака Руссо

Ж.-Ж.Руссо (1772-1778) — французский философ, писатель, педагог-просветитель с мировым именем. Он родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Не получил систематического образования, но с помощью самообразования поднялся до уровня величайших умов своей эпохи. В поисках работы много путешествовал по Европе, сменил много профессий. В Париже познакомился и подружился с авторами знаменитой “Энциклопедии“. По совету Дидро он принял участие в написании конкурсной работы “способствовал Ли прогресс в науке и искусстве улучшению или ухудшению морали?“, за которую получил первую премию и снискал мировую славу. С появлением произведения “Эмиль, или о воспитании“ Руссо преследуют и он вынужден бежать из Франции. Это произведение даже было сожжено на одной из площадей Парижа. Лишь незадолго до смерти он возвращается в Париж. Большая часть жизни Руссо прошла в нищете.

Руссо выражал интересы “третьего сословия“ французского общества (крестьян, ремесленников, городской бедноты, купцов, банкиров, фабрикантов). В первых двух состояний принадлежали, соответственно, духовенство и дворянство.

Руссо развил идею естественной свободы и равенства людей, которые основываются на собственной труда каждого. К реализации этой идеи можно прийти только через соответствующее воспитание, основанное на умении ценить собственную и чужую работу и независимость.

Систематическое изложение своей педагогической программы Руссо сделал в произведении “Эмиль, или о воспитании“(1762). Центральным пунктом этой программы выступает теория естественного, свободного воспитания, где в центре стоит личность ребенка.

Естественное воспитание заключается в необходимости осуществлять его в соответствии с природой самого ребенка и его возрастных особенностей. Такое воспитание должно происходить на лоне природы, в тесном контакте с ней.

Основными факторами влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Основная задача воспитания, которое осуществляется людьми и вещами, заключается в том, чтобы согласовать свои воздействия с естественным развитием ребенка. В таком контексте следует понимать трактовка Руссо принципа природосообразности: естественное воспитание помогает свободному развитию ребенка, который происходит через самостоятельное накопления им жизненного опыта.

Свободное воспитание вытекает из естественного права каждого человека на свободу. Оно следует за природой, помогает ей. Руссо выступает за неприкосновенность, автономность внутреннего мира ребенка как маленького человека.

Он отрицает авторитаризм в воспитании. Детей должны ограничивать только законы природы. Отсюда отрицание Руссо методов наказания и принуждения в воспитании. По его мнению, идя по природе ребенка, необходимо отказаться от ограничений, установленных воспитателем. Свобода ребенка может быть ограничена лишь вещами. В этой связи Руссо предлагает заменить методы наказания методом “естественных последствий“ от неправильных поступков.

Непосредственным выражением идеи свободного воспитания является требование Руссо, чтобы ребенок был свободен в выборе содержания учебного материала и методов его изучения. Что ее не интересует, в пользу чего она не уверена, того она и не будет учить. Задача воспитателя так организовать все воздействия на ребенка, чтобы ей казалось, что она изучает то, что сама хочет, а на самом деле то, что он ей подскажет.

Важный вклад Руссо в педагогику заключается и в том, что он осуществил попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. Он называет четыре возрастные периоды:

— возраст младенца (0-2 г.), который охватывает период до овладения ребенком языка;

— детство или “сон разума“ (2-12 лет), когда преобладает чувственное познание ребенком мира;

— отрочество (12-15 г.) — период умственного развития (“формирование интеллекта“) и трудового воспитания;

— юность (15-18 г.) — период бурь и страстей, время морального и полового воспитания. С этого периода начинается самое главное в воспитании — учить любить людей.

Особенности каждого из выделенных возрастных периодов Руссо раскрывает в первых четырех частях произведения “Эмиль. “ на примере развития и воспитания главного героя романа Эмиля. Последняя пятая часть произведения посвящена воспитанию невесты Эмиля — Софии.

Главная задача первого периода — нормальное физическое развитие ребенка, его закалки. Ребенок в этом возрасте должна как можно больше двигаться, быть на свежем воздухе.

В период “сна разума“ главная задача — развитие внешних органов чувств и продолжение физического развития. Способы этого развития должны быть естественные, удовлетворяющие интересы ребенка. Не заставлять ребенка в этом возрасте думать, заучивать стихи, сказки, не читать ей никаких моральных установок. Откидывается будь-яка систематическое образование. Лучше, если ребенок до 12 лет вообще не умела читать. В таком возрасте, как утверждает Руссо, ребенку недоступны абстрактные и моральные понятия. Но, как исключение, единственно доступной для ребенка может быть идея собственности.

Читать еще:  Первая благородная истина буддизма. Страдание

Третий период — это получение образования, развития самостоятельного мышления. Происходит переход от чувственного знания к суждений. Умственное развитие, как считает Руссо, сочетается с трудовым воспитанием.

Руссо отвергает систематические знания. При выборе предметов для обучения необходимо руководствоваться, по его мнению, интересами ребенка. Основу дидактики Руссо видит в развитии у детей самостоятельности, умение наблюдать, сообразительности. Все должно быть представлено для детского восприятия с максимальной наглядностью. Руссо против иллюстрированной наглядности (рисунков, картин и т.д.). Предметом изучения является сама природа, поэтому большинство занятий нужно проводить на природе.

В третьем периоде происходит и трудовая подготовка человека. Труд, как утверждает Руссо, — общественный долг каждого. Чтобы сохранить свободу, надо уметь самому работать. Эмиль, герой романа, учится столярном деле, работает в поле, саду, на огороде, в мастерской, в кузнице. С другой стороны, труд выступает в Руссо и как воспитательное средство. Она способствует формированию положительных моральных качеств, которые присущи трудовой человеку. Но в этом возрасте, по мнению Руссо, ребенку еще недоступны в полной мере моральные понятия, не понятные отношения между людьми.

Полноценное нравственное воспитание, а вместе с ним и половое, происходят в юношеском возрасте и только в обществе. Эмиль переселяется в город к людям. В этот период его нужно научить любить людей и жить среди них. Руссо перед нравственным воспитанием ставит три задачи: воспитание добрых чувств путем реальных дел, примеров, а не рассуждений; воспитание хороших суждений через изучение биографий великих людей, изучение истории и т. п.; воспитание доброй воли путем совершения добрых дел. При этом Руссо отвергает морализаторства.

Относительно полового воспитания Руссо предлагает отстранить от внимания ребенка все вредное, возбуждающее, в частности сомнительные книги. Также нужно вести деятельной жизни, много двигаться, заниматься физическим трудом. Воспитателю необходимо избегать вопросов о половой жизни. Но когда ребенок все же спрашивает, то лучше заставить ее замолчать, чем лгать ей. Если же ребенок подготовлена, то нужно давать правильные ответы.

Руссо требовал не осуществлять специально религиозного воспитания. Он признавал только естественную религию: каждый человек вправе верить в творца вселенной по-своему. Дети сами рано или поздно придут к пониманию божественного начала и обнаружат, что есть только одна религия — “религия сердца“.

Относительно воспитания женщины Руссо придерживался традиционной точки зрения. Это видно из пятого раздела упомянутого выше романа, где рассказывается о воспитании Софии — будущей спутницы Эмиля. Основная функция женщины, по мнению Руссо, быть женой и матерью, нужно беспокоиться о ее физическое здоровье, эстетическое воспитание, приучать вести домашнее хозяйство. Женщине не нужна широкая научная образование.

Руссо разработал четкую систему формирования личности, но она не была лишена противоречий и недостатков.

Он не смог правильно определить законы развития ребенка, недооценив ее раннее умственное развитие. Период “сна разума“ в его системе определенный искусственно. Руссо неправильно разграничивает развитие определенных качеств ребенка по годах ее воспитания. Кроме того, он несколько смешивает развитие с воспитанием, біологізуючи этим сам процесс воспитания.

Руссо недооценивает систематичности обучения, отбрасывая книжное, словесное обучения. Те знания, которые ребенок получает способом самостоятельного накопления опыта, не только малочисленные, но и разорваны, несистематические, ненаучные.

Но вместе с тем педагогика Руссо оказалась чрезвычайно ценной. За 25 лет после появления “Эмиля. “ во Франции было опубликовано произведений на эту тему в 2 раза больше, чем за предыдущие 60 лет.

Жан Жак Руссо: педагогические идеи

Жан Жак Руссо — выдающийся представитель французского просвещения XVIII века.

Факты биографии и труды

Родился Руссо в простой семье женевского часовщика. С юных лет он вынужден был добывать себе средства к существованию различными занятиями, скитаясь по Франции и Швейцарии. Был переписчиком бумаг, музыкантом, домашним секретарем, слугой в барских домах. Оказавшись на положении приемыша в богатой аристократической усадьбе, Руссо впервые получил возможность заняться самообразованием и путем упорного труда достиг обширных и разносторонних познаний. Он становится писателем, но его жизнь по-прежнему проходит в постоянных волнениях и скитаниях.

В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс на тему: «Способствовал ли прогресс в науках и искусствах улучшению нравов?» Приняв участие в конкурсе, Руссо создал талантливое произведение, возбудившее глубокий общественный интерес. Он доказывал, что в далекие времена, когда люди не знали цивилизации, они были более нравственными и счастливыми. Тогда господствовало равенство, и различия между людьми определялись естественными причинами: способностями и трудом. Теперь же люди искусственно разделены на основе своего происхождения и богатства. В человеческих отношениях взяли верх недоверие, обман и вражда.

Вскоре Руссо написал еще два острых политических трактата по злободневным общественным вопросам. Они подняли его имя до вершин мировой славы.

В работе «О происхождении неравенства между людьми» он впервые отчетливо вскрыл отрицательную роль частной собственности в развитии человечества. Корень всех зол современного общества лежит, по Руссо, в неравенстве, а оно возникло с появлением частной собственности. Историческое развитие усиливает неравенство между людьми, и народные массы всё больше впадают в нищету, а богачи паразиты и тунеядцы не видят предела своему обогащению.

Руссо горячо призывал к борьбе с отжившими порядками во имя счастья и свободы простых людей. Но как устранить существующее противоречие между естественными потребностями человека и общественными условиями их удовлетворения? Каким же должно быть будущее свободное общество? На эти вопросы Руссо дал яркий ответ в работе «Общественный договор». Это произведение оказало огромное влияние на взгляды выдающихся деятелей французской буржуазной революции 1789 года.

В «Общественном договоре» развивается идея народовластия. В новом государстве, созданном революционной энергией народа, все правительственные учреждения будут подчинены народному собранию, а воля каждого гражданина — государственным законам, выражающим интересы всех. Народная власть, по Руссо, создается путем общей договоренности, откуда и название книги. Что касается частной собственности, то, хотя она явилась причиной общественного неравенства, Руссо не отменяет ее. Он лишь требует ограничить ее размеры, считая, что каждый может быть собственником того, что приобрел личным трудом.

Жан Жак Руссо о воспитании

Одним из действенных средств возрождения общества Руссо считал воспитание. Педагогические высказывания составляют важную часть его идейного наследства. В известном его романе «Эмиль, или О воспитании» и в других произведениях (в частности, в романе «Новая Элоиза», которым зачитывались современники писателя) Руссо доказывал, что люди от рождения обладают добрыми инстинктами, но становятся испорченными в условиях лживой цивилизации. Воспитание должно развить в человеке природные задатки и устранить с его пути всё, что может их извратить.

Глубокая вера Руссо в идеальную природу человека сделала его защитником права детей на счастливую жизнь. Он выступил с решительным протестом против феодального воспитания, основанного на насилии над ребенком, когда «возраст радостей и счастья проводится в слезах, наказаниях, в рабстве и под постоянными угрозами». В противовес этому он требовал любви к детям, предоставления им условий для свободного развития, воспитания их в естественной обстановке, поближе к природе.

Читать еще:  Люди которые родились 18. Тайны чисел - восемнадцать (18)

Педагогика Ж. Ж. Руссо. Мысли и идеи Руссо как педагога

Большая заслуга Руссо перед педагогикой — открытие им «естественных ступеней» в развитии ребенка:

  1. Первая ступень длится, по его мнению, от рождения малыша до того, когда он станет ходить и говорить. В этот период особого внимания требует физическое развитие ребенка. Руссо выступает против обычая богатых семей отдавать новорожденного на попечение кормилицы, няни. Он стыдит матерей, не выполняющих своего священного долга. Ничто не заменит ребенку нежности и заботливости матери. К тому же, меняя материнские радости и огорчения на эгоистические удовольствия, мать подрывает и семейные связи. В воспитании детей и укреплении семьи велика также роль отца. «Тот, кто не способен к исполнению долга отца, не должен им быть» . Много тонких замечаний делает Руссо по поводу отношений взрослых к детям. Необходимо отличать их естественные нужды от капризов и прихотей. Детские задатки подобны кустарнику у большой дороги: их легко могут повредить часто проходящие путники. Помощь взрослых допустима, когда она приносит пользу детям. Нельзя потакать детским слабостям и капризам. «Самое верное средство сделать ребенка несчастным — это приучить его ни в чем не знать отказа» . Надо больше требовать, чтобы дети по возможности все делали сами, и как можно меньше допускать, чтобы за них делали другие.
  2. Следующая ступень развития ребенка, по Руссо, длится от 2 до 12 лет. В это время главной задачей является развитие органов чувств: слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания и т. д. «Всё, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств, — материалистически утверждает Руссо.— Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума» . Он протестует против того, чтобы сажать детей с раннего возраста за изучение книг. Периоду систематического обучения человека должно предшествовать время накопления личного опыта путем непосредственных наблюдений. В этом возрасте Руссо предлагает применять метод естественных последствий. Нужно предоставить ребенку возможность самому почувствовать последствия своих неправильных поступков. Если он сломал игрушку или замарал платье — не покупать новые; разбил стекло в своей комнате — не торопиться вставлять другое. Пережив неудобства и испытав неудовольствие, ребенок поймет, как нужно обращаться с вещами.
  3. Руссо ошибочно полагал, будто дети до 12 лет не обладают способностью к отвлеченному мышлению. Умственное развитие он относил к периоду от 12 до 15 лет, который считал временем ранней юности. При этом задачу умственных занятий он видел не в том, чтобы насильственно навязывать детям систему и логику научного знания, а в том, чтобы привить им вкус к занятиям науками и вооружить способами совершенствования знаний. Руссо считал, что и в этот период центральное место в обучении должна занять природа, а не книги и учебники. Эмиль изучает естественные науки, путешествуя по полям, лугам и лесам. Ошибочное противопоставление личного опыта систематическому усвоению основ наук отражало общее отрицательное отношение Руссо к современной ему цивилизации и схоластической науке. Положительной стороной его программы было стремление соединить обучение с трудом. Выразитель интересов простых тружеников, Руссо с огромным уважением относился к труду и резко порицал людей, ведущих паразитический образ жизни. «Труд, — писал он, — является неизбежной обязанностью общественного человека. Будь он богат или беден, могуществен или бессилен, всякий праздный гражданин является вором».
  4. Последнюю ступень развития — от 15 до совершеннолетия — Руссо определяет как период полового созревания и нравственного воспитания. Он справедливо отмечает, что юношу сильно волнуют вопросы социального общения и поведения. И воспитателю необходимо возбудить у юноши «доброту, человечность, сострадание и все нежные чувства, которые так дороги человечеству» , в то же время уничтожая в зародыше «зависть, ненависть и все жестокие влечения, которые придают чувствительности отрицательный характер». Надо, чтобы юноша не придавал какого-либо значения происхождению, богатству и положению, а почитал и уважал человека как человека. Наряду с развитием «добрых чувств» воспитатель должен помочь своему воспитаннику формировать «добрые суждения» и развивать «добрую волю».

Руссо был одним из немногих педагогов, уделявших серьезное внимание половому воспитанию. «Для каждого обучения, — подчеркивал он, — есть свое время, которое нужно знать, и свои опасности, которых нужно избегать» . В отношении младших детей он советовал руководствоваться таким правилом: «Когда их любопытство по поводу чего-нибудь преждевременно или ни к чему— вы можете спокойно наложить молчание на их уста». Другое дело — законный интерес к вопросам пола со стороны юноши. «Когда он достигнет 16-летнего возраста, не стесняйтесь посвятить его во все эти опасные тайны, которые вы так долго и тщательно скрывали от него». Просвещение юноши на этот счет должно быть точным и серьезным, необходимо раскрыть истинную суть человеческих отношений в этой области.

«Конечно, должна быть поведана строгая правда, я в то же время вы должны дать понять, что это одно из наиболее серьезных и священных в отношениях людей».

Но как бы ни был естествен интерес молодого человека к этой стороне жизни, нельзя допускать, чтобы он поглотил все его помыслы и горячил его воображение. Надо стремиться заполнить его дни серьезными занятиями, большими и полезными увлечениями, практической деятельностью и физической работой. Больше всего следует избегать праздного препровождения времени, беспорядочного чтения, сидячей и изнеженной жизни, компании молодых бездельников».

В юношеском возрасте более чем когда-либо важны искренние и задушевные отношения между воспитателем и воспитанником. Они облегчают переживания воспитанника, когда он хочет поведать своему старшему и опытному другу о возникшем у него чувстве первой юношеской любви. Руссо советует самым серьезным образом отнестись к такому признанию. «Вы должны, — обращается он к воспитателю, — нарисовать в его уме идеал девичества и женственности и помочь ему полюбить так, чтобы сама чистота и поэзия его чувств стала лучшим воспитателем его как мужчины».

Вклад в педагогику

Несмотря на противоречивость и ошибочность ряда положений, педагогическое учение Руссо сыграло выдающуюся прогрессивную роль в развитии теории и практики воспитания, внесло существенный вклад в педагогику. Его произведения полны горячей любви к простым труженикам и проникнуты глубокой верой в их способность создать новое, свободное общество. В них воспевается гуманное отношение к детям, выдвигаются творческие методы их воспитания и обучения. Руссо ненавидел тунеядство и был горячим поборником трудового воспитания. Его педагогические идеи, как и всё социально-политическое учение, пользовались огромной популярностью во Франции в эпоху революции, а затем получили и мировое признание. Они широко были известны в России и вызывали горячую симпатию со стороны ее выдающихся представителей.

Н. К. Крупская, высоко ценившая демократическое учение Руссо, отмечала, что во время расцвета капиталистического строя буржуазные идеологи превозносили Руссо, а современная буржуазия относится к нему неприязненно и свысока, третирует его идеи, называя их несбыточными. Советским людям Руссо был дорог своим пламенным демократизмом, оптимистической верой в способность трудящихся создать новое общество, в котором будут процветать истинная свобода, равенство и братство.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источники:

http://24smi.org/celebrity/4991-zhan-zhak-russo.html
http://banauka.ru/4439.html
http://uchitel76.ru/zhan-zhak-russo-pedagogicheskie-idei/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector