Евангелие от марка 13 33. Большая христианская библиотека

Глава тринадцатая

Мк.13:1 . И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!

Мк.13:2 . Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

Мк.13:3 . И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:

Мк.13:4 . скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?

Поскольку Господь много говорил о запустении Иерусалима, например: «оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ), то ученики дивились, что столь величественные и прекрасные здания должны погибнуть, и потому показывали Ему столь поразительное благолепие храма. Но Он предрекает, что, тем не менее, из всего этого не останется даже камня на камне. Против этого некоторые говорят, что много уцелело остатков от древнего города Иерусалима, и таким образом пытаются представить Христа лживым. Но это напрасно, ибо если и сохранились некоторые остатки (что впрочем, несправедливо), то до всеобщей кончины не останется камня на камне. Впрочем, история свидетельствует, что Элий Адриан раскопал самые основания города и храма, так что чрез него исполнилось пророчество и о том, что не останется камня на камне. Когда же Господь сидел на горе Елеонской, к Нему подошли ученики, спрашивая: «когда это будет» ? то есть, когда исполнится предреченное о Иерусалиме? А Он, прежде ответа на их вопрос, утверждает их ум, чтобы не соблазнились. Ибо при начале бедствий в Иудее явились люди, называвшие сами себя учителями; поэтому и говорит Господь: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» .

Мк.13:5 . Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,

Мк.13:6 . ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.

Мк.13:7 . Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец.

Мк.13:8 . Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней.

Мк.13:9 . Но вы смотри́те за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства пред ними.

Мк.13:10 . И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.

«Многие придут» , таковы, например, были Иуда (Галилеянин) и Февда, кои выдавали себя за помазанников Божиих.

“Услышите , – говорит, – о войнах «; это те войны, о которых и Иосиф Флавий повествует и которые были перед разрушением Иерусалима. Иудеи в то время возмутились и перестали платить дань римлянам, а разгневанные римляне пошли на них войной и делали постоянные нападения.

«Но это еще не конец» Иерусалима, ибо римляне еще оказывали человеколюбие. И не одни войны были, но и другие Богом посланные казни, – голод и землетрясения, которые ясно показывали иудеям, что Сам Бог ведет с ними брань. Все же это было только «начало болезней» , то есть предстоявших им бедствий. А вы, – говорит, – берегитесь, ибо вас будут предавать в судилища. Благовременно вводит речь о них, что их будут предавать в судилища, это для того, чтоб от общих бедствий они получали некоторое утешение в своих собственных бедах. Но когда Господь сказал: «пред правителями и царями поставят вас за Меня» , то и этими словами Он преподал немалое утешение ученикам, именно в том, что они будут страдать ради Его. «Для свидетельства пред ними» , то есть, чтоб быть им безответными и видеть свое осуждение уже в том самом, что, истязуя вас, они не могут преодолеть истины. А чтоб ученики не подумали, будто беды и скорби воспрепятствуют проповеди Евангелия, Господь говорит, что «во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» , а потом уже предан будет запустению Иерусалим, А что действительно Евангелие проповедано было всюду еще до разрушения Иерусалима, послушай Павла: «по всей земле , – говорит он, – прошел голос их и до пределов вселенной слова их » ( Рим. 10,18 ). И это обстоятельство послужило к большему осуждению иудеев, то есть, что проповедь распространилась всюду еще прежде разрушения Иерусалима. Ибо, видя, что проповедь сия в краткое время распространилась по всему миру, они должны были признать в этом силу Божию, покаяться и таким образом избавиться от бедствий. Но они не вразумились; потому и осуждению тем большему подвергнутся.

Мк.13:11 . Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что́ вам говорить, и не обдумывайте; но что́ дано будет вам в тот час, то́ и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

Мк.13:12 . Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

Мк.13:13 . И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Действительно, прежде, нежели наступила решительная брань римлян с иудеями, чего не потерпели от них апостолы, будучи преданы на судилища и ведены к царям: Ироду, Агриппе и Нерону? Но вы, – говорит, – «не заботьтесь наперед, что вам» отвечать: в тот самый час Дух Святый даст вам, что должны вы будете говорить. При этом предсказывает им и то, что всего хуже, именно, что они будут преследуемы и от своих домашних. Говорит же это для того, чтоб они, слыша о сем предварительно, приготовлялись к напастям и впоследствии могли легко переносить их. Далее следует утешение: ради Меня, – говорит, – будете ненавидимы. Это самое великое облегчение в несчастье. Великое также утешение заключается и в том, что претерпевший до конца спасен будет.

Мк.13:14 . Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом ( Дан.9:27 ) , стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

Мк.13:15 . а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;

Мк.13:16 . и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.

Мк.13:17 . Горе беременным и питающим сосцами в те дни.

Под «мерзостью запустения» разумеется статуя того, кто подверг город Иерусалим запустению. Ибо «мерзостью» называется всякий идол; «мерзостью запустения» назван он потому, что его поставили внутри недоступного святилища храма, когда Иерусалим был взят и чрез это подвергся запустению. Впрочем, еще Пилат внес ночью в храм изображение кесаря, и чрез то был виной великого мятежа в народе. С этого времени начались и войны, и запустение Иерусалима.

«Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» . Хорошо сказал: «находящиеся в Иудее» (все вообще, а не апостолы), ибо апостолов не было тогда в Иудее, но, как сказано, они еще прежде войны были изгнаны из Иерусалима или, лучше, сами ушли из него, будучи движимы Духом Святым. Итак, да бегут оставшиеся в Иудее. А кто будет на кровле, пусть ни за чем не возвращается в дом свой: рад должен быть и тому, если спасется хотя нагой. Но горе будет тогда женам, имеющим детей, и беременным. Почему? Потому что первые, имея детей и будучи удерживаемы любовью к ним, не могут убежать; да и во чреве имеющим неудобно будет бежать по причине бремени чревоношения. Но я думаю, что здесь указуется и на детоядение, ибо осаждаемые иудеи во время голода поднимали руки даже на детей своих.

Мк.13:18 . Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.

Мк.13:19 . Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.

Читать еще:  Монастырь апостола андрея на кипре. Кипрская православная церковь

Мк.13:20 . И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.

Если бы бегство случилось зимой, то трудность времени препятствовала бы желающим бежать. И вообще скорбь будет тягчайшая из всех когда-либо бывших и имеющих быть.

«И если бы Господь не сократил тех дней» , то есть, если бы скоро не окончил войны римлян, «то не спаслась бы никакая плоть» , не осталось бы ни одного иудея. Но «ради избранных» , то есть уверовавших из евреев и имеющих уверовать впоследствии, война кончилась скоро. Ибо Бог, предвидя, что по пленении многие из евреев уверуют, ради сего не попустил до конца погибнуть иудейскому народу. Но можно разуметь это и в нравственном отношении. Так, «мерзость запустения» есть всякое помышление сатанинское, стоящее «на святом месте», – в разуме нашем. В сем-то случае «находящиеся в Иудее да бегут в горы» , то есть, исповедуясь, пусть восходят на горы добродетелей (Иудея – значит «исповедание», «проповедь»). А кто стоит уже на высоте, пусть не сходит с нее. Ибо когда какой-либо страстный помысл станет в нас, тогда надлежит посредством исповеди спешить на высоту добродетели и не сходить с сей высоты. И делающий доброе пусть не возвращается взять прежнюю совесть – ветхую одежду, которой он совлекся. Горе же бегущему зимой: ибо должно нам бежать от греха с теплотой, то есть с покаянием, а не с холодностью, неподвижно, – что и означает бегство зимой.

Мк.13:21 . Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, – не верьте.

Мк.13:22 . Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Мк.13:23 . Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё.

Мк.13:24 . Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,

Мк.13:25 . и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

Мк.13:26 . Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.

Господь кончил речь о Иерусалиме; далее начинает говорить о пришествии антихриста. Слово “тогда” надобно разуметь не так, что когда начнет сбываться вышесказанное о Иерусалиме, тогда не верьте, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос»; но знай, что это есть особенное свойство Писания. Так, евангелист Матфей, сказав о Рождестве Христовом, говорит: «В те дни приходит Иоанн» ( Мф.3:1 ). В какие дни? В те ли, которые непосредственно следовали по Рождестве Христовом? Нет, но неопределенно. Так и здесь Христос говорит: тогда не прельститесь, то есть не в то время как опустошен будет Иерусалим, но во время пришествия антихриста. Не прельститесь, – говорит, – ибо многие станут называться именем Христа, дабы соблазнить и избранных. По пришествии же антихриста вся тварь изменится: звезды померкнут от преизбытка света Христова и ангельские силы «поколеблются», то есть ужаснутся, смотря на такой переворот в мире и видя сорабов своих судимыми. И тогда-то узрят Господа как Сына Человеческого, то есть во плоти, ибо видимое в Нем есть тело Его. Но хотя Он придет и в теле, и как Сын Человеческий, однако, «с силою многою и славою» .

Мк.13:27 . И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.

Мк.13:28 . От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.

Мк.13:29 . Так и когда вы увидите то́ сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.

Мк.13:30 . Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет.

Мк.13:31 . Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Видишь ли, что и Сын посылает Ангелов, как и Отец? Где же те, кои говорят, что Он не равен Богу и Отцу? Ангелы же придут тогда для того, чтобы собрать избранных, которые, быв восхищены на облаках, должны будут таким образом встретить Господа. А что Я говорю, – продолжает Господь, – это можете уразуметь из примера смоковницы. Как смоковница, покрывшаяся листьями, показывает, что близко жатва, так и после скорбного времени антихристова непосредственно последует второе пришествие Христово, которое для праведных будет точно как жатва после зимы, а для грешных – зима после жатвы.

«Истинно говорю вам: не прейдет род сей» , то есть род верных или христиан, «как всё это будет» – все сказанное о Иерусалиме и пришествии антихриста. Господь говорит здесь не о роде апостольском, ибо апостолы не продолжат жить до кончины мира: многие из них не дожили и до разрушения Иерусалима. Значит, родом сим именует здесь род христианский, утешая таким образом апостолов. Дабы они не подумали, что при столь тяжких бедствиях вера, может быть, совершенно оскудеет. Господь говорит: дерзайте, не прейдет род верных и не оскудеет. Скорее прейдут небо и земля, эти непоколебимые, по-видимому, стихии, нежели слова Мои в чем-либо не исполнятся, ибо все, что Я сказал, будет.

Мк.13:32 . О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

Мк.13:33 . Смотри́те, бодрствуйте, моли́тесь, ибо не знаете, когда наступит это время.

Мк.13:34 . Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

Мк.13:35 . Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;

Мк.13:36 . чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.

Мк.13:37 . А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Желая удержать учеников от любопытства о последнем дне и часе, Господь говорит, что ни Ангелы, ни Сын не знают о сем. Если бы Он сказал: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их. А теперь, когда говорит, что ни Ангелы, ни Я не знаю, – Он весьма мудро поступает и совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему. Это ты можешь понять из примера. Малые дети, видя что-либо в руках отцов, часто просят у них, и если отцы не хотят дать, они, не получая просимого, начинают плакать. В таком случае отцы обыкновенно скрывают от них вещь, держимую в руках, и, показывая детям пустые руки, удерживают их от слез. Так и Господь, поступая с апостолами, как с детьми, скрыл от них последний день. Иначе, если бы сказал: Я знаю, но не скажу, – они восскорбели бы, что Он не хотел им сказать. А что Господь знает о последнем дне и часе, это очевидно, ибо Сам Он веки сотворил. Как же Ему не знать того, что Сам сотворил? Притом и для пользы нашей Бог скрыл кончину жизни как общей, так и каждого из нас в частности, дабы мы, при неизвестности сей кончины, непрестанно подвизались, ожидая ее и страшась, как бы она не застала нас неготовых. Но рассмотрим и с другой стороны сказанное. Вечером настает конец, когда кто умрет состарившись; в полночь, – когда кто достигнет средины века; в пении петухов, – когда начинает раскрываться в нас рассудок, ибо петух означает рассудок, пробуждающий нас от сна бессознательности, а потому, когда отрок начинает действовать рассудком и понимать, тогда в нем гласит как бы петух. Наконец, утро означает совершенно детский возраст. Итак, всем нужно помышлять о конце жизни. Младенец ли есть, – и о нем должно позаботиться, чтоб не умер некрещеным. Заповедует же это Господь всем вообще – и мирским людям, и отшельникам. Итак, мы должны бодрствовать и молиться, исполнять и то, и другое, ибо многие хотя бодрствуют, но проводят ночи не в молитве, а в худых делах. Заметь и то, что Христос теперь не сказал: Я не знаю, когда наступит время кончины, но «не знаете», ибо ради нашей пользы скрыл это время. Если мы и при неизвестности кончины враждуем друг против друга, то чего не сделали бы, если бы знали время кончины? Тогда все время жизни до смерти мы проводили бы в крайне худых делах, а в последний день, изъявляя раскаяние, впали бы еще в худшее состояние.

Читать еще:  Толкование библии святыми старцами. Оптина пустынь представила толкование библии от оригена и прочих еретиков и раскольников

Евангелие от Марка Глава 1

Размер шрифта

Изменить размер строки

Одноцветный фон

1 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!

2 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

3 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:

4 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?

5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,

6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.

7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, —но [это] еще не конец.

8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это—начало болезней.

9 Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.

10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие .

11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

12 Предаст же брат брата на смерть, и отец—детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

13 И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

14 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, —читающий да разумеет, —тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

15 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что— нибудь из дома своего;

16 и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.

17 Горе беременным и питающим сосцами в те дни.

18 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.

19 Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.

20 И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.

21 Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос , или: вот, там, —не верьте.

22 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

23 Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё.

24 Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,

25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.

27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.

28 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.

29 Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.

30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет.

31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.

34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;

36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.

37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Легкая Библия

Читайте своевременно Библию, скачивайте ее бесплатно и будьте вместе с Господом!

Евангелие от Марка | глава 13

VI. РЕЧЬ СЛУГИ НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ (Гл. 13)

А. Иисус предсказывает разрушение храма (13,1-2)

13,1 Когда Господь Иисус Христос последний раз перед Своей смертью выходил за пределы храма, один из учеников попытался вызвать Его восхищение великолепием храма и окружающей архитектуры. Внимание учеников было поглощено архитектурными достижениями, связанными с воздвижением огромных камней.

13,2 Спаситель заметил, что все это скоро будет разрушено. Не останется здесь камня на камне, когда римские армии вторгнуться в Иерусалим в 70 году н.э. Зачем увлекаться тем, что всего лишь преходящая тень?

Б. Начало скорбей (13,3-8)

В Своей речи на горе Елеонской Господь привлек внимание учеников к более важным событиям. Некоторые из пророчеств, кажется, касаются разрушения Иерусалима в 70 г. н.э.; большинство из них, по-видимому, следует относить к более позднему времени, к периоду скорбей и возвращению Христа во плоти, с властью и славой. Девизом христиан, применимым к верующим всех времен, должны быть следующие слова: (1) берегитесь (ст. 5, 23, 33), (2) не ужасайтесь (ст. 7), (3) терпите до конца (ст. 13), (4) молитесь (ст. 18, 33), (5) бодрствуйте (ст. 9, 33, 35, 37).

13,3-4 Речь началась с вопроса Петра, Иакова, Иоанна и Андрея. Когда будет разрушен храм, и какой признак будет предшествовать предсказанному событию? Ответ Господа касался разрушения позднего храма, которое произойдет во время великой скорби, накануне Его второго пришествия.

13,5-6 Во-первых, им следует беречься, чтобы никто не прельстил их уверениями, что он мессия. Появится много лжехристов, что подтверждается возникновением множества культов, в каждом из которых есть собственный антихрист.

13,7-8 Во-вторых, не следует истолковывать войны и военные слухи как знамения конца времен. На протяжении всего промежуточного периода будут происходить межнациональные раздоры. Помимо этого в природе будут наблюдаться большие катаклизмы – землетрясения, глады, смятения. Это всего лишь предродовые схватки, возвещающие о времени невиданных родовых мук.

В. Преследования учеников (13,9-13)

13,9 В-третьих, Господь предсказал, что тех, кто будет неуклонно свидетельствовать о Нем, ожидают большие испытания. Их привлекут в религиозные и гражданские суды. Хотя этот стих можно отнести ко всем периодам христианского свидетельства, все же он особенным образом указывает на служение 140 000 верующих евреев, которые понесут Евангелие Царства всем народам земли накануне воцарения Христа.

13,10 Не следует опираться на этот стих, уча, что Евангелие должно быть проповедано прежде восхищения. Слово Божье нужно проповедовать во всем мире, и оно, возможно, будет проповедано. Но говорить, что оно должно быть проповедано, значит заявлять нечто такое, на что Библия не указывает. Это пророчество может и не исполниться до прихода Христа за Его святыми; Он может прийти в любой момент!

13,11 Господь обещал, что верующие, которых в судебном порядке будут преследовать за имя Его, во время защиты получат помощь от Бога. Им не нужно заранее обдумывать свою аргуменитацию; возможно, у них не будет для этого времени. Дух Святой даст им нужные слова. Это обетование нельзя использовать как отговорку, позволяющую сегодня не готовиться к проповеди и евангелизации; оно – залог сверхъестественной помощи в критические времена. Это обетование для мучеников, а не для служителей!

13,12-13 Еще один признак скорбных дней: частые предательства тех, кто верен Спасителю. Члены семьи будут доносить на своих верующих родственников. Мир захлестнет огромная волна антихристианских чувств. Нужно будет обладать отвагой, чтобы оставаться верным Господу Иисусу Христу; претерпевший же до конца спасется. Это не значит, что он получит вечное спасение за свою стойкость; это было бы искажением евангельской вести. Не может это означать также и того, что во время великой скорби верные христиане будут избавлены от физической смерти, потому что мы повсюду читаем, что многие скрепят свидетельство своей кровью. Это, вероятно, означает, что стойкость до конца будет служить доказательством реальности спасения, то есть будет характеризовать тех, кто действительно спасен.

Читать еще:  Пророчества православных старцев. Предсказания и пророчества старцев о россии - странник

Г. Великая скорбь (13,14-23)

13,14-18 Стих 14 отмечает середину периода скорбей, начало великой скорби. Мы поймем это, сравнив данное место с Даниила 9,27. В это время в Иерусалимском храме установят большого отвратительного идола. Людей под угрозой смерти будут принуждать поклоняться ему. Истинные верующие, конечно же, откажутся.

Установление этого идолопочитаемого образа явится сигналом к началу великого преследования. Читающие Библию и верящие ей будут знать, что настало время бежать из Иудеи. У них не будет времени даже на то, чтобы собрать личные вещи. В особо затруднительном положении окажутся беременные женщины и питающие грудью матери. Если бегство произойдет зимой, то опасностей добавится.

13,19 Это будет время великой скорби, какой не случалось никогда в прошлом и не повторится в будущем. Это великая скорбь. Господь Иисус Христос не говорит здесь в общем о скорбях, с которыми встречаются верующие всех времен. Это период исключительного по своей глубине бедствия.

Заметьте, что скорбь, главным образом, коснется евреев. Мы читаем о храме (ст. 14, ср. Мф. 24,15) и об Иудее (ст. 14). Это бедственное время для Иакова (Иер. 30,7). Церкви здесь не видно. Она будет взята на небо до начала дня Господня (1 Фес. 4,13-18; ср. 1 Фес. 5,1-3).

13,20 В те дни на мир изольются чаши гнева Божьего. Это будут дни бедствия, хаоса и кровопролития. Фактически убийства будут столь массовыми, что Бог сверхъестественным образом сократит протяженность светового дня; иначе никто бы не выжил.

13,21-22 Период великой скорби снова станет свидетелем подъема лжемессий. Люди будут в таком отчаянии, что обратятся к каждому, кто пообещает им безопасность. Но верующие должны помнить, что Христос не появится тихо или без предупреждения. Даже если эти лжехристы будут совершать сверхъестественные чудеса (что они и будут делать), избранные не обманутся. Они поймут, что эти чудеса вдохновлены сатаной. Чудеса не обязательно имеют Божественное происхождение. Это сверхнеобычные отклонения от известных законов природы, но они могут представлять собой работу сатаны, ангелов и бесов. Человек греха получит силу от сатаны для совершения чудес (2 Фес. 2,9).

13,23 Поэтому верующие должны беречься и помнить о предупреждении.

Д. Второе пришествие (13,24-27)

13,24-25 После той скорби произойдут пугающие нарушения в небе. Тьма будет окутывать землю днем и ночью.

Звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (силы, удерживающие небесные светила на орбите).

13,26-27 Затем пораженные ужасом люди увидят Сына Человеческого, возвращающегося на землю, на этот раз не простым Назарянином, а славным Победителем. Он придет на облаках в сопровождении мириад ангельских существ и прославленных святых. Это будет сцена невыразимой силы и сияния славы. Он пошлет Своих ангелов и соберет избранных Своих, то есть тех, которые признавали Его как Господа и Спасителя в период скорбей. От всех концов земли – от Китая до Колумбии – они придут, чтобы наслаждаться благами Его удивительного тысячелетнего царствования на земле. Однако одновременно с этим будут уничтожены Его враги.

Е. Притча о смоковнице (13,28-31)

13,28 Смоковница – это символ (образ) израильского народа. Иисус показал здесь, что до Его второго пришествия ветки смоковницы пустят листья.

В 1948 году было образовано независимое государство Израиль. Сейчас эта страна оказывает влияние на мировые события несоизмеримо большее, чем ее размеры. Об Израиле можно сказать, что он пускает листья. Плода еще нет; фактически плода не будет до возвращения Мессии к народу, который желает Его принять.

13,29 Образование и рост государства Израиль указывают нам, что Царь близко, при дверях. (В греческом языке подлежащим в данном случае является только окончание глагола “есть” (estin), который в контексте может иметь значение “Он” (Христос) или “это” (предсказанные события). Эти два значения сходны.) Если близко Его воцарение, то насколько ближе Его приход за Церковью!

13,30 Нередко этот стих понимают так, что все предсказанное в этой главе произойдет еще при жизни людей, видевших Христа. Однако такое толкование стиха ошибочно, потому что многие события, особенно описанные в стихах 24-27, не произошли в то время. Другие относят этот стих к роду, который будет жить в то время, когда распустились листья смоковницы, то есть род, при котором в 1948 году было образованно государство Израиль, увидит второе пришествие. Мы отдаем предпочтение третьей точке зрения.

Род сей может означать “эта порода людей”. На наш взгляд, это слово означает “то племя еврейского народа, которое характеризуется неверием и отвержением Мессии”. История свидетельствует о том, что “род сей” еще не прошел. Народ израильский не только выжил, как отдельная нация, но и продолжил свою глубоко укоренившуюся враждебность к Господу Иисусу Христу. Иисус предсказал, что национальные особенности этого народа не изменятся вплоть до Его второго пришествия.

13,31 Наш Господь подчеркнул абсолютную точность каждого из Своих предсказаний. Атмосферное небо и звездное небо прейдут. Сама земля будет уничтожена. Однако каждое сказанное Им слово сбудется.

Ж. День и час неизвестны (13,32-37)

13,32 Иисус сказал: “О дне же том или часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец”. Хорошо известно, что этот стих использовали враги Евангелия как доказательство того, что Иисус – всего лишь подобный нам человек, который имел ограниченное познание. Его также использовали искренние, но заблуждающиеся верующие для того, чтобы показать, что Иисус лишился Своих Божественных свойств, когда пришел на землю в образе Человека.

Ни одно из этих толкований не верно. Иисус был и есть одновременно и Богом, и Человеком. Он обладал всеми атрибутами Божества и всеми характеристиками совершенного Человека.

Правда, Его Божество скрывалось в плотском теле. Но, тем не менее, оно было. Он никогда, ни на один миг не переставал быть полностью Богом.

Как же тогда можно говорить, что Он не знает времени Своего второго пришествия? Мы полагаем, что ключ к этому вопросу дает Иоанн (15,15):

“. ибо раб не знает, что делает господин его”. Как совершенный Слуга, Господь не знал время Своего пришествия (Ин. 12,50; 17,8). Как Бог, Он, конечно же, знал об этом. Но, как Слуге, Ему не дано было знать это, чтобы не открыть другим. Джеймс Г. Брукс объясняет это так:

“Это не отрицание Божественного всеведения нашего Господа, но просто утверждение о том, что при совершении искупления человечества не Его дело было “знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти” (Деян. 1,7). Иисус знал, что придет снова, и часто говорил о Своем втором приходе, но определение даты возвращения не входило в Его служение как Сына, и, следовательно, Он мог оставить Своим последователям этот вопрос как объект постоянного ожидания и желания”. (James H. Brookes, “I Am Comming”, p. 40.)

13,33-37 Эта глава завершается увещанием о необходимости бодрствовать и молиться, помня о возвращении Господа. Тот факт, что мы не знаем назначенного времени, должен удерживать нас в состоянии бодрствования.

Подобная ситуация обычна и в повседневной жизни. Человек уезжает из дому в длительную поездку. Он оставляет своему слуге инструкции и велит сторожу бодрствовать в ожидании его возвращения. Иисус сравнил Себя с человеком, отправляющимся в дорогу. Он может вернуться в любой час ночи. Он не должен найти Своих людей, служащих как ночные сторожа, спящими. Поэтому всему Своему народу Он оставил это слово: “Бодрствуйте!”

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-marka/13
http://www.bible-ru.org/mark-13.html
http://bible-teka.com/mcdonald/41/13/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: