Что означает святой дух в троице. Учение православной церкви о пресвятой троице

Кем или чем является Святой дух в Святой троице?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сын – Иисус Христос – сын Божий

Святой Дух – это посредник между человеком и Богом. Когда на человека снисходит Святой Дух мысли человека отступают, а остаются только Чувства. Снисхождение Святого Духа – это награда за стремления и поступки Человека.

Снисхождение Святого Духа – это не ситуация из сказочного эпоса. Каждому из людей под силу понять и почувствовать время, когда Святой Дух снисходил до них. У кого-то эти мгновения длились секунды, у кого-то дольше.

Снисхождение Святого Духа не заметить нельзя. Это то время, когда Вам необъяснимо легко и хорошо. Это то время, когда Вам не нужны слова. Это то время, когда в Вас нет мимолётных мыслей, а есть незыблемая вечность.

Все, что я могу сказать, это –

Православный “Символ веры” утверждает утверждает следующее: Дух Святой – Господь, Животворящий.

Слово Господь применимо только к Богу. Следовательно, Святой Дух – Бог.

Животворящий, означает, что Святой Дух творит жизнь. Он первопричина и необходимое условие жизни.

(да простят меня особо-ревнивые христиане за столь “пошлую” формулировку).

В том же “Символе веры” сказано: ” со Отцем и Сыном спокланяема и сславима”.

Это значит, что Святой Дух, как Ипостась Святой Троицы, равен Отцу и Сыну.

То есть, правильно будет сказать: Отец – Бог, Сын – Иисус Христос – сын Божий – Бог, Святой Дух – Бог.

Не три Бога, но один Бог, – единое и нераздельное Существо, в трех независимых Лицах (Ипостасях).

Именно так: Отец, Сын и Дух – единое и нераздельное Существо, но и одновременно – три самостоятельные Личности (если понятие время здесь применимо).

Поэтому, вопрос “чей”, в отношении к Святому Духу – не имеет смысла.

Если честно, мне кажется, не один христианин (и не христианин) этого не понимает.

Да и не нужно это понимать, так как – невозможно человеку понять сущность Бога.

Редактировать свой ответ уже нет возможности, решил добавить еще один ответ.

Само понятие “Троица” был введен по двум причинам:

  1. Иначе, не было бы возможности принять Иисуса Христа, как Бога, не рискуя сделаться многобожниками.
  2. Для того, чтобы показать несостоятельность человеческого разума понять что есть Бог.

В подтверждение своих слов, приведу цитату из догмата о Святой Троице.

То есть, догмат и само понятие о Пресвятой Троице не могут объяснить сущности Бога.

В этом и есть один из основных смыслов догмата: не пытаться понять во всей полноте, –

что есть Бог, потому, что это – не возможно человеческому разуму.

И это действительно так. Человеческий разум очень и очень ограничен, вопреки сложившемуся мнению о его величии. Пример: наш моск не может “вместить” даже таких “простых” вещей,

как многомерное пространство (больше 3-х).

Что уж говорить о Боге, который “изобрел” и произвел эти пространства.

Кроме того, к Троице обращаются в единственном числе (не Вы, а Ты).

И о естестве Иисуса Христа, который:

То есть в самом догмате содержится противоречие: неслитно и вместе с тем – нераздельно.

Но, тем не менее, это признается истиной (которую понять не возможно).

Немало штакет,выдранных из забора,верующие люди сломали о головы друг друга,чтобы ответить на Ваш вопрос.Попытаюсь ответить с точки зрения обычного обывателя. Итак-Триединство или Святая Троица,Бог в трех лицах,причем все лица по своему небесному статусу равны:Бог-Отец,Бог-Сын,Бог-Святой Дух.Этакий языческий трехликий Янус.Придерживаются этой точки зрения:Православная,Католическая,Протестантская,Баптистские Церкви.Другая точка зрения:Бог-Отец,Сын Бога-две разные духовные Личности,Святой Дух-созидающий разум,сила и энергия Бога-Отца и Божьего Сына.Такой версии придерживаются Церкви:Свидетели Иеговы,Адвентисты седьмого дня,но за последнюю не уверен.

Все пишут, что догмат о Троице невозможно постичь человеку. Но вот вопрос: Почему Бог не объяснил этого в своем Слове – Библии, ведь она была дана для того, чтобы человек мог узнать о своем Создателе: о его качествах, делах, намерениях. А ведь Иисус Христос говорил, что “мы знаем, чему поклоняемся”! (Иоанна 4:22). Значит, чтобы поклоняться Богу угодным ему образом у людей должны быть ясные и четкие представления и знания о Боге. Если же “Троица” не постижима, значит, те, кто поклоняется ей, не знают какому Богу служат! И самое интересное, что слово “Троица” вообще не встречается в Священном Писании! Если же обратиться к энциклопедиям и истории христианства, то все они в один голос рассказывают о том, что первые христиане (бывшие сторонники иудаизма, которые признавали ЕДИНОГО Бога, то есть принадлежали монотеистической религии)не поклонялись Триединому Богу. Этот догмат складывался на протяжении нескольких веков (со 2-го века н.э.) и окончательно сформировался только к концу 4-го века нашей эры! А во что же верили до этого? – В то, что записано во Второзаконии 6:4: “Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь ЕДИН есть”!

Даже “Православная энциклопедия” признает, что в Новом Завете нет учения о Святой Троице(М., Т.5. С. 414).

Читать еще:  Парень лев какая девушка ему нужна. Какие женщины нравятся мужчинам-львам

Задумайтесь, учит ли Библия, что Св. Дух – это личность? Хотя в Библии говориться, что святой дух – помощник, заступник, утешитель, но есть много других стихов, где говориться, что люди Исполнились святого духа ( как можно исполниться личностью?), людей крестили святым духом (личностью разве можно крестить?), людей помазывали святым духом (больше похоже на то, как иудейских царей помазывали благовонным маслом, показывая, что Бог относится к ним благосклонно). Разве сравнивая эти стихи можно заключить, что святой дух – личность? Скорее, похоже, что Библия часто олицетворяет святой дух, приписывая ему свойства личности, как, например, Библия олицетворяет мудрость, говоря, что у нее есть дети (Луки 7:35), олицетворяет грех и смерть, говоря, что они царствуют (Римлянам 5:14, 21), а в 1 Иоанна 5:6-8 рассказывается, что свидетелем является не только дух, но еще и кровь и вода. Если предположить, что святой дух – личность, то как тогда объяснить эти библейские стихи, ведь в них тоже говориться о святом духе? Разве определение святого духа (если брать догмат о Троице) не должно подходить КО ВСЕМ библейским стихам без исключения? Вывод: Библия не учит тому, что святой дух является – личностью.

Согласно Библии, святой дух – это действующая сила Бога с помощью которой он все сотворил. Об этом ясно сказано в самом начале Бытие в Бытии 1:2 – “Земля была безвидна и пуста. и дух Божий носился над водою”. Во-первых, сказано, что дух принадлежал Богу, то есть, это не отдельная субстанция или личность существующая сама по себе. Во-вторых, сказано, что он носился над водою. Если святой дух – это личность, то интересно с какой целью-то он носился, да еще и над водою на Земле? А важно еще учесть, что место обитания Бога – духовная сфера на небе! “Небо – небо Господу, а землю он дал сынам человеческим” (Псалом 113:24). А вот если святой дух – это сила Бога, тогда все становится на свои места. Сила вполне может носится в пределах Земли, она принадлежит Всемогущему Богу, и он направил ее для того, чтобы сотворить на планете все необходимое для жизни людей, ведь сразу после того, как в Библии говориться, что дух носился над землей, начинается повествование о сотворении.

Тайна Святой Троицы

День, который мы празднуем, и его смысл трудно объяснить. Дело даже не в словах. Когда мы говорим, что наш Бог – Троица, то и чувства приходят в смятение. Как это понимать? Или даже важнее – как к этому относиться?

Здесь мы начинаем приближаться к постижению смысла нашей веры в Бога Троицу. Присматриваясь к окружающему нас миру, людям, к самим себе, мы приходим к осознанию того, что совсем мало знаем о Вселенной. И эта таинственность, недосказанность в главном, оказывается, и есть тот мостик, который соединяет нашего Бога и созданный Им мир. И чем больше честности мы здесь проявим, тем больше сможем приблизиться к истине. Мы смотрим вокруг, замечаем удивительную гармонию и мудрость в природе, людях, обществе; мы вглядываемся в себя, в свои чувства, переживания и понимаем, что все это слишком таинственно, премудро и прекрасно, чтобы быть порождением слепого случая. Эта тайна могла произойти лишь от другой Тайны… Но это только начало, первые шаги.

Когда же человек становится перед Богом, явленном в образе Святой Троицы, то он вправе спросить: «Хорошо, это Творец, Он для меня таинственен и непостижим. С этим я могу согласиться. Но тогда какое я имею отношение к своему Создателю?» Это вопрос очень важный. Его нельзя пропускать. Он должен непременно родиться в сердце каждого искренне ищущего живой веры. И здесь верующему сердцу есть что сказать.

Очень редко мы задумываемся над тем, что мир может обойтись без нас

Во-первых, Святая Троица – это полнота. А значит, мы действительно Богу не нужны. И эта честность не должна нас пугать. Мы привыкли строить наши отношения с Богом как минимум на равных, а чаще всего – как самодовольные кредиторы, которые могут сделать одолжение в виде доброго дела, молитвы или хорошего отношения к ближним. Но очень редко мы задумываемся над тем, что мир может обойтись без нас, что Бог совсем не нуждается ни в наших добрых делах, ни тем более в молитвах к Нему. Поэтому если все это нас утруждает, если у нас нет на это времени – то вполне можно обойтись без спектаклей, мир от этого не рухнет. Другое дело – сколько времени без Бога мы сможем сохранять свой человеческий облик. Творец же не желает нарушать нашу свободу, если мы сами отказываемся от своей человечности.

Но было бы неправильно на этом остановиться. Есть еще нечто. Тайна Троицы – это любовь. И здесь открывается причина и смысл того мира, загадочности которого мы каждый день удивляемся. Бог творит мир и людей, потому что Он действительно желает и может объять их Своей любовью. Он Себя приносит в жертву за отвернувшееся от Него создание. И только в Троице можно постичь величие этого события: Бог, Которому мы не нужны, любовь Которого мы попрали, ради нас отдает на мучения Своего Единородного Сына. Причина и объяснение здесь только одна – любовь…

И вот теперь мы можем ответить на главный вопрос, который волнует нас: как Тайна Святой Троицы соприкасается с нашей жизнью. Здесь нужна честность. Мы действительно не можем ничего принести Богу, обретающему полноту и любовь в Троице. Но на эту тайну мы можем ответить тоже тайной. Мы должны почувствовать свою причастность к Творцу. Ведь наш Бог есть Бог, Который не просто создал нас и предоставил самих себе. Он непрестанно заботится и участвует в нашей жизни. И это участие имеет одну причину – любовь. А значит, Он приходит в нашу жизнь не тогда, когда сложатся благоприятные обстоятельства и все у нас будет готово к встрече с Ним, не потому что мы смогли достичь определенного духовного уровня, занимаясь аскетическими упражнениями. Бога не интересуют ни обстоятельства, ни наша форма. Он ждет одного – ответа на Свою любовь к человеку. И этот ответ должен быть тоже плодом любви, а не принуждения или каких-либо обязательств, мечтаний.

Читать еще:  Икона святителя никиты новгородского в чем помогает. Тропарь и кондак святителю Никите, епископу Новгородскому

На тайну Святой Троицы мы призваны ответить тайной любви, вложенной Богом в каждого человека. И это очень важно – всегда напоминать себе об этом. Напоминать о том, что Богу не нужны наши добрые дела, духовные упражнения, молитвы, если они в нас самих не открывают следы Божественной тайны. Напоминать о том, что эту тайну мы должны уважать в каждом, кто встречается на нашем пути. Не потому что так нужно или так будет лучше жить на земле, а потому, что так определил наш Бог – Своим образом наделить каждого человека.

Тайна Святой Троицы напоминает нам о том, что мир необъясним и не стоит искать в стечении обстоятельств и событий каких-то действительно важных закономерностей. Все это лишь голос Божий к человеку, который мы должны услышать сердцем. Необъясним и человек, который стоит перед нами, потому что и в нем есть отображение этой тайны. А значит, не стоит утруждать себя попытками объяснить его поступки и дела. Нужно и в нем уважать тайну, и ему отвечать той же любовью, дарующей силу прощать.

Святая Троица в православии

Пожалуй, все знают, что такое Святая Троица. Под этим понятием имеют в виду триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа (ее иногда обозначают Св. Троица). Но что же это означает – иными словами, как может единый Бог проявляться сразу в трех лицах?

Подробный ответ на этот вопрос, комментарий представителя церкви из первых уст – все это можно найти в материале.

Три как один, и один как три — что это значит?

Триединство – это основное представление христианской религии о Боге. Оно означает, что Бог имеет три лица (иногда их еще называют ипостаси):

  • Бог Отец;
  • Бог Сын (Иисус Христос);
  • Бог Святой Дух.

Эти лица появляются в истории человечества последовательно, одно за другим – сначала Отец сотворил небо и землю и все, что на них. Затем Сын пришел спасти грешное человечество. А на пятидесятый день после его физической смерти на землю сошел Дух Святой. Это означает наступление благодатного времени, когда каждый человек может получить прощение и спасение путем искреннего раскаяния в молитве.

При этом в действительности все три лица имеют единую природу и существуют без начала и без конца. Интересно, что определенный намек на это можно увидеть на самой первой странице Библии.

В книге Бытие (глава 1) поэтапно описывается процесс сотворения мира. Всем известна фраза «И сказал Бог… и стало так». Сначала появился свет, затем суша, океаны, растительность, животные. Наконец, наступил день шестой – дошла очередь до человека.

И на этом месте внимательный читатель легко заметит своеобразный сюрприз:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Как же так? До этого момента Бог ни к кому не обращался, он просто отдавал приказы и создавал небо и землю, а также живых существ. Когда же речь пошла о сотворении человека, Бог явно к кому-то обращается.

Вот оно – первое упоминание о Троице Библии: даже на основе этого места, можно понять, что она означает (как в православии, так и вообще в христианском вероучении).

Пресвятая Троица – это и есть Бог, который существует без начала и без конца. Однако многим людям до сих пор трудно понять, что такое Троица в православии и в христианстве вообще.

Иными словами – как может быть такое, что три лица представляют единого Бога? В этом нет никакой вины человека – голос разума зачастую доминирует над верой и желает получать только конкретные, четкие ответы: 1 день, 2 килограмма, 3 километра и т.п.

Представление о триединстве Бога никак не укладывается в логические рамки. Ведь математика – точная наука, которая говорит о том, что один – это один, а три – это три. Но в том и дело, что вера – это не математика.

Более того – природа Бога и его силы во многом остаются великой тайной для человека. К слову сказать, в науке есть и собственные «большие» загадки – например, откуда произошло человечество, для какой цели оно появилось на земле. Если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, то откроем один любопытный факт: вопросов в ней куда больше, чем ответов.

Причем речь идет не только о важных задачах, но даже о бытовых, повседневных делах. Порой даже самое простое действие наводит на человека некоторую оторопь. Что же говорить о загадках Вселенной, а тем более – о тайнах, связанных с ее Создателем?

Читать еще:  Стоянка 10 15 20 что значит. Знак, запрещающий парковку: зона действия

Да, Бог един, но в то же время он проявляется в трех лицах. Впрочем, даже на нашей планете мы можем найти немало примеров, которые по крайней мере хорошо иллюстрируют эту аналогию. Например, вода может быть и паром, и льдом, и жидкостью – причем это единственное вещество, которое в земных условиях способно находиться сразу в 3 состояниях. И в то же время вода остается водой, природа ее едина.

А вот другой пример – радуга с ее бесконечным количеством тонов и полутонов. «Разобрать» ее на части до сих пор не удавалось никому, но ведь это и не требуется: только сочетание цветов можно признать радугой. А по отдельности каждый из них – не более, чем оттенок того или иного тона.

И таких примеров можно приводить еще очень много. Но суть их одинаковая: единая природа вещей, и в то же время – разное их проявление. Значит, Святая Троица – это единый Бог, проявляющийся в трех лицах.

Поэтому на вопрос о том, что такое Святая Троица в православии или вообще в христианстве, можно ответить очень коротко: это и есть Бог.

Что такое значит Святая Троица в православии: ответ священника

Подробный видеокомментарий священника о том, кто такая Святая Троица, и что такое означает Пресвятая Троица в христианстве, можно увидеть здесь.

История и значение праздника Пресвятой Троицы

В честь Святой Троицы отмечается одноименный праздник. Его традиционно встречают на 50 день после Пасхи (т.е. он тоже всегда выпадает на воскресенье).

Интересно, что само слово «Троица» появилось после написания Библии и даже после земной жизни Христа – оно было введено в оборот древнегреческим священнослужителем Феофилом Антиохийским еще в 2 веке нашей эры. А представление о триединстве Бога зародилось еще раньше – ему положило начало история, случившаяся ровно через 50 дней после воскресения Иисуса.

Еще при жизни Спаситель обещал, что после его смерти на землю обязательно сойдет Святой Дух. Скорее всего, тогда люди не вполне поняли его слова. Затем прошло довольно много событий – драматичных и праздничных. Сначала, как известно, Господь вошел в Иерусалим (в этот день мы празднуем Вербное воскресенье), затем умер и воскрес (праздник Пасхи), а спустя 40 дней ушел на небо (Вознесение).

И вот на пятидесятый день несколько апостолов, учеников Иисуса собираются вместе в одном доме в Иерусалиме. В Библии на этот счет написано довольно красиво (Деяния 1:14):

Все они были единодушно вместе.

Эти люди собрались потому, что они последовали за Христом. Ждали ли они исполнения пророчества о Святом Духе или нет – но в этот момент случилось настоящее чудо.

В небе послышался очень сильный шум, как будто гром или, как мы сказали бы сегодня, гул низко летящего самолета. Однако никто не испугался этого. И вдруг в какой-то момент над головой каждого апостола загорелся язычок пламени. Одновременно с этим собравшиеся начали говорить на разных языках, которые действительно использовали многие окрестные народы того времени.

Это чудо повергло всех жителей Иерусалима в шок, и они даже посчитали, что ученики Христа просто пьяны. Однако на самом деле последователи Иисуса исполнились Духа Святого. Они сразу пошли проповедовать его слово и учить все народы, как, впрочем, и повелевал Господь.

Вот и получается, что в день Пятидесятницы на землю сошел учитель, покровитель людей и одновременно помощник Бога, а вместе с тем – его третье лицо. И все это – Святой Дух.

Вот почему Троицу нередко называют Духов день (хотя на самом деле он отмечается не в воскресенье Пятидесятницы, а на следующий день – в понедельник). Интересно, что Троица отмечается все три дня (воскресенье, понедельник и вторник, причем основные торжества проходят в первые два из них).

Кто такая Святая Троица для нас?

Что же значит сошествие Духа Святого для нас? Иными словами – что же такое входит в понятие Святая Троица?

Безусловно, это и есть сам триединый Бог. Человеку, возможно, будет непросто осознать это чистой логикой, но поверить в эту истину вполне возможно, если правильно настроить свое сердце. Троица – это проявление Бога во всей его полноте, а также определенный образ, который символизирует исполнение божественного замысла для человечества.

Очень коротко его можно описать так: Отец сотворил небо и землю, Сын спас всех людей от греха и даровал спасение, а Святой Дух положил начало времени божественной благодати.

Вот почему именно в день появления Святого Духа отмечается Святая Троица, что означает проявление Бога во всех трех его лицах. Каждый верующий теперь может обращаться к нему напрямую и просить в молитве о прощении, успокоении и восполнении своих нужд. Интересно, что до этого момента люди обращались к своим богам только через жертвоприношения животных и специальные обряды, сопровождавшие это мероприятие.

Вот почему Пресвятая Троица олицетворяет отношение Бога, его любовь и милость к каждому человеку. Несмотря на грешную природу, каждый из нас вправе не только взывать о прощении, но и о спасении. В той же книге Деяний написано (2:21):

Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Вот он – вечный и бесценный дар спасения, который приходит с небес. Благодаря исполненной миссии каждого члена Святой Троицы этот дар сегодня может получить любой из нас. Достаточно только желания и хотя бы немного веры.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1117428-kem-ili-chem-javljaetsja-svjatoj-duh-v-svjatoj-troice.html
http://pravoslavie.ru/71350.html
http://zavedeno.com/prazdniki/troitsa/chto-takoe-v-pravoslavii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: