Чаю воскресения мертвых и жизни будущего. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века

Беседа об одиннадцатой и двенадцатой частях Символа Веры

Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Первое послание к Коринфянам апостола Павла (2,9)

В одиннадцатой и двенадцатой частях Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, должном произойти одновременно со вторым и славным пришествием на землю Господа Иисуса Христа, и о жизни будущего века, которая наступит после этого.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века.

Христианство с момента своего существования верит и надеется на то, что когда-то все мертвые оживут и воскреснут в своих телах. Человек сотворен Богом как существо, состоящее из тела и души. Христос пришел на землю, чтобы спасти не только душу, но и тело человека.

Вначале были созданы ангелы, духовные существа, затем весь остальной мир, растения и животные. Человек первое и единственное творение, в котором присутствует и духовное, и материальное начало. По христианскому учению душа животных не подобна душе человека, она смертна и уничтожается вместе с телом. Дух человека роднит его с Богом, а тело — с животным миром.

В этом, по мнению христианского богословия, причина зависимости судьбы мира от судьбы человека. Когда человек совершает грехопадение, расстраивается все его существо. Душа поражается греховными страстями, тело становится тленным и смертным. По единству природы искажается и мир вокруг него. Это означает, что состояние мира напрямую зависит от нравственного состояния человека. Апостол Павел говорит, что вся тварь ныне стенает и мучается, ожидая откровения сынов человеческих.

Учение о двусоставности человеческой природы означает, что полноценным бытие человека бывает тогда, когда его душа и тело пребывают неразлучно. Когда же они разлучаются в смерти, человек перестает быть таким, каким его замыслил Бог. Смерть человека не входила в планы Творца. Отвернувшись от Бога, люди обрекли себя на гибель.

Разлучение души и тела не вечно. По вере христианской Церкви, второе славное пришествие Иисуса Христа будет сопровождаться воскресением всех умерших и преображением живущих. Люди восстанут в своих телах, но нетленных и бессмертных. Их тело станет подобно телу воскресшего Господа. Человек обретет то, ради чего он был создан — бессмертие и вечную жизнь. То, ради чего воплотился Сын Божий, претерпел тяжкие страдания и умер на Кресте.

Жизнь будущего века для одних будет наполнена счастьем и блаженством от созерцания Господа и пребывания в любви с Ним и с другими людьми, удостоившимися той же участи. Для других она будет означать вечные муки и пребывание в аду.

Ад — это место, где нет Бога. Адские мучения в христианской традиции чаще всего передаются в образах вечного, неугасимого огня, которому предадут себя те, кто отвергнет Бога.

По мысли одного из отцов Церкви, святого Григория Нисского, адским мучением будет действие благодати, которая, пронизав праведника, принесет ему блаженство, а для богоотступника будет подобна мучительному, пожирающему огню, ведь сказано, что Свет уничтожит тьму.

Но христианству также свойственно считать, что после второго пришествия Бог, по словам святого апостола Павла, будет “всё во всём”. Не останется в мироздании места, которое бы ни пронизывали лучи божественной благодати.

Упованием на жизнь будущего века заканчивается Символ веры, сокровищница богооткровенной истины христианской Церкви. Выражения его лаконичны и немногословны, но сколько стоит за этой кажущейся простотой! Он открывает нам знание о непостижимом для ума и сокрытом для глаз — знание о Боге.

О жизни после жизни и смысле слова «чаять»

«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», — говорится в Символе веры. Но что значит «чаять»? Чем оно отличается от «ждать» и «надеяться»? И что за жизнь будущего века ожидает нас?

Объясняет автор «Книги о радости и страдании» протоиерей Владимир Архипов.

Имея опыт встречи с жизнью после жизни и желая передать особенность отношения из настоящего к неведомому и грядущему, святые отцы, создавшие Символ веры, употребили слово «чаю». Не «надеюсь», не «верю», не «ожидаю», хотя эти слова близки по смыслу, но именно «чаю». Оно передает не только ожидание и надежду новой жизни, но отражает более подробную характеристику нашей веры и будущей жизни. В нем и признание самого факта посмертного бытия, и того, что каждому из нас предстоит встреча с ним.

Произнося слово «чаю», верующий включается сознанием в замысел Бога о человеке и его жизни. Открытый опыту святых, он может придать особую глубину своему миропониманию и вере.

Читать еще:  Гороскоп на неделю с 29 августа телец. Кстати, если у вас что-то не получается в отношениях, это может быть связано с вашей кармой, которую необходимо вычислить и исправить

Это краткое слово отражает, помимо всего прочего, тесную связь будущего с настоящим. Что человек посеет (во временной жизни), то и пожнет (в вечности). Сеющий в плоть… пожнет тление, сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 8). Когда мы говорим: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», мы не просто выражаем послушание Церкви, но утверждаем свое понимание: человек имеет бессмертную душу, и она вновь соединится с телом — оно будет нам дано новое.

Пока наша душа в теле, нам дана возможность собрать для нее сокровища нетленные, вводящие ее в жизнь вечную. В какой мере душа впитала Святой Дух, в такой мере Он освятит новое тело по воскресении. Господь Иисус Христос Своим Воскресением открыл реальность бессмертия духа и воссоединения его с материей тела в единую целостную личность. Доверие ко Христу, если оно у нас сложилось, дает нам знание о себе и о мире, которое мы возвещаем.

Несмотря на неведомый час и день наступления «жизни будущего века», принципиально важно включить его реальность в полноту нашего доверия Создателю. Этот взгляд за пределы смерти и времени придает нашей вере и отношениям с Богом измерение неба и вечности.

Без него бытие превращается в быт, понятие и смысл вечности сужается до благополучия «светлого будущего». Свобода становится необходимостью, призыв к святости — этическими нормами общежития, милосердие — благотворительностью, любовь — родительским или иным инстинктом, достоинство — болезненным самолюбием. Человеческими отношениями руководят смещенные представления об иерархии ценностей. В итоге первозданный образ Божий, как древняя икона слоями красок, закрашивается очередными идеологическими и социальными шаблонами.

Измерение бессмертия и вечности возвращает человека к пониманию своего предназначения и замысла о себе Творца. Вера и сама жизнь вырываются из уютной кельи религиозного и душевного покоя на просторы беспокойного восхождения к жизни будущего века. Этот путь начинается вместе с Господом Иисусом Христом в веке нынешнем. Он не сулит покоя (в мире будете иметь скорбь), но зато ведет к истине, а она — к свободе. В жизни появляется глубина, рождаемая устремленностью к вечному. Только в этом человек может осуществить Божий замысел о себе.

Направленность к жизни будущего века взрывает масштаб временной жизни, ограниченной смертью. В ней царствуют цели и мотивы, не соответствующие предназначению человека. Они искажают смысл существования, понимание себя самого, другого, происходящих событий. Определяющей, властной силой становится страх смерти, страданий, болезней. Теряется понимание главного и второстепенного, Божественной реальности и ежедневной действительности. Осознание реальности собственного воскресения и жизни после смерти разрывает замкнутый круг иллюзорных ценностей, определенных конечностью бытия. В новой системе координат жизнь не ограничивается смертью, а устремлена в бессмертие.

В этом масштабе обновляется смысл жизни и само миропонимание. Без осознания бессмертия своей души человек и все общество деградируют. Христос разрушает непреодолимую для человека преграду смерти, дает жизнь, которая не заканчивается смертью тела. К этой жизни, которой является Он сам, зовет человека Христос.

Замысел о человеке стал новым откровением о Боге — Он доверил твари Свой образ и подобие, а значит, свободу, самый богоподобный дар и самый ответственный и страшный. Она поднимает до Бога, но и низводит до ада. Но без нее нет радости обретения. Без свободы разум и сердце превращаются в средства выживания, человек становится одним из животных, причем не самым благородным. Не будь в нас сего Божественного дара, мы никогда бы не нашли Спасителя, ибо путь к Нему лежит через свободу. А вне Господа Иисуса Христа нет ни жизни вечной, ни воскресения, ни будущего века.

Нужно ли нам вообще размышлять о смысле этих слов, которые мы слышим и произносим каждый день? Быть может, лучше просто считать, что веришь в них, и на этом успокоиться? Просто повторять чужие слова и ни о чем не думать.

Но тогда сердце может остаться равнодушным ко Христу и далеким от Него. Если не вникнуть в них и не сделать своими, успеем ли ответить на ожидания Спасителя к тому моменту, когда душа расстанется с телом? А это уж будет, непременно, лично для каждого и в час, который не ждем. Господь говорит: не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25: 13). И будет встреча, и будет суд, и будет наш ответ.

Собственно говоря, Благая весть, которую принес Христос миру, — не об абстрактном спасении вообще, а о спасении конкретного человека, и не об абстрактной вечности, а о той, которая ждет лично каждого из нас, и о том, чего ждет она от нас.

Читать еще:  Православная церковь во времена вов. Церковь в годы великой отечественной войны

Благая весть открывает человеку правду о нем самом и о его жизни как она есть. Поэтому даже весть о кресте и об узких вратах — тоже радостная, ибо это единственный путь к спасению. Он не очевиден. Сам человек до этого не додумается, но другого пути за Христом попросту нет.

Святой Макарий Великий говорит: «Когда душа человека выйдет из тела, при этом совершится великое таинство. Никто не должен при этом удивляться, что душа, находясь в веке сем, повиновалась силам зла и была их рабой, то тем паче остается в их власти, когда отходит из мира. Так же, если она принадлежала силам света. Душа поступает туда, где ум и сердце имеют свою цель и любимое место. Богу легко все совершить в одно мгновение, только ты имел бы любовь к Нему. Бог требует от человека его делания».

Наша будущая жизнь тесно связана с сегодняшней. И нельзя к этому относиться легкомысленно, пропуская это предупреждение Христа и святых, как в детстве мы пропускаем скучные описания природы в приключенческом романе.

Исключать реальность жизни будущего века — все равно что мировую историю ограничивать историей своей жизни. Если не бояться истории как она есть в действительности, можно научиться на успехах и ошибках предков. Трудно придумать что-либо глупее, чем переписывать историю под себя.


Хендрик Гольциус. Адам и Ева

Грехопадением человек нарушил замысел Божий о себе и единство с Богом. В бытие вошло новое состояние — смерть. Ей стала подвластна жизнь человека как единое целое души и тела. Разрушая собой первозданную связь двух природ, она направляет их в разные миры. Казалось, им больше никогда не встретиться. Но Господь решает иначе. Он положил предел господству смерти.

В мир пришел Победитель смерти и Своей смертью явил, что она не вечна и не всесильна. А Своим Воскресением показал, что разорванный союз тела и души восстановится на новом уровне.

Господь вернет человека из смертного небытия в бессмертное бытие. Более того, устами пророка Он обещает восстановление гармонии во всем мироздании: Волк будет жить вместе с ягненком… лев, как вол, будет есть солому, младенец будет играть над норою аспида, и… не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей (Ис. 11: 6–9).

А память смертная, как мудрый опыт подвижников духа, не наполняет тоской и безысходностью жизнь, но придает ей полноту и глубину истинной радости.

Больше книг по психологии вы найдете в соответствующем разделе на нашем сайте.

Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века

Из книги «Да обновится Русская земля», изданной Сретенским монастырем в 2006 г.

Оставляет тогда человек все свои земные попечения, распадается тело, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Но душа его продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования. Многими явлениями умерших дано нам отчасти знать, что происходит с душой, когда она выходит из тела. Когда прекращается ее зрение телесными очами, тогда открывается ее духовное зрение. Часто оно начинается у умирающих еще до кончины, и они, еще видя окружающих и даже разговаривая с ними, видят то, что другие не видят. Выйдя же из тела, душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она стремится к тем, которые более сродны по духу, а если, находясь в теле, она была под влиянием некоторых, то остается в зависимости от них, выйдя из тела, как бы неприятны они ни оказались при встрече.

В течение двух дней душа пользуется относительной свободой, может посещать места на земле, ею любимые, а на третий день направляется в иные пространства. При том она проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих ее в различных грехах, на которые они сами ее соблазняли. Согласно откровениям, имеется двадцать таких преград, так называемых мытарств, на каждом из них испытуется тот или иной вид греха; пройдя через одно, душа попадает на следующее, и лишь благополучно пройдя через все, душа может продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена в геенну. Насколько ужасны те бесы и их мытарства, показывает то, что Сама Богородица, извещенная Архангелом Гавриилом о предстоящей кончине, молила Сына Своего избавить Ее от тех бесов, и, исполняя Ее молитву, Сам Господь Иисус Христос явился с Неба принять душу Своей Пречистой Матери и вознести на Небо. Страшен бывает третий день для души усопшего, и посему особенно нуждается она тогда в молитве о ней. Благополучно пройдя мытарства и поклонившись Богу, душа в течение еще тридцати семи дней посещает Селения Небесные и пропасти адские, не зная еще, где она окажется, и лишь на сороковой день определяется ее место до воскресения мертвых. Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие — в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам.

Читать еще:  К чему снится покраска волос во сне. К чему снится красить волосы

Насколько важно при том поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», — и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?!» — спросил священник. «Да, это верно, — ответил святой Феодосий, — но приношение за литургией сильнее моей молитвы».

Посему полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией. Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но неуспевшие то проявить при жизни, освобождались от мук и получали упокоение. В церкви всегда возносятся молитвы о упокоении усопших, и даже в день Сошествия Святого Духа в коленопреклоненных молитвах на вечерне есть особое моление «о иже во аде держимых». Каждый же из нас, желая проявить свою любовь к усопшим и оказать им действительную помощь, лучше всего это может сделать через молитву о них, в особенности поминовением их на литургии, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии. В том они нуждаются всегда, а особенно в те сорок дней, в которые душа усопшего проходит свой путь до Вечных Обителей. Не чувствует ничего тогда тело, не видит собравшихся близких, не обоняет благоухания цветов, не слышит надгробных речей. Но ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто их творит и духовно бывает близка им.

Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах! Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас! Будем же и сами милостивы к усопшим. Как только кто преставится, немедленно зовите или извещайте священника прочитать «Последование по исходе души», которое положено читать над всеми православными сразу по их кончине. Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпевание происходило в церкви и до отпевания над покойником читалась Псалтирь. Отпевание может совершаться и не пышно, но обязательно полностью, без сокращения; думайте тогда не о себе и своих удобствах, а об усопшем, с которым прощаетесь навеки. Если одновременно в церкви несколько покойников, не отказывайтесь от того, чтобы их отпевали совместно. Лучше пусть отпевают сразу двух или больше покойников и еще горячее будет молитва собравшихся всех их близких, чем будут отпевать их по очереди и, не имея сил и времени, будут сокращать службу, когда каждое слово молитвы для усопшего есть как капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, то есть ежедневном поминовении в течение 40 дней на литургии. Обычно в церквах, где происходит ежедневное священнослужение, отпетые там усопшие поминаются в течение сорока дней и больше. Если же отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны сами позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная молитва у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи, и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба.

Будем заботиться об уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать все, что можем, помня, что «Блажени милоствии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).

Источники:

http://www.zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhiy/Chast_1_O_vere_i_zhizni_hristianskoj/Beseda_11-12_Simvola_Very/
http://nikeabooks.ru/blog/o-zhizni-posle-zhizni-i-smysle-slova-chayat/
http://pravoslavie.ru/2365.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: