Что означает понятие дао в даосизме. Значение слова Дао – Философский словарь

Философский словарь

– учение о дао или “пути вещей”. Как особая система философствования возникает в Китае в 6-5 вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лао-цзы (много позже, в эпоху Тан – 7-9 вв. – был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4-3 вв. до н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д., только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку “сохранить в целостности свою природу”. Лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью. (Д. как определенную схему философствования и Д. как религиозное вероучение, сформировавшееся к началу н.э., нельзя отождествлять.) Философские аспекты “аутентичного” Д. легли в основу китайских религиозных школ “Пути истинного единства” (2 в.), “Высшей чистоты” (4 в.), “Пути совершенной истины” (13 в.) и др. Философские подходы Д. в средневековом Китае разрабатывали Гэ Хун (“Мудрец, объемлющий простоту”, 4 в.); Ван Сюаньлан (“Трактат о Сокровенной жемчужине”, 6 в.); Тянь Цяо (комментарии к “Книге превращений”, 10 в.). Канон текстов Д. (“Дао Цан”) сложился к 12 в. В границах Д. нередко конституировались также и еретические, диссидентские теоретические системы, неоднократно оказывавшиеся идеологическим обоснованием крестьянских революций и гражданских войн в Китае. (См. Дао, Лао-цзы.)

Смотреть значение Даосизм в других словарях

Даосизм — -а; м. Философское и религиозное учение, сложившееся в Китае в 4 – 2 вв. до н. э. и исповедующее естественный путь самосовершенствования, по которому должен следовать окружающий.
Толковый словарь Кузнецова

Даосизм — Одна из трех наиболее распространенных в Китае религий (наряду с конфуцианством и буддизмом). Обряды Д. основаны на анимистических верованиях и вере в магию.
Политический словарь

Даосизм — (кит. дао цзя или дао цзяо) – китайская религия и одна из основныхрелигиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основеверований шаманского характера. Философии.
Большой энциклопедический словарь

Даосизм — — философское учение а Китае в IV— III вв. до н. э., на основе которого во II в. н. э. складывается религия того же названия. Главное понятие в ней, «дао», объявляется сущностью.
Исторический словарь

Даосизм И Буддизм — Период распада Китая на две части (IV—VI вв.) ознаменовался в области религии широким распространением даосизма и буддизма. Даосизм ( Дао — обозначение основного понятия.
Исторический словарь

Даосизм — одно из направлений древнекитайской философии.
Сексологический словарь

Даосизм — одно из направлений древнекитайской философии.(Источник: Сексологический словарь)
Сексологическая энциклопедия

Даосизм — (Taoism) — древнекитайская философская и религиозная традиция (буквально “школа пути”), номинально основанная на идеях легендарного мыслителя Лао-цзы. — теория, .
Социологический словарь

Что означает понятие дао в даосизме. Значение слова Дао – Философский словарь

Дао (кит. 道 , буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Даосы, заимствовав термин, выстроили вокруг него собственную философию; наиболее известная и значимая даосская интерпретация Дао содержится в трактате Дао Дэ Цзин.

Содержание

Концепция Дао

Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения, который отвечает за происхождение единицы и двойственности и вместе с тем за начало мира и творение («10 000 вещей»).

Из Дао возникает полярность Инь и Ян и вследствие этого возникают противоположности, из согласованности действий которых возникают перемена, движение и взаимное проникновение — и вследствие этого возникает мир. Возникновение мира не означает факт какого-то времени, когда мир начал существовать. Мир существовал всегда. Речь идёт не о начале времён, как в Библии, а об осмыслении принципа существования. Поэтому, собственно, и «возникновение», и «Начало» — это слова, не отвечающие духу размышлений о Дао. На самом деле их надо чем-то заменить, но это так трудно, что мы вынужденно употребляем неверные слова, чтобы хоть как-то описать существующее.

Дао — это как принцип имманентности, так и трансцендентности, внутреннего и внешнего, невидимого и видимого. Дао — это наивысшее состояние бытия в его трансцендентной функции, как недифференцируемая пустота и мать космоса. Под наивысшим в даосизме понимается главное, высший уровень нашего понимания, а не сила, которая сильнее всех остальных сил. Под пустотой понимается то, что мы не видим, а не отсутствие чего-то. В современной трактовке это могут быть мельчайшие уровни микромира, «тёмное» вещество Вселенной, которое ищут сейчас астрофизики, нечто ещё более невидимое и неизвестное, но пронизывающее всё, как, например, магнитные поля или гравитационные волны, но ещё более фундаментальное, или, возможно, всё фундаментальное, взятое вместе, как бездна единичностей, составляющая творческую силу существования.

Согласно Лао-Цзы (Lǎozǐ) Дао порождает единицу (возможно, ци (Qi 氣)), единица порождает два — Инь и Ян (кит. 陰陽 ), которые порождают три и весь проявленный мир (кит. 萬物 / 万物, wànwù ). То есть Дао является источником всех форм. Одновременно это энергия, которая формирует весь процесс творения и творение. Это творящий дух, который и создаёт, и разрушает, но создание и разрушение одинаково творят и поддерживают этот мир, обеспечивая его существование в том виде, в котором мы его знаем.

Так как Дао охватывает всё, такие противоположности как отсутствие и наличие (кит. 無 / 无, wú, кит. 有, yǒu ), Дао нельзя описать в интеллектуальных понятиях, из-за чего китайская философия полна парадоксов. Один из главных парадоксов состоит в том, что Дао одновременно и единичное — неповторимый путь каждой вещи и каждого явления в отдельности, то есть самих по себе, и Единое, универсальный закон Вселенной, то, что объединяет все вещи и все явления в одно существование. Другой парадокс состоит в том, что Дао — высшая сила, но Дао нельзя при этом представить в виде чего-то отдельного. Дао словно разлито во всех остальных действующих силах, словно пронизывает их.

Читать еще:  К чему снится самолет взлетающий. К чему снится лететь во сне на самолете

В понятиях классической литературы Дао осмысливается, как всё пронизывающая сила, как одновременно и средство, и цель существования. Впрочем, цель существования в даосизме — это не движение от низшего к высшему, как в монотеистических религиях, а нечто необъяснимое и непонятное. Даже Дао не знает, что это такое. Дао — это не Высшее существо, всё знающее и всё понимающее. Знание и понимание — термины, вообще не применимые к Дао. Цель существования — это «вещь в себе». Возможно, что всё существующее существует «просто так», а цель мы ищем, потому что не понимаем принципов Дао. Когда же понимаем, мы перестаём искать цель и смысл, а живём «просто так» — и, возможно, только тогда совпадаем с принципами существования.

Дао действует без активности и намерения, вещи происходят из него и получают порядок. Дао вызывает какую-либо перемену и все же сам пуст и не активен. Это подчёркивается Лао-цзы намеренно, чтобы Дао никто не представлял себе, как нечто существующее отдельно и создающее всё существующее.

Действие Дао незаметно и вездесуще. Дао везде и во всём. Дао упорядочивает без того, чтобы господствовать. Мы везде и во всём видим действие Дао, но нигде не можем сказать, что вот это — Дао само по себе. Мир — это словно растение, которое растёт, подчиняясь внутренним законам, но эти законы незаметны.

Каждому существу и каждой вещи присуще собственное Дао, собственный Путь существования. Недеяние также практикуется, поскольку Дао упорядочивает вещи самостоятельно, и не нужно вмешиваться в этот естественный порядок.

Дао можно понимать как всемирный принцип, рационально недоступный, и поэтому человек должен как можно меньше своим сознательным действием и стремлением мешать этому принципу осуществлять себя, должен жить более интуитивным способом. Следовать по пути разума, пренебрегая интуицией — значит враждовать с Дао, а враждующий с Дао неминуемо причиняет вред себе и окружающему. Он словно плывёт против течения, но это течение настолько сильно, что всё равно подчинит его себе. Плывущий против течения зря тратит свои силы. Истощая свои силы, он приходит к гибели.

Не только у человека есть часть в Дао, но и каждая вещь и существо имеет собственное Дао и собственный путь. Каждое существо на дороге Дао неповторимо в его изменениях и проявлениях. Дао обнаруживается как постоянное движение и изменение. Понимать Дао означает понимать опыт существования, а не неподвижные интеллектуальные программы. Понимать означает у Лао-цзы следовать по пути Дао: видеть, чувствовать, ощущать действующие силы, и плыть по волне, не сопротивляясь течению. Это не означает, что человек должен броситься в первую же попавшуюся ему волну. Сначала надо интуитивно почувствовать, как живёт этот мир, а потом уже отдаваться волне. Жить естественно — значит в даосизме следовать естественности, избегая произвольных действий, вызванных попыткой осмыслить существующее вместо того, чтобы существующее почувствовать.

Адвайта Веданта

В адвайте под термином Дао понимается брахман всепронизывающий, основные понятия сформированы Гаудападой и Шри Ади Шанкарой

Буддизм

В Буддизме синонимом Дао является шуньята божественная пустота, основные постулаты о ней были сформированы Нагарджуной.

Раннекитайский буддист Дао-шень, считающийся одним из основоположников дзэн, отождествлял Дао с Буддой [1] . Четвёртый патриарх дзэн Дао-сюань, описывая два способа вхождения на Путь (посредством ума и посредством руководства), сформулированные Бодхидхармой, характеризовал Путь как Дао [2] .

Даосизм

В даосизме термин «дао» приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. Всемирную известность понятие Дао получило во многом благодаря классическому даосскому тексту Дао Дэ Цзин, который наряду с Библией и Бхагавад-гитой является одним из наиболее переводимых на иностранные языки текстов. Непосредственно с понятием Дао связан и известный литературный памятник китайской культуры Дао цзан — «Сокровищница Дао».

В философии неоконфуцианства термин «дао» больше отождествляется с термином «ли» («принцип») и противопоставляется материальному субстрату «ци». Основатель рационалистической системы неоконфуцианства Чжу Си подчёркивал при этом тождественность дао человека и окружающего мира.

Дао в Дао Дэ Цзин

В Дао Дэ Цзин Дао упоминается во многих местах. Существует множество оттенков значений в различных переводах этой работы. Ниже приведен первый станс, описывающий Дао:

ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [Дао], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход от одного глубочайшего к другому — дверь ко всему чудесному. «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы (Ян Хин-шун, перевод, 1972 г.) Москва, Медков С. Б., 2010

Уточнение к приведённому выше переводу.

Иероглиф «Дао»(道) состоит из двух частей: шоу — голова и цзоу — идти.

Исследователи относят создание теорий, разрабатывающих понятие Дао, к пятому — третьему веку до н. э. Самые древние письменные источники, рассматривающие Дао как философскую категорию, относятся ко второму веку до н. э.. Это два рукописных списка одного и того же небольшого текста приписываемого легендарному мыслителю Лао Цзы. В разные исторические периоды философский труд Лао Цзы имел разные названия, а с первого века нашей эры за ним закрепилось название «Дао дэ цзин».

До русскоязычного читателя донести содержание этого небольшого произведения (5000 иероглифов), крайне сложно.

Первая трудность состоит в том, что в древнем китайском письме — «вэньянь» нет разделения текста на предложения.

Вторая трудность состоит в том, что не всегда достоверно известно точное значение иероглифа-слова.

Читать еще:  Библия онлайн. Евангелие от Матфея

Третья трудность перевода состоит в том, что переводчик неминуемо разрушая структуру оригинала искажает его, а в «Дао дэ цзин» структура текста имеет особую значимость.

На русский язык этот труд переводится разными исследователями совершенно по разному. Уже первое предложение состоящее (как принято считать переводчиками) из шести иероглифов допускает разные трактовки. Вот первое предложение

ДАО КЭ — проявление — бытие — может быть ДАО ФЭЙ — не есть (отрицание) ЧАН — истина — вечное — постоянное ДАО

В трактате, термином Дао автор называет глубочайшие, изначальные аспекты причин явлений. Дао — источник явлений но сами явления не показывают истину о источнике. Дао тоньше и значительней любых проявлений, частных случаев бытия. Дао может восприниматься через Дэ. Дэ проявляется как закономерности мира проявленного, как законы Вселенской Гармонии. О возможности следовать этим законам писал Лао Цзы.

Дао — одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве — путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме — закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир — «воплощение» Дао. Мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает единства с природой и совершенства. В традиции «Книги перемен» («Ицзин») Дао — закономерность чередования сил инь-ян.

Дао в концепции китайского материализма

«Дао есть управление реальными вещами. Лао-цзы был слеп, утверждая что Дао существует в пустоте […] Будда был слеп, утверждая что Дао существует в тишине […] Можно продолжать до бесконечности, выдавая подобные бессмысленные сентенции, — но еще никто не избежал конкретности вещей». (Ван Фучжи, 1619—1692 Ch’uan-shan i-shu)

Дао в христианстве, православии и православных текстах на китайском языке

Китайская философская концепция Дао как Пути, Силы и Слова имеет свои параллели как в греческой философии (концепция Логоса), так и в построенной на её основе последующей христианской, православной философии на что обращали внимание исследователи философии Востока и Запада разных эпох.

Для христианина путь (то есть Дао) есть Христос”, паломничество (то есть следование Дао) — это путь к Христу. Если главный смысл паломничества в том, чтобы прийти к истокам христианства, то суть паломничества как христианского подвига — в подвижниче­стве: в преодолении не только трудностей пути, но и своей физической и порой душевной немощи. Подвиг странничества всегда вознаграждается духовной ра­достью познания красоты единого Божьего мира — и при­родной, и рукотворной. Ведь, познать мир — значит открыть миру своё сердце; воспринимать мир таким, какой он есть, великий и многообразный. Этому сущностному и поучают нас, грешных и сомневающихся. На основе книги «Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам».

В наше время, в связи с распространением в Китае православной и христианской веры понятие Дао имеет огромное значение и вовсю используется для перевода богослужебных текстов на китайский язык и адаптации христианских богословских концепций под мировоззрение восточного читателя.

В середине XII в. во время правления династии Сун в Китай прибыли еврейские переселенцы. Они подарили императору Ветхий Завет, который на китайском был назван «даоцзин» (книга пути) и «чжэнцзин» (книга истины).

В книге иеромонаха Дамаскина, «Христос, Вечное Дао» [3] читаем следующее: «Это был тот Логос, о котором Гераклит сказал, что люди его „не в силах постичь“; это было то Дао, о котором Лао-цзы сказал, что „ни один человек в мире не может понять“. Тонко чувствующие китайские переводчики, зная, что Дао для китайского народа значит то же, что Логос для греческого, первую строку Евангелия от Иоанна перевели так: „В начале был Путь (Дао)“ (太 初 有 道 , 道 与 神 同 在 , 道 就 是 神 。).»

  • 神 — Бог, Господь, Аллах, Тенгри, Хода;
  • 道 — Дао, Путь, Слово;
  • 神道 — Божественное Дао, Божественный Логос, Божественное Слово, Божий Путь. И вместе с тем именно этими иероглифами принято обозначать японское учение синто то есть путь божества, которое на русский принято переводить как путь богов.
  • 道德經 — Дао Дэ Цзин, Книга Пути и Силы, Книга Пути и Благодати;
  • 道經 — Книга о Пути (обозначение Ветхого Завета, Торы в XII в.);

Дао и ислам

Концепция Дао, которая является важной составляющей китайской философии была использована и продолжает успешно использоваться для адаптации и переформулировки идей ислама для китайского мира и наоборот — концепций китайского мира на базе исламского мировоззрения. См. напр. работу Сачико Мурата «Дао ислама».

В исламе, в частности в суфизме, также прослеживаются идеи Пути, Силы и Слова. В частности есть понятия Божьего Слова (Калам, Коран), Божьей Книги (Мактуб), идеи странничества (мировоззрение странствующих дервишей и ходжей), которые вполне могут быть адаптированы для китайского мировоззрения с использованием понятия Дао.

Что означает понятие дао в даосизме. Значение слова Дао – Философский словарь

ДАО (китайское, буквально – путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве – путь идеального правителя, нравственного совершенс

ДАО (китайское – букв. – путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве – путь совершенного правителя, нравственного совершенст

см. абсолютСинонимы: дорога, закон, путь

Ударение в слове: д`аоУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: д`ао

в конфуцианстве – путь, то есть то, что должно происходить, то, чему должен следовать человек: ஐ “Nomen omen! Amo, Amas, Amat, не так ли? Ars aman

(китайское, буквально – путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве – путь идеального правителя, нравственного совершенствов

1) Орфографическая запись слова: дао2) Ударение в слове: д`ао3) Деление слова на слоги (перенос слова): дао4) Фонетическая транскрипция слова дао : [д`

ДАО (китайское, букв. – путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве – путь совершенного правителя, нравственного совершенств

индийский длинный кривой меч, обыкновенно превосходной работы и богатой отделки. Национальное оружие мугов.

ДАО (кит. – Бог, слово, логос, путь) – понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизме

Дао — индийский длинный кривой меч, обыкновенно превосходной работы и богатой отделки. Национальное оружие мугов.

(букв.путь, дорога), одно из важнейших понятий кит. философии, центр. понятие даосизма. В философии Лао-цзы Д.невидимый вездесущий естеств. закон приро

(кит. – шлях, закон, принцип) поняття давньокитайської філософії, яке означало: в теорії пізнання – «шлях» природи, її закономірність; в етиці – смисл

Читать еще:  Сонник покойник просит воды. Признаки пребывания трупа в воде

дао сущ., кол-во синонимов: 3 • дорога (97) • закон (22) • путь (63) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дорога, закон, путь

ДАО — универсальный символ кит. культуры. Вероятно, термин «Д.» впервые введен в предфилософский и филос. язык анонимными «совершенномудрыми людьми

ДАО — 1. Китайский нож. 2. Неправильное обозначение шоудао.

д’ао, нескл., ср. Синонимы: дорога, закон, путь

– одно из центральных понятий в истории китайской мысли, означающее путь, метод, образ жизни, всеобщий закон, абсолют и т.п. В силу своей неопределенн

(кит. Путь) В древнекитайской мысли Высшее бытие, предшествующее мирозданию, безымянное и бесформенное, вечное и неизменное, глубочайшая тайна и высшая

(кит. Бог, путь, разум, слово, логос, смысл) одно из важнейших понятий кит. философии. Согласно философии Лао-цзы, дао означает всеединое. Оно не имеет

( букв. «пугь»): одно из главных понятий китайской философии, означающее путь мира в целом и каждой вещи в отдельности, символ космической гармонии и э

(кит. Бог, слово, логос, путь) то, что не имеет ни имени, ни формы, не может быть воспринято и недоступно познанию, но является вечной и единой первопр

Основное понятие философии Лао-цзы и даосизма. Единое верховная сущность, первопричина всего существующего, являющаяся одновременно и идеалом нравствен

дао; с. (кит., шлях, закон, принцип) поняття давньокитайської філософії, яке означало: в теорії пізнання – “шлях” природи, її закономірність; в етиці

да́о іменник середнього роду категорія китайської філософії

ДАО (кит. – Бог, шлях, принцип, закономірність) – одна з основних категорій кит. філософії, яка незмінно присутня у багатьох її напрямах, але має різ

(кит.) « Путь » ; кардинальное понятие даосской философии

(от кит., букв. — Бог, путь, разум, слово, смысл, логос) — одна из основных категорий китайской философии, важнейшее ее понятие. Согласно философии Лао

одна из важнейших категорий китайской философии. Буквальное значение д. – путь человека, его нравственное поведение и основанный на морали социальный п

(буквально «путь, дорога») в китайской философии обозначает путь природы и ее закономерностей, а также жизненный путь человека (его этическая норма). В

основополагающий символ китайской культуры, на котором строятся все представления о модели и устройстве мира. Как символ дао имеет несколько значений:

(кит. Бог, слово, логос, путь) понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизменным, не

(кит. Путь, Судьба, Первопорядок, Учение, Единое) категория китайской философии, всеобщий образ китайского типа мышления. Изложенное в VI IV вв. до н.

(Tao). Китайское понятие поля, организующего и упорядочивающего среду, к которому мы должны приспособиться. Это силовое поле, пронизывающее универсум.

кит. “путь”) – одно из основных понятий китайской философии. Если в понимании Конфуция дао есть “путь человека”, т.е. нравственное поведение и основанн

– категория, введенная в философию древнего Китая Лао-Цзы для обозначения пути, дороги природы, понятых как закономерность. Одновременно она имела знач

кит. – Бог, путь, разум, слово, логос, смысл) – одно из важнейших понятий кит. философии. Согласно философии Лао-цзы, дао означает всеединое. Оно не им

одна из важнейших категорий в кит. классич. философии. Первоначально термин “Д.” означал “путь”, “дорогу”. Впоследствии понятие “Д.” было применено др.

невідм., ч. Поняття давньокитайської філософії, яке означало: в теорії пізнання – “шлях” природи, її закономірність; в етиці – сенс життєвого шляху лю

ДАО”Путь” (“подход”, “график”, “функция”, “метод”, “закономерность”, “принцип”, “класс”, “учение”, “теория”, “правда”, “мораль”, “абсолют”). Одна из ва

одна из важнейших категорий китайской философии. Буквально значение термина «Д.» — «путь»; Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое

(кит. – Бог, слово, логос, путь) – понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизменным

невідм. , ч. Поняття давньокитайської філософії, яке означало: в теорії пізнання – “шлях” природи, її закономірність; в етиці – сенс життєвого шляху лю

ДАО(кит. — Бог, слово, логос, путь) — понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизмен

дао д`ао, нескл., с.

– (китайское – букв. – путь), одна из основных категорий китайскойфилософии. В конфуцианстве – путь совершенного правителя, нравственногосовершенствова

ДАО (DAO)

децентрализованная автономная организация (DECENTRALIZED AUTONOMOUS ORGANIZATION) и форма инвестиционного фонда венчурного капитала. DAO поставила зада

ДАО (КИТАЙСКОЕ

ДАО (китайское , букв. – путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве – путь совершенного правителя, нравственного совершенст

ДАО (КИТАЙСКОЕ, БУКВ. ПУТЬ)

ДАО (китайское, букв. – путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве – путь совершенного правителя, нравственного совершенств

ДАО ДЭ ДЗИН

священная книга даосизма; *Дао Дэ Дзин* переводится как *Книга о Пути и его проявлениях*; автором трактата считается Лаодзы

ДАО ДЭ ЦЗИН

ДАО ДЭ ЦЗИН («Канон дао и дэ») — основополагающий трактат даосизма, первоначально назывался «Лао-цзы» по имени предполагаемого автора Лао-цзы. По м

ДАО ДЭ ЦЗИН

(«Да́о Дэ цзин»,) классическое произведение древнего даосизма (4—3 вв. до н. э.); см. в ст. Лао-цзы.

ДАО ДЭ ЦЗИН

“ДАО ДЭ ЦЗИН” – см. Лао-цзы.

ДАО ДЭ ЦЗИН

“Канонич. книга о дао и дэ”, “Канон дао и дэ”, или “Лао-цзы”- памятник древнекит. филос. мысли, приписываемый полулегендарному мыслителю Лао-цзы; ос

ДАО ДЭ ЦЗИН

(каноническая книга о Дао и Дэ) – основополагающий трактат философии даосизма, автором которого считается Лао-цзы.

ДАО ДЭ ЦЗИН

ДАО ДЭ ЦЗИН

Daodejing), Книга пути и его проявления, классич. памятник кит. философии, приписываемый Лао-цзы (4—3 вв. до н.э.), каноническому соч. даосизма. Тракта

ДАО ДЭ ЦЗИН

“ДАО ДЭ ЦЗИН”, см. Лао-цзы.

ДАО И ДЭ

ДАО И ДЭ — парная онтологическая, гносеологическая и психологическая категория кит. философии. В тождестве Д. и Д. образуют единое. Единое, Д. и Д.

ДАО ИНЬ

导引 dǎoyǐn (даосское искусство работы с телом, жизненной силой и сознанием)

ДАО ПЕРЕДАЧА

ДАО ТУН “Передача дао (учения, традиции)”Понятие, обозначающее передачу духовного учения от первомудрецов к последующим поколениям. Появилось в конф.

ДАО ТУН

см. дао передача

ДАО ТУН

mm ). “Передача дао (учения, традиции)”. Понятие, обозначающее передачу духовного учения от первомудрецов к последующим поколениям. Появилось в конф. ф

ДАО ФИЗИКИ

«ДАО ФИЗИКИ» — книга австрийского физика-теоретика Фритьофа Капры (1976; рус. пер.: СПб., 1994). Книга состоит из 18 глав и эпилога. Основная и

Источники:

http://slovariki.org/filosofskij-slovar/3301
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/22509
http://rus-new-philosophy.slovaronline.com/363-%D0%94%D0%90%D0%9E

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: