Доклад: Тэн Ипполит. Тэн ипполит

Доклад: Тэн Ипполит. Тэн ипполит

Тэн (Taine) Ипполит Адольф (1828-1893) — французский философ, историк, искусствовед, психолог, родоначальник культурно-исторической школы в искусствознании и психологии. Исследования. Представитель позитивизма первой «классической» формы, испытал на себе влияние О. Конта. Исходил из допущения о первостепенной роли в развитии обществ и народов их географического положения и природных условий. Первым предпринял попытку исследования функционирования искусства в контексте определенного исторического момента. По его мнению, научная эстетическая критика — в отличие от морали — должна опираться на то, что создание или восприятие произведения искусства обусловлено тремя факторами: расой, средой и моментом. Будучи сторонником ассоциативной психологии, пытался ввести в психологию момент двигательной природы психики. В 1876 году опубликовал свои «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», где дал последовательное описание освоения речи своей дочерью, на основании чего сделал вывод о соответствии между культурной историей человечества и процессом развития детского мышления.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 616.

Сочинения: Philosophic de l’art, 1865, в рус. пер.: Философия искусства, 1933; Английский позитивизм. СПб., 1866; De intelligence, 1870, в рус. пер.: Об уме и познании. СПб., 1872; Les origines dela France contemporaine. V. 1-6, 1877-1894; Французская философия первой половины XIX века. СПб., 1896; Sa vie et sa correspondance. V. 1-2.

Литература: Cresson A. Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec un expose de sa philosophie. P., 1951.

Тэн (Taine) Ипполит-Адольф (21 апреля 1828, Вузье, Арденны — 5 марта 1893, Париж) — французский философ, историк, теоретик искусства и литературы. Сторонник позитивизма, испытал влияние Гегеля.

Получил образование в парижском Коллеже Бурбон и в Эколь Нормаль (1841—52), преподавал в Невере, в 1864—1869 — профессор эстетики и истории искусства в Школе изящных искусств в Париже. С 1853 публикует серию работ («Очерк о Тите Ливии» — Essai sur Tite-Live, 1856, «Басни Лафонтена» — La Fontaine et ses fables, 1861; и др.), в которых отстаивает тезис о существовании некой господствующей идеи, в краткой форме выражающей гений народа и заключающей в себе всю его историю. Тэн утверждает, что реальному порядку причин и следствий в вещах соответствует адекватный логический порядок идей в мысли, поэтому наука способна воссоздать объективную реальность. В литературно-критических работах 1850—60-х гг., объединенных позднее в сборники «Очерки критики и истории» (Essais de critique et d’histoire, 1858, рус. пер. 1869) и «История английской литературы» (Histoire de la litterature anglaise, v. 1—4, 1863—1864, рус. пер. 1876), Тэн утверждает, что как в отдельном человеке, так и в народе существует изначальная и высшая предрасположенность, управляющая всеми их действиями и идеями и обусловленная тремя основополагающими силами: расой, средой и моментом. Эту предрасположенность Тэн называет «основным характе-ром», определяющим доминирующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве.

В работах «Философы Франции 19 в.» (Les philosophies frangais du 19 siecle, 1857), «Английский позитивизм» (Le positivisme anglais, 1864, рус. пер. 1866), «Об уме и познании» (De [‘intelligence, v. 1—2, 1870, рус. пер. 1872) он обращается к анализу современной ему философии и усматривает причину ее бесплодности в изолированности от науки. Он предлагает освободить философию от поисков последних причин и сущностей вещей и развивает концепцию «форм духа и разума», типов мыслительных привычек, ментальных структур, свой ственных индивидам, народам, расам и отличающих различные ступени человеческого гения.

Свои представления об истории как науке, основанной на наблюдении и изучающей общие причины моральных и поли-тических явлений, Тэн развивает в своей последней фундаментальной работе «Происхождение современной Франции» (Les origines de la France contemporaine, v. 1—3, 1876—93, рус. пер., т. 1—5, 1907), где нашли выражение его консервативные представления об обществе.

Теория искусства Тэна оказала влияние на развитие социологии искусства.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 120-121.

Тэн (Taine), Ипполит (21.IV.1828 – 5.III.1893) – французский литературовед, философ и историк. Профессор истории искусств в Школе изящных искусств в Париже (1864-1884). Член Французской академии (с 1878 года). Труды Тэна 50-60-х годах были посвящены вопросам историографии (“Опыт о Тите Ливии”, Р., 1856, рус. пер., СПБ, 1900) и особенно литературоведения (важнейшее сочинение “История английской литературы”, v. 1-4, Р., 1863-64, рус. пер., т. 1-5, СПВ, 1871-1904) и философии (“Французская философия первой половины XIX в.”, Р., 1857, рус. пер., СПБ, 1896; “Английский позитивизм”, Р., 1864, рус. пер., СПБ, 1866; “Философия искусства”, Р., 1865, рус. пер., Воронеж, 1869; “Об уме”, v. 1-2, Р., 1870, рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1872 и др.). Тэн представитель культурно-исторической школы в литературоведении, был одним из наиболее влиятельных литературоведов своего времени.

Исходя из методологии позитивизма, он попытался дать причинное объяснение явлений художественной жизни. Наибольшее значение Тэн придавал общественной психологии, которая, в свою очередь, определяется, согласно Тэну, 3 основными факторами: “расой” (т. е. врожденными национальными особенностями), “средой” (климатом, а также политическими и социальными обстоятельствами) и историческим “моментом” (влиянием традиции). Свой “психологический метод” Тэн попытался применить и в основном историческом труде – “Происхождение современной Франции” (v. 1-3, Р., 1876-93, рус. пер., т. 1-5, СПБ, 1907), посвященном Великой французской революции. Однако этот труд оказался полностью подчиненным реакционной политической тенденции, отразив перелом в мировоззрении Тэна от умеренного либерализма к крайней реакции под влиянием Парижской Коммуны 1871 года, к которой он отнесся резко враждебно. В этой книге Тэн грубо извращал сущность революции, тенденциозно подбирая источники и интерпретируя события. Этот злобный памфлет проникнут ненавистью к народу, который изображается, как “дикое стадо”, как “чернь”, развращенная просветительской философией и выступающая в ходе революции как “страшная разрушительная сила”, подогреваемая демагогической агитацией якобинцев. Якобинцы (которые для Тэна не политическое направление, а особый “психологический тип” – демагоги, фанатики, помешанные на отвлеченных идеях) – объект особой ненависти Тэна.

Читать еще:  Что можно и нельзя на страстной неделе. Что нельзя делать в страстную неделю

Книга Тэна, выдержавшая много изданий, была одобрительно встречена в кругах реакционеров, но вызвала резкие нападки историков либерального и демократического направлений. А. Олар выпустил в 1907 году специальный труд, в котором подверг ее критике, убедительно доказав, что Тэн фальсифицировал сущность революции и оклеветал ее передовых деятелей. Споры по этому вопросу, разгоревшиеся не только во Франции, но и в других странах (в том числе в России), долго не затихали. Последователем ультрареакционной концепции Тэна в новейшее время во Франции был П. Гаксот.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ – ФЕЛЕО. 1971.

Литература: Aulard A., Taine historien de la révolution française, P., 1907; Matiez A., Taine historien, “Revue d’histoire moderne et contemporaine”, 1906-07, v. 8; Кареев H. И., Тэн перед судом Олара, “Рус. богатство”, 1908, No 7; Lacombe P., Taine, historien et sociologue, P., 1909.

Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузье, Арденны,—5.3.1893, Париж), французский философ, историк, психолог, эстетик. Тэн испытал влияние античной философии, детерминизма Спинозы, эстетики Гегеля, французского материализма 18 века, особенно Кондильяка, а также французского и английского позитивизма.

В теории познания в центре внимания Тэна природа заблуждения, абсолютное и относительное в познании, критерий истины. В сочинении «Об уме и познании» (v. 1—2, 1870, рус. пер., т. 1—2, 1872) Тэн вслед за Кондильяком развивает материалистическую точку зрения в противовес агностицизму Канта и индуктивизму Дж. Ст. Милля. Задача познания, по Тэну,— «преодоление галлюцинаций и иллюзий» и создание «науки вещей и фактов», ибо одно лишь понятие факта или события соответствует реальным вещам, а потому «наши познания суть факты . Наша задача — определить, как они рождаются, каким образом и при каких условиях они сочетаются и каковы постоянные результаты подобных сочетаний» («Об уме и познании», с. 11). По Тэну, критерий истинности — «взаимная согласованность представлений».

Тэн — родоначальник культурно-исторической школы в искусствоведении, развивавшей историко-генетический анализ искусства. Наибольшее влияние оказало его сочинение «Философия искусства» (1865, рус. пер. 1933), в котором искусство рассматривалось как общественное явление. Методологии Тэна присущи историзм, идея развития, борьба с теологией. По Тэну, искусство обобщает и выражает «господствующий тип», «типичный характер», воплощающий «наиболее существенные черты эпохи», «дух времени». Тэн призывал художников отражать субстанциональные стороны жизни, «сущность вещей», иерархию эстетических ценностей, предполагая её существование в «самом бытии». Критерий оценки произведения искусства, по Тэну, — степень важности и благотворности характера, степень цельности впечатлений (форма и композиция в искусстве). Искусство, по Тэну, не только средство познания истины, но и средство ощущения, чувствования мира, доля эмоционального момента в искусстве велика. Искусство «так же вечно, как и цивилизация».

Социологически ориентированная эстетика Тэна — первая попытка изучения функционирования искусства в общественном организме, хотя Тэн не смог преодолеть идеалистического понимания истории. Основные факторы развития искусства — раса, среда и исторический момент. Г. В. Плеханов видел заслугу Тэна в установлении причинно-следственной связи между общественным строем, господствующими вкусами, общественной психологией и искусством.

В исторических взглядах Тэна проявились метафизичность и классовая ограниченность. Так, революции он считал «дитём общего возбуждения». В основном историческом труде «Происхождение современной Франции» (v. 1—3, 1876— 1893, рус. пер., т. 1—5, 1907) Тэн нарисовал неприглядный социальный портрет якобинца, пользуясь случайно подобранными фактами; он не понимал исторического значения Парижской Коммуны. Критикуя позитивизм, он не выходил за рамки позитивистской методологии.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Sa vie et sa correspondence, v. i—2, P., 1908—144; в рус. пер.— Англ. позитивизм, СПБ, 1866; Критич. опыты, СПБ, 1869; Очерки совр. Англии, СПБ, 1872; Бальзак. Этюд, СПБ, 1894; Франц. философия 1-й пол. 19 в., СПБ, 1896; О методе критики и об истории лит-ры, СПБ, 1896; История англ. лит-ры, т. 5, М., 1904; Путешествие по Италии, т. 1—2, М., 1913—16; Лекции об иск-ве, ч. 1—3, 5, М., 1919.

Литература: Плеханов Г. В., Лит-pa и эстетика, т. 1—2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 5, 8, М.,1965 — 1967; Моравский С., Концепция искусства Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 2, М., 1965; Предвечный Г. П., Франц. бурж. эстетика, Ростов н/Д., 1967; Новиков А. В., От позитивизма к интуитивизму, М., 1976; Lасоmbе P., Taine historien et sociologie, P., 1909; Ehevrillon Α., Taine; formation de sa pensee, P., 19323; Cresson A., Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec im expose de sa Philosophie, P., 1951.

Далее читайте:

Сочинения:

Pages choisies. P., 1909; Philosophie de l’art, v. 1—2. P., 1948; в рус. пер.: Новейшая английская литература в современных ее представителях. СПб., 1876;

Философия искусства. М., 1996.

Литература:

Кареев H. И., Тэн перед судом Олара, “Рус. богатство”, 1908, No 7;

Barzellotti С. La philosophie de Н. Taine. P., 1900;

AulardA. Taine, historien de la revolution fran?aise. P., 1907;

Chevrillon A. H. Taine, formation de sa pensee. P., 1932; Cresson A. H. Taine. P., 1951.

Matiez A., Taine historien, “Revue d’histoire moderne et contemporaine”, 1906-07, v. 8;

Lacombe P., Taine, historien et sociologue, P., 1909.

Плеханов Г. В., Лит-pa и эстетика, т. 1—2, М., 1958;

Луначарский А. В., Собр. соч., т. 5, 8, М.,1965 — 1967;

Моравский С., Концепция искусства Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 2, М., 1965;

Предвечный Г. П., Франц. бурж. эстетика, Ростов н/Д., 1967;

Новиков А. В., От позитивизма к интуитивизму, М., 1976;

Ehevrillon Α., Taine; formation de sa pensee, P., 19323;

Cresson A., Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec im expose de sa Philosophie, P., 1951.

Социологически ориентированная эстетика Ипполита Тэна

Ипполит Тэн (1828— 1893) был убежденным позитивистом. Величайшими философами он называл Конта, Милля и Спенсера. Сосредоточив внимание на таком элементе культуры, как судьбы искусства, Тэн в общефилософских взглядах на культуру опирался на результаты исследованийО. Конта. Каки Конт,он считал, что методология исследования культуры должна быть заимствована у естественных наук, поскольку методы этих наук обладают, с его точки зрения, большой доказательностью. Сопоставляя науки общественные и естественные, которые сближаются в «общем русле движения»,И. Тэн писал: «. передав первым основные принципы, тщательность в исследования и общее направление последних, это движение сообщает им такую же основательность, как у естественных наук, и обеспечивает им столь же значительный прогресс» 1 .Тэн называл даже науки об искусстве ботаникой, которая занята не растениями, а «человеческими творениями». Главным дляТэна явилось изучение надындивидуальных форм культуры. Только такой подход, по его мнению, может дать возможность выйти на понимание особенностей региональных, национальных особенностей проявления исторического «духа» эпохи. Тэн обратил внимание как раз на те обстоятельства жизни культуры, которые дляКонта были второстепенными: климат, раса, географические особенности среды обитания.

Читать еще:  Верховный бог рима. Пантеон древнеримских богов

В качестве предшественниковТэна на пути объяснения особенностей культуры ее средой можно назвать много имен. При всем различии толкования факторов среды (прежде всего, географической) сюда можно отнестиМонтескье, Руссо, Гердера. Оригинальность же теоретической концепцииТэна заключалась в стремлении соединить историческое развитие с устойчивыми факторами. В структуру средыТэн включает:

• неизменные условия (климат, география);

• особенности меняющегося государственного строя и особенно «моральная температура», «состояние умов и нравов».

Он формирует понятие «господствующий тип» в культуре. В области искусства одни виды искусства

воплощают этот тип непосредственно (живопись, скульптура), а другие — опосредованно (архитектура, музыка). Постоянные особенности климата, например, Тэн, пытался увязать с тяготением живописи северных стран к колористическому, а южных стран — к линейному принципу.

В работе «Философия искусства» (1865) Тэн предпринимает попытку уйти от анализа отдельных шедевров как «слетевшего с неба чуда» и посмотреть на них в культурно-историческом контексте. Каждое художественное произведениеТэн включает в три системы.

Первая — взятое в своей целостности творчество писателя или художника, который выступает автором произведения.

Вторая — современные писателю или художнику «школа или художественное направление». Лишь полностью поняв природу и содержание этой школы или направления, можно понять творчество писателя или художника.

В качестве третьей системы выступает обширный круг явлений, целый мир, вкусы этого мира, состояние нравов и умов публики, формирующих внутренний мир писателя или художника.

И. Тэн вводит еще одно методологически важное понятие — «основной характер». При помощи этого термина он обозначает главенствующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве.

Основополагающими дляТэна явились положения социологииО. Конта о культуре, обществе как едином целом, имеющем некое надындивидуальное психическое содержание («дух эпохи») и стремящемся к сохранению равновесия. На этих положениях базируется работаИ. Тэна «Происхождение современной Франции». Культурная и общественная история страны связывается в этой работе с общим «духом эпохи». Такой подход дает возможность сопоставлять и сближать различные проявления духа эпохи (например, иерархию зверей у Лафонтена и сословную соподчиненность абсолютистской франтит XVII в.).Тэн (как и Конт) в качестве негативного начала, дестабилизирующего культуру и общество в целом, оценивает сущность социальных революций (к примеру, французской революции 1789 г.).

Культурфилософскую теориюТэна называли то психологической историографией, то натурализмом, то социологией искусства, а то и географическим позитивизмом. Работы Тэна при его жизни и в последующие времена вызывали много споров. Принцип историзма и детерминированности культуры вызывал к ним интерес и со стороны марксистов. Так,Г.В. Плехановупрекал И. Тэна за игнорирование влияния на культуру и на человека состояния «его производительных сил и его отношений производства» 1 . В числе последователейИ. Тэна в Германии называютГ. Геттнера и В. Ше-рера, в Дании —Г. Брандеса, в России —А.Н. Пыпина, Н.С. Тихонравова, Н.И. Стороженко, Н.П. Дашкевича.

Однако ряд исследователей, признававшихИ. Тэнасвоим учителем, напримерБрюнетьер и Симондс, довел его научные положения до крайности. Свое понимание эволюции литературных форм они довели до полной аналогии с эволюцией видов природного мира.

Французская наука внесла вклад в становление предпосылок исторического направления в культурной антропологии и еще на одном направлении — направлении исторической антропологии. Характеризуя это направление, отечественный культуролог и историк культурыА.Я. Флиер пишет: «Появление антропологии исторической связано с работой группы французских историков первой половины 20 века, обычно объединяемых под названием «школа «Анналов»» (Февр; Блок), и их современных последователей (Бродель, Ле Гофф, Ж. Ревель и др.). Главной новацией этого направления явилась переориентация внимания исследователя с описания институциональных механизмов социальной регуляции — политической и военной истории, персональных правящих элит, истории церкви, истории искусства и т. п. (чем в существенной мере была увлечена «классическая» история) — на изучение «истории повседневности» — образов жизни, картин мира, обычаев, привычек и иных стереотипов сознания и поведения рядового человека рассматриваемой эпохи» 2 .

Нетрудно видеть, что такая «переориентация внимания» в значительной степени совпадает с предметным полем исследований социальной (культурной) антропологии. Историки этой школы более всего заняты изучением «культуры ментальностей» городского населения средневековой Европы. Этому направлению принадлежат также определенные успехи в разработке и использовании методов комплексной реконструкции систем ментальных представлений и образов жизни людей средневековья. Исследовательские методы французской исторической антропологии получили распространение и среди современных историков Европы и США.

Ипполит Тэн – Философия искусства

Ипполит Тэн – Философия искусства краткое содержание

Автор этой в свое время одной из самых популярных книг по истории и теории изобразительного искусства выдающийся французский философ и историк Ипполит Тэн (1828—1893) по праву считается классиком мировой искусствоведческой мысли. Впервые она была выпущена в 1880 г. на основе лекционных курсов, прочитанных им в 1864—1869 гг. в парижской Школе изящных искусств. С присущим ему литературным мастерством Тэн увлекательно рассказывает о сущности, особенностях и характере процесса создания произведений искусства, творческой лаборатории видных итальянских и нидерландских живописцев, древнегреческих скульпторов. В книге воссоздаются картины жизни и наиболее яркие события Древней Греции, Италии и Нидерландов в средние века и в эпоху Возрождения, показано их влияние на развитие культуры.

Читать еще:  Почему так трудно с козерогом. Любовь Козерога – какая она? Тайны любви Козерога

Печатается в переводе А. Н. Чудинова по изданию, выпущенному в Санкт-Петербурге в 1904 г. Имена и фамилии, названия художественных произведений даются в современной транскрипции.

Для всех, кто интересуется проблемами теории и истории мирового искусства.

Философия искусства – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Подготовка к изданию, общая редакция, составление именного указателя и послесловие —

В составлении именного указателя принимала участие

М. Республика, 1996.

Силуэты культурных эпох

О мировом искусстве, его жанрах и этапах развития написано множество книг. Однако вряд ли может считать себя сведущим в этой области тот, кто незнаком с произведениями выдающегося французского философа и историка Ипполита Тэна. Его сочинения, изданные на русском языке несколько десятилетий назад, давно стали библиографической редкостью. Между тем в наши дни, когда особенно возрос интерес к познанию сущности, природы, закономерностей создания произведений культуры, ее развитию, настало время для пытливого и внимательного чтения работ Тэна. Наряду с трудами датского ученого Георга Брандеса и российского Александра Веселовского предлагаемая вниманию читателя книга составляет классику культурфилософской и искусствоведческой мысли.

Что можно сказать в предваряющем книгу слове? Тэн создал произведения, не имеющие аналогов по универсальности и богатству материала, исследовательскому кругозору и строгой фактологии. Исследовательская добросовестность философа не нуждается в рекомендациях. Идет ли речь о средневековой цивилизации и готической архитектуре, великих художниках Возрождения или духовном родстве греков и латинян, сравнении лирической поэзии греков с поэзией современных ему народов, типах реалистической или комической литературы, в работе Тэна нет приблизительных или неточных деталей, поверхностных оценок.

Обратимся к щедрой мозаике фактов, проницательных наблюдений и выводов, которые позволяют воссоздать силуэты эпох развития культуры. Когда Тэн сравнивает периоды расцвета или упадка, он не ограничивается двумя-тремя иллюстрациями. Исследователь говорит о литературе, музыке, скульптуре, живописи. Он вводит нас в мир культурных феноменов разного ранга и разного смысла.

В соответствии с установками классического позитивизма Тэн отдает предпочтение факту. Конечно, у кого-то, привыкшего к иной методологии, это может вызвать психологическую дискомфортность. Зачем это почти естественно-научное перечисление конкретных событий, деталей? Но вот по здравому размышлению улавливаем: за минувшие десятилетия преобразовались оценки, сменились пристрастия. Что же осталось нетронутым? Верховенство его величества Факта. Да, такими были, можно полагать, древние живописцы Помпеи и Равенны. Тождествен классический стиль при Людовике XIV. Узнаваемы статуи на гробнице Медичи. Самодовлеет живое тело, запечатленное на полотне художника. Живописцы-реалисты в Италии схожи с анатомами. Конкретны и выразительны символические и мистические итальянские школы.

Факт предельно значим, когда речь идет о культурно-исторической школе, поскольку именно разносторонней фактуры не хватает многим ’’всеобщим историям искусств”. Но примеры вовсе не представлены Тэном обособленно. Они выражают стремление воскресить образ культурной эпохи, передают ее аромат и неповторимость. Произведение искусства, по мысли французского искусствоведа, не есть нечто единичное, отдельное. Картина, трагедия, статуя — непременная часть целого. Речь идет не только о творчестве художника, которое выражает единство стиля. Воссоздается акустика времени. Рельефной, исторически конкретной оказывается общественная обстановка.

Однако как оценить философско-искусствоведческую концепцию автора? Одно дело, когда Тэн рассказывает о гимнастике во времена Гомера или о малых фламандцах. Другое — когда он рассуждает о типологии искусств. Третье — когда заявляет, что буквальное подражание не является целью искусства. Фактограф, аналитик, теоретик, эксперт. Чему же довериться? Ведь кроме описания явлений, регистрации фактов в книге немало теоретических рассуждений, обобщающих соображений. Неужели нет иной путеводной нити, кроме позитивистской?

Время расставляет собственные акценты. Наивно сегодня кроить философию по меркам точной науки. Да и сама наука все чаще рассматривается лишь как специфическая форма организации духовного опыта. Бурное развитие гуманитарного, антропологического знания лишает привлекательности идею строгого естественно-научного мышления. Не стоит отождествлять философию со своеобразной ботаникой; у нее совсем иное предназначение. И хотя позитивизм во многом выглядит сегодня уязвимым, однако идеал строгой рациональности сохраняет свое значение и в наши дни, в том числе и в культурфилософии. Если говорить об общей направленности тэновского анализа, то он ближе всего по своему духу к современным попыткам раскрыть коллективную ментальность, то есть передать исходные типы мышления, господствующие в конкретном обществе, особенности душевного склада людей, психологические черты эпохи.

Раскрывая собственный вариант философии истории и искусства, Тэн выдвигал понятие ’’основной характер” (предвестие последующих формул в философии — ’’национальный характер”, ’’социальный характер”). Имелся в виду главенствующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве. Стало быть, исследователя интересовал не общий план истории, не анонимные социальные структуры, а именно всечеловеческое, как оно проявляется в разное историческое время.

На содержание антропологически трактуемого характера, по Тэну, оказывают воздействие три фактора: раса, то есть наследственные свойства, среда и момент, проще говоря, историческая эпоха.

Мысль Тэна не исключает того, что многие процессы в культуре возникают вообще на уровне коллективного бессознательного. Мы не знаем, например, кто является автором тех или иных традиций, идущих из глубины веков. Культурные феномены нередко восходят к глубинам психики. Национальные, расовые компоненты чрезвычайно важны в той же мере, как и общесоциологические факторы. Кроме расовой принадлежности и существующих исторических условий Тэн весьма большое значение придавал понятию среды, то есть психического, духовного, культурного, социального окружения. Весьма значимыми оказывались ’’моральная температура” или ’’состояние умов и нравов” (мы, возможно, сказали бы сегодня: ценностные предпочтения людей).

Разумеется, психологические процессы не следует сводить к физиологическим реакциям. Однако целесообразно ли естественную органику изгонять из ’’наук о духе”? Создавая типологию искусств, Тэн опирается на теорию аналогий, усматривая определенные прототипы собственных классификаций в тех усилиях, с помощью которых французский зоолог Жоффруа Сент-Илер объяснил строение животных, а И. В. Гете — морфологию растений. Означает ли это, что французский исследователь не видит различия между биологическим и социальным? Такой вывод был бы поспешным и тенденциозным. Изучая социум, важно, конечно, видеть его специфику. Но разве не разумно прослеживать в обществе те же закономерности, которые обнаруживаются в природе?

Источники:

http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/tenippolit.php
http://studopedia.ru/15_40796_sotsiologicheski-orientirovannaya-estetika-ippolita-tena.html
http://libking.ru/books/nonf-/design/605825-ippolit-ten-filosofiya-iskusstva.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: